Крестовоздвиженский храм в Самаре - 20.01.13-26.01.13 Неделя 33-я по Пятидесятнице
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

20.01.13-26.01.13 Неделя 33-я по Пятидесятнице

 

в началоПопразднство Богоявления.

Свт. Филипп, митрополит Московский 20/7 января. Воскресенье после Богоявления. Собор святого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

22/9 января. Святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России чудотворца (1569).

23/10 января. Святителя Григория, епископа Нисского (после 395). Святителя Феофана, Затворника Вышенского (1894).

24/11 января. Преподобного Феодосия Великого , общих житий начальника (529).

25/12 января. Мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших (ок. 226-235). День студенчества.

И конечно в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих».

в началовверхвнизСвт. Феофан Затворник. Неделя по Богоявлении. (Еф.4: 7-13; Мф.4: 12-17)

Вчера Апостол вооружил христианина, вступившего на путь спасения, духовным всеоружием, а ныне указывает руководителей в этом бранном шествии и последнюю светлую цель всего на воодушевление в притрудностях. Руководители пастыри и учители, которых дал Господь Церкви и устами которых Сам изрекает благопотребное всякому руководственное указание, коль скоро кто обращается к ним с верою и молитвенным к Господу обращением. Истину эту знают самоотверженно идущие путем Господним и без жаления себя ведущие борьбу с врагами спасения. Они в пастырях своих всегда встречают помощь и вразумление, когда со стороны смотря и ожидать бы ее нельзя было. Ибо не к человекам приходят, а ко Господу, всегда готовому руководить и вразумлять чрез человеков сих всякого искренно и с верою ищущего у Него себе помощи. Светлая цель последняя есть «в меру полного возраста Христова», — возраст «в мужа совершенного». Что есть муж совершенный в обычном порядке всем ведомо, и нельзя найти человека, которому не было бы желательно достигнуть такого совершенства; но что есть муж, совершенный в Господе, никому не ведомо, кроме вступивших в этот возраст. Это однако не должно ни у кого охлаждать ревности к достижению и себе такого возраста, а напротив более еще возгревать ее; потому что неведомость зависит от высоты того совершенства духовного, которое именуется мужеским возрастом в жизни по Богу. Апостол определил его восприятием полноты совершенств, явленных в Господе Спасителе. Всякий видит, что есть из-за чего к званию нашему приложить «все старание».

в началовверхвнизИеромонах Мефодий. Неделя по Богоявлении: Власть соблазна.

Евангелисты свидетельствуют нам о том, что Господь Иисус Христос после Своего крещения Духом Святым, был возведен в пустыню, для искушения от диавола.

Известно нам из святого Евангелия и то, как отошел от Сына Божия древний искуситель, оказавшийся бессильным распространить на Него силу своего соблазна.

«Тогда оставляет Его (Господа) диавол, — заключает свое повествование об искушениях св. Матвей, — и се, ангелы приступили и служили ему» (Ев. Мф. 4:12).

Таков закон духовной жизни — быть искушенным. «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен; то может и искушаемым помочь» (Евр. 2:18).

Искушение дает духовный опыт.

«С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак. 1:2-4).

Не надо бояться самого искушения, самого соблазна. Надо бояться власти соблазна, его владычества над душой человека. «Смотрите на греховные мысли, возникающие в вашем сознании, как на проходящих мимо окна случайных прохожих», — наставлял на исповеди один духовник.

Первый момент в грехе, именуемый в святоотеческой литературе «прилогом» — впервые возникающее в сознании человека известное греховное впечатление. Каждый такой прилог представляется нам лишь только как соблазн, который мы можем или принять, или отвергнуть. В этом моменте должен быть захвачен грех. Тут легко одержать над ним победу.

Но, борясь с соблазном и изгоняя его из души своей, думай, христианин не только о себе, но и о своем ближнем. «Страшно самому впасть в соблазн, оказаться в его власти, но еще страшнее соблазнить другого, другого подвигнуть на пагубный путь».

Послушай, что говорить об этом святой Иоанн Златоуст.

«Соблазнитель есть величайший враг Божий. Он похищает у Бога Его дорогое сокровище, — похищает душу, купленную дорогою ценою, поэтому и справедливо слово Божие называет соблазнителей антихристами. Соблазнитель есть жесточайший враг ближнего. Соблазнитель есть враг самого себя. Он увеличивает свою собственную вину. Соблазнитель даст отчет пред Богом не за себя только, но и за соблазненных. Соблазнитель будет вдвойне наказан».

«Облекитесь во всеоружие Божие, — увещает христиан Апостол, — чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолевши, устоять». «Итак станьте, препоясавши чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обувши ноги в готовность благовествовать мир. А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6:14-17).

И еще одно оружие борьбы с грехом и соблазном дает нам сокровищница церковного опыта. Это — животворящий Крест Христов.

Гнездится ли соблазн в твоем сердце или посягает на тебя во сне, не растеряйся, а ограждайся от него знамением животворящего Креста и бей вавилонских младенцев греха о камень твоей веры всемогущим именем Господа Иисуса Христа.

Тогда соблазн не будет для тебя страшен. Тогда почувствуешь ты действующую в жизни твоей непостижимую, непобедимую и божественную силу честнаго Христова Креста.

«Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его» (Откр. 3:21).

в началовверхвниз Иоанн Креститель Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

В Православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников вспоминать тех святых, которые ближайшим образом послужили данному священному событию в истории. Так, на следующий день Богоявления Церковь чтит того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя. Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета. Святой пророк Иоанн засвидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть. Он сподобился крестить Его в водах Иордана и свидетельствовал таинственное Явление Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя. Сродник Господень по матери, сын священника Захарии и праведной Елисаветы, Предтеча Господень родился шестью месяцами раньше Иисуса Христа. Архангел Гавриил был вестником его рождения, открыв в храме отцу, что у него родится сын. Испрошенный молитвами, предвозвещенный свыше, младенец был исполнен Святого Духа. Святой Иоанн в дикой пустыне приготовлял себя к великому служению строгой жизнью, постом, молитвой и состраданием к судьбам народа Божия. В возрасте около 30 лет святой Иоанн вышел на проповедь покаяния. Он явился на берег Иордана, чтобы своей проповедью приготовить народ к принятию Спасителя мира. Крестив безгрешного Агнца Божия, святой Иоанн вскоре мученически скончался, усеченный мечом по приказанию царя Ирода.

в началовверхвнизФеофан Затворник. Собор Предтечи. (Деян.19,1-8).

Св.Иоанн свидетельствовал о Христе Иисусе, что Он есть воистину «Агнец Божий, Который берет на себя грех мира», — есть обетованный Избавитель, всеми чаемый. Слышали это бывшие при нем и поверовали. От них прошло это свидетельство в народ, и все стали думать, что свидетельствованный Иоанном не простой человек. Спаситель указал на это, когда в последние дни в храме предложил главам церковным вопрос, откуда крещение Иоанново, с неба или от человек? (Мк.11:29) Те устранились от ответа, потому что им нельзя было не видеть, что Иоанн не сам от себя пришел, водою крестя. Но скажи они это, тотчас должны были признать и свидетельство его, что пред ними Обетованный, и вследствие того покориться Его учению. А этого они не хотели не по каким-либо основательным причинам, а по одному предубеждению. Но их упорство нисколько не умаляет силы свидетельства св.Иоанна. Оно и доселе столько же удостоверительно, как было, когда изошло из уст его. И мы Иоанна слышим, указующего нам истинного Избавителя, и тем оживляем веру свою, как веру, имеющую за себя осязательные доказательства.

в началовверхвниз Григорий Нисский Святитель Григорий, епископ Нисский

Родился св. Григорий около 335 г., получил прекрасное образование и одно время был наставником красноречия.

Святитель Григорий, епископ Нисский вместе со своими современниками, святителями старшим братом Василием Великим и Григорием Богословом оказал огромное влияние на церковную жизнь своего времени. Они втроём получили наименование «великие каппадокийцы». Они боролись с арианством и другими ересями, внесли значительный вклад в формулирование догмата Пресвятой Троицы.

Святой Григорий вошёл в историю как один из самых видных богословов и деятелей христианской мысли. Обладая глубоким философским даром, он понимал философию только как средство для более глубокого проникновения в подлинный смысл Божественного откровения. Он участвовал в работе II Вселенского Собора и ряда поместных соборов. По его предложениям был дополнен Никейский Символ веры. Он оставил после себя много догматических сочинений, слова и поучения. Он был пламенный защитник Православия, претерпевший гонения за веру, ревностный учитель своей паствы, милостивый и сострадательный пастырь, заступник их перед судьями. Он отличался великодушием, терпением и миролюбием. Дожив до глубокой старости, святой Григорий Нисский мирно скончался после 394 г.

в началовверхвниз Феофан Затворник Святитель Феофан, Затворник Вышенский.

Святитель Феофан Затворник Вышенский, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837г. окончил Орловскую Духовную Семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию. В 1841г. окончил Академию и принял монашество с именем Феофан. Затем преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПДА).

В 1847г. в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал с афонскими старцами, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям. Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским.

С началом Крымской войны члены Духовной Миссии были отозваны в Россию, и в 1855г. св. Феофан в сане архимандрита преподает в СПДА, затем становится ректором Олонецкой Духовной Семинарии. С 1856 г. архимандрит Феофан - настоятель посольской церкви в Константинополе, с 1857 г. - ректор СПДА.

В 1859 г. хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. В целях подъема народного образования епископ Феофан устраивает церковноприходские и воскресные школы, открывает женское епархиальное училище. В то же время он заботится и о повышении образования духовенства. С июля 1863 г. святитель пребывал на Владимирской кафедре. В 1866 г. по прошению уволен в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии.

Время, оставшееся от богослужения и молитвы, святитель посвящал письменным трудам. После Пасхи 1872 г. святитель уходит в затвор. В это время он пишет литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, пишет многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: «Писать - это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».

Святитель оказал глубокое влияние на духовное возрождение общества. Его учение во многом родственно учению старца Паисия Величковского, особенно в раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве. Наиболее значительные труды его: «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольский посланий», «Начертание христианского нравоучения».

Святитель мирно почил 6 января 1894 г., в праздник Крещения Господня. Погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни. Канонизирован в 1988 г., как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, которые могут рассматриваться чадами Церкви как практическое пособие в деле христианского спасения.

в началовверхвниз Феодосий Великий Преподобный Феодосий Великий жил в 5-6 вв. и был основоположником общежительных монастырей. Он родился в Каппадокии от благочестивых родителей. Обладая прекрасным голосом, он усердно трудился в церковном чтении и пении. Преподобный Феодосий горячо молился, чтобы Господь наставил его на путь спасения. В юные годы он посетил Святую Землю и виделся с преподобным Симеоном Столпником, который благословил его и предсказал ему будущее пастырское служение. Стремясь к отшельнической жизни, святой Феодосий поселился в Палестине в пустынной пещере, в которой, по преданию, ночевали три волхва, пришедшие поклониться Родившемуся Спасителю мира. В ней он прожил 30 лет в великом воздержании и непрестанной молитве. К подвижнику постепенно начали стекаться желавшие жить под его руководством. Когда пещера уже не вмещала собравшихся иноков, преподобный Феодосий стал молиться, чтобы Господь Сам указал место для обители. Взяв с собой кадило с холодными углями, преподобный пошёл по пустыне. На одном месте внезапно угли разгорелись и воскурился фимиам. Тут преподобный и основал первый общежительный монастырь, или Лавру, по уставу святителя Василия Великого. Скоро Лавра преподобного Феодосия сделалась знаменитой, и в ней собралось до 700 иноков. По завету преподобного Феодосия, Лавра выполняла служение ближним, оказывая помощь всем бедным и давая приют странникам.

Преподобный Феодосий был необыкновенно милостив. Однажды, когда в Палестине случился голод и к монастырю собралось множество людей, преподобный приказал всех пустить в ограду. Ученики смутились, зная, что монастырь не имеет возможности насытить всех пришедших. Но когда вошли в хлебопекарню, то увидали, что она, по молитвам аввы, наполнена хлебами. И такое чудо повторялось всякий раз, когда преподобный Феодосий хотел помочь бедствующим.

В монастыре преподобный устроил странноприимные дома, отдельные больницы для иноков и мирян, а также убежища для престарелых. Ввиду того, что в Лавре собрались люди из разных стран, преподобный устроил Богослужение на разных языках – греческом, грузинском и армянском. Для приобщения Святых Таин все собирались в большую церковь, где Богослужение совершалось на греческом языке.

Во время правления Константинопольского императора Анастасия (491-518) возникла ересь Евтихия и Севера, не признававших ни таинств, ни священства. Император примкнул к лжеучению, и православные начали терпеть гонения. Преподобный Феодосий твердо встал на защиту Православия и написал от лица пустынников послание императору, где обличал его и опровергал все бывшие и осужденные Вселенскими Соборами ереси. Он подтвердил, что пустынножители и иноки будут твёрдо держаться Православного исповедания. Император смирился на недолгое время, а потом возобновил гонение на православных. Святой старец тогда проявил великую ревность за истину. Он, оставив обитель, пришёл в Иерусалим и в Великой церкви, став на возвышении, возгласил во всеуслышание: «Кто не почитает четыре Вселенских Собора, да будет анафема». За этот смелый поступок преподобный был сослан в заточение, но скоро возвратился после смерти императора.

Преподобный Феодосий при жизни совершал много исцелений и других чудес, приходя на помощь бедствующим. Однажды он молитвой погубил саранчу, опустошавшую поля в Палестине; по его предстательству воины сохранялись от гибели, спасались погибающие в кораблекрушениях и заблудившиеся в пустынях. Однажды преподобный велел ударить в било, чтобы братия собрались на молитву, и сказал: «Гнев Божий надвигается на восточную страну». Через несколько дней стало известно, что сильное землетрясение разрушило город Антиохию в тот час, когда преподобный призвал иноков на молитву. Перед своей кончиной преподобный Феодосий призвал к себе трёх любимых епископов и открыл им, что скоро отойдёт ко Господу. Через три дня он скончался в возрасте 105-ти лет, в 529 г. Тело святого было с честью погребено в пещере, в которой он жил в начале своего подвига.

в началовверхвниз мученица Татиана Святая мученица Татиана

Святая Татиана родилась в Риме в богатой и знатной семье (отец трижды был консулом). Её родители были христианами и воспитывали свою дочь в благочестии. Достигнув совершеннолетия, Татиана решила не выходить замуж, а принять обет целомудрия. За свою добродетельную жизнь она была поставлена диакониссой.

Во время гонений на христиан при императоре Александре Севере (царствовал с 222 по 235 годы) Татиана была схвачена и приведена в храм Аполлона, где её пытались заставить поклониться статуе этого языческого бога. Татиана вознесла молитву Иисусу Христу, и произошедшее землетрясение разрушило статую Аполлона и обрушило часть храма, под которой погибло много людей.

После этого Татиану подвергли пыткам, но, как гласит предание, следы мучений исчезали с её тела. Во время пыток по молитве святой мучителям явились четыре ангела и голос с небес, обращённый к Татиане. Эти чудеса заставили мучителей уверовать во Христа. Житие Татианы повествует, что после обращения её мучители сами были казнены. Среди чудес, произошедших во время мучений святой, разрушение храма богини Дианы и усмирение льва, которому Татиана была брошена на съедение. Судьи, решив, что Татиана занимается волхвованием с помощью своих волос, остригли их и заперли её на два дня в храме Зевса. На третий день жрецы, придя в храм, чтобы принести жертву Зевсу обнаружили его статую разбитой, а Татиану живой. После этого ей был вынесен смертный приговор и она вместе со своим отцом была усечена мечом. Мученическая смерть Татианы произошла 12 января 226 года.

Святая Татьяна, как мученица первых веков христианства, почитается и в Православной, и в Католической церквях, однако широко её почитание распространилось только среди восточных христиан. На западе имя Татьяна считается русским и употребляется только в некоторых, по большей части славянских, странах.

Имя Татиана в переводе с древнегреческого языка означает Устроительница.

в началовверхДень студента.

Именно в Татьянин день, 25/12 января 1755 г., императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об учреждении Московского университета», и день 25/12 января стал официальным университетским днем, в те времена он назывался Днём основания Московского университета. С тех пор Святая Татиана считается покровительницей студентов. Николай I распорядился праздновать не День открытия университета, а подписание акта о его учреждении. Праздник же стали называть Днём студента. С этого дня начинались студенческие каникулы, и это событие было дополнительным поводом для веселья. В наше время Указ Президента России № 76 от 25 января 2005 г. «О Дне российского студенчества» официально утвердил «профессиональный» праздник российских студентов.

Празднование Дня студента имело свой ритуал и свои традиции. Первая часть праздника была официальной. Проводились торжественные акты с раздачей наград и речами. Второй частью было шумное гуляние, продолжавшееся всю ночь. Полиции было указание нетрезвых студентов не трогать, кроме исключительных случаев.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления