27.10.13-2.11.13 Неделя 18я по Пятидесятнице
27 / 14 октября: Память святых отцов VII Вселенского Собора (787).
29 / 16 октября: Мученика Лонгина сотника (I), бывшего при Кресте Господнем.
30 / 17 октября: Пророка Божия Осии (ок. 820 до Р. Х.). Преподобномученика Андрея Критского (767). Мучеников бессребреников Космы и Дамиана Аравийских и с ними Леонтия, Анфима и Евтропия (Евпрения) (287 или 303).
31 / 18 октября: Апостола и евангелиста Луки (I). Преп. Иосифа, игумена Волоцкого (1515).
2 ноября / 20 октября: Димитриевская родительская суббота, поминовение усопших.
И конечно в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!
6 При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.
7 Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
8 Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело,
9 как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.
10 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей,
11 так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.
5 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;
6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;
15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Апостольское чтение (2Кор.9:6-11) наставляет нас о благотворительности: «кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет». Апостол Павел призывает нас к тому, чтобы благотворительность укоренилась в сердце нашем, и мы помогали ближним «по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог». И не стоит бояться впасть через это в бедность, «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью». Не от благотворения и дел милосердия разоряются и приходят в бедность, a от потакания своим прихотям и слепоте к нуждам окружающих. К благотворящим же всегда приходит своевременная помощь. Для этого благотворение должно удовлетворять определённым условиям. (1) Благотворить надо ради Христа и из любви к Нему, а не для своей славы или выгоды. (2) Совершать дела милосердия надо своими силами и из своих средств. Вознаграждается именно твой вклад. (3) Совершать их надо свободно и с радостью. (4) Помощь должна быть благоразумна и сообразна, и с нашим состоянием, и с нуждами нуждающихся.
По объяснению Самого Господа, в евангельском чтении (Лк.8: 5-15) притчи о сеятеле под семенем разумеется слово Божие. Различны сердца людские, различно и восприятие ими слышанного слова Божия. Притча объясняет, в чём причина такого разного действия Слова Божьего на людей. Одни слово Божие не принимают - не понимают или не веруют. Другие тут же отвлекаются на новые впечатления. Третьи легко отпадают при испытании — искушении или напасти. И лишь в некоторых случаях слово Божие приносит обильный плод. Где мы среди этих людей? Достаточно ли в нас веры, разумения, воли, самоотверженности и терпения? Какое место отводим мы вере среди житейских забот?
31/18 октября мы славим апостола от 70-ти Луку, Евангелие от которого слышим на воскресной службе. В богословском содержании Евангелие от Луки отличается прежде всего учением о всеобщности спасения, совершенного Господом Иисусом Христом, о вселенском значении евангельской проповеди. Он также написал книгу Деяний святых апостолов. Книга Деяний, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых апостолов после Вознесения Спасителя. В центре повествования – Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом), как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (Деян. 15, 6-29). Богословским предметом книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения и Пятидесятницы до Второго пришествия Христова. Он, по преданию, также написал образы Богородицы и апостолов Петра и Павла.
В этот же день мы славим преподобного Иосифа Волоцкого (1515). Он был великим подвижником, нестяжателем, тружеником, борцом с ересями. Он создал первый свод русского православного Богословия – «Просветитель». Он был активным общественным деятелем и сторонником сильного централизованного Московского государства. Он один из вдохновителей учения о Русской Церкви как преемнице и носительнице древнего Вселенского благочестия.
Архиеп. Леонтий. (Лк. 8:5-15).
«А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лк. 8:15).
Господь наш Иисус Христос, сказав притчу ο сеятеле и семени ученикам и окружавшему Его в великом множестве народу, Сам же и объяснил ее по просьбе учеников, возгласив в заключение: «кто имеет уши слышать, да слышит» (Лк. 8:15)! Вот что значит притча сия: семя есть слово Божье. A упадшее при пути, — это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они уверовали и не спаслись. A упавшее на камень, — это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют и во время искушения отпадают. A упадшее в терние, — это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода. A упадшее на добрую землю, — это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце, и приносят плод в терпении. Кого же понимать надо под сеятелем? Без сомнения — Самого Спасителя, Божественного Учителя истины и затем — всех истинных проповедников Его учения, — пастырей и учителей Церкви.
В семени нет недостатка: слово Божье и в книгах Священного Писания, и в поучениях проповедников можно слушать в храмах Божьих и читать дома. Но нельзя сказать, чтобы почва, на которой сеется слово Божье, была везде хороша, — нельзя сказать, чтобы слушающие и воспринимающие учение божественное вполне соответствовали цели сеяния. Причины этому вы слышали из объяснения притчи Спасителем.
Как же достигнуть того, чтобы слово Божье в читателях и слушателях укоренялось и приносило плод? Для этого надобно читать и слушать его с охотой и вниманием, хранить в добром и чистом сердце и стараться исполнять его на деле.
Много есть христиан, которые в продолжении своей жизни перечитали множество книг, разного содержания, и полезных и пустых, a никогда не читали книг Священного Писания. Как же ожидать, чтобы слово Божье глубоко вошло в сердце, когда оставляют его без внимания, не хотят уделить для него и немного времени? Как ожидать, чтобы слово Божье заняло душу и пустило в ней корни свои там, где не имеют иногда при разнообразной библиотеке Библии и даже Нового Завета? Если бы кто стал отговариваться незнанием славянского языка, тому скажем, что в настоящее время не только Новый Завет, но и все книги Ветхого Завета переведены уже на чистый русский язык, — и приобретение, особенно Нового Завета, так легко, что всякому, кроме разве совершенно нищего, можно иметь его. И как не иметь и как не читать христианину книг, в которых изложено Божье учение, жизнь Спасителя нашего, Его завещание нам?
«Кто имеет уши слышать, да слышит!»
Чтение Евангелия и Апостола в храмах проходит мимо ушей большей части слушающих, иногда и потому, что их слушают без всякого приготовления. И святой Иоанн Златоуст не напрасно, еще в свое время — в IV веке, убеждал своих слушателей прочитывать y себя дома, хотя понемногу, Священное Писание, чтобы слышимое в Церкви сделалось более понятным и запечатлелось в душе.
A слова проповедников, в которых объясняется та или другая божественная истина? Увы, не всегда, не всеми и не от всех проповедников выслушиваются они со вниманием и с желанием получить назидание. Иные, при появлении проповедника, спешат из церкви, явно пренебрегая проповедью; другие слушают только для того, чтобы после произнести свой суд и заметить недостаток какой-нибудь; иные и увлекаются каким-либо местом, но только на самое короткое время; некоторые ищут в проповеди блестящего красноречия, забывая, что святая истина не нуждается в украшении их цветами красноречия, a требует простоты, силы, убедительности. Честь и похвала тем из вас, слушатели, которые внимаете проповедникам, как органам слова Божьего с единственной целью получить для себя назидание во спасение души. He честь тем проповедникам, которые, замечая невнимательность, малопонятливость или рассеянность слушателей, вовсе оставляют свою паству без назидания словом. Наше дело сеять с терпением, как бы кто ни принимал семя, а взращивать - дело Божье (1Кор.3:6). Без сомнения Господь взращивает семена Своего слова Своей благодатью, хотя для нас часто это незаметно.
О, если бы «слово Божье» было во всех «живо и действенно» (Евр. 4:12)! О, если бы оно проникало до глубины сердец наших! Тогда не оставалось бы оно без плода, тогда не засыхали бы ростки его в нас от зноя страстей, тогда не вывевались бы семена его ветром житейской суеты, и не было бы того легкомыслия и маловедения в священных истинах, какие встречаются между христианами в наше время, не было бы этой сухости сердца и того эгоизма, какие видим теперь между детьми Отца Небесного.
Добрая земля для земледельца сущий клад, она его кормит в изобилии и доставляет ему благосостояние без особенных усилий на обработку почвы. Раз хорошо вспаханная, она держит в недрах посеянные семена, и в свое время посеявшему возвращает плод сторицей. И с добрым сердцем слушающие слово Божье держат его, хранят как сокровище, которое приносит большую прибыль, потому что кто с благоговением и вниманием хранит в своем сердце слово Божье, тот непременно станет и плод приносить в терпении, — мало-помалу, беспрерывно наблюдая за самим собой, за своими действиями. И этот плод скоро делается видимым в благочестивом образе жизни, в исполнении заповедей Божиих, во всех отношениях своих к другим. Потому-то Господь называет «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк.11:28).
«Кто имеет уши слышать, да слышит!» Аминь.
Кафедральный Собор Патриарха Московского и всея Руси. Слово Пастыря. Память святых отцев VII Вселенского Cобора.
В VIII столетии император Лев Исавриец воздвиг жестокое гонение на св. иконы, которое продолжалось при сыне его и внуке. В 787 году против этой иконоборной ереси царицею Ириною созван был Седьмой Вселенский Собор в г. Никее, на который явились 367 отцов.
Вселенские Соборы (которых было всего семь) собирались для уяснения вопросов веры, непонимание или неточное истолкование которых вызывало смуты и ереси в Церкви. Также на Соборах вырабатывались правила церковной жизни. В конце VIII века в Церкви обозначилась новая ересь — иконоборчество. Иконоборцы отрицали почитание земной святости Матери Божией и святых Божиих угодников и обвиняли православных в поклонении тварному созданию — иконе. Вокруг вопроса о почитании икон возникла ожесточенная борьба. На защиту святыни поднялись многие верующие, на которых обрушились тяжкие гонения.
Все это потребовало дать полное учение Церкви об иконе, ясно и четко определить его, восстанавливая иконопочитание наравне с почитанием Святого Креста и Святого Евангелия.
Святые отцы VII Вселенского Собора собрали церковный опыт почитания святых икон с первых времен, обосновали его и сформулировали догмат об иконопочитании на все времена и для всех народов, которые исповедуют Православную веру. Святые отцы провозгласили, что иконопочитание — это законоположение и Предание Церкви, оно направляется и вдохновляется Святым Духом, живущим в Церкви. Изобразительность икон неразлучна с евангельским повествованием. И то, что слово евангельское сообщает нам через слух, то же самое икона показывает через изображение.
Седьмой Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности и через Богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих. Через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаем о Боге, мы познаем Бога; через иконы святых угодников Божиих мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни; через икону мы получаем всеосвящающую благодать Святого Духа. Каждый день Святая Церковь прославляет иконы Матери Божией, празднует память святых Божиих угодников. Их иконы кладут перед нами на аналой для поклонения и живой религиозный опыт каждого из нас, опыт нашего постепенного преображения через них, делает нас верными чадами Святой Православной Церкви. И это истинное воплощение в мире трудов святых отцов VII Вселенского Собора. Именно поэтому из всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия. А вера отцов Семи Вселенских Соборов есть вечная и непреложная основа Православия.
И прославляя память святых отцов VII Вселенского Собора, мы должны помнить, что именно им мы обязаны воздавать благодарность за то, что освящены наши храмы и дома святыми иконами, за то, что теплятся перед ними живые огоньки лампадок, что повергаемся мы с поклонами перед святыми мощами, и фимиам ладана возносит сердца наши к небесам. И благодарность откровения от этих святынь многие и многие сердца наполнила любовью к Богу и одухотворила к жизни уже совсем умерший дух.
Димитриевская родительская суббота - суббота перед днём памяти вмч. Димитрия Солунского (8 ноября / 26 октября).
По преданию, она установлена Церковью по предложению благоверного Великого князя Димитрия Донского приблизительно на сороковой день после Куликовской битвы для молитвы за убиенных воинов (дата Куликовской битвы — 8/21 сентября, праздник Рождества Пресвятой Богородицы, 1380 г). Димитриевской эта суббота называется потому, что установлена в ближайшую субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского, святого покровителя Великого князя.
В этот день поминали всех усопших верных.
Царь Иоанн IV Грозный повелел в этот день «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить».
Указом Императора Николая II в 1903 году было установлено в войсковых частях и заведениях совершать панихиды в Димитриевскую субботу по всем усопшим воинам «за Веру, Царя и Отечество на поле брани живот свой положившим».
Иерей Михаил Немнонов. Слово на Дмитриевскую родительскую субботу
Каждый христианин при Крещении получает звание Христова воина. От того, как мы будем нести это звание, зависит всё наше будущее.
Этот день изначально был посвящён поминовению тех Христовых воинов, которые отдали жизнь за Христа и за други своя в Куликовской битве. Вместе с ними мы поминаем и всех прежде усопших православных христиан, и наших умерших родных и близких. Все храмы полны в этот день молящимися, и мы видим, что и вера жива, и жива любовь к ближнему.
Но наши умершие близкие ждут от нас не только молитвы о них. Те из них, кто получили милость от Бога, ждут, чтобы и мы вошли в их радость. А те, кто лишился её, знают, каково отвечать за свою жизнь перед Богом, и желают нам быть готовыми к этому.
От нас, как и от них, это требует христианского подвига. Тем из нас простится, кто возлюбил много. Те воины, о которых мы молились сегодня, отдали самое дорогое, что у них было, за то, чтобы свет Христов продолжал светить в мире. И мы совершим им достойную память, когда будем молиться о них, идя вслед за Христом. Аминь.
Назад к списку
Новости
- Календарь: Неделя 17я по Пятидесятнице
- 25 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 18й по Пятидесятнице.
- Календарь: Неделя 16я по Пятидесятнице
- 18 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 17й по Пятидесятнице.
Объявления
- Храму срочно требуются
- 03 Февраль 2016
Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.
Обращаться к настоятелю о. Владимиру
- Внимание!
- 18 Май 2012
Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.