23.03.14-29.03.14 Неделя Крестопоклонная
24/11 марта: Святителя Евфимия, архиепископа Новгородского, чудотворца (1458).
25/12 марта: Свт. Григория Двоеслова, папы Римского (604). Он, в т.ч., составил на латинском языке чин Литургии Преждеосвященных Даров, которая до него была известна лишь в устном предании. Утверждённый Шестым Вселенским Собором, этот чин был принят всей Православной Церковью. Свт. Григорий оставил после себя многочисленные творения. После появления его книги «Беседы, или диалоги, о жизни и чудесах италийских отцов» святителя стали называть «Двоесловом», то есть «ведущим диалог, собеседником».
Преп. Симеона Нового Богослова (1021). Только три человека удостоились в Церкви высокого именования богословами: апостол Иоанн Богослов, свт. Григорий Богослов и Симеон Новый Богослов.
26/13 марта: Преполовение или Средокрестие.
29/16 марта: Поминовение усопших по образцу субботы 2-й седмицы Великого поста.
И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!
14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего].
15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха.
16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
5: 1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,
2 могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью,
3 и посему он должен как за народ, так и за себя приносить [жертвы] о грехах.
4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.
5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;
6 как и в другом [месте] говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?
38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
9: 1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Через крест достигается преображение нашей души. Почитание Креста всегда понималось Церковью как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига.
«Крест — хранитель всей вселенной, Крест — красота Церкви, Крест — царей держава, Крест — укрепление верующих, Крест — ангелов слава и демонов язва». Так объясняют церковные песнопения значение Креста для всего мира. «Тростию Креста, обмакнув её в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов», - говорится в одной из стихир. И ещё: «Уже пламенный меч не охраняет врат Едема: он чудесно угашен Древом Креста; жала смерти и адовой победы больше нет; ибо явился Ты, Спаситель мой, с кличем к находившимся в аду: «Идите опять в рай!»
На воскресной всенощной (т.е. накануне в субботу на всенощном бдении) после Великого славословия выносится Святой Крест и с песнопениями и молитвами предлагается для поклонения верующим. Обычно во время целования Креста совершается пома́зание освящённым елеем. Крест выставляется, чтобы напомнить о страданиях и смерти Господней и воодушевить постящихся к продолжению подвига поста и покаяния. Св. Крест остаётся для поклонения до пятницы, когда он, после часов, перед литургией вносится обратно в алтарь.
Апостольское чтение (Евр.4:14-5:6) напоминает, что нам помогает и нас ведёт истинный Первосвященник, избранный не от людей, а от Бога, по чину Мелхиседека.
В Евангельском чтении (Мк.8:34-9:1) мы слышим слова Христа: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». В этом вся суть христианства. Это — тот путь, который ведёт к преображению души и обо́жению. И как только так сделаешь, сразу иго Его благо и бремя Его легко. И пост будет по-настоящему в радость.
Прот. Иоанн Халколиванов. Поучение в Неделю Крестопоклонную
«А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14).
В мире этом весьма много предметов, обладать которыми люди считают для себя за честь и славу. Так одни предпочитают знания, другие власть над людьми, и почти все с величайшими усилиями домогаются богатства и денег, отдавая богатым людям предпочтение перед многими другими. Но великий апостол языков не находит для себя ничего в этом мире славнее, выше и достойнее чем Святой Крест Господа нашего Иисуса Христа. «А я не желаю хвалиться», - говорит он, - «разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
Учение это святого апостола должно быть в то же время и нашим учением, христиане; его похвала — и нашей похвалой. И мы не иное что должны сказать ο себе, как то, что сказал святой Апостол ο себе, т. е. что и наша похвала в мире сем есть единственно Святой Крест Христов.
Подлинно, все, что есть наилучшего и прекраснейшего в мире сем, составляет только временное, весьма ненадежное и мало полезное приобретение. Например, похвально знание естествоиспытателя, но оно пригодно для сей земли, и неизвестно, насколько пригодно будет оно тогда, когда «земля и все дела на ней сгорят». A это изменение земли непременно будет, по уверению истинного и неложного слова Божьего (2 Петр. 3:10).
Почтенно могущество власти и завидно довольство богатых. Но так ли прочно и постоянно и то, и другое, чтобы можно было опереться на него и считать себя вне всякой опасности? Тем более, — могут ли эти блага привести человека к будущей и блаженной жизни? Напротив, не служат ли они скорее важным препятствием в достижении благ будущей жизни? Именно таковы все избыточно желаемые нами мирские блага! По этой то, без сомнения, причине еще в древности многие умные язычники ни во что вменяли все роскошные блага мира сего и предпочитали им умеренность и лишения.
Наша похвала, слушатели, есть Крест Христов. Мы хвалимся правой верой в распятого Господа нашего Иисуса Христа живым упованием на Heгo и любовью Его к нам и нашей к Нему. Мы искуплены и освящены пречистой кровью Его, усвоены и приобретены Ему честными страданиями Его. A потому и в этом мире живем ради Heгo, укрепляемые Его силой и благодатью, и в будущем надеемся жить Им же и в Нем. «Ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28). Вот в чем похвала и слава.
Через грех праотца нашего Адама мы сделались противниками и врагами Божьими, впали в плен диавола и должны были неминуемо погибнуть за свои беззакония. Но Господь наш Иисус Христос, по любви и человеколюбию своему, восхотел спасти нас, благоизволил воплотиться от пресвятой Девы Марии и, будучи безгрешен, ради нас, грешных, протерпел всякого рода страдания и смерть, чтобы таким образом Своими страданиями за нас приобрести нам очищение грехов, прощение и спасение. «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою», - говорит апостол Павел (Гал.3:13). «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира», - говорит святой Иоанн Богослов (1Ин. 2:2). Итак, мы веруем и исповедуем, что Он есть Спаситель и Искупитель наш, истребитель греха и основание нашего блаженства!
Наша надежда основана вся на едином Господе Иисусе Христе. Ибо хотя мы и очищены Его кровью от всякого греха, но, по природной нашей слабости, a чаще всего по своей воле и небрежению, впадаем снова в грехи вольные и невольные. A таким образом разрушаем тот святой союз с Богом Отцом, в который Он ввел нас честным Крестом своим. — Спаситель и Господь Иисус Христос, нимало не чуждается нас, когда мы, как виновные дети, прибегаем к Нему с раскаянием. Для очищения нашего от грехов Он даровал святое покаяние, в котором служитель Его именем Его прощает грехи истинно кающемуся; a для соединения вновь с Собой даровал таинство святого причащения, предлагая нам в этом пречистое тело Свое и честную кровь Свою.
И этими спасительными средствами возвращает нас непрестанно к Себе и к Отцу Своему, ходатайствуя ο нас перед Ним страданиями Своими и кровью Своей. Таким образом, надежда наша на спасение наше через Heгo, Спасителя нашего, вполне тверда. Мы несомненно уповаем спастись Им: ибо Он, как всемогущий и премилосердый, желает и может спасти всех приходящих к Нему с надеждой и покаянием. «Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них», - говорит святой апостол Павел ο первосвященнике Иисусе Христе (Евр. 7:25). Любит и каждая нежная добрая мать искренне свое дитя: но никакая любовь матери не может сравняться с любовью Господа Иисуса Христа к нам. Он возлюбил нас, когда мы были противниками Божьими и противниками Его; возлюбил нас, когда в нас не было ничего достойного Его любви, возлюбил так, что и душу Свою предал за нас неблагодарных и злонравных.
Христиане! Соответствуем ли мы, как должно, этой божественной любви к нам нашего Искупителя? Привязано ли к Нему все сердце наше, все мысли, чувства и желания? Так ли мы живем, чтобы ничего в мире этом не любить больше Христа? К сожалению, нет! Такая любовь весьма редка между нами. Будем, по крайней мере, всегда сознавать нашу слабость и наши недостатки и прибегать к Нему с чувством смирения и покорности и просить Его милосердия и милости.
Ибо Он весь любовь, весь милосердие и благость, и не только простит нам наши грехопадения и проступки, если с усердием будем просить Его, но и поможет восстать нам от греха, утвердиться в любви к Нему и добрых делах.
Итак, не ο ком ином будем хвалиться, христиане, как ο распятом Господе и Спасителе нашем Иисусе Христе. Ибо все великое и спасительное подано и подается нам чрез Heгo. Святой Крест Его есть основание всех благ.
Созерцая ныне лежащий перед нами Святой Крест, возопием из глубины сердец к Распятому на нем за нас: Слава милосердию Твоему, Христе! Слава честным страданиям Твоим и Святому Кресту Твоему. Спаси нас, премилосердый Господи, ради честных Твоих страданий и ради Святой Крови Твоей, за нас пролитой, молитвами Пречистой Матери Твоей и всех святых. Аминь.
Преполовение или Средокрестие. На среду этой седмицы приходится середина поста, которая называется Преполовением или Средокрестием. Начиная с этого дня до Великой Среды (включительно) на всех Литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (т. е. к Таинству Крещения).
Пост преполовивше, дерзаим духом на грядущее юношески, благотекуще с Богом, братие, яко да и Пасху радостно узрим Христу воскресшу | Достигнув середины поста, по-юношески устремимся духом к предстоящему пути, шествуя с Богом, братия, чтобы радостно встретить Пасху при воскресении Христовом |
Протоиерей Г.С. Дебольский. Преполовение Четыредесятницы
Благоговея пред животворящим Крестом и призывая нас на поклонение ему, Церковь в четвертую седмицу взывает: «Святая сия и светоносная седмица предлагает миру всечестный Крест: приидите поклонитеся со страхом и любовию. Божественный и Всечестный Крест есть для нас сокровище освящения и силы. Он испущает световидное сияние благодати, и как источник кипит Божественными дарованиями: он утоляет прегрешения, разрешает болезни. Только водрузилось древо Креста Христова, поколебались основания смерти. Поклонимся Кресту Господню».
Примером Господа, смирившего себя до смерти крестной, Церковь, по достижении средины святого поприща поста, особенно внушает нам смирение, которое по мере преуспеяния в благочестии становится необходимее, дабы гордостию и возношением фарисейским не затмить совершенных подвигов благочестия и не потерять оправдания пред Богом, взирающим не только на деяния наши, но и на помышления. Для сего Церковь в четвертую седмицу Четыредесятницы многократно напоминает о смирении мытаревом и превозношении фарисеевом. «Не возвышайся добродетелями и не осуждай ближняго, как велихвальный фарисей, считая себя праведным, но в смиренном помышлении о своих согрешениях возопи, как мытарь: “Боже, очисти мя грешного и спаси мя”».
Святой Амвросий Медиоланский в IV веке в преполовение Четыредесятницы говорил: «Возблагодарите, братие, Божественное милосердие за то, что оно дало вам благополучно достигнуть половины Четыредесятницы. Но за сей дар достойно возблагодарить могут только те, кои доселе старались жить так, как они научены в начале Четыредесятницы, то есть те, кои старались испросить себе отпущение грехов ежедневным постом, милостынею и посещением церкви. А что касается до тех, кои небрегли о всем этом, то есть не постились ежедневно, не творили милостыни, не прилежали к молитве, или молились без сокрушения сердечного, то сии должны не радоваться, а скорбеть и плакать».
Преподобный Симеон Новый Богослов родился в 946 г. и получил в Константинополе основательное светское образование. Отец готовил его к придворной карьере, и некоторое время юноша занимал высокое положение при императорском дворе. Но достигнув 25 лет, он почувствовал влечение к иноческой жизни, бежал из дома и удалился в Студийский монастырь, где проходил послушание под руководством знаменитого в то время старца Симеона Благоговейного.
Основным подвигом преподобного стала непрестанная Иисусова молитва в её кратком виде: «Господи, помилуй!» Для большей молитвенной сосредоточенности он постоянно искал уединения, часто оставался один на ночь в церкви; чтобы навыкнуть в памятовании о смерти, проводил ночи на кладбище. Плодом его усердия были особые состояния восхищения: в эти часы Дух Святой в виде светящегося облака нисходил на него и закрывал от его глаз всё окружающее. Со временем он достиг постоянной высокой духовной просветлённости.
Около 980 г. преп. Симеон был поставлен игуменом монастыря святого Маманта и пробыл в этом сане 25 лет. Доброта сочеталась у преподобного Симеона со строгостью и неуклонным соблюдением Евангельских заповедей. Около 1005 г. преп. Симеон передал игуменство Арсению, а сам поселился при монастыре на покое.
Там он создал свои Богословские труды, отрывки из которых вошли в «Добротолюбие». Кроме того, преподобный Симеон был выдающимся церковным поэтом. Ему принадлежат «Гимны Божественной любви» – около 70 поэм, полных глубоких молитвенных размышлений.
Святой мирно преставился к Богу в 1021 г. Ещё при жизни он получил дар чудотворения. Многочисленные чудеса были явлены и после его смерти.
«Да постится воля твоя от злого хотения. Да постятся очи твои от худого видения: отврати очи твои, чтобы не видеть суеты. Вот христианский пост, которого Бог от нас требует».
«Истинный и прямой пост - воздержание от всякого зла. Если хочешь, христианин, чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно, и постись всегда. Как налагаешь пост на чрево свое, так наложи на злые мысли свои и прихоти».
Назад к списку
Новости
- Календарь: Неделя 17я по Пятидесятнице
- 25 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 18й по Пятидесятнице.
- Календарь: Неделя 16я по Пятидесятнице
- 18 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 17й по Пятидесятнице.
Объявления
- Храму срочно требуются
- 03 Февраль 2016
Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.
Обращаться к настоятелю о. Владимиру
- Внимание!
- 18 Май 2012
Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.