Крестовоздвиженский храм в Самаре - 12.05.13-18.05.13 Фомина неделя
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

12.05.13-18.05.13 Фомина неделя

 

в началоДеян.5: 12-20

12 Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.

13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.

14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,

15 так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.

16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.

17 Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти,

18 и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.

19 Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал:

20 идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.

в началовверхвнизИн.20: 19-31

19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.

21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.

23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.

25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!

27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.

31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

в началовверхвнизАнтипасхаНеделя вслед за Светлой седмицей: Антипасха, Красная горка. В этот день Церковь вспоминает уверение апостола Фомы. Евангельское чтение (Ин.20:19-31) рассказывает нам о явлениях Господа к Своим ученикам, во время которых Он совершенно утверждает их в вере. Господь утверждает Своих учеников в апостольском звании: подаёт им Духа Святого, посылает их, как своих вестников, и даёт им власть прощать грехи.

Поведение апостола Фомы - пример всем нам: веруя всей душой в то, что Христос Сын Божий, в тот момент он требует подтверждения тому, что другие ученики не ошиблись. Апостол оказывается не столько неверующим, или недоверяющим, или сомневающимся, сколько неравнодушным ко всему, связанному со Христом. Но, утверждая Фому в вере, Господь всем нам завещает: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие».

В апостольском чтении недели (Деян.5:12-20) говорится о чудном распространении веры Христовой апостолами, как несомненном доказательстве её божественного происхождения. Обыкновенные дела человеческие, встречая великие препятствия, гибнут в самом начале и уничтожаются. Разные мнения и учения земных мудрецов, как бы их кто ни поддерживал, мало по малу теряют свою силу и значение, уступают место другим мнениям и учениям, и наконец вовсе исчезают бесследно. Но не так было с учением христианским. Несмотря на непреодолимые препятствия, встреченные им с самого начала, оно не ослабевало, а напротив более распространялось, усиливалось и утверждалось. Это напоминание и нам, и тем, кто вновь пытается развернуть гонения на Церковь, пытается хоть как-то осквернить Её, причинить хоть какое-то зло. Но по вере нашей даётся нам. Как искали веры апостолы, и как были тверды в ней!

в началовверхвнизНа этой седмице:

13 мая / 30 апреля: Апостола Иакова Зеведеева (44). Свт. Игнатия Брянчанинова (1867).

14/1 мая: Пророка Иеремии (6в. до Р. Х.). Преп. Пафнутия Боровского (1477).

15/2 мая: Свт. Афанасия Великого (373). Благоверных князей Российских, мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида.

16/3 мая: Преп. Феодосия, игумена Киево-Печерского монастыря (1074).

17/4 мая: Праведного Лазаря и равноапостольной Марии Магдалины.

И конечно в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Да будут они нам примером. Вечная им память и слава!

12 мая / 29 апреля: Афонской иконы Божией Матери, именуемой «Сладкое лобзание» (9в) и Озерянской (переходящие празднования в неделю Антипасхи).

14/1 мая: Радоница. Поминовение усопших. Поминовение усопших воинов и всех страдальчески скончавшихся во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Светские праздники:

12 мая: Международный день медицинских сестёр. Тех, кто заботится о нас, больных, ухаживает за нами. В их числе и те, кто вытаскивал из под огня воинов в Великую Отечественную, и в другие войны. Мы поздравляем и благодарим всех-всех представительниц одной из самых гуманных профессий. Низкий вам поклон!

15 мая: Международный день семей.

в началовверхвнизАнтипасха. Слово «антипасха» означает «противопасха», «вместо пасхи», т.е. воскресный день, расположенный напротив, через седмицу после Пасхи. Этим днём завершается Пасхальная Октава. Раньше Антипасха отмечалась торжественно и пышно. На Пасху было принято крестить тех, кто весь пост готовился и ожидал крещения - оглашенных. Неделю они ходили в особых белых одеждах, которые снимали на восьмой день, т.е. на Антипасху. «Сегодняшней радостью завершаются пасхальные торжества, потому что сегодня переменяются одежды неофитов, но таким образом, что белизна, слагаемая с одеждой, навсегда остается в сердце», - писал Августин Иппонский в слове на «октаву Пасхи».

в началовверхвнизКрасная горка. Красная горка - один из любимейших в народе праздников, справляющихся в Фомино воскресенье. «Красная» - значит: «красивая». В этот день с древности праздновали окончательное наступление весны, устраивали торжества. В этот день молодёжь устраивала игры и гуляния, в первую очередь на пригорках, освободившихся от снега. Каждый парень, а особенно — каждая девица старались показать себя, блеснуть красотой и умением.

Красная горка - любимый и распространённый среди православных день для венчания, для создания новой семьи перед лицом Бога. После 9-недельного перерыва, связанного с масленичной неделей, Великим постом и празднованием Пасхи, в храмах начинают совершать таинство венчания. С древности и по сей день люди специально подгадывали провести свадьбы в этот день, который считался счастливым днём для вступления в брак. «Кто на Красную горку женился, тот век не разведётся» - гласит русская пословица. Сама Церковь, как Невеста, убранная для Жениха Христа, красуется великолепием пасхального наряда, священство, облаченное в «порфиру и виссон», возглашает: «сопрязи я в единомудрии, венчай я в плоть едину», лик воспевает: «святии мученицы, добре страдальчествовавшии и венчавшиеся».

В некоторых областях России праздник Красную горку называют ещё «кликушным воскресеньем». В этот день люди ходили по домам молодожёнов и выкликали молодых, говоря им поздравления и пожелания, за что получали благодарение в виде всяческого угощения. Если уж не свадьбу играть, то хоть посвататься к любимой тоже стремились в этот день.

в началовверхвнизРадоница. Во вторник, через день после Антипасхи, Православная Церковь справляет Радоницу - поминовение усопших. Этот обычай был и в Церкви, и у наших предков с глубокой древности. Мы веруем в жизнь будущую и приходим разделить радость о Воскресении Спасителя с усопшими. От этой радости день и зовётся Радоницей. Сам Господь, сходивший к умершим и проповедавший им Свою победу над смертью, возвестил им эту радость.

Радоница настраивает нас не скорбеть и не сетовать по поводу смерти близких и нашей временной разлуке с ними, а радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Всю Светлую седмицу Церковь торжественно прославляла Воскресшего Господа, и на Радоницу мы спешим разделить радость свою о Нём с усопшими и в то же время вознести свои горячие молитвы ко Господу о прощении согрешений усопших и о вселении их в светлые небесные обители. Как сказал митрополит Сурожский Антоний, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Архиепископ Афанасий (Мартос) пишет: «В учении Церкви о сошествии Христа Спасителя в ад проповедовать победу над смертью основано наше моление об умерших в радоницу. В день радоницы после литургии (обедни) верующие отправляются вместе с духовенством на кладбище, где на могилах служат заупокойные литии или читают Евангелие, вознося молитвы о почивших. Городские и сельские кладбища заполняются в этот день народом, пришедшим навестить своих умерших сродников и помолиться о них… Этот благочестивый обычай веками соблюдался на Руси… Кроме радоницы, для поминовения усопших установлены Святой Церковью другие дни в году, так называемые Родительские субботы. Отличаются они от радоницы тем, что поминовения служатся в храмах, а не на кладбищах. Верующие в эти дни молятся о почивших только в церквах, но могил не посещают».

Перед тем, как идти на кладбище, следует посетить храм, заказать панихиду, написать записку «об упокоении», помолиться об усопших. В воспоминание Христова Воскресения существует обычай раздавать нуждающимся на помин души крашенные яйца, куличи, разное угощение и милостыню.

в началовверхвнизФомина неделяСвт. Феофан Затворник. Фомина неделя. (Деян.5:12-20; Ин.20:19-31).

«Господь мой и Бог мой!» воззвал св.апостол Фома. Ощущаете ли, с какою силою ухватился он за Господа и как крепко держит Его? Не крепче держит утопающий доску, на которой чает спасенным быть от потопления. Прибавим, что, кто не имеет таким Господа для себя и себя в отношении к Господу, тот еще не верует в Господа, как следует. Мы говорим: «Господь Спаситель», разумея, что Он Спаситель всех, а этот говорит: «Господь Спаситель мой». Кто говорит: «мой Спаситель», тот ощущает свое спасение, исходящее от Него. Ощущению же спасения сопредельно ощущение пагубы, из которой извлек спасенного Спасающий. Чувство пагубы жизнелюбивого по природе человека, знающего, что не может он сам себя спасти, заставляет искать Спасителя. Когда обретет Его и ощутит силу спасения, от Него исходящую, хватается за Него крепко и оторваться от Него не захочет, хоть бы лишали его за то самой жизни. Такого рода события в духовной жизни христианина не воображаются только умом, а переживаются самым делом. Затем, как вера его, так и сочетание со Христом становятся крепки, как жизнь или смерть. Такой только искренно взывает: «кто меня разлучит!»

в началовверхвнизМитр. Иларион (Алфеев). Вхождение во Святое Святых. Неделя вторая по Пасхе. О Фоме

Когда Христос воскрес и явился ученикам, один из учеников, Фома, отсутствовал. По возвращении его другие ученики сказали ему, что видели Господа, но Фома ответил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». И вот, спустя несколько дней Господь явился и сказал Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». И Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» А Иисус сказал: «Ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие».

Тайна христианской веры заключается в том, что мы приходим ко Христу, еще не увидев Его, потому что начинаем верить в Него, потому что сердце наше отзывается на Его слово, потому что в Его Евангелии мы слышим глаголы жизни, и постепенно перед нами раскрывается видение воскресшего Христа. Постепенно от веры бессознательной, мы приходим к вере разумной, когда Господь открывается нам и когда мы уже можем сказать: «Воскресение Христово видевше», а не только «Воскресению Христову веровавше».

Восьмой день по Пасхе для Древней Церкви был знаменателен потому, что завершался тот долгий цикл, с которым было связано таинство крещения. Крещению предшествовали долгие месяцы, может быть, и годы оглашения, когда люди постепенно постигали, в чем суть христианской веры, когда священник или епископ шаг за шагом вводил их в тайны христианства. Само крещение совершалось в Великую субботу; после крещения люди входили в храм и причащались Святых Христовых Тайн. А затем в течение пасхальной седмицы, когда совершается особое богослужение - отменяются обычные чтения, псалмы, люди слышат только о Воскресении Христовом, которое они увидели, узрели очами души, очами сердца, - в эти дни новокрещенные слушали уже не огласительные, но тайноводственные слова, т. е. им раскрывали самую сущность христианской веры - им объясняли, что такое причастие, в чем смысл крещения, как хлеб и вино во время Божественной Евхаристии прелагаются в Тело и Кровь Христа и т.д.

И весь этот цикл завершался именно на восьмой день по Пасхе теми обрядами восьмого дня, которые и поныне являются составной частью чина Крещения и смысл которых заключается в том, что заканчивается долгий путь вхождения человека в Церковь и он, наконец, вводится во святое святых. Как мы знаем, воцерковление всякого новокрещенного происходит через введение его в храм Божий. Если это мужчина, то его вводят в алтарь, если женщина, ее подводят к царским вратам. Все это имеет глубокий смысл, символизируя вхождение человека в самую сердцевину жизни Церкви, жизни в Боге. После этого он выходит в мир уже не как человек сомневающийся, колеблющийся, подверженный всевозможным влияниям и опасностям, но как воин, как апостол Христов, и на него возлагается миссия свидетельствовать миру о Воскресении Христовом, которое он теперь уже опытно познал, ощутил, увидел.

Иаков ЗеведеевСмысл воцерковления заключается еще и в том, что Церковь напоминает нам о том самом главном, ради чего мы, собственно, в ее и пришли, - о жизни во Христе. В Церкви, как в океане есть своя поверхность и своя глубина. На поверхности Церкви могут происходить бури и нестроения - то, что многих от Церкви отталкивает, - но это все только на поверхности. Если бы в Церкви был только поверхностный уровень, не стоило бы становится ее членом. Но в ней есть другое измерение, есть та глубина молчания, где человек встречается лицом к лицу с Богом. И каким бы сильным ни был шторм, в глубине океана всегда тишина. Воцерковление означает наше погружение в те глубины церковной жизни, из которых вообще никогда не стоит выбрасываться на поверхность, дабы не соблазняться тем, что на ней происходит. Надо всегда пребывать в тех глубинах, где раскрывается нам Царство Божие и Сам Бог, где действует Святой Дух, где жизнь человека уже не подвластна никаким земным бурям, конфликтам, нестроениям.

Будем помнить об этом, пережив Страстную седмицу и Пасху, соприкоснувшись со Христом Воскресшим, увидев Воскресение Христово. Будем помнить о том, что мы призваны не оставаться на поверхности церковной жизни, но погружаться в ту глубину, которая на языке Христа и апостолов называется Царством Божиим, Царством Небесным. Аминь.

в началовверхвнизАпостол Иаков Зеведеев, один из 12 апостолов, был призван Господом Иисусом Христом к апостольскому служению вместе со своим братом апостолом Иоанном Богословом. Им и апостолу Петру Иисус Христос преимущественно перед другими апостолами открывал Свои Божественные Тайны: при воскрешении дочери Иаира, на Фаворской горе и в Гефсиманском саду. Святой Иаков, по сошествии Святого Духа, проповедовал в Испании и других странах, а потом возвратился в Иерусалим, где проповедовал Христа, обличал фарисеев и многих обратил в христианство. Неверующие иудеи донесли на апостола Ироду Агриппе, и тот осудил св. Иакова на смерть. Даже после этого апостол смог обратить в истинную веру одного из доносчиков, который исповедал всенародно веру во Христа и был обезглавлен вместе со св. Иаковом в 44 г. в Иерусалиме.

в началовверхвнизИгнатий БрянчаниновСвятитель Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский и Черноморский.

В миру – Дмитрий Александрович Брянчанинов (1807-1867), принадлежал к старинной русской дворянской фамилии. Замечательный православный подвижник, аскет, духовный писатель. Святитель в последние годы жизни пересмотрел и тщательно отредактировал свои сочинения, считая их общехристианским достоянием, а себя лишь исполнителем воли Божией.

Он писал: «Это не мое сочинение … Я был только орудием милости Божией к современным православным христианам, крайне нуждающимся в ясном изложении душевного христианского подвига, решающего навечно участь каждого христианина».

в началовверхвнизСвятой пророк Иеремия. (6 в. до Р.Х.). Один из четырех великих ветхозаветных пророков. К пророческому служению был призван на 15 году своей жизни. Господь коснулся уст избранника и сказал: «Вот Я влагаю слова Мои в уста твои, поручаю тебе с сего дня судьбу народов и царств. По твоему пророческому слову они будут падать и восставать» (Иер.1:9-10). С того времени двадцать три года пророчествовал Иеремия, обличая иудеев за отступление от Истинного Бога и поклонение идолам, предрекая им бедствия и опустошительную войну.

пророк ИеремияВ Евангелии от Матфея указано, что предательство Иуды предсказано пророком Иеремией: «И взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь» (Мф.27:9-10).

в началовверхвнизСвятитель Афанасий, архиепископ Александрийский. (297-373 гг.). Великий отец Церкви и столп Православия. На I Вселенском Соборе выступал с опровержением ереси Ария. В возрасте 28 лет был рукоположен в сан епископа и поставлен во главе Александрийской Церкви. 47 лет святитель Афанасий управлял Церковью, испытав за этот период много гонений и скорбей от своих противников-ариан. Сохранились многочисленные творения святителя Афанасия богословского, апологетического и нравоучительного содержания. Написанное им подробное жизнеописание преподобного Антония Великого святитель Иоанн Златоуст советовал читать каждому православному христианину.

в началовверхвнизСтрастотерпцы князья Борис и Глеб, во святом Крещении Роман и Давид. († 1015)

Борис и Глеб - русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей после смерти их отца, были убиты своим старшим братом Святополком Окаянным. Зная его замысел, они предпочли принять смерть, а не устраивать войну и внутрисемейную свару, где русские убивают русских, а брат - брата.

Афанасий ВеликийСвятые страстотерпцы Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизованными Русской и Византийской Церквами. Служба им была составлена вскоре после их кончины. Они стали заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей. Истории Бориса и Глеба посвящены одни из первых памятников древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца. Свидетельством особого почитания на Руси Бориса и Глеба служат многочисленные списки житий, сказаний о мощах, чудесах и похвальных слов в рукописных и печатных книгах 12-19 веков. В честь братьев было построено множество храмов и монастырей. Имена Борис и Глеб так же, как Роман и Давид, стали излюбленными во многих поколениях русских князей.

в началовверхвнизПреподобный Феодосий, игумен Киево-Печерского монастыря. (1008-1074 гг.). Основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле. Основатель и руководитель одной из первых церковных библиотек на Руси. Прославился своим аскетизмом. Преподобный Феодосий трудился в обители более других и нередко брал на себя часть трудов братии. В 1054 году преподобный Феодосий был рукоположен в сан иеромонаха, а в 1057 году избран игуменом. Слава о его подвигах привлекла множество иноков в обитель, в которой он построил новую церковь и келлии и ввел студийский общежительный устав, списанный, по его поручению, в Константинополе. Святой не страшился обличать сильных мира сего. Незаконно осужденные всегда находили в нем заступника, а судьи пересматривали дела по просьбе чтимого всеми игумена.

в началовверхвнизСвятые страстотерпцы Борис и ГлебМеждународный день медицинских сестёр, 12 мая. Общины женщин и девиц для ухода за больными существовали уже в 11 веке. Название «сестра милосердия» предложил в 1617 г. священник Викентий Пол, организовавший первую общину сестёр милосердия из вдов и девиц, которые не были монахинями и не давали никаких постоянных обетов. Службу профессиональных медсестёр организовала во время Крымской войны (1853-1856) Флоренс Найтингейл. Она вместе со своими помощницами, среди которых были монахини и сёстры милосердия, отправилась в полевые госпитали. 12 мая, в честь её дня рождения, отмечается Международный день медицинских сестёр. В России праздник отмечается с 1993 года.

Среди первых медсестёр, отправившихся на фронт, были и сёстры милосердия московской Никольской обители. Добровольно и организованно они отправились на фронт Крымской войны для оказания помощи раненым воинам. В те времена и сформировался образ медсестры, выносящей с поля боя раненых или стоящей у операционного стола. Впоследствии в госпиталях работали многие русские женщины-аристократки, в том числе супруга и дочери императора Николая II. Святая преподобномученица Великая княгиня Елисавета также ездила на передовую, в полевые госпитали, а позже как рядовая сестра участвовала во всех делах Марфо-Мариинской обители милосердия, которую основала.

в началовверхПреподобный Феодосий, игумен Киево-Печерского монастыряМеждународный день семей (International Day of Families), 15 мая. Праздник учреждён Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 г. с целью обратить внимание общественности всех стран на многочисленные проблемы семьи. По мнению Генеральной Ассамблеи, когда попираются основные права одной семьи, под угрозой находится всё человечество, как единая семья, членами которой мы являемся. В России общество сплотилось против ювенальной юстиции и семей «нетрадиционной ориентации». Усиливается движение за усыновление детей. Правительство поддерживает материнство и совершенствует законодательство, связанное с семьёй. С этого года вступают в действие многие положительные изменения.

Семья — малая церковь. С семьи начинается жизнь человека, тут происходит формирование его как личности и гражданина. Семья — источник и школа любви, привязанности, уважения, взаимопонимания. Семья, как основа общества, была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития. Без крепкой семьи невозможны сплочённая нация, крепкое государство, счастливое и процветающее общество. Давайте заботиться о своей семье, своих любимых и близких, и давайте заботиться о сохранении и укреплении института традиционной семьи.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления