30.03.14-05.04.14 Неделя преп. Иоанна Лествичника
30/17 марта: Преподобного Иоанна Лествичника (649, переходящее празднование в 4-е воскресенье Великого поста). Преподобный Иоанн Лествичник почитается Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого «Лествицей», поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника.
Преподобного Алексия, человека Божия (411). Преподобного Макария, игумена Калязинского, чудотворца (1483).
31/18 марта: Святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского (386). Святитель составил, в том числе, 23 поучения, огласительных (для готовящихся принять Крещение) и для новокрещёных. В основе огласительных поучений лежит подробное разъяснение Символа веры. Святитель предлагает христианину записать Символ веры «на скрижали сердца». «Члены веры, – учит святой Кирилл, – составлены не по человеческому измышлению, но из всего Писания собрано все важнейшее и таким образом составлено одно вероучение. Как горчичное семя в малом зерне заключает множество ветвей, так точно и вера в нескольких изречениях совмещает все учение благочестия Ветхого и Нового Завета».
2 апреля / 20 марта: Преподобных Иоанна, Сергия, Патрикия, Космы, Анастасия протодиакона, Феоктиста и прочих, в обители святого Саввы убиенных (796).
Мученицы Фотины (Светланы) самарянки и сыновей ее мучеников Виктора, нареченного Фотином, и Иосии, и с ними мучениц Анатолии, Фото, Фотиды, Параскевы, Кириакии, Домнины и мученика Севастиана (ок. 66). Святая мученица Фотина была той самой самарянкой, с которой беседовал Спаситель у колодца Иаковлева (Ин.4:5-42). Она сама стала христианкой и привела к вере своих сыновей и своих сестёр, и даже дочь Нерона Домнину. И все они приняли мученическую смерть за веру во Христа во время гонений императора Нерона.
День единения народов России и Беларуси. В этот день в 1996 г. президенты России и Белоруссии подписали в Москве Договор «Об образовании Сообщества России и Белоруссии». Ровно через год, 2 апреля 1997 г., был подписан Договор «О Союзе Беларуси и России». Договор «О Союзе Беларуси и России» прекратил действие с момента вступления в силу Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. Благослови, Господи, братский союз наших народов!
Международный день детской книги. Отмечается в день рождения замечательного сказочника Ганса Христиана Андерсена. Давайте позаботимся о том, чтобы наши дети читали хорошие книги, и читали больше!
2 апреля / 20 марта: Стояние Марии Египетской.
5 апреля / 23 марта: Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста).
И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!
13 Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою,
14 говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя.
15 И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.
16 Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.
17 Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,
18 дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду,
19 которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу,
20 куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.
17 Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:
18 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.
19 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.
20 И привели его к Нему. Как скоро [бесноватый] увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.
21 И спросил [Иисус] отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;
22 и многократно [дух] бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.
23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему.
24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.
25 Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.
26 И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.
27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.
28 И как вошел [Иисус] в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?
29 И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.
30 Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.
31 Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.
В четвёртое воскресенье Великого Поста Церковь прославляет преподобного Иоанна Лествичника. Его «Лествица» — «путь деятельного восхождения», обращение от соблазнов мира сего к единому истинному сокровищу — Христу. Евангельское чтение преподобному (Мф.4:25-5:12) напоминает нам такую лествицу в кратком виде - в виде заповедей блаженства. Мы уже преодолели половину поста и продолжаем упражняться в посте и молитве. Но далеко ли продвинулись мы по лествице веры и добродетелей на нашем пути к Богу? Сознавая слабость нашу, обратимся же к Богу со словами несчастного отца одержимого отрока: «верую, Господи! Помоги моему неверию», которые мы слышим в евангельском чтении недели.
Евангельское чтение (Мк.9:17-31) рассказывает об исцелении Господом отрока, одержимого духом немым. Как повествует Евангелие, ученики Иисуса Христа не могли изгнать нечистого духа. На их вопрос — почему — Спаситель сказал, что «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Поэтому и святые подвижники для очищения от страстей посвящали свою жизнь преимущественно посту и молитве. Заканчивается евангельское чтение словами Иисуса Христа: «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет».
Апостольское чтение (Евр.6:13-20) укрепляет нас в подвиге поста, напоминая ο клятвенном обетовании Божьем, пo которому все народы земные, уверовавшие в Иисуса Христа, несомненно получат благословение Божье и вечное спасение. Наш Предтеча и Первосвященник на этом крестном пути спасения — Сам Иисус Христос.
Еп. Митрофан (Зноско-Боровский). Неделя 4-я Великого поста
Дорогие, сегодня, в четвёртое воскресенье Великого Поста, св. Церковь вспоминает преп. Иоанна Лествичника, на 16-м году взошедшем для подвига на Синайскую гору. О нём говорят его современники, что на 16-м году жизни своей Иоанн был «тысячелетен совершенством разума». В день его памяти оглашаются в Евангельском чтении Заповеди Блаженства. Словами св. Отцов Церкви скажу вам об этом благодатном Евангельском Законе, который возвестил Господь на горе Галилейской.
«Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить», — говорит Господь. Сравнивая Закон Моисея с Евангельским Законом, мы обнаруживаем между ними существенную разницу. Помните, Библия повествует о том, как суровый Закон Моисея был провозглашён среди громов и молний, грозно раздававшимся трубным гласом. — А вот благодатный Евангельский Закон возвещён миру среди весеннего дня при тихом веянии прохлады с Галилейского озера, на склоне горы, покрытой зеленью и цветами. Там, в Ветхом Завете, — густые грозные тучи закрывали вершину Синая и глас Невидимого Бога поражал ужасом сынов Израилевых. — Здесь же сладостно для сердца возвещались глаголы Жизни вечной из пречистых уст кроткого и смиренного сердцем Господа Иисуса. Там — в Ветхом Завете — под страхом смерти никто не смел подойти к горе ближе намеченной черты, — а здесь народ тесною толпою окружал Христа, стараясь как можно ближе подойти и хотя бы прикоснуться к одежде любвеобильного Законодавца, источавшего мир и всеисцеляющую силу. В Ветхом Завете Небесный Учитель не стесняет свободы приходящих к Нему суровым повелением, не устрашает угрозами, Он только указывает то, чего все ищут, к чему стремится каждый человек; Он говорит о счастье, о блаженстве, и указывает путь к этому блаженству. Он не приказывает, а лишь, как любящий Отец, побуждает к исполнению их Своим тихим любящим словом: блаженны — счастливы, — говорит Христос, — кто имеет мир в совести, доброту и радость в сердце и уверенность в будущей жизни блаженной.
На Синае данный Закон был законом суровой судебной правды. Евангельский Закон это — Закон Любви; в нём соединились истина, правда Ветхого Завета, с Новозаветной милостью. В Евангельском Законе, как говорит Давид псалмопевец: «Правда и мир облобызались». Более того, если Ветхий Закон говорит: «не делай зла», Новый Закон говорит: «и не думай о зле, о нём и мысли к сердцу не допускай». Новый Закон, таким образом, из сердца исторгает самые корни зла.
Евангельский Закон дан нам в Нагорной Проповеди и начинается он словами: «Блаженны нищие духом, ибо тех есть Царствие Небесное». Не те блаженны, которые бедны материально, — эта бедность может быть и от лени и от праздности, — не те блаженны, которые смиряют себя лицемерно или поневоле перед людьми, а те блаженны, кто считает себя хуже других, кто видит свои недостатки, сознаёт немощность своих сил, не превозносится своим умом, кто прибегает к Богу за благодатной помощью, «как нищие просят милостыни у богатых».
Такими «нищими духом» могут быть и нищие и богатые. Нищие — бедные, когда они с благодарностью Богу, без ропота несут крест своей нищеты, трудясь в меру сил, только в случаях крайней необходимости прибегая за помощью к ближним; а богатые — когда считают себя не хозяевами, а только приставниками у Богом им вверенных земных благ, не гордятся своим богатством, но употребляют его во славу Божию, на пользу ближним. Богат был Авраам, но он говорил о себе: «я прах и пепел». Царём был Давид, но он смиренно взывал к Богу: «я червь, а не человек, нищ и убог». «Нищие духом» это бедные и богатые, простецы и мудрецы, господа и рабочие, это все, кто стяжал добродетель смирения, и им принадлежит блаженство. Смиренные сердцем, ещё здесь на земле, ощущают радость и благодатный мир, о которых гордые люди и понятия не имеют. Нет ничего, в очах Божиих, дороже смирения. Без смирения нет и спасения, потому что без смирения ни одна добродетель не может быть угодна Богу, не может быть духовно созидающей и спасительной для человека. Ведь, все бедствия, удручающие мир, произошли от гордости. И ангел света по гордости стал противником Богу, диаволом, и Адам, надеясь стать Богу равным, сделался смертным. Гордость это — источник всякого нечестия.
Вот почему Христос предлагает с корнем исторгнуть гордость из сердца человеческого, вот почему Христос предлагает нам смирение, как крепкий камень, на котором можно безопасно созидать все добродетели. Если не будет «нищеты духовной», т.е. смирения, говорит св. Иоанн Златоуст — «хотя бы ты отличался постом, молитвой, милостыней, целомудрием, хотя бы ты имел все другие добродетели, все это без смирения разрушится и погибнет», как это случилось с евангельским фарисеем.
Преподобный Иоанн Лествичник указывает на три главных признака истинного смирения: первый признак — когда душа с радостью принимает всякое уничижение, всякое оскорбление, как врачевство, исцеляющее недуги греховные; второй признак — когда ни на что и ни на кого не гневаешься; третий признак — когда не доверяешь своим добродетелям и постоянно желаешь научаться добру, жизни во имя и во славу Божию.
Таким смирением обладали все подвижники, все святые. Образец же смирения имеем мы в Господе нашем Иисусе Христе. «Научитесь от Меня, — говорит Он, — ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». Если Он, безгрешный, так смирял Себя, то нам ли, грешникам, гордиться, превозноситься? — а ведь мы в гордости-то и ходим.
Кто приобрел дар «нищеты духовной», тот всегда видит свои недостатки, свои грехи, о них скорбит и плачет, закрывая свои уста для осуждения ближних. Аминь.
Православное богослужение утрени четверга (совершается в среду вечером) пятой седмицы Великого Поста получило название «Стояние Марии Египетской» или «Мариино стояние». На этой службе читается житие преподобной Марии Египетской. Мария Египетская из бездны порока взошла путём покаяния на такую высоту совершенства и святости, что уподобилась бесплотным Ангелам. Чтение разделяется пением Великого канона св. Андрея Критского, к концу каждой песни которого добавляются тропари соответствующей песни канона прп. Марии Египетской. Прочитывается весь канон, который читался по частям в первые четыре дня 1-й седмицы. Все 24 покаянные стихиры канона имеют одно окончание: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя». Богослужение в этот день длится 5-7 часов.
В четверг по случаю чтения Великого канона совершается литургия Преждеосвященных Даров и бывает звон в «красныя», т. е. не великопостный.
Суббота 5-ой седмицы Великого Поста имеет название Суббота Акафиста, или Похвала Пресвятой Богородицы. Богослужение этого дня не похоже ни на одно богослужение. Это единственный предусмотренный Уставом случай соединения обычной службы с Акафистом и единственный предусмотренный Уставом Акафист.
Празднование установлено в 9 веке за неоднократное избавление Константинополя от нашествия врагов, совершённое по заступничеству Богородицы. Со спасением Константинополя в 626 г. от нашествия персов связано и происхождение кондака «Взбранной воеводе», который изначально являлся частью самого первого акафиста, написанного в честь Богородицы.
Акафист поётся на утрене субботы, которая служится в пятницу вечером. По установившейся практике, Акафист читается иереем на середине храма перед иконой Пресвятой Богородицы. Основная тема Акафиста - Благовещение Пресвятой Богородицы и Воплощение Сына Божия. Благовещение в древности считалось Господским праздником, днём Воплощения.
Так в этом году получилось, что с Субботы Акафиста мы постепенно переходим к Благовещению. В следующее за субботой воскресение — Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы, и в понедельник — Благовещение.
Взбра́нной Воево́дѣ побѣди́тельная, я́ко изба́вльшеся от злыхъ, благода́рственная воспису́емъ Ти раби́ Твои, Богоро́дице, но яко иму́щая держа́ву непобѣди́мую, от вся́кихъ насъ бѣдъ свободи́, да зове́мъ Ти: Ра́дуйся, Невѣсто Неневѣстная! | Тебе, Высшей Обороняющей нас Военачальнице, за избавление от страшных бед, учреждаем Тебе торжества победы благодарственные, мы, рабы Твои, Богородица! Но Ты, как имеющая власть необоримую, от всяческих опасностей нас освободи, да взываем Тебе: Радуйся, Невеста, брака не познавшая! |
Свт. Николай Сербский (Велимирович). Равенство
Бог есть любовь, но Бог не есть равенство. Равенство изгнало бы и справедливость, и любовь, изгнало бы нравственность.
Любит ли муж жену за равенство?
И мать любит ли своего ребенка за равенство?
Разве друзья любят друг друга за равенство?
Неравенство - основа справедливости и побудитель любви.
Пока живет любовь, никто не вспоминает о равенстве.
Пока царит справедливость, никто не думает о равенстве.
Когда уходит любовь, люди говорят о справедливости и подразумевают равенство.
Когда за любовью уходит и справедливость, начинают говорить о равенстве и подразумевают безнравственность, то есть изгнанную нравственность подменяют порочностью.
На могиле любви вырастает справедливость, на могиле справедливости растет равенство.
Назад к списку
Новости
- Календарь: Неделя 17я по Пятидесятнице
- 25 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 18й по Пятидесятнице.
- Календарь: Неделя 16я по Пятидесятнице
- 18 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 17й по Пятидесятнице.
Объявления
- Храму срочно требуются
- 03 Февраль 2016
Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.
Обращаться к настоятелю о. Владимиру
- Внимание!
- 18 Май 2012
Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.