20.04.14-26.04.14 Пасха. Светлая седмица
Кончилось время поста, пришло время праздника праздников!
Христос воскресе
из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. |
Воскресение
Твое Христе Спасе, ангели поют на небесех, нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити. |
На этой седмице:
20/7 апреля: ПАСХА!
Национальный день донора. Славя Христа, отдавшего Себя на смерть и муки ради нас, и воскресшего, найдём немного времени вознести благодарственную молитву за тех, кто отдаёт свою кровь для спасения других людей.
Светлая седмица. 20/7 апреля — 26/13 апреля. Седмица сплошная, поста нет.
21/8 апреля: Апостолов от 70-ти Иродиона (ок. 67), Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и прочих с ними (I).
22/9 апреля: Иверской иконы Божией Матери и иконы Божией Матери Шуйской (переходящие празднования во вторник Светлой седмицы).
Международный день Матери-Земли.
23/10 апреля: Собор преподобных отцов на горе Синай подвизавшихся (переходящее празднование в среду Светлой седмицы). Иконы Божией Матери Касперовской (переходящее празднование в среду Светлой седмицы).
25/12 апреля: Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (переходящее празднование в пятницу Светлой седмицы).
И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!
1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.
11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.
12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.
16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,
17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
На Святую Пасху мы слышим начало книги Деяний святых апостолов. Сорок дней после Воскресения Господь наставлял апостолов о Царствии Божием. Но чтобы стать настоящим апостолом (и настоящим христианином) надо стяжать Духа Святого. И Спаситель предрекает: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Это слова и к апостолам, и ко всем нам. Мы все получаем дар Духа Святого в таинстве Миропомазания. Это наставление о самом главном, которое следует за вразумлением: «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти». Это призыв послужить Господу, не задавая лишних вопросов.
В евангельском чтении (Ин.1: 1-17) мы слышим учение о Боге Слове и Его воплощении: «все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков», «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины». Истёк Ветхий Завет Закона. «Закон дан чрез Моисея, благодать же и истина чрез Иисуса Христа». Началось время Нового Завета Благодати. Время становиться из рабов Божиих сынами Божиими по благодати.
Феофан Затворник. Светлое Христово Воскресение. (Деян.1:1-8; Ин.1,1-17).
Пасха, Господня Пасха! От смерти к жизни привел нас Господь Своим Воскресением. И вот Воскресение это «ангелы поют на небеси», увидев светлость обоженного естества человеческого в предопределенной ему славе в лице Господа Искупителя, во образе коего силою Воскресения Его, имели претвориться все истинно верующие в Него и прилепляющиеся к Нему вседушно. Слава, Господи, преславному Воскресению Твоему! Ангелы поют, сорадуясь нам и предзря восполнение сонма своего; нас же сподоби, Господи, Тебя Воскресшего чистым сердцем славить, видя в Воскресении Твоем пресечение снедающего нас тления, засеменение новой жизни пресветлой и зарю будущей вечной славы, в которую предтечею вошел Ты Воскресением нас ради. Нечеловеческие только, но вместе и ангельские языки не сильны изъяснить неизреченную Твою к нам милость, преславно Воскресший Господи!
Антоний Сурожский. Воскресение Христово.
Христос Воскресе!
Святой апостол Павел в одном из своих посланий говорит: если не воскрес Христос, то мы самые несчастные из всех людей... И действительно, если не воскрес Христос, то вся наша вера, все, что мы называем нашим духовным опытом, построено на лжи или на иллюзии.
И Христос воистину воскрес! Об этом мы знаем личным опытом; не только десятки, не только тысячи, но миллионы людей опытно в своей жизни испытали живое присутствие и прикосновение Самого Христа. Но мы верим также и в Его плотское, телесное воскресение, о котором свидетельствуют апостолы, говоря, что повествуют о том, что они своими глазами видели, своими ушами слышали, своими руками осязали (1 Ин.1: 1).
И действительно, жены-мироносицы пришли ко гробу и нашли, что камень был отвален от гроба, и ангел призвал их войти и засвидетельствовать, что гроб пуст; за ними Петр и Иоанн пришли и также обнаружили пустой гроб и пелены, которыми был обвит Христос, лежащие опустошенными, пустыми, потому что тела Христова там уже не было. И вновь явился Христос Своим ученикам: Он с ними ел, Он с ними говорил, они прикасались Его воскресшему телу, они опытом своим, телесным опытом дознались, что Христос – не дух, не привидение, а воскресший плотью их Учитель, победивший смерть. И правда: что в этом удивительного? Если мы действительно верим, что Христос был Сын Божий, Сам Бог, пришедший плотью для спасения мира, то трудно поверить в Его смерть, но легко поверить в Его воскресение. Как мог Христос умереть телом, будучи самой Жизнью, как мог бы Христос остаться в плену у смерти, будучи Жизнью торжествующей, вечной?! Поэтому с радостью и верой будем друг друга приветствовать, зная, что воскрес Христос плотью Своей и что в этом – обещание нашего воскресения, в свое время. Смерть перестала быть для нас предметом страха: она – разверзающаяся дверь в вечность; и когда придет время, глас Божий, который призвал все существующее в бытие, загремит, и воскреснем мы все плотью и духом, и воспоем Господу вечную песнь радости, торжества и благодарения!
Христос воскресе!
Пасха. Светлое Христово Воскресение
Пасха - главный христианский праздник, в честь воскресения Иисуса Христа. В этот день всё человечество, а значит - каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес. В Пасхе - вся суть христианства, весь смысл нашей веры. «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор.5:7), «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор.15:14), - пишет апостол Павел.
Воскресение Христово - Пасху Нового Завета - мы исповедуем в Символе Веры: мы исповедуем веру во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, распятого за нас при Понтийском Пилате и страдавша, и погребенна, и воскресшаго в третий день по Писанием.
Амвросий Медиоланский пишет: «Слово «Пасха» означает «прехождение». Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви - в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной - в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на Небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1,12)».
В Воскресении Истина Христова восторжествовала над ложью и заблуждениями иудеев, добродетель восторжествовала над злобой и пороком, жизнь - над смертью и тлением. И в этот день мы радуемся о Воскресении Господа, о нашем настоящем воскресении от греха и будущем воскресении в жизнь вечную.
Воскресение Христово неотделимо от искупительных страданий и крестной смерти Христа Спасителя: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Об этом мы вспоминали в течение Страстной седмицы и всего Великого поста.
И в воспоминание Пасхи мы каждую неделю празднуем малую Пасху - воскресный день.
Праздновалась Пасха уже при апостолах. В этот день совершается особо торжественное богослужение, и большинство оглашенных после подготовительного поста принимали крещение.
Богослужение воскресению Христову начинается уже в великую субботу. Пасхальную утреню предваряют чтение Деяний апостольских и пасхальная полунощница с каноном Великой субботы (около 22 часов). На 9-й песне канона плащаница уносится в алтарь, где она находится до праздника Вознесения Господня. Утреню принято начинать ровно в полночь по местному времени пением в алтаре стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе...». При конце утрени духовенство в алтаре и народ в храме христосуются. Затем совершается торжественное шествие вокруг храма, чтобы встретить Христа вне его, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима. Обычные молитвословия перед Литургией всю Светлую седмицу заменяются Особыми Часами Святой Пасхи.
Празднование Пасхи продолжается сорок дней, до Вознесения Господня - столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения.
Христосование.
В конце пасхальной утрени, после пения «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением», все верующие христосуются, т.е. трижды целуют друг друга со словами «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!» и обмениваются пасхальными яйцами. Священники, похристосовавшись между собой в алтаре, выходят на солею и приветствуют всех троекратным возглашением «Христос воскресе!», осеняя всех крестом на три стороны, после чего возвращаются в алтарь. Раньше священники христосовались с каждым. Но теперь это соблюдается только в небольших общинах из-за большого количества прихожан.
Христосоваться принято начиная с пасхальной ночи и до Вознесения. Этот обычай идёт с апостольских времён: «Приветствуйте друг друга с целованием святым» (Рим.16:16, 1Пет.5:14, 1Кор.16:20).
Артос.
Перед окончанием пасхальной литургии освящается пасхальный хлеб - Артос. На нём изображён крест, на котором виден только терновый венец. Это символическое изображение Воскресения Христова. Слово «артос» переводится с греческого как «квасной хлеб». Другое его название - просфора всецелая.
В течение всей Пасхальной недели артос занимает в храме место рядом с иконой Воскресения Господня. На литургии в субботу Светлой седмицы читается молитва на раздробление артоса, он раздробляется и раздаётся прихожанам как святыня. В экстренных случаях артос используется как антидор («вместо причастия»). Его принято вкушать натощак при болезнях.
Артос христиане употребляли всегда. Артос - символ Иисуса Христа. Господь, обращаясь Своим ученикам не раз называл Себя хлебом. После Пасхи ученики Христа на трапезе первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и клали на это место хлеб.
Светлая седмица — так называются 7 дней празднования Святой Пасхи - от собственно Пасхи до Недели Фоминой. На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов. Каждый день после литургии совершается праздничный крестных ход, и в продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола. В пятницу, когда совершается празднование иконы Божией Матери «Живоносный Источник», после литургии бывает, по обычаю, малое освящение воды. Восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет» (Откр. 10, 6). Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (на сороковой день) верующие, встречаясь, христосуются друг с другом.
На Пасху и во всю Светлую седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в храмах отменяются все заупокойные богослужения и панихиды. Для того, чтобы верующие могли должным образом помянуть усопших близких и разделить с ними духовное торжество Воскресения Господня, после окончания Светлой седмицы, во вторник, Церковь установила особый день поминовения усопших — Радоницу.
-
Всю Светлую седмицу (неделю) вместо обычных утренних и вечерних правил
совершаются пасхальные часы. Они помещаются в молитвословах. Как в
храме, так и дома, по пасхальному обычаю, они, по возможности, поются,
а не читаются. Часы эти состоят из следующих молитв:
- «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь».
- «Христос воскресе из мертвых...» (трижды).
- «Воскресение Христово видевше...» (трижды).
- «Предварившия утро яже о Марии...».
- Кондак Пасхи «Аще и во гроб...».
- Тропарь «Во гробе плотски...».
- Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:
- «Яко живоносец, яко рая краснейший...».
- И ныне и присно и во веки веков, аминь:
- «Вышняго освященное Божественное селение, радуйся...».
- «Гоподи помилуй» (40 раз).
- Слава Отцу и Сыну и Святому Духу; и ныне и присно и во веки веков, аминь.
- «Честнейшую херувим...».
- «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь».
- «Христос воскресе из мертвых...» (трижды).
Назад к списку
Новости
- Календарь: Неделя 17я по Пятидесятнице
- 25 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 18й по Пятидесятнице.
- Календарь: Неделя 16я по Пятидесятнице
- 18 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 17й по Пятидесятнице.
Объявления
- Храму срочно требуются
- 03 Февраль 2016
Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.
Обращаться к настоятелю о. Владимиру
- Внимание!
- 18 Май 2012
Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.