Крестовоздвиженский храм в Самаре - 09.03.14-15.03.14 Торжество Православия
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

09.03.14-15.03.14 Торжество Православия

 

в началоНа этой седмице:

Икона Божией Матери Кипрская (Стромынская)9 марта / 24 февраля: Первое (IV) и второе (452) обретение главы Иоанна Предтечи.

Иконы Божией Матери Кипрской в селе Стромыни, Московской обл. (переходящее празднование в первое воскресенье Великого поста). По преданию, этот древний почитаемый образ преподобный Сергий Радонежский дал в благословение своему ученику Савве.

13 марта / 28 февраля: Преподобного Иоанна Кассиана Римляна (435).

14/1 марта: Преподобномученицы Евдокии (ок. 160-170).

День Православной книги. Праздник установлен решением Священного Синода Русской Православной Церкви по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. День православной книги приурочен к дате выпуска первой на Руси печатной книги Ивана Фёдорова «Апостол», вышедшей в свет 1 марта 1564 г.

15/2 марта: Преставление святителя Арсения, епископа Тверского (1409).

Поминовение усопших.

И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!

в началовверхвниз Евр.11: 24-26, 32- 12:2

24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,

25 и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение,

26 и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.

...

32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,

33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,

34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;

35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;

36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,

37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;

38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,

40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

12:1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,

2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

в началовверхвниз Ин.1: 43-51

43 На другой день [Иисус] восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44 Филипп же был из Вифсаиды, из [одного] города с Андреем и Петром.

45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49 Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

в началовверхвниз Первая Неделя Великого поста называется Неделей (воскресеньем) Торжества Православия над всеми ересями, и в частности над иконоборческой. Поэтому в это воскресенье положено поклонение Нерукотворенному образу Спасителя. В этот же день мы славим икону Божией Матери Кипрскую в селе Стромыни.

Продолжается пост, и апостольское чтение недели (Евр.11:24-26.32;12:2), чтобы утвердить нас в вере и благочестии, ставит нам в пример ветхозаветных праведников. Они чаяли пришествия Спасителя и принимали мучения и смерть за веру. Эта цепочка подвига веры тянется через новозаветных праведников к нам, «потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства».

Так, евангельское чтение (Ин.1:43-51) рассказывает нам о том, как Ветхий Завет праведниками прорастал в Новый Завет. Мы слышим о призвании апостолов Филиппа и Нафанаила. Филипп не только сам тотчас следует призванию Господа, но и других (Нафанаила) старается привлечь к Господу. Нафанаил сомневается: «из Назарета может ли быть что доброе». Но следует совету: «пойди и посмотри», и принимает Христа всем сердцем: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев». Это совет всем нам! Господь говорит тем, кто Его встретил: «Отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».

В этом году на воскресенье приходится первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи, великого пророка, соединившего Ветхий и Новый Завет.

И вот, в Воплощении была разрушена преграда между Богом и людьми, вновь началось общение между миром горним и миром дольним. Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом по благодати. Через Иисуса Христа, принявшего человеческий образ, люди получили возможность восстановить в себе образ Божий. Тысячи и тысячи последовали за Христом. Целью покаяния и поста человека стало обо́жение. Очистившись, мы приходим к Богу: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Святые угодники Божии, молите Бога о нас!

Эта суббота - родительская. Мы поминаем всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви.

в началовверхвниз Торжество Православия. В Синаксаре в неделю первую Великого поста сказано: «В сей день, в первую Неделю святого поста, Церковью принято праздновать восстановление почитания святых и честных икон, совершенное царем Михаилом и его матерью, блаженной царицей Феодорой, а также святым патриархом Константинопольским Мефодием». Иконоборцы, отрицая почитание икон и священных изображений, подрывали православный догмат о воплощении, то есть, что Сын Божий стал подобным нам человеком, а следовательно, и описуемым.

Праздник установлен при царице Феодоре в 843 г. К 12 веку сложился особый чин Торжества православия (Последование в неделю Православия), который к 14 веку был дополнен текстами, содержащими православные догматы. В тексте службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями, включая иконоборческую, утверждаются постановления семи Вселенских соборов. Особое место в службе занимает чин анафематствования лиц, совершивших, по мнению церкви, тяжкие прегрешения перед Православной Церковью (совершается только на архиерейской службе).

В чине Торжества Православия читается послание апостола Павла (Рим.16:17-20), в котором он наставляет нас остерегаться и уклоняться от людей «производящих разделения и соблазны, вопреки учению» православному. Мы видим таких, пытающихся разрушить и веру нашу, и наш образ жизни, стремящихся поссорить и разобщить нас с нашими ближними и с братским народом. Постараемся во всей нашей жизни следовать пожеланию апостола: «чтобы вы были мудры на добро и просты на зло». Читается также Евангелие (Мф.18:10-17), наставляющее нас заботиться ο возвращении на путь спасения всех, сбившихся с этого пути, а упорных грешников сначала увещевать, но если ничего не помогает, отлучать их от общества верующих как негодных членов.

в началовверхвниз Торжество ПравославияЕпископ Митрофан (Зноско-Боровский). Неделя Торжества Православия

Торжество Православия! Не странно ли звучат в наше время эти слова? Многие говорят: где это торжество, когда, с одной стороны Православие ныне в рубищах, с другой стороны — сколько в Церкви нечистого, искаженного, неправильного. Православие, Церковь — гонимы, а вы говорите о торжестве Православия!

Да, верно, Православие облечено ныне в нищенские рубища, но эти рубища не умаляют его величия и значения в жизни мира, как не умалили рубища величия и значения Богочеловека, Господа Иисуса Христа. Верно и то, что в церковной ограде не мало греха, — не в Церкви, а в ограде церковной, но ведь всё нечистое и греховное в церковной ограде не есть Церковь. «Всякий грех в Церкви есть грех не Церкви, а грех против Церкви», и он не умаляет святыню Церкви, как не умалило святыню Таинства и присутствие Иуды на Тайной Вечери.

Возражая против Торжества Православия, указывают ещё и на массовый отход от христианства в наше время. Что ж, одни уходят, другие приходят ко Христу. Дело не в количестве уходящих, а в качестве от Христа уходящих и в качестве приходящих к Нему, в Церковь Его. Однако, что представляет собою этот отход от христианства в наши дни? В нём нет ничего нового, это лишь воскрешение бывшего, это — возврат к Будде или Демокриту, к Платону или Конфуцию, возврат к индивидуализму, а также древняя, в новых формах, попытка смешать христианство с язычеством во «Всемирном Союзе Церквей».

Да, многие отвергли Благую Весть о Слове, ставшем Плотию, распятом и воскресшем. Многие изменили Ему и вернулись на путь, который, в разных формах, был уже пройден человечеством. Ушли от Благой Вести и, в своём походе против Христа, очутились перед пустотой бездны. Философия позитивизма, гуманизма и материализма, мнившие удалить Христа из жизни человечества, «поставили человека перед лицом равнодушной вселенной с ее слепым случаем», поставили человека перед бессмыслицей бытия.

Но жизнь не терпит пустоты. И, почуяв пустоту, заметался человек в протесте против неё, и против фальши и неправды жизни. Не является ли выражением этого протеста безобразный, часто пещерный, облик окружающих нас толп грязной и волосатой молодежи? Не кроется ли в их растерянности для многих из них неосознанное тяготение к Смыслу, к разумному Началу в Жизни? В этой растерянности раскрывается душевная трагедия человека. И на этом фоне продолжает звучать Благая Весть о Любви Божией к человеку, Распятой и Воскресшей; Весть о Том, Кто Своей жизнью указал человечеству Путь, приводящий к познанию Истины и приводящий к исконной Правде Жизни. Звучит Весть о Том, Который всегда будет Светом мира. «Аз есть Путь и Истина и Жизнь... Аз есть Свет миру». И, подобно Юлиану Отступнику, возгласившему некогда: «Ты победил меня, Галилеянин», и современный сборный «Юлиан Отступник», во всем мире ведущий борьбу со Христом, вынужден будет так же возгласить: «Ты победил меня!» и поклониться Христу.

Сила христианства, дорогие братья и сестры, сила Православия в непобедимой Личности Христа, Сына Божия и Сына Человеческого. Во Христе — поруганном, распятом и воскресшем — торжество Православия. И мятущаяся душа современного человека, если не обратился ещё человек в навоз для будущих поколений, не может не прийти ко Христу. И утвердится человек в верности Ему. Его сердца коснётся, прежде всего, Христово Благовестие о Любви. Любовь Христа к человеку это не любовь учителей гуманизма, мудрецов и философов; любовь Христа к человеку это не слова, не учение, — а жизнь. Он сходит с Небесной высоты — куда? — В низину грязной, серой человеческой повседневности. Его любовь к человеку — это не мечтательная, словесная любовь гуманистов и философов. Он видит человечество во всей его слабости, знает всю темную глубину человеческого сердца, и Он не просто видит нужду человека, Он на Себе несёт тайные раны человеческой слабости. Его любовь не знает исключений. Перед началом последней Своей, на земном пути, пасхальной трапезы, Христос, Сын Божий, как слуга, склоняется на колени перед апостолами и моет им ноги.

Не может не пленить разумного и честного человека и беспредельная преданность Христа воле Отца Небесного. «Разве вы не знаете, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» — это первые слова, которые слышим мы из уст Его. Внутренняя, постоянная и неизменная связь с Отцом была источником, из которого проистекали и Его любовь к человеку, и Его победоносная борьба за волю Бога-Отца в этом мире.

И ещё одна черта, так ярко отмечаемая всеми Евангелистами: Христос никогда не ищет Своего. И в этом он свободнейший из свободных.

Отмечая в первое воскресение Великого Поста Торжество Православия, мы слышим к нам обращенные слова Христа-Иисуса: «Не бойся, малое стадо... Я с вами во все дни, до скончания века». Аминь.

в началовверхвниз обретение главы Иоанна ПредтечиПервое (IV) и второе (452) обретение главы Иоанна Предтечи

После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а глава сокрыта Иродиадой. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука), тайно погребла святую главу в сосуде на горе Елеонской, в одном из поместий Ирода.

Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретён сосуд с честно́й главой Иоанна Крестителя. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил её с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл её там же, где обрёл. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась.

В дни равноапостольного царя Константина Великого двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился святой Предтеча и открыл место нахождения своей честно́й главы. Иноки отрыли святыню, положили её в мешок из верблюжьей шерсти и пошли домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Горшечнику же явился святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал её в сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока её обладателем не стал еретик Евстафий. Он был вынужден бежать и спрятал святыню в пещере, рассчитывая впоследствии вернуться. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь.

в началовверхвниз Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы установлены потому, что во время Литургии Преждеосвященных Даров не бывает такого поминовения, какое совершается во всякое другое время года. Чтобы не лишить умерших предстательства Церкви, и установлены эти родительские субботы. Церковь во время Великого поста ходатайствует об усопших, чтобы Господь простил им грехи и воскресил их в жизнь вечную.

в началовверх Свт. Феофан Затворник. Суббота (поминальная)

Святая Церковь переводит ныне внимание наше за пределы настоящей жизни, к прешедшим отсюда отцам и братьям нашим, чая напоминанием о состоянии их, которого и нам не миновать, расположить нас к должному прохождению сырной седмицы и следующего за ней великого поста. Послушаем матери своей Церкви, и поминая отцев и братий наших, позаботимся себя приготовить к прехождению на тот свет. Приведем на память грехи свои и оплачем их, положив дальше чистыми себя блюсти от всякой скверны. Ибо в Царствие Божие не войдет ничто нечистое, и на суде никто из нечистых не оправдится. После же смерти не жди очищения. Каков перейдешь, таким и останешься. Здесь надо заготовить свое очищение. Поспешим же —ибо кто может предсказывать себе долголетие? Жизнь сей час же может пресечься. Как явиться на тот свет нечистыми? Какими глазами взглянем на отцев и братий наших, имеющих встретить нас? Что ответим на их вопросы: это что у тебя нехорошее? А это что? И это что? Какой срам и стыд покроет нас?! Поспешим же исправить все неисправное, чтоб явиться на тот свет, хоть сколько-нибудь сносными и терпимыми.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления