Крестовоздвиженский храм в Самаре - 27.01.13-02.02.13 Неделя 34-я по Пятидесятнице
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

27.01.13-02.02.13 Неделя 34-я по Пятидесятнице

 

в началоАпостольское чтение недели (Кол.3:12-16) наставляет нас в любви ко всем окружающим, к ближним нашим. Эта любовь к нашим ближним, говорит апостол Павел, должна проявляться как «милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение». Очень важно снисходить и прощать друг другу обиды, как Христос простил нас. «И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны», - призывает нас апостол.

Много веков спустя преп. Серафим Саровский выразил это так: «стяжи дух мирен». Всякую злобу и вражду мы должны гнать из своего сердца, не оставлять им там места, ибо они губительны и для души, и для тела. Когда же чужая вражда или злоба уязвляет нас, мы должны быть снисходительны, сострадательны и милосердны к злобствующим. Они несравненно более, чем нам внешне, вредят себе внутренне, разрушая своё здоровье и губя свою душу грехом, плата за который смерть.

Мы знаем по собственному опыту, насколько трудно хранить мир в сердце: все усилия бесполезны без Божией благодати. Так будем же снисходительны к другим. «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства», - призывает апостол.

Когда неправда одерживает верх, и когда любовь иссякает и охлаждается, тогда разъединяются человеческие сердца, и прекращаются всякие искренние, дружеские сношения. Этого много вокруг нас, но так не должно быть у христиан в отношении других, - хоть христиан, хоть нет. И апостол указывает важнейшие средства стяжания духа мирна и любви. Это изучение слова Божия, просвещающего нас и показывающего нам Того, Кто Сам есть Любовь. И это молитва и псалмы, помогающие нам в глубине сердца своего встретится с Господом.

В Евангельском чтении недели (Лк.18:18-27) говорится о том, как трудно богатым войти в царство Божье. Тут речь идёт не о имуществе, иначе надо было бы отнести к святым самых опустившихся и спившихся бомжей, независимо от их поведения. Речь идёт об отношению к имуществу.

Богатый «из начальствующих», обратившийся к Иисусу, стремится делать добро и обрести жизнь вечную. И первое, о чём говорит Господь, - о соблюдении заповедей, т.е., о принадлежности Церкви (тогда Ветхозаветной).

Богач стремится выполнять заповеди, «все это сохранил я от юности моей», - говорит он. Таким образом, он старается выполнять закон, правила, но этим и ограничивается. Он не готов жертвовать чем-то большим, в нём не достаёт любви к ближнему и веры в Божию помощь. Так богач быстро подходит к пределу, который сам себе положил. Он слишком уповает на себя, на своё богатство, тогда как уповать надо на Бога. Он слишком привязан к комфорту личному и уважению общественному. И тогда то окно, через которое он смотрит на мир, начинает постепенно покрывать тонкий слой серебра. И окно постепенно превращается в зеркало, через которое богач видит только самого себя.

Как только встаёт вопрос о том, чтобы расстаться с богатством и тем уважением и комфортом, которое оно обеспечивает, богач тут же начинает очень печалиться. Именно из-за этого отношения «трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие». Но всё возможно для уповающего на Бога, ибо «невозможное человекам возможно Богу».

в началовверхвнизНа этой седмице:

27/14 января: Отдание праздника Богоявления. Память равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (Иверии) (335)

Евфимий Великий Мы также вспоминаем трёх великих подвижников благочестия: 30/17 января память преп. Антония Великого (356), 1 февраля - преп. Макария Великого (391), 2 февраля - преп. Евфимия Великого (473).

1 февраля мы празднуем интронизацию 16-го Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

На этой седмице мы отмечаем два дня воинской славы России.

27 января - День снятия блокады города Ленинграда (1944), блокада длилась 900 дней.

2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943). Крупнейшая битва в ходе Второй мировой войны, длившаяся 200 дней. В результате 6-я армия и другие силы союзников нацистской Германии внутри и около города были окружены и частью уничтожены, а частью захвачены в плен. По приблизительным подсчётам, суммарные потери обеих сторон в этом сражении превышают два миллиона человек.

И конечно в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих».

в началовверхвниз равноапостольная Нина, просветительница Грузии Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, родилась около 280 г. в христианской семье. Однажды, когда она, плача, сопереживала евангелисту, описывающему распятие Христа Спасителя, мысль её остановилась на судьбе Хитона Господня. На вопрос святой Нины, где пребывает Хитон Господень, старица Нианфора пояснила, что он, по преданию, отнесён в Иверию (Грузию). Узнав, что Грузия ещё не просвещена светом христианства, святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице, да сподобит её увидеть Грузию обращенной ко Господу, и да поможет ей обрести Хитон Господень. Царица Небесная услышала молитвы юной праведницы. Однажды Пречистая Дева явилась ей во сне и, вручив крест, сплетённый из виноградной лозы, сказала: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него: Я же буду тебе Покровительницею». Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест (ныне хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе) и, придя к своему дяде, Патриарху Иерусалимскому, рассказала о видении. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения. По пути в Грузию святая Нина чудесным образом избегла мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись её спутницы. Она пришла в Грузию в 319 г. Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях Мцхета, где она подвизалась, ибо проповедь её сопровождалась многими знамениями. Святая Нина исцелила от тяжкого недуга грузинскую царицу Нану, принявшую Крещение, а потом и царя Мириана, который из её гонителя стал ревностным христианином. Это событие совершилось 6 мая 319 г. В 324 г. христианство окончательно утвердилось в Грузии. Святой Нине, по её молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень, и там был воздвигнут первый в Грузии христианский храм. Далее в сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона святая Нина отправилась проповедовать Евангелие в горных районах. Тут она обратила ко Христу многих окрестных жителей, в т.ч. царицу Кахетии Соджу (Софию) вместе со своими царедворцами и множеством народа. Извещённая свыше о близкой кончине, она подготовилась, приобщилась Святых Таин и мирно отошла ко Господу в 335 г. (по другим источникам, в 347).

в началовверхвниз Антоний Великий Преподобный Антоний, величайший подвижник, основатель пустынножительства и отец монашества, получивший от Святой Церкви наименование Великий, родился в Египте в 251 г. Родителями его были благочестивые христиане знатного происхождения. 85 лет своей жизни провел преподобный Антоний в пустынном уединении. В это время он подвергся тяжким искушениям от диавола, но хранил твёрдую веру, непрестанно творил молитву и усиливал подвиги. После более, чем 20-летних искушений Антоний обрёл спокойствие духа и мир в помыслах. За это время Преподобный несколоко раз прерывал своё уединение, чтобы по многочисленным просьбам организовать монашескую жизнь отшельников, которые селились рядом с ним и подражали ему, чтобы ободрить христиан во время гонений, чтобы выступить против арианской ереси. Господь даровал Своему избраннику дар чудотворений: преподобный изгонял бесов и исцелял больных силой своей молитвы. Его глубоко почитали равноапостольный царь Константин Великий и его сыновья. Преп. Антоний мирно скончался в 356 г., в возрасте 105 лет. Из его творений до нас дошли его речи, послания и Правила жизни и увещания к монахам.

Жизнь преподобного Антония Великого, подробно описана отцом Церкви свт. Афанасием Великим. Свт. Иоанн Златоуст писал, что это житие нужно читать всем христианам. «Повествование сие мало значительно в сравнении с Антониевыми добродетелями, – пишет святой Афанасий, – однако же и из сего заключайте, каков был Божий человек Антоний. С юных лет и до такого возраста соблюдавший равное усердие к подвижничеству, ни по старости не обольщавшийся дорогими снедями, ни по немощи тела своего не изменявший вида своей одежды, ни в чем однако же не потерпел он вреда. Глаза у него были здоровы и невредимы и видел он хорошо. Не выпало у него ни одного зуба, а только ослабли они в деснах от преклонных лет старца. Здоров он был руками и ногами (...). А что всюду говорили о нем, все удивлялись ему, даже не видавшие любили его – это служит доказательством его добродетели и Боголюбивой души».

Из жития Антония Великого.

Антонию было около двадцати лет, когда он лишился родителей, и на его попечении осталась малолетняя сестра. Он с юности руководствовался заповедями Господними. Однажды он услышал в церкви те слова Христа, которые и мы слышим в евангельском чтении этой недели: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». Антоний воспринял их как сказанные лично ему. Он продал имение, оставшееся ему после смерти родителей, раздал деньги нищим, оставил сестру на попечении благочестивых девственниц в монастыре, покинул родительский дом и начал подвижническую жизнь.

Антоний молился, чтобы Господь указал ему путь спасения, и ему было явлено видение. Подвижник увидел человека, который попеременно то совершал молитву, то начинал трудиться - это был Ангел, которого Господь послал для вразумления Своего избранника.

Как-то Антоний Великий отчаянно боролся с бесовскими нападениями, так, что, наконец, в изнеможении упал на землю и лежал без сил. Вдруг перед ним явился Христос. Не имея сил подняться к Нему, Антоний воззвал: «Господи, где же Ты был, когда я так отчаянно боролся?» Христос ему ответил: «Я стоял невидимо рядом с тобой, готовый вступить в бой, если бы ты только сдался. Но ты не сдался, и ты победил».

Предсмертное слово преподобного: «Старайтесь же паче пребывать всегда в единении между собою, а преимущественно с Господом, и потом со святыми, да примут они и вас по смерти в вечные свои кровы, как друзей и знаемых».

в началовверх Макарий Великий Преподобный Макарий Великий родился в 294 г в селении Птинапор, в Нижнем Египте. После смерти жены и родителей он стал послушником, а через несколько лет пошёл в ученики Антонию Великому. По благословению святого Антония он удалился в Скитскую пустынь, где со временем был рукоположен во священника и поставлен настоятелем. Он получил дар чудотворения и прославился многими чудесами. Скончался Макарий в возрасте 97 лет в 391 г. в основанном им монастыре. Последние его слова: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».

Святой авва Макарий оставил 50 бесед и 7 подвижнических слов.

Из жития Макария Великого.

Злые люди оклеветали Макария в соблазнении девицы из ближнего селения. Его вытащили из кельи, били, издевались над ним. Макарий нёс искушение с великим смирением. Деньги, вырученные за свои корзины, он безропотно отсылал на прокормление девицы. Невинность блаженного Макария открылась, когда девица, промучившись много дней, никак не могла родить. Тогда она в муках исповедала, что оклеветала отшельника, и указала действительного виновника греха.

Однажды во время молитвы св. Макарий услышал голос: «Макарий, ты не достиг ещё такого совершенства, как две женщины, живущие в городе». Подвижник пошёл в город, нашёл дом, где жили женщины, и постучал. Женщины приняли его с радостью, а преподобный сказал: «Ради вас я пришел из дальней пустыни и хочу знать о ваших добрых делах, расскажите о них, ничего не скрывая». Женщины с удивлением ответили: «Мы живём со своими мужьями, у нас нет никаких добродетелей». Однако святой продолжал настаивать, и тогда женщины рассказали ему: «Мы вышли замуж за родных братьев. За всё время совместной жизни мы не сказали друг другу ни одного злого или обидного слова и никогда не ссорились между собой. Мы просили своих мужей отпустить нас в женский монастырь, но они не соглашаются, и мы дали обет не произносить ни одного мирского слова до смерти». Святой подвижник прославил Бога и сказал: «Поистине Господь не ищет девы или замужней, ни инока, ни мирянина, но ценит свободное намерение человека и на добровольное его произволение посылает благодать Святого Духа, которая действует и управляет жизнью каждого человека, стремящегося спастись».

Св. Макарий мог так взывать к умершим, что те могли говорить вслух. Известен случай, когда мёртвый свидетельствовал для оправдания невиновного, другой умерший рассказал, где спрятаны вещи, что избавило его семью от рабства.

Преп. Макарий говорил: «Худое слово и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми».

На вопрос иноков, как надлежит молиться, преподобный отвечал: «Для молитвы не требуется много слов, надобно только говорить: «Господи, как Ты желаешь и как Сам знаешь, помилуй меня». Если же враг нападает на тебя, то нужно только произносить: «Господи, помилуй!» Господь знает, что нам полезно, и сотворит нам милость».

И ещё: «Если желаешь спастись, будь как мертвец, который не гневается, когда его бесчестят, и не превозносится, когда его хвалят». «Если для тебя поношение – как похвала, бедность – как богатство, недостаток – как изобилие, ты не умрёшь».

Преп. Макарий учил, что земная жизнь, со всеми её трудами, имеет лишь относительное значение: приготовить душу, сделать её способной к восприятию Царства Небесного, воспитать в душе сродство с Небесным отечеством. Авва так наставлял о единстве Любви Божией и Правды Божией. Внутренний подвиг христианина определяет меру восприятия им этого единства. Каждый из нас приобретает спасение по благодати и Божественному дару Духа Святого, но достичь совершенной меры добродетели, необходимой для усвоения душой этого Божественного дара, можно лишь «верою и любовью при усилии свободного произволения». Тогда «сколько по благодати, столько и по правде» христианин наследует жизнь вечную. Спасение есть дело Богочеловеческое: полного духовного преуспеяния мы достигаем «не одною Божественною силою и благодатию, но и принесением собственных трудов», с другой стороны, в «меру свободы и чистоты» приходим не одной собственной рачительностью, но не без «содействия свыше Божией руки». Участь человека определяется действительным состоянием его души, самоопределением его к доброму или злому. «Если душа в сем еще мире не приимет в себя святыни Духа за многую веру и за молитвы, и не сделается причастною Божественного естества, то она непригодна для Небесного Царства».


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления