Крестовоздвиженский храм в Самаре - 27.04.14-03.05.14 Антипасха. Фомина неделя. Красная горка
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

27.04.14-03.05.14 Антипасха. Фомина неделя. Красная горка

 

в началоНа этой седмице:

икона Божией Матери Сладкое лобзание27/14 апреля: Афонской иконы Божией Матери, именуемой «Сладкое лобзание» (IX) и Озерянской (переходящие празднования в неделю Антипасхи). Виленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия». День российского парламентаризма.

икона Божией Матери Виленская28/15 апреля: Апостолов от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67). Всемирный день охраны труда.

29/16 апреля: Радоница. Поминовение усопших. Икон Божией Матери Ильинской-Черниговской (1658) и Тамбовской (1692).

30/17 апреля: Преподобного Зосимы, игумена Соловецкого (1478), основателя иноческого общежития на Соловецком острове.

1 мая / 18 апреля: Иконы Божией Матери Максимовской (1299). Икона написана по виде́нию свт. Максиму, митрополиту Владимирскому, который прибыл во Владимир для перенесения из Киева Первосвятительской кафедры. В виде́нии Божия Матерь вручила святителю омофор, который проснувшийся митрополит увидел на своих руках. Явление Пресвятой Богородицы было знамением Небесного благословения на перенесение митрополии из Киева во Владимир.

День Труда. Труд — заповедь Божия, данная человеку ещё в раю. Мы можем и должны наполнить этот праздник — этот день христианским содержанием. И только от нас зависит, будет ли наш труд нам во благо, в тягость, в осуждение.

2 мая / 19 апреля: Блаженной Матроны Московской (1952).

3 мая / 20 апреля: Апостола Закхея, бывшего мытаря (I). Икон Божией Матери Кипрской (392) и Кипяжской (992).

И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!

в началовверхвнизДеян. 5: 12-20

12 Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.

13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.

14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,

икона Божией Матери Ильинская15 так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.

16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.

17 Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти,

18 и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.

19 Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал:

20 идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.

в началовверхвнизИн.20: 19-31

19 В тот же первый день недели вечером, когда двери [дома], где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

икона Божией Матери Тамбовская20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.

икона Божией Матери Максимовская21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас.

22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.

23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.

25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!

27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.

31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

в началовверхвнизикона Божией Матери Кипрская Неделя вслед за Светлой седмицей - день многих праздников: Антипасха, Красная горка. В этот день Церковь вспоминает уверение апостола Фомы. Евангельское чтение (Ин.20:19-31) рассказывает нам о явлениях Господа к Своим ученикам, во время которых Он совершенно утверждает их в вере. Господь утверждает Своих учеников в апостольском звании: подаёт им Духа Святого, посылает их, как своих вестников, и даёт им власть прощать грехи.

Трудно было ученикам Спасителя уверовать в Его Воскресение, и страшно было ошибиться! Они вместе со всем еврейским народом ожидали Мессию, Который придёт, чтобы восстановить независимость царства Израильского и покорить весь мир. А Учителя распяли на Кресте. Словам о Воскресении они сначала не поверили (Лк.24: 11). Когда они видели Воскресшего Христа, они не сразу узнавали Его: так было с Марией Магдалиной (Ин.20: 14-16) и с учениками, шедшими в Эммаус (Лк. 24:13-25). Или считали, что видят призрак (дух) (Лк. 24:37).

Фома горячо любил Учителя и верил Ему. Когда Иисус говорит: «пойдем опять в Иудею», другие ученики опасаются за Него и себя. Фома сразу готов идти: «пойдем и мы умрем с Ним». Но, когда Иисуса взяли в Гефсиманском саду, он тоже бежал, не понимая, что делать, оставив Христа одного. Неверие Фомы связано с его непониманием и боязнью ошибиться, принять за Христа кого-то другого, испытать новое разочарование. Фома хочет убедиться, и Христос исполняет его желание, - и Фома убеждается.

Поведение апостола Фомы становится примером всем нам: веруя всей душой в то, что Христос Сын Божий, в тот момент он требует подтверждения тому, что другие ученики не ошиблись. Апостол оказывается не столько неверующим, или недоверяющим, или сомневающимся, сколько неравнодушным ко всему, связанному со Христом. Уверение Фомы начинается с его веры и готовности идти за Господом и кончается его непосредственной встречей и исповеданием Христа: «Господь мой и Бог мой!»

Утверждая Фому в вере, Господь всем нам завещает: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». Наша вера основывается на свидетельстве тех, кто твёрдо убедился в Воскресении и отдавал свою жизнь за исповедание Христа. Утвердиться в своей вере, как это сделал Фома, мы можем только по благодати Божией.

В апостольском чтении недели (Деян.5:12-20) говорится о чудном распространении веры Христовой апостолами, как несомненном доказательстве её божественного происхождения. Обыкновенные дела человеческие, встречая великие препятствия, гибнут. Разные мнения и учения земных мудрецов, как бы они ни были поддерживаемы людьми сильными и влиятельными, существуют некоторый промежуток времени и мало-помалу теряют свою силу и значение, уступая место другим мнениям и учениям, пока вовсе не исчезнут. Но не так с христианством. Несмотря на препятствия и гонения с самого начала, оно не ослабевало, а напротив более распространялось, усиливалось и утверждалось. Через чудеса и гонения. Это злободневно и в наше время, когда разворачиваются новые гонения и предлагаются новые соблазны. «И врата ада не одолеют её».

в началовверхвниз Уверение фомыСинаксарь* в неделю Фомину

Если ни ада ключи, ни гроб, запечатанный стражей,
Не был преградой Тебе, – как воспрепятствует дверь?

Сегодня, в неделю вторую по Пасхе, мы светло празднуем обновление Воскресения Христова и осязание святого апостола Фомы. Обновлением назывался древний обычай праздновать среди года событие на некотором отстоянии от памятного дня, когда оно произошло, воспоминая тем самым среди года великие дела того дня, дабы не пришли они в забвение.

Поэтому и совершили евреи первую Пасху в Галгале (Нав.5,10), как бы возобновляя переход чрез Красное море. Поэтому возобновляется у них – и притом со всяческой пышностью – Скиния свидетельства, и царствование Давида, и многое иное, чтобы не перечислять по отдельности. Но так как дело Воскресения Господа несравненно больше всех жизненных событий и превыше всякого помышления, то мы празднуем и возобновляем его не только ежегодно, но и каждый восьмой день. И первое его возобновление – нынешний День Господень, который можно назвать поистине и восьмым, и первым. Восьмым тот день будет от Пасхи, а первым – как начало других. И потому еще он восьмой, что установлен по образу нескончаемого дня в будущем веке, который окажется первым и всецело единым, как не разделяемый ночью.

Это о возобновлении, что же до Фомы, то было так. В день, когда Христос воскрес и явился вечером ученикам, Фома отсутствовал, ибо из боязни иудеев не присоединился еще к остальным. Когда же немного погодя пришел и узнал о посещении Христа, то не поверил не только ученикам, но и тому, что Христос вообще воскрес, отчего и оказался единственным из двенадцати, кто усомнился. Но искусный во всяком благе Бог, столь пекущийся и об одном ученике, а вместе с тем по некоему высшему замыслу об умножении веры в Воскресение и у последующих поколений, выждав восемь дней, чтобы пробудить в нем совершенную любовь и чтобы более других не веровавший выказал пред всеми испытаннейшую веру в Воскресение, является опять. И входит, как прежде, сквозь запертые двери, но уже в присутствии Фомы, и по обычаю преподав мир, обращается затем к Фоме и говорит: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин.20,27). Так как ты, опасаясь призрака, не мог зрением одним уверовать, но, будучи косен, и об осязании вспомнил (этим Иисус показал, что когда Фома говорил такое ученикам, Он присутствовал и слышал), то вложи руку твою в ребра Мои. Ясно, что рана в боку столь широка была, что и руку вмещала. Фома же, тщательно все исследовав и обретя веру чрез осязание (ибо ему ради уверения попущено было и то видеть, и это совершать даже в отношении нетленного и всецело обоженного тела), воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20,28), первое о плоти, второе о Божестве. И Христос говорит ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и веровавшие» (Ин.20,29).

Фома именовался Близнец или потому, что родился вместе с другим, или из-за сомнения в Воскресении, или потому, что у него от рождения срослись два пальца правой руки (очевидно, средний и который пред ним, называемый указательным); справедливо было бы и мнение, что ему предстояло усомниться и пальцами этими осязать. А другие говорят, и это самое достоверное, что «Фома» переводится с еврейского как «близнец».

То было второе явление Христа. Третье произошло на море Тивериадском во время рыбной ловли, когда Он, представляя воскресение еще более несомненным, вкусил пищи, которая Ему Одному известным образом потреблена была огнем Божества. Затем явился в Эммаусе, а пятый раз – в Галилее и, как говорят, неоднократно являлся по воскресении одиннадцати, доколе не вознесся, творя пред учениками (ибо не многим это показывал) многочисленные и естество превосходящие знамения. Но евангелисты воздержались все это записывать, ибо невозможно многим и к тому же среди мира живущим людям слышать о том, что превыше всякого естества.

По молитвами Твоего апостола Фомы, Христе Боже Наш, помилуй нас. Аминь.

* Синакса́рь (греч. Συναξάριον — сборник): собрание исторических сведений о празднике или о каком-либо святом. Синаксарии помещены в Минеях и Триодях постной и цветной на все праздники.

в началовверхвнизАнтипасха. Слово «антипасха» означает «противопасха», «вместо пасхи», т.е. воскресный день, расположенный напротив, через седмицу после Пасхи. Этим днём завершается Пасхальная Октава.

Раньше Антипасха отмечалась торжественно и пышно. На Пасху было принято крестить тех, кто весь пост готовился и ожидал крещения - оглашенных. Неделю они ходили в особых белых одеждах, которые снимали на восьмой день, т.е. на Антипасху. «Сегодняшней радостью завершаются пасхальные торжества, потому что сегодня переменяются одежды неофитов, но таким образом, что белизна, слагаемая с одеждой, навсегда остается в сердце», - писал Августин Иппонский в слове на «октаву Пасхи».

Красная горка. «Красная» - значит: «красивая». Это один из любимейших в народе праздников, справляющихся в Фомино воскресенье. В этот день с глубокой древности праздновали окончательное наступление весны.

Весна - это начало новой жизни для всей природы, и Красная горка - это день первых весенних молодёжных гуляний. Праздник считался молодёжным, в первую очередь девичьим. Молодёжь устраивала игры и гуляния, в первую очередь на пригорках, освободившихся от снега. Каждый парень и каждая девица старались показать себя, блеснуть красотой и умением.

Красная горка - самый любимый и распространённый среди православных день для венчания, для создания новой семьи перед лицом Бога. После долгого, девятинедельного перерыва, связанного с масленичной неделей, Великим постом и празднованием Пасхи, в храмах начинают совершать таинство венчания. С древности и по сегодняшний день люди специально подгадывали провести свадьбы в этот день, который считался счастливым днём для вступления в брак. «Кто на Красную горку женился, тот век не разведётся» - гласит старая русская пословица. Сама Церковь, как Невеста, убранная для Жениха Христа, красуется великолепием пасхального наряда, священство, облаченное в «порфиру и виссон», возглашает: «сопрязи я в единомудрии, венчай я в плоть едину», лик воспевает: «святии мученицы, добре страдальчествовавшии и венчавшиеся».

В некоторых областях России праздник Красную горку называют ещё «кликушным воскресеньем». В этот день люди ходили по домам молодожёнов и выкликали молодых, говоря им поздравления и пожелания, за что получали благодарение в виде всяческого угощения.

Если уж не свадьбу играть, то хоть посвататься к любимой тоже стремились в этот день. Устраивались смотрины, засылали сватов, сговаривались, …

в началовверхРадоница

На Пасху и во всю Светлую Седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в храмах отменяются все заупокойные богослужения и панихиды. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Чтобы верующие могли помянуть усопших близких и разделить с ними духовное торжество Воскресения Господня, после окончания Светлой Седмицы, во вторник, Церковь установила особый день поминовения усопших — Радоницу.

Слово «радоница» восходит к слову «радость». Мы веруем в жизнь будущую и приходим разделить радость о Воскресении Спасителя с усопшими. Сам Господь, сходивший к умершим и проповедавший им Свою победу над смертью, возвестил им эту радость. Мы поминаем усопших с верою в их воскресение из мертвых как членов Церкви, ибо Троица «не есть Бог мертвых, но Бог живых» и молимся Господу о прощении согрешений усопших и о вселении их в светлые небесные обители. Как сказал митрополит Сурожский Антоний, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Этот праздник отмечался с глубокой древности, причём как христианами, так и нашими предками ещё до принятия христианства.

Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников настраивает нас не скорбеть и не сетовать по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными.

Перед тем, как идти на кладбище, следует посетить храм, заказать панихиду, написать записку «об упокоении», помолиться об усопших. В воспоминание Христова Воскресения существует обычай раздавать нуждающимся на помин души крашенные яйца, куличи, разное угощение и милостыню.

Архиепископ Афанасий (Мартос) пишет: «На учении Церкви о сошествии Христа Спасителя в ад проповедовать победу над смертью основано наше моление об умерших в Радоницу. В день Радоницы после литургии верующие отправляются вместе с духовенством на кладбище, где на могилах служат заупокойные литии или читают Евангелие, вознося молитвы о почивших. Городские и сельские кладбища заполняются в этот день народом, пришедшим навестить своих умерших сродников и помолиться о них… Этот благочестивый обычай веками соблюдался на Руси… Кроме Радоницы, для поминовения усопших установлены Святой Церковью другие дни в году, так называемые Родительские субботы. Отличаются они от Радоницы тем, что поминовения служатся в храмах, а не на кладбищах. Верующие в эти дни молятся о почивших только в церквах, но могил не посещают».


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления