Крестовоздвиженский храм в Самаре - 18.05.14-24.05.14 Неделя 5я по Пасхе, о самарянке
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

18.05.14-24.05.14 Неделя 5я по Пасхе, о самарянке

 

в началоНа этой седмице:

Иов Многострадальный19/6 мая: Праведного Иова Многострадальнего (ок. 2000-1500 гг. до Р. Х.).

Нил Сорский20/7 мая: Преподобного Нила Сорского (1508). Великий подвижник Русской Церкви, основатель скитского жительства на Руси, автор «Предания», «Устава о скитской жизни», а также ряда посланий, он отличался крайней нестяжательностью и трудолюбием.

Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме (351). В дни Святой Пятидесятницы, 7 мая 351 года, на небе явилось изображение равноконечного Креста Господня, сиявшее неизреченным светом, превосходившим свет солнца. Знамение Креста начиналось над Голгофой и достигало горы Елеонской. Через это явление многие иудеи и еллины пришли к истинной вере и приняли Святое Крещение.

День Волги. Река, на которой стоит наш город — одна из крупнейших рек на Земле и самая большая в Европе.

21/8 мая: Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (ок. 98-117). Апостол Иоанн — любимый ученик Господа, автор Евангелия, Книги Откровения и трёх посланий. Церковь именует его апостолом любви, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. Он один из трёх, кого Церковь именует Богословом. Церковь присвоила ему иконографический знак орла - символ высокого парения богословской мысли. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом. Он следовал за Господом, когда Его вели на суд беззаконных первосвященников иудейских, он находился во дворе архиерейском при допросах Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути. У подножия Креста он был вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с Креста слова Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Матерь твоя». С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии до Её Успения.

22/9 мая: Пророка Исаии (8 в. до Р.Х.). Пророк Исаия с особенной ясностью и подробностью пророчествует о пришествии Мессии - Христа Спасителя. Пророк именует Мессию Богом и Человеком, Учителем всех народов, Основателем Царства мира и любви. Пророк предсказывает рождение Мессии от Девы, описывает страдания Мессии за грехи мира, предвидит Его Воскресение и распространение Церкви Его по вселенной. По ясности предсказаний о Христе Спасителе пророк Исаия заслужил наименование ветхозаветного евангелиста. Ему принадлежат слова: «Сей грехи наши носит и о нас болезнует... Он был уязвлен за грехи наши и мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего на Нем, и ранами Его мы исцелились...». Исаие было видение Господа Бога, сидящего в величественном небесном храме на высоком престоле, которого окружали шестикрылые Серафимы. Двумя крылами они закрывали лица свои, двумя - прикрывали ноги и двумя летали, взывая друг ко другу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнены небо и земля Славы Его!» Один из Серафимов прикоснулся к устам Исаии раскалённым углём, взятым от алтаря, и сказал: «Вот, я прикоснулся к твоим устам и отымет Господь беззакония твои и грехи твои очистит».

Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари (1087), одного из любимейших в России святых.

Симон Зилот23/10 мая: Апостола Симона Зилота (1в). Симон Зилот был сыном святого Обручника Иосифа, по плоти братом Господа, и одним из 12-ти апостолов. Это в его доме Спаситель совершил чудо претворения воды в вино.

24/11 мая: Равноапостольных Кирилла (869) и Мефодия (885), учителей славянских. День славянской письменности и культуры

И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!

в началовверхвнизДеяния Святых Апостолов 11:19-30

19 Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.

20 Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.

21 И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.

22 Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.

23 Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем;

24 ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу.

25 Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.

26 Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.

27 В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки.

28 И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии.

29 Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее,

30 что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.

в началовверхвнизИн 4:5-42

Иоанн Богослов 5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.

6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.

8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.

9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?

12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,

14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,

18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.

20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?

28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:

29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?

30 Они вышли из города и пошли к Нему.

31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.

32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.

33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?

34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.

35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.

36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,

37 ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.

38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.

40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.

41 И еще большее число уверовали по Его слову.

42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

в началовверхвнизАпостольское чтение недели (Деян.11:19-26, 29-30) рассказывает нам о возрастании и укреплении Церкви Христовой, о взаимопомощи в их среде во время гонений. Мы слышим о том моменте, когда члены Церкви впервые в Антиохии стали называться христианами, и об их заботе и помощи своим братьям в Иерусалиме. Нам надо почаще задумываться: что значит быть христианином, не по названию только, но по жизни? А мы - действительно ли христиане?

Пророк Исаия Евангельское воскресное чтение (Ин.4:5-42) рассказывает о беседе Господа с самарянкой. По понятиям иудеев, она была грешницей уже потому, что была самарянкой. Никто из иудеев не стал бы с ней говорить. Иудей мог находиться в дружественных отношениях с язычником, но никогда с самарянином. В иудейских судах свидетельства самарян не принимались. Но она считалась грешницей и среди самарян. Поэтому она пришла к колодцу одна, отдельно от других. И встретила Спасителя, Который заговорил с ней. Господь пришёл к грешникам, ко всем нам, а не к тем, кто в чёрствости своей считает себя праведником. И вот, самарянка оказывается готовой услышать, принять и благовествовать Христа своим согражданам (несмотря на их к себе отношение). Богослужебные песнопения говорят о том, как Господь Своим благодатным словом перерождал души людей, как возвращал падших на истинный путь. Этой самарянке Он подал «воду живую, изсушающую источники грехов», и она, «познав благосердие Господа», «напившись обильно водой Премудрости Божией», уверовала во Христа.

По преданию, самарянку звали Фотиной или Светланой. Она стала христианкой и проповедовала Евангелие карфагенским язычникам, а в Риме обратила ко Господу дочь императора Нерона Домнину и сотню ее рабынь. В 66 г. она была подвергнута жестоким мучениям за веру и приняла смерть. Вместе с ней пострадали её сыновья.

Мы живём в Самаре, городе, название которого созвучно Самарии (евр. Шомрон). Оглянитесь вокруг, и задайте себе вопрос о своей греховности. Эта неделя - о нас, и о том, что каждый из нас может встретиться с Богом. В беседе с самарянкой Иисус сказал: «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». А через пророка Исаию (вспоминаемого на этой седмице) Бог возвестил: «К чему Мне множество жертв ваших?.. перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис.1: 11, 16-17).

в началовверхвнизПротоиер. Смирнов Николай. Поучение в Неделю о Самарянке

Неделя о самарянкеК великому огорчению Святой Церкви Христовой и нашему несчастью являются среди нас люди, оставляющие нашу православную веру, ту самую веру, по которой жили и умерли наши деды и прадеды, исповедуя которую прославились наши многочисленные святители и чудотворцы, которой справедливо гордится наше дорогое отечество, святая Русь. Эти несчастные братия наши отвергают все внешнее богопочитание, рассуждая так: “Бог есть дух;” следовательно, и кланяться ему нужно духовно; не нужно ни поклонов, ни крестного знамения, ни других внешних знаков молитвы. Для чего обряды и обычаи там, где все должно быть направлено к внутреннему, духовному?

Но «прельщаются» эти совопросники, «не зная Писаний, ни силы Божией», как заметил Господь наш Иисус Христос ο современных саддукеях (Мф. 22:29). Вышеприведенными евангельскими словами Спаситель наш вовсе не тому хотел научить нас, что уразумели сбившиеся с истинного пути отщепенцы. Это видно из того обстоятельства, по поводу которого были сказаны Господом Слова: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».

У иудеев и самарян были постоянные споры ο том, на каком месте должно поклоняться Богу, приносить законные жертвы: иудеи утверждали, что можно и должно кланяться только в иерусалимском храме, а самаряне, наоборот, говорили, что должно кланяться Богу только на горе Гаризин, где был построен храм самарянский, разрушенный иудеями. Господь объясняет самарянке, что ожидаемый Спаситель должен произойти от иудеев, a потому истинная вера и законное богослужение — y иудеев, а не у самарян, отпавших от истины. Но вместе с тем Господь Иисус Христос сказал, что настает время, когда и самое служение Богу будет совершаться везде — по всей вселенной, a потому и сам спор ο месте приношения жертв бесполезен.

Итак, здесь речь идет не ο том, нужно ли молиться и как молиться, а о том, где можно и должно кланяться Богу. A потому слова Спасителя ο поклонении Богу «духом и истиною» не то значат, чтобы нам не нужно было выражать свои молитвенные чувствования крестным знамением, поклонами или какими нибудь другими внешними действиями, а то, чтобы мы, молясь Богу, молились всем существом своим, и телом и духом, чтобы слова и действия наши во время молитвы были выражением действительных чувствований сердца нашего, а не одной личиной молитвы. Да это и понятно само собой. Мы узнаем, что делается вокруг нас, при посредстве внешних чувств телесных, a потому и выражать свою духовную жизнь можем только при посредстве тела, т. е. видимым образом.

Тело на душу и душа на тело оказывают взаимное влияние; когда человек болеет телом, то и душевная его жизнь изменяется; в свою очередь и больная душа сообщает телу какой-то мрачный вид. Всякий из нас, сколько-нибудь всматривающийся в жизнь человеческую, легко мог заметить, что душа распоряжается телом: захотелось душе пойти куда либо, — тело беспрекословно исполняет волю госпожи своей; весело на душе у человека, и тело его принимает совсем иной вид. Точно также и молитвенное расположение душевное должно выражаться во внешнем виде человека: чувствует душа тяжкий грех, и человек невольно падает на колени, из глаз текут слезы.

В слове Божьем мы встречаем много примеров, подтверждающих эту мысль. Пророк Божий Моисей, молясь о победе над амаликитянами, воздевал руки к небу — и всякий раз, когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал, Амалик (Исх. 17:11-12). Мать пророка Самуила, когда высказывала в скинии Господу свою скорбь и просила о разрешении неплодства, то молитвенная скорбь её так ясно отразилась на ней, на движении её губ, и во всей её внешности, что первосвященник Илий счел её нетрезвой (1Цар. 1:13). Святой царепророк Давид, торжествуя перенесение ковчега Господня, «скакал пред Господом» (2 Цар. 6:14). Пророк Даниил, невзирая на царский указ, строго воспрещавший в продолжение тридцати дней обращаться с просьбой к кому-либо другому, помимо царя, три раза в день «преклонял колена» в сторону, обращенную к Иерусалиму (Дан. 6:10). Сам Господь наш Иисус Христос молился с обращенными к небу очами (Ин. 17:1), коленопреклоненный (Лк. 22:41-45), павши ниц — на лицо Своё (Мф. 26:39).

Итак, братие, будем твёрдо стоять и крепко держаться предания, которому научились мы в святой православной Церкви. Будем всей душой любить уставы матери нашей — Церкви, хранить их как святый завет благочестивой древности, как учреждения самые благотворные для нашей души во всех её состояниях, даже в минуты самой смерти нашей. Аминь.

в началовверхвнизРавноапостольные первоучители и просветители славянские Кирилл и Мефодий

Кирилл и МефодийМихаил (в монашестве Мефодий) был старшим из семи братьев, Константин (в монашестве Кирилл) - самым младшим. Михаил был сначала в военном звании и правил в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств. Пробыв там около 10 лет, Михаил принял монашество. Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя. За свой ум и выдающиеся познания святой Константин получил прозвание Философа.

Когда по приказу императора братья проповедовали хазарам, святой Константин нашел в Корсуни Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться читать и говорить на его языке. Вскоре к императору обратился моравский князь Ростислав с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император направил святого Константина. Святой Константин с помощью своего брата святого Мефодия и своих учеников составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Это было в 863 году. После завершения перевода святые братья отправились в Моравию, где стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, которые подали жалобу в Рим. Святые братья были призваны в Рим для решения этого вопроса. Папа Римский утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

Находясь в Риме, святой Константин занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл, и вскоре скончался. Папа Римский рукоположил святого Мефодия во архиепископа Моравии и Паннонии, и св. Мефодий вместе со своими учениками продолжил распространять Богослужение, письменность и книги на славянском языке. За это он подвергался гонениям и неоднократному заточению от немецких епископов. Но каждый раз, быв оправдан, продолжал своё с братом дело, в том числе дело перевода на славянский язык Священного Писания и святоотеческого наследия. Святитель предсказал день своей смерти и указал на одного из своих учеников - Горазда как на преемника.

В память о святых братьях в день их памяти установлен День славянской письменности и культуры.

в началовверх

Никола Весенний, Микола Вешний, Травный, Теплый. Никольские братчины

Николай ЧудотворецСвятитель Николай – образ кротости, заступник за несправедливо гонимых, покровитель мореплавателей и путешествующих – издревле был любимым и глубоко почитаемым на Руси святым. Николай Чудотворец – заступник и покровитель русского народа. Нет за мужика поборника – супротив Николы. Проси Николу, а он Спасу скажет.

Мощи святителя Николая были похищены 20 апреля 1087 года жителями итальянского города Бари из Мир Ликийских, к тому времени разорёнными и разоряемыми мусульманами. Ныне Миры Ликийские находятся на территории Турции. Это деяние жители Бари совершили после того, как один пресвитер увидел сон, в котором ему явился святитель Николай и сказал: «Иди и скажи гражданам и всему собору церковному, чтобы они пошли в град Миры, взяли меня оттуда и положили здесь, ибо я не могу пребывать там, в опустошенном месте. Такова воля Господа». 9 мая по церковному календарю (22 мая по новому стилю) святыня была торжественно встречена в городе Бари, где в тот день произошло множество исцелений, в честь чего и установлено празднование. Вскоре после этого события празднование перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари было установлено и в Русской Церкви.

Жить без веры в Бога - значит обречь себя на озверение, отнять у мирового бытия разумную цель и смысл, вытравить из собственного существа самое дорогое его достояние - душу. Вера одушевляет на подвиг, она сообщает нашей деятельности напряженность и устойчивость, она делает нас героями. Нет веры - и люди духовно мельчают, слабеют, становятся неспособны к героической работе. В вере великая сила. Она двигает горами. Будем же копить в себе это сокровище, подражая тем великому примеру и правилу веры - святителю и чудотворцу Николаю.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления