Крестовоздвиженский храм в Самаре - 13.10.13-19.10.13 Неделя 16я по Пятидесятнице
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

13.10.13-19.10.13 Неделя 16я по Пятидесятнице

 

в началоМихаил, первый митрополит Киевский и всея РоссииНа этой седмице:

13 октября / 30 сентября: Святителя Михаила, первого митрополита Киевского и всея России (перенесение мощей, 1730).

14 / 1 октября: Покров Пресвятой Богородицы. Апостола от 70-ти Анании (1в). Преп. Романа Сладкопевца (ок. 556). Преподобного Саввы Вишерского, Новгородского (1461). Икон Божией Матери Люблинской (9в); «Кукузелисы» (12в); Псково-Покровской (1581); Браиловской (1635); Мятинской (1766); Касперовской (1840); Гербовецкой (1859); Дудичской; Барской.

15 / 2 октября: Священномученика Киприана и мученицы Иустины (304). Блаж. Андрея, Христа ради юродивого (ок. 936). Прав. воина Феодора (Ушакова) Санаксарского (1817).

16 / 3 октября: Священномученика Дионисия Ареопагита, епископа Афинского (96).

17 / 4 октября: Святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского (обретение мощей, 1595). Международный день борьбы за ликвидацию нищеты.

18 / 5 октября: Святителей Московских и всея России чудотворцев Петра (1326), Алексия (1378), Ионы (1461), Макария (1563), Филиппа (1569), Иова (1607), Ермогена (1612), Филарета (1867), Иннокентия (1879), Тихона (1925), Макария (1926) и Петра (1937).

Роман Сладкопевец 19 / 6 октября: Апостола Фомы (I).

И конечно в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!

в началовверхвниз2Кор.6:1-10

1 Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами.

2 Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.

3 Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение,

4 но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах,

апостол от 70 Анания 5 под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,

6 в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви,

7 в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке,

8 в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны;

9 мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем;

10 нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.

в началовверхвнизЛк.6:31-36

31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

Московские святители32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.

34 И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

в началовверхвнизВ апостольском чтении (2Кор.6:1-10) апостол Павел взывает: «умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами». Апостол наставляет, каким надо быть во всех испытаниях, показывает, как сказывается благодать и заключает: «нас огорчают, а мы всегда радуемся». Такое не тщетное употребление Божьей благодати может и должно проявляться во всей жизни христианской, в использовании талантов во благо людям, и в том, чтобы «никому ни в чем не полагать претыкания», и в том чтобы научиться находить утешение в самом испытании.

Евангельское чтение (Лк.6:31-36) наставляет нас, как относиться к ближним. Наше отношение к ближним должно начинаться с наименьшего: «как хотите, чтобы поступали с вами другие, так и вы поступайте с ними», правила простого, естественного, понятного даже ребенку. Это правило напоминает нам строчку из нашей ежедневной молитвы: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». И даже это правило мы часто не выполняем. У нас, если что и получается, то «как со мной поступают, так и я с ними». А Спаситель сразу же указывает на недостаточность даже первого правила, и наставляет: «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд». Господь наставляет нас в такой любви Своим примером. Примером в такой любви нам являются Богородица, апостолы и многие другие. Некоторых мы вспоминаем на этой седмице.

апостол Фома В понедельник мы празднуем Покров Пресвятой Богородицы, праздник явления Её любви. Над всеми нами простирает Она Свой омофор, как простирала его над Царьградом, землёй русской и неисчислимым числом разных людей и мест. Об этом мы соборно молим Её в этот праздник: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрой нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем». В этот же день мы славим Её иконы, через которые Она являла нам, как и в Покров, Свою помощь и защиту.

В этот же день мы славим преподобного Романа Сладкопевца, получившего свой дар от Божией Матери. Он первый ввёл в песнопения кондаки и икосы, им было составлено до тысячи песнопений, многими из которых христиане и доныне прославляют Господа. И в тот же день мы славим апостола от 70 Ананию. Это он крестил обратившегося гонителя христиан Савла, будущего апостола Павла. В последствии он принял мученическую кончину в молитве за своих истязателей и убийц, исполнив заповедь Господа «любите врагов ваших», которую мы слышим в евангельском чтении в этот день.

А на следующий день мы славим св. Андрея, Христа ради юродивого. Это он увидел, как Богородица осенила Своим Покровом Константинополь. В этот же день мы славим нашего великого флотоводца, адмирала, «морского Суворова», св. Феодора (Ушакова) Санаксарского.

В среду мы славим священномученика Дионисия Ареопагита, ученика апостола Павла и первого епископа Афин. Он оставил богословские работы о богопознании, которые изучаются до сих пор. Он сочетал глубокую веру со способностью раскрыть её в точном и глубоком философском рассуждении. Его жизнь служит нам примером того, как глубокая вера и глубокие знания сочетаются и помогают друг другу. А в субботу славим св. Фому, апостола сомнения. Он безоговорочно верит Господу. Когда Иисус Христос перед воскрешением Лазаря решил идти в Иудею, именно он сказал другим апостолам: «Пойдем и мы. Умрем с Ним». Он хочет предельно точно и полно понять слова Иисуса: «Господи! Не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?». Поэтому в важнейшей истине Православия Фоме необходимо было удостовериться самому и со всем тщанием. Таково «Доброе неверие Фомино», пример для нас. Именем Фомы называется восьмой день по Пасхе, приходящийся на воскресенье - Фомина неделя (или Антипасха). Давайте же возрастать к тому, чтобы все важнейшие истины Православия были нами усвоены со всем тщанием, а наша вера и наши знания помогали нам возрастать дальше к богопознанию. И сподоби нас, Боже, усвоить всем сердцем своим, и всем разумением, что путь в Царствие Небесное лежит через любовь к ближнему и дела милосердия.

17 октября отмечается Международный день борьбы за ликвидацию нищеты. Есть нищета духовная, есть добровольная нищета Христа ради. Но есть и бедствие, в котором мы призваны помогать ближним своим по завету Господа, который слышим в воскресном евангельском чтении: будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд.

в началовверхвнизЕп. Митрофан (Зноско-Боровский). (Лк. 6:31-36).

«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними», — поучает нас Господь. В этом наставлении заключается азбучное правило христианской нравственности.

Если ты ожидаешь внимательного к себе отношения, будь внимателен к переживаниям, скорбям и нуждам других; если от других ожидаешь уважения, сам научись оберегать чужую честь и бытовые интересы других людей. Не желаешь ты себе зла? смотри и другим зла не только не твори, но и не желай, — ибо в какой-то момент жизни другому тобою творимое и, даже, только желаемое зло обратится на твою голову.

И дальше, призывая нас к благотворительности, говорит Господь: «Любите врагов ваших». О наших личных врагах говорит Господь. Но возможно ли к ним проявление любви? Да, не только возможно, но и обязательно для христианина. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Если ты не научился любить врагов своих, ты еще напрасно носишь имя христианина». Что значит: любить своих врагов, в чем должна и может проявляться наша любовь к ним? Прежде всего, в незлобии сердца, затем — в молитве за них, в оказании им внимания, в участии в их горе и страданиях. Если враг твой попал в беду, посети его и т.д. Жалейте и скорбите о их неразумии, ибо они не отдают себе отчета в том, что, причиняя вам зло, они на свою голову собирают горячие уголья, а вам — помогают духовно возрастать, помогают спасаться, если вы без гнева, в незлобии, принимаете от них обиды.

Почему гневом возгорается сердце наше, когда нас кто-либо обижает, когда зло лично нам причиняют? Главная причина в том, что самолюбием исполнено сердце наше; мы себя ставим выше нашего обидчика. Посему и сразу суд наш над ним выносим. Ты разгневался, осудил, а ну-ка, загляни в себя! И «никогда не будь доволен собою, иди вперед к Свету, ко Христу. Если скажешь о себе: довольно, ты погиб» — поучает нас блаж. Августин.

«Молитесь за творящих вам напасть... Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд», — говорит нам Спаситель Христос. Все люди суть дети одного Отца, Творца и Промыслителя, но увы, не все они благодатные чада Божии. Лишь тот, кто возлюбил своего врага братской любовью, кто молится за него и плачет о его заблуждениях, есть благодатное чадо Отца Небесного, который праведных любит и грешников милует. «Люби», — говорит тот же блаж. Августин, — «и любовь сама тебя научит, когда и как лучше поступать: много добра можно сделать и тому, кто сам не желает себе добра, если только будешь заботиться об их пользе».

«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного» (Ин. 3: 16). Сила веры христианина в любви, в молитве о врагах.

История дает нам множество примеров благих результатов молитвы о врагах, исходящей из незлобивого, человека любящаго сердца.

Без молитвы Первомученика Архидиакона Стефана, молитвы, исполненной любви и незлобия к побивавшим его камнями: «Господи, не вмени им греха сего», — и гонитель Савл не стал бы Апостолом Павлом, — замечает святитель Иоанн Златоуст.

Отец-язычник, узнав о том, что его 13-летний сын стал христианином, избивает его и сажает в тюрьму в надежде, что сын его, Потит, просидев некоторое время в тюрьме, отречется от Христа. В тюрьме отрок Потит молится, в незлобии своего юношеского сердца, об обращении ко Христу своего отца. И выпущенный из тюрьмы, одухотворенный, радостный, обращается к своему родителю, убеждает его полюбить Христа и стать причастником Христова света. И что же: сила незлобия отрока побеждает отца — он становится христианином.

Другой пример: язычник император отдает отроковицу Фавсту, христианку, на истязания жестокому мучителю. Во время страшных пыток отроковица Фавста молится о своем мучителе: ея кротость и молитва так потрясли мучителя, что он сам обратился ко Христу, объявил себя христианином и принял мученический венец вместе с отроковицей.

Мать преп. Феодосия Печерскаго резко протестовала против вступления ее сына на путь монашеского подвига. Она многократно его избивала, сажала на цепь. Сын отвечал на жестокие избиения незлобием и молитвой о матери, — и сама мать его приняла постриг в одном из Киевских монастырей. Такова сила незлобия, кротости и молитвы, любви исполненной.

Если бы мы, дорогие, это помнили — и мы с вами были бы более светлыми и было бы меньше в нашей среде неприязни и раздоров. Да даст же всем нам Господь силы к исполнению заповеди Его о любви к недругам. Бог любви и мира да будет со всеми нами! Аминь.

в началовверхвниз Покров Божьей Матери Покров Божьей Матери.

«Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога».

14/1 октября мы празднуем Покров Пресвятой Богородицы в память события, произошедшего в 911 г. в Константинополе, во Влахернском храме, где хранилась риза Богоматери, Её головной покров (мафорий) и часть пояса. Тогда Константинополь был окружён неприятелем. В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озарённую небесным светом и окружённую Ангелами и сонмом святых. Её сопровождали Креститель Господень Иоанн и апостол Иоанн Богослов. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростёрла его над молившимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Её заступлению. «Царю Небесный, – глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, – приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан». Святые Андрей и его ученик Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Её, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там». Заступничеством Пречистой Девы враг был отогнан от стен Константинополя, а память о чудесном явлении Богородицы осталась в народе.

Андрей Христа ради юродивый На Руси праздник Покрова был введён святым князем Андреем Боголюбским в 12 в. В русском Прологе 12 в. содержится запись о его установлении: «Се убо, егда слышах – помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества... восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: «С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя».

в началовверхИеромонах Мефодий. Покров Богоматери

Истина небесного предстательства Богоматери и святых — прежде всего, истина веры. Тот, кто никогда не молился, никогда не отдавал жизнь свою под покров святых, не поймет значения и цены попечения их об оставшихся на земле братиях.

Непосредственной причиной установления праздника Покрова Божией Матери явилось видение блаженного Андрея, который во время всенощного бдения во Влахернском храме Константинопольском узрел Матерь Божию, простирающую над молящимися свой омофор. Праздник Покрова есть праздник, в который Церковь прославляет молитвенное предстательство Богоматери о человеческом роде, скорбящем, озлобленном, милости Божией и помощи требующем.

Царство Христовой любви — святая Церковь — органическое целое. У Нее нет живых и мертвых, прошедших и настоящих. В Ней — непрестающая жизнь Царствия Божия, жизнь раскрывающаяся в любви. А сила любви велика. Она спасает мир от смерти. Она дерзает брать на себя чужие немощи и чужие грехи. В этой силе и дерзновении любви — тайна молитвенного о нас предстательства наших святых и главным образом — Матери воплощенной любви — Пресвятой и Преблагословенной Девы Марии.

Посему, христианин, очищая сердце свое, чаще прибегай к Покрову Пресвятой Девы. Помни, что вера и любовь могут «великая совершить». И не только от временных бед и скорбей будет спасать тебя омофор Богоматери. Он поможет тебе спастись и от вечной гибели и покроет тебя в страшные минуты исхода твоего от сей жизни. И какие бы волны смущений и бед ни находили на тебя, не унывай, бодрствуй, и всегда помни слова преподобного Серафима: «невозможно бесу погубить человека, если сам он только не перестал прибегать к помощи Царицы Небесной».


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления