Крестовоздвиженский храм в Самаре - 31.03.13-06.04.13 Григория Паламы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

31.03.13-06.04.13 Григория Паламы

 

в началоЕвр.1:10-2:3

10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих;

11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,

12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

13 Кому когда из Ангелов сказал [Бог]: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

...2:1 Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.

2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,

3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими [от Него],

в начало вверхвниз Евр.7:26-8:2

26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес,

27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся [в жертву] Себя Самого.

28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, [поставило] Сына, на веки совершенного.

...8:1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах

2 и [есть] священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.

в начало вверхвниз Мк.2:1-12

1 Через [несколько] дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.

2 Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.

3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;

4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю [дома], где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.

6 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:

7 что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

8 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?

9 Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?

10 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - говорит расслабленному:

11 тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

в начало вверхвниз Ин.10:9-16

9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.

15 Как Отец знает Меня, [так] и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

в начало вверхвниз Во второе воскресение Великого поста Русская Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов - святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского, жившего в 14 веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. Указав в предшествовавшее воскресенье на обо́жение как цель христианского делания, теперь Церковь говорит о его плодах, о преображении человека, при котором он начинает светиться Божественным светом. Потому и на иконах святых угодников Божиих вокруг их головы изображается сияние, или нимб.

Апостольское чтение недели говорит о Иисусе Христе как истинном Боге (Евр.1:10-2:3) и истинном, совершенном и вечном Первосвященнике (Евр. 7:26-8:2). Постараемся не отбиться от малого стада и будем следовать за Пастырем Добрым, истинным Богом и Первосвященником, к той цели, к которой Он ведёт, в смирении и терпении предав себя в Его волю. Не отставая, не стараясь свернуть в сторону или забежать вперёд. И в этом нашем теперешнем подвиге поста.

Воскресное евангельское чтение (Мк.2:1-12) рассказывает нам о исцелении расслабленного. Его несли четверо, и пробиться с ним к Иисусу было очень сложно, практически невозможно. И тогда те, кто несли расслабленного, прокопали глиняную кровлю, разобрали потолок и на веревках спустили расслабленного к ногам Иисуса. Ясно, что эти люди любили больного. Они страстно желали для него исцеления и верили, что единственная для этого возможность - помощь Господа Иисуса Христа. Во что бы то ни стало надо было положить расслабленного пред Ним. Они не остановились ни перед чем, и добились своего! Расслабленный был исцелен.

Это урок нам всем. Как часто мы свои благие начинания, в области ли спасения души, в области ли устройства внешней и общественной жизни, не доводим до конца, останавливаясь перед очередными трудностями. Но надо помнить, что Бог попускает нам лишь те испытания и трудности, которые нам по силам с Его помощью.

Настойчивость, упорное стремление к цели особенно важны в духовном развитии. Церковь напоминает нам об этом в нашем нынешнем подвиге поста. Духовная жизнь развивается органически, постепенно и требует постоянных, непрерывных, длительных усилий воли. Усилия же чрезмерные могут вызвать надрыв, срыв. Они только повредят, а то и погубят всё дело. На третий этаж не вскочишь, надо подниматься по лестнице, ступенька за ступенькой.

    Святоотеческое наследие учит о трёх условиях правильного духовного развития:
  • Единство цели. Так, нельзя служить Богу и мамоне. Вся земная жизнь Господа была служением Отцу, и никогда - служением Себе.
  • Полное отречение от себя и отдача своей жизни в волю Божию.
  • Терпение. Как часто мы хотим всё сразу и сейчас. На второй день после обращения к Богу мы уже хотим быть святыми.

Во втором евангельском чтении (Ин.10:9-16) Господь Иисус Христос показывается как Добрый Пастырь, мудрый, заботливый, самоотверженно любящий Своё стадо, готовый за него положить жизнь Свою. Как Он знает Своё стадо, так и стадо Его знает Пастыря своего.

в началовверхвнизНа этой седмице:

Кирилл Иерусалимский31/18 марта: Свт. Григория Паламы (переходящее празднование во 2-е воскресение Великого поста).

Свт. Кирилла, архиепископа Иерусалимского. Из творений святителя Кирилла особенно известны 23 поучения (18 огласительных для готовящихся принять Крещение и 5 для новокрещеных). В древности Великий пост был также временем подготовки многих оглашенных к Крещению в канун Пасхи. В основе огласительных поучений лежит подробное разъяснение Символа веры. Святитель наставляет записать Символ веры «на скрижали сердца». Свт Кирилл учит: «Члены веры составлены не по человеческому измышлению, но из всего Писания собрано все важнейшее и таким образом составлено одно вероучение. Как горчичное семя в малом зерне заключает множество ветвей, так точно и вера в нескольких изречениях совмещает все учение благочестия Ветхого и Нового Завета».

Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских (переходящее празднование во 2-е воскресение Великого поста).

И конечно в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Да будут они нам примером. Вечная им память и слава!

Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских6 апреля / 24 марта: Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы.

Эта суббота — родительская, но в честь праздника заупокойная служба отменяется.

2 апреля отмечается День единения народов России и Беларуси. В этот день в 1996 г. президенты России и Белоруссии подписали в Москве Договор «Об образовании Сообщества России и Белоруссии». Ровно через год, 2 апреля 1997 г., был подписан Договор «О Союзе Беларуси и России». Договор «О Союзе Беларуси и России» прекратил действие с момента вступления в силу Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. Благослови, Господи, братский союз наших народов!

2 апреля, в день рождения замечательного сказочника Ганса Христиана Андерсена, во всём мире отмечается Международный день детской книги. Этот праздник установлен в 1967 г. по инициативе и решению Международного совета по детской книге (International Board on Books for Young People, IBBY). Давайте позаботимся о том, чтобы наши дети читали хорошие книги, и читали больше!

в началовверхвнизСвт. Феофан Затворник. Неделя вторая поста. (Евр.1:10-2:3; Мк.2:1-12).

«Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин.10:9). Это то же, что в другом месте говорит Господь: «никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин.14:6). И еще ближе подтвердил Он то же, когда сказал: «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Тот и христианин, кто весь во Христе, и кто, что ни имеет в себе ценного, все то от Христа имеет. Оправдание у него Христово, и тело его тоже Христово. Спасающийся потому спасается, что облечен во Христа. В этом только положении он имеет доступ к Отцу. Мы — отпадшие от Бога и за то подгневны. Только тогда правда Божия отступает и милость Его простирается к нам и нас приближающихся принимает, когда мы приближаемся во Христе и о Христе. Печать Христова отпечатлевается на всем естестве христианина, и носящий ее пойдет посреди сени смертной и не убоится зла. Для того, чтобы быть такими, мы имеем таинства — крещение и причащение, посредствуемое у грешащих по крещении покаянием. Но это от лица Господа; с нашей же стороны, для принятия их, должны образоваться в духе приимательные расположения — вера, которая исповедует: я погибший и спасаюсь только Господом Иисусом Христом; любовь, которая ревнует все посвящать Господу Спасителю, ничего не щадя; упование, которое, ничего от себя не чая, уверено, что не будет оставлено Господом, но всякую будет иметь от Него помощь — и внутреннюю и внешнюю — во всю жизнь, пока взято будет туда, где Он Сам.

в началовверхвниз Митр. Антоний Сурожский. Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Подготовительные седмицы к Великому посту ставят нас перед лицом нашей греховности; Великий же пост, который в песнях церковных называется весной духовной, зовет нас духом подняться, в сердце и в уме расцвести радостью и благоговением перед Христом и Его спасительным делом – ведь мы спасены, потому что мы Им любимы, – и перед великими чудесами и делами Господними. В сегодняшнем апостольском и евангельском чтениях нам открывается Божество, несравненность и величие Спасителя. Кто может прощать грехи на земле, как только Бог? – спрашивают люди. И Спаситель, совершая чудо перед ними, утверждает, что так же, как Он может восстановить человека в плоти его, так же может Он восстановить и его цельность духовную, простив всякий грех, очистив от всякой нечистоты, восстановив в нем во славе и красоте Божий образ.

И еще: каждое воскресенье Великого поста будет говорить нам о том, как Господь изливает на нас Свою Божественную благодать. И мы называем ее Божественной по учению Православной Церкви, провозглашенному Святым Григорием Паламой, чей день мы сегодня празднуем. Он провозгласил, на основании опыта святых, что благодать Всесвятого Духа не есть нечто тварное, как это утверждают западные Церкви, а Самое Божество, изливающее на тварь, пронизывающее тварь до самых глубин, и делающее человека, по слову апостола Петра, причастником Божественной природы (2Пет.1:4). Это учение, основанное на личном опыте святых и на опыте всей Церкви в ее совокупности, является, может быть, самой великой нашей радостью: мы способны не только стать духоносными в каком-то переносном смысле, но подлинно богоносными, став, через благодать, которая есть Самое Божество, причастниками Божественной жизни и Божественной природы. Это – слава человеческая, это – призвание наше; и поэтому говорит и святой Ириней Лионский, что слава Божия, сияние Божие, Божие торжество – это человек, выросший в полную меру своего величия. Это наше призвание, это голос Божий, обращенный к нам, зовущий нас стать тем, чем Бог нас задумал, стать тем, чем Он нас восхотел.

Вступим же в Великий пост так, чтобы вырасти в полную меру нашего человеческого достоинства, чтобы в нас воссияла слава Божия и чтобы через нас эта благодать распространилась и на всю вселенную, потому что апостол Павел говорит, что вся тварь стонет в ожидании момента, времени, когда явится слава сынов Божиих, когда человек станет достойным своего звания и всю тварь введет в Царство Божие. Аминь!

в началовверхвнизЕп. Митрофан (Зноско-Боровский). Неделя 2-я Великого поста

Сегодня 2-ое воскресенье Великого Поста, посвященное памяти св. Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Особое внимание, в своих трудах, посвятил святитель Григорий новозаветному учению о человеке.

«Человек создан по образу и подобию Божию» и к нему обращены слова Христовы: «будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершен».

И надлежит нам с вами, вступающим в 3-ю седмицу Великого Поста, говорить о значении поста в благом и святом деле стремления к нашему духовному совершенству.

В «образе Божием» даны нам те духовные качества, те свойства и способности, которыми человек безмерно возвышается над всем живущим. В «подобии» даны силы к развитию этих качеств, свойств и способностей, роднящих нас с Богом. Дорогие мои, великим помощником в этом труде над собой, труде ведущем человека к духовному совершенству, является пост. Пост, это — день после ночи, это — свобода после рабства плоти, это — облегчение тягот нашего неразумия.

Мы вошли в отверстые двери Великого Поста. Вошли с желанием омыться, чтобы обрести душевный мир, обрести радость жизни, и чтобы вернуться к Господней заповеди о любви к Богу и ближнему. «Все мы любим жизнь, — говорит батюшка Иоанн Кронштадтский, — хлопочем о счастливой жизни, а у самих жизнь тлеет в страстях... и тягостно на душе, пусто. Отчего? Да оттого, что не там, где надо, ищем жизнь». И еще говорит нам тот же батюшка: «Не смешивай человека — этот образ Божий — со злом, которое в нем, потому что зло есть только случайное несчастье, болезнь, мечта бесовская, но существо человека — образ Божий — все-таки в нем остается».

Вошли мы в отверстые двери поста. Чего требует от нас пост? — Он требует раскаяния и исправления жизни. Что дает нам пост? — Он дает нам всепрощение от Отца Небесного, дает мир душевный и крепость духа. А что обещает нам пост? — Он обещает нам радость в этой жизни, даже при скорбях и тяжких испытаниях, и блаженство в вечных обителях Отца Небесного. «Да не смущается сердце ваше, в доме Отца Моего обителей много... Я иду приготовить место вам», — сказал Христос ученикам Своим пред Голгофой.

На пост восстает лишь плоть: не хочется плотскому человеку оставить для плоти привольную жизнь, вот и поднимается жалоба на пост. А что такое пост? — Это воздержание и строгость к себе.

Пост дан нам, чтобы раскрыть, возбудить и развить в себе духовную жизнь. Пост помогает нам подняться над материей, над нашей чувственной природой. Пост открывает нам бездну нашей слабости без Бога и пробуждает в нас желание молитвы, развивает и чувство смиренной молитвы. Пост приводит нас также и к сознанию братства во Христе всех верующих, пробуждает в нас чувство ответственности пред Богом и пред всеми людьми, нашими во Христе братьями.

Вошли мы с вами во врата поста со смиренным чувством, прося друг у друга прощения. Не бойтесь смирения. Смирение это — благодатное средство против самости, против гордыни и болезненного самолюбия. Смирение это — меч против огня злобы, так обильно ныне пожирающего людские сердца и вселяющего в них адские муки. Смирение это — благодатное тихое дуновение Святого Духа, умиряющее и охлаждающее грехами воспаленное сердце наше.

Помоги же всем нам Господь течение поста с пользой совершить: главы невидимых змиев сокрушить и победителями греха, корень которого в нашем плотском мудровании, явиться.

Аминь.

в началовверхвнизИеромонах Мефодий. Неделя 2-я Великого Поста: Грех

Современный христианский мир почти утратил совесть и чувство греха. В наши дни мало кто расценивает свои личные поступки, действия и намерения с точки зрения праведности или греховности. Все мы как то привыкли считать себя «грешниками» не в смысле смиренного сознания недостоинства своего пред Богом, а в том смысле, что мы не «святые», а, следовательно, и не можем, да и не обязаны быть праведными. Ужас греха редко когда обнажается во всем своем отвратительном безобразии пред нашим духовным взором. Этот взор слишком затуманен, слишком «очарован» соблазнами жизни, слишком привык блуждать по суете.

А вместе с тем в просветленном христианском сознании поистине ужасны и отвратительны те «мелкие» (как мы их часто называем) наши грехи, которые стали постоянными спутниками нашей повседневной жизни. Те незначительные, по нашему мнению, нарушения евангельских заповедей, на самом деле делающие для нас не обязательным и самый евангельский закон.

Ведь наша христианская нравственность раскрывается нам в любви. Бог есть Любовь... Пребывающий в Боге ради любви и несет на себе иго нравственного закона, того закона, который рождается от любви, живет любовью и ведет в царство любви. Поэтому-то грех против христианского нравственного закона не есть формальное нарушение высшей воли, а есть грех против любви. Поэтому-то, по выражению молитвы перед причащением, согрешить, значит - «опечалить» Духа Святаго.

Любящий сын, не исполнив воли отца, не столько боится самого неисполнения, но того боится, что он согрешил против союза любви, что он внес неискренность, ложь в этот союз, что он «осквернил» чистые и искренние отношения.

Адам, когда согрешил, прежде всего, скрылся от лица Божия, ибо осквернил он узы любви и стыдно ему было предстать пред очи Божественной Правды.

Отсюда и слепая наивность современных христиан, желающих совместить служение Богу и собственной прихоти: «Господь добрый... Он все простит... все покроет... Не убил, не ограбил, а все остальное - мелкие грехи».

Помни христианин... Бог есть Бог-Ревнитель... Он часто сокрушает тебя, часто бросает тебя между молотом и наковальней, чтобы испытать силу твоей любви. Но Он никогда не откроется тебе, если ты будешь равнодушно служить Ему холодным сердцем и холодной душой. Если ты будешь искать способа служения чтобы тебе было удобней и выгодней. Берегись греха... Знай, что грех есть, прежде всего, осквернение святыни, изгнание Бога из человеческой души.

«... К Тебе, о Боже мой, возношу душу мою и сердце мое, не попусти погибнуть созданию Твоему, но избавь меня от единственного и величайшего зла - греха», молитвенно взывал Киевский иеросхимонах Парфений. И в этом воззвании его поистине открывалась горящая любовью к Богу христианская душа, познавшая ужас греха и скорбь «опечаления» Духа Святого.

в началовверхвнизО великом посте (продолжение). Самым светлым, красивым, поучительным и трогательным временем в православном календаре является период Великого поста и Пасхи. Мы ответим на некоторые вопросы, связанные с Великим постом. Так как материала много, публикация разделена на несколько номеров газеты. По материалам Патриархии.ru.

Полностью с материалами о посте Вы можете познакомиться в разделе Воцерковление.

Во время Великого поста мы должны особенно сосредоточиться на нашей духовно-молитвенной жизни, резко сократить внешние развлечения и попечения, постараться сделать наши отношения с ближними более глубокими, содержательными, исполненными любви и жертвенности с нашей стороны.

Пост предполагает большую меру нашей ответственности. Если в другое время мы зачастую потакаем себе, снисходим к себе, то во время поста всякое саможаление следует пресекать.

Старайтесь ежедневно выполнять утреннее и вечернее молитвенное правило. Хорошо было бы каждому добавить в него на время поста молитву св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко Живота моего...». Она многократно читается в храме в будничные дни Великого Поста. Можно порекомендовать и вычитывание дома хотя бы некоторых частей из каждодневных последований Триоди Постной (каноны, песнопения, молитвы, стихиры,...).

Очень важно в Великий пост бывать не только на субботних, воскресных, но и на будничных богослужениях, потому что особенности богослужебного строя Великого поста познаются только на будничных службах. Каждый должен постараться хотя бы несколько раз за Великий пост найти возможность выбраться на будничные великопостные службы.

Пост есть время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощение своих грехов (говением и исповедью) и достойно причаститься святых Христовых Тайн. Во время Великого поста исповедуются и причащаются хотя бы один раз, однако следует постараться поговеть и принять святые Тайны Христовы трижды: на первой седмице Поста, на четвертой и на Страстной - в Великий четверг.

в началовверх

Григорий ПаламаСвятитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 г. в Малой Азии. Отец св. Григория стал крупным сановником при императоре Андронике II Палеологе , но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании мальчика. Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством преп. Никодима Ватопедского принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство.

Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество. После преставления старца Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешёл в Лавру преп. Афанасия. Здесь он прислуживал за трапезой, а затем стал церковным певцом. Но через три года (1321), стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве – умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников 4 века Евагрия Понтийского и преподобного Макария Египетского. После того, как в 11 в. в трудах Симеона Нового Богослова подробное освещение получили молитвенные приёмы умного делания, оно было усвоено афонскими подвижниками. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. покой, молчание), а сами практикующие его стали называться исихастами. За время пребывания в Глоссии будущий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни. В 1326 г. из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.

Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу – совершал богослужение и произносил проповеди. Его поучения часто вызывали у предстоящих в храме умиление и слезы. Однако полная отрешённость от общественной жизни святителю была несвойственна. Иногда он посещал богословские собрания городской образованной молодежи во главе с будущим Патриархом Исидором. Возвращаясь как-то из Константинополя, он обнаружил близ Солуни местечко Верии, удобное для уединенной жизни. Вскоре он собрал здесь небольшую общину монахов-отшельников и руководил ею в течение 5 лет. В 1331 г. святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333 г. он был назначен игуменом Есфигменского монастыря в северной части Святой Горы. В 1336 г. святитель вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни.

Около 1330 г. в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Автор трактатов по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор, он получил кафедру в столичном университете. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Путешествуя с Афона в Солунь, оттуда в Константинополь и затем снова в Солунь, Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приёмах и о духовных озарениях.

Святитель Григорий, по просьбе афонских монахов, обратился сначала с устными увещаниями. Но, видя безуспешность подобных попыток, он письменно изложил свои богословские доводы. Так появились «Триады в защиту святых исихастов» (1338). К 1340 г. афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама – «Святогорский томос». На Константинопольском Соборе 1341 г. в храме Святой Софии произошёл спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 г. Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворёнными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.

Но споры между паламитами и варлаамитами на этом не кончились. Ученик Варлаама монах Акиндин и Патриарх Иоанн ХIV отстаивали точку зрения Варлаама. К ним прислушивался и император Андроник III. Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория и афонских монахов виновниками церковных смут. Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Тогда Патриарх отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В 1347 г., когда Иоанна ХIV на патриаршем престоле сменил Исидор, свт. Григорий Палама был освобождён и возведён в сан архиепископа Солунского. В 1351 г. Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения.

Солуняне приняли святителя Григория не сразу, он вынужден был жить в разных местах. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок. Святителя Григория в течение года продавали в различных городах как пленника, но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христианской веры. Лишь за три года до кончины вернулся он в Солунь.

Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами «В горняя! В горняя!» святитель Григорий Палама мирно преставился 14 ноября 1359 г.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления