Крестовоздвиженский храм в Самаре - 10.03.13-16.03.13 Неделя о Страшном Суде
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

10.03.13-16.03.13 Неделя о Страшном Суде

 

в начало1Кор. 8:8-9:2

8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.

9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.

10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?

11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.

12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.

13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.

9:1 Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?

2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.

в началовверхвнизМф. 25:31-46

Страшный Суд31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,

32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;

33 и поставит овец по правую Свой сторону, а козлов — по левую.

34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:

35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;

36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:

42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;

43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

в началовверхвнизМы продолжаем готовиться к Великому посту. Предыдущие недели раскрывали перед нами важность и действенность покаяния. Эта неделя напоминает нам о Страшном суде, поэтому называется Неделей о Страшном суде. По Второму Пришествию Господа все мы воскреснем во плоти, и за этим последует всеобщий последний и окончательный суд живых и мёртвых. Этот суд - естественное и неизбежное следствие нашего воскресения.

Этот Суд - наша встреча с Христом и Отцом, с Теми, кто любят нас, и с Теми, Кого любим мы. Какие чувства возникают у нас при встрече с любимыми и любящими, которым мы причинили много зла и скорбей?

«Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» [Ин.5:22]. Нас будет судить Человек, Который знает, что такое человеческие слабости и грехи, хотя Сам безгрешен. Мы будем судимы Тем, Кто ищет в нас не грехи, а возможность примирения, сочетания с Собой, Кто выискивает хоть единый росток жизни, хоть единый огонёк Духа. Бог есть Любовь и Милосердие.

Но Бог есть и Справедливость — Божеская, а не наша, мирская и бесовская. Если бы нас судили по нашей справедливости, вряд ли кто-нибудь оправдался. Но Бог и Человек даёт человеку самому судить себя по справедливости: «ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» [Мф.7:2]. Он простит нам долги наши так же, как и мы прощаем должникам нашим.

Поэтому, каждый должен помнить, что «изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения» [Ин.5:29]. Воскресное евангельское чтение (Мф.25:31-46) наставляет нас, что в зависимости от дел добра и милосердия разделит нас Господь на Страшном суде, «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».

Апостольское чтение (1Кор.8:8-9:2) особо наставляет нас о пределах свободы христианской. Наша свобода не должна вводить в соблазн других. Примером апостолу Павлу служит как раз то, что мы можем употреблять или не употреблять в пищу. Это очень злободневно в наступившее время: начинается сырная седмица, за которой следует Великий пост.

в началовверхвнизВ сырную субботу, 16 марта в этом году, в преддверии Великого поста, мы славим всех преподобных отцов, просиявших своими подвигами поста, милосердия и добродетели.

И конечно в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Да будут они нам примером. Вечная им память и слава!

в началовверхвнизИеромонах Мефодий. Неделя о Страшном Суде

Евангелие нынешнего воскресного дня ставит пред нами, братие, вопрос о служении добру и о подвиге милосердного сердца.

На две половины будет разделено человечество на Божием Суде: на сынов добра, и на ему противящихся или к нему безучастных и ему чуждых. Добро и зло разделятся на Страшном Суде, и просияет там милующее христианское сердце.

Это будет предреченным в притче разделением на пшеницу и плевелы. Пшеница и плевелы... Эта, как говорят, проблема, особенно остро стоит в современной жизни. Повсюду видим мы, как переплетаются, как тщетно стараются сговориться между собой добро и зло.

И так немного сейчас цельных душ, возлюбивших более правду Божию, нежели правду человеческую, и устремившихся не озираясь во след Господа своего.

Мы знали одного человека, познавшего сладость помощи меньшим братьям Христовым. Каким безумием казался этот жизненный подвиг тем, кто не хотел променять человеческую правду на Правду Божию. Какой твердости потребовалось для того, чтобы сохранить верность Господу и послужить Ему во исполнение слов Его: «понеже сотворите единому сих братий Моих меньших, Мне сотворите». Поистине блаженная победа над тем, как «думают все», как «принято думать», — над пошлостью жизни.

Насколько сладостнее, насколько духовно благороднее всякой условной человеческой правды о земном счастье звучат, обращенные ко всем добротворящим, церковные слова: «аще помиловал еси человека, человече, той имать тамо (в царстве Отца) помиловати тя, аще которому сироте сострадал еси, той тамо избавит тя от нужды, аще в житии нага покрыл еси, той имать тамо покрыти тя»... В этих словах не только праведное воздаяние, но и призыв Отца к детям - первенцам Его святыни.

Посему, братие, будем спешить делать добро. Жизнь человека коротка и «исполнена лукавства» (покаянный канон). Слишком много думает о себе человек, и в безотрадной жизни своей закрывает для себя последнее счастье - думу о другом. А тот другой так часто ждет от нас этой заботы и истинной ласки христианской, которые так далеки ныне от человеческого сердца.

Блаженны милостивые, яко тии помилованы будут.

И если даже и угнетает тебя бремя грехов, всегда можешь надеяться на милость Божию, если сам в жизни своей был ты милостив.

в началовверхвнизМитр. Антоний (Храповицкий). В Неделю Мясопустную. (Притча о Страшном Суде).

В этой притче особое внимание привлекает спор людей с Богом их возражения на Его суде: осужденные и оправданные одинаковыми речами встречают Его суд, но эти речи выражают нравственные настроения прямо противоположные.Общим в ответах праведников и грешников является и то, что им кажется невозможным, чтобы Бог мог находиться в уничиженном положении. Принципиальную возможность этого они знали, но в действительности им это кажется совершенно немыслимым. Но Бог отвечает им словом неопровержимым. Далее и те и другие признают Его суд неправильным, но одни потому, что этот суд слишком суров, другие потому, что он слишком милостив. Одни говорят, что у них были добрые дела и их не в чем упрекнуть и нельзя осудить; другие признают все сделанное настолько ничтожным, что награда им кажется незаслуженно великой. Первые стоят перед Богом в настроении ожесточенности, вторые — смирения.

Общим в ответах праведников и грешников является и то, что им кажется невозможным, чтобы Бог мог находиться в уничиженном положении. Принципиальную возможность этого они знали, но в действительности им это кажется совершенно немыслимым. Но Бог отвечает им словом неопровержимым. Далее и те и другие признают Его суд неправильным, но одни потому, что этот суд слишком суров, другие потому, что он слишком милостив. Одни говорят, что у них были добрые дела и их не в чем упрекнуть и нельзя осудить; другие признают все сделанное настолько ничтожным, что награда им кажется незаслуженно великой. Первые стоят перед Богом в настроении ожесточенности, вторые — смирения.

Вид Судьи кажется немилостивым, но Его суд не есть взвешивание дел, содеянных людьми, и Его приговор не отмщение. Его суд выражение нравственного состояния людей, стоящих на суде, и Его приговор есть результат ожесточенности одних и покаянной примиренности других.

Ожесточенность нераскаянных есть страшное ожесточение: оно говорит о полной охлажденности сердец и отделенности от любви. С этим настроением они прожили свою жизнь и с ним предстанут пред Судией в Его славе. Но может быть они бы смягчились, если бы им была оказана милость? Нет, такому ожесточению нельзя оказать и милость, ибо оно от милости становится еще более ожесточенным.

Времени больше не будет. Кончилось колебание между добром и злом, Господь судит то нравственное состояние, в котором призвал людей и в котором они стоят перед Ним. Господь ждет от нас не многих по числу дел, но состояния примиренности и милости.

Когда открывается дверь, то освещается вся темная комната. Так освещается душа, когда отверзается дверь покаяния, а там, где есть покаяние, там есть надежда на спасение.

в началовверхвнизСвт. Феофан Затворник. Неделя мясопустная. (1Кор.8, 8-9, 2; Мф.25, 31-46).

Страшный суд! Судия грядет на облацех, окруженный несметным множеством небесных сил бесплотных. Трубы гласят по всем концам земли и восставляют умерших. Восставшие полки полками текут на определенное место, к престолу Судии, наперед уже предчувствуя, какой прозвучит в ушах их приговор. Ибо деяния каждого окажутся написанными на челе естества их, и самый вид их будет соответствовать делам и нравам. Разделение десных и шуиих совершится само собою. Наконец, все уже определилось. Настало глубокое молчание. Еще мгновение — и слышится решительный приговор Судии — одним: «приидите», другим: «отыдите». Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Буди милость Твоя, Господи, на нас! — но тогда поздно уже будет взывать так. Теперь надо позаботиться смыть с естества своего написанные на нем знаки, неблагоприятные для нас. Тогда реки слез готовы бы были мы испустить, чтоб омыться; но это уж ни к чему не послужит. Восплачем теперь, если не реками слез, то хоть ручьями; если не ручьями, хоть дождевыми каплями; если и этого не найдем, сокрушимся в сердце и, исповедав грехи свои Господу, умолим Его простить нам их, давая обет не оскорблять Его более нарушением Его заповедей, и ревнуя потом верно исполнить такой обет.

в началовверхвнизАрхиеп. Василий (Кривошеин) Страшный Суд (Мф. 25:31-46)

Исповедуя Символ Веры, мы произносим: «Верую… во единого Господа Иисуса Христа… паки грядущаго со славою, судити живых и мертвых». Этими словами мы подтверждаем нашу веру во второе Пришествие и в последний Суд, о котором Господь Сам нам возвестил. О нём уже говорилось в Ветхом Завете, и повторяется в Новом. Ангелы подтвердили его в момент Вознесения. И Господь указал нам на знамения, которые будут предшествовать этому Пришествию.

Но Последний Суд является лишь первым шагом к жизни вечной, о которой св. Иоанн говорит в Откровении: «И увидел я новое небо и новую землю» (Апок. 21:1). Чтобы войти в неё, мы должны пройти через Страшный Суд. Господь нам о нём возвестил, и Церковь напоминает нам сегодня о нём.

Господь не только Сын Человеческий. Хотя Он восприял нашу плоть в ея полноте, за исключением греха, Он и Царь, и Создатель, и Судия. И в Евангелии прямо говорится о том, что Отец предоставил Ему суд. Суд будет милостивым. Господь требует от нас только одного: помощи ближнему. Но если мы этого не сделаем, то строгость Господня заклеймит нас словом «проклятый». Есть различие между приговорами: жизнь вечная нам обещана с самого начала, а мука вечная была предусмотрена лишь отпавшим ангелам, и если мы направляемся к ней, то это будет лишь наш личный выбор.

в началовверхвнизСтарец Порфрий Кавсокаливит. Сначала любовь, а потом всё остальное

Евангелие говорит о том неправедном человеке, который окажется там, где плач и скрежет зубов. Это правда, потому что вдали от Бога - всё так и есть. И из святых отцов Церкви, писавших о трезвении, многие говорят о страхе смерти и ада. Они говорят: «Имей непрестанную память о смерти». Если над этими словами глубоко задуматься, то они произведут страх ада. Человек, стараясь избежать греха, размышляет над этим, чтобы душа возобладала над грехом из-за страха смерти, ада и диавола.

Всё имеет свой смысл, время и место. Понятие страха хорошо для первых шагов. Он - для тех, в ком живёт ветхий человек. Новоначальный, который ещё не приобрёл чуткость сердца, удерживается страхом от зла. И страх обязателен, потому что мы - материальны и ничтожны. Но это лишь первая стадия, низкая степень связи с Богом. …

Когда человек преуспеет и войдёт в любовь Божию, зачем ему этот страх? Всё, что он делает, он делает из любви, а это гораздо ценнее. Если человек станет хорошим от страха Божия, а не от любви, это не столь ценно. … Сначала любовь, а потом всё остальное.

Вот смотри… И ад, и сатана, и рай, и всё такое прочее - это реальные вещи… Тем не менее, я не желаю, чтобы ты их боялась, или постоянно о них думала, как ты это делаешь… Я хочу, чтобы ты полюбила Христа, Который есть всё, и тогда, где бы ты ни была, ты ничего из всего этого не будешь бояться. Ты будешь иметь вся благая и здесь и там.

Конечно! - убеждал старец. - Христос нас ждёт, и как только мы чуть-чуть приоткроем для Него своё сердце, немедленно входит туда, и тогда у нас есть всё. Ведь Он подобен солнцу, дитя моё, и как только ты немного раздвинешь шторы на окне, его свет и лучи немедленно проникают в комнату и согревают нас…

Очень часто Старец мне говорил: «Я советую тебе всегда иметь любовь. Сначала любовь, а потом всё остальное». «Мы должны любить в простоте сердца, точно так же мы должны и молиться».«Я не желаю чтобы вы приступали к Богу со страхом смертным. Нет, напротив, я хочу чтобы вы делали это с великой любовью к Нему. Это - выше, детка».

в началовверхвнизСуббота Всех преподобных отцов в подвиге просиявших

Суббота Всех преподобных отцов в подвиге просиявшихЭто единственный день в году в который соборно совершается память всем святым преподобным.

Преподобные - в Православии лик святости: монашествующие святые, прославляемые за подвижническую жизнь. «Преподобный» значит «весьма подобный», достигший подобия Христу, что отражает идею святости как соединения с Богом через собственное преображение, возрождение в себе «Образа Божия». В Синаксаре сказано: «В этот день мы совершаем память всех преподобных, мужей и жен, просиявших в посте, ибо богоносные отцы, постепенно наставив нас предварительными праздниками, заранее подготовив к поприщу (поста), отвратив от сытости и сладости, устрашив будущим Судом, предочистив как следует сырною седмицею, уместно установили посреди нее и два дня (по чину) поста, чтобы понемногу приучить нас к нему».

Примером святых подвижников Церковь укрепляет нас на подвиг духовный, «яко да и первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидныя и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть», помня, что и святые подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были людьми, облеченными немощами плоти подобно нам.

в началовверхМясопустное воскресенье и масленица

Воскресенье называется мясопустным (мясо-отпустным), т.к., начиная с понедельника, мы перестаём есть мясо. Следующая седмица (включая следующее Прощённое воскресенье) называется сырной, маслёной, масленицей. В эту седмицу употребляется сырная пища: молоко, сыр, масло, яйца. Церковь, снисходя к нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиг поста, установила в последнюю седмицу пред Четыредесятницей употреблять сырную пищу, «дабы мы, от мяса и многоядения ведомы к строгому воздержанию... мало-помалу от приятных яств приняли бразду, то есть подвиг поста». Песнопениями сырной седмицы Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже преддверие покаяния, предпразднство воздержания, седмица предочистительная. В этих песнопениях Святая Церковь приглашает к сугубому воздержанию, напоминая о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания.

В сыропустные среду и пятницу пост положен более строгий (до вечера). В среду и пятницу Сырной седмицы не совершается литургия. За вечерним богослужением во вторник впервые читается молитва святого Ефрема Сирина, которая многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.

Смысл масленицы - избавление от всего того мусора и зла, что накопился за зиму, примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту и новому годовому циклу. Мы провожаем зиму и встречаем весну. Избавление от всего накопившегося зла символизируется сожжением мусора и чучела Масленицы. Залежавшаяся энергия и тёмные эмоции сбрасываются в таких гуляниях, как взятие снежного городка, кулачные бои, скачки, состязания. Тут проявляют себя подрастающие мужчины - будущие отцы и защитники. Очень важна семейная тема. Проводятся смотрины будущих молодожёнов. Семьи сватаются и сговариваются о свадьбах после Великого поста на Красную горку. Ходят друг к другу в гости родственники.

Каждый день Масленицы имеет своё название и назначение.

Понедельник - встреча. Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости.

Вторник - заигрыш. В этот день происходили смотрины невест.

Среда - лакомки. В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила.

Четверг - разгуляй, перелом. Народ широко предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои, различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Главное действие в четверг - штурм и дальнейший захват снежного городка.

Пятница - тёщины вечёрки. В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь - жена зятя.

Суббота - золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и других родственников мужа.

Воскресенье - проводы, целовальник, Прощёное воскресенье. Кульминация всей масленицы. Заговенье на Великий пост. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные за год неприятности и обиды. Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших. В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы, полученный пепел рассыпали по полям. В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения. Настоятель просит прощения у других клириков и прихожан. Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». Начинают совершать великопостные службы.

В Древней Церкви большинство взрослых крестилось на Пасху, и Великий пост был важной подготовкой к крещению, а сырная седмица и Прощённое воскресение помогали очиститься и примириться со всеми, чтобы достойно приступить к посту. Верные же, крещённые, должны были быть примером им, оглашенным. Давайте же и мы проведём масленицу в добром общении с родными и ближними, благотворении, а не греховном разгуле и злоупотреблениях.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления