12.01.14-18.01.14 Неделя 29я по Пятидесятнице
12 января / 39 декабря: Воскресенье после Рождества Христова и перед Богоявлением. Праведного Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня. Святителя Макария, митрополита Московского (1563).
14/1 января: По плоти обрезание Господа Бога и Спасителя Иисуса Христа. Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (379). Старый Новый год.
15/2 января: Предпразднство Богоявления. Преставление (1833), второе обретение мощей (1991) преподобного Серафима, Саровского чудотворца.
17/4 января: Собор 70-ти апостолов: Иакова, брата Господня, Марка и Луки евангелистов, Клеопы (брата Иосифа Обручника), Симеона, Варнавы, Иосии (он же Варсава, Иуст), Фаддея, Анании, первомученика архидиакона Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена, Тимофея, Тита, Филимона, Онисима, Епафраса, Архиппа, Силы, Силуана, Крискента (Криска), Криспа, Епенета, Андроника, Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия (Апелла), Аристовула, Иродиона (Родиона), Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия, Лина, Гаия, Филолога, Лукия, Иасона, Сосипатра, Олимпа (Олимпана), Тертия, Ераста, Куарта (Кварта), Евода, Онисифора, Климента (Клима), Сосфена, Аполлоса, Тихика, Епафродита, Карпа, Кодрата, Марка (он же Иоанн), Зины, Аристарха, Пуда, Трофима, Марка (племянника апостола Варнавы), Артемы, Акилы, Фортуната, Ахаика и с ними Деонисия Ареопагита и Симеона Нигера. Праздник установлен Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в почитании их. Они были избраны Господом Иисусом Христом, чтобы благовествовать Евангелие всей вселенной. По сошествии Святого Духа апостолы проповедовали в разных странах, и некоторые сопутствовали апостолам из 12-ти, как святые евангелисты Марк и Лука, сподвижник святого апостола Павла Тимофей, ученик святого евангелиста Иоанна Богослова святой Прохор и другие. Многие из них были узниками за Христа, многие приняли венец мученической смерти.
Т.к. сочельник попадает на субботу, служба Царских Часов с Изобразительными и великой вечерней переносится на пятницу, причём литургию к ним не присоединяют. В сам сочельник служится литургия Иоанна Златоуста, водосвятие в Крещенский сочельник всё равно совершается. В праздник Крещения совершается литургия Василия Великого.
18/5 января: Суббота перед Богоявлением. Навечерие Богоявления, Крещенский сочельник.
И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!
С 7 января (25 декабря) до 18 (5) января - святки. Нет поста в среду и пятницу. Святки празднуются «от звезды до воды», т.е., от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды. Хотя святки представляют единое целое, народная традиция их разделяет на две части: до Обрезания и после. Первая часть считается более святой и праздничной: Спаситель родился. Вторая часть — ожидание Крещения Младенца. К празднику примешивается память о тех опасностях, которые поджидают всех младенцев до их крещения, т.е. до сугубой защиты Божеской от злых сил. Так, на Русском Севере первая неделя Святок называлась святые вечера, а вторая — страшны́е вечера.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, - я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел [никого], кроме Иакова, брата Господня.
13 Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,
15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
17 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:
18 глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
19 По смерти же Ирода, - се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте
20 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские
23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.
В апостольском чтении недели по Рождестве Христовом (Гал.1:11-19) мы слышим, что «Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа». Евангелие указывает нам путь ко Христу, Который есть «путь и истина и жизнь» и должно быть нашей книгой на всякое время. Будем помнить об этом, празднуя Рождество, Обрезание и Крещение Господне, помнить и о грядущем Кресте — всё ради нас. В евангельском чтении недели по Рождестве (Мф.2:13-23) мы слышим о бегстве Святого Семейства в Египет, пребывании там до смерти Ирода и возвращении в «пределы Галилейские». Мы видим действие Промысла Божия, который действует относительно каждого из нас.
Митр. Иларион (Алфеев). Неделя перед Богоявлением
Закончился праздник Рождества Христова, приближается праздник Крещения Господня. В первые века это был один праздник - Богоявления, когда вспоминалось и рождение Спасителя, и выход Его на проповедь. Но к концу IV века Рождество и Крещение стали отмечаться раздельно.
Сегодня, находясь на перепутье между двумя праздниками, мы слышим начало Евангелия от Марка, где говорится об Иоанне Крестителе (Мк. 1:1-8), и конец Второго Послания к Тимофею, которое было написано апостолом Павлом незадолго до его мученической смерти (2 Тим. 4:1-8). Какая связь между этими чтениями? Думаю, та, что оба они говорят нам о вере в Бога как о пути. Вера - это путь, по которому мы идем к Богу, и путь, по которому Господь приходит к нам. Проповедь Евангелия началась со слов Иоанна Крестителя, обращенных к народу: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». А апостол Павел говорит: «Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4:67). Течение - значит бег; апостол использует здесь образ бегуна на дистанции, достигшего своей цели, выигравшего соревнование. Таким образом, мы слышим сегодня и о начале, и конце пути, и о том венце, который готовится каждому из тех, кто не споткнулся, не оступился на беговой дорожке духовной жизни, но достиг своей цели. А цель - это Сам Господь.
Началом христианской жизни, началом, которое мы должны полагать ежедневно, является покаяние. Слова Иоанна Предтечи: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2) - обращены к каждому из нас. Эти слова нужно понимать не в том смысле, что Царство Божие приблизилось хронологически, но в том смысле, что оно всегда рядом с нами, оно всегда готово придти и приходит к нам. Вопрос лишь в том, готовы ли мы прийти в Царство Божие, принять его в себя. Ведь за пределами Царства Божия останутся не те, кого Господь осудит за их ошибки, но те, кто не возжелал или не нашел в себе сил пройти этот путь до конца, - до дверей Царства Божия, кто остановился на полдороге. И мы должны помнить о том, что, хотя все мы уже на пути, но есть опасность, что мы не дойдем, оступимся, не дотянем, не добежим.
Апостол Павел говорит: «Будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое». «Дело благовестника» - это дело евангелиста. Каждый из нас должен быть проповедником, нести в мир Евангелие Христово - не словами только, но прежде всего нашим образом жизни и той целеустремленностью, с которой должно нам идти навстречу Богу и искать Царствия Божия. В этом мы должны являть пример другим, и в этом заключается наше служение, о котором говорит апостол Павел во втором Послании к Тимофею.
Сегодня, в начале того пути, который ведет нас от Рождества к Пасхе, Церковь напоминает нам о том начале, которое мы должны полагать ежедневно через покаяние, о той решимости, с которой мы должны искать Царства Божия. Церковь напоминает и о том, что Христос всегда с нами, что Царство Небесное близко к нам, и только от нас зависит, достигнем ли мы цели, пройдем ли по этому пути до конца, получим ли тот венец, который уготован каждому из нас Господом Иисусом Христом. Аминь.
На восьмой день после Своего Рождества Господь наш, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками. При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано Имя Иисус, возвещённое Архангелом Гавриилом ещё в день Благовещения Пресвятой Деве Марии.
По святоотеческому толкованию, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты).
В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся (Кол. 2:11-12).
Митр. Антоний (Храповицкий). Святитель Василий Великий
Сегодня празднуем день памяти св. Василия Великого - царственного священнослужителя.
Якобы далек от страдания и всюду и во всем преуспевающий. Как будто он не знал страданий. Но это обманчивое впечатление: и он страдал за веру. Он был связан со светскою властью, но никогда не уступил в монашеском духе. Он уходил от людей, а люди шли за ним. Когда есть человекоугодничество и духовные лица идут за миром, тогда мир бежит от них. «Ищи скорби и найдешь покой», — сказал старец Феодор. Ища покоя, будешь иметь треволнения. Спокойны и благодушны те, кто покой не ставит своею целью. Василий Великий сказал: «Чем угрожают мне? Отнятием имущества? его нет у меня. Голодом? — я знаю пост». Хотя он не был мучеником, однако он сам себя приговорил к мучению и имел царственное спокойствие духа, оправдывая тем помянутые слова старца Феодора. Семь лет он был епископом и испостился так, как будто он был в затворе. Он любил людей и общественные учреждения для бедных, больных и старых. Он назван Великим, и ни к кому не пристал так крепко данный эпитет, кроме разве имени Чудотворца, данного св. Николаю.
Василий Великий участвовал в общественной жизни, но как он при этом сохранил это свое царственное спокойствие духа — это его загадка. Он перешел и через это искушение, и думаем одолел это потому, что его душа так неукротимо рвалась к Богу.
Дай нам, Василий Великий, хотя малую часть от помазания, которое ты имел. Это дерзновенная молитва. Так Елисей просил Илию о силе его. Трижды Илия говорил Елисею оставить его, и трижды Елисей отвечал ему: «Жив Господь и жива душа твоя, не оставлю тебя». Так неотступно и смиренно он добивался получить силу Илии, и было ему по прошению его.
Если малая веточка обопрется на большой дуб — она непоколебима. Так и мы, в малых наших подвигах, обопремся на Василия Великого, и его молитвами да спасет нас Господь.
Иеромонах Мефодий. Преподобный Серафим Саровский
Преподобный Серафим Саровский один из последних (если не считать сонма мучеников революции) великих праведников Русской Церкви. Он скончался в конце первой трети 19-го века. И в образе его открывается живая проповедь вечной жизненности, высоты и благодатности святого Православия. 19-ый век в русской жизни был по преимуществу временем торжества западных идей, далеких от Церкви, чуждых Православию и основанных на безверии.
На Церковь смотрели только как на форму и на «обрядность». Русский интеллигент в душевных драмах и терзаниях своих не хотел искать под сенью церковной тихой пристани разрешения своих сомнений. И вот в это самое духовно скудное время из толщи боголюбивого русского народа, из здоровой духовно и телесно купеческой семьи, явился миру преподобный Серафим.
Прямо и просто прошел его жизненный путь. Еще недавно беседуя о преподобном Сергии Радонежском, говорили мы об образе целомудрия в жизни этого святого, в смысле целостности духовного его облика. В таком же смысле целомудренным был и преподобный Серафим.
Один из русских писателей и публицистов в почти кощунственной, отвратительной форме обвинял преподобного в том, что во дни мировых потрясений и катастроф он молился в одиночестве тысячу дней на камне, уйдя от человечества и его тревог.
Кто знает, быть может, именно эта, на серафимских крыльях возносившаяся к Богу, молитва продлила сроки окончательной гибели мира. Ведь молитва тоже сила, и как раз сила, в которой более всего бессилен мир.
Провидя близкую свою кончину преподобный Серафим, оставил нам посмертный завет свой, в котором поистине открывается великое в любви своей, весь мир объемлющее его сердце: «Для вас я всегда живой», — говорил он, обращаясь к духовным своим детям, — «когда меня не станет, вы ко мне на гробик приходите ... все, что есть у вас на душе, что бы с вами ни случилось; придите ко мне, да все горе с собой-то и принесите на мой гробик. Припав к земле, как живому, мне все и расскажите. И услышу я вас, и скорбь ваша отойдет и пройдет. Как вы с живым со мной говорите, так и тут. Для вас я всегда живой буду вовеки».
С чем придти нам к преподобному Серафиму, если не ко гробу его, то к святой его иконе? Часто приходится слышать жалобы на великий преизбыток скорбей и испытаний в той обстановке, которая нас окружает. Но еще чаще бывает, что забываем мы главную свою скорбь — неумение скорбеть во имя Христово.
Отец не ищет от сына жертвы, как лишения, он ищет любви... И эта в тайне сокровенная любовь к нам Бога раскрывается тогда, когда мы не только эгоистично жаждем Божией Любви, но и сами хотим Его полюбить и засвидетельствовать эту любовь не словом, а жизнью.
Будем же просить у великого и благостного Саровского Старца этой любви, которую носил он в своем сердце и которую обещал и по смерти своей изливать на души с верою притекающих к нему. Она важнее и ценнее всего. С ней не страшны никакие искушения.
Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!
Свт. Феофан Затворник. Суббота пред Богоявлением. (1Тим.3:14-4:5; Мф.3:1-11)
«Дом Божий, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины». Следовательно, нам нечего вращать очи туда и сюда, чтоб высмотреть, нет ли где истины. Она — близ. Будь в Церкви, содержи все, что она содержит, — и будешь во истине, будешь обладать истиною и жить по ней и в ней и, вследствие того, истинною будешь преисполнен жизнью. Вне Православной Церкви нет истины. Она единая верная хранительница всего заповеданного Господом чрез св. апостолов, и есть потому настоящая Апостольская Церковь. Иные потеряли Церковь Апостольскую, и как по христианскому сознанию носят убеждение, что только Апостольская Церковь может верно хранить и указывать истину, вздумали сами построить такую церковь и построили, и имя ей такое придали. Имя придали, а существа сообщить не могли, Ибо Апостольская Церковь создана по благоволению Отца Господом Спасителем благодатью Св. Духа чрез апостолов. Людям такой уж не создать. Думающие создать такую подобятся детям, в куклы играющим. Если нет на земле истинной Апостольской Церкви, нечего и труды тратить над созданием ее. Но благодарение Господу, Он не попустил вратам адовым одолеть св. Апостольскую Церковь. Она есть и пребудет, по обетованию Его, до скончания века. И это есть наша Православная Церковь. Слава Богу!
Назад к списку
Новости
- Календарь: Неделя 17я по Пятидесятнице
- 25 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 18й по Пятидесятнице.
- Календарь: Неделя 16я по Пятидесятнице
- 18 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 17й по Пятидесятнице.
Объявления
- Храму срочно требуются
- 03 Февраль 2016
Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.
Обращаться к настоятелю о. Владимиру
- Внимание!
- 18 Май 2012
Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.