24.02.13-02.03.13 Неделя о мытаре и фарисее
Начало Постной Триоди. Сплошная седмица. Поста нет.
За три недели до наступления Великого поста Церковь начинает готовить к нему верующих особыми чтениями и песнопениями. Каждая неделя имеет особое название сообразно читаемому в воскресные дни Евангелию. Так, первая из них называется Неделей о мытаре и фарисее, потому, что в воскресенье читается притча о мытаре и фарисее (Лк.18:10-14).
Евангельское чтение учит нас покаянной молитве.
Началом греха и падения человека была и есть гордость. Она заслоняет человеку Бога и его собственную духовную нищету. Она не даёт искренне раскаяться в грехах. И евангельское чтение недели, готовящей к посту и покаянию, внушает нам, как опасна гордыня и какую огромную силу имеет покаяние. Гордыня сжигает заслуги, а покаяние смывает грехи. Такой «правильный» и «заслуженный» фарисей в своей гордыне ушёл менее оправданным, чем грешный, но покаявшийся мытарь.
Мы начинаем готовиться к посту, последуем же примеру этого мытаря, чтобы покаяться, очиститься и открыть себе дорогу к Богу.
Апостольское чтение (2Тим.3:10-15) наставляет нас на неуклонное пребывание в вере и благочестии, несмотря на гонения и преследования, на примере ап. Тимофея.
25/12 февраля: Иверской иконы Божией Матери.
Святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца (1378).
27/14 февраля: Кирилла (869), равноапостольного первоучителя и просветителя славянского (вместе с братом Мефодием). Св. Кирилл, до схимы Константин, за свой ум и выдающиеся познания получил прозвание Философа.
28/15 февраля: Апостола от 70-ти Онисима (ок. 109).
2 марта / 17 февраля: Великомученика Феодора Тирона (ок. 306).
Священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России чудотворца (1612).
И конечно в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Да будут они нам примером. Вечная им память и слава!
Начиная с этой недели до воскресенья пятой недели Великого поста, посвящённого преподобной Марии Египетской, на утрене по 50-м псалме поются покаянные тропари «Покаяния отверзи ми двери…». Это одно из самых ярких и в то же время самых важных песнопений периода пения Постной Триоди. Это единственное песнопение, которое объединяет период подготовки к Великому Посту и сам Пост. Мы встречаемся с ним 9 раз в течение примерно двух месяцев. По положению на Богослужении и по важности «Покаяния отверзи...» можно было бы сравнить с торжественно поднимаемым знаменем, которое сопровождает войска не только во время самой брани, но и непосредственно перед сражением на марше к полю боя. Ниже приведён перевод этого песнопения на русский язык.
Жизнодавец! открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен; но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости.
Богородица! наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености; но Ты Своими молитвами избавь меня от всякой нечистоты.
Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, трепещу страшного дня суда; но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости.
Митр. Иларион (Алфеев). Путь внутреннего делания. Неделя о мытаре и фарисее
С каждым днем мы приближаемся к Великому посту, до начала которого осталось три недели. И Церковь заблаговременно готовит нас к этому времени покаяния, когда мы должны заглянуть внутрь себя, чтобы увидеть свои грехи, немощи, слабости, страсти, дурные наклонности и, принеся за все это покаяние перед Богом, встать на путь исправления. В эти подготовительные к Великому посту недели мы слышим притчи Господни, которые настраивают нас на покаяние. В притче о мытаре и фарисее Господь говорит нам о двух людях, каждый из которых олицетворяет собой определенный тип религиозности. У фарисея на первом месте стоит внешнее. Он постится дважды в неделю, дает десятину от всего имущества и уверен, что он не таков, как прочие люди - разбойники, грабители и прелюбодеи. И действительно, он не таков, как прочие люди. То, что он делает, весьма похвально, ибо он исполняет предписания Закона, а это уже немало. И потому Господь не говорит в конце притчи, что мытарь вышел оправданным, а фарисей осужденным, но говорит лишь, что мытарь вышел оправданным более, нежели фарисей.
Спросим себя: есть ли у нас та праведность, которая была у фарисея? Постимся ли мы дважды в неделю? Даем ли мы десятую часть от всего, что имеем, на церковь или на бедных? И окажется, что нашей праведности не хватает даже для того, чтобы достичь уровня, на котором находился фарисей.
Но вот перед нами другой пример - религиозности внутренней. Она не блещет теми добродетелями, которые были свойственны фарисею. Мытарь, по-видимому, и не постился дважды в неделю, и не давал десятину на храм. Но у него было то, чего не было у фарисея. У него была способность взглянуть внутрь себя и там, в сокровенных глубинах сердца, обрести Бога. Придя в храм, он не сравнивал себя с другими, но поставил себя перед милосердием Божиим и, ударяя себя в грудь, взывал к Богу в покаянии и сокрушении сердца.
Фарисей сравнивал себя с другими людьми, и действительно, по многим показателям от стоял выше других. Но, похоже, в религии он упустил главное - внутреннее делание, которое было у мытаря, непрестанно повторявшего: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику». Многие наши беды происходят именно оттого, мы не умеем сосредоточиться на внутреннем, а разбрасываемся на внешнее. Но все внешнее, в том числе и все внешние атрибуты религиозной жизни, как-то пост, десятина и тому подобное, суть лишь вспомогательное средство, которое может помочь нам заглянуть внутрь себя.
Путь христианской жизни - это путь внутреннего делания. Есть множество людей, о которых не скажешь, что они добродетельные христиане, у которых не хватает самых, казалось бы, элементарных добродетелей верующего человека, а между тем в глубинах их сердца происходит та внутренняя работа, которую видит только Бог, взирающий не столько на слова и даже дела человека, сколько на его сердце. А есть, наоборот, такие люди, у которых все внешние атрибуты христиан соблюдены, а внутри ничего нет, внутри пустота. Конечно, внешние предписания важны и мы должны их соблюдать, но при этом должны помнить, что они даны ради того, чтобы мы внутренне изменялись и преображались. Ибо сущность христианства - во внутреннем делании. Каждый из нас может определить для себя ту меру, в какую мы способны исполнять внешние предписания, ибо не каждый может исполнять их в полной мере. Но ни в коем случае нельзя утрачивать тот внутренний ориентир, который указывает путь в Царство Божие. Аминь.
Митр. Антоний Сурожский. О мытаре и фарисее
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы слышали сегодня притчу о мытаре и фарисее. В этой притче Спаситель говорит: „И пошел из храма мытарь более оправданный, нежели фарисей...” Неужели это значит, что вся добродетель, подлинная добродетель фарисея не значит ничего перед Богом, а один только вздох мытаря спас его и превознес над праведным фарисеем?
Нет; церковная песнь нам говорит, что мы должны избежать горделивых слов фарисея и научиться высоте мытарева смирения. И одновременно Церковь говорит, что нам надо научиться подлинной, истинной добродетели; но если она нам – повод для превозношения, лучше бы ее не было, лучше бы не было ничего, кроме глубокого, скорбного сознания нашего недостоинства перед Богом.
Мы призваны быть славой Божией; мы призваны так жить, чтобы, видя наши добрые дела, люди воздали славу, хвалу нашему Богу, дивились бы Тому, Который нас, таких же, как другие люди, может научить такой святости, такой добродетели, какую мы видим во святых. Но одновременно эта же добродетель должна привести нас к сознанию, что Бог бесконечно свят, бесконечно велик, и нам перед Ним нельзя хвалиться той добродетелью, которую без Него мы никак не могли бы исполнить. Добрые порывы в нас бывают; а сила их совершить, сила так прожить жизнь, чтобы она была сиянием славы Божией, может нам быть дана только Божией милостью.
И вот почему нам надо, с одной стороны, изо всех сил бороться, чтобы наша жизнь была непорочна, чтобы, глядя на нас, люди дивились, чему нас научил Господь; и одновременно, потому что, борясь за чистоту, за свет, за добро, за правду, мы осознаем все более и более, что свят един Иисус Христос, что только Вот до предела прекрасен, мы должны научиться поклоняться Ему в смирении, в любви, в радости и воздавать славу Ему одному.
Один вздох, действительно, спас мытаря, один крик спас разбойника на кресте; одного слова из глубин нашего сердца достаточно для того, чтобы нам раскрылась Божия любовь: но мы не можем заменить этим последним криком долг целой жизни. Мы не имеем права рассчитывать на то, что, прожив жизнь кое-как, не достойно ни себя, ни Бога, в последнее мгновение сможем сказать: Боже, милостив буди мне, грешному! – и что Бог поверит нам в этих словах. Бог услышит любое слово из глубин сердца, но не расчетливое слово, не такое слово, которое мы скажем как бы в надежде, что одним пустым словом заменим целую жизнь. Поэтому вдумаемся в эту притчу. Сейчас время, когда Церковь нас готовит познать себя с тем, чтобы приступить к Посту уже приготовленными. Аминь.
Еп. Митрофан (Зноско-Боровский). Неделя о мытаре и фарисее
Фарисеи. Это в Ветхом Завете еврейская секта, к которой принадлежали книжники, учители Закона и некоторые священники. Они, являясь хранителями религиозно-национальных традиций своего народа, считали, что спасение иудеев заключается в строгом соблюдении правил истинной веры, не поддаваясь иноземным влияниям. Эта секта состояла из религиозных братств, целью которых и было поддерживать верность Закону и религиозное рвение своих членов. Стремление тщательно соблюдать Закон, приверженность к традициям, внушаемая народу вражда к римлянам, внешняя суровость и внешняя важность в манерах, все это способствовало росту влияния фарисеев на массы и росту их авторитета. Они ревниво относились к своему авторитету и быстро становились врагами всякого, кто мог снискать любовь и уважение народа.
Казалось бы, нельзя не склонить главу пред религиозным рвением фарисеев, пред их стремлением к совершенству и чистоте. Но вот ап. Павел, в прошлом выдающийся фарисей, отмечает (Рим. 2:17-24), что фарисеи не были в состоянии осуществить свой жизненный идеал, ибо оказались они лицемерами и, как говорил о них Спаситель, "гробами окрашенными". Почему? Дело в том, что фарисеи, полагая, что их благочестивое поведение дает им особые права на Бога, свели нравственное учение Закона Божия к узкому формализму, а религиозность ограничили обрядностью внешнего характера, так что и религиозное рвение фарисеев носило чисто внешний характер. Им были чужды внутренние побуждения души. Опираясь на свое знание Закона, фарисеи легко преступали заповеди Божии ради преданий старцев (Матф. гл. 15), мелочность предписаний коих (Талмуд) заслоняла пред ними основы Закона, его дух и сущность. Мы, фарисеи, дети Авраама, говорили они о себе, а Христос говорил им: "Вожди (вы) слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие". Во имя своей мнимой праведности, фарисеи презирали людей невежественных, препятствовали всякому общению с мытарями и грешниками, сводя безмерность любви Божией к своей ограниченной мере.
Лицемерие, безмерная гордость и презрение ко всякому, кто не соблюдал всех мелочей правил преданий старцев (Талмуда), — были отличительной чертой фарисеев. Эта безмерная фарисейская гордость ярко обрисована в притче "О мытаре и фарисее".
Мытарь пошел — говорит Господь — в дом свой более оправданным, чем фарисей, мнящий себя вождем и праведником. Христос называет фарисеев лицемерами: "Горе вам книжники, фарисеи, лицемеры", — и слепыми вождями. Они носят лишь личину праведности, скрывающую отсутствие таковой в их душе. Лицемеры, — говорит Господь — хорошо пророчествовал о вас Исаия: народ этот устами чтит Меня, сердце же их далеко отстоит от Меня.
Вредоносным было фарисейство в ограде Ветхозаветной Церкви, не менее вредоносно оно и в Церкви Новозаветной, в Христовой Церкви. И новозаветным фарисеям свойственны те же черты, которые жестоко бичевал Христос в фарисеях Ветхого Завета. В них нет ни смирения, ни кротости, нет в них любви Христовой к людям. Они любят показать себя людям, ведут себя часто, как театральные актеры, действуя как будто во имя Божие и для славы Церкви Его, в действительности же действуют для себя, в своих интересах, движимые гордыней и честолюбием. Приверженные к букве Закона, но лишенные духа Христова, они сводят жизнь христианина к законническому соблюдению правил, сводят и безмерность любви Божией к своей ограниченной мерке, не замечая, что этим они умаляют христианство.
"Боже, милостив буди мне грешному!" Эта молитва мытаря является начальной и основной молитвой и христианина, ибо христианин живет, мыслит и действует, не по букве Закона, не по преданиям старцев, а по внутреннему побуждению души, по побуждениям в нем голоса Божия, каковым является в нем его совесть, питающаяся живым словом Божиим, молитвой и св. Тайнами. А старцы и подвижники для христианина лишь советники и корректоры на его пути ко Христу.
"Боже, милостив буди мне грешному"! С этой молитвой сердец наших и готовимся мы вступить в отверзающиеся врата св. Четыредесятницы. Аминь.
Иверская икона (которая сейчас хранится на Афоне) в 9 веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829-842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьём ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила её в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошёл по воде, принял святую икону и поставил в храме. Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому святая икона называется Портаитиссою, Вратарницею.
Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России чудотворец (1433-1508). В миру Елевферий Фёдорович Бяконт. Сын боярина Фёдора Бяконта.
За почти четверть века возглавления Русской Церкви святитель Алексий поставил 21 епископа. Собеседник и друг прп. Сергия Радонежского. Он всемерно способствовал распространению и упрочению на Руси общежительного монашества. С его именем связано создание и возобновление ряда обителей в Москве и в Митрополичьей области.
В качестве церковного и государственного деятеля святитель Алексий стоял у истоков успешной борьбы Великого княжества Московского против ордынского ига, один из вдохновителей куликовской победы. Он был фактическим правителем Московского княжества при трёх московских князьях. Содействовал тому, что великое княжение укрепилось окончательно за московскими князьями. О значительной роли святителя Алексия в общерусской политической жизни свидетельствует возникновение с его времени практики скрепления митрополичьей печатью межгосударственных соглашений.
Не раз святому приходилось путешествовать в Золотую Орду. В 1357 году хан потребовал у великого князя, чтобы святитель прибыл к нему и исцелил слепую Тайдулу - его супругу. «Прошение и дело превышает меру сил моих, - сказал святой Алексий, - но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, - не презрит Он молитвы веры». И действительно, по его молитве, окропленная святой водой, супруга хана исцелилась.
Святитель Алексий - небесный покровитель Самары. Именно по пути в Золотую Орду святитель остановился на берегу красивой и многоводной реки. Живущий тут отшельник, сказал, что называет эту реку Самарой. «Да укрепится имя сие за нею на веки!» - сказал чудотворец и добавил: «На сем месте будет и город Самара, в котором просияет благочестие, и оный город никогда и никем разорен не будет».
Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси
Неутомимый борец за чистоту Православия и единство Русской земли. Его церковная и государственно-патриотическая деятельность в течение нескольких столетий служит ярким образцом пламенной веры и любви для русского человека. Во-первых, любви к Богу и, во-вторых, любви к Отечеству. Он стал первым Казанским митрополитом. Во время его служения в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 г.
Отзывы современников свидетельствуют о Патриархе Ермогене как человеке выдающегося ума и высокой нравственности. При нём издано множество богослужебных книг. Он оставил множество трудов. Он был ярым противником семибоярщины, пытался организовать выборы нового царя из русского рода, первым предложил в цари Михаила Романова. Самоотверженно оберегал Русское государство, словом и делом защищая православную веру от латинства и единство нашего Отечества от врагов внутренних и внешних. Эти качества святителя Ермогена с особенной силой проявились во время польско-литовского нашествия. Свой подвиг спасения Родины святитель Ермоген увенчал мученической кончиной, перешедшей в благодатное молитвенное Небесное заступничество за наше Отечество у Престола Святой Троицы.
Иеромонах Мефодий. Святитель Гермоген, Патриарх Московский
Образ Святого Патриарха Гермогена весьма поучителен в наши дни. Ибо сочетается в нем личная праведность, личный жизненный подвиг с служением общественным, с самоотверженным служением родине своей. Всякое земное служение таит в себе соблазн безусловного в нем утверждения, всецелого отдания ему всех духовных и душевных сил. И особенно часто видим мы это в служении национальном. Часто видим мы в жизни, как человек искренний и добросовестный, нелицемерно чистою любовью любящий свою родину, в этом бескорыстном своем чувстве забывает и на второй план оставляет вечное царство небесное.
«Ищите прежде всего Царствия Божия и правды Его», — вот прямой завет евангельский. Это не значит, что человек отказывается от всех земных попечений. Нет, и это бремя ему суждено нести на себе. Но преимущественный жизненный интерес его должен быть направлен на Божие Царство. Им, этим идеалом, должен он освящать и контролировать прочие свои идеалы, пред судом Царствия Божия ставить свое служение царству земному. В этом — подвиг совести, озаряемой евангельским светом и этот свет несущей в окружающую жизнь.
И как раз таким национальным деятелем был Святитель Гермоген. Он любил Бога подвижнической, преимущественной любовью, любил и родину всей полнотой своего русского сердца. За служение родине отдал он жизнь свою. Но это его служение не было утверждением во временных ценностях.
Оно было служением Богу, прежде всего. И потому то не только национальный герой Святитель Гермоген. Он — святой, он подвижник и истинный Святитель Церкви Христовой.
И великое значение для нас его образа в том, что он учит все временные ценности жизни утверждать в Боге, светом Царствия Божия озарять их. Ибо только тогда наша любовь к родине будет истинною христианскою любовью, когда краеугольным камнем будет иметь она камень веры и подлинного христианского упования.
Молитвами Святителя Гермогена, подвижника Церкви Твоей и «печальника земли русской», помоги нам, Господи, Тебя любить и лучами Твоей любви согревать нашу земную любовь и все наши отношения.
Назад к списку
Новости
- Календарь: Неделя 17я по Пятидесятнице
- 25 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 18й по Пятидесятнице.
- Календарь: Неделя 16я по Пятидесятнице
- 18 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 17й по Пятидесятнице.
Объявления
- Храму срочно требуются
- 03 Февраль 2016
Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.
Обращаться к настоятелю о. Владимиру
- Внимание!
- 18 Май 2012
Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.