Крестовоздвиженский храм в Самаре - 17.03.13-23.03.13 Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

17.03.13-23.03.13 Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье.

 

в началоРим.13:11-14:4

11 Так [поступайте], зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.

12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.

13 Как днем, будем вести себя благочинно, не [предаваясь] ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;

14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.

14:1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.

2 Ибо иной уверен, [что можно] есть все, а немощный ест овощи.

3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.

4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.

в началовверхвнизМф.6:14-21

14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,

15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,

18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,

20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,

21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

в началовверхвнизЗаговение на Великий пост.

Последнее воскресенье перед Великим Постом называется Сыропустным (сыро-отпустным), потому что в этот день мы в последний раз перед постом едим сырную (молочную) и вообще скоромную пищу.

Ещё воскресенье называется Прощёным, так как вступая в пост, верующие просят прощения и прощают друг друга, кто чем кого обидел или согрешил. Ибо сказано в Евангелии: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5: 23-24). «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14-15).

В этот день воспоминается событие изгнания наших прародителей из рая. Именно заповедь поста нарушили наши прародители, и греховная порча проникла во весь человеческий род. С той поры дьявол получил доступ к сердцу человека. Совершенное творение Божие - человек, не ведавший прежде ни злобы, ни печали, - стал подвержен страстям. И Господь, начиная Своё служение на земле, сорок дней и ночей постился в пустыне, Своим примером напоминая нам о благотворности и обязательности поста перед любым важным делом.

Великий пост — семинедельный пост в честь Спасителя, и последняя Страстная седмица его установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа. Следует помнить, что пост - не только воздержание в пище и плотской жизни, дисциплина тела, но дисциплина духа, усиленная духовная работа. Без молитвы и покаяния пост становится просто диетой. Пост - это совершенствование себя духовно и телесно, а не саморазрушение. Пост должен быть по силам. Пожилым, больным людям, детям, беременным женщинам, людям, очень напряжённо работающим, тяжесть поста может уменьшаться.

Церковь в эту неделю в чтениях из Священного Писания, так и в молитвах и песнопениях разъясняет верующим, в чем состоит истинный пост и покаяние.

Апостольское воскресное чтение (Рим.13:11-14:4) напоминает нам, что Спаситель искупил всех нас Своей Жертвой и заложил семя, закваску — Свою Церковь. Поэтому наступило время, надлежащее для поста и покаяния, и особенно эти слова относятся к наступающему времени Великого Поста. Апостол Павел наставляет «вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастью и распутству, ни ссорам и зависти» и прявлять милость и снисхождение к ближнему.

Евангельское чтение (Мф.6:14-21) наставляет нас в добродетелях, без которых невозможно провести пост в чистоте и святости: незлобии, прощении обид и оскорблений, телесном посте, милостыне. Все мы грешники и нуждаемся в отпущении грехов. И как мы (не)прощаем, так и нам простит Отец. Слово Божье не только предписывает пост, но и научает, как поститься, отдельное внимание уделяя незлобию, прощению обидчиков, милости и нестяжательству.

Итак, с готовностью Закхея принять в храм своей души Господа, со смиренно-покаянной молитвенностью мытаря, с решимостью блудного сына покаяться и исповедаться пред Отцом Небесным, с любовью и всепрощением к ближнему призывает Церковь вступить в дни Святой Четыредесятницы.

в началовверхвнизНа этой седмице:

22/9 марта: Святых 40 мучеников Севастийских (ок. 320).

23/10 марта: переходящее празднование в 1-ю субботу Великого поста - Великомученика Феодора Тирона (ок. 306).

И конечно в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Да будут они нам примером. Вечная им память и слава!

в началовверхвнизСвт. Феофан Затворник. Сыропустная неделя. (Рим.13:11-14:4; Мф.6:14-21).

«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Какой простой и подручный способ спасения! Прощаются тебе согрешения под условием прощения прегрешений против тебя ближнего твоего. Сам, значит, ты в своих руках. Переломи себя и от немирных чувств к брату перейди к искренно мирным, — и все тут. Прощеный день, какой это великий небесный день Божий! Когда бы все мы как должно пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества, и земля сливалась бы с небом.

в началовверхвнизАрхиеп. Василий (Кривошеин). Прощеное Воскресенье

В предыдущие воскресенья, Церковь, посредством читаемых Евангелий, нам предлагала разные добродетели ввиду Поста: смирение, раскаяние, любовь. Сегодня она настаивает на обоюдном прощении, потому что это необходимое условие, чтобы Господь простил и нас.

Прощение касается не только личных обид, но также наших общих грехов. Сегодняшнее воскресенье имеет как бы двойное значение, потому что вспоминает и об общем грехе, в котором мы все повинны и к прощению которого Господь указывает нам путь.

Великий Пост нам дает возможность измерить то расстояние, которое отделяет нас от Бога. Но этот путь не только скорбен, он также радостен, так как в конце его нас ждет Сам Бог. Мы все — грешники, но Господь ведет нас к Своему Воскресению.

Мое пожелание вам — провести этот Пост в страхе Господнем, но не в страхе раба, а в страхе любящего сына, боящегося огорчить Отца.

в началовверхвнизМитр. Антоний (Храповицкий). В Неделю Сыропустную. (Прощеное Воскресенье; Мф. 6:14-21).

«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный». Мысль высказана определенно и законченно. Сегодняшний день особо посвящен прощению и примирению друг с другом.

Просить прощения не так легко. Часто говорят: простите, извините, когда нечаянно наступают вам на ногу или нечаянно загородили дорогу. Но мы не об этом говорим, а о том настроении, о котором говорится в Евангелии, когда один человек говорит другому: «каюсь» (Лк. 17:4). Так просить прощения — не легко: это труд и жертва. Надо вырвать из сердца дурное чувство отделенности, охлажденности и непримиренности. Просить прощения не легко потому, что упорно сидит в нас бесенок самолюбия, гордости и амбиции. Вот эти чувства и надо тщательно и упорно изгонять. Их надо вырвать из сердца. Это не формальность, а подвиг покаяния и примирения. Люди, не пригревшие в своем сердце страшной змеи гордости, легко просят прощения. Добрые люди всегда готовы к этому и был обычай, когда священник скажет «Святая Святым», обращаться друг ко другу со словами:  «Простите меня, отцы и братья, если согрешил во дни сем словом или делом» и кланяться на обе стороны. Но почему так трудно исполнить этот обычай образованному человеку? Из-за его самолюбия, из-за того, что почти каждый из них находится под влиянием не православных, не церковных, не христианских настроений. Простые люди, свободные от последних, легко примиряются и просят прощения.

Когда кто распнет свою гордость, то его посетит благодать и если даже он потом снова поссорится, то не так сильно, а на половину меньше душой его овладеет зло. Просьба о прощении — настроение спасительное. Даже если пьяница, возбуждая смех, кланяется и просит прощения, его душа не погибнет.

Особенно миритесь с домашними, для ссоры с которыми было больше причин или поводов. Кто привык просить прощения — умрет после покаяния и примирения.

Самолюбие, ожесточенность, отдаленность, гордость — все это сорная трава, которую надо тщательно выпалывать, стараясь вырвать ее с корнем, иначе она снова прорастет и заглушит и погубит добрые злаки.

Спешите просить прощения, не разбирая кто прав и кто виноват.

Если бы от вас просили подвига самобичевания, то понятно если бы вы заколебались. Тут же за делом мира, тотчас последует отрадное чувство примирения.

Да удостоит нас Господь подвизаться в семь подвиге.

Простите мя, отцы и братия, если согрешил словом или делом.

в началовверхвнизПрощеное ВоскресеньеМитр. Иларион (Алфеев). «Ночь прошла, а день приблизился»

«Ночь прошла, а день приблизился» (Рим.13:12). Этими словами апостола Павла Церковь вводит нас в Великий пост. Начинается пост с того, что мы должны всех простить и быть всеми прощены. Что же такое — прощение, которое мы будем просить у наших ближних и у Бога?

Простить кого-то иногда бывает легко, а иногда очень трудно. Как правило, нам легче простить всех — точнее, тех, кто не находится в непосредственной близости. Гораздо труднее простить тех нескольких людей, которые рядом с нами, может быть, того одного человека, который, как «жало в плоть», как «ангел сатаны», отравляет нашу жизнь. Иногда мы говорим: «Я готов простить всех, кроме одного человека, который сделал мне слишком много зла». Но до тех пор, пока мы не простим этого единственного человека, который стоит на пути между нами и Богом, преграждая нам доступ к Богу из-за того, что мы не примирились с ним, до тех пор ночь не пройдет, и день не приблизится.

Ибо ночь — это когда мы помним обиды, когда червь злопамятства гложет наше сердце, когда память о причиненном нам ущербе не дает нам спокойно жить. А день — это когда мы со всеми в мире и готовы простить даже тех людей, которые так глубоко нас ранили, так глубоко оскорбили, что не хватает нам человеческих сил, чтобы примириться с ними. И мы должны просить Бога, чтобы Он совершил чудо и преобразил нашу душу, дав нам силы прощать тех обидчиков, которых мы по человеческим меркам простить не в силах.

Сегодня, в Прощеное воскресенье, мы ждем, что будем прощены теми, кого невольно оскорбили, кому причинили зло. Мы виноваты перед многими — друг перед другом, перед своими близкими. Часто, живя в одной семье, люди годами не могут примириться друг с другом. Случается, что, работая в одном месте, люди подолгу не разговаривают друг с другом, не здороваются, потому что не могут примириться. Но пока не наступит примирение, ночь не пройдет, и день не приблизится. Если же нам не хватает собственных сил осознать, в чем мы виноваты перед другими людьми, будем просить Бога, чтобы Он открыл нам, в чем и за что должны мы просить прощения у ближних.

Не только у ближних, но и у Самого Бога мы сегодня просим прощения. За то, что живем не так, как Он повелел. За то, что сила Божия не явлена через нас миру. За то, что, будучи христианами, мы по делам своим нередко оказываемся хуже неверующих, хуже язычников. За то, что любовь Божия не изливается через нас на ближних. За то, что неверны мы заповедям Божиим. За то, что пропасть лежит между тем, что мы есть, и тем, чем мы должны быть. За все это мы должны просить прощения у Бога.

Сегодня мы должны не только испросить прощения у Бога, но и «простить Бога» за все то, что, по нашим человеческим меркам, кажется несправедливостью. Разве не бывает с нами, что в момент какой-то катастрофы, какого-то крушения, в момент, когда происходит нечто такое, с чем мы не можем примириться, мы спрашиваем у Бога: «Где же Ты? Как Ты допускаешь это?» Например, когда близкий, бесконечно дорогой нам человек уходит — во цвете лет, внезапно, словно Бог «похищает» его у нас без предупреждения. Пережив такое потрясение, человек может «замкнуться» по отношению к Богу, затаив на Него обиду, потеряв к Нему доверие. Тогда человек начинает воспринимать Бога не как милостивого и любящего Отца, но как жестокого и непредсказуемого в своих действиях Властителя. На место любви тогда приходит страх. Бывает, что рана с годами затягивается, а тень недоверия человека к Богу остается. Но пока мы не примиримся со всем тем, что Бог по отношению к нам совершил, сколь бы горьким и болезненным это ни было, пока не скажем, подобно Иову: «Бог дал, Бог взял, да будет имя Господне благословенно», — ночь не пройдет, а день не приблизится.

Подумаем о том, что наша жизнь в земной, человеческой перспективе — совсем не то, что в перспективе божественной: мы видим свою жизнь не так, как видит ее Бог. Часто Господь ждет от нас гораздо большего, чем мы ждем от себя сами. Именно поэтому Он иногда посылает нам испытания, которые кажутся нам жестокими и несправедливыми, но на самом деле являются вразумительными, благотворными и спасительными.

Подумаем также о том, что земная жизнь дана нам только один раз: у нас нет возможности ее прожить на черновик, а потом пережить набело. Все, что мы не успеем сделать сегодня, мы не успеем сделать никогда. Поэтому примириться друг с другом и с Богом мы должны сегодня. И тогда уже сегодня наша жизнь преобразится, уже сегодня воссияет для нас солнце, и ночь пройдет, а день приблизится...

в началовверхвнизАдамово изгнаниеПротоиер. Алексей Уминский. Адамово изгнание

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Последнее воскресенье перед Великим постом посвящается изгнанию из Рая прародителей, Адама и Евы, когда произошло страшное катастрофическое событие грехопадения. Человек отпал от Бога.

Господь, как знает каждый христианин, сотворил всечеловека Адама, как и каждого из нас, по Своему образу и подобию. Образом своим мы призваны являть Бога. Нам дарованы Божественные свойства, все то, что Господь имеет, как Свои вечные блаженные качества: любовь, свобода, творчество, милосердие, всемогущество, всеведение, всезнание, вездесущие, бессмертие… это бесконечно можно перечислять, это даже то, чего мы не знаем, потому что никогда не познаем всей полноты Божественных качеств… Но тем не менее все Свое, ведомое и неведомое, Господь в нас отобразил, все Свое нам даровал, и поэтому каждый человек удивительным образом несет в себе полноту Божественных качеств, которые в Боге вечные, а в нас являются Его Даром.

Адамово изгнаниеА еще Господь даровал человеку при сотворении – подобие. Это значит, что удивительные Божественные свойства даны человеку как некое семя, как сила, которую он обязан в себе развить, подражая Богу, взирая на Него, учась у Него, исполняя Его заповеди и тем самым раскрывая в себе Божественные качества. Потому что образ Божий становится в нас очевидным только тогда, когда в нас начинает развиваться Его подобие, когда мы осуществляем его своей волей и своей свободой.

Адамово изгнаниеИ вот случилось грехопадение. Образ Божий в человеке был помрачен, искажен, а подобия Божия человек лишился, потому что пошел в совершенно противоположном направлении, предал Бога, не захотел быть на него похожим. Когда сатана предлагал вкусить запретный плод, он это и предлагал – отвернуться от Бога и остаться самим по себе. Вы будете, как боги, – сказал сатана, искушая Еву, – вы сами будете рассуждать, что такое добро и зло, будете утверждать самих себя. И человек по собственной воле отказался быть похожим на своего Отца, лишился своего подобия и был изгнан из Рая, из того места, где имел все возможности стать сыном Божиим, по-настоящему сродниться с Ним.

Изгнание из Рая Церковь вспоминает перед началом Великого поста, как плач Адамов. Это плач того, кто лишен самого главного своего сокровища – быть похожим на Бога. С особенной силой звучат в этот день евангельские слова: Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше(Мф.6:21). Вступая в пост, мы идем на поиск этого сокровища. Если мы всерьез назвали себя христианами, если для нас слово «христианин» является не просто идентификацией среди мира, а нашим главным именем в этом мире, то тогда мы должны найти в себе все то, что делает нас похожими на Бога. Великий пост для нас – это большая радость, это тот самый период, когда каждый из нас с радостью и любовью устремляется на поиски самого себя: себя потерянного, изгнанного, изуродованного и искаженного своей собственной волей, но тем не менее не погибшего, потому что все то, чему Господь даровал жизнь, не погибнет.

Адамово изгнаниеТот, кто верит в Бога – имеет вечную жизнь. Господь Сам стал Человеком, стал похожим на нас именно для того, чтобы мы поняли, как нам стать похожими на Бога. Апостол Павел говорит, что в нас все чувства должны стать такими, как во Христе: мы должны мыслить, как Христос, видеть, как Христос, слышать, как Христос, говорить, как Христос…

Часто меня спрашивают, как поститься, чего есть, чего не есть… Да какая разница! Если мы вступим в пост и будем просто чего-то не есть, чего-то не пить и не смотреть, но все время думать, – ну когда же кончится этот пост, чтобы нам наконец-то вкусить привычной земной пищи, насладиться земной красотой, – тогда пост абсолютно бессмыслен, потому что он не меняет нас, не приближает к Богу, не делает нас похожими на Него. Разве дело в том, что есть, а чего не есть… Главное, чтобы мы поняли, что наша пища – это Христос, и к этой пище стремились бы больше всего, чтобы она нас просвещала, чтобы мы молились, как Амвросий Медиоланский, говоря: Господи, исцели мой недуг, чтобы кроме Тебя я не видел в этом мире никакой другой красоты.

Так вот, вступая в сегодняшний пост, давайте приложим все силы своей души, чтобы научиться подражать Христу, чтобы вырваться из плена, который заставляет нас работать греху, работать миру, удивляться его красоте, все время поворачиваться туда, где нас призывают быть свободными от Бога, от любви к Нему, от подражания Ему. И тогда этот пост обязательно нас изменит, сделает настоящими христианами не по названию, а по смыслу, чтобы мы смотрели на мир иными глазами и видели, что наша красота – это Христос, наша жизнь – это Христос, наша пища – это Христос, наше питие – это Христос, воздух, которым мы дышим – это Христос.

Аминь.

в началовверхвниз40 мучеников СевастийскихСвятые 40 мучеников Севастийских (ок. 320г.)

Когда они в темнице молились, ожидая грядущих мучений за веру, они услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет». Это слова Спасителя (Мф.10:22; Мф.24:13; Мк.13:13) в укрепление мучеников. Один из 40 воинов не выдержал мучений и отказался от веры, впрочем его это не спасло от немедленной телесной гибели. Другой же присоединился, восполнил число обратно до 40 и обрёл мученический венец.

Восславим этих мучеников: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Уалента (Валента), Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Флавия, Аетия, Акакия, Екдикия (Екдита), Лисимаха, Александра, Илия, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Уалерия (Валерия), Филоктимона, Севериана, Худиона, Мелитона и Аглаия.

Конечно, пост - не мученичество, и должен быть радостью, а ни в коем случае не мучением. Но те же слова Спасителя - наставление и всем нам: «Претерпевший до конца, тот спасен будет». Мы приближаемся к концу первой недели поста, почти весь пост впереди. Кто-то отпадёт, а кто-то присоединится.

Этот день в память о мучениках называли Со́роки, Сорок сороков, а также Жаворонки. Он считался днём второй встречи весны (первая была на Сретение, третью ждали на Благовещение). «На Сороки день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается».

в началовверхвнизФеодор ТиронПамять Феодора Тирона

Император Юлиан Отступник (361-363), желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом - коливо (кутью или сочиво).

В память этого события Православная Церковь ежегодно совершает празднование святому великомученику Феодору Тирону в субботу первой недели Великого поста. В навечерие субботы, в пятницу, на Божественной литургии Преждеосвященных Даров после заамвонной молитвы читается канон молебный святому великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным. После этого коливо благословляется и раздается верующим.

в началовверхвнизЧистый понедельник

«Чистым» понедельник называется из стремления провести первый день поста в чистоте. На Руси существовал обычай в этот день чистить дом от «духа масленицы» и ходить в баню, то есть наводить телесную чистоту. Литургически этот день начинается накануне вечером, на вечерне Прощёного воскресенья.

На службе читается, в том числе, отрывок из книги пророка Исаии: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю». (Ис.1:16-18).

После отпуста на вечере в Прощёное воскресение совершается чин прощения. Священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение.

В Чистый понедельник во время первого великопостного Великого повечерия начинается чтение Великого покаянного канона св. Андрея Критского.

В Чистый понедельник (и следующие 2 дня) - очень строгий пост. По возможности, верующие стараются воздерживаться от пищи, усерднее молиться, бороться со страстями и грехами.

в началовверхвнизЧин прощения

На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Богородицы. Настоятель творит земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обращается к присутствующим с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, ели́ка согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». На это служа́щий священник (как правило, настоятель, а в обителях - наместник) отвечает: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас». Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест и лобызаются с настоятелем и друг с другом в рамена (плечи), взаимно испрашивая прощения. За ними идут миряне, прикладываются ко Кресту, целуют иконы, которые обычно держат священнослужители, и испрашивают прощения у причта и друг у друга. Во время чина прощения принято петь: «Покаяния отверзи ми двери...», «На река́х Вавилонских...» и др.

в началовверхвнизВеликий покаянный канон св. Андрея Критского

Великий покаянный (умилительный) канон читается и поётся 1) по частям на Великом повечерии понедельника, вторника, среды и четверга первой седмицы и 2) полностью на утрене четверга пятой седмицы Великого поста.

Пост - это время покаяния и очищения, и канон св. Андрея Критского весь направлен к тому, чтобы пробудить душу от греховного усыпления, раскрыть пагубность греховного состояния, подвигнуть к строгому самоиспытанию и раскаянию, к отвращению от грехов и к исправлению жития. Великий канон состоит из 250 тропарей. В нём мы созерцаем события Священного Писания в духовном свете. Пред нами предстают образцы святой жизни и описания собственного глубокого падения. Есть в Великом каноне и увещания душе, рассуждения, молитвы. Через весь канон проходит одна мысль, повторяющаяся во всех его песнях: «Согрешил больше всех человек, един согрешил Тебе, (Господи), но смилуйся и будь милосерд ко мне, ибо Ты Благоутробен»

в началовверхСамым светлым, красивым, поучительным и трогательным временем в православном календаре является период Великого поста и Пасхи. Мы ответим на некоторые вопросы, связанные с Великим постом. Так как материала много, публикация разделена на несколько номеров газеты. По материалам Патриархии.ru.

Полностью с материалами о посте Вы можете познакомиться в разделе Воцерковление.

Питание в Великий пост

Нельзя установить единый пост для монахов, духовенства и мирян с разными исключениями для пожилых, больных, детей и т.п. Поэтому в Православной Церкви в правилах поста указаны лишь наиболее строгие нормы, к соблюдению которых должны по возможности стремиться все верующие.

Формального разделения в правилах для монахов, духовенства и мирян нет.

Но к посту нужно подходить разумно. Миряне часто облегчают себе пост (это следует делать по благословению священника). Больные и дети могут поститься лёгким постом, например, только в первую неделю поста и в Страстную седмицу.

В молитвах говорится: «поститесь постом приятным». Это значит, что надо придерживаться такого поста, который будет духовно приятен. Надо соизмерять свои силы и не поститься излишне усердно или, наоборот, совсем нестрого. В первом случае исполнение правил, которые нам не по силам, может принести вред и телу, и душе, во втором случае мы не достигнем нужного телесного и духовного напряжения. Каждому из нас следует определить свои телесные и духовные возможности и возложить на себя посильное телесное воздержание, обращая главное внимание на очищение своей души.

Общее правило: во время Великого поста нельзя вкушать мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло, вино и есть больше чем раз в день.

По субботам и воскресеньям можно постное масло, вино и есть два раза в день (кроме субботы на Страстной седмице).

Рыбу можно есть только в праздник Благовещения (7 апреля) и в Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим).

В Лазареву субботу (накануне Вербного Воскресения) разрешается есть рыбную икру.

Первая неделя (седмица) Великого поста и последняя - Страстная седмица - наиболее строгое время. Например, в первые два дня первой великопостной седмицы Церковным уставом предписывается полное воздержание от пищи. В Страстную седмицу предписывается сухоядение (пища не варится и не жарится), а в пятницу и субботу - полное воздержание от пищи.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления