Крестовоздвиженский храм в Самаре - 11.05.14-17.05.14 Неделя 4я по Пасхе, о расслабленном
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

11.05.14-17.05.14 Неделя 4я по Пасхе, о расслабленном

 

в началоИаков ЗеведеевНа этой седмице:

Игнатий Брянчанинов 11 мая / 28 апреля: Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра. Прав. Тавифы. В чтении недели (Деян.9:32-42) мы слышим о том, как эту добродетельную и милосердную женщину по просьбе христиан воскресил апостол Петр именем Иисуса Христа.

пророк Иеремия 12 мая / 29 апреля: Девяти мучеников Кизи́ческих (ок. 286-299) и прп. Ме́мнона чудотворца.

Международный день медицинских сестёр. Общины женщин и девиц для ухода за больными существовали уже в 11 веке. Название «сестра милосердия» предложил в 1617 г. священник Викентий Пол, организовавший первую общину сестёр милосердия из вдов и девиц, которые не были монахинями. Службу профессиональных медсестёр организовала во время Крымской войны (1853-1856) Флоренс Найтингейл. Она вместе со своими помощницами, среди которых были монахини и сёстры милосердия, отправилась в полевые госпитали. 12 мая, в честь её дня рождения, отмечается Международный день медицинских сестёр.

Среди первых медсестёр, отправившихся на фронт, были и сёстры милосердия московской Никольской обители. Добровольно и организованно они отправились на фронт Крымской войны для оказания помощи раненым воинам. В те времена и сформировался образ медсестры, выносящей с поля боя раненых или стоящей у операционного стола. Впоследствии в госпиталях работали многие русские женщины-аристократки, в том числе супруга и дочери императора Николая II. Святая преподобномученица Великая княгиня Елисавета ездила на передовую, в полевые госпитали, а позже как рядовая сестра участвовала во всех делах Марфо-Мариинской обители милосердия, которую основала.

И в наше время медсёстры в вооружённых конфликтах, в том числе и на Украине, спасают других и гибнут сами. Вспомним их с благодарностью и помолимся о них. Помолимся и о всех медсёстрах, несущих свой тяжёлый труд во имя милосердия и для помощи больным.

Мы поздравляем и благодарим представительниц одной из самых гуманных профессий - всех-всех, и в первую очередь работающих в больнице им. Калинина.

13 мая / 30 апреля: Апостола Иакова Зеведеева (44). Святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского (1867).

14/1 мая: Преполовение Пятидесятницы. Пророка Иеремии (6 в. до Р. Х.), одного из четырёх великих ветхозаветных пророков, предсказавшего предательство Иуды: «И взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь» (Мф.27:9-10). Моздокской и Дубенской-Красногорской (XVII) икон Божией Матери (переходящее празднование в Преполовение Пятидесятницы).

15/2 мая: Святителя Афанасия Великого, Патриарха Александрийского (373). Благоверных князей Российских, мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида (перенесение мощей, 1072 и 1115).

Международный день семей. Семья — малая Церковь, источник и школа любви, привязанности, уважения, взаимопонимания. С семьи начинается жизнь человека, тут происходит формирование его как личности и гражданина. Семья, как основа общества, была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития. Без крепкой семьи невозможны сплочённая нация, крепкое государство, счастливое и процветающее общество. Давайте заботиться о своей семье, своих любимых и близких, и давайте заботиться о сохранении и укреплении института традиционной семьи.

Собор новомучеников в Бутове пострадавших 16/3 мая: Преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского монастыря (1074), основателя общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле.

17/4 мая: Собор новомучеников в Бутове пострадавших (переходящее празднование в 4-ю субботу по Пасхе).

И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!

в началовверхвнизПрав. ТавифаДеян.9: 32-42

32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.

Дубенская-Красногорская икона Божией Матери33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.

34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.

35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.

36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: "серна"; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.

37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.

38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил придти к ним.

39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.

40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.

41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.

42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.

в началовверхвнизМоздокская икона Божией МатериИн.5: 1-15

1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.

2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих [ворот] купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.

3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,

4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в нее] по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?

7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.

9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.

10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.

11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.

12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?

13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

в началовверхвнизАфанасий Великий Евангельское чтение (Ин.5:1-15) рассказывает об исцелении Иисусом Христом расслабленного. Больной 38 лет не может найти излечения! Естественные средства врачевания ему не помогают. Ту помощь свыше, которая подаётся (ангелом) всем больным, он использовать не может. Но вот он встречается со Христом, и получает исцеление.

Больной сам был виной своего состояния (Господь говорит ему: «к тому не согрешай»), но вынес длительное испытание, исполнил меру терпения. И как только больной исповедал своё бессилие, Господь пришёл ему на помощь. Больной исцеляется, исполняет повеление Господа и потом приходит в храм, чтобы излить чувства благодарности Богу.

Преподобный Феодосий, игумен Киево-Печерского монастыряБолезнь - и тогда, и теперь - всеобщее явление между людьми. Всякая наша болезнь служит нам испытанием, которое нам по силам и во благо. Нам только надо понять, в чём же нам урок в нашей болезни. Часто (хоть и не всегда) болезнь является следствием нашего поведения - нашего отношения к телу и душе. Для исцеления мы должны обращаться к врачам: «дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен» (Сир. 38:12). Но ещё более важно обратиться к Врачу, и не требовать у Него исцеления, а молить о вразумлении, и - «впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк.22:42). Мы должны принять свою болезнь и понять, как мы должны измениться перед Господом, чтобы жить дальше во славу Его. И тогда окажется, что и болезнь и исцеление нам даются во благо и своевременно.

Господь всегда помогает нам. Надо помнить, что помощь Его - и в Таинствах Церкви. Силоамская купальня открыта теперь для всех. Мы должны прежде всего заботиться ο том, чтобы Господь сказал: «прощаются тебе грехи твои», и тогда Он скажет: «встань, возьми постель твою и ходи».

Но в евангельской истории есть и другая сторона. 38 лет не нашлось никого, кто бы помог больному спуститься своевременно в купальню. Не бывает ли такого же и с нашими близкими - и где мы? А когда болели мы, были ли мы благодарны тем, кто заботился о нас? Прощали ли тех, кто был к нам невнимателен, неснисходителен, нетерпелив?

В этом событии Церковь видит также образ обновления жизни всего человечества через Воскресение Христово. Вместе с тем святая Церковь, напоминая нам о расслаблении нашей души грехами, призывает каждого из нас взывать: «в летех многих немощствующую душу мою, Преблагий, исцели, якоже расслабленного прежде, яко да последую Твоим стезям, яже показал еси любящим Тя». «Расслабленного яко воздвигл еси, Христе, расслабленную мою душу преступлении оздрави, и шествовати мне Твоя правые стези споспешествуй». Сколько уже лет каждый из нас, и все мы вместе, вся страна - как тот расслабленный? И исцеление возможно только через Христа, ибо естественные средства не помогают, а помощью свыше мы сами воспользоваться не можем. Но - Христос Воскресе! Милость Его с нами, а седмица насыщена событиями, напоминающими о Его помощи.

Евангельский отрывок об Овчей купели (Ин. 5: 1-4) читается также при совершении Молебна с Освящением воды.

Апостольское чтение недели (Деян.9:32-42) представляет нам подтверждение слов Господа: «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит». Мы слышим о том, как Пётр именем Иисуса Христа исцеляет и даже воскрешает. Но чудеса эти совершаются Богом во-первых, по вере (Петра и тех, кто к нему обратился), и во-вторых, для укрепления и распространения веры (среди других людей).

в началовверхвниз Неделя о расслабленном Феофан Затворник. Неделя о расслабленном. (Деян. 9:32-42; Ин. 5: 1-15)

«Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Грех не душу только поражает, но и тело. В иных случаях это весьма очевидно; в других, хоть не так ясно, но истина остается истиною, что и болезни тела все и всегда от грехов и ради грехов. Грех совершается в душе и прямо делает ее больною; но так как жизнь тела от души, то от больной души, конечно, жизнь не здоровая. Уже то одно, что грех наводит мрак и тугу, должно неблагоприятно действовать на кровь, в которой основание здоровья телесного. Но когда припомнишь, что он отделяет от Бога — Источника жизни, и ставит человека в разлад со всеми законами, действующими и в нем самом и в природе, то еще дивиться надо, как остается живым грешник после греха. Это милость Божия, ожидающая покаяния и обращения. Следовательно, больному прежде всякого другого дела надо поспешить очиститься от грехов и в совести своей примириться с Богом. Этим проложится путь и благодетельному действию лекарств. Слышно, что был какой-то знаменательный врач, который не приступал к лечению, пока больной не исповедуется и не причастится св.Таин; и чем труднее была болезнь, тем он настойчивее этого требовал.

в началовверхвнизПреполовение Пятидесятницы

Преполовение ПятидесятницыСо среды 4-й седмицы празднуется Преполовение Пятидесятницы: прошла половина времени от Пасхи до Пятидесятницы. Этот праздник соединяет два великих праздника: продолжающееся пасхальное торжество и приближающийся праздник Сошествия Святого Духа, день рождения Христианской Церкви. Преполовение празднуется с древности. Название праздника взято из Евангелия (Ин. 7). Празднование длится 8 дней: от среды до среды включительно. В первый день Церковь вспоминает, как в преполовение ветхозаветного праздника Кущей Господь учил в храме о том, что Его послал Бог.

В последний день праздника Кущей совершался обряд торжественного возлияния воды. Этот ветхозаветный обряд под видом воды предзнаменовал излияние даров Духа Святого, грядущее в Пятидесятницу. В этот день Спаситель возгласил слушающим: «кто жаждет, иди ко Мне и пей». Об этой духовной воде говорит тропарь праздника: «Преполовиншуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе».

В память о ветхозаветном обряде возлияния воды и в память об освящении (возмущении) ангелом воды в купели Силоамской (о котором мы вспоминали в воскресном евангельском чтении), славя истинный Источник жизни и духа Иисуса Христа, Церковь в день Преполовения после литургии совершает малое водоосвящение, прося Господа «напоить жаждущие души водами благочестия». Совершается крестный ход на водные источники, для освящения воды.

в началовверхвнизЕпископ Митрофан (Зноско-Боровский). к Преполовению

Преполовение ПятидесятницыСтоя между днём Пасхи и днём Сошествия Святого Духа, праздник Преполовения служит связью между этими двумя великими христианскими торжествами. Продолжая чествовать Пасху, в Преполовение Церковь напоминает и о приближении дней Сошествия Святого Духа и Вознесения Господня:

Просветившеся братие воскресением Спаса Христа, и достигше преполовения праздника Владычня, преискренно сохраним заповеди Божия, да достойни будем и Вознесение праздновати, и пришествие Святого Духа… Божественных праздников преполовения достигше, совершенною Божественною добродетелию обучитися потщимся, Богомудрии.

В ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения», Православная церковь установила в этот день традицию крестного хода на водные источники, для малого освящения воды. Молясь в день Преполовения «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия», церковь совершает водосвятие — освящение воды на реках, озёрах, в колодцах. В дореволюционной России жители деревень шли на поля, засеянные хлебом, где священник окроплял нивы освящённой водой, а крестьяне молились о ниспослании обильного урожая.

в началовверхСтрастотерпцы князья Борис и Глеб, во святом Крещении Роман и Давид. († 1015)

Борис и Глеб - русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича. Они были убиты своим старшим братом Святополком Окаянным. Борис был любимым сыном и предполагаемым преемником князя Владимира, популярным в войсках и народе полководцем. Ему Владимир вручил командование дружиной. Владимир умер, когда Борис был в походе против печенегов. Этим воспользовался Святополк и захватил власть в Киеве. Глебу, бывшему подле отца, пришлось спасаться бегством. Чтобы не развязывать гражданскую войну, Борис решил уступить Святополку правление. Слыша о замысле Святополка убить его, Борис отказывался вставать на брата. Он верил, что братья смогут мирно уладить дела внутри семьи. Он надеялся, что, видя его добрую волю, Святополк оставит их с Глебом в покое. Чтобы убедить брата в своих добрых намерениях, Борис отпустил дружину и послал гонца к Святополку. И принял смерть от посланных братом убийц, не давших Борису даже кончить молитву. Глеб, узнавший об убийстве Бориса, тоже был настигнут и убит.

Борис и Глеб предпочли принять смерть, а не устраивать войну и внутрисемейную свару, где русские убивают русских, а брат — брата. Страстотерпцы Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизованными Русской и Византийской Церквями. Они стали заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей. Свидетельством особого почитания на Руси Бориса и Глеба служат многочисленные списки житий, сказаний о мощах, чудесах и похвальных слов в рукописных и печатных книгах 12-19 веков. В честь братьев построено множество храмов и монастырей. Имена Борис и Глеб так же, как Роман и Давид, стали излюбленными во многих поколениях русских князей.

Святые страстотерпцы Борис и ГлебПротив Святополка, прозванного Окаянным, узнав о его злодействах выступил Ярослав: «Кровь брата моего вопиет к Тебе от земли, Владыко, как некогда Авелева; отмсти братоубийце, как положил Ты стенание и трясение на Каина, да и он восприимет мзду свою. Вы же, братия моя святая, Борис и Глеб, если и отлучились от нас телесно, но живы пред Господом, предстательством своим помогите мне». Ярослав разгромил Святополка, приведшего печенегов. Святополк бежал к ляхам (полякам) и вернулся с их войском. Не сразу, но и ляхов разбил Ярослав. И снова бежал Окаянный, и снова привёл печенегов, и снова был разбит. Бежал Святополк, «пробежал всю землю Ляхскую, гонимый гневом Божиим, нигде не обретая себе покоя, и достиг пустыни между землею чехов и ляхов; там бедственно окончил жизнь, восприяв себе достойное наказание от Бога, и вместе с жизнью временной лишился жизни вечной. Долго показывали в пустыне его могилу, из которой исходил смрад в обличение братоубийства».

Мы видим в Киеве новых беснующихся святополков окаянных. Святые Борис и Глеб, предстательством своим, помогите народу киевскому и всему народу малоросскому. Помогите восстановить мир на Украине. Благоверный князь Ярослав Мудрый, предстательством своим, помоги ополченцам, защитникам народным, изгнать окаянных вместе со всеми их хозяевами, советчиками и наёмниками иноземными — чтобы восстановился мир на Украине.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления