07.04.13-13.04.13 Крестопоклонная
14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.
15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.
16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
5:1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,
2 могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью,
3 и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.
4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.
5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;
6 как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?
38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
9:1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
Третье воскресение Великого поста (и следующая за ним седмица) называются Крестопоклонными. На воскресной всенощной (т.е., накануне в субботу на всенощном бдении) после Великого славословия выносится Святой Крест и предлагается для поклонения верующим с соответствующими песнопениями и молитвами. Обычно во время целования Креста совершается пома́зание освященным елеем. Крест выставляется для того, чтобы напомнить о страданиях и смерти Господней и воодушевить постящихся к продолжению подвига поста и покаяния. Св. Крест остаётся для поклонения в течение недели до пятницы, когда он, после часов, перед литургией вносится обратно в алтарь.
Служба Недели Крестопоклонной имеет много общего со службой нашего храмового праздника - Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Почитание Креста всегда понималось Церковью как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига. Одно из песнопений, звучащих в Церкви на Крестопоклонной неделе, на современном русском языке звучит так: «Уже пламенный меч не охраняет врат Едема: он чудесно угашен Древом Креста; жала смерти и адовой победы больше нет; ибо явился Ты, Спаситель мой, с кличем к находившимся в аду: Идите опять в рай!» Церковь так объясняет значение Креста: «Крест — хранитель всей вселенной, Крест — красота Церкви, Крест — царей держава, Крест — укрепление верующих, Крест — ангелов слава и демонов язва». В одной из стихир праздника говорится: «Тростию Креста, обмакнув её в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов».
Апостольское чтение (Евр.4:14-5:6) напоминает нам, что нас ведёт и нам помогает истинный Первосвященник, избранный не от людей, а от Бога, по чину Мелхиседека. В этом вся суть христианства: отвергнуться в себе «ветхого человека» и, облекшись во Христа, взяв свой крест, Им данный, следовать за Ним. Ибо, как только так сделаешь, сразу иго Его благо и бремя Его легко.
Евангельское чтение (Мк.8:34-9:1) словами Спасителя призывает христиан к крестоношению и самоотвержению, и изображает свойства истинного последователя Христова: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк.8:34). Это — тот путь, который ведёт к преображению души и обо́жению. Конечно, пост - не мученичество, и должен быть радостью, а ни в коем случае не мучением. Но те же слова Спасителя - наставление и всем нам: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».
В этом году на Крестопоклонное воскресенье приходится великий праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, дня, с которого началось наше спасение. Дева Мария дала Своё согласие на то, чтобы от Неё родился Спаситель. В воскресенье совершается служба совместно и Крестопоклонной недели и Благовещения. Так встречаются воспоминания о приходе Господа в мир и о Его крестной смерти. И за этой встречей невольно вспоминается и праздник Сретения (2/15 февраля). Сретение (встреча) Ветхого и Нового Завета, сретение Спасителя и тех, кто столь долго ждал Его прихода. «видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк.2:30-32), - говорит праведный Симеон, и он же далее говорит Божьей Матери о будущем страдании и Искуплении: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец».
На следующий день после Благовещения мы празднуем Собор архангела Гавриила. Всегда на следующий день после великого праздника мы славим тех святых, которые ближайшим образом послужили данному священному событию в истории. Архангел Гавриил был избран Господом для того, чтобы благовестить Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о Воплощении Сына Божия. Архистратиг Гавриил – служитель Божественного Всемогущества.
На среду этой седмицы приходится середина поста, которая называется Преполовением или Средокрестием. Начиная с этого дня до Великой Среды (включительно) на всех Литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (т. е. к Таинству Крещения).
Пост преполовивше, дерзаим духом на грядущее юношески, благотекуще с Богом, братие, яко да и Пасху радостно узрим Христу воскресшу | Достигнув середины поста, по-юношески устремимся духом к предстоящему пути, шествуя с Богом, братия, чтобы радостно встретить Пасху при воскресении Христовом |
7 апреля / 25 марта: свт. Тихона, патриарха Московского и всея России.
12 апреля / 30 марта: преп. Иоанна Лествичника (649).
13 апреля / 31 марта:
Свт. Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца (1461). При своём высоком сане он не оставлял личных монашеских подвигов. За труды на благо Церкви Христовой свт. Иона удостоился от Бога благодатного дара чудотворений и прозорливости.
Свт. Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (1879).
Прав. Иосифа Прекрасного (ок. 1700 до Р.Х.). Многие эпизоды жизни праведного Иосифа прообразовали жизнь Иисуса Христа.
И конечно в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Да будут они нам примером. Вечная им память и слава!
7 апреля / 25 марта: Благовещение Пресвятой Богородицы.
8 апреля / 26 марта: Собор архангела Гавриила.
13 апреля / 31 марта: Родительская суббота. Поминовение усопших.
Некоторые мирские праздники седмицы:
7 апреля: Всемирный день здоровья. День рождения Рунета.
10 апреля: Международный день движения сопротивления.
11 апреля: Международный день освобождения узников фашистских концлагерей.
12 апреля: День авиации и космонавтики.
13 апреля: День мецената и благотворителя в России.
Митр. Иларион (Алфеев). Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная
Сегодня Неделя Крестопоклонная, когда Святая Церковь выносит нам для поклонения и для напоминания Святой Крест для того, чтобы напомнить нам о заповеди Христовой, которая обращена к каждому из нас и которую мы только что слышали в Евангелии. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». В этой заповеди как бы три момента. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя». То есть если мы хотим идти за Христом, мы должны прежде всего отвегнуться себя, отречься от себя. Как говорит Господь, «кто хочет душу свою сберечь, тот погубит ее» и «кто хочет душу свою погубить ради Меня или Евангелия, тот спасет ее». Иными словами, человек, который живет только для себя, он все потеряет. Человек, который отдает себя другим, человек, который следует за Христом, который являет правду Божию другим людям, который делится тем, что имеет, со своими ближними, который расточает свое богатство и материальное, и духовное ради других людей, вот этот человек спасет свою душу. Итак, «отвегнись себя», то есть оглянись вокруг и научись замечать не только себя со своими скорбями и радостями, со своими переживаниями, трудностями и успехами, но и других людей, у которых тоже есть и свои проблемы, и свои трудности, и свои радости. Научись жить не только своей жизнью, но и их жизнью. Научись утешать скорбящего и радоваться вместе с радующимся, помогать страждущим, посещать больных — все то, о чем говорит Господь в притче о Страшном Суде. Научись разделять свою жизнь с другими. Или, как еще в Ветхом Завете было сказано, «душу свою отдай голодным». Эта именно та душа, о которой идет речь здесь. Душа — то есть жизнь, то, чем мы живем, то, о чем мы думаем, то, что мы чувствуем — все это раздели с другими и отвергнись себя.
Затем следующий момент — это «возьми крест свой». Когда Господь говорил это, Он уже видел Свою собственную смерть, Он видел то, к чему приведет Его Самого Его путь. И это — крест, распятие, страдания. И вот на каждого из нас Господь возлагает крест, который мы несем иногда — с легкостью, если чувствуем помощь Божию, а иногда — сгибаясь под его тяжестью — если нам кажется, что помощь Божия от нас отступает. Всякий раз, когда мы сгибаемся под тяжестью креста, мы должны помнить о том, что Господь Иисус Христос тоже нес Свой крест. Причем мы несем свой крест, потому что нам необходимо через страдание, через тяжесть избавляться от грехов, избавляться от страстей. У нас просто нет другого пути, нет другого средства у Бога, чтобы нас исправить, и потому Он возлагает на нас этот крест. Но Господь не должен был нести крест, Ему не за что было страдать, кроме наших грехов. Он поднял его ради нас. И поэтому, когда мы несем свой крест, будем терпеливы и будем молить Господа, чтобы Он облегчил тяжесть этого креста и чтобы его благодатная сила во всем нам споспешествовала, помогала нам нести скорби и страдания, которые возлагает на нас жизнь.
И третий момент — «следуй за Мной». «Сначала отвергнись себя, потом возьми крест и потом уже следуй за Мной». Что значит — следовать за Христом? Это значит — подражать Христу, это значит стараться во всем уподобиться Ему, это значит стараться жить так, как Он заповедал, поступать так, как Он поступал. Следовать за Христом — это значит быть среди людей и быть вместе с людьми, это значит — являть людям лик Божий. Это значит — быть такими, чтобы через нас свет Божий распространялся на других людей. Следовать за Христом — это значит — вместе со Христом, пережить все то, что Он пережил: последние дни Своей жизни отвержение собственным народом, поругание, заушение, оплевание и, наконец, крестная смерть и муки на кресте, муки богооставленности, когда Господь взывал: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты оставил Меня?» Когда мы проходим через такие или подобные состояния, будем помнить, что и Господь через это все прошел. И если Он нас проводит через Голгофу, то для того, чтобы привести нас к воскресению. Если Он проводит нас через страстную седмицу, то для того, чтобы привести нас к Пасхе. И вот у каждого из нас есть эта своя «страстная седмица», которая заключается в том, что на нас возлагается крест, и мы должны его нести. Но будем помнить о том, что эту «страстную седмицу» мы переживаем для того, чтобы потом прийти в воскресение, для того, чтобы достичь Царствия Небесного, для того, чтобы умерев вместе со Христом и сораспявшись Христу, мы бы вместе с Ним воскресли и вошли в жизнь вечную. Аминь.
Феофан Затворник. Неделя третья Великого Поста. (Ев.4:14-5:6; Мк.8:34-9:1).
«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк.8:34). За Господом крестоносцем нельзя идти без креста; и все идущие за Ним, непременно идут с крестом. Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и извнутри на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина. Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу христианину истинному. Задача его себя очистить и исправить. Он, как больной, которому надо делать то прижигания, то отрезания, а этому как быть без боли? Он хочет вырваться из плена врага сильного; а этому как быть без борьбы и ран? Он должен идти наперекор всем окружающим его порядкам, а это как выдержать без неудобства и стеснений? Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения в рай. Потерпи немного. Вот-вот конец и венцы!
Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Благовещение - значит благая, радостная весть. Празднуется Благовещение 7 апреля / 25 марта, за 9 месяцев до Рождества Христова, которое отмечается 7 января / 25 декабря. Церковь в разное время считала Благовещение как Богородичным, так и Господским праздником. В настоящее время праздник относится к Богородичным и входит в число двунадесятых великих праздников. Ряд особенностей для периода пения Триоди постной сближает его с праздником Рождества Христова и Крещения Господня. Этот праздник - единственный из Богородичных, о котором говорится в Евангелии (Лк.1:26-38).
Праздник Благовещения известен с глубокой древности. Уже во 2 веке Благовещение рассматривалось как первый акт в христианской истории искупления, в котором послушание Девы Марии уравновешивает непослушание Евы (толкование Иринея Лионского). Святой Афанасий Великий (4 век) в своём слове на этот праздник называет его первым в ряду праздников и особенно почитаемым, так как он напоминает начало домостроительства спасения людей.
В 6-й месяц после явления Архангела Гавриила Захарии тот же Архангел был послан от Бога к Пресвятой Деве Марии. Ангел явился в дом праведного Иосифа, когда Мария читала Священное Писание, и возвестил ей, что она родит Сына, который будет велик и назовется Сыном Всевышнего. Мария в недоумении спросила Ангела: «как это будет, когда Я мужа не знаю?» Ангел ответил Ей: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Тогда Мария cказала: «Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему». И Архангел Гавриил отошел от Неё.
Без этого добровольного согласия Бог не мог бы стать человеком. Он не мог бы воплотиться, т.к. Бог не действует силой, не принуждает нас ни к чему. Человеку дана полная свобода ответить Богу согласием и любовью. Так совершилось величайшее чудо всех времен: наитием Духа Святого на Деву, в Её утробе принял плоть Сын Божий, и таким образом стал истинным человеком, оставаясь в то же время всесовершенным Богом, единосущным Богу Отцу и Духу Святому. Православная Церковь учит, что став Матерью, Пресвятая Мария осталась Девой.
В этот день облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло. В этот великий праздник «даже птица гнезда не вьёт».
Митр. Антоний Сурожский. Благовещение Пресвятой Богородицы
Благовещение — это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви — крестной, ласковой, спасающей — и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Святой Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы также невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.
А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, — как это могло быть?..
И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся — хотя и глубокой — верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын — естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной — я же дева?.. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему...
Слово «раба» в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой - то есть непостижимым доверием - весть, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа...
В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: пролей кровь, и примешь Дух... Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.
Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь.
Иеромонах Мефодий. Благовещение
Благовещение это день, в который для мира открылись двери спасения.
Быть спасенным, значит, — быть с Богом, ибо вне Его нет и не может быть истинной жизни. И в этот день миру возвещается благая весть, что Бог восхотел стать человеком для того, чтобы человека приблизить к себе.
«Великая благочестия тайна — Бог явился во плоти», свидетельствует апостол Павел. И именно — «тайна благочестия», потому что для плотского, плененного суетой и грехом ума закрыты тайны божественные.
«Человеческая душа по природе христианка», — говорил один учитель христианской древности. Поэтому каждый праздник, каждое событие, воспоминаемое Церковью, созвучны нашей душе, находят в ней живой отклик.
Праздник Благовещения Пресвятой Девы, кроме первого своего смысла — возвещения миру великой благочестия тайны, есть по преимуществу праздник чистоты. И этой своей стороною обращен он к сокровенным сердца человеческого. Как низко ни падал бы человек, какие бы тернии греха не сплетались в душе его, всегда живет в ней образ святой чистоты. Тоскует и томится по нему душа, хотя часто и не сознавая того и по-прежнему в жизни своей глубинами работая греху.
На путь очищенного и просветленного духа, грядущего к Богу по извилистым земным путям, зовет нас нынешний праздник, и как «теплую Заступница мира холодного» в жизненной борьбе дает он нам Преблагословенную и Пречистую Деву Марию.
И в этот день открывается нам возможность обратиться к нашей жизни со всеми ее грехами и немощами.
Мысль о грехах и скорбь о них не страшны для Христианина, если к покаянию ведут его. Ведь покаяние смывает и уничтожает все, что становится между Богом и человеком.
Да будет же праздник Благовещения благою вестью и для нашей души, которой всегда открыты спасительные двери покаяния и путь к святой чистоте, прославляемой ныне Церковью в Образе Благословенной Девы.
Св. Иоанн Кронштадтский. Благовещение
Таинство, совершившееся в нынешний день, приводит в изумление не не только человеческие, но и все ангельские, высокие умы. Недоумевают и они, как Бог безначальный, необъятный, неприступный, нисшел до зрака рабия и стал человеком, не престав быть Богом и нимало не умалив славы Божественной? Как Дева могла вместить в пречистой утробе нестерпимый огнь Божества и остаться неврежденною и пребыть на веки Матерью Бога воплощенного? Так велико, чудно, такой Божественной премудрости исполнено это таинство Благовещения Архангелом Пресвятой Деве и — воплощения Сына Божия от Нее!
Радуйтесь, земнородные, радуйтесь особенно души христианские, но радуйтесь с трепетом пред величием таинства, как обложенные скверною греха; радуйтесь, но немедленно искренним и живым, глубоким покаянием очищайте себя благодатью Божией от скверны греха. Возвеличите чистыми сердцами и устами Матерь Божию, возвеличенную и превознесенную над всеми тварями, Ангелами и человеками, возвеличенную Самим Богом, Творцом всякой твари, и помните, что таинство воплощения и вочеловечения Сына Божия совершилось для нашего спасения от греха, проклятия, праведно на нас изреченного в начале от Бога за грехи, и от смерти временной и вечной. Со страхом и радостью приимите Господа, грядущего к нам водворить на земле, в сердцах и душах наших царство небесное, царство правды, мира и радости о Духе Святом (Рим.14:17), — и возненавидьте богоненавистный грех, злобу, нечистоту, невоздержание, гордость, жестокосердие, немилосердие, себялюбие, плотоугодие, всякую неправду. Христос для того на землю сниде, да нас на небеса возведет. И так мы, пригвоздившиеся к земле пристрастиями житейскими, восклоним главы наши и возведем очи сердца нашего горе, на небо, куда хочет возвести нас всех Господь Иисус Христос. Горе сердца! полно нам пресмыкаться помыслами и сердцами по земле, подобно червякам. Правда, что черви мы ничтожные, по грехам нашим, хотя души наши созданы по образу Божию, который мы исказили грехами своими, и который нам непременно надо восстановить истинным покаянием, доколе мы живы; надо, чтобы этот образ Божий, как солнце воссиял в нас, как в начале, когда лишь только созданы были Адам и Ева. На то и жизнь нам дана; для того и продолжается еще течение ее; на то мы сопричислены к Церкви Божией и участвуем в ее богослужениях, таинствах и постах.
Посмотри, как сияет образ Приснодевы Богоматери! Какими дивными добродетелями и совершенствами! А ведь и Она — человек... Что возвысило Ее на такую высоту, сделало Ее столь достославною и великою, высшею Херувимов и славнейшею Серафимов? Три величайшие добродетели: смирение, чистота и пламенная любовь к Богу, чуждая всякой любви земной, вещной. Она Сама исповедует, что Господь призрел на смирение рабы Своей (Лк.1:48). Возлюби и глубоко насади в сердце своем и ты, христианин, боголюбезное смирение; стяжи и ты всеусильными трудами всей жизни чистоту сердечную — постом, молитвами, богомыслием, слезами, особенно же частым и достойным причащением святых Таин Христовых; возлюби и ты всем сердцем Бога, Творца и Спасителя твоего и не предпочитай ничего в мире Его святой любви; о Нем всегда размышляй и о Его чудных делах; Им живи и дыши; Им питай душу свою; в Него облекись; Им очищайся, просвещайся, освящайся, утверждайся, украшайся, хвались, утешайся; Им побеждай искушения и наветы врагов видимых и невидимых; что ни делаешь, делай все с мыслию о Нем и ради Его; где ни будешь, везде будь с Ним, как и Он всегда с нами, везде Сый и вся исполняяй. Если таким образом возлюбишь Господа, то и в тебе возвеличится Господь, и тебя возвеличит Господь, как говорит от лица Его святая Церковь: прославляющих Мя прославлю. Возненавидь, христианин, уничижи в себе, истреби всякий грех и возвеличится в тебе Господь славы, и ты велий будешь пред Богом и людьми; возлюби смирение и вознесет тебя Господь.
Аминь.
Архангел Гавриил был избран Господом для того, чтобы благовестить Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о Воплощении Сына Божия. Поэтому на следующий день после Благовещения, прославив Пречистую Деву, мы благодарим Господа и почитаем Его посланника Архангела Гавриила, послужившего таинству нашего спасения. Святой Архистратиг Гавриил – служитель Божественного Всемогущества. Он возвещал ветхозаветному человечеству о будущем воплощении Сына Божия: вдохновлял пророка Моисея при написании книги Бытия; пророку Даниилу возвещал о грядущих судьбах еврейского народа (Дан.8:16; 9:21-24); являлся праведной Анне с вестью о рождении от нее Преблагословенной Девы Марии. Святой Архистратиг Гавриил неотступно пребывал со святой Отроковицей Марией в Иерусалимском храме и впоследствии охранял Ее во все время земной жизни. Он явился священнику Захарии, предсказав рождение Предтечи Господня – Иоанна Крестителя. Господь посылал его к святому Иосифу Обручнику: он явился ему во сне, чтобы открыть ему тайну воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии, предупредил о замыслах Ирода и повелел бежать в Египет с Младенцем и Богородицей. Когда Господь перед Своими страданиями молился в Гефсиманском саду до кровавого пота, на укрепление Его, по Церковному Преданию, был послан с Небес Архангел Гавриил, имя которого означает «Крепость Божия» (Лк.22:43).
Жены-мироносицы услышали от Архистратига радостную весть о Воскресении Христовом.
Вспоминая в этот день многократные явления святого Архистратига Гавриила и его ревностное исполнение Божественной воли, исповедуя его ходатайство пред Господом о христианах, Православная Церковь призывает своих чад с верой и усердием прибегать в молитвах к великому Ангелу.
Протоиер. Григорий Дебольский. Преполовение Четыредесятницы
Благоговея пред животворящим Крестом и призывая нас на поклонение ему, Церковь в четвертую седмицу взывает: «Святая сия и светоносная седмица предлагает миру всечестный Крест: приидите поклонитеся со страхом и любовию. Божественный и Всечестный Крест есть для нас сокровище освящения и силы. Он испущает световидное сияние благодати, и как источник кипит Божественными дарованиями: он утоляет прегрешения, разрешает болезни. Только водрузилось древо Креста Христова, поколебались основания смерти. Поклонимся Кресту Господню».
Примером Господа, смирившего себя до смерти крестной, Церковь, по достижении средины святого поприща поста, особенно внушает нам смирение, которое по мере преуспеяния в благочестии становится необходимее, дабы гордостию и возношением фарисейским не затмить совершенных подвигов благочестия и не потерять оправдания пред Богом, взирающим не только на деяния наши, но и на помышления. Для сего Церковь в четвертую седмицу Четыредесятницы многократно напоминает о смирении мытаревом и превозношении фарисеевом. «Не возвышайся добродетелями и не осуждай ближняго, как велихвальный фарисей, считая себя праведным, но в смиренном помышлении о своих согрешениях возопи, как мытарь: «Боже, очисти мя грешного и спаси мя».
Святой Амвросий Медиоланский в IV веке в преполовение Четыредесятницы говорил: «Возблагодарите, братие, Божественное милосердие за то, что оно дало вам благополучно достигнуть половины Четыредесятницы. Но за сей дар достойно возблагодарить могут только те, кои доселе старались жить так, как они научены в начале Четыредесятницы, то есть те, кои старались испросить себе отпущение грехов ежедневным постом, милостынею и посещением церкви. А что касается до тех, кои небрегли о всем этом, то есть не постились ежедневно, не творили милостыни, не прилежали к молитве, или молились без сокрушения сердечного, то сии должны не радоваться, а скорбеть и плакать».
Святитель Тихон (в миру Василий Иванович Белавин), Патриарх Московский и всея Руси родился 19 января 1865 г. в селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, в благочестивой семье священника с патриархальным укладом.
В 1888 г. он закончил академию кандидатом богословия. 14 декабря 1891 года он принимает постриг с именем Тихон, в честь святителя Тихона Задонского. На следующий день его рукополагают в иеродиакона, и вскоре – в иеромонаха. Служил в Пскове, Польше, Казани, на Алеутско-Американской кафедре в Сан-Франциско, на Ярославской кафедре, на Виленской кафедре в Литве, на Московской кафедре.
В 1917 г. на Поместном Соборе свт. Тихон вошёл в состав трёх претендентов в патриархи и по воле Божией, посредством жребия, был избран на Патриаршество. В это сложнейшее время своим исключительно высоким нравственным и церковным авторитетом Патриарх Тихон собирал воедино церковные силы, его имя было маяком, указывавшим путь к истине Православия.
Патриарх Тихон, благословив жертвовать церковные ценности, выступил против посягательств на святыни и народное достояние. В результате он был арестован и с 16 мая 1922 года по июнь 1923 года находился в заточении, затем освобождён.12 июня 1919 года и 9 декабря 1923 года были предприняты попытки убийства, при втором покушении мученически погиб келейник Святейшего Яков Полозов.
Несмотря на болезнь, свт. Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он жил уединённо, и люди шли нескончаемым потоком, часто приезжая издалека. Он неизменно служил по воскресным и праздничным дням. 23 марта 1925 года он совершил последнюю Божественную литургию в церкви Большого Вознесения. Блаженная кончина святителя и исповедника Тихона последовала 25 марта, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, он умирал с тихой молитвой к Богу, молитвой благодарности, славословя и крестясь «Слава Тебе, Господи, слава Тебе, Господи, слава Тебе...»
Проститься с Патриархом пришло около миллиона человек, всех прощавшихся в продолжение около ста часов не мог вместить Большой собор Донского монастыря Москвы, где до погребения находилось тело усопшего Патриарха.
Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого «Лествицей», поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника.
Его памяти также посвящена следующая за этой 4-ая неделя поста.
Об образе жизни преподобного Иоанна известно, что питался он тем, что не запрещалось уставом постнической жизни, но – умеренно. Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. «Я не постился чрезмерно, – говорит он сам о себе, – и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся.., и Господь скоро спас меня».
«Лествица» была написана по просьбе св. Иоанна, игумена Раифского монастыря, который от лица всех иноков своей обители просил написать для них «истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лестницу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат...». Своё творение преподобный так и назвал – «Лествица», объясняя название следующим образом: «Соорудил я лествицу восхождения... от земного во святая... во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения». Цель этого творения – научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов. «Лествица» предполагает, во-первых, очищение греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке; во-вторых, восстановление в человеке образа Божия. Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу, и столпы духовной жизни – преподобный Феодор Студит, Сергий Радонежский, Иосиф Волоколамский и другие – ссылались в своих наставлениях на «Лествицу» как на лучшую книгу для спасительного руководства.
Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский (26.08.1797-31.03.1879). Апостол Америки и Сибири, свое благовестие пронёс «даже до края земли»: на Алеутские острова (с 1823 г.) на шести наречиях местных племен на о. Ситху (с 1834 г.), среди колошей (тлинкитов); в отдаленнейшие селения обширной Камчатской епархии (с 1853 г.); среди коряков, чукчей, тунгусов в Якутском крае (с 1853 г.) и Северной Америке (в 1857 г.); в Амурском и Уссурийском крае (с 1860 г.).
Проводя большую часть жизни в путешествиях, святитель Иннокентий перевёл на алеутский язык Катехизис, Евангелие, в 1833 г. написал на этом языке одно из лучших творений Православного миссионерства – «Указание пути в Царствие Небесное»; в 1859 г. впервые услышали Слово Божие и Богослужение на своём родном языке якуты. Дважды (в 1860 и 1861 гг.) святитель Иннокентий встречался с Апостолом Японии – святителем Николаем, передав ему свой духовный опыт.
Замечательный проповедник, святитель Иннокентий говорил: «Только тот, кто избыточествует верою и любовью, может иметь уста и премудрость, ей же не возмогут противиться сердца слушающих».
Начав апостольские труды приходским священником, святитель Иннокентий завершил их на кафедре Московских первоиерархов (с 5.01.1868 по 31.03.1879). Преданный воле Божией в течение всей жизни, он оставил завет веры своим преемникам, указав на слова пророка: «От Господа стопы человеку исправляются» (Пс. 36, 23).
7 апреля 1948 г. создана Всемирная организация здравоохранения (World Health Organization, WHO). За время, прошедшее с того исторического момента, членами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) стали 194 государства мира. Ежегодное проведение Дня здоровья началось с 1950 г.
Каждый год Всемирный день здоровья посвящается глобальным проблемам, стоящим перед здравоохранением планеты и проходит под разными девизами. Так, в 2012 году темой Всемирного дня здоровья была – «Старение и здоровье», а лозунг этого дня – «Хорошее здоровье прибавляет жизни к годам». А в этом 2013 г. темой выбрана гипертония. Гипертония развивается в мире более, чем у 40%, взрослых людей. Гипертония, или высокое кровяное давление, повышает риск развития инфаркта, инсульта и почечной недостаточности и может также приводить к слепоте, аритмии и сердечной недостаточности. Но гипертонию можно предотвращать и лечить.
В Евангелии мы многократно видим, что сначала происходит прощение грехов, потом духовное исцеление, потом телесное. Духовное исцеление часто является залогом и причиной исцеления телесного. Об этом надо помнить всегда, и особенно в эти дни Великого поста.
7 апреля 1994 года для России был зарегистрирован домен — .Ru — и внесен в международную базу данных национальных доменов верхнего уровня. Таким образом, Россия официально стала государством, представленным в Интернете. Уже в первый день существования зоны в ней были зарегистрированы первые доменные имена.
До этого все отечественные ресурсы Сети, начиная с 1991 г., размещались в международных доменах и в зоне .SU. Однако, после распада Советского Союза началась работа над созданием доменов новых независимых государств, и со временем появились 15 доменов для бывших советских республик.
Сегодня в России введен еще один домен — .рф — национальный домен верхнего уровня для Российской Федерации. Это первый в Интернете домен на кириллице. Отличием от введённого ранее домена «.ru» является то, что в домене «.рф» все имена второго уровня пишутся исключительно кириллицей. Регистрация имён в новой зоне для государственных структур и владельцев торговых знаков началась в ноябре 2009 г., а с ноября 2010 г. доступна для всех желающих.
… Собственно, благодаря Рунету, Вы и читаете этот текст.
Международный день движения сопротивления
Праздник посвящен всем, кто противодействовал фашистам во время Второй мировой войны на захваченных ими территориях. Действия участников движения способствовали победе антигитлеровской коалиции и приблизили нашу победу. Наибольший размах движение сопротивления приобрело на территории Советского Союза, в Италии, Польше, Франции, Югославии, Болгарии и ряде других стран. В некоторых странах (Югославия, Польша, Чехословакия, Франция, Бельгия, Италия, Греция, Албания, Вьетнам, Филиппины) движение сопротивления переросло в национально–освободительную войну против фашистских захватчиков. Вспомним, и помолимся за всех, кто участвовал в движении сопротивления, и за всех, кто участвовал в этой войне. И оглянемся вокруг: всё меньше и меньше остаётся в живых этих участников.
Международный день освобождения узников фашистских концлагерей
11 апреля 1945 года узники Бухенвальда подняли интернациональное восстание против гитлеровцев и вышли на свободу. Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них 5 миллионов — граждане Советского Союза. Вспомним и помолимся о них.
Митр. Антоний Сурожский приводит в своих книгах такую молитву, написанную в концлагере: «Мир всем людям злой воли! Да престанет всякая месть, всякий призыв к наказанию и возмездию… Преступления переполнили чашу, человеческий разум не в силах больше вместить их. Неисчислимы сонмы мучеников… Поэтому не возлагай их страдания на весы Твоей справедливости. Господи, не обращай их против мучителей грозным обвинением, чтобы взыскать с них страшную расплату. Воздай им иначе! Положи на весы, в защиту палачей, доносчиков, предателей и всех людей злой воли – мужество, духовную силу мучимых, их смирение, их высокое благородство, их постоянную внутреннюю борьбу и непобедимую надежду, осушавшую слезы, их любовь, их истерзанные, разбитые сердца, оставшиеся непреклонными и верными перед лицом самой смерти, даже в моменты предельной слабости… Положи все это, Господи, перед Твоими очами в прощение грехов, как выкуп, ради торжества праведности, прими во внимание добро, а не зло!»
12 апреля 1961 года гражданин Советского Союза старший лейтенант Ю. А. Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облет Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полётов. Полёт длился 108 минут.
В Советском Союзе праздник установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 г. В этот же день отмечается Всемирный день авиации и космонавтики согласно протоколу 61-й Генеральной конференции Международной авиационной федерации (ноябрь 1968 г.), и решению Совета Международной авиационной федерации (апрель 1969 г.).
Имя Героя Советского Союза Юрия Гагарина широко известно во всём мире. Мы продолжаем лидировать в космической отрасли. Но всё больше стран всё активнее осваивают космос. Вокруг Земли обращаются десятки тысяч искусственных спутников, искусственные спутники появились у Луны, Юпитера, Сатурна, Меркурия и даже у астероида (433 Эрос). Ведутся постоянные исследования на международной орбитальной космической станции. Космос исследуется космическими зондами, работают космические телескопы. Идут исследования планет Солнечной системы. Развивается космический туризм. И т.д.
День мецената и благотворителя в России
13 апреля 70 г. до Р.Х. родился Гай Цильний Меценат, имя которого стало нарицательным для благотворителей. Впервые праздник состоялся в 2005 г. по инициативе Эрмитажа, комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга и редакции альманаха социального партнерства «Русский меценат». Праздник, как правило, проходит в виде представления благотворительных проектов. Часть проектов отражается в специальном тематическом номере альманаха «Русский меценат». Это единственное издание, посвященное теме социального партнерства и благотворительности на постсоветском пространстве.
В этот день мы должны вспомнить наших благодетелей, помолиться за них, выразить им свою благодарность. Это хороший день для того, чтобы принять участие в каком-нибудь благотворительном проекте, как, впрочем, и любой другой день. Этот день — ещё одно напоминание нам о необходимости дел милосердия, милостыни, благотворительности.
Сейчас идёт Великий пост. А в этом году на этот день ещё и пришлась родительская суббота. Дела милосердия — важная составляющая поста. «Милости хочу, а не жертвы», - говорит нам Господь.
Назад к списку
Новости
- Календарь: Неделя 17я по Пятидесятнице
- 25 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 18й по Пятидесятнице.
- Календарь: Неделя 16я по Пятидесятнице
- 18 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 17й по Пятидесятнице.
Объявления
- Храму срочно требуются
- 03 Февраль 2016
Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.
Обращаться к настоятелю о. Владимиру
- Внимание!
- 18 Май 2012
Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.