Крестовоздвиженский храм в Самаре - 29.12.13-04.01.14 Неделя 27я по Пятидесятнице
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

29.12.13-04.01.14 Неделя 27я по Пятидесятнице

 

в началоНа этой седмице:

29 / 16 декабря: Неделя святых праотцов. Пророка Аггея (500 г. до Р. Х.).

пророк Даниил 30 / 17 декабря: Пророка Даниила и святых трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила (ок. 600 г. до Р. Х.). Тогда Иерусалим был завоёван вавилонянами, храм Соломона был разрушен, а множество израильтян угнано в плен. Среди пленников находились и знатные юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Они оказались при дворе царя Вавилона Навуходоносора, но продолжали хранить заповеди своей веры. За отказ поклоняться статуе Навуходоносора как богу отроки Анания, Азария и Мисаил были ввергнуты в пылающую печь. Пламя опаляло стоящих рядом халдеев, но святые отроки, воспевающие Бога, остались в пламени невредимы, оберегаемые Ангелом Божиим. Увидев это, Царь повелел им выйти и обратился к Богу истинному. Пророк Даниил возвещал судьбу народа Израиля и судьбы всего мира, которые открыл ему Бог. Он рассказал о сменяющих друг друга царствах и величии последнего Царства - Царства Иисуса Христа. Пророческое видение о семидесяти седминах поведало миру знамения Первого и Второго Пришествия Иисуса Христа и связанных с ними событий. При царе Дарии святой Даниил за хранение веры был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его, и он остался невредим. Царь Дарий возрадовался о Данииле и повелел во всём своём царстве поклоняться Богу Даниилову, «потому что Он есть Бог Живый и Присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно». При царе Валтасаре святой Даниил истолковал таинственную надпись («Мене, Такел, Фарес»), появившуюся на стене дворца во время пира и предвещавшую падение Вавилонского царства. Пророк Даниил ходатайствовал за свой народ перед царём Киром, который даровал пленникам свободу.

1 января / 19 декабря: мч. Вонифатий Мученика Вонифатия (290). Святой Аглаиды, матроны Римской (после 290). Вонифатий был рабом богатой молодой римлянки Аглаиды и состоял с ней в беззаконном сожительстве. Но оба они чувствовали угрызения совести и хотели как-то смыть свой грех. В то время шло жестокое гонение на христиан. Аглаида отправила Вонифатия привезти мощи какого-либо мученика. Вонифатий на прощание, смеясь, спросил: «А что, госпожа, если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое тело с честью?» И эти слова исполнились. Потрясённый поведением исповедников-христиан, Вонифатий также открыто исповедовал Христа и принял мученический венец. Спутники св. Вонифатия привезли останки мученика в Рим. Аглаида, предупреждённая во сне ангелом, с почётом приняла мощи, а затем построила храм во имя святого мученика и положила там мощи. Раздав нищим своё имение, она удалилась в монастырь, где провела в покаянии восемнадцать лет и при жизни стяжала чудесный дар изгонять нечистых духов. Похоронили святую близ могилы мученика Вонифатия.

Илия Муромец, Печерский Преподобного Илии Муромца, Печерского, в Ближних пещерах почивающего (ок. 1188). Народное предание отождествляет его с великим былинным богатырём.

Также в этот день: Новый Год по гражданскому календарю. Вспомним в этот день свв. Вонифатия и Аглаиду. Они указывают нам путь от праздной и неправедной жизни через пример исповедников Христовых ко Христу.

2 января / 20 декабря: Иоанн Кронштадтский Предпразднство Рождества Христова. Праведного Иоанна Кронштадтского, чудотворца (1908). Свт. Феофан Затворник писал: «Отец Иоанн Кронштадтский – Божий человек. Молитва его доходит к Богу по великой вере его».

3 января / 21 декабря: Святитель Петр, митрополит Московский Святителя Петра, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1326). В условиях ордынского ига и княжеских междуусобиц святитель много сделал для утверждения в государстве истинной веры, нравственности и единства.Он получил в Орде грамоту, охранявшую права русского духовенства. Он перенёс митрополичью кафедру из Владимира в Москву и предсказал будущее возвышение Москвы как центра всей России. При гробе святителя нарекались и избирались русские первосвятители, заключались государственные договора. О нём постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра.

4 января / 22 декабря: Суббота перед Рождеством Христовым. Великомученицы Анастасии Узорешительницы (ок. 304).

И конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!

в началовверхвнизКол.3:4-11

4 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,

6 за которые гнев Божий грядет на сынов противления,

7 в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.

8 А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;

9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его

10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,

11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

в начало вверхвнизПритча о званых на вечерю Лк.14:16-24

16 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,

17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово.

18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.

20 Третий сказал: я женился и потому не могу придти.

21 И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.

22 И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.

23 Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой.

24 Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

в начало вверхвнизНа этой седмице мы вступаем в последний, более строгий этап поста - со вторника начинается предпразднество Рождества Христова. И апостольское чтение недели (Кол.3:4-11) наставляет нас умертвить в себе блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, отложить гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие. Особо апостол напоминает нам, что во Христе нет еллина, иудея, скифа, варвара, раба, свободного - все мы во Христе братья, и должны соответствовать этому, стремиться к тому, чтобы всё и во всём был Христос.

В Евангельском чтении (Лк.14:16-24) мы слышим притчу о званных на вечерю (ужин). Всех нас зовёт Господь. Но чрезмерная любовь к миру служит препятствием к спасению. И вот, люди, пренебрегая Божьей благодатью, занимаются своим имуществом, своими делами, своими чувствами. Благодать же Божия обращается на нищих духом, плачущих, алчущих — как мы слышим в заповедях блаженства на каждой Литургии. Всех нас зовёт Господь, но «много званых, но мало избранных». И от нас зависит, что мы выберем, и «еще есть место», и Господин ждёт, «чтобы наполнился дом Мой».

в начало вверхвнизНеделя праотцев Неделя святых праотец - празднование в честь святых праведников Ветхого Завета

На этой неделе мы славим святых праотец - всех ветхозаветных святых, почитаемых Церковью как исполнителей воли Божией. Празднование установлено на предпоследнюю неделю перед Рождеством (в воскресенье между 24/11 и 30/17 декабря). Праотцы были предками Иисуса Христа по человечеству и спасались верой в грядущего Мессию-Спасителя. Тем самым они участвовали в истории спасения, в движении человечества к Царству Небесному. В честь святых праотец Церковь поёт: «Приидите, да восхвалим собор праотцев - Адама праотца, Еноха, Ноя, Мелхиседека, Авраама, Исаака и Иакова». К праотцам, во-первых, относятся все 10 ветхозаветных патриархов, которые были образцами благочестия и хранителями обетования ещё до дарования Израилю Закона и отличались исключительным долголетием. В службе праотец также особое внимание уделяется пророку Даниилу и трём отрокам как прообразовавшим в пещи огненной Рождество Христово, не опалившее «Утробу Девичу». Их мы также отдельно славим в понедельник. К праотцам относятся и праведные Богоотцы Иоаким и Анна, родители Богородицы, и праведный Иосиф, обручник Богородицы. Отдельно святых предков Иисуса Христа по плоти мы будем праздновать с следующую неделю (воскресенье).
Поминовение ветхозаветных святых в чине литургии засвидетельствовано уже в тайноводственных словах св. Кирилла Иерусалимского, который писал: «Затем поминаем преждепочивших Патриархов, Пророков, Апостолов, Мучеников, чтобы Господь принял эту жертву по их молитвам и их предстательству». В ходатайственной молитве перед причастием в Литургии Василия Великого говорится: «Да обрящем милость и благодать со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими праотцы, отцы, патриархи, пророки...».

в начало вверхвнизИерей Александр Колисниченко. Проповедь в Неделю Праотец

«Много званных, но мало избранных» - этими словами кончается притча Господа Иисуса Христа о званных на вечерю. Словами этой притчи Господь призывает нас, одного за другим, но каждый из нас по-своему откликается на Божий зов.

Один говорит: «Господи, благодарю Тебя за приглашение, но мне некогда, у меня земля; и то, что на ней происходит, для меня сейчас важнее. Этот человек рассуждает так, что небо далеко, а земля – вот она, здесь, под ногами. Может быть, позже, в старости, у меня будет время подумать о небесном, сейчас же дай мне Боже насладиться земными радостями». Но земля и все, что на ней, преходят, а человек и Бог остаются. Перейдя границу, отделяющую жизнь от смерти, человек остается один на один с Богом. И если в земной жизни он копил только земные богатства, а «сокровищ на небе» не собрал, то перед лицом Бога он остается ни с чем.

Другой человек на зов Божий отвечает: «Да, Господи, я слышал о Твоем брачном пире, но у меня много работы (пара волов купленных символизируют труд), у меня не хватает все время времени. Вот закончу дела – и приду». И человек старается закончить дела, но они не кончаются, потому что – таков закон жизни сей – дела вообще никогда не кончаются, человек всегда занят. Вместо этого надо сознательно высвобождать себя для участия в пире Господнем, делать паузы, передышки, чтобы откликаться на зов Божий.

Услышав эти слова Господни призывающие нас, мы должны подумать - какой ответ дадим? Каждый человек услышавший святое Евангелие является званным, но не все окажутся избранными. В конечном счете, выбор между вечным и суетным, небесным и земным, добром и злом, Христом и антихристом, – за нами. И избирать мы должны ежедневно, ежечасно и ежеминутно. Ибо в каждый конкретный миг нашей жизни, в каждой конкретной ситуации мы стоим перед предложенным выбором.

Апостол Пётр в своем Втором Послании говорит: «Будьте, сколько можно, твёрды в своём звании христианина, и в своём призвании». И для того, чтобы среди избранных быть причастниками в Царстве Небесном, будем же стараться жить именно так, как этого требует Господь Иисус Христос: всегда, всё то, что делаем, делать во Христе, с живою верою в Него, с желанием следовать Его заповедям и реализовать их хоть как-нибудь в своей жизни. Чтобы на каждом из нас осуществились те слова, которые в Апокалипсисе, сказаны евангелистом Иоанном Богословом: «Блаженны участники свадебного пира Агнца».

в начало вверхвнизНовогодняя ёлка (Рождественская ёлка)

Пётр I в 1700 г. перенёс празднование Нового Года на 31 декабря. Примерно тогда же начали использовать ель в качестве символа праздника Рождества. До начала 1840-х годов не было в России обычая ставить рождественскую ёлку, исключением были дворцовые ёлки. Первая публичная ёлка была организована в 1852 г. в здании петербургского Екатерингофского вокзала. Во дворце и в домах состоятельных горожан было принято после праздника отдавать ёлку слугам. Всё, что находилось на ветках ёлки и на столе под нею, было подарками. Подарок всегда имел своего определённого дарителя. Обычай приписывать появление подарков сказочным существам появился лишь в начале 20 в. В 1918 г. был введён григорианский календарь (новый стиль), Рождество оказалось позже Нового Года. В 1929 г. праздник Рождества как государственный был отменён, день стал рабочим, отменили и рождественскую ёлку. Рождество стали праздновать частным порядком и тайно. Запрет был снят в 1935 г., рекомендовано было устраивать коллективные новогодние ёлки для советских детей. Так ёлка из рождественской стала новогодней, утратила часть рождественской символики и обрела советскую символику. Ёлка стала зеркалом нового мира советского ребёнка, а её украшение и новое предназначение отражали круг мировоззрения и воспитания детей. Развернулось широкое производство соответствующих ёлочных украшений. С 1936 г. ёлка в СССР стала атрибутом отделённого от Рождества праздника Нового Года. В 1937 г. на ёлке во Дворце союзов вместе с Дедом Морозом появилась Снегурочка. До этого она была известна только как персонаж пьесы А.Н. Островского и оперы Н.А. Римского-Корсакова. В 1970-е годы сложился современный уклад новогоднего праздника, включающий просмотр телевизора, новогоднее обращение Президента и пр.

Новый Год – это время подведения итогов, возможность принести Богу благодарность за прошедший год, попросить Божией помощи в году наступающем. Поэтому в Православной Церкви есть молебен на начало Нового Года, который 31 декабря служится во многих храмах. Празднование приходится на Рождественский пост. Но смысл поста не в том, чтобы не съесть чего-то скоромненького, а в памяти, что пред Богом ходим. «Любовь выше поста», — говорил святитель Тихон Задонский. Можно и нужно сочетать новогодние торжества и наше ожидание Рождества Христова. Не в празднике грех, а в том, как праздновать: «что чрез меру — то от лукавого». И если в новогоднюю ночь мы изначально помолимся, постараемся простить всех и ни на кого зла не держать, то, затем смело можно и с Новым Годом поздравить, и бокал с шампанским выпить, и мандарин съесть. Видя радостные лица наши, и Господь возрадуется.

в начало вверхМитр. Антоний Сурожский. Слово на Новый год

Сегодня вновь открываются врата времени и встает перед нашим взором наступающий Новый год. Через эти врата времени мы видим грядущее Рождество Христово, которое мы будем праздновать всего через неделю. И Рождеством Христовым в этот новый год времени вступает вечность, Живой Бог вступает во время, делается человеком, приобщается плотью Своей всему тварному; время и вечность пронизывают друг друга, и сейчас мы стоим у преддверия этого чуда: время и вечность. Бог и человек соединяются в единый поток жизни и спасения. И как каждый год, когда мы оглядываемся на прошлое и взираем на будущее, нас охватывает боль о том, что стольких нет среди нас, почивших теперь сном земли, и вместе с этим зажигается такая радость, что они вступили в ту вечность, которая сейчас потоком льется во время. И опять, озираясь на прошлое, мы видим, сколь многого мы не сумели совершить в течение этого года: по бессилию, по забывчивости, по косности, по недоброй нашей воле. И перед тем как вступить в новое время, покаемся перед Богом, признаем свои ошибки и соберем с прошлого года опыт жизни, который нам позволит их не повторять и другие подобные ошибки не делать. Весь смысл жизни только в том, чтобы любить Бога, любить ближнего и чтобы все творилось только во имя этой любви.

В старой сказке говорится, как спросили некоего мудреца: «Какое самое важное время в жизни? Кто самый значительный человек в твоей жизни? Какой поступок всего важнее совершить?» И ответ был таков: «Самое важное время в жизни – это теперешнее мгновение, потому что прошлое утекло, а будущее еще не встало; самый значительный человек в твоей жизни – тот, который сейчас перед тобой и которому ты можешь сделать добро или зло; и самое важное дело в жизни – в это мгновение, этому человеку дать все, что может быть ему дано...»

Вступим в новый год с этим чувством ответственности и вдохновения; вступим в этот новый год с верой, что сила Божия в немощи совершается: в нашей немощи, как совершилась она в немощи святых, которые были крепки только силой Божией; будем верить, что все нам возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе... И у преддверия нового года мне хочется повторить слова, сказанные в начале войны королем Георгом VI своему народу: «Спросил я стража, который стоял у дверей нового года: – Дай мне свет, чтобы я с уверенностью мог вступить безопасно в неизвестное... И он мне сказал: – Вложи руку твою в руку Божию – это будет для тебя лучше, нежели свет, и вернее известного пути»...

Вступим и мы с таким доверием и с такой верой в Новый год; и когда мы будем молиться, чтобы Господь благословил его и нас, станем обращать свои молитвы и к святому Стефану Сурожскому, память которого мы совершаем теперь, в первое воскресенье после календарного дня, назначенного празднованию его памяти; пусть он будет тем стражем, тем вратарем, который раскроет нам новый год, который с нами вступит в него и благословит нас, чтобы, подобно ему, мы этот год сделали годом Божией воли и благодати.

А теперь примите от Господа Его благословение, и воспоем молебное пение о грехах наших и о прощении Господнем, о надежде нашей и о верности, которую мы Ему обещаем; и вступим в этот путь без страха, трепетным, благоговейным сердцем.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления