17.02.13-23.02.13 Неделя 37-я по Пятидесятнице (о Закхее)
«Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии» - наставляет нас апостольское наставление (1Тим.4:9-15). Эти слова касаются всех нас. «Проповедуй сие и учи», «занимайся чтением, наставлением, учением», - наставляет апостол Павел своего ученика апостола Тимофея, которого рукоположил во епископа Ефесского. Но это долг и каждого христианина — изучать Священное Писание и святоотеческое наследие и в меру сил, своей жизнью, своим примером проповедовать христианство - «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16) — говорит Господь. Каждому Бог дал для этого дарования и возможности. И к каждому относится призыв апостола Павла: «Не неради о пребывающем в тебе даровании», «О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден».
Эта неделя (о Закхее) завершает литургический период от Пятидесятницы. За ним с подготовительных недель начинается период Великопостный. Евангельское чтение недели (Лк.19:1-10) рассказывает о том, как Закхей встретил и принял Христа. Закхей был богатым человеком и начальником мытарей - сборщиков налогов. Что-то вроде олигарха и коррумпированного чиновника в одном лице, человека глубоко грешного и ещё более глубоко презираемого соотечественниками. И этот человек очень хотел увидеть Господа. Не потому, что ему что-то было нужно от Господа, и не из подражания толпе, а из желания видеть и знать Спасителя своего народа. И вот, он сам, без чьей-то помощи, преодолевает все препятствия, чтобы только увидеть Господа. И Иисус не только замечает порыв Закхея и говорит с ним, но предлагает ему то, о чём тот не смел и мечтать. Иисус идёт в дом к Закхею, несмотря на неодобрительный ропот фарисеев. В результате Закхей искренне кается и обязуется загладить свои грехи делами благотворения. И Господь дарует ему и его дому разрешение грехов и спасение. Так же и каждый из нас может обратиться к Господу, и Господь придёт к нему. Всё в наших силах. И такое же может произойти с любым из окружающих нас, каким бы грешником тот до того не был.
18/5 февраля: Память свт. Феодосия, архиепископа Черниговского (1696), подвижника и молитвенника, много сделавшего для благоустроения тех мест, которые окормлял, для поддержание духа истинно христианского благочестия среди своих пасомых.
«Он был подобен светильнику, освещавшему своим тихим светом всю Черниговскую епархию и всех согревавшему теплотою своего любвеобильного сердца», - писал о нём Иоанн Тобольский (Максимович).
21/8 февраля: Память пророка Захарии Серповидца (ок. 520 г. до Р. Х.). Своё прозвание «Серповидец» Захария получил из-за одного из бывших ему откровений, в котором он видел летящий по воздуху свиток, изогнувшийся наподобие угрожающего серпа. В книге пророка Захарии содержатся подробности о пришествии Мессии, о последних днях земной жизни Спасителя, о входе Господнем в Иерусалим на молодом осле, о предании Господа за 30 сребреников и покупке на них земли горшечника, о прободении ребра Спасителя, о рассеянии апостолов из Гефсиманского сада, о затмении солнца во время крестных страданий Иисуса Христа.
Память Великомуч. Феодора Стратилата (319). Св. Феодор сочетал службу военачальника с евангельской проповедью. Подобно Георгию Победоносцу, он избавил окрестности Евхарита от громадного змея, приносившего зло местным жителям. Его горячая проповедь и вера, подкреплённая примером христианской жизни, привлекла к христианству многих язычников. За веру он принял мученическую смерть во время гонений на христиан при императоре Ликинии.
И конечно в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Да будут они нам примером. Вечная им память и слава!
23 февраля: День Защитника Отечества. Помолимся в этот день «о вождех и воинах, жизни свои на поле брани за Отечество наше положивших», а также за всех наших воинов и за всех защитников. Наше Отечество ныне очень нуждается в искренних, достойных, крепких, верных и надёжных защитниках. Будем помнить об этом, чтить их и растить им надёжную смену.
Будем также помнить, что защитниками Отечества должны быть не только воины на поле брани, но и все мы во всей нашей повседневной жизни.
Иеромонах Мефодий. О Закхее. (Лук. 19:1-10).
Какая трогательная история передается нам в нынешний воскресный день святым евангелистом Лукою, в том очередном Евангелии, которое является как бы некоторым предисловием к грядущим подготовительным неделям, к Великому Посту.
Господь, в последнем Своем путешествии из Галилеи в Иерусалим, подходит к городу Иерихону. То был едва ли не самый большой торговый город Иудеи (после Иерусалима) — центр главной тогдашней торговли этой страны бальзамическим маслом, и в то же время город многих древних священных воспоминаний. И вот народ еврейский слышит там, что Великий Пророк и чудотворец Галилейский направляется в их город, сопровождаемый множеством Своих учеников и апостолов, и других, пошедших за Ним в этот путь, последователей Его. Естественно, что из Иерихона хлынули навстречу Ему целые толпы столь склонных к религиозным порывам жителей древнего Востока, всего за два года до того слышавших свидетельство об Иисусе у берега недалекого Иордана от Иоанна, Предтечи Его. И с этой-то толпой пошел, а вернее, побежал и вспоминаемый нами ныне Закхей. Двусмысленно и противоречиво было общественное положения его. С одной стороны - это было почетное в городе лицо, богатейший в нем откупщик — начальник мытарей, пред которым внешне преклонялись тысячи угодливых к таким богачам соотечественников, за которым ухаживали городские власти и которого ценили и поддерживали главные владыки края - сильные и гордые римляне. Но с другой - того же Закхея страшною ненавистью ненавидели и глубоко презирали те же сограждане, почитая его отщепенцем и изменником по отношении к своему народу и «мужем грешным», повинным еще и в личном корыстолюбии, в злостной наживе за счет своих же соотечественников и единоверцев.
Но Закхей слышит, что Божественный, грядущий к городу Гость совсем не так относится ко всем грешникам и подобным ему мытарям. Ему говорят, что призывы любви от Бога Посланного Пророка не меньшие, а еще больше, чем к тогдашним праведникам и, гордившимся исполнением закона и преданий старцев книжникам и фарисеям, направлены именно к ним, таким же мытарям и грешникам, как и он, и их-то, первыми отозвавшимися на Христовы призывы покаяния, первыми же Господь и принимает в царство Свое. Наверно сказали ему, что в числе избранных Иисусом 12-ти апостолов не последнее место занимает, может быть и лично Закхею известный, Левий — Матфей мытарь.
И загорелось сердце Закхея, до самого этого одиннадцатого часа глубоко заблудившее и почти ослепшее в удалении от Бога. Неудержимым порывом повлекло его к Небесному Пастырю, по городам и весям еврейским искавшему заблудших Своих овец. И вот, избалованный дотоле услугами многочисленных слуг и рабов, почтенный «начальник мытарей», по всему нужно судить человек уже пожилой, всем возможным устремлением бросается встречать показавшегося вдали Божественного Учителя, стараясь обогнать других, всячески добиваясь получше увидеть Его. Но увы! никто здесь не считался ни с богатством, ни с влиятельным положением. Здесь каждый старался поближе быть к небывалому Чудотворцу, многие рвались коснуться, если не Самого Его, то, по крайней мере, воскрилия риз Его, ибо и от них «исцелялись все». Непроницаемо-плотной стеной толпился народ вокруг Него, так что и при высоком росте Спасителя трудно было видеть Его, а Закхей, к тому же, ростом-то нарочито был мал.
Однако, слишком уж велико было у Закхея желание лицезреть Того, Кто скоро даст спасение и ему, и он нашелся: как мальчик или последний простолюдин, бежит он к ближайшему дереву, куда лежал путь Иисуса, взбирается повыше на смоковницу — и, о радость: видит Его, собственными глазами созерцает всю полноту любви, и чистоты, и величия, и бесконечной доброты, которые лились из очей Всемилостивого Спаса — «Друга мытарем и грешником». И вот радость его до конца преисполняет сердце. Ибо на его беззаветный сердечный порыв от святейшего Гостя ему оказывается милость и честь, о которой, конечно, не мог он мечтать. «Закхей, сойди скорее, слышит он голос Христа: ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме».
Но люди — всегда люди: даже Божественного Учителя не побоялись они критиковать здесь, когда не по их желаниям и взглядам Он поступил зайдя к Закхею: слишком уж нелюбим он был за свою службу римскому игу, да еще сам тяжел был корыстолюбием своим. А ведь открытая всевидящим очам Сердцеведца перемена в душе этого недавнего лихоимца — неведома была никому. И вот, поднялся великий ропот в теснившейся и в доме и у дома многолюдной толпе. «Как же, зачем и почему зашел Он ко грешному человеку?» — с горьким осуждением говорили «они все», перенося свои укоры с заведомо многогрешного Закхея и на Самого бесконечно благого Гостя его … Все это заметил и слышал Закхей, и поспешил пристыдить своих порицателей, поспешил выявить пред всеми, что не ошибся в нем Господь, оказав ему такую великую честь. «Господи, половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, возвращу вчетверо,» - твердым решением сказал он Спасителю, сразу же, по голосу совести своей сотворив, в ответ на милость Господа, «плоды достойные покаяния»...
И вот, если велика бывает на небе, по свидетельству Спасителя, радость об обращении грешника у ангелов, то какова же была радость Самого Царя ангелов об обращении обретенного Им Закхея?! И эта радость ощутительно для нас звучит в дальнейших словах Его, приводимых евангелистом: «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама». И затем добавил, что и пришел Он Сам на землю — чтобы «взыскать и спасти погибшее».
Вот, братие! Сколько спасительных для нас уроков, сколько лучей Божественной истины почерпаем мы для себя из этого Евангельского чтения. — Вот вам — жертва уверовавшего сердца закону милости и Христовой любви. Вот истинное, спасающее покаяние, стирающее из сердца эгоизм и жизнь лишь для себя, не гроши и крохи, а половину достояния своего отдающее человеческой нужде, вчетверо вознаграждающее соделанные обиды, чтобы загладить во Христе и самые следы тяжких грехов. Вот живая, настоящая, признательность и благодарность твари своему Творцу и облагодетельствованного — своему Благодетелю. Не так, как мы с вами; как должное, принимаем и от Бога и от людей всякое внимание, всякую помощь, всякую услугу и добро, с черствым сердцем сейчас же отворачиваясь от того, кто нам помог, а чаще — даже просто не замечая этого добра, и в особенности в отношении к Тому, от Кого исходит «всякое даяние благо и всякий дар», и дар самый «совершенный», самый нужный и ценный.
Да даст же Господь и нам сердце Закхея — сердце чуткое и благородное в должной признательности и памятливой любви, а вместе с ним и истинное покаяние, и достойные этого покаяния плоды.
Схиархимандрит Авраам (Рейдман). О подражании Закхею.
Когда мы читаем Евангелие, то нам иногда кажется, что все это было давно, далеко от нас и что, собственно, подражать тем или иным историческим персонажам Евангелия невозможно по одной простой причине: мы живем в другое время. Этим мы часто оправдываем себя, свое нерадение и, теряя ту малую ревность, которая у нас есть, приходим в охлаждение. Так же и сегодня, слушая евангельское повествование о Закхее, мы недоумеваем: как мы можем ему подражать? Легко ему было в то время, Спаситель жил на земле, и он, конечно же, желал увидеть Его. И мы бы желали Его увидеть, но не имеем такой возможности, потому что с того времени прошло уже много лет и Спаситель, как говорит апостол Павел, уже не известен нам по плоти (см. 2Кор.5:16), то есть мы не видим Его своими телесными глазами, Он пребывает одесную Бога Отца. Но все это только отговорка. Мы тоже можем разумно - именно разумно - подражать праведному Закхею. В чем? Если мы желаем созерцать Христа, наслаждаться общением с Ним, то должны, подобно Закхею, презирать человеческое мнение. Презирать его, конечно, следует не в любом случае, а тогда, когда оно противоречит нашей христианской совести, расходится с Божественным учением. В этом случае мы возвысимся над толпой пустых человеческих мнений и сделаемся способными увидеть Христа, способными подражать Ему своей жизнью. И тогда Он придет в нашу душу.
Кроме того, не будет натяжкой увидеть в этом евангельском повествовании и другой, более таинственный смысл, касающийся нашей внутренней жизни. Ибо подражать можно не только внешне, телесно, но и, главное, внутренне, духовно. Когда толпа помыслов смущает наш ум, не дает нам приблизиться к Господу, мы должны при помощи молитвы возвыситься над этой толпой, и тогда мы Его увидим. Господь Иисус Христос, видя нашу ревность, наше понуждение к тому, чтобы пренебречь греховными или пустыми, суетными помыслами, препятствующими нам созерцать Его в своем сердце, снизойдет к нам и не только даст Себя созерцать, но и войдет в дом нашей души. Он очистит Своей благодатью не один лишь ум, но и все наши душевные и даже телесные свойства, спасет все человеческое существо, подобно тому как ради покаяния Закхея была спасена вся его семья.
Когда человек начинает умом созерцать Христа, то он не может не каяться. Чем ближе человек становится к Богу, тем более он исполняется страха, смирения и покаяния, даже непроизвольно. Наступит такое время, когда и безбожники покаются, но, правда, это не принесет им пользы. Это будет время, когда Господь наш Иисус Христос на облаках благодати явится во второй раз судить мир. Тогда, как сказано в Священном Писании, «восплачутся все племена земные» (Мф.24:30), все покаются. Но нужно успеть покаяться, пока не окончилась наша земная жизнь. Если мы так разумно будем подражать Закхею, то сподобимся увидеть Господа и следовать за Ним как внешней своей жизнью, так и в душе своей, внутренне. Будем подражать Закхею в пренебрежении человеческим мнением, в ревности, в желании увидеть Иисуса, будем подражать ему несмотря ни на что: ни на наши грехи и страсти, ни на тьмочисленные помыслы. И если мы приобретем такую ревность, то ничто не сможет разлучить нас с возлюбленным Господом нашим Иисусом Христом, воспрепятствовать нашему покаянию и спасению.
23 Февраля. Праздник был установлен в 1922г. как «День Красной Армии и Флота». С 1949г. назывался «День Советской Армии и Военно-Морского флота». В соответствии с Федеральным законом РФ «О днях воинской славы (победных днях) России» (1995г.) стал называться «День защитников Отечества», а с 2006г. «День Защитника Отечества». Теперь 23 февраля у нас является неформальным праздником мужчин. В этот день поздравляют также женщин-ветеранов Великой Отечественной войны и женщин-военнослужащих.
23 февраля 2012г. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся священнослужителям с кратким словом, в котором в том числе сказал: «Все мы защитники Отечества — кто физическим оружием, а кто духовным, кто силой выстрела, а кто силой слова». «В Церкви всегда была опора нашего Отечества, и дай Бог, чтобы в среде нашего духовенства сохранялось ясное понимание великой патриотической миссии Церкви, которая не связана ни с какой политической конъюнктурой, а проистекает из нашей великой традиции, к которой принадлежат преподобный Сергий, Александр Невский, Димитрий Донской».
Архиеп. Викентий (Морарь). Слово в День Защитника Отечества.
Православные воины! Дорогие братия и сестры! Сегодня мы празднуем День защитника нашего Отечества. Это радостный, благодатный праздник, ибо Отечество, Богом нам врученное, - это наша великая святыня, которую мы должны беречь, как зеницу ока. Каждый из нас может многое сделать, укрепляя Россию, созидая ее могущество и славу.
Мы в эти судьбоносные дни должны воспитывать в сердцах наших и каждого гражданина России дух патриотизма, дух любви к нашему Отечеству. Каждый из нас на своем посту, в своей работе должен вносить посильный вклад в дело защиты нашей Родины, в созидание могучего, крепкого государства. Это можно делать, только прочно закрепив в своей памяти подвиги наших соотечественников, которые жертвовали собою, жизнью, своей кровью и отдавали свою жизнь за Родину. Поэтому их пример такой жертвенной любви к Отечеству должен прививать нам любовь и ко всем жителям нашей родной земли, ради которых они исполняли свой долг.
Сегодня молитвенно вспоминаем всех российских воинов, которые на поле брани защищали Отечество наше, вспоминаем их труды и подвиги, прославляем их. Мы вспоминаем тех защитников России, которые жизнь свою положили за Родину. Нам необходимо, поминая их в молитвах своих за богослужением, укрепляться духовно, чтобы мы нашими трудами прославляли Отечество, чтобы наша любовь к России приумножалась добрыми делами нашими.
Сегодня мы вспоминаем и тех воинов, которые ныне находятся в боевом строю, с оружием в руках защищают Родину и тем дарят нам мирное существование на нашей русской православной земле. И мы отдаем им дань любви и уважения, прославляя их подвиги и труды.
Всех вас сердечно поздравляю с праздником и желаю, чтобы наша любовь к Отечеству выражалась в наших трудах на благо Родины, в наших подвигах, в нашей любви к России. Желаю Вам доброго здоровья, благополучия, благословенных успехов и обильной Божией помощи в деле созидания великого и могучего Отечества Российского.
Назад к списку
Новости
- Календарь: Неделя 17я по Пятидесятнице
- 25 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 18й по Пятидесятнице.
- Календарь: Неделя 16я по Пятидесятнице
- 18 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 17й по Пятидесятнице.
Объявления
- Храму срочно требуются
- 03 Февраль 2016
Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.
Обращаться к настоятелю о. Владимиру
- Внимание!
- 18 Май 2012
Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.