Крестовоздвиженский храм в Самаре - 03.11.13-09.11.13 Неделя 19я по Пятидесятнице
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

03.11.13-09.11.13 Неделя 19я по Пятидесятнице

 

в началоНа этой седмице:

3 ноября / 21 октября: Илариона Великого (ок. 371). Господь дал преп. Илариону власть изгонять нечистых духов. Преп. Иларион врачевал болезни бесплатно, говоря, что благодать Божия не продаётся. С его благословения в Палестине стали возникать монастыри. Свт. Илариона, митрополита Киевского (ок.1053), автора «Слова о законе и благодати». Он первым из русских предстоятелей, поставлен на митрополию Собором русских епископов.

4 ноября / 22 октября: Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков, 1612). Семи отроков Ефеских: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина (Ексакустодиана) и Иоанна (ок. 250). День народного единства.

5 ноября / 23 октября: Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63).

6 ноября / 24 октября: Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688).

8 ноября / 26 октября: Великомученика Димитрия Солунского, мироточца (ок. 306).

9 ноября / 27 октября: Мученика Нестора Солунского (ок. 306). Преподобного Нестора Летописца, в Ближних пещерах почивающего (ок. 1114).

И конечно в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!

в началовверхвниз2Кор.11:31-12:9

31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.

32 В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня;

33 и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.

12:1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.

2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.

3 И знаю о таком человеке ([только] не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает),

4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.

5 Таким [человеком] могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.

6 Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.

7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.

8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.

9 Но [Господь] сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

в началовверхвнизЛк.16:19-31

19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях

21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его

24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;

26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,

28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

31 Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

в началовверхвнизГлавная истина, раскрываемая нам апостольским чтением (2Кор.11:31-12:9), - смирение христианина в самовосхвалении. Христианин вообще не должен хвалиться никакими своими преимуществами, потому что самохваление - плод гордости. Но если того требуют долг и совесть, чтобы принести пользу ближнему и поддержать успех доброго дела, христианин может говорить о своих достоинствах. Самохваление в этом случае есть радение о деле и любовь к ближнему. Поэтому самохваление тогда только получает истинно-христианский характер, когда оно (1) не переступает пределов, указываемых долгом и пользой дела, (2) отличается глубоким смирением и искренним сознанием не столько своих достоинств, сколько своих немощей, в которых проявляется совершенство Божьей силы, (3) есть плод не самолюбия, а любви к ближнему. Смирение же ведёт нас к Царствию Божиему. «Но [Господь] сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» - пишет апостол Павел.

О благодати и немощи, ведущей в Царство Небесное, слышим мы в евангельском чтении (Лк.16:19-31) — притче о богатом и Лазаре. Блистательный богач не замечает немощного, но праведного Лазаря, страдающего у его дверей. Праведный Лазарь, нёсший свой крест с терпением, верой и надеждой, попадает в рай. Богач, не видящий ни страданий ближнего, ни скверны своей жизни, попадает в ад, в мучения. Теперь он «видит вдали» то, что утратил ради суеты земной в жизни вечной. И узнаёт о непреодолимой пропасти, отделяющей его от блаженства. В своих мучениях он вспоминает о своих братьях, которых ждёт такая же участь. Он хотел бы спасти хотя бы их, послав им весточку. Но такая весточка всё равно была бы бесполезна для погружённых в собственное довольство людей, о чём и говорит богачу Авраам. Мы имеем довольно свидетельств о будущей жизни, и ещё одно не будет услышано. Даже Иисуса Христа, неправедно распятого и воскресшего мало кто услышал.

Если в той жизни есть возможность покаяния и взращивания добрых чувств, значит, остаётся возможность полного покаяния и надежда на очищение и избавление от мук. Но не стоит тянуть с тем, чтобы покаяться. Будем остерегаться того, чтобы попасть во власть безнадёжной погони за удовлетворением ненасытной жажды удовольствия, тщеславия и «соответствия положению». Будем сохранять в себе способность к покаянию и взращиванию добрых чувств.

в началовверхвнизБогатый и Лазарь Митр. Иларион (Алфеев). Богатство и бедность

Мы привыкли слышать в притче о богаче и Лазаре одну главную весть: те люди, которые в земной жизни наслаждаются, в будущем веке будут страдать, а те, которые здесь страдают, получат там утешение. Но в этой притче есть и другие детали, которые мы не всегда замечаем.

Прежде всего я хотел бы обратить внимание на то, что из двух героев этой притчи один назван по имени - Лазарь, а другой, богач, так и остается безымянным. Я думаю, что это имеет глубокий смысл. Господь как бы говорит нам: у каждого человека есть имя, данное ему Богом. Это имя заключает в себе цель существования человека, его призвание восстановить в себе образ Божий через доброделание. И человек может либо реализовать божественный замысел, изначально заключенный в его имени, как в зародыше, либо не реализовать. Если человек сумел его реализовать, сумел вырасти в полную меру возраста Христова, то после смерти Господь встретит его, узнает и назовет по имени, как на Страшном суде Он узнает тех, кто был Ему верен. Если же человек этот свой потенциал не реализовал, своего предназначения не осознал и не оправдал, если он не вырос в ту меру, в которую должен был вырасти, если не жил по заповедям Божиим, то в мир иной он переходит словно безымянным. Таким людям Господь говорит: «Отойдите от Меня, делающие беззаконие, Я не знаю вас». Я думаю, что в притче Господней нищий назван по имени, а богатый не назван, именно потому, что один свое призвание исполнил, а другой нет. Вы спросите: неужели призвание Лазаря заключалось в том, чтобы быть нищим и бесполезно лежать у врат богатого человека? Нет. Его призванием было благодарить Бога за все, что выпало на его долю, и со смирением терпеть страдания. Нищета и отверженности были тем крестом, который он нес всю жизнь. И когда многотрудная и многоболезненная жизнь закончилась, Господь признал в нем Своего верного раба, исполнившего свое жизненное предназначение.

Обратим теперь внимание на то, что произошло после смерти с богатым. При жизни он одевался в порфиру и виссон, каждый день веселился и развлекался, не обращая внимания на тех людей, которые нуждались в его помощи и которых он мог бы осчастливить даже крошками со своего стола. Ему не было дела и до нищего, лежавшего у ворот, которого Бог знал по имени, а богач наверняка не знал. Но вот богач переходит в мир иной - и вся перспектива его жизни меняется, все его видение становится иным. Он вдруг осознает, что находится в аду и в муках, он видит Авраама и узнает его, он видит Лазаря и узнает его, причем узнает уже по имени, а не как безымянного нищего, и обращается с молитвой к Богу. Все это говорит о том, что перспектива, в которой мы видим происходящее здесь, на земле, при переходе в вечность полностью меняется. Те, кто здесь праздновал и веселился, там могут оказаться в муках, те, кто здесь не замечал человеческих страданий и горя, там их заметят. Но только помочь уже никому не смогут - ни другим, ни себе. Так вот, наша задача заключается в том, чтобы уже здесь, на земле, рассматривать всю жизнь «из перспективы вечности», думая не только о себе, но и о ближних, тогда и в будущем веке с нами не произойдет того, что произошло с богачом.

И наконец, подумаем о природе адских мучений, о которых говорится в притче. Находясь в аду, в муках, богач молил, чтобы Лазарь, омочив конец перста в воде, охладил его язык. Какая реальность стоит за этим образом? О чем здесь идет речь? Преподобный Исаак Сирин говорил, что адское мучение - это раскаяние человека в том, что он не сделал, в тех грехах, за которые при жизни он не принес покаяния. Раскаяние в будущей жизни бесплодно, оно уже не может помочь человеку, так как в ином мире у нас отнимается возможность загладить свои грехи добрыми делами. Именно это бесплодное раскаяние и символизируется неутолимой жаждой.

Возможность принести покаяние дается нам только на земле. В конечном итоге притча говорит нам, что тем, как живем здесь, как относимся к нашим ближним, мы решаем свою судьбу в вечности. Поэтому не нужно спрашивать себя и друг друга, каким образом адские мучения сочетаются с милосердием Божиим. Они не сочетаются с милосердием Божиим, но они сочетаются с нашей черствостью, нашей неспособностью или нежеланием следовать по пути, который Бог указал нам, и поэтому виновники этих мучений - мы сами.

Будем же поступать так, как заповедал нам Христос. Будем помогать тем нашим близким, которые оказались в беде, будем откликаться на горе, будем делиться с голодными. Это единственный путь, ведущий на «лоно Авраамово», в Царство Небесное. Все остальные пути ведут в погибель.

в началовверхвнизКазанская икона Божией МатериПразднование Пресвятой Богородице, в честь Её иконы, именуемой «Казанская», установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 г. Польские войска глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села, захватили Москву. По призыву святейшего патриарха Ермогена русский народ встал на защиту родины. В ополчение, которое возглавлял князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трёхдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана. Находившемуся в плену у поляков свт. Арсению в видении было открыто о перемене суда Божия на милость, по заступничеству Его Пресвятой Матери. Воодушевленные известием русские войска 22 октября 1612 г. освободили Москву от польских захватчиков. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом. Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 г. указом царя Алексея Михайловича.

4 ноября, день Казанской иконы Божией Матери, с 2005 г. отмечается как День народного единства. 16 декабря 2004 г. Госдума РФ приняла соответствующую поправку в Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». Выходной день с 7 ноября был перенесён на 4 ноября.

7 ноября входило в число главных праздников СССР. Тогда этот праздник назывался Днём Великой Октябрьской социалистической революции. Указом Президента России от 7 ноября 1996 г. «О Дне согласия и примирения» название праздника было изменено на «День согласия и примирения» «в целях смягчения противостояния и примирения различных слоев российского общества». 7 ноября перестало быть праздником, но вошло в перечень памятных дат. Соответствующий закон был принят в 2010 г. 7 ноября мы также празднуем День воинской славы России — День проведения военного парада на Красной площади в 1941 году. Праздник установлен Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России». Проведение парада имело большое политическое значение и способствовало укреплению морального и боевого духа граждан нашей страны. Накануне парада И. В. Сталин обратился с речью к советскому народу. Эта речь вызвала у слушавшей страны огромный подъём патриотических чувств и укрепила уверенность в обязательной победе над фашистскими захватчиками. В тяжелейшие для страны дни парад продемонстрировал всему миру несгибаемый дух и волю народа к победе. Красная площадь находилась в зоне обстрела, и в воздух, несмотря на пургу, были подняты истребители. С парада войска уходили прямо на фронт. По силе воздействия на ход дальнейших событий парад на Красной площади приравнивают к важнейшим военным операциям Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

в началовверхвнизАпостол Иаков, брат Господень Апостол Иаков, брат Господень – сын праведного Обручника Иосифа. С детских лет Иаков был назореем, то есть человеком, посвятившим себя Богу. Назореи давали обет соблюдения девства, воздержания от вина и мясной пищи, не стригли волос. Обет назорейства означал жизнь чистую и святую, заповеданную некогда Богом всему Израилю. Когда Спаситель начал учить народ о Царствии Божием, святой Иаков уверовал во Христа и стал Его апостолом. За Богоугодную жизнь он был избран первым епископом Иерусалимской Церкви. Святой Иаков председательствовал на Апостольском Соборе, в Иерусалиме слово его было решающим (Деян.15:13-21). За тридцать лет епископства апостол многих иудеев обратил в христианство. Недовольные этим книжники и фарисеи решили убить святого Иакова. Возведя его на кровлю храма, они приказали ему отречься от Спасителя. Но Иаков стал громко свидетельствовать, что Христос есть Истинный Мессия. Тогда иудеи столкнули праведника вниз. Святой умер не сразу, и молился Господу за своих врагов, которые в это время добивали его камнями. Мученическая кончина святителя Иакова произошла около 63 года.

Святой апостол Иаков составил Божественную литургию, ставшую основой литургий, составленных святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. Послание апостола включено в состав Нового Завета.

в началовверхИеромонах Мефодий. Преподобные и Мученики. 9 ноября / 27 октября.

Совершаемая ныне память святого мученика Нестора и преподобного Нестора, Летописца Печерского, раскрываете перед нами, друзья, все многообразие христианского подвига.

Нестор СолунскийПреподобство и мученичество... Первое — непрестанное, ежедневное и еженощное служение Боту подвигами поста и молитвы, очищением сердца от греха. Второе — принесение себя в жертву живому Богу, напряжение всех сил человека для того, чтобы в страшный час испытания не изменить Богу, остаться верным Ему.

Преподобство продолжается многие и долгие годы. Мученичество может просиять в несколько дней, а то и часов. Но при всем внешнем различии этих путей их объединяет одно.

Когда Господь при море Тивериадском восстанавливал в апостольском служении апостола Петра, то обратился к нему с вопросом: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?» т. е. любишь ли ты Меня преимущественной любовью.

Эта преимущественная любовь, — любовь к Богу, побеждающая все привязанности — основа преподобства, основа мученичества, основа каждого христианского подвига. Только тот, кто любит Бога «паче сих», может быть истинным христианином.

Вместе с тем, вся наша жизнь являет как раз пример обратного.

Ведь источник наших страданий в том, что мы не любим Бога, не хотим обрести истинную к Нему любовь. Мы носим на себе тяжкое бремя земных привязанностей — к людям, к обстановке, к самой жизни своей. Мы тяготимся этим бременем ибо ничто не вечно в этом мире, и рано или поздно мы потеряем все, что имеем здесь.

Но мы часто и не представляем себе радость истинной любви к Богу. Ведь тому, кто любит Бога, ничто не страшно. Предмета его любви никто не отнимет от него. Пусть гибнет мир, разрушается государственная и личная жизнь: Бога от меня не отнимут. Он всегда будет со мной, и даже может быть еще больше со мной, если я все потеряю в этом мире.

Нестор ЛетописецО, если бы, братие, смогли мы хоть частицу сердца своего отдать Господу и Спасителю своему. Если бы смогли в этом сердце своем воздвигнуть Ему алтарь, пылающий верой и любовью. Тогда не смутились бы, не устрашились бы никаких искушений. Тогда бы еще при жизни своей вошли бы в «невестник Христов», где светлое осуществление надежды и веры, где «свет паче всякого света, радость паче всякой радости, упокоение паче всякого упокоения, жизнь истинная и спасение вечное».


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления