16.02.14-22.02.14 Неделя о блудном сыне
На этой седмице: Седмица мясопустная. Седмица называется так потому, что этой седмицей (в последующую Неделю (воскресенье) о Страшном суде) заканчивается вкушение мяса перед Великим постом.
Равноапостольного Николая, архиепископа Японского (1912).
Когда по своему желанию иеромонах Николай был назначен в Японию, настоятелем консульского храма города Хакодате, проповедь Евангелия там казалась невозможной. По словам о. Николая, «тогдашние японцы смотрели на иностранцев, как на зверей, а на христианство, как на злодейскую церковь, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи».
Восемь лет ушло на то, чтобы изучить страну, народ, язык, культуру Японии. Первым японцем, обращённым в христианство о. Николаем, стал синтоистский священнослужитель Такума Савабэ, бывший самурай, пришедший в дом к о. Николаю, чтобы убить его, т.к. считал, что христианство используется для захвата Японии. Проповедь и служение продолжались даже во время Русско-японской войны.
Когда, через более чем полвека, архиепископ Николай мирно отошёл ко Господу, в 266 общинах Японской Православной Церкви было свыше 33 тысяч христиан. В процессе миссионерской деятельности о. Николай перевёл на японский язык Священное Писание, другие богослужебные книги, создал духовную семинарию, начальные школы для девочек и мальчиков, библиотеку, приют и другие учреждения.
После кончины архиеп. Николая японский император Мэйдзи лично дал разрешение на захоронение его останков в пределах города и послал венок. Такой чести иностранцы удостаивались исключительно редко.
18/5 февраля: Святителя Феодосия, архиепископа Черниговского (1696), подвижника и молитвенника, много сделавшего для благоустроения тех мест, которые окормлял, для поддержание духа истинно христианского благочестия среди своих пасомых.
21/8 февраля: Пророка Захарии Серповидца (ок. 520 г. до Р. Х.). В книге пророка Захарии содержатся вдохновенные подробности о пришествии Мессии, о последних днях земной жизни Спасителя, о входе Господнем в Иерусалим на молодом осле, о предании Господа за 30 сребреников и покупке на них земли горшечника, о прободении ребра Спасителя, о рассеянии апостолов из Гефсиманского сада, о затмении солнца во время крестных страданий Спасителя. Своим прозванием «Серповидец» Захария обязан одному из откровений, в котором он видел летящий по воздуху свиток, изогнувшийся наподобие угрожающего серпа.
Великомученика Феодора Стратилата (319), покровителя православного воинства.
Международный день родного языка. Язык является главным средством сохранения традиции и духовного наследия. Родной язык с самого рождения определяет, как человек будет видеть и познавать мир. Богослужебный язык ведёт нас к воцерковлению и пониманию тайн Царства Божия. Изучение иностранного языка помогает понять, как видят мир другие люди, тем самым помогает научиться их понимать.
22/9 февраля: Отдание праздника Сретение Господня. Вселенская родительская (мясопустная) суббота. Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отцов и братьев наших. Святителя Иннокентия, епископа Иркутского (обретение мощей, 1805), первого епископа и устроителя Иркутской епархии.
И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!
12 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.
13 Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.
14 Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.
15 Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать [их] членами блудницы? Да не будет!
16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело [с нею]? ибо сказано: два будут одна плоть.
17 А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.
18 Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.
19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
20 Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;
12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение.
13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
14 Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
30 а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое,
32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
Продолжается подготовка к посту. На утрени в Неделю о блудном сыне (и затем в Недели мясопустную и сыропустную), к пению полиелейных псалмов (134-го и 135-го) «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви» добавляется ещё псалом 136-й: «На реках Вавилонских...». Этот псалом напоминает христианам об удалении от Отечества Небесного и рабстве греху. Подобно тому, как в ветхозаветное время иудеи осознали своё горькое положение в плену Вавилонском и впоследствии раскаялись.
136-й псалом был любимым у св. Николая Японского, которого мы славим в этом году в этот же день.
Апостольское чтение (1Кор.6:12-20) напоминает нам о данной нам Богом свободе и необходимости правильного к ней отношения: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Вседозволенность вместо свободы быстро приводит к рабству страстям. Особо выделяет ап. Павел тяжкий грех блуда. Это грех против тела, отлучающий человека от Христа и Церкви, разрушающий и оскверняющий тело. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога», - напоминает нам апостол.
Слова апостола хорошо поясняют евангельское чтение о блудном сыне (Лк.15:11-32). «И сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения». Отец не стал стеснять его свободы и предоставил ему возможность убедиться, к чему приводят своеволие и желание пожить в своё удовольствие. Сын удалился «на страну далече» и, живя распутно, постепенно забывает отца и расточает имение. Когда же впал в крайнюю нужду, вспомнил жизнь у отца, глубоко раскаялся, «встал и пошел к отцу своему». А отец никогда не забывал блудного сына, ждал его, устремился ему на встречу. «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим», - исповедуется сын, и отец принимает его покаяние и прощает, «ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
Многие, подобно блудному сыну, в самомнении и гордыне порывают с Богом, Отечеством, семьёй, традицией и культурой. И расточают всё, что им даровано. Но далеко не все находят силы вернуться, и остаются вдали от Бога и отчего дома - на чужбине, в плену своих страстей, грехов и метаний. А Бог любит и ждёт каждого грешника, как отец сына, и готов броситься ему навстречу. Так, показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Церковь раскрывает всю силу его: при истинном смирении и раскаянии возможно прощение грехов. Поэтому ни один грешник не должен отчаиваться в благодатной помощи Отца Небесного.
И тут же мы видим рядом образ старшего брата, превозносящегося своей праведностью. Он в зависти обвиняет отца в несправедливости, не замечая ни милости по отношению к себе, ни страданий и изменения в брате. Он не готов ни помочь раскаявшемуся грешнику, ни разделить радость по поводу его возвращения. И это самомнение и гордыня, подобные фарисейской.
Иеромонах Мефодий. На реках Вавилонских
Не только как живой, человеческий документ религиозно-национальной тоски израильского народа раскрывает нам 136-ой псалом — «На реках Вавилонских». Здесь нечто большее. В преломлении христианского сознания здесь не только тоска по утраченному отечеству земному — здесь плач об утерянной отчизне небесной.
«Странник я на земле» (Псал. 118:19). Странники и пришельцы все мы в этом мире болезни, печали, воздыхания, призрачных встреч и неминуемой разлуки. Здесь не подлинное бытие, а только тень его, только блики. «Пар — жизнь наша». (Из чина погребения священников).
Истинная жизнь раскрывается там, в горнем Иерусалиме сто тридцать шестого псалма, в царствии Отца.
«И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселие, а печаль и воздыхание удалятся» (Исаии. 35:10). К этому Царствию Отца по узкой и тернистой дороге стремится человеческая душа. Она чувствует «вавилонские берега», чувствует, что не «то» все то, что находит она, по чему тоскует в этой жизни. И блаженна эта душа, если потянется к Сиону небесному, если пожелает красоты горнего града, ибо «неспокойно сердце наше, пока не успокоится в Господе».
Но главное препятствие в этом успокоении о Господе — грех. Он — источник разделения, нарушения всех связей, разрушения целого. И посему душа, ходившая в горький путь отдаления от Бога, познавшая горечь его и снова обратившаяся к Сиону, ненавидит грех. Она не может быть к нему равнодушна. Священный гнев ко греху пламенеет в обращенном к Богу сердце.
И в этом смысле звучит в Новом Завете — Завете Правды, любви и мира, на первый взгляд безжалостное и жестокое: «Дочь Вавилона, опустошительница!... Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» Ветхозаветное религиозно-национальное чувство преображается здесь в священную ненависть к греху.
«Ненавидеть» жизнь в христианском смысле значит отвращаться от утверждения во временном — и искать это утверждение в неизменном и вечном. Путь Христианина — от преходящих вавилонских берегов к Царству Сиона, к вечному упокоению алчущего и жаждущего сердца человеческого в Господе. И путь этот совершается через борьбу со грехом — борьбу упорную и постоянную.
«Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил, и сел со Отцом Моим на престоле Его» (Отк. 3:21).
Попразднство Сретения в этом году продолжается семь дней, отдание праздника будет в родительскую мясопустную субботу.
Всегда на следующий день после праздника мы чтим тех, кто с ним непосредственно связан. В воскресенье, первый день попразднства мы славим Симеона Богоприимца и Анну Пророчицу.
Праведный Симеон Богоприимец «был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем» (Лк.2:25). По повелению египетского царя Птолемея для перевода книг Священного Писания с еврейского языка на греческий было избрано 72 учёных, в их число вошёл и Симеон. Их труд получил название «Перевод 70-ти толковников». Именно с него в дальнейшем Ветхий Завет был переведён на славянский язык для Болгарской, Сербской и Русской Православных Церквей. Переводя книгу Пророка Исаии, Симеон дошёл до слов «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» и усомнился. Он хотел уже вставить вместо «Дева» слово «жена», как вдруг ему явился ангел и, удержав, сказал: «Имей веру написанному и сам увидишь его исполнение, ибо ты не умрешь, пока не узришь родившегося от чистой Девы — Христа Господа».
Когда Пречистая Богородица принесла Младенца Иисуса в храм на 40-ой день после Его Рождества, Дух Святой привёл туда Праведного Симеона. Глубокий старец (ему исполнилось 360 лет) узнал в Младенце долгожданного Мессию и, взяв его на руки, сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк.2:29-32).
Анна Пророчица. «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк.2:36-38).
Икона Богородицы Умягчение злых сердец или Симеоново проречение. «И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец» (Лук.2:34-35). Это пророчество св. Симеона Богоприимца символически изображено на иконе. Богоматерь изображается стоящей на облаке с семью воткнутыми в сердце мечами. Число семь обозначает полноту горя, печали и сердечной боли, испытанных Богородицей в её земной жизни.
Почи́нки - праздник народного календаря, который приходится на первый день попразднства Сретения. Это праздник труда. Следуя поговорке «Готовь сани летом, а телегу зимой», хозяева сразу после Сретения с утра пораньше принимались за ремонт сельскохозяйственного инвентаря. «В Починки дед встает чуть свет — чинит сбрую летнюю да соху столетнюю». Т.к. в этом году починки приходятся на воскресенье, труд переносится на понедельник.
Суббота. Заупокойная Служба в Субботу Мясопустную озаглавлена так: «Память совершаем всех от века усопших Православных христиан, отец и братий наших». Эта суббота выбрана потому, что за ней следует Неделя о страшном суде, воспоминание о дне, когда все мы будем молить Праведного Судию явить нам Свою милость. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живём. Ибо спасение возможно только в Церкви - собрании верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.
В Синаксаре на субботу мясопустную сказано: «Святые отцы узаконили совершать поминовение о всех умерших по следующей причине. Многие весьма нередко умирают неестественной смертью, например: во время странствования по морям, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, на пожарах, на войне, замерзают. И кто перечтет (перечислит) все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, - когда бы, где бы и как бы ни окончил земную жизнь, - не лишился молитв Церкви».
В заупокойной Ектении возглашается: «Еще молимся о упокоении душ рабов Божиих, праотец, отец и братий, зде лежащих и повсюду, православных христиан».
Свт. Феофан Затворник. Суббота (поминальная)
Святая Церковь переводит ныне внимание наше за пределы настоящей жизни, к прешедшим отсюда отцам и братьям нашим, чая напоминанием о состоянии их, которого и нам не миновать, расположить нас к должному прохождению сырной седмицы и следующего за ней великого поста. Послушаем матери своей Церкви, и поминая отцев и братий наших, позаботимся себя приготовить к прехождению на тот свет. Приведем на память грехи свои и оплачем их, положив дальше чистыми себя блюсти от всякой скверны. Ибо в Царствие Божие не войдет ничто нечистое, и на суде никто из нечистых не оправдится. После же смерти не жди очищения. Каков перейдешь, таким и останешься. Здесь надо заготовить свое очищение. Поспешим же —ибо кто может предсказывать себе долголетие? Жизнь сей час же может пресечься. Как явиться на тот свет нечистыми? Какими глазами взглянем на отцев и братий наших, имеющих встретить нас? Что ответим на их вопросы: это что у тебя нехорошее? А это что? И это что? Какой срам и стыд покроет нас?! Поспешим же исправить все неисправное, чтоб явиться на тот свет, хоть сколько-нибудь сносными и терпимыми.
Назад к списку
Новости
- Календарь: Неделя 17я по Пятидесятнице
- 25 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 18й по Пятидесятнице.
- Календарь: Неделя 16я по Пятидесятнице
- 18 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 17й по Пятидесятнице.
Объявления
- Храму срочно требуются
- 03 Февраль 2016
Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.
Обращаться к настоятелю о. Владимиру
- Внимание!
- 18 Май 2012
Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.