10.02.13-16.02.13 Неделя 36-я по Пятидесятнице
Апостольское наставление (2Кор 6:16-7:1) призывает нас: «очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием». Апостол Павел побуждает нас к святости и указывает при этом на необходимость заботы не только о духе, но и о теле: «вы храм Бога живаго». Человек состоит из тела и души, и грехи его бывают плотские и душевные. И искоренять в себе надо и те, и другие.
В евангельском чтении недели (Мф.15:21-28) мы слышим о великом подвиге веры, смирения и любви хананеянки, обратившейся к Спасителю с просьбой об исцелении её дочери. Мы видим, с одной стороны, смиренную молитву, а с другой стороны - великое дерзновение и упорство. Она уверена, что Иисус может исцелить её дочь и любви своей ради ни за что не отступит от Него, пока Он не выполнит её просьбу. И вот, пройдя все испытания, она получает просимое: «велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему».
10 февраля / 28 января: Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Собор новомучеников и исповедников Российских: святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, священномучеников Петра (Полянского), митрополита Крутицкого, Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого, Вениамина (Казанского), митрополита Петроградкого и Гдовского, и с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина) и мучеников Юрия (Новицкого) и Иоанна (Ковшарова), митрополита Серафима (Чичагова), архиепископа Фаддея (Успенского), протоиерея Иоанна (Кочурова), протопресвитера Александра (Хотовицкого), преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Святых царственных мучеников страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии, и всех в годину гонений за веру Христову пострадавших. Переходящее празднование в ближайшее воскресение с 25 января.
В этот же день мы славим учителя покаяния и молитвенника преп. Ефрема Сирина, молитву которого Великим постом, мы будем читать каждый будний день (до Великой Среды).
11 февраля /29 января: Перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца. Так, мы славим на этой седмице Игнатия Богоносца, за веру брошенного на растерзание львам на арене цирка на потеху толпе.
12 февраля /30 января: Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.
13 февраля /31 января: Святителя Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского, чудотворца.
15/2 февраля: Сретение Господа нашего Иисуса Христа. В этот день мы вспоминаем событие, когда Пречистая Богородица и Иосиф принесли Богомладенца в храм на сороковой день по Рождеству. Там в это время, по внушению свыше, был праведный Симеон, которому было откровение, что он не умрёт, пока не увидит Христа Спасителя. И вот, эта встреча (сретение) состоялась. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрёк пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк.2:29-32).
Не о себе одном радуется праведный Симеон, но и о славе своей страны, и о спасении всех народов. В ожидании этой встречи праведный Симеон дожил до 360 лет... В храме Господа встретила также праведная пророчица Анна.
Также и любой из нас может встретить Господа, если будет всем сердцем чаять этой встречи будет в праведности готовить сердце своё к этой встрече. Эта встреча — только начало пути спасения, но она же и твёрдая надежда, «...ибо видели очи мои».
16/3 февраля: Попразднство Сретения Господня. Праведного Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Всегда на следующий день после великого праздника мы славим тех святых, которые ближайшим образом послужили данному священному событию в истории.
И конечно в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих». Да будут они нам примером. Вечная им память и слава!
Митр. Антоний Сурожский. Исцеление дочери хананеянки.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Хананеянка, которая приступила ко Христу, моля Его исцелить ее беснующуюся дочь, – язычница: в то время евреи, единственные, кто верил в Единого Бога, не общались с язычниками, сторонились, чуждались их. И вот эта женщина подходит ко Христу: это уже говорит о том, что она в Нем увидела нечто, чего она не видела в других, что она почуяла нечто в Нем: чутьем, сердцем уловила что-то, что внушило ей доверие и сняло с нее страх, что она будет прогнана. И она обратилась к Нему со словами, которые мы находим также в Евангелии от Марка на устах слепого Вартимея: Иисус, сын Давида!.. Это уже – исповедь веры: конечно, не во Христа как Сына Божия, но во Христа как рожденного от царственной ветви Давида, из которой должен родиться Спаситель мира: Иисус, сын Давида, помилуй мою дочь! Она беснуется...
А Христос идет Своим путем, молча, не отзываясь на ее крик. И ученики обращаются к Нему: Отпусти ее, – она же за нами следует, как бы преследуя нас этим криком надежды и отчаяния... «Отпусти ее» не значит «прогони»: это значит: Неужели Ты не пожалеешь? Она же тоже человек – или нет? Или нам чуждаться таковых? Разве человеческое горе в язычниках не так же страшно мучительно, как и в нас? Отпусти ее с миром...
И Христос говорит: Я не послан ко всем: Я послан к погибшим овцам израильского дома... Хананеянка же отвечает: Господи! Помоги... Она не отвечает на Его замечание, что Он не к ней послан; она просто верит, что Он ее пожалеет; она не спорит; она не утверждает: Как же так, – я тоже человек! – нет, она просто верит... И Христос испытывает ее веру еще раз; Он эту веру, конечно, знал; и хананеянка, верно, знала Его прозрение; но ученикам, вероятно, надо было измерить глубину веры, на которую способен язычник. Он ей говорит: Нехорошо отнять хлеб от детей и отдать псам... Эти слова кажутся такими жестокими, беспощадными; мне кажется, что их можно понять, если представить себе Спасителя, опустившего Свой взор – внимательный, вдумчивый, сострадательный взор – к поднятым глазам этой женщины; она слышала эти слова – как она слышала и другие жесткие слова – но она слышала их, и одновременно видела лик Божественной Любви, обращенный к ней. И она отвечает как бы с улыбкой: Да нет, Господи! Ведь и собаки питаются от крупиц, которые падают со стола их хозяев... Это можно сказать только из глубины веры и из сознания, что жестокие слова не исходят из черствого сердца.
И Спаситель тут, как в других случаях, на веру отзывается любовью и Своей властью целить, миловать и спасать: О женщина! Велика вера твоя! Да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час. Здесь мы видим еще и еще раз, что нет предела, нет границ Божию состраданию, что Он не делит людей на верующих и неверующих, на своих и чужих: для Него чужих нет – все свои; но вместе с этим Он и ожидает и требует от нас не легковерия, а истинной веры, готовности довериться Богу, но и готовности пробиться к Богу криком, мольбой, верой. И этому мы должны научиться от хананеянки. Аминь.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Вера жены-хананеянки.
Ныне читано было, братья мои, из Евангелия от Матфея повествование о неотступном прошении ханаанской женщиной Иисуса Христа за бесноватую свою дочь (Мф.15:21-28). Поучительна для нас, братья и сестры, эта хананеянка - мать! Любовь к дочери, жестоко страдавшей от бесовской мучительской силы, побудила её искать спасения несчастной у божественного, всемогущего Чудотворца, и она не отстала от Благодетеля и Спасителя, доколе не получила просимого, хотя и были нелегкие искушения её вере и дерзновению!
Ей был, по-видимому, отказ и раз, и два, и три, но она не смутилась, не отчаялась, не сказала: «Нет, не стану более просить и беспокоить — видно, я недостойна», но всё питала твердую надежду на Чудотворца.
Сначала Сердцеведец не отвечал ей ни слова на её просьбу - для того, чтобы возбудить в ней сильнейшую веру и надежду и пламеннейшую молитву, ибо от препятствий вера и надежда с молитвой более и более получают в иных силы и крепости, более возгораются, тогда как в маловерных и слабодушных ослабевают или и совсем погасают. Действительно хананеянка не ослабела в вере, уповании и молитве, но ещё сильнее стала просить и кричать, идя вслед за Господом и учениками, так что за неё стали они ходатайствовать, чтобы отпустил её.
Господь, как бы не желая слушать ни её, ни учеников, говорит, что Он послан только к погибшим овцам дома Израилева, т. е. к евреям, коим даны были обетования, откровения, пророчества о пришествии Его в мир и спасении через Него людей. Несмотря на вторичный отказ, она подходит к Самому Господу, кланяется и говорит: «Господи! Помоги мне». Приметьте, сколь велики её вера, упование, дерзновение! Будучи язычницей, она исповедует Его Господом, Сыном Давидовым, всемогущим Царем духов, уповает на Его бесконечную благость, объемлющую не только евреев, но и язычников, и, как раба Господу или - лучше - как дщерь Отцу, смело говорит: «Господи! Помоги мне».
Когда же Господь сказал: «Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам», разумея под псами язычников, не ведавших истинного Бога, к числу коих принадлежала и эта женщина, она нимало не оскорбилась таким названием, сознавая, что она достойна такого поносного имени, и сказала: «Так, Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Такая вера, такое упование, смирение, терпение были приятны Спасителю – он похвалил её за великую веру и сказал: «О женщина! Велика вера твоя, да будет тебе по желанию твоему». И исцелилась дочь её в тот час. Да, такой матери стоит рукоплескать!
Такую же веру Господь нашёл в одном сотнике римском, тоже бывшем идолопоклоннике, у коего был при смерти любимый слуга, исцеленный Господом по просьбе и великой вере сотника, и в похвалу его Господь сказал: Я и в Израиле такой веры не нашел (Мф.8:10).
После этого я скажу всем вам, братья и сестры: научитесь так веровать, так надеяться и так просить Господа или Божию Матерь, с такой смелостью и неотступностью, как просила хананеянка за дочь свою, как просил сотник за слугу своего, - и получите по желанию, если оно угодно Богу и вам на пользу. Просите, - говорит Господь, - и дастся вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам (Мф.7:7).
Хананеянка изображает душу нашу, бесноватая дочь её - многострастную плоть нашу, на всякий день беснующуюся разными страстями. В какой беде была хананеянка и дочь её, в такой беде находимся и мы с вами. От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой! (Антифон 4-го гласа).
От чего страсти, эти бесы, действующие в сердцах, так нагло господствуют нередко над людьми, мучают, терзают, срамят одержимых ими людей? Оттого, что эти люди не имеют крепкой веры, не молятся горячо и неотступно, не имеют твёрдого желания избавиться от них.
О, кто бы нам послал такую мать, как хананеянка, которая бы помолилась о нас ко Господу с такой же верой, надеждой и любовью, как та о своей дочери, чтобы ради её молитвы Господь помиловал нас и изгнал из нас страсти наши, исцелив нас от бешенств наших? Ибо плоть наша зле беснуется.
Но, братья, не хананеянке чета есть у нас Молитвенница и Ходатаица непостыдная и премилосердая, Сама всеблагая и Пречистая Матерь Бога нашего, готовая всегда ходатайствовать пред Сыном Своим и Богом об избавлении нас от бешенства и неистовства страстей, только бы мы к Ней всегда с верой и упованием, в покаянии, от искреннего сердца прибегали с молитвой о помощи. Её ходатайство всесильно, верно, благонадежно, ибо Она - Мать Самого Господа и Творца твари и Сын Ее и Бог, как должник Матери, исполнит всякое Её прошение за нас. К Ней, в Её державный покров, будем всегда прибегать. Но и сами будем изощрять и умножать свою веру в Господа, своё упование и свою любовь к Богу и ближним и непрестанно прибегать в покаянии к Самому Господу, как та хананеянка, ибо Господь всем нам дал право обращаться смело и к Нему Самому: Просите, и дастся вам; и еще: Всё, о чём попросите в молитве с верою, получите (Мф.21:22).
Так, братья и сестры, велика сила веры! Чем сильнее вера наша, тем большую силу Божию спасительную привлекает она к человеку, и нет греха, нет столь великой скорби, беды, от коих не могла бы спасти вера. Она грехи очищает, от страстей избавляет, демонов прогоняет, скорби врачует, болезни исцеляет, от смерти избавляет, мертвых воскрешает; врагов претворяет в друзей, грешников - в праведников; она горы переставляет; она всякие чудеса содеевает.
Один гражданин в некотором городе, живущий верой и ведущий упорную брань со страстями, как воин Христов, говорил мне в беседе со мной, что он ежедневной и ежечасной молитвой покаяния и веры почти непрестанно восхищает у Бога спасающую его от всех грехов и страстей силу, что при бесчисленных искушениях и внутренних грехопадениях он в конце концов всегда является победителем страстей и прогонителем бесовских мечтаний и наваждений, разрушителем козней демонских - словом, что он по милости Божией и по вере Божией, данной ему, есть постоянное чудо сам для себя. Вот что значит молитва веры, молитва покаяния! Так будем веровать, так будем молиться и так будем побеждать свои страсти! Аминь.
Иеромонах Сергий (Рыбко). Со Христом даже до смерти.
Подвиг новомучеников российских по своему масштабу беспрецедентен. Значение его неизмеримо. Если бы ХХ век не был украшен подвигом новомучеников, русская церковная история лишилась бы ярчайших страниц. Для нас это еще, возможно, и самые важные страницы. Мученики ХХ века фактически спасли Православие не только в России, но и мире.
Церковь во все века почитала мучеников. Потому что подвиг это особый. Человек оказывался перед выбором: либо он со Христом, даже до смерти, либо он отпадает от Христа. В его воле было этот выбор сделать.
Почему совершилась революция? Для чего Господь попустил эти гонения? Потому что Россия отпала от Бога. В начале ХХ века она была уже в общем-то безбожной страной. Да, было много храмов, свыше тысячи монастырей, десятки тысяч монашествующих, но тем не менее благочестие, которым была сильна Россия, было утрачено. Люди фактически отвернулись от Бога и в жизни повседневной не жили по евангельским заповедям. Христианство превратилось в какое-то культурное явление. И Господь отвернулся от нас и попустил гонения.
Во время гонений те единицы, которые хранили евангельские заповеди, воссияли ярким светом. Подвигом своих страданий - исповедничества, мученичества - они и спасли Церковь. Настолько сильным было свидетельство их веры, что сами мучители нередко становились верующими людьми.
Мы читаем сейчас воспоминания о мучениках, как они оказывались в лагерях. Даже отпетые уголовники склонялись с уважением перед священником, перед монахом, потому что эти люди действительно вели себя по-христиански. Силой их веры прежде всего была сила их любви.
Было время, когда в стране почти все церкви были закрыты. Храмов пятьдесят всего действовало. Вся верующая Россия либо сидела в лагерях, либо была в катакомбах, пряталась. Казалось, что безбожие торжествует, еще немножко - и Церковь будет уничтожена. Но этого не случилось. Потому что люди выходили из лагерей и выносили с собой веру.
Большевики хотели физически уничтожить верующих. Пытались это сделать. Но не смогли. Потому что веру уничтожить невозможно. Несмотря на то что большевики были совершенно бессовестными людьми (Троцкий заявил, например: если надо будет 90 процентов людей в России уничтожить, чтобы 10 процентов жили при коммунизме, мы и перед этим не остановимся), они окончательно не смогли уничтожить Церковь. Войной Господь опять-таки наказал Россию, отпавшую от Бога. не иначе как за гонения на Церковь попустил Господь той страшной войне быть.
Но не только для тех лет новомученики важны, но и для нашего времени. Массовый возврат в лоно Церкви начался в 60-70-80-х годах. Я принадлежу к этому поколению. Я видел его. Мы были воспитаны в совершенно безрелигиозной среде. У меня родители были коммунисты. У большинства священников, монахов и просто мирян из тех, которых я знаю, в семьях не было верующих. А если и были, то очень редко они были людьми церковными. Бабушки верили во что-то и боялись даже внукам рассказывать о своей вере. Советская жизнь конца 70-х - начала 80-х годов - это был очень мрачный период, действительно период застоя. Все гнило: и культура, и наука. Вся жизнь была гнилая. В большинстве своем люди пили, чтоб не думать. Это низы. А верхи бессовестно лгали. Конечно, пытались люди думать о том, для чего мы живем. Душа Бога искала. И Господь как-то открылся. Я помню, что одними из первых книг, которые я прочитал, обратившись к вере, были жизнеописания новомучеников российских. Я был потрясен этим подвигом веры. До этого нам в школе рассказывали, что Патриарх Тихон был враг номер один, правда, я особо внимания на это не обращал. Тогда все были враги. А тут я прочитал, кто такой был на самом деле Патриарх Тихон!
Свет страданий новомучеников дошел до наших дней, согрел сердца. Мы увидели, за что люди страдали и какие это были замечательные люди. В этом веке развития цивилизации, науки, культуры, где все разложено по полочкам и, казалось бы, нет места для Бога, оказывается, есть люди, которые умирают за свою веру. Конечно, начинаешь задумываться, что это за люди и в чем их вера. После этого Евангелие по-другому читается. Поэтому я считаю, что у любого православного христианина не будет полного представления о христианстве, если он не будет знать подвига новомучеников. Потому что христианство есть собственно мученичество, любой христианин - это мученик. Господь сказал: как Меня гнали, так будут гнать и вас. Каждый, кто хочет благочестиво жить во Христе, - гоним будет, говорит Священное Писание. Эти гонения бывают то меньше, то больше. Раньше были одни гонители, сейчас другие. А за ними, собственно говоря, один гонитель - диавол. Поэтому нужно знать, как люди жили и умирали, как исповедовали свою веру.
Митр. Антоний (Храповицкий). Святой Священномученик Игнатий Богоносец.
29-го января совершается память священномученика Игнатия, епископа Антиохийского, приблизительно через полтора месяца после празднования его преставления, которое имело место 20 декабря 104 или 105 года по Р. X., так что Св. Игнатий был один из древнейших мучеников Нового Завета и едва ли не первый, о котором сохранились исторические сведения. По приказанию Римской власти он был отдан за исповедание св. веры на съедение хищным зверям, а римские христиане переслали его мощи, точнее остатки их, не съеденные зверями, на место его многолетнего служения в Антиохию при нарочитом послании к христианам антиохийским, в котором упоминают о молитве святого за души послуживших его погребению.
Св. Игнатий является одним из немногих древних мучеников начала 2-го века, о котором сохранились сведения, сообщенные его очевидцами и собеседниками, совещавшимися между собою, как бы им освободить св. мученика от назначенной ему жестокой казни, хотя бы через подкуп римских палачей. Но это совершенно не совпадало с его собственными желаниями: он говорил открыто своим почитателям: «не удерживайте меня от угодной Богу кончины земной жизни: я — пшеница Божия, пусть меня измелют зубы зверей и тогда буду чистым хлебом Божиим в будущей жизни».
Таковы предсмертные слова сего, великого угодника Божьего, которого римский консул приговорил к съедению зверями, что и исполнил. Св. Игнатию было в то время около 80 лет. По древнему христианскому преданию, он и был тем богоизбранным отроком, которого Христос Спаситель поставил перед Собою, в среду учеников Своих, рассуждавших о том, кто из них первый в царствии Божиим, и обняв его, сказал: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в царство небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в царствии небесном» (Мф. 18:3). Предание прибавляет к этому Евангельскому повествованию, что св. Игнатий получил название богоносца, не только потому, что он носил Бога в своем сердце, но и потому, что сам был носим воплотившимся Богом.
История сохранила нам и некоторые из его предсмертных посланий в разные города древнеримского мира; в этих посланиях священномученик кроме общих назиданий о христианском благочестии еще раз просит не заступаться за него перед властями и изъявляет желание быть мучеником за веру.
Эти сведения, сохранившиеся до нас благодаря младшему современнику Игнатия — св. Поликарпу, епископу Смирнскому и мученику, а также самое послание римских христиан к антиохийским, удостоверяют нас в глубокой древности почитания св. мощей и св. угодников Божиих вопреки заблуждению протестантов, которые без доказательно утверждают будто такое почитание св. угодников и их мощей началось в эпоху иконоборцев (7-9 века).
Малая часть св. мощей Игнатия сохранилась в Житомире, в специально устроенном небольшом образочке в церкви, посвященной имени священномученика.
Теперь мы даже не знаем сохранилась ли эта церковь, или она разорена и погибла, как от тех диких зверей, которые разрушили и пожрали нетленное тело мученика.
Надо отдать справедливость нашим историкам, даже протестантам, которые вопреки своим лже-догматам, должны признать правдивость приведенных выше сказаний о св. Игнатии, да и вообще жития св. угодников, особенно же св. мучеников, которые почти современны последним, являются одним из наиболее сильных доказательств истинности нашей Православной веры и опровержения полуверующих протестантов.
От себя добавим, что по такому признаку, т.е. почитанию св. угодников и их св. мощей, всего удобнее сравнивать наше православное вероисповедание с протестантскими учениями, утратившими этот спасительный догмат вместе с искреннею верою во св. Евангелие, где сказано: «И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам не потеряет награды своей» (Мф. 10:42).
Собор святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.
В Константинополе долго происходили споры о том, кому из трёх святителей следует отдавать предпочтение. Одна часть людей превозносила святителя Василия (память 1 января), другая стояла за Григория Богослова (память 25 января), третья почитала святителя Иоанна Златоуста (память 13 ноября). От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие – григорианами, третьи – иоаннитами. По воле Божией, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти.
Святитель Никита, епископ Новгородский, в молодые годы поступил в Киево-Печерский монастырь и вскоре пожелал уйти в затвор. Игумен предупреждал его о преждевременности такого подвига для молодого инока, но он, понадеявшись на свои силы, не послушался. В затворе святой Никита впал в искушение. Диавол явился ему в виде Ангела, и неопытный подвижник – поклонился ему. Бес дал ему совет, как уже достигшему совершенства: «Ты не молись, а только читай и учи других, а я буду молиться вместо тебя», – и стал около затворника, делая вид, что молится за него. Прельщенный инок Никита превзошел всех в знании книг Ветхого Завета, а о Евангелии ни говорить, ни слушать не хотел. Киево-Печерские старцы пришли к прельщенному и, помолившись, отогнали от него беса.
После этого преподобный Никита, оставив по благословению старцев затвор, жил в строгом посте и молитве, более всего упражняясь в послушании и смирении. Милосердный Господь, по молитвам святых старцев, возвел его из глубины падения на высокую степень духовного совершенства.
Впоследствии он был поставлен епископом в Новгород и за свою святую жизнь был награжден от Бога даром чудотворений. Однажды во время засухи он молитвой низвел дождь с неба, в другой раз по его молитве прекратился в городе пожар.
13 лет управлял святитель Никита новгородской паствой и мирно скончался в 1109 году. В 1558 году, при царе Иоанне Васильевиче, состоялось прославление святителя. Мощи его покоятся ныне в церкви святого апостола Филиппа в Новгороде.
Свт. Феофан Затворник. Сретение.
В сретении Господа окружают, с одной стороны, праведность, чающая спасение не в себе, — Симеон, и строгая в посте и молитвах жизнь, оживляемая верою, — Анна; с другой — чистота существенная, всесторонняя и непоколебимая — Дева Богоматерь, и смиренная, молчаливая покорность и преданность воле Божией — Иосиф Обручник. Перенеси все эти духовные настроения в сердце свое и сретишь Господа не приносимого, а Самого грядущего к тебе, восприимешь Его в объятия сердца, и воспоешь песнь, которая пройдет небеса и возвеселит всех ангелов и святых.
Протоиер. Виктор Ильенко. На Сретение Господне.
Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, потому что их нет. (Иер. 31:15).
И они воззрят на Него, котораго пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть как скорбят о первенце. (Зах. 12:10).
Когда в священном Писании говорится о великой скорби, или о великом плаче, то всегда эта скорбь помещается в материнском сердце. И горчайшие слезы льются только из глаз матери! Пока мир стоит, матери будут скорбеть и рыдать о своих детях, как ни одно живое существо не может рыдать и скорбеть. И всякая мать христианка будет находить себе утешение в своей скорби за детей у иконы Пречистой, Которой было предсказано о мече, рассекающем душу, в самом начале Ее материнства.
Только 40 дней Пречистой Деве Матери была дана непомрачаемая радость о Чаде Своем. Но вот Она приносит Своего Первенца в храм и слышит от старца Симеона целый ряд тревожных предсказаний: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий».
Приникните к душе молодой Матери, которая хранила со дня Благовещения такие слова Архангела: «Ты обрела благодать у Бога — и вот зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик и Сыном Вышнего наречется, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца».
Вспомните, что передали Ей пастыри из слышанного от ангелов: «Не бойтесь: мы возвещаем вам великую радость, которая будет всем людям!» В каких радостных предчувствиях Она носила Своего Ребенка до Вифлеемской пещеры, как радовалась, с любовью глядя на Отроча младо, Превечного Бога!
Несомненно, с этой радостью Она понесла Его и в храм на сороковой день. И здесь поражает Ее сердце первая печаль: Ее Сын будет не только на радость всем людям, но и в предмет пререканий; не только на восстание многих, но и на падение. И наконец, Она слышит тягчайшее провозвестие, касающееся уже Ее Самой: «Оружие пройдет Твою душу».
Матери христианки! Когда ваша радость о детях бывает коротка, когда заботы и волнения и всевозможные предчувствия будут томить ваши души печалью, — ни к кому не идите за утешением, как только к Пречистой. Она раньше вас все это испытала, пережила, перемучилась — и знает, как утешать материнское сердце. Не мучьте себя вопросами — почему это Господь дал нам такую участь: в болезнях рождать и в постоянных заботах растить детей. Это — Господня тайна. Равно как великая и неразрешимая тайна и то, что Господь дал Своей Матери быть свидетельницей Своего позора, Своих страданий и Своей крестной смерти. Прикасаясь мыслью к этой тайне, мы можем одно сказать: «Господь, зная, как тяжка мука материнского сердца о своих детях, больных, слепых, ненормальных, или нормальных физически, но погрязающих в грехах, пороках, заживо умирающих в разврате, — Господь, зная эту муку, захотел дать каждой матери, плачущей о чаде своем, точку нравственной опоры. И дал ее в Матери Своей, принеся Ее в жертву, как Самого Себя, за грехи людские, — так Ее, Пречистую, в жертву за всех и для всех матерей, чтобы они знали, где можно выплакать свое горе и где найти силы нести свой материнский крест». Аминь.
Богородице Дево, миру Благая Помощнице, покрый и соблюди нас от всякия нужды и печали!
Иеромонах Мефодий. Сретение Господне: «Ныне отпускаеши...».
Молитва прав. Симеона Богоприимца, «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко», непосредственно обращена к земному деланию каждого из нас. Чему мы служим? Какова ценность нашего жизненного подвига? Да есть ли он вообще? Сможем ли и мы во «время свое» сказать, что Бог отпускает нас с миром?
Ветхий Завет жил верой в грядущего Избавителя. В нем спасались те, кто до конца сохранял верность этой вере. Новый Завет зовет на божественную трапезу Христа пришедшего, дает радость обретения Бога чрез борьбу с грехом, чрез очищение от «всякой нечистоты».
Жизнь Христианина — борьба. Борьба с миром, лежащим во зле, с диаволом, с самим собой. Многотрудна эта борьба. Но сладость и венец победы — жизнь, «скрытая со Христом в Боге, новая жизнь царствия Божия и Правды Его». А это Царствие Божие — «внутри нас».
Потому то и надо ставить всю свою жизнь пред судом «ыне отпущаеши», чаще вспоминать, какие радости и горнее небесное счастье уготованы христианской душе.
И если старец Симеон мог спокойно умереть, только узрев своими очами пришедшего Спасителя, то какое спокойствие раскрывается нам в истинной Христианской кончине человека, послужившего Спасителю в жизни своей. Ибо нет большей радости, как обрести Господа своего и послужить и поклониться Ему.
«Посему и мы, по слову Апостола, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса». (Евр. 12:1-2).
Назад к списку
Новости
- Календарь: Неделя 17я по Пятидесятнице
- 25 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 18й по Пятидесятнице.
- Календарь: Неделя 16я по Пятидесятнице
- 18 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 17й по Пятидесятнице.
Объявления
- Храму срочно требуются
- 03 Февраль 2016
Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.
Обращаться к настоятелю о. Владимиру
- Внимание!
- 18 Май 2012
Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.