Крестовоздвиженский храм в Самаре - 28.04.13-04.05.13 Вход Господень в Иерусалим. Страстная Седмица
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

28.04.13-04.05.13 Вход Господень в Иерусалим. Страстная Седмица

 

в началоФлп. 4: 4-9

4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.

5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.

6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,

7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.

9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, -- и Бог мира будет с вами.

в началовверхвнизИн. 12: 1-18

1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.

2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.

3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:

5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?

6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.

7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.

8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

10 Первосвященники же положили убить и Лазаря,

11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.

12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,

13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!

14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:

15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.

16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.

17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

в началовверхвнизВся Святая Четыредесятница была временем подготовки к этой - Страстной седмице. Седмица посвящена воспоминаниям страданий, смерти на кресте и погребению Иисуса Христа. Всю её христиане проводят в посте и молитве. Этот период траурный и поэтому одеяния в церкви — чёрные. Вступаем мы в седмицу, начиная с двунадесятого праздника — Входа Господня в Иерусалим. В этот день на трапезе разрешается рыба.

В евангельском чтении недели (Ин.12:1-18) рассказывается о том, как Мария, сестра Лазаря, помазала ноги Иисуса миром и отёрла их волосами своими. Этим она выразила свою великую любовь, преданность и благодарность Ему и предварила помазать тело Его к погребению. Затем в евангельском чтении рассказывается о торжественном входе Господа в Иерусалим. Толпа славит Его, зная о чуде воскресения Лазаря. А первосвященники положили уже убить и Его, и Лазаря.

преп. Зосимы, игумена СоловецкогоАпостольское чтение (Флп.4:4-9) вводит нас в великие дни страданий Спасителя и Его последующее Воскресение. «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» - пишет ап. Павел. «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» - призывает пророк Захария. И в день Вербного воскресенья мы радуемся «о Господе». Господь наш Иисус Христос Своими страданиями и крестной смертью избавил нас от греха, проклятия и вечной смерти, открыл нам свободный вход на небо и даровал вечную жизнь. В болезни и скорбях, в лишениях и несчастьях, никогда не должна оставлять нас радость о том, что Господь искупил нас Своей кровью, что мы - Его, a Он - наш, и так как Он вечен, то мы должны и радоваться «всегда», и уповать на Него. Но с этой радостью у нас должна соединяться память о Его страданиях и стремление уподобиться Ему в любви к ближним, кротости, милосердии, миролюбии. «Господь близко», - напоминает апостол. Давайте помнить об этом всегда - и особенно в эти дни, когда вокруг столько поводов озвереть и, тем самым, отвернуться от Богочеловека. Апостол призывает нас: «братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте». Давайте же постараемся в великие дни воспоминаний о страданиях Господа. И потом - в Светлую седмицу. И потом... Чтобы мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдал сердца наши и помышления наши во Христе Иисусе.

Последующие шесть дней называются Великими и Страстными, и в каждый из них во всех храмах совершаются особые службы. Они посвящены воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий, искупительной смерти и погребения. Всю эту неделю полагается особенно строгий пост ради Страстей Христовых и для достойной подготовки к встрече Светлой Пасхи. Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем.

в началовверхвнизСтрастная седмица. На этой седмице:

30/17 апреля: преп. Зосимы, игумена Соловецкого (1478), основателя иноческого общежития на Соловецком острове.

блаженной Матроны Московской2 мая /19 апреля: блаженной Матроны Московской (1952). Матронушка была православным человеком в глубоком, традиционном значении этого слова. Средоточием её напряженной духовной жизни были любовь к людям, молитва и верность святым уставам Православной Церкви. Поэтому и помощь, которую люди получают, молитвенно обращаясь к праведнице, приносит духовные плоды.

И конечно в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Да будут они нам примером. Вечная им память и слава!

в началовверхвнизВход Господень в Иерусалим, Неделя Ваий, Вербное воскресенье. Великий двунадесятый праздник, отмечаемый за неделю до Пасхи. Неделею Ваий он называется от обычая употреблять в этот праздник ваии (пальмовые ветки). У нас он называется Вербным воскресеньем из-за замены у нас ваий вербою, которая ранее других древесных ветвей даёт почки. На Руси в этот день в храмах освящали букетики вербы, которую потом хранили за иконами на протяжении года. Вход Господень в Иерусалим предзнаменует Пасху воскресения. И он же вводит нас и в Пасху страстей, выход Спасителя на добровольные страшные страдания.

В тот день народ иудейский встречал Иисуса Христа как Царя и Мессию. Жители города встречали Его пальмовыми ветвями, устилали Его дорогу своей одеждой, славили Его. И они же вскоре будут кричать: «распни Его!» Они видят в Иисусе будущего земного царя, освободителя от владычества римлян, и скоро разочаруются в своих ожиданиях. Господь знает это и скорбит, и плачет о всех людях и о гибели, ожидающей Иерусалим. А у фарисеев торжественная встреча Христа возбудила негодование и страх. Им не нужен свет, который несёт Иисус. Они не хотят потери своей власти и боятся народных волнений. Они хотят, чтобы Господь запретил Себя славить. «Если они умолкнут, то камни возопиют», «Разве вы никогда не читали: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Пс.8, 3)»? - слышат они в ответ. Войдя в Иерусалим, Господь направился прямо в храм и изгнал из него торгующих.

Подобно сему и мы в этот великий праздник держим в руках вербы с зажжёнными свечами - «знамение победы». Мы знаем о грядущих страданиях и Воскресении, и взываем Господу, как Победителю ада и смерти: «Осанна, Бог Господь, и явися нам». И радуемся о Господе.

в началовверхвнизВход Господень в ИерусалимМитр. Антоний Сурожский. Неделя 6-я Великого поста. Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы вступаем сегодня в страстные дни Господни, во время, когда сгустилась тьма и когда поднимается заря нового света, заря вечности, постижимая только тем, кто вместе со Христом вступает в эту тьму. Это – тьма и полумрак, сумерки, где перемешалась правда и неправда, где перемешалось все, что только может быть перемешано: Вход Господень в Иерусалим, такой торжественный, исполненный такой славы, одновременно весь построен на страшном недоразумении. Жители иерусалимские встречают Спасителя Христа с торжеством и ликованием, потому что ожидают, что Он освободит Свой народ от политического гнета; и когда окажется, что Спаситель пришел освободить людей и весь мир от греха, от неправды, от отсутствия любви, от ненависти, тогда от Него отвернутся с горечью, разочарованностью, и те, кто так торжественно Его встречали, обратятся во врагов. И в течение всей недели, все время тьма, сумрак чередуются с проблесками света...

И мы должны вступить в этот сумрак. Мы должны не только со Христом, но вместе со всеми теми, кто тогда Его окружал, войти в эти дни и найти свое подлинное место в этой тьме и в этом сумраке... Шаг за шагом мы можем следить за тем, что совершается со Спасителем Христом; но одновременно мы должны себе ставить вопрос: где мы стоим, где стою я, лично? Что у меня общего с Пречистой Девой Богородицей, Которая видит, как Ее Сын идет на погибель, как сгущается вокруг Него ненависть, как кольцо окружает Его: как страх и трусость, ненависть и ложь постепенно готовят Ему смерть? И как нам не понять, что может переживать Божия Матерь перед лицом предательства Иуды, отречения Петра, бегства учеников, лжесвидетельства на Сына Ее, суда неправедного, осмеяния, избиения – и наконец, крестной смерти Спасителя Христа? Как мы на все это отзываемся? Когда мы услышали об этом в святом Евангелии, когда мы слышали весть об этом в церковной молитве и песне – с чем выходим мы из храма? Большей частью идем забыться, отдохнуть душой, отдохнуть телом, готовясь к следующей службе, или уходя вовсе в мирскую жизнь. А Страстная седмица длится изо дня в день, из часа в час, из мгновения в мгновение, – нет ей перерыва, она, как огненная река, течет, жгучим огнем попаляя все; одно сгорит, и ничего от него не останется, кроме пепла и позорного воспоминания, а другое устоит, как золото и серебро... Где мы будем тогда? Как переживем эти дни? С чем выйдем мы каждый раз из храма, и с чем встретим светлое Христово Воскресение? Оно – провозвестник нашей встречи в конце времен, нашей встречи после нашей смерти, со Христом, Который нас возлюбил до креста и Который нам поставил вопрос: А ты – отозвался ли на все, что тебе было дано знать о Божественной любви, воплощенной, распятой, воскресшей? Поставим себе вопрос о том, на кого из апостолов мы можем быть похожи? На Фому ли, который говорил своим соапостолам: Пойдем с Ним и умрем с Ним, если нужно?.. На Петра, который по страху отрекся от Него трижды? На Иуду, который Его предал? Где мы находимся в этой людской толпе? Кто мы? Поставим себе этот вопрос каждый раз, когда мы выйдем с богослужения, каждый раз, когда мы будем на него приходить: и тогда, может быть, что-нибудь проснется в нашей душе, что-нибудь дрогнет. Может быть, тогда эта Страстная седмица окажется и для нас, как в прошлом для стольких она оказывалась, началом: началом нового понимания, новых переживаний и новой жизни. Аминь.

в началовверхвнизМитр. Антоний (Храповицкий). Шестая Неделя Великого поста

В эти предстоящие нам дни, постараемся вникнуть в настроение Господа Иисуса Христа в ожидании страстей, мучения и смерти. Это великая тайна и мы можем только прикоснуться к ней снаружи, ибо внутрь этой тайны мы не дерзаем войти, боясь сгореть.

В ночь когда к Нему приблизился Иуда-предатель и воины, Он отделился от учеников и вышел вперед говоря — «Это Я». Воины в ужасе попятились назад, не сделав попытки Его схватить и Он во второй раз сказал им: «Это Я». Эти воины — язычники; они не понимают, что происходит, но полубессознательно чувствуют благоговейный трепет.

Зачем Он вышел? Чтобы спасти учеников: «Это Я, — оставьте их».

В эти страшные минуты Он не отрешается от учеников. В эти минуты вся вселенная была в Его душе, но в ней находится место и ученикам.

Обычные люди, коль скоро у них какие-либо затруднения, забывают всех и думают только о себе. Приходит к нему жена, когда он утомлен и он смотрит на нее как судья и обвиняет нарушительницу покоя. Придут друзья — оставьте меня, я сегодня расстроен.

А здесь перед Ним весь мир, отрекшийся от Бога и желающий убить Бога, но мы не видим в Нем ни намека на самозамыкание. Он и в эту минуту не чувствует Себя отделенным от мира и одиноким, ибо вот ученики в Его сердце.

Мы не средоточие вселенной и от нас не отступал весь мир, наши горести — уколы по сравнению с Его, но мы замыкаемся от мира. А Он думает об учениках и спасает их.

Благо тому, кто в страданиях и испытаниях не оставляет любви к ближним, но умеет их любить, заботиться о них и утешать их.

Не оставляйте любви к ближним, как бы ни протекала ваша личная жизнь и помните, что когда кто стремится к Богу и жаждет Его утешения, то последнее приходит в обстановке любви к ближним и единения с ними.

в началовверхвнизСтрастная седмицаСтрастная седмица

Понедельник, вторник и среда Великой седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками. Все эти три дня совершается литургия преждеосвященных даров, с чтением Евангелия. Евангелие читается и на утренях. В соответствии с тем, что Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением. За эти дни на службах полагается прочитать все четыре Евангелия. Кто может, прочтите Евангелия дома и для себя, и для других.

В Великий понедельник мы вспоминаем ветхозаветного патриарха Иосифа, проданного братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа. На литургии мы слышим евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. Утреннее Евангелие наставляет нас сказанной Спасителем в этот день притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына своего господина. Этой притчей осуждаются иудеи, отвергшие Спасителя. Но также и все христиане, нарушающие заповеди Господни и продолжающие распинать Сына Божия своими прегрешениями.

Великий Вторник – один из самых насыщенных глубоким духовным смыслом дней богослужебного года. В этот день Христос прямо говорит ученикам о грядущих страданиях, о Втором Пришествии и Страшном Суде, Он в последний раз проповедует в Иерусалимском храме: «Кесарю – кесарево», и обличает фарисеев, которые пытаются Его искусить. В этот день Спаситель произнёс слова о вере: всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите. И слова о наибольших заповедях. Из Господних наставлений Церковь избрала для назидания в этот день притчу о десяти девах. Эта притча напоминает о необходимости быть всегда готовым к встрече Господа и запастись елеем целомудрия, милостыни и прочих благих дел. «Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня ни часа, в который приидет Сын Человеческий». В этот день Спаситель также сказал притчи о двух сыновьях, о талантах, о званных на брачный пир, о лепте вдовицы. И многократно повторяется в храме: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения».

В Великую среду мы вспоминаем, как некая жена «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он о её поступке. В этот день, в противоположность этому бескорыстному поступку любви и почитания, Иуда Искариот предал своего Учителя и Господа.

В Великий Четверг вспоминаются события Тайной вечери. Наставляя, что в Царстве Божием важны не земное величие и слава, но любовь, смирение и чистота духа, Господь умыл ноги своим ученикам. Спаситель имел продолжительную беседу с учениками, открыл им Своё божественное достоинство, тайну спасения человечества и грядущее призвание самих апостолов, а также предрёк им, что один из них предаст Его. Христос установил таинство Евхаристии: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Каждая литургия означает соучастие верующих в Тайной вечере. Иуда слышал слова Господа, и ему в том числе омыл ноги Христос, и он тоже причастился. Но Иуде причастие стало не во спасение, а наоборот, в косности его, стало последней каплей греха, которая уже безвозвратно отравила сердце Иуды. Иуда пошёл за стражей. Начиная Свои страдания, Господь молился до кровавого пота: «Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты». Тогда же Господь внушал ученикам Своим: бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Но тогда они не нашли в себе сил... И около полуночи Спаситель позволяет схватить Себя людям первосвященников. Великий четверг в народных традициях называют чистым. К этому дню убирают дом, а в этот день каждый православный человек стремится очиститься телесно и духовно и причаститься.

Страстная Пятница – самый страшный день в истории человечества. На утрене Великой пятницы верующие во время богослужения держат в руках зажжённые свечи, символизирующие страдания Спасителя. В этот день зло достигло наибольшего своего торжества. Иуда предал Господа своего поцелуем. Все Его ученики разбежались, а немного спустя Пётр трижды отрёкся от Него, как Он и предсказал. Затем последовали истязания и осуждение, и народ, недавно Его славословивший, требовал Его распятия. Его злословили и на кресте, даже один из распятых с Ним разбойников. А другой разбойник воззвал ко Господу со словами покаяния и исповедания и через это был спасён и попал в рай. Среди Своих страданий на кресте Господь не забыл о Своей Матери и поручил Её апостолу Иоанну. Среди страшных природных знамений Он завершил Свой крестный путь. Двое из тайных учеников Христа Иосиф Аримафейский и Никодим сняли Тело Его с Креста, и вместе женами-мироносицами обвили Его плащаницей и похоронили «во гробе» – небольшой пещере неподалеку от Голгофы, закрыв её большим камнем. В этот день готовили пасхи и куличи.

Во второй половине дня совершается вечерня субботы, в конце которой выносится плащаница. Плащаница находится на середине храма в продолжение трёх (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе. В Великую Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Господь принёс Себя в жертву, а совершаются Царские Часы.

В Великую Субботу Церковь воспоминает погребение и пребывание во гробу Спасителя, сошествие Христа во ад и освобождение Им душ всех находившихся там праведников. Великая Суббота - время великого покоя, радостного и сосредоточенного ожидания воскресения Христова, победы над грехом и смертью. По окончании Литургии совершается благословение хлебов и вина. Весь день до вечера освящаются крашеные яйца, куличи, творожные пасхи.

в началовверхвнизСвт. Феофан Затворник

Понедельник. (Страстной седмицы). (Мв. 24, 3-35). Господь идет на вольную страсть. Надобно и нам сшествовать Ему. Это долг всякого, кто исповедует, что силою страстей Христовых стал он тем, чем теперь есть, и кто надеется еще получить нечто столь великое и славное, что и на ум-то никому придти не может. Как же сшествовать? Размышлением, сочувствием. Иди мыслию вслед страждущего Господа, и размышлением своим извлекай из всего такие представления, которые могли бы поражать сердце и вводить его в чувство страданий, перенесенных Господом. Чтобы последнее совершилось успешнее, надо себя самого сделать страдающим чрез чувствительное умаление пищи и сна, и увеличение труда стояний и коленопреклонений. Исполни все, что делает св. Церковь, и будешь добрым сшественником Господу на страдания.

Вторник. (Мф. 24, 36-26, 2). Ныне народ, священники и власти Иудейские в последний раз слышат слово Господа в храме. И оно было всеобъятно; оно обнимало все прошедшее, настоящее и будущее. Вопросом об Иоанне Господь дает уразуметь, что Он истинный Мессия; притчею о двух сынах внушает, что иудеи будут отвергнуты и на место их призваны язычники; притчею о виноградарях сказывает им, что отверженных ожидает погибель; притчею о браке сына царева учит, что и из пришедших к Нему не все будут достойны, и окажутся такие, которых праведно будет извергнуть вон во тьму кромешнюю; ответами на вопросы о дани кесарю и о первой заповеди, равно как обличительною речью определяет характеристические черты спасительной жизни; наконец, особо ученикам предсказывает горе Иерусалиму и открывает тайну второго Своего пришествия. Достаточно было только выслушать все это со вниманием, чтоб увериться, что Он есть истинный Спас миру — Христос, и покориться Его заповедям и учению. И до сих пор прочитывание глав Евангелия о всем бывшем в этот день есть самое действенное средство к тому, чтобы оживлять веру в Господа, и, восставляя в христианине сознание, чем он должен быть и чего ждать, возгревать ревность и являть себя исповедующим Господа не языком только, но и делом.

Среда. (Мф.26, 6-16). Умолк Господь в среду и четверг до вечера, чтобы в вечер этот излиться речью с учениками и к ученикам, — речью, подобной которой ничего нет во всех писаниях не только человеческих, но и Божеских. Ныне, по указанию Церкви, слышим только из уст Господа, чтоб не мешали мазать Его миром, потому что это служило Ему приготовлением к смерти. У Него пред очами уже только смерть, — заключительное таинство Его пришествия на землю во спасение наше. Углубимся и мы в созерцание этой таинственной смерти, чтобы извлечь оттуда благонадежие спасения для душ наших, обремененных многими грехами, и не знающих, как обрести себе покой от томлений пробудившейся совести и сознания праведности суда Божия над нами, грозного и неумытного.

в началовверхвнизВечеря ГосподняИеромонах Мефодий. Великий Четверг: Вечеря Господня

Итак, по милости Божией, братие, приблизились мы к минутам священных воспоминаний спасительной страсти Христовой.

«Желанием возжелах сию пасху ясти с вами, прежде даже не приму мук», — на Тайной Вечери обращается Господь к ученикам Своим.

Приближается конец земного подвига Сына Человеческого, и эта Вечеря остается на все века в Церкви Христовой в Его воспоминание.

Много трапез предлагает мир. Но только одна трапеза дает нам истинную пищу и истинное питание — это трапеза Господня.

Сам Спаситель, под видом хлеба и вина, таинственно и неизреченно соединяется с верными Своими в Таинстве Причащения. И этот благодатный источник открыт для всех. Со страхом Божиим и верою приступите... Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите.

Но надо помнить, что великую ответственность принимает на себя всякий приступающий к Чаше Господней. «Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет». Но какое же свое достоинство может представить пред Богом человек? Только глубокое смирение может дать нам дерзновение приступить к великому таинству Тела и Крови Христовой.

Смирись же, душа человеческая, восчувствуй и осознай, что нет большего счастья для тебя, как быть гостем Божественной Вечери Господа и Спасителя твоего.

Покайся, открой сокровенная, глаголи Богу, ведущему все дела твои — от всего сердца твоего принеси твое покаяние... И тогда приступай, надеясь на милосердие Божие.

«Вечери Твоея тайныя, днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзанием Ти дам, яко Туда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

в началовверхвнизВеликая ПятницаМитр. Иларион (Алфеев). Слово перед плащаницей. Великая Пятница

Свершилось то, ради чего Бог стал человеком, ради чего Сын Божий стал сыном человеческим: свершилась крестная смерть Спасителя.

В последние дни Своей земной жизни Господь был оставлен один перед лицом Своих ненавистников, перед лицом страданий и смерти. Он испил до дна ту чашу, которая была уготована Ему, и пережил самое страшное, что может выпасть на долю человека — одиночество и оставленность.

Он был один в Гефсимании, ибо ученики Его уснули крепким сном. Он был один на суде первосвященников, один на допросе у Ирода, один на суде Пилата, ибо ученики его в страхе разбежались. Он был один, когда шел на Голгофу: случайный прохожий, а не любимый ученик помог Ему нести крест. Он был один на кресте, один умирал, оставленный всеми.

На кресте Иисус взывал к Отцу Своему: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). В этом крике вместилась боль всего человечества и каждого человека — боль всякого, кто чувствует, что он одинок и оставлен Богом. Ибо страшно быть оставленным близкими и друзьями, но еще страшнее, когда тебе кажется, что Бог покинул тебя, когда непреодолимая стена встала между тобою и Богом, и Он словно не слышит, не видит, не замечает тебя.

Если ты страдаешь от одиночества, вспомни, каким одиноким был Спаситель в последние дни Своей жизни.

Если близкие твои или ученики твои отвернулись от тебя, если подвергся ты незаслуженной клевете, если называют тебя еретиком и разрушителем отеческих преданий, если лжесвидетельствуют против тебя и объявляют повинным смерти, вспомни, что Сам Господь прошел через это.

Если тот, кто жил с тобою под одной крышей, причащался от одной чаши, ел твой хлеб, тот, кому доверился ты со всей силой любви, с кем делился своими мыслями и чувствами, от кого ничего не утаивал и для кого ничего не жалел, — если этот человек предал тебя, отвернулся от тебя, «поднял на тебя пяту свою» и оплевал тебя, вспомни, что и Господь пережил все это.

Если крест твой навалился на тебя с такой тяжестью, что ты не в силах понести его, и если близкие твои не хотят разделить его с тобою, будь благодарен и тому, быть может, случайному прохожему, который поможет тебе нести его хотя бы какую-то часть пути.

Если волна богооставленности накрыла тебя с головой, и кажется тебе, что Бога нет, что Он отвернулся от тебя или не слышит тебя, не отчаивайся, ибо и Христос прошел через этот опыт — страшный и горький.

Если осуждают тебя и хулят, ударяют по лицу и плюют на тебя, пригвождают ко кресту и вместо воды дают горькую желчь, молись за распинающих тебя, ибо «не ведают, что творят».

В страхе и трепете, в молчании и благоговении поклоняясь святому гробу Иисусову, возблагодарим Господа за то, что Он стал одиноким, чтобы мы не были одиноки, был оставлен, чтобы мы не были оставлены, прошел через оскорбления и поругания, клевету и уничижение, страдания и смерть, чтобы во всяком страдании нашем мы чувствовали, что мы — не одни, но что Сам Спаситель — «с нами до скончания века». Аминь.

в началовверхВеликая СубботаИеромонах Мефодий. Великая Суббота: У гроба Сына Божия и Сына Человеческого

Наверное многим из нас, братие, приходилось стоять у гроба любимого, родного или близкого. Что переживает тогда человек? Он чувствует, прежде всего, «чем» был для него дорогой покойник. И по мере того, как сознается им это «чем», открывается ему и тяжесть утраты.

Ныне мы предстоим у Гроба Христова.

Брат-Христианин, подумай и ты — чем в жизни твоей является для тебя Господь?

Что теперь у этого Гроба говорит тебе твоя совесть?

Чтобы сделать тебя сыном подлинного и совершенного счастья, Спаситель твой, таинственно и неизреченно, сошел на землю. Учил, страдал, и умер за тебя. Он оставил тебе Свое Евангелие. Заповеди Его «тяжки не суть». В них открывается настоящая жизнь, в них «жизнь жительствует». Для того, чтобы понимать Евангелие не надо быть мудрым или ученым. Надо иметь чистое сердце, сердце обращенное к Богу, в Нем полагающее упование своего спасения.

А что мы? Разве нам когда-нибудь приходило в голову поставить Евангелие краеугольным камнем своей жизни, своего поведения, своих отношений. У нас всегда и во всем свои, человеческие соображения. Господь далек от нас, ибо сами мы далеко отстоим от Него, и часто не хотим даже к Нему приблизиться.

Но даже и в такой обстановке духовного охлаждения, какой ужас, какой кошмар представить себе жизнь без Бога, жизнь, лишенную Его правды, Его святыни, Его красоты...

Вот, что должны мы чувствовать, стоя у Живоносного Гроба... И как бы не уклонялись наши пути от Божиих путей, — у нас всегда есть возможность возвращения к Отцу, если Образ Божий живет в нас, не исчез совсем из нашего сердца.

Приди же к сему Гробу со всем, что есть у тебя на душе. Молитву пролей пред Господом, Ему возвести свои печали, а главное, постарайся почувствовать, что в жизни твоей для тебя Господь.

Если Он живет в душе твоей, еще больше полюбишь Его и еще больше отдашь Ему сердце твое. Если в тебе уныние и холод духовный, быть может, стояние у Гроба Господня оживит тебя.

Но, во всяком случае, помни одно: из Божьего Гроба сияет тебе Божия любовь, и принять или отвергнуть ее — дело твоего свободного выбора.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления