05.05.13-11.05.13 Пасха. Светлая седмица
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. |
Воскресение Твое Христе Спасе, ангели поют на небесех, нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити. |
1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.
11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.
12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.
16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,
17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
Пасха!!! Праздник праздников! Пасха - главный христианский праздник, в честь воскресения Иисуса Христа. В этот день всё человечество, а значит - каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес. В Пасхе - вся суть христианства, весь смысл нашей веры. «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор.5:7), «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор.15:14), - пишет апостол Павел. Воскресение Христово - Пасху Нового Завета - мы исповедуем в Символе Веры: мы исповедуем веру во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, распятого за нас при Понтии Пилате и страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день согласно с Писанием.
Амвросий Медиоланский пишет: «Слово «Пасха» означает «прехождение». Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви - в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной - в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на Небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими» (Ин.1:12)».
В Воскресении Истина Христова восторжествовала над ложью и заблуждениями иудеев, добродетель восторжествовала над злобой и пороком, жизнь - над смертью и тлением. И в этот день мы радуемся о Воскресении Господа, о нашем настоящем воскресении от греха и будущем воскресении в жизнь вечную.
Воскресение Христово неотделимо от искупительных страданий и крестной смерти Христа Спасителя: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Об этом мы вспоминали в течение Страстной седмицы и всего Великого поста. И в воспоминание Пасхи мы каждую неделю празднуем малую Пасху - воскресный день.
Праздновалась Пасха уже при апостолах. В этот день совершается особо торжественное богослужение, и большинство оглашенных после подготовительного поста принимали крещение.
Богослужение воскресению Христову начинается уже в великую субботу. Пасхальную утреню предваряют чтение Деяний апостольских и пасхальная полунощница с каноном Великой субботы. На 9-й песне канона плащаница уносится в алтарь, где она находится до праздника Вознесения Господня. Утреню принято начинать ровно в полночь по местному времени пением в алтаре стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе...». При конце утрени, при пении стихиры Пасхи «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением», духовенство в алтаре и народ в храме христосуются. Затем совершается торжественное шествие вокруг храма, чтобы встретить Христа вне его, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима. Обычные молитвословия перед Литургией всю Светлую седмицу заменяются Особыми Часами Святой Пасхи.
В пасхальном апостольском чтении (Деян.1:1-8) мы слышим о явлении воскресшего Господа своим ученикам и Его обещание о сшествии на апостолов Духа Святого — учреждении Церкви Христовой на земле.
В пасхальном евангельском чтении недели (Ин.1:1-17) мы слышим о Воплощении Бога-Слова, Который принёс нам благодать вместо закона и Который дал нам возможность быть детьми Божиими. И на все времена, какими бы тяжёлыми они нам не казались, нам Христов «свет во тьме светит, и тьма не объяла его».
Празднование Пасхи продолжается сорок дней, до Вознесения Господня - столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. Особенно торжественно празднуется первая седмица — Светлая седмица.
На Пасху и во всю Светлую седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в храмах отменяются все заупокойные богослужения и панихиды. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Для того чтобы верующие могли помянуть усопших близких и разделить с ними духовное торжество Воскресения Господня, после окончания Светлой Седмицы, во вторник, Церковь установила особый день поминовения усопших - Радоницу. Этот праздник отмечался с глубокой древности, причём как христианами, так и нашими предками ещё до принятия христианства.
Так получилось, что в этом году в Светлую седмицу мы славим многих апостолов Христовых. Славим мы и Георгия Победоносца - покровителя русского государства и русского воинства. На Светлую седмицу приходится и День Победы. 8 и 9 мая являются международными Днями памяти и примирения, днями памяти всем жертвам Второй мировой войны. 9 Мая Церковь совершит благодарственный молебен Господу Богу за дарование победы. В этот день мы будем чествовать всех переживших Великую Отечественную войну, ветеранов фронтов и тыла. Да будет нам примером их мужество и единение ради великой совместной победы, ради будущего страны и народа. Фактически все военные действия завершились в день памяти Георгия Победоносца. С Днём Победы связана ставшая традиционной акция «Георгиевская ленточка».
Светлая седмица. На этой седмице:
5 мая / 22 апреля: Апостолов Нафанаила, евангелиста Луки и Климента.
6 мая / 23 апреля: Великомученика Георгия Победоносца (303).
8 мая / 25 апреля: Апостола и евангелиста Марка.
9 мая / 26 апреля: Святителя Стефана, епископа Великопермского (1396), просветителя Перми, апостола зырян.
10 мая / 27 апреля: Апостола и священномученика Симеона, епископа Иерусалимского, родственника Господня по плоти (107).
11 мая / 28 апреля: Апостолов от 70-ти Иасона и Сосипатра (I) и мучеников Дады, Максима и Квинтиллиана (ок. 286).
И конечно в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Да будут они нам примером. Вечная им память и слава!
Светские праздники:
7 мая: День радио. В этот день в 1895 году на заседании Русского физико-химического общества российский физик Александр Степанович Попов выступил с докладом и демонстрацией созданного им первого в мире радиоприемника, осуществив первый сеанс радиосвязи.
8 мая: Международный день Красного Креста и Красного Полумесяца. В России общество Красного Креста (теперь Российское общество Красного Креста) было создано в мае 1867 года под названием «Общество о попечении раненых и больных воинов» и потом несколько раз меняло своё название. Теперь сотрудники и добровольцы Международного Красного Креста работают в 176 странах мира.
9 мая: День Победы. Поминовение усопших воинов и всех страдальчески скончавшихся во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла переносится на Радоницу, 14/1 мая.
Христосование. В конце пасхальной утрени, после пения «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением», все верующие христосуются, т.е. трижды целуют друг друга со словами «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!» и обмениваются пасхальными яйцами. Священники, похристосовавшись между собой в алтаре, выходят на солею и приветствуют всех троекратным возглашением «Христос воскресе!», осеняя всех крестом на три стороны, после чего возвращаются в алтарь. Раньше священники христосовались с каждым из прихожан. Но теперь это соблюдается только в небольших общинах из-за большого количества прихожан.
Христосоваться принято начиная с пасхальной ночи и до Вознесения. Этот обычай идёт с апостольских времён: «Приветствуйте друг друга с целованием святым» (Рим.16:16, 1Пет.5:14, 1Кор.16:20).
Артос. Перед окончанием пасхальной литургии освящается пасхальный хлеб - Артос. На нём изображён крест, на котором виден только терновый венец. Это символическое изображение Воскресения Христова. Слово «артос» переводится с греческого как «квасной хлеб». Другое его название - просфора всецелая.
В течение всей Пасхальной недели артос занимает в храме место рядом с иконой Воскресения Господня. На литургии в субботу Светлой седмицы читается молитва на раздробление артоса, он раздробляется и раздаётся прихожанам как святыня. В экстренных случаях артос используется как антидор («вместо причастия»). Его принято вкушать натощак при болезнях.
Артос христиане употребляли всегда. Артос - символ Иисуса Христа. Господь, обращаясь Своим ученикам не раз называл Себя хлебом. После Пасхи ученики Христа на трапезе первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и клали на это место хлеб.
Светлая седмица. Так называются 7 дней празднования Святой Пасхи - от собственно Пасхи до Недели Фоминой. На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов. Каждый день после литургии совершается праздничный крестных ход. После молчания колоколов во время Страстных дней, в продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола. В пятницу, когда совершается празднование иконы Божией Матери «Живоносный Источник», после литургии совершается, по обычаю, малое освящение воды. Восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет» (Откр.10:6). Начиная со дня Пасхи и до её отдания на сороковой день верующие, встречая друг друга, христосуются. На всю Светлую седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в храмах отменяются все заупокойные богослужения и панихиды.
С Пасхой в Светлую Седмицу связаны переходящие праздники. Во вторник: Иверской иконы Божией Матери, иконы Божией Матери Шуйской, преподобномучеников отцов Давидо-Гареджийских (XVII в.). В среду: Собор преподобных отцов на горе Синай подвизавшихся, иконы Божией Матери Касперовской. В Пятницу: иконы Божией Матери «Живоносный источник».
Символы Пасхи.Символы Пасхи связаны с обновлением, светом, жизнью.
Пасхальный огонь символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения. В крупных городах России, включая Самару, в православных храмах верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. В случае успешного прибытия огня из Иерусалима священники торжественно разносят его по храмам города. Верующие возжигают от него свои свечи и многие уносят этот огонь домой. Некоторые поддерживают этот огонь до следующей Пасхи.
Всякую праздничную трапезу Типикон называет «великим утешением братии». Пасха, «Праздник праздников и Торжество торжеств», предполагает особенно обильную и разнообразную трапезу. Однако, разрешая это утешение, Церковь предупреждает о грехе чревоугодия в случае очень уж изощрённых изысканных блюд. На пасхальном столе традиционно присутствует несколько простых, недорогих, но необыкновенно вкусных блюд, которые несут в себе глубокое символическое содержание. Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы, дня выноса Святой Плащаницы и молитвы. Куличи, яйца и прочее святятся в храмах в Великую субботу.
Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ начала новой жизни - Воскресения Христова. По преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал, что, как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают. Яйцо тут же стало красным. Теперь используют множество красителей, раскрашивают и разрисовывают яйца самыми разными способами, но традиционное пасхальное яйцо всегда красится луковичным пером в густой красно-коричневый цвет. Красный цвет символизирует всепобеждающую Божественную Любовь, новую жизнь, возрождение. С древности существует обычай обмениваться пасхальными яйцами, христосоваться ими, «катать яйца».
Пасхальный кулич на праздничном столе символизирует присутствие Божие в мире и в человеческой жизни. Сладость, сдоба, красота пасхального кулича выражают любовь и заботу Господа Иисуса Сладчайшего о каждом.
Творожная пасха - это символ Царства Небесного. «Молоко и мёд» пасхи обозначают сладость райской жизни, вечное блаженство святых перед Престолом Божиим. На творожной пасхе, как правило, ставят печати с буквами «ХВ» и агнцем - символы Христа.
Пасхальные часы. Всю Светлую седмицу (неделю) вместо обычных утренних и вечерних правил совершаются пасхальные часы. Они помещаются в молитвословах. Как в храме, так и дома, по пасхальному обычаю, они, по возможности, поются, а не читаются. Часы эти состоят из следующих молитв:
- «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь».
- «Христос воскресе из мертвых...» (трижды).
- «Воскресение Христово видевше...» (трижды).
- «Предварившия утро яже о Марии...».
- Кондак Пасхи «Аще и во гроб...».
- Тропарь «Во гробе плотски...».
- Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: «Яко живоносец, яко рая краснейший...».
- И ныне и присно и во веки веков, аминь: «Вышняго освященное Божественное селение, радуйся...».
- «Господи помилуй» (40 раз).
- «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу; и ныне и присно и во веки веков, аминь».
- «Честнейшую херувим...».
- «Христос воскресе из мертвых...» (трижды).
- «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь».
Феофан Затворник. Светлое Христово Воскресение. (Деян.1:1-8; Ин.1:1-17).
Пасха, Господня Пасха! От смерти к жизни привел нас Господь Своим Воскресением. И вот Воскресение это «ангелы поют на небеси», увидев светлость обоженного естества человеческого в предопределенной ему славе в лице Господа Искупителя, во образе коего силою Воскресения Его, имели претвориться все истинно верующие в Него и прилепляющиеся к Нему вседушно. Слава, Господи, преславному Воскресению Твоему! Ангелы поют, сорадуясь нам и предзря восполнение сонма своего; нас же сподоби, Господи, Тебя Воскресшего чистым сердцем славить, видя в Воскресении Твоем пресечение снедающего нас тления, засеменение новой жизни пресветлой и зарю будущей вечной славы, в которую предтечею вошел Ты Воскресением нас ради. Нечеловеческие только, но вместе и ангельские языки не сильны изъяснить неизреченную Твою к нам милость, преславно Воскресший Господи!
Антоний Сурожский. Воскресение Христово
Христос Воскресе!
Святой апостол Павел в одном из своих посланий говорит: если не воскрес Христос, то мы самые несчастные из всех людей... И действительно, если не воскрес Христос, то вся наша вера, все, что мы называем нашим духовным опытом, построено на лжи или на иллюзии.
И Христос воистину воскрес! Об этом мы знаем личным опытом; не только десятки, не только тысячи, но миллионы людей опытно в своей жизни испытали живое присутствие и прикосновение Самого Христа. Но мы верим также и в Его плотское, телесное воскресение, о котором свидетельствуют апостолы, говоря, что повествуют о том, что они своими глазами видели, своими ушами слышали, своими руками осязали (1 Ин. 1: 1).
И действительно, жены-мироносицы пришли ко гробу и нашли, что камень был отвален от гроба, и ангел призвал их войти и засвидетельствовать, что гроб пуст; за ними Петр и Иоанн пришли и также обнаружили пустой гроб и пелены, которыми был обвит Христос, лежащие опустошенными, пустыми, потому что тела Христова там уже не было. И вновь явился Христос Своим ученикам: Он с ними ел, Он с ними говорил, они прикасались Его воскресшему телу, они опытом своим, телесным опытом дознались, что Христос – не дух, не привидение, а воскресший плотью их Учитель, победивший смерть. И правда: что в этом удивительного? Если мы действительно верим, что Христос был Сын Божий, Сам Бог, пришедший плотью для спасения мира, то трудно поверить в Его смерть, но легко поверить в Его воскресение. Как мог Христос умереть телом, будучи самой Жизнью, как мог бы Христос остаться в плену у смерти, будучи Жизнью торжествующей, вечной?! Поэтому с радостью и верой будем друг друга приветствовать, зная, что воскрес Христос плотью Своей и что в этом – обещание нашего воскресения, в свое время. Смерть перестала быть для нас предметом страха: она – разверзающаяся дверь в вечность; и когда придет время, глас Божий, который призвал все существующее в бытие, загремит, и воскреснем мы все плотью и духом, и воспоем Господу вечную песнь радости, торжества и благодарения!
Христос воскресе!
Иеромонах Мефодий. Пасха. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ...»
Кончилось тяжкое время торжества злобы и тьмы, загорелось Солнце Воскресения. И ученики Христовы, испуганные, бежавшие в страшный день Распятия, со смущением и трепетом уже слышат первую весть о том, что казалось невозможным, о том, что — восстал Господь из Гроба.
И муки, и гонения, смерть мученическая еще предстояли апостолам. Но уже никогда больше не будет у них той скорби, того ужаса, которые владели душой их в ночь Распятия Христова. Ибо всякая скорбь, всякая мука и самая смерть освещаются и побеждаются светом Воскресения Христова.
И в наше время, мучительнейшее, быть может, из всех времен, среди скорби и муки так же ярко сияет свет Христов. Свет Пасхальной Радости. И каждый христианин может зажечь этой радостью душу свою в святую Пасхальную ночь, чтобы осветить ею всю жизнь свою.
«Христос царствует во веки!» — восклицали мученики христианские, идя на муки, на смерть. И среди зла, среди мрака, среди мук современного мира в навечерие Пасхи торжественно победно Возглашает святая Церковь: «Воскресни, Боже, яко Ты царствуеши вовеки!» И мы повторяем это вместе со всею Церковью.
Ибо победа наша победила мир, ибо воскрес, яко Победитель, Христос Бог наш.
22 ноября 2004 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 8 и 9 мая Днями памяти и примирения и, признавая, что государства-члены могут иметь свои Дни Победы и празднования, предложила всем государствам-членам, организациям системы Организации Объединенных Наций, неправительственным организациям и частным лицам ежегодно соответствующим образом отмечать один из этих дней или оба эти дня как дань памяти всем жертвам Второй мировой войны.
Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 29 ноября (4 декабря) 1994 года установлено совершать в День Победы - 26 апреля (9 мая) особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
По благословению Святейшего Патриарха Кирилла 9 мая совершается благодарственный молебен Господу Богу за дарование победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Алексий (I), Патриарх Московский и всея Руси. Москва, 9 мая 1945 г. СЛОВО В ДЕНЬ ПОБЕДЫ 9 МАЯ 1945 ГОДА
...Слава и благодарение Богу! Мир на земле Российской и, благодаря соединенным усилиям союзных правительств и воинств, - мир на землях многих…
…Бог посрамил дерзкие мечты злодеев и разбойников, и мы видим их теперь несущими грозное возмездие за свои злодеяния.
Мы уверенно и терпеливо ждали этого радостного дня Господня, - дня, в который изрек Господь праведный суд Свой над злейшими врагами человечества, - и Православная Русь, после беспримерных бранных подвигов, после неимоверного напряжения всех сил народа, вставшего как один человек на защиту Родины и не щадившего и самой жизни ради спасения Отечества, - ныне предстоит Господу сил в молитве, благодарно взывая к Самому Источнику побед и мира за Его небесную помощь в годину брани, за радость победы и за дарование мира всему миру.
Но только ли сознание радости несет победа? Она несет также сознание обязанности, сознание долга, сознание ответственности за настоящее и будущее, сознание необходимости усилить труд, чтобы закрепить победу, чтобы сделать её плодотворной, чтобы залечить раны, нанесенные войной. Много еще предстоит нам трудного дела, но мы теперь можем дышать свободно и радостно приняться за труд, - тяжелый, но созидательный.
Если во время войны в непоколебимой вере в конечное торжество правого дела мы победоносно преодолели все трудности, все лишения, все тяготы на фронте и в тылу, то с какою же удвоенной силой мы примемся за воссоздание наших городов, из которых каждый - герой войны; наших дорогих и священных памятников, - всего того, что создала могучая воля и державная мощь нашего великого народа.
С благоговением вспоминая подвиги нашего доблестного воинства и тех наших близких и родных, кто положил за наше счастье временную жизнь в надежде восприять вечную, - мы никогда не перестанем молиться о них и в этом будем черпать утешение в скорби о потере дорогих сердцу и укреплять свою веру в бесконечное милосердие Божие к ним, отошедшим в горний мир, и во всесильную помощь Божию нам, оставленным для продолжения земного подвига и для благоустроения жизни во всем мире.
Да исправится же молитва наша, яко кадило пред Господом. Да пройдет небеса. Да принесена будет святыми молитвенниками за землю Русскую к Престолу Господню.
Бог мира да продолжит благословения Свои на родную землю нашу и да споспешествует вождям и правителям нашим мирным оружием государственной мудрости и правды побеждать всё, что враждебно миру и благу великого Отечества нашего и совокупными трудами народов-победителей установить во всем мире такой порядок, при котором невозможно было бы повторение ужасов войны.
Святую Церковь нашу в лице ее архипастырей, пастырей и верных чад призываю с таким же усердием и с такою же пламенной верой молиться о мирном преуспеянии нашей страны, с какими она молилась в годину испытаний за победу над врагами нашими. И да будет эта молитва так же благоугодна пред Богом.
«Благословен еси, Боже, звери укротивый и погасивый огнь...» (Канон службы Похвалы Божией Матери). Аминь.
6 мая 2012 года, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Георгиевском храме-памятнике в честь Победы в Великой Отечественной войне на Поклонной горе Москвы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.
Ваши Преосвященства! Дорогие отцы! Досточтимый отец настоятель протоиерей Серафим Недосекин!
Я хотел бы сердечно поблагодарить всех вас за сегодняшнюю молитву, более же всего тех, кто сегодня собрался во множестве на Поклонной горе. В храм не могли вместиться все, и, выйдя после богослужения на паперть, мы будем иметь возможность помолиться также вместе с нашей православной молодежью, увидеть Георгиевский парад тех представителей молодежи, которые посвящают свою жизнь служению Господу. Это наши православные следопыты, кадеты, воспитанники других церковных школ и организаций, в которых поддерживается традиция, связывающая Православие с жертвенным служением Отечеству.
Мыслями об этом особенно проникаешься здесь, на Поклонной горе, на историческом месте, где некогда Наполеон не дождался ключей от города Москвы. Этот эпизод для нас — далекая, почти фольклорная история, известная по картинам художников, которые изображали недовольного Наполеона, так и не дождавшегося ключей от сердца Руси. Богу было угодно, чтобы именно на этом месте был воздвигнут величественный монумент героям-защитникам нашего Отечества в Великую Отечественную войну, и частью этого монумента является сей храм святого великомученика и Победоносца Георгия.
Почему именно в честь великомученика Георгия этот храм был построен и освящен? Да потому что святой великомученик Георгий является символом — видимым, зримым, человеческим символом — борьбы людей, одухотворенных благодатью Божией, со злом.
Я благодарю Вас, отец Серафим, за замечательный образ, который Вы мне подарили. Действительно, Архангел Михаил, как свидетельствует христианское предание, низверг падшего Денницу, диавола, отлучив его от всякой возможности общения с Богом и с другими ангелами. Там, где-то вне человеческой истории, он совершил первую победу над злом.
Но ведь эта победа над злом постоянно совершается в течение всего исторического процесса, потому что так или иначе зло бросает вызов Богу и определенному Им закону жизни, и в эту таинственную борьбу добра со злом вовлекаются люди. Одни из них встают на ту же сторону, которую выбрал Архангел Михаил; другие, убоявшись силы зла, мечутся, пытаясь найти компромисс. Сам по себе компромисс — дело хорошее, но невозможен компромисс между белым и черным, невозможен компромисс между добром и злом — компромиссов можно достигать только в рамках неких общих ценностей.
Вот почему, когда на наше Отечество напал страшный враг, не было никаких разговоров о компромиссах. Казалось бы, позиция страны нашей была с точки зрения ее объективных возможностей неразумной. Враг стоит у стен столицы; он во много крат превышает возможности нашей армии и всей страны; он лучше вооружен; у полководцев, приведших сюда эти страшные полчища, прекрасный опыт ведения современной войны, наличие современного оружия, железная дисциплина — все то, чего не было тогда в русской армии, опрокинутой внезапным нашествием противника.
Может быть, тогда настало время для компромиссов? Может быть, надо было, спасая хотя бы что-то или, как говорят, из двух зол выбирая меньшее, идти с белым флагом навстречу врагу и договариваться? Никому, кроме предателей, этого и в голову не приходило. Народ весь встал на защиту Москвы, в том числе на том самом рубеже, на котором мы с вами сейчас находимся, и мы знаем, что под Москвой была одержана победа.
Храм в честь Георгия Победоносца был сооружен здесь еще и потому, что реально война прекратилась 6 мая 1945 года. Ни 7-го, ни 8-го никаких выстрелов уже не было — ждали только подписания капитуляции. 6-го, в день святого великомученика и Победоносца Георгия, прозвучал последний выстрел этой страшной войны, и потому в церковном предании с этим днем мы связываем исторический день Победы, прекращения войны.
Что же произошло и почему же народ наш одержал победу? Архангел Михаил был призван низвергать зло с небесных обителей, не допускать носителей зла в общение с Богом и ангелами. Святой Георгий Победоносец, будучи человеком, имея собственную жизненную историю, также победил страшного дракона, олицетворявшего зло — то же самое зло, с которым боролся и Архангел Михаил; но здесь уже был некий физический образ, это было зло, включенное в человеческое бытие, в человеческую историю, в человеческую жизнь.
Великая Отечественная война была войной со злом, так же включенным в человеческую жизнь, так же захватившим умы и сердца людей, так же приведшим к жертвам и трагедиям. И то, что народ наш горячо молился святому великомученику Георгию, было неслучайно. Неслучайно, что гвардейские ленточки даже советской армии — это ленточки ордена святого великомученика Георгия Победоносца, потому что глубоко утвердилось в сознании людей, что святой великомученик Георгий есть победитель — победитель зла в человеческой истории.
С каким же страшным злом столкнулся весь наш народ, какие же страшные потери были понесены, сколько скорби, болезни, страхов, не говоря уже о смерти и увечьях, стало платой за Великую Победу! Но ничто не могло остановить наш народ, который даже в самый страшный момент не пошел на компромисс со злом. Компромисс со злом есть компромисс с диаволом, а значит, поражение того, кто вступает в этот компромисс. И, несомненно, силой Божией, как и героизмом наших людей, героизмом ни с чем не сравнимым, враг был отброшен от стен Москвы, а затем, словно во свидетельство заступничества святого великомученика и Победоносца Георгия, последний залп раздался уже далеко за пределами нашего Отечества, там, в логове врага, в день, когда Церковь чествовала имя святого великомученика, Победоносца и воина Георгия.
Существует множество слагаемых у нашей Победы. Это, несомненно, героизм людей, их способность идти на жертву. Это, несомненно, организация, которая, может быть, не с самого начала войны работала совершенно, но, тем не менее, в значительной степени обеспечила разумные, убедительные действия и яркие победы.
Военачальники, полководцы, наши солдаты — это непосредственные участники той самой битвы со злом. Той битвы, которую святой великомученик Георгий вел со злом. Со злом, которое явлено, персонифицировано в конкретных человеческих личностях и конкретных человеческих деяниях. Но мы знаем, что причина зла — вне этого видимого мира, там, где была первая битва Архангела Михаила с падшим Денницей.
Поэтому всякий раз, когда мы выступаем на стороне правды, веры, мира, любви, чистоты, когда мы утверждаем Божии заповеди как основополагающий нравственный закон жизни современного человека, мы осуществляем волю Божию. Как люди несовершенные, мы не можем ее реализовывать совершенно, делаем ошибки; иногда, может быть, не хватает остроты ума и духовного зрения, чтобы избежать каких-то неправедных действий. И, тем не менее, когда мы, Церковь Божия, утверждаем великие Божественные истины, положенные в основу человеческого бытия, мы одним этим уже вступаем в невидимую брань с теми, кто был низвергнут Архангелом Михаилом.
Эта брань не всегда проходит только на глубине человеческих сердец. Она выплескивается вовне в совершенно конкретные человеческие деяния, исторические события, и Великая Отечественная война является ярчайшим примером материализации той злой силы, которая, облекшись в силу человеческую, несла в себе смерть и разрушение для всего мира. Именно поэтому участие христианина в борьбе со злом — даже тогда, когда зло материализовано, даже тогда, когда зло принимает конкретные формы, даже тогда, когда сама борьба принимает конкретные видимые формы, — является делом богоугодным.
Вот почему мы и прославляем сегодня и будем особо в День Победы 9 мая прославлять имена наших героев. Они не только защитили Родину — они были на стороне правды против лжи и добра против зла, и последующее развитие истории доказало это.
Пусть благословение Божие пребывает сегодня с Церковью нашей, с народом нашим. Пусть Господь дает нам постоянно остроту зрения, силу чувств, силу разума, чтобы видеть то, что, может быть, не видят многие — видеть, где зло, с которым не может быть компромисса, и, с другой стороны, видеть человеческие слабости и недостатки, с которыми может и должен быть компромисс во имя спасения душ человеческих.
Церковь не призывает к крестовым походам против тех, у кого есть некие политические разномыслия или отличающиеся взгляды на жизнь общества и государства, потому что наша борьба не с плотью и кровью (см. Еф. 6:12). Все человеческие разногласия, пока в них не входит глубинное противостояние добра и зла, могут и должны решаться миром, добрым словом, взаимным прощением, любовью. Там же, где зло являет себя в образе человеческом и несет свою разрушительную силу, — там Церковь и народ должны сугубо бодрствовать.
Верим, что Господь не оставит Отечество наше, не оставит Церкви нашей, не оставит всех тех, кто, подобно Георгию Победоносцу, готов пресекать зло в нашей жизни, всех тех, кто с именем Божиим связывает свою собственную жизнь и Богом проверяет смысл исторических событий.
В этот день я хотел бы пожелать мира душевного, здравия духовного и телесного, спокойствия всему нашему народу, способности отличать все те человеческие конфликты и столкновения, которые легко решаются человеческой мудростью, способностью идти на компромисс, способностью пожертвовать собой ради более высокой цели, — от тех конфликтов, где является зло, с которым не может быть никакого компромисса.
Собственно говоря, Церковь и имеет своим призванием различать духов (1 Кор. 12:10) и помогать людям понимать, где есть поле непримиримой борьбы, а где есть поле применения духовных сил для разрешения человеческих недоразумений. Аминь. Храни вас Господь.
(По материалам Патриархия.ru)
Назад к списку
Новости
- Календарь: Неделя 17я по Пятидесятнице
- 25 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 18й по Пятидесятнице.
- Календарь: Неделя 16я по Пятидесятнице
- 18 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 17й по Пятидесятнице.
Объявления
- Храму срочно требуются
- 03 Февраль 2016
Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.
Обращаться к настоятелю о. Владимиру
- Внимание!
- 18 Май 2012
Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.