09.02.14-15.02.14 Неделя Мытаря и фарисея
Начало Постной Триоди. На утрене по 50-м псалме поют «Покаяния отверзи ми двери…» (до Недели 5-й Великого поста включительно).
На этой седмице: Сплошная седмица. Поста нет.
9 февраля / 27 января: Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову, совершается панихида. Собор новомучеников и исповедников Российских: святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси (1925), священномучеников Петра (Полянского), митрополита Крутицкого (1937), Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого (1918), Вениамина (Казанского), митрополита Петроградкого и Гдовского, и с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина) и мучеников Юрия (Новицкого) и Иоанна (Ковшарова) (1922), митрополита Серафима (Чичагова) (1937), архиепископа Фаддея (Успенского) (1937), протоиерея Иоанна (Кочурова) (1917), протопресвитера Александра (Хотовицкого) (1937), преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (1918). Святых царственных мучеников страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии (1918), и всех в годину лютых гонений за веру Христову пострадавших. (переходящее празднование в ближайшее воскресение с 25 января).
Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского (438). Служба переносится на субботу, 8 февраля / 26 января.
11 февраля / 29 января: Перенесение мощей (438) сщмч. Игнатия Богоносца (107).
Всемирный день больного. Праздник установлен в поддержку людей, попавших в печальную категорию больных. Дата 11 февраля была выбрана в связи с тем, что католики всего мира отмечают 11 февраля День больного в память о 11 февраля 1858 г., когда в городе Лурд (Франция) больной девочке Марии-Бернарде Субиру впервые явилась Дева Мария. Во время Своих явлений Богородица исцелила множество больных.
12 февраля / 30 января: Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого (379), Григория Богослова (389) и Иоанна Златоустого (407).
13 февраля / 31 января: Святителя Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского, чудотворца (1108).
15/2 февраля: Сретение Господа нашего Иисуса Христа.
И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!
10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,
11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.
12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.
15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
За три недели до наступления Великого поста Церковь начинает готовить к нему верующих особыми чтениями и песнопениями. Каждая неделя имеет особое название сообразно читаемому в воскресные дни Евангелию. Так, первая из них называется Неделей о мытаре и фарисее, потому, что в воскресенье читается притча о мытаре и фарисее (Лк.18:10-14). Эта неделя учит молитве. В притче о мытаре и фарисее евангельское чтение на литургии дает нам пример покаяния. Два человека вошли в храм помолиться: один - фарисей, а другой - мытарь. Фарисей в своей молитве благодарил Господа за то, что он лучше других и хвалился своими заслугами. «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь; говорил: "Боже! будь милостив ко мне грешнику"». Мытарь — это должность сборщика налогов, ненавидимая всеми, сразу и олигарх, и коррумпированный чиновник. Никто не мешал ему пройти в переднюю часть храма, как это сделал фарисей, но он, в сознании своей греховности, остался у церковного порога. Гордыня фарисея перед лицом Божиим сжигает его заслуги, искренние покаяние и смирение мытаря смывает его грехи. «Правильный» и «заслуженный» фарисей в своей гордыне ушёл менее оправданным, чем грешный, но покаявшийся мытарь. Последуем же примеру этого мытаря, чтобы покаяться, очиститься и открыть себе дорогу к Богу. Апостольское чтение недели (2 Тим.3:10-15) наставляет нас на неуклонное пребывание в вере и благочестии, несмотря на гонения и преследования, на примере ап. Тимофея, которого мы славили на прошлой неделе.
Феофан Затворник. Неделя мытаря и фарисея. (2Тим. 3:10-15; Лк.18:10-14)
Вчера учило нас Евангелие неотступности в молитве, а ныне учит смирению или чувству бесправности на услышание. Не присвояй себе права на услышание, но приступай к молитве, как никакого внимания недостойный, и дающий себе дерзновение отверзть уста и вознести молитву к Богу по одному беспредельному к нам бедным снисхождению Господа. И на мысль да не приходит тебе: я то и то сделал; подай же мне то-то. Все, что бы ты ни делал, почитай должным; ты должен был все то сделать. Если б не сделал, подвергся бы наказанию, а что сделал, тут не за что награждать, ничего особенного не явил ты. Вон фарисей перечислил свои права на услышание и вышел из церкви ни с чем. Худо не то, что он так делал, как говорил; так и следовало ему поступать, а худо то, что он выставил то, как особенное нечто, тогда как сделавши то и думать о том не следовало. — Избави нас, Господи, от этого фарисейского греха! Словами редко кто так говорит, но в чувстве сердца редко кто не бывает таким. Ибо отчего плохо молятся? Оттого, что чувствуют себя и без того в порядке находящимся пред Богом.
Иеромонах Сергий (Рыбко). Со Христом даже до смерти
Подвиг новомучеников российских по своему масштабу беспрецедентен. Значение его неизмеримо. Если бы ХХ век не был украшен подвигом новомучеников, русская церковная история лишилась бы ярчайших страниц. Для нас это еще, возможно, и самые важные страницы. Мученики ХХ века фактически спасли Православие не только в России, но и мире.
Церковь во все века почитала мучеников. Потому что подвиг это особый. Человек оказывался перед выбором: либо он со Христом, даже до смерти, либо он отпадает от Христа. В его воле было этот выбор сделать.
Почему совершилась революция? Для чего Господь попустил эти гонения? Потому что Россия отпала от Бога. В начале ХХ века она была уже в общем-то безбожной страной. Да, было много храмов, свыше тысячи монастырей, десятки тысяч монашествующих, но тем не менее благочестие, которым была сильна Россия, было утрачено. Люди фактически отвернулись от Бога и в жизни повседневной не жили по евангельским заповедям. Христианство превратилось в какое-то культурное явление. И Господь отвернулся от нас и попустил гонения.
Во время гонений те единицы, которые хранили евангельские заповеди, воссияли ярким светом. Подвигом своих страданий - исповедничества, мученичества - они и спасли Церковь. Настолько сильным было свидетельство их веры, что сами мучители нередко становились верующими людьми.
Мы читаем сейчас воспоминания о мучениках, как они оказывались в лагерях. Даже отпетые уголовники склонялись с уважением перед священником, перед монахом, потому что эти люди действительно вели себя по-христиански. Силой их веры прежде всего была сила их любви.
Было время, когда в стране почти все церкви были закрыты. Храмов пятьдесят всего действовало. Вся верующая Россия либо сидела в лагерях, либо была в катакомбах, пряталась. Казалось, что безбожие торжествует, еще немножко - и Церковь будет уничтожена. Но этого не случилось. Потому что люди выходили из лагерей и выносили с собой веру.
Большевики хотели физически уничтожить верующих. Пытались это сделать. Но не смогли. Потому что веру уничтожить невозможно. Несмотря на то что большевики были совершенно бессовестными людьми (Троцкий заявил, например: если надо будет 90 процентов людей в России уничтожить, чтобы 10 процентов жили при коммунизме, мы и перед этим не остановимся), они окончательно не смогли уничтожить Церковь. Войной Господь опять-таки наказал Россию, отпавшую от Бога. не иначе как за гонения на Церковь попустил Господь той страшной войне быть.
Но не только для тех лет новомученики важны, но и для нашего времени. Массовый возврат в лоно Церкви начался в 60-70-80-х годах. Я принадлежу к этому поколению. Я видел его. Мы были воспитаны в совершенно безрелигиозной среде. У меня родители были коммунисты. У большинства священников, монахов и просто мирян из тех, которых я знаю, в семьях не было верующих. А если и были, то очень редко они были людьми церковными. Бабушки верили во что-то и боялись даже внукам рассказывать о своей вере. Советская жизнь конца 70-х - начала 80-х годов - это был очень мрачный период, действительно период застоя. Все гнило: и культура, и наука. Вся жизнь была гнилая. В большинстве своем люди пили, чтоб не думать. Это низы. А верхи бессовестно лгали. Конечно, пытались люди думать о том, для чего мы живем. Душа Бога искала. И Господь как-то открылся. Я помню, что одними из первых книг, которые я прочитал, обратившись к вере, были жизнеописания новомучеников российских. Я был потрясен этим подвигом веры. До этого нам в школе рассказывали, что Патриарх Тихон был враг номер один, правда, я особо внимания на это не обращал. Тогда все были враги. А тут я прочитал, кто такой был на самом деле Патриарх Тихон!
Свет страданий новомучеников дошел до наших дней, согрел сердца. Мы увидели, за что люди страдали и какие это были замечательные люди. В этом веке развития цивилизации, науки, культуры, где все разложено по полочкам и, казалось бы, нет места для Бога, оказывается, есть люди, которые умирают за свою веру. Конечно, начинаешь задумываться, что это за люди и в чем их вера. После этого Евангелие по-другому читается. Поэтому я считаю, что у любого православного христианина не будет полного представления о христианстве, если он не будет знать подвига новомучеников. Потому что христианство есть собственно мученичество, любой христианин - это мученик. Господь сказал: как Меня гнали, так будут гнать и вас. Каждый, кто хочет благочестиво жить во Христе, - гоним будет, говорит Священное Писание. Эти гонения бывают то меньше, то больше. Раньше были одни гонители, сейчас другие. А за ними, собственно говоря, один гонитель - диавол. Поэтому нужно знать, как люди жили и умирали, как исповедовали свою веру.
Сретение Господне. Слово «сретение» значит встреча. На сороковой день после Рождества Христова Дева Мария в сопровождении Иосифа Обручника принесла Своего Сына в Иерусалимский храм, чтобы исполнить закон Моисея — принести жертву-выкуп за первенца. Для бедных людей это была покупка двух голубей, которых затем выпускали на волю.
В притворе храма два ветхозаветных праведника — Симеон, названный Богоприимцем, и пророчица Анна встретили Святое Семейство. Еще в молодые годы святой Симеон во время перевода книги пророка Исайи решил вместо слов: «Дева родит Сына» написать: «молодая женщина родит сына», но был остановлен ангелом, который возвестил ему что тот не умрет, пока не увидит воочию исполнение пророчества.
Прошли годы и десятилетия. Три раза старец встретил рубеж веков, но смерть как будто забыла о нем. Старец был живой летописью Израиля. Встретив Марию в Иерусалимском храме, Симеон взял на руки Иисуса и благословил в молитве Бога. Пророчество исполнилось. Слова вдохновенной молитвы Симеона Церковь и ныне вспоминает за ежедневным вечерним богослужением: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром: ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Не о себе одном радуется праведный Симеон, но и о славе своей страны, и о спасении всех народов.
Протоиер. Виктор Ильенко. На Сретение Господне
Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, потому что их нет (Иер. 31:15).
И они воззрят на Него, котораго пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть как скорбят о первенце (Зах. 12:10).
Когда в священном Писании говорится о великой скорби, или о великом плаче, то всегда эта скорбь помещается в материнском сердце. И горчайшие слезы льются только из глаз матери! Пока мир стоит, матери будут скорбеть и рыдать о своих детях, как ни одно живое существо не может рыдать и скорбеть. И всякая мать христианка будет находить себе утешение в своей скорби за детей у иконы Пречистой, Которой было предсказано о мече, рассекающем душу, в самом начале Ее материнства. Только 40 дней Пречистой Деве Матери была дана непомрачаемая радость о Чаде Своем. Но вот Она приносит Своего Первенца в храм и слышит от старца Симеона целый ряд тревожных предсказаний: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий».
Приникните к душе молодой Матери, которая хранила со дня Благовещения такие слова Архангела: «Ты обрела благодать у Бога — и вот зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик и Сыном Вышнего наречется, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца».
Вспомните, что передали Ей пастыри из слышанного от ангелов: «Не бойтесь: мы возвещаем вам великую радость, которая будет всем людям!»
В каких радостных предчувствиях Она носила Своего Ребенка до Вифлеемской пещеры, как радовалась, с любовью глядя на Отроча младо, Превечного Бога! Несомненно, с этой радостью Она понесла Его и в храм на сороковой день. И здесь поражает Ее сердце первая печаль: Ее Сын будет не только на радость всем людям, но и в предмет пререканий; не только на восстание многих, но и на падение.
И наконец, Она слышит тягчайшее провозвестие, касающееся уже Ее Самой: «Оружие пройдет Твою душу».
Матери христианки! Когда ваша радость о детях бывает коротка, когда заботы и волнения и всевозможные предчувствия будут томить ваши души печалью, — ни к кому не идите за утешением, как только к Пречистой. Она раньше вас все это испытала, пережила, перемучилась — и знает, как утешать материнское сердце. Не мучьте себя вопросами — почему это Господь дал нам такую участь: в болезнях рождать и в постоянных заботах растить детей. Это — Господня тайна. Равно как великая и неразрешимая тайна и то, что Господь дал Своей Матери быть свидетельницей Своего позора, Своих страданий и Своей крестной смерти. Прикасаясь мыслью к этой тайне, мы можем одно сказать: «Господь, зная, как тяжка мука материнского сердца о своих детях, больных, слепых, ненормальных, или нормальных физически, но погрязающих в грехах, пороках, заживо умирающих в разврате, — Господь, зная эту муку, захотел дать каждой матери, плачущей о чаде своем, точку нравственной опоры. И дал ее в Матери Своей, принеся Ее в жертву, как Самого Себя, за грехи людские, — так Ее, Пречистую, в жертву за всех и для всех матерей, чтобы они знали, где можно выплакать свое горе и где найти силы нести свой материнский крест». Аминь.
Богородице Дево, миру Благая Помощнице, покрый и соблюди нас от всякия нужды и печали!
Назад к списку
Новости
- Календарь: Неделя 17я по Пятидесятнице
- 25 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 18й по Пятидесятнице.
- Календарь: Неделя 16я по Пятидесятнице
- 18 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 17й по Пятидесятнице.
Объявления
- Храму срочно требуются
- 03 Февраль 2016
Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.
Обращаться к настоятелю о. Владимиру
- Внимание!
- 18 Май 2012
Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.