Крестовоздвиженский храм в Самаре - 03.02.13-09.02.13 Неделя 35-я по Пятидесятнице
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

03.02.13-09.02.13 Неделя 35-я по Пятидесятнице

 

в началоВ апостольском чтение недели (1Тим.1:15-17) говорится о том, что Иисус Христос пришёл в мир для спасения грешников. В качестве примера апостол Павел приводит себя, превратившегося из гонителя христиан в апостола. Это напоминание всем нам: «говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших» (Иез.33:11). Как бы ни были велики наши грехи, мы никогда не должны отчаиваться, a напротив, каяться и просить отпущения грехов с искренней верой и упованием на милость и любовь Божию. Каким бы грешником ни казался нам ближний наш, и он может по Промыслу Божию обратиться ко Господу, прозреть духовно и из великого грешника стать великим подвижником.

Евангельское чтение недели (Лк.18:35-43) говорит нам об исцелении слепого телесно, но наставляет и в исцеления от слепоты духовной: «Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога». Практический же путь для этого: «просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Лк.11:9).

в началовверхвнизГригорий БогословНа этой седмице:

3 февраля /21 января: преп. Максима исповедника (662), преп. Максима Грека (1556).

4 февраля /22 января: ап. Тимофея (ок. 96). Апостольское чтение недели - послание апостола Павла к Тимофею, ученику и спутнику ап. Павла, епископу Ефесской церкви.

6 февраля /24 января: блаж. Ксении Петербургской (19 в.).

7 февраля /25 января: свт. Григория Богослова, архиепископа Константинопольского (389). Только трёх человек удостоила Церковь высокого именования Богословами: апостола Иоанна Богослова, Григория Богослова и Симеона Нового Богослова.

9 февраля /27 января: перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского (438). Бо́льшую часть дней в году совершается в Церкви литургия Иоанна Златоуста и каждый день звучат его молитвы. Великий Вселенский святитель и учитель скончался в 407 г. в городе Команы на пути к месту ссылки, осужденный по проискам императрицы Евдоксии за смелое обличение пороков, царивших в Константинополе. Перенесение его честны́х мощей из Коман в Константинополь совершилось в 438 г., через 30 лет после смерти святителя, при сыне Евдоксии императоре Феодосии II.

Иоанн ЗлатоустИ конечно в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих».

8 февраля мы празднуем День российской науки. 8 февраля / 28 января 1724 г. Указом правительствующего Сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук. В 1925 г. она была переименована в Академию наук СССР, а в 1991 г. — в Российскую Академию наук. 7 июня 1999 г. Указом Президента Российской Федерации был установлен День российской науки с датой празднования 8 февраля. В Указе говорится, что праздник был установлен: «учитывая выдающуюся роль отечественной науки в развитии государства и общества, следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук». Действительно, российская и советская наука внесла огромный вклад в мировую науку и продолжает оставаться в числе наиболее развитых и продуктивных. До этого, в СССР, День науки отмечали в третье воскресенье апреля. Дату выбрали в связи с тем, что в 1918 г. между 18 и 25 апреля В.И. Ленин составил «Набросок плана научно-технических работ». Некоторые научные коллективы продолжают отмечать свой праздник в этот день.

в началовверхвнизМитр. Антоний Сурожский. Исцеление слепого. Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Исцеление слепогоПеред Крещением Господним, перед тем славным днем, когда Христос пришел на берега Иордана креститься от Иоанна, святой Иоанн Креститель призывал всех к нему приходящих к покаянию, то есть к тому, чтобы отвернуться от всего, что делало их недостойными собственного человеческого звания, недостойными Бога, призывал их к тому, чтобы предаться Богу всей душой, всем умом, всем сердцем, всей волей – и всей крепостью и слабостью своей.

И так же Церковь, перед началом вскоре наступающего Поста, предоставляет нам несколько подготовительных недель, когда из недели в неделю будут явлены нам самые обыкновенные, но и самые разрушительные грехи, которые нам мешают стать Божиими людьми.

Перед началом этих подготовительных недель вспоминается слепой Вартимей, которого Господь исцелил от приобретенной слепоты. Таковы и мы; мы не слепы от рождения, – мы делаемся слепыми, потому что видимое нам закрывает взор к невидимому. И вот, мы должны в течение этой недели поставить перед собой вопрос о нашей слепоте и о прозрении. Прозреть нам надо во многих отношениях. Нам надо научиться видеть в себе зло, которое делает нас мелкими, недостойными даже человеческого звания, не говоря уже о том, что оно нас делает неспособными приобщиться Божественной природе, – что является нашим призванием. Но мы должны также научиться видеть в себе образ Божий, ту святыню, которую вложил в нас Господь и которую мы должны уберечь, укрепить, которой мы должны дать воссиять полным светом через подвиг всей жизни.

Мы должны также научиться по-новому вглядываться в нашего ближнего. Мы слишком легко видим его недостатки; мы должны, в течение этих дней и последующих недель, научиться так всматриваться в глубины каждого нашего ближнего, чтобы увидеть в нем этот святой, Божественный образ, и научиться благоговейно, трепетно относиться к каждому человеку вокруг нас.

Но для того, чтобы видеть, нам порой нужно посмотреть на себя в зеркало; какое же зеркало у нас есть? – Евангелие. В Евангелии мы видим совершенного Человека Иисуса Христа, каким мы призваны стать. И мы видим вокруг Него и праведников и грешников: и грешников погибающих, и грешников в покаянии спасающихся. Давайте читать Евангелие благоговейно, вдумчиво, серьезно, с тем, чтобы через него увидеть в себе и все светлое, и все темное, чтобы научиться видеть и в других тот невечерний, неумирающий свет, которого никакая тьма не может заглушить ни в нем, ни в нас. И тогда мы сможем устремиться через подготовительные недели Великого Поста к дивным дням Страстной седмицы и к Воскресению Христову. Аминь.

в началовверхвнизМаксим ИсповедникПреподобный Максим Исповедник родился в Константинополе около 580 г. и получил в юности прекрасное образование. Благодаря этому он стал первым секретарем императора Ираклия, но придворная жизнь тяготила его, и он принял иноческий постриг. Своим смиренномудрием он вскоре приобрёл любовь братии и был избран игуменом монастыря, но потом, в 633 г. по просьбе будущего Иерусалимского Патриарха Софрония оставил обитель и занялся активной проповеднической деятельностью.

Преп. Максим был твёрдым и убедительным защитником Православия, непримиримым борцом с ересью монофелитов, много сделал для её осуждения на Латеранском Соборе. За это император Констанс II, сторонник ереси, приказал его схватить. Преподобного вместе с двумя его учениками подвергли жесточайшим пыткам и затем сослали в Колхиду, где он и отошёл ко Господу 13 августа 662 г. У могилы преп. Максима совершалось множество исцелений.

Преп. Максим Исповедник оставил Церкви большое богословское наследие, которое имело сильное влияние на богословие Православной Церкви в течение всей её истории и имеет до сих пор.

в началовверхвнизПреподобный Максим Грек (15-16 вв.) получил блестящее образование и принял иночество в Ватопедской обители на Афоне.

Великий князь Московский Василий Иоаннович (1505-1533) пожелал разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, Софии Палеолог, и обратился к Константинопольскому патриарху с просьбой прислать ему учёного грека. Инок Максим получил благословение ехать в Москву. Преп. Максим усердно и тщательно старался исполнять все поручения. Но, ввиду того, что славянский язык не был родным для переводчика, естественно, возникали некоторые неточности в переводах.

Максим ГрекМитрополит Московский Варлаам высоко ценил труды преподобного Максима. Когда же Московский престол занял митрополит Даниил, положение изменилось. Несмотря на неурядицы, преподобный Максим продолжал усердно трудиться на ниве духовного просвещения Руси. Он писал письма против магометан, папизма, язычников. Перевёл толкования святителя Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, а также написал несколько собственных сочинений. Когда великий князь намеревался расторгнуть свой брак с супругой Соломонией, преп. Максим прислал князю «Главы поучительные к начальствующим правоверных», в которых он убедительно доказал, что положение обязывает князя не покоряться животным страстям. Преп. Максима заключили в темницу.

С того времени начался новый, многострадальный период жизни преподобного. Неточности, обнаруженные в переводах, были вменены преподобному Максиму в вину, как умышленная порча книг. В темнице преподобный написал углём на стене канон Святому Духу, который и ныне читается в Церкви: «Иже манною препитавый Израиля в пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни Всесвятаго, яко да о Нем благоугодно служу Ти выну...». Через шесть лет преп. Максима освободили от тюремного заключения и послали под церковным запрещением в Тверь, где он пробыл ещё 20 лет. Там он написал автобиографическое произведение «Мысли, какими инок скорбный, заключенный в темницу, утешал и укреплял себя в терпении». Вот несколько слов из этого сочинения: «Не тужи, не скорби, ниже тоскуй, любезная душа, о том, что страждешь без правды, от коих подобало бы тебе приять все благое, ибо ты пользовала их духовно, предложив им трапезу, исполненную Святаго Духа...».

Последние годы жизни преп. Максим Грек провёл в Троице-Сергиевой Лавре, где продолжал трудиться. Преп. Максим Грек преставился 21 января 1556 года.

в началовверхвнизапостол ТимофейСвятой апостол Тимофей. Церковь чтит св. Тимофея в числе 70-ти апостолов. Он происходил из Ликаонского города Листры в Малой Азии. Тимофей был обращён ко Христу в 52 г. апостолом Павлом. Св. Тимофей стал ревностным учеником апостола, а впоследствии его неотлучным спутником и сотрудником в проповеди Евангелия. Апостол Павел любил св. Тимофея и называл его в Посланиях своим возлюбленным сыном, с благодарностью вспоминая его верность и преданность. В Новый Завет входит два послания к Тимофею. В 65 г. апостол Павел рукоположил апостола Тимофея во епископа Ефесской Церкви, которой св. Тимофей управлял 15 лет. Апостол Павел, находясь в Риме в темнице и зная, что ему предстоит мученический подвиг, вызвал к себе верного ученика и друга апостола Тимофея на последнее свидание. Св. Тимофей закончил жизнь мученически в 80-м году. В 4м веке мощи св. Тимофея были перенесены в Царьград и положены в храме Святых Апостолов.

в началовверхБлаженная Ксения Петербургская, Ксения Григорьевна Петрова, (ок. 1803), родилась между 1719 и 1731 годами в Петербурге. В двадцать два года она вышла замуж за Андрея Федоровича Петрова, придворного певчего в чине полковника. Брак оказался очень коротким. Через три с половиной года горячо любимый супруг Ксении Григорьевны скончался.

Потрясенная горем, молодая вдова в день похорон мужа надела его одежду (камзол, рейтузы, картуз) и в таком виде пошла за гробом. На кладбище она сказала: «Андрей Федорович не умер. Умерла Ксения Григорьевна, а Андрей Федорович здесь, перед вами, он жив и будет еще долго жить», – а потом принялась просить молиться за упокой души «рабы Божией Ксении». Народ решил, что у несчастной помутился рассудок, а безутешная вдова требовала ото всех: «Не зовите меня Ксенией, но зовите меня Андреем Федоровичем».

Ксения ПетербургскаяБлаженная Ксения раздала нуждающимся все имущество, включая и дом, отреклась от богатства, положенной пенсии, от своего собственного имени, и приняла на себя подвиг юродства Христа ради. Бездомная, она целыми днями скиталась по улицам Петербурга в одежде умершего супруга, бормоча невразумительные речи, подвергаясь насмешкам и издевательствам. Блаженная же, уподобляясь Христу, принимала эти обиды с кротостью и смирением. Милостивый Господь хранил избранницу, осеняя Своей благодатью.

Вскоре люди стали замечать, что за странными речами блаженной скрывается глубокий смысл. Блаженную Ксению стали почитать, прислушиваться к её мнению. Когда она входила к кому-то в дом, это считалось хорошим предзнаменованием. Если давала кому-то копеечку, это означало милость, а часто и богатство этому человеку. Матери приносили к ней своих детей, чтобы она приласкала их. Извозчик знал, что если он подвезёт куда-нибудь святую, то выручка ему обеспечена. Всякий булочник на Петербургской стороне считал за благо угостить её выпечкой, и если блаженная по какой-либо причине отказывалась принять дар, то можно было не сомневаться, что в этот день никто не заглянет в эту лавку. На рынке блаженную обступали с просьбами: «Прими копеечку, Андрей Федорович, на помин души рабы Божией Ксении». У некоторых блаженная брала медные деньги, некоторым купцам и торговцам отказывала. «Ты покупателя обижаешь, обвешиваешь», – говорила она и шла собирать милостыню для других, не для себя.

Она была немногословна, святая старалась помогать страждущим делом, молитвою, а не словами. Когда на Смоленском кладбище строили церковь, блаженная по ночам таскала наверх кирпичи, чтобы облегчить и ускорить каменщикам работу. Она ходила в обносках, ела, что подадут, спала, где придётся.

Такой образ жизни блаженная Ксения вела сорок пять лет, до самой своей смерти, около 1803 г. Похоронили её на Смоленском кладбище, и сразу же началось паломничество к её могиле. По молитве блаженной происходили многие чудеса – в семьях прекращались раздоры, муж переставал пить, отчаявшийся получал хорошее место, больные исцелялись.

Самым известным предсказанием угодницы Божией была смерть императрицы Елизаветы Петровны. 24 декабря 1761 г. накануне Рождества Христова блаженная Ксения бегала по городу и громко кричала: «Пеките блины! Скоро вся Россия Матушка будет печь блины!» Наутро разнеслась весть о кончине благочестивой императрицы.

Однажды юродивая пришла к своей знакомой Параскеве Антоновой и сказала: «Вот ты тут сидишь и не ведаешь, что тебе Бог сына послал. Беги скорее на Смоленское кладбище». Параскева пошла к кладбищу. На одной из улиц она увидела шумевшую толпу. В разговоре выяснилось, что извозчик сбил беременную женщину, которая разрешилась мальчиком и тут же скончалась. Так бездетная Параскева нашла сына. За свою жизнь благочестивая неграмотная женщина с благословения блаженной Ксении вырастила и вывела в люди пятерых сирот.

Однажды блаженная Ксения сунула благочестивой женщине в руку медную монету и сказала: «Возьми пятак, тут Царь на коне. Потухнет». Женщина взяла пятак и в недоумении пошла домой. Оказавшись на своей улице, она увидела, что дом её горит. Она бросилась со всех ног к дому, и как только подбежала, огонь чудесным образом потух. Тут женщина поняла, что означали слова святой «Возьми пятак... потухнет».

Придя в дом к вдове Голубевой, святая сказала её семнадцатилетней дочери: «Ты кофе пьешь, смеешься, а твой суженый сейчас жену на Охте хоронит». Девушка и её мать по настоянию блаженной отправились на кладбище. Там они увидели доктора, который хоронил свою жену. Они подошли со словами утешения, случилось так, что познакомились, а спустя некоторое время девица Голубева вышла за вдовца замуж.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления