Крестовоздвиженский храм в Самаре - 16.03.14-22.03.14 Григория Паламы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

16.03.14-22.03.14 Григория Паламы

 

в началоНа этой седмице:

Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских16/3 марта: Свт. Григория Паламы архиепископа Фессалонитского (переходящее празднование во 2-е воскресение Великого поста).

Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских (переходящее празднование во 2-е воскресение Великого поста).

22/9 марта: Святых 40 мучеников Севастийских (320 г.). Заупокойная служба в эту субботу отменяется.

И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!

в началовверхвниз Евр.1:10-2:3

10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих;

11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,

12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

13 Кому когда из Ангелов сказал [Бог]: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

2:1 Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.

2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,

3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими [от Него],

в началовверхвниз Мк.2:1-12

1 Через [несколько] дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.

2 Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.

3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;

4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю [дома], где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.

6 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:

7 что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

8 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?

9 Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?

10 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - говорит расслабленному:

11 тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

в началовверхвниз Свт.: Евр.7:26-8:2

26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес,

27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся [в жертву] Себя Самого.

28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, [поставило] Сына, на веки совершенного.

8:1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах

2 и [есть] священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.

в началовверхвниз Свт.: Ин.10:9-16

9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.

15 Как Отец знает Меня, [так] и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

в началовверхвниз Вторая Неделя Великого поста посвящена памяти свт. Григория Паламы. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным и несотворённым Своим светом. На прошлой неделе Церковь говорила об обо́жении как цели христианской жизни. Плод же этой жизни — преображение человека, исполнение его нетварным Божественным светом. На иконах Божественный свет изображается в виде нимбов или сияния.

Евангельское чтение недели (Мк.2:1-12) рассказывает нам о исцелении расслабленного. Его несли четверо, и пробиться с ним к Иисусу было очень сложно, практически невозможно. И тогда те, кто несли расслабленного, прокопали глиняную кровлю, разобрали потолок и на веревках спустили расслабленного к ногам Иисуса. Ясно, что эти люди любили больного. Они страстно желали для него исцеления и верили, что единственная для этого возможность - помощь Господа Иисуса Христа. Во что бы то ни стало надо было положить расслабленного пред Ним. Они не остановились ни перед чем, и добились своего! Расслабленный был исцелён.

Это первый урок нам. Как часто мы свои благие начинания, в области ли спасения души, в области ли устройства внешней и общественной жизни, не доводим до конца, останавливаясь перед очередными трудностями. Но надо помнить, что Бог попускает нам лишь те испытания и трудности, которые нам по силам с Его помощью.

Настойчивость, упорство и постепенность особенно важны в духовном развитии. Об этом надо помнить в подвиге поста. На третий этаж не вскочишь, надо подниматься по лестнице, ступенька за ступенькой.

Чрезмерные усилия могут вызвать надрыв, срыв. Они только повредят, а то и погубят всё дело. Святоотеческое наследие учит о трёх условиях правильного духовного развития:

  • Единство цели. Так, нельзя служить Богу и мамоне. Вся земная жизнь Господа была служением Отцу, и никогда - служением Себе.
  • Полное отречение от себя и отдача своей жизни в волю Божию.
  • Терпение. Как часто мы хотим всё сразу и сейчас. На второй день после обращения к Богу мы уже хотим быть святыми.

Видя веру и любовь принесших, Господь сказал расслабленному: «Чадо! прощаются тебе грехи твои». И потом: «встань, возьми постель твою и иди в дом твой».

  • Мы видим:
  • Наша любовь, вера и молитвы помогают нашим ближним; да не оскудеют в нас вера, любовь и молитва.
  • Сначала — очищение от греха, а потом исцеление. И мы в болезни должны начинать с осмысления наших грехов и причины болезни, покаяния и исповеди а не искать лишь быстрого облегчения. Если не вырвать грех как корень болезни, он даст новый побег в виде новых болезней и скорбей.

Апостольское чтение говорит о Иисусе Христе как истинном Боге (Евр.1:10-2:3) и истинном, совершенном и вечном Первосвященнике (Евр. 7:26-8:2). В евангельском чтении святителю (Ин.10:9-16) Иисус Христос показывается как Добрый Пастырь, мудрый, заботливый, самоотверженно любящий Своё стадо, готовый за него положить жизнь Свою. Как Он знает Своё стадо, так и стадо Его знает Пастыря своего. Постараемся не отбиться от малого стада и будем следовать за Пастырем Добрым, истинным Богом и Первосвященником, к той цели, к которой Он ведёт, в смирении и терпении предав себя в волю Его, навстречу Свету. Не отставая, не стараясь свернуть в сторону или забежать вперёд. И в этом нашем теперешнем подвиге поста.

в началовверхвниз Еп. Митрофан (Зноско-Боровский). Неделя 2-я Великого поста

Во Христе родные братья и сестры!

Если человек хочет знать смысл и цель своего существования, он, прежде всего, должен познать самого себя: Кто я? В чём задача и оправдание моей жизни?

Верный ответ на вопросы: «кто я?» и «в чём задача моей жизни?», дан нам в св. Писании и раскрыт св. Григорием Паламой, памяти которого посвящено 2-ое воскресенье Великого Поста.

Мы слышим рассуждения горе-учёных, что человек произошёл от низших животных, — что обезьяна является его пра-предком. В подтверждение этих рассуждений указывают на общее в психической жизни животного и человека. Однако, психическая деятельность животных отражает только запросы их тела: питания, размножения и самосохранения. Да, эти запросы свойственны и человеку, но ведь человек способен подняться выше абсолютной зависимости от этих потребностей, — и в этой его власти над своей психофизической природой проявляется величие человека. Более всего, человек становится человеком только при обуздании своей психофизической природы.

Каково же учение о человеке, раскрытое св. Григорием Паламой? Человек создан Богом, Творцом вселенной. Создан «по образу и подобию Божию». Взят человек от земли, но ею он не ограничивается: Творец вдыхает в него «дух жизни» и от «духа жизни» зависит существование человека. Таким образом, в самую «структуру человека» включена вера, включён союз с Богом, связь с Богом. Уточним: в природу человека органически включена религия. Слово «религия» значит — «связь, союз». Вот почему столпы Церкви говорят, что душа человека «по природе христианка». Вот почему говорить о человеке, не связывая его с Богом, с Творцом — бессмысленно; это бы означало — лишить человека смысла и жизнь человека признать за злую гримасу сатаны.

«Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему», — сказано в св. Писании. Из всего живущего на земле только человек может притязать на звание «образа Божия», и в этом образе заключается высшее достоинство человека. Ни в одной из философских систем не возвышен так человек, как в христианстве. «Тела ваши, — говорит ап. Павел, — суть храм Духа Божия, живущего в вас».

В течение всего своего существования, человек продолжает быть связанным со своим Творцом. Чем поддерживается эта связь? Она поддерживается послушанием Богу, послушанием Его воле, Его закону. Но вот человек, первый Адам, вместо того, чтобы принять жизнь, как Божественный дар, захотел сам распоряжаться своей жизнью, захотел автономии — независимости, и выпал из послушания Богу. Этим непослушанием он нарушил связь с Источником жизни и мудрости.

Не будь нарушено послушание Богу, смерть была бы только простым переходом к Богу, теперь же она стала роковой, наказанием. Человек отверг внутренний закон присутствия в нём Бога и оказался предоставленным самому себе, своей обманчивой автономии. Тот, кто мечтал быть равным Богу, стал всего лишь смертным человеком. «Осуетился (человек) в своих умствованиях, — говорит ап. Павел, — омрачилось несмысленное сердце его и обезумел человек».

И вот во 2-ое воскресенье Великого Поста, устами святых, Господь обращается к нам и говорит: «Человек! Вспомни, откуда ты ниспал... познай свое благородство, не забудь о сродстве между тобою и Богом. Нет другой такой близости, как у тебя, у твоей души с Богом... Сын Божий — Христос восхотел быть братом твоим, и, «послушлив быв Отцу даже до смерти, смерти крестной», пришел, чтобы вернуть тебе утерянное тобою достоинство. Чрез Христа достигаешь ты жизни в Боге, достигаешь верностью Христу, послушанием и св. Причастием. Не бойся послушания. Послушание Богу, это не рабская покорность, а дело — дело любви».

Послушание это — знак и плод веры, вложенной в нашу природу. «Ради нас приобщился Христос плоти и крови, — говорит св. Иоанн Златоуст, — и Он дает нам самое Тело и Кровь, чтобы мы, благодаря им, стали Его сродниками», ибо, «принимая таинственную Пищу — св. Тайны Тела и Крови, — человек становится частью Христова Тела, становится братом и сонаследником Христу». Аминь.

в началовверхвниз ПассияПассия. Великим постом в храмах совершается Пассия — вечерня с чтением акафиста Страстям Христовым. За пост Пассия совершается четыре раза, по количеству евангелистов. По установившемуся обычаю, эта служба совершается в воскресный вечер и соединяется с великой вечерней. Как правило, цикл Пассий начинается со второй Недели Великого поста. Традиционно Пассия совершается в середине храма перед Распятием.

Служба Пассии указывает на образ Страданий и Смерти Христовых и взывает к душе человека, следующей Христу либо отвергающей Его. Верующие призываются к покаянию в своих прегрешениях и внимательному и строгому рассмотрению своих отношений с Богом. Принимаем ли мы на себя добровольный крест следования за Христом? Можем ли мы искренне молиться за наших обидчиков? Насколько способны мы смиренно сносить обиды и оскорбления от наших ближних? Насколько распинаем мы свои страсти и греховные помыслы?

Всмотримся в себя, вслушаемся в акафист Страстям Господним и от всего сердца повторим его слова: «Вем, воистинну вем со пророком, почто червлены ризы Твоя: аз, Господи, аз грехами моими уязвих Тя», т.е.: «Знаю, Господи, знаю, почему красны Твои ризы, это я своими грехами изъязвил Тебя».

в началовверхвниз Григорий ПаламаСвятитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 г. в Малой Азии. Он рос при дворе, обладал прекрасными способностями и большим прилежанием и получил прекрасное образование. Едва достигнув 20 лет, он удалился на Афон и поступил послушником в монастырь Ватопед. Здесь он со временем стал учиться сосредоточенной духовной молитве – умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников 4 века. Опытное применение умного делания получило название исихазма (от греч. – покой, молчание), а сами практикующие его стали называться исихастами. За время пребывания в Глоссии будущий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни.

Около 1330 г. учёный монах Варлаам объявил исихазм еретическим заблуждением. Свт. Григорий, по просьбе афонских монахов написал «Триады в защиту святых исихастов» (1338). К 1340 г. афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама – так называемый «Святогорский томос». Константинопольский Собор 1341 г. после всестороннего рассмотрения принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию. Но споры между паламитами и варлаамитами продолжались ещё несколько веков.

в началовверх 40 мучеников СевастийскихСвятые сорок мучеников Севастийских: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Флавий, Аетий, Акакий, Екдикий (Екдит), Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий. Они приняли смерть за веру во Христа в Севастии (Малая Армения, ныне на территории Турции) при Ликинии. Воины были христианами, родом из Каппадокии (ныне на территории Турции) и служили под началом язычника Агриколая. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. После попыток склонить воинов к отречению от веры, они были преданы суду. Судил их сановник Лисий. Воины усердно молились и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет». Это слова Спасителя (Мф.10:22; Мф.24:13; Мк.13:13). И в ночь перед кончиной: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

Стояла зима, был сильный мороз. Воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить их волю, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лёд растаял, и вода в озере стала тёплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал 39 венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил одежду и сказал им: «И я – христианин!» – и присоединился к мученикам. Стоя в воде, он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

Наутро истязатели увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников после их смерти сожгли, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.

Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их.

Пост - не мученичество, и должен быть радостью, а не мучением. Но те же слова Спасителя - наставление и всем нам: «Претерпевший до конца, тот спасен будет». Мы приближаемся к концу третьей седмицы поста, много ещё впереди. Кто-то отпадёт, кто-то присоединится.

Этот день в память о мучениках называли Со́роки, Сорок сороко́в, а также Жа́воронки. Он считался днём второй встречи весны (первая была на Сретение, третью ждали на Благовещение). «На Сороки день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается». На Сороки, по поверью, из-за моря прилетали 40 разных птиц. А предвестниками весны были жаворонки. Хозяйки загодя выпекали из теста печенье в виде птиц, как правило, 40 штук — по числу погибших мучеников. Печенье давали ребятне, приговаривая: «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Детвора залезала на крыши, привязывала «жаворонков» к шестам и зазывала птиц скорей прилетать и приносить весну. Затем выпечку крошили и раскидывали по сторонам.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления