Крестовоздвиженский храм в Самаре - 02.02.14-08.02.14 Неделя 32я по Пятидесятнице. О Закхее
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

02.02.14-08.02.14 Неделя 32я по Пятидесятнице. О Закхее

 

в началоНа этой седмице:

Евфимий Великий 2 февраля / 20 января: Преподобного Евфимия Великого (473), называемого также Благодушным и схимником. Наряду с Антонием Великим, Макарием Великим и Пахомием Великим Евфимий считается столпом пустынножительства и основателем монашеского общежития. Прославился прозорливостью и чудотворением. Много сделал для утверждения православной веры против ереси монофизитов.

В этот же день: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943). Крупнейшая битва в ходе Второй мировой войны, длившаяся 200 дней. В результате 6-я армия и другие силы фашистов внутри и около города были окружены и частью уничтожены, а частью захвачены в плен. По приблизительным подсчётам, суммарные потери обеих сторон в этом сражении превышают два миллиона человек.

Максим Исповедник 3 февраля / 21 января: Преподобного Максима исповедника (662), твёрдого защитника Православия, пострадавшего за своё исповедание. Преп. Максим Исповедник оставил Церкви большое богословское наследие, которое имело сильное влияние на богословие Православной Церкви в течение всей её истории и имеет до сих пор.

Преп. Максима Грека (1556).

4 февраля / 22 января: Апостола Тимофея (ок. 96), от 70-ти. Тимофей был обращён ко Христу в 52 г. ап. Павлом, стал его ревностным и любимым учеником, а впоследствии его неотлучным спутником и сотрудником. Ап. Павел рукоположил апостола Тимофея во епископа Ефесской Церкви. Св. Тимофей закончил жизнь мученически.

апостол Тимофей 6 февраля / 24 января: Блаженной Ксении Петербургской (XIX).

7 февраля / 25 января: Святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского (389).

Священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого (1918), замечательного проповедника и активного устроителя церковной жизни. Первенствующий член Святейшего Синода с 1912 г. Был единственным иерархом Православной Российской Церкви синодального периода, последовательно занимавшим все три митрополичьи кафедры в Российской империи. В 1891-1892 гг св. Владимир был епископом Самарским и успел много сделать за этот срок. Перед смертью архипастырь совершил молитву, благословил своих убийц и сказал: «Господь вас да простит». Его тело было изувечено множеством колотых и огнестрельных ран.

8 февраля / 26 января: День российской науки. 8 февраля / 28 января 1724 г. Указом правительствующего Сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук. В 1925 г. она была переименована в Академию наук СССР, а в 1991 г. — в Российскую Академию наук. 7 июня 1999 г. Указом Президента Российской Федерации был установлен День российской науки с датой празднования 8 февраля.

Ксения Петербургская И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!

в началовверхвниз1 Тим.4:9-15

9 Слово сие верно и всякого принятия достойно.

10 Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.

11 Проповедуй сие и учи.

12 Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.

13 Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.

14 Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.

15 О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.

в началовверхвнизЛк.19:1-10 (о Закхее)

1 Потом [Иисус] вошел в Иерихон и проходил через него.

2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,

3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,

4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;

8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,

10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

в началовверхвнизЭта Неделя о Закхее завершает литургический период от Пятидесятницы. За ним с подготовительных недель начинается период Великопостный. За четыре недели до Великого поста Церковь начинает готовить верующих к покаянию. И в евангельском чтении (Лк.19:1-10) мы слышим: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Различными и неожиданными действиями взыскует Господь грешных, дабы спасти их. Закхей был богатым человеком и начальником мытарей - сборщиков налогов. Что-то вроде олигарха и коррумпированного чиновника в одном лице, человека глубоко грешного и ещё более глубоко презираемого соотечественниками. И этот человек очень хотел увидеть Господа. Не потому, что ему что-то было нужно от Господа, и не из подражания толпе, а из желания видеть и знать Спасителя своего народа. И вот, он сам, без чьей-то помощи, преодолевает все препятствия, чтобы только увидеть Господа. Кажется, что это простой интерес. Но в действительности душа его уже давно тяготится сознанием своей нечистоты и неправды. Иисус не только замечает порыв Закхея и говорит с ним, но предлагает ему то, о чём тот не смел и мечтать. Иисус идёт в дом к Закхею, несмотря на неодобрительный ропот фарисеев. И слова Господа «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» порождают в Закхее внутреннюю готовность следовать за Спасителем. В результате Закхей искренне кается и обязуется загладить свои грехи делами благотворения. И Господь дарует ему и его дому разрешение грехов и спасение. Так же и каждый из нас может обратиться к Господу, и Господь придёт к нему. Всё в наших силах. И такое же может произойти с любым из окружающих нас, каким бы грешником тот до того не был.

Апостольское чтение недели (1Тим.4:9-15) наставляет нас: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии». Эти слова касаются всех нас. «Проповедуй сие и учи», «занимайся чтением, наставлением, учением», - наставляет апостол Павел апостола Тимофея (которого мы славим на этой неделе), епископа Ефесского. Но это долг и каждого христианина — изучать Священное Писание и святоотеческое наследие и в меру сил, своей жизнью, своим примером проповедовать христианство - «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16) — говорит Господь. Каждому Бог дал для этого дарования и возможности. И к каждому относится призыв апостола Павла: «Не неради о пребывающем в тебе даровании», «О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден».

в началовверхвнизНеделя о Закхее Митр. Антоний (Храповицкий). О Закхее

«Се: пол имения моего, Господи, я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19:8). Эти слова покаявшегося мытаря не были ответом на прямой призыв Господа Иисуса Христа, а добровольным, по собственному почину жертвователя, провозглашением его доброй воли.

Возможно, что он ожидал Христова призыва, обращенного в другое время, то к богатому юноше, то к Его ученикам — «пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и следуй за Мною» (Мф.19:21).

Мытарь Закхей сам понял, что он должен сделать для исполнения предполагаемого желания Божественного Учителя, но не желал дождаться открытого заявления сего желания, а предупредил его в своем восторженном порыве: «се пол имения моего раздам нищим...» и проч.

Не так приняли подобное желание другие собеседники Его, а некоторые, например богатый юноша, выслушав такое пожелание вовсе не исполнил его, но «отошел с печалью, потому что у него было большое имение».

Повествование Евангелия настолько ясно, что в данном случае казалось бы не дает никакого повода к кривотолкам и недоумениям, но современные читатели, интересующиеся Священным чтением, с такою жадностью ищут, к чему бы им придраться, что и сей рассказ Евангелия, трогательный по своей простоте и глубине, не избежал криводушия самозваных толкователей и вместо того, чтобы пробуждать в них чувства непосредственного умиления, он является предлогом для уклонения в сферу софизмов и с легкой руки Льва Толстого ставят коварный вопрос о дозволенности христианину иметь какое-либо имущество, или же ищут в этом священном отрывке требования об обязательном раздаянии имущества и добровольной нищете.

Правда бывали и такого рода требования из уст Христа Спасителя, но лже-толкователи в данном случае, как и во многих других, намеренно не дочитывали до конца Христовых слов, а если бы дочитали, то у них не осталось бы никакого недоумения, ибо Божественные глаголы выражены здесь настолько ясно, что не допускают никаких сомнений.

«И иди вслед за Мною» (Мф. 19:21).

Да, тот юноша, как и раньше апостолы рыболовы, должен был, исполняя слово Господне, отречься от всякого стяжания и принять добровольную нищету, обратившись в странствующего проповедника, как и прочие Апостолы и их Божественный Учитель.

Такое звание, предлагавшееся Христом далеко не всем верующим, а только призванным быть Его Апостолами, не исключало из среды Его последователей людей, имевших состояние, а иногда и богатство, каковыми были Иосиф, Никодим, Марфа и Мария и Лазарь; и только высшее звание Апостола, т.е. профессионального проповедника Евангелия, требовало отречения от имущества и добровольной нищеты, как это ясно из различных мест Св. Евангелия.

Но по поводу без нужды поставленного здесь вопроса лаятелями о безусловном воспрещении христианам иметь собственность, подтвердим еще раз, что такое воспрещение касалось только призванных быть Его Апостолами. Почему Христовы призывы были заключаемы словами: «Иди вслед Меня», намеренно не дочитывались до конца со стороны лже-толкователей...

Но возвратимся к Закхею. Его порыв настолько полюбился нашему Спасителю, что Он не обинуясь сказал, выслушав исповедание сего мытаря: «ныне пришло спасение дому сему» тогда как в других случаях после душевного или телесного исцеления обращавшихся к Нему, обыкновенно следовало предупреждение, «иди и впредь к тому не согрешай». Такое назидание получил и расслабленный и прелюбодейная жена, но не Закхей, хотя обращение его только что началось, но началось с такою силой, что заменило собою всякое возможное со стороны Целителя предупреждение, а соединилось с торжественным обещанием Его: «ныне пришло спасение дому сему».

Теперь спросим: что же особенно богоугодного усмотрел Господь в исповедании Закхея, побудившее Христа так уверенно восхвалить его покаянный подвиг. Ответим: первое — то, что Закхей не дождался какого-либо прямого повеления Христа, но сам понял и торжественно исповедал сознанный им долг перед Богом, заключившийся в том, чтобы поднять борьбу со своею главною страстью, что надлежит делать всякому, возложившему на себя Христово иго, второе, — что, он не по щадил своего пристрастия к стяжанию, коим возбудил ненависть окружавших его соплеменников: он не перечислял перед Христом своих разнообразных грехов, неразрывно связанных с его званием, но богоугодным обетом своим сразу же обезглавил того духовного змия — любостяжания, который опутал его совесть и возбудил против него ненависть народа.

Апостол сказал, что начало всех зол — сребролюбие (1 Тим. 6:10), но кроме этого начала в душе человеческой имеется и другое зло, засевшее в самой глубине ее и ведущее душу к погибели. Это основное зло, всегда готовое отравлять всякое доброе дело человека, есть — самолюбие или гордость, которое наш великий поэт Пушкин в молитве своей наименовал сокрытой змеей. Уже неоднократно говорили мы с этого святого места о том, что гибельность этого Христоненавистного начала, т.е., гордости, заключается в том, что оно действительно змия сокрытая и обнаруживается только в натурах непосредственных и правдивых, а в более лукавых прикрыта на первых порах любезною учтивостью и услужливостью.

Но если Закхей так победоносно умертвил в себе сребролюбие противоположным подвигом милосердия, то тем более нужно умерщвлять сокрытую змию гордыню подвигом терпения, прощения обид и даже совершенным нечувствованием оных. Не потому нечувствованием, что люди не желают испытывать свою совесть, а потому, что никогда не считают себя самих правыми.

в началовверхвнизМаксим ГрекПреподобный Максим Грек получил блестящее образование и принял иночество в Ватопедской обители на Афоне. По просьбе великого князя Московского Василия Иоанновича Константинопольский патриарх послал Максима в Москву, где преподобный занимался переводами на славянский язык богослужебных книг и святоотеческого наследия, а также писал и свои сочинения. В 1525 г. за критику светских и церковных властей и некоторые неточности в переводах его обвинили в ереси, в порче богослужебных книг и в сношениях с турецким правительством, отлучили от причастия и заточили. Освободили только в 1551 г. Всего перу преп. Максима Грека принадлежит до 365 текстов, в том числе в темнице он написал углем на стене канон Святому Духу, который и ныне читается в Церкви.

в началовверхвнизСвятитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский, вселенский отец и учитель Церкви, родился в христианской семье знатного рода, в 329 году, в Арианзе (недалеко от города Назианза Каппадокийского). Отец его, также святитель Григорий, был епископом Назианским. Святой Григорий получил самое полное и разностороннее образование. В Кесарии Каппадокийской и Афинах вместе со святым Григорием учился святой Василий, будущий архиепископ Кесарии Каппадокийской. Их дружба выросла в глубокие духовные узы.

В 358 году святой Григорий принял от своего отца святое Крещение. По приглашению святого Василия он удалился в пустыню, чтобы подвизаться рядом с ним. По требованию отца святой Григорий в 361 году вернулся в Назианз и принял сан пресвитера. Однако, чувствуя, что для него неизмеримо ближе уединение и безмолвная молитва, чем пастырская деятельность, святой Григорий снова поспешил в пустыню к святому Василию. Там, в уединении, он укрепился духом, нашел силы вернуться к пастве и с честью исполнять свой долг. Святитель Василий Великий поставил святого Григория епископом города Сасима. Григорий, не желавший архиерейства, недолго пробыл в Сасимах и, не совершив там ни одной службы и не рукоположив ни одного клирика, вернулся домой. Он удалился в пустынь, где провёл около трёх лет, но, чтобы поддержать престарелого отца, Григорий вернулся в Назианз и помогал ему в управлении епархией до его смерти в 374 году. После смерти отца Григорий некоторое время руководил назианзской епархией.

Григорий БогословВ 379 году св. Григорий был призван в Константинополь, где сначала совершал богослужения в домовом храме. Григорий боролся против ереси ариан и подвергался с их стороны яростным нападкам, включая попытки физической расправы. В 380 г. император Феодосий передал в руки православных кафедральный храм Двенадцати Апостолов и Святую Софию и лично ввёл свт. Григория в храм Святой Софии. В 381 году на Втором Вселенском Соборе святитель Григорий был утверждён в сане Константинопольского Патриарха, но вскоре добровольно сложил с себя полномочия, чтобы избежать споров и раздоров в Церкви вокруг своего имени, и потом вернулся на родину. «Я не радовался, когда восходил на престол, и теперь охотно схожу с него», - сказал он в прощальном слове.

По возвращении на родину, заботясь о пастве, он назначил епископом в Назианзине благочестивого Евлалия и удалился в любезное своему сердцу уединение в Арианз. Не оставляя пустыни, святитель с ревностью к истине Христовой утверждал Православие своими письмами и стихами. Преставился святитель 25 января 389 года.

«Мужественно и сильно хочу я говорить, дабы соделались вы лучшими, дабы от плотского обратились вы к духовному, дабы правильным образом возвысились вы в вашем духе», – говорил святитель Григорий Богослов. Литературное и богословское наследие Григория состоит из 245 посланий (писем), 507 стихотворений и 45 «Слов». За свои сочинения свт. Григорий был удостоен именования Богословом. Такого высокого именования удостоились ещё только апостол Иоанн Богослов и Симеон Новый Богослов. В своих творениях святитель Григорий, как и первый Богослов, весь обращён к Предвечному Слову.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления