8.09.13-14.09.13 Неделя 11я по Пятидесятнице
2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.
3 Вот мое защищение против осуждающих меня.
4 Или мы не имеем власти есть и пить?
5 Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?
6 Или один я и Варнава не имеем власти не работать?
7 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?
8 По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?
9 Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?
10 Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.
11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?
12 Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.
23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;
26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.
27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.
29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.
30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.
32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
В Недели 11-16 евангельские чтения раскрывают смысл учения Господа, которое Он излагал в форме притч. В евангельском чтении недели (Мф.18:23-35) мы слышим притчу о милосердном царе и неправедном заимодавце, которую следует понимать как проповедь милосердия в преддверии грядущего Страшного Божиего суда. В евангельском чтении говорится, что Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими и привели к нему должного ему десять тысяч талантов. 1 талант — это 16.8 кг золота. Это такой долг, который невозможно отдать. Но раб умолил, и господин простил ему долг. Прощённый выходит и тут же набрасывается на своего товарища, который должен ему несопоставимо меньше — 100 динариев. Как товарищ не умоляет его, тот раб непреклонен и отправляет товарища в темницу, пока не отдаст долга. Узнав об этом, господин разгневался на своего раба и передумал прощать долг, «отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга». «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его». Эта притча о нас. Бог прощает нам великие наши грехи, которые мы не способны исправить и покрыть. А мы не способны простить ближнему своему даже мелочи. Мы всё время что-то требуем от других — от властей и от подчинённых, от родных и близких, от прохожих и вовсе неизвестно от кого. Раз мы стремимся по жизни взыскать с других себе пользу, прибыток, почёт, славу, то и с нас после жизни нашей взыщется в полной мере. Мы ведь каждый день в «Отче наш» молим: И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим.
8 сентября / 26 августа мы чтим Владимирскую икону Божией Матери. Празднование Владимирской иконе Божией Матери совершается трижды в году, и все эти праздники связаны с воспоминанием заступничества Богородицы за землю Русскую и избавления России от нашествия врага.
8 сентября же отмечается Международный день грамотности, учреждённый ООН. Борьба с неграмотностью и за повышение грамотности входит в число самых приоритетных во многих странах мира. Не так давно наша страна считалась самой грамотной в мире, наша система образования считалась лучшей. Наши достижения внедряли другие страны. Теперь всё резко изменилось. Многие свои прекрасные наработки мы утратили, система образования находится в плачевном состоянии, уровень грамотности резко упал. Перед нашей страной стоит сложная задача по восстановлению своих ведущих позиций в этих областях. Достижение высокого (высочайшего!) уровня образования является и важной задачей Церкви. Это очень важно для нашего будущего. Помните! Во многом от нас самих зависит повышение уровня собственной грамотности и грамотности наших детей, и это очень важно. Для этого у нас в стране есть все возможности. Давайте же их использовать как можно полнее.
11 сентября мы вспоминаем Усекновение главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - последнего пророка Ветхого Завета и предтечи Нового Завета, самого первого евангелиста. День Усекновения главы Иоанна Крестителя иногда называют малой, второй Великой Пятницей, ибо в этот день был погублен человек, о котором Спаситель сказал: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф.11:11). В этот день установлен строгий пост в выражение скорби христиан о насильственной смерти великого пророка. В этот день Церковь поминает православных воинов, на поле брани убиенных. Поминовение установлено в 1769 г. во время войны России с Турцией и Польшей. Россия много воевала, много наших соотечественников пало в этих войнах.
Так и на этой седмице мы вспоминаем дни воинской славы России - День Бородинского сражения (1812) и День победы эскадры контр-адмирала Федора Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790). Наполеон позднее писал в мемуарах: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми... Из пятидесяти сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано [французами] наиболее доблести и одержан наименьший успех». А также вспоминаем благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского. «Не в силе Бог, а в правде!» - эти слова Александра Невского стали русской пословицей.
14/1 сентября мы празднуем церковное новолетие. Дай нам Бог в новом церковном году исполнить заповеди Господни и сделать дни нового года днями нашего спасения.
8 сентября / 26 августа: Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. День Бородинского сражения (1812). Международный день грамотности.
11 сентября / 29 августа: Строгий пост. Усекновение главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Поминовение воинов, на поле брани убиенных. День победы русской эскадры контр-адмирала Федора Ушакова над турками у мыса Тендра (1790).
12 сентября / 30 августа: Благоверного князя Даниила Московского (обретение мощей, 1652). Благоверного князя Александра Невского (перенесение мощей, 1724).
14 / 1 сентября: Начало индикта - церковное новолетие.
И конечно в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Вечная им память и слава!
Феофан Затворник. Неделя 11-ая по Пятидесятнице. (1Кор. 9: 2-12; Мф.18, 23-35).
Притчу о двух должниках Господь заключил такими словами: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его». Кажется, такая малость требуется: прости и будешь прощен; а когда прощен, то и в милость принят; а когда в милость принят, то стал участником во всех сокровищах милости. Стало быть, тут и спасение, и рай, и вечное блаженство. И такое великое приобретение за такую малость, что простим!.. Да, малость, но для самолюбия нашего нет ничего тяжелее, как прощать. Ненамеренную какую-нибудь неприятность, тайно причиненную нам, так чтоб никто не видал, мы еще, пожалуй, простим; но чуть что почувствительней, да при людях, хоть не проси: нет прощения. Бывают обстоятельства, что хочешь не хочешь, а высказать неудовольствия нельзя, — и молчишь: но язык-то молчит, а сердце говорит и строит злые планы. Повысься неприятность еще на одну линию, — и удержа нет: ни стыд, ни страх, ни потери, ничто не удержит. Вскипевшая самость делает человека словно помешанным и поддавшийся ей начинает городить глупости. Такому несчастию больше всего бывает подвержены люди не какие-нибудь, а чем кто цивилизованней, тем чувствительней к оскорблениям, тем меньше прощает. Снаружи отношения иногда все еще остаются гладкими, но внутри решительный разлад. А между тем, Господь требует, чтобы прощали от всего сердца.
Владимирская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет». В 1131 г. икона была прислана на Русь из Константинополя св. князю Мстиславу и помещена в Девичьем монастыре Вышгорода. Св. Андрей Боголюбский в 1155 г. поместил икону в воздвигнутом им Успенском соборе Владимира. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 г. икону впервые принесли в Москву. Празднование Владимирской иконе Пресвятой Богородицы совершается 21 мая, 23 июня, 26 августа (по с.с.), и все эти праздники связаны с воспоминанием заступничества Богородица за наше Отечество. Перед Владимирской иконой свершились многие важные события русской церковной истории, в т.ч.: избрание и поставление святителя Ионы – Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви, святителя Иова – первого Патриарха Московского и всея Руси, Патриарха Тихона.
8 сентября / 26 августа мы вспоминаем сретение Владимирской иконы при перенесении её из Владимира в Москву. В 1395 г. Тамерлан взял Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящён усердным молитвам о помиловании и покаянию. Из Владимира после Литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы крестным ходом понесли в Москву чудотворную икону. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь.
Еп. Митрофан (Зноско-Боровский). Усекновение главы пророка Иоанна Предтечи
Сегодня, прославляя великого праведника, за правду пострадавшего, св. Церковь совершает поминовение христианских воинов, за правду убиенных, на поле брани живот свой положивших.
Правда для христианина дороже всего. Без правды невозможна жизнь. Правда — краше солнца, говорит народная пословица.
Св. Иоанн Креститель жил правдой, учил правде и всем говорил правду, даже сильным мира сего, обличая их в беззакониях. За правду он был посажен в тюрьму, за правду усекнут мечем. Своими страданиями и мученической смертью св. Иоанн Креститель не только запечатлел свою верность правде и чистоте мысли и жизни, но и нас побуждает любить правду, почитать истину. Быть страдальцем за Правду, не мелкую — из честолюбия и самости вытекающую — свою правду, а Правду Божию — это высшая честь и слава, какая только может быть на земле. Не посему ли память праведника — св. Иоанна Крестителя, прославляется Церковью восемь раз в году и ему, кроме того, посвящен вторник каждой недели.
В наше время, к прискорбию, многие живут так, как жил нечестивый царь Ирод. Многие не считаются с Божией правдой, живут по своей низменной правде; ни во что ставят и заповеди Божии, и таинства церковные, и честь и совесть. В свое, как бы, оправдание, эти люди — часто молодые и юные — указывают на других: так, мол, и другие многие живут... Но это не может служить оправданием отвержения Божиих заповедей. Говорят они еще, что теперь, — де, новые взгляды, иные воззрения, иные обычаи и заповеди — законы христианские уже устарели. Несчастные, они забывают, что заповеди Христовы — неизменны, непреложны, как и Сам Христос сказал — истина Господня пребывает во веки, и «ни одна иота, или черта не прейдет от Закона Его».
Дорогие мои, наблюдения ярко свидетельствуют о том, что редко бывают счастливы те люди и те семьи, которые живут вне Закона Божия, как жил Ирод. Обычно начинаются скоро у них всякие нестроения, раздоры, несчастья. Нельзя забывать и о том, что Господь наказует всякое беззаконие, если не в этой, то в той жизни. Вот и Ирод недолго наслаждался земным счастьем: он вскоре был отправлен в ссылку, где жил в бедности со своей семьей, несчастным закончил жизнь свою. А пляской ему угодившая дочь жены, проходя через льдом покрытую реку, провалилась, лед стиснул ее шею, и голову несчастной девушки отнесли матери.
Жизнь — не удовольствие, жизнь труд и подвиг, совершаемые во славу Божию, в любви к ближнему. Кто смотрит на жизнь, как на удовольствие, увлекается пустыми развлечениями, должен помнить и знать, что земные удовольствия начинаются весельем, а кончаются большей частью великой скорбью, разочарованием и пустотой души.
Жизнь, — как бы говорит нам св. Иоанн Креститель — есть стояние в правде. А как часто мы молчим, наблюдая, как правда попирается — молчим из трусости, из страха, боясь гнев на себя навлечь или дружбу потерять. Великий праведник напоминает нам, что любовь к Богу не отделима от стояния в правде. Любовь пребывающего в Божией правде — это искра божественного огня в нашем сердце, не терпящая зла, не терпящая нарушения правды, пожигающая в сердце честолюбие и страх.
Молитвами св. Предтечи да научит всех нас Господь возлюбить правду и жить по правде, преодолевая наши душевные немощи!
Помолимся и за усопших Христовых воинов, на полях брани живот свой положивших, за веру и правду пострадавших, да упокоит их Господь, молитвами св. Иоанна Предтечи, а нас помилует и спасет, яко Благий и Человеколюбец. Аминь.
14 / 1 сентября Церковь празднует церковное новолетие (начало церковного года), называемое также Началом индикта. Таким образом, круг великих Господних и Богородичных праздников начинается с Рождества Пресвятой Богородицы (21 / 8 сентября) и кончается Её Успением (28 / 15 августа).
В этот день Церковь вспоминает (Лк.4:16–22), как Иисус Христос прочёл в синагоге в Назарете пророчество Исаии (Ис.61:1-2) о наступлении лета благоприятного. В этот день Господь начал проповедь Царствия Божия и впервые сказал об исполнении ветхозаветных пророчеств о пришествии Мессии. Этим было положено начало времени Нового Завета. Поэтому отсюда благоприятно отсчитывать год, полагая начало пути нашего спасения или обновления Завета Господня в сердцах наших.
Чин летопроводства, праздничная служба 1 сентября, совершался с большой торжественностью и в Византии, и на Руси. В Константинопольской Церкви Евангелие читалось самим Патриархом. Кроме этого случая, Патриарх читал Евангелие лишь трижды в году: на утрене Великой пятницы (первое из 12 Страстных Евангелий) и на литургии и вечерне первого дня Пасхи. Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В последний раз чин был совершён 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра. С тех времён церковное новолетие 1 сентября празднуется хоть и торжественно, не не как ранее. Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета», соединенным с праздничной службой в честь прп. Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.
Кондак: «В вышних живый, Христе Царю, всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, благослови ныне венец лета, соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, Многомилостиве».
Тропарь: «Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси ны».
Некоторые интересные факты.
Начало индикта (лат. indictio - объявление) - это начало финансового года в Империи, начало нового периода сбора налогов. Финансовый год начинался указанием (indictio) императора, сколько нужно собрать податей. Каждые 15 лет (длина исчисления календаря по индиктионам) производилась переоценка имений. Официальное византийское счисление (индиктионы Константина Великого или Константинопольское счисление) начиналось с 1 сентября 312 г.
С понятием индикта связано понятие Великого Индиктиона или Миротворного Круга. Великий Индиктион не является хозяйственной величиной. Это промежуток времени в 532 года, который определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь церковный календарь. Каждые 532 года весь пасхальный цикл и весь цикл богослужений повторяется.
Учебный год в Средневековой Руси начинался не с 1 сентября, а 1 декабря (память пророка Наума). И ученик, начиная учебный год, твердил: «Пророк Наум, наставь на ум».
Назад к списку
Новости
- Календарь: Неделя 17я по Пятидесятнице
- 25 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 18й по Пятидесятнице.
- Календарь: Неделя 16я по Пятидесятнице
- 18 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 17й по Пятидесятнице.
Объявления
- Храму срочно требуются
- 03 Февраль 2016
Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.
Обращаться к настоятелю о. Владимиру
- Внимание!
- 18 Май 2012
Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.