Крестовоздвиженский храм в Самаре - 13.01.13-19.01.13 Неделя 32-я по Пятидесятнице
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

13.01.13-19.01.13 Неделя 32-я по Пятидесятнице

 

в началоНа этой седмице мы празднуем Обрезание и Крещение Господне.

До 18/5 января - святки. Нет поста в среду и пятницу.

13 января / 31 декабря - Воскресенье после Рождества Христова и перед Богоявлением, Отдание праздника Рождества Христова. Память праведного Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня.

14/1 января По плоти обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Память свт. Василия Великого (379).

Старый Новый год.

пророк Малахия 15/2 января преставление (1833), второе обретение мощей (1991) преп. Серафима Саровского.

16/1 января Предпразднство Богоявления. Память пророка Малахии (400 до Р.Х.). Книга пророка Малахии обличает иудеев, предсказывает пришествие Иисуса Христа и Его Предтечи и последний Суд.

17/1 января Собор 70-ти апостолов.

18/1 января Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник).

19/1 января СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.

И конечно в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих».

в началовверхвнизАрхиеп. Василий (Кривошеин). О новой жизни.

В Откровении св. Иоанна Богослова говорится, что всё старое прошло: «Се, творю все новое» (Апок. 21:4-5), новую землю и новое небо. Эта новая жизнь нас соединяет с Богом в таинствах Крещения и Евхаристии.

В древности евреям дано было обрезание. Разница громадная: обрезание это — обряд, крещение — таинство, рождение в новую жизнь. Будем же внимательно следить за тем, чтобы по нашему равнодушию не потерять эту благодать, о которой мы должны непрестанно молиться.

Но как достичь этой новой жизни? Мы должны исповедовать нашу веру, не боясь насмешек, не вдаваясь в толкования тех, кто уверяет, что подход Святых Отцов устарел. Но также не ставя на первое место то, что второстепенно. На первом месте должна быть любовь, потому что только через неё мы становимся действительно учениками и, более того, братьями Христа.

в началовверхвнизМитр. Иларион (Алфеев) «Безумен муж рече: несть Бог». Неделя по Рождестве Христовом.

Сегодня, в неделю по Рождестве Христовом, мы слышим евангельский рассказ о бегстве Иосифа и Пресвятой Девы с младенцем Иисусом в Египет (Мф. 1:18-25). В этом рассказе, помимо Иосифа, Марии и Иисуса, есть еще одно действующее лицо - царь Ирод. Именно от его гнева Святое Семейство бежало в Египет, именно он стал виновником гибели тысяч неповинных младенцев.

Первая мысль, которая пришла в голову Ироду, когда он услышал о рождении в Вифлееме Царя иудейского, - что этот Царь может покуситься на его власть. Чтобы избавиться от этой опасности, Ирод призывает умертвить всех младенцев от двух лет и ниже в Вифлееме и его окрестностях. Об этом в богослужебных текстах Православной Церкви говорится: «Безумен муж рече: несть Бог. Иже неистовства исполнився конечнаго, христоубийством недугует, разума же дерзостию отпад, ко убиению младенец неискусозлобных всего себе вооружи, и землю осквернив кровьми». Здесь указана главная причина безумия Ирода - для него «несть Бог». Иначе говоря, вся жизнь этого человека проходила только в земной перспективе. Для него не существовало Бога, он не боялся Его, поэтому для достижения земных целей он не останавливался ни перед чем, даже перед страшным злодейством. Об Ироде известно, что он был человеком болезненно подозрительным, и эту подозрительность рождала и питала его страсть к власти. Он умертвил не только вифлеемских младенцев, но и многих преданных слуг и даже собственную жену и сыновей: всех их он подозревал в заговоре. Этот иудейский царек I века вошел в историю как безумец, который воле Божией противопоставил свои амбиции, свое стремление во что бы то ни стало удержаться на царском престоле.

Но вот мы видим другого человека, Иосифа. Евангелие говорит о нем очень мало. Когда он был уже обручен с Марией, внезапно обнаружилось, что «Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее». За этими двумя-тремя фразами евангелиста об Иосифе стоит личная драма человека. Несомненно, Иосиф был праведен. Но что мог подумать этот человек о своей жене - Той, Которую он, как говорится в богослужебных текстах, «взял... от рук священников из храма» и от Которой ожидал лишь самого лучшего и светлого, и вдруг узнал, что Она беременна. Но во сне ему является ангел и говорит о Марии, что «родившееся в Ней есть от Духа Святого». И Иосиф тотчас перестраивает весь свой образ мыслей, весь свой образ жизни. С этого момента жизнь его целиком посвящена Марии и Младенцу, Который не его сын, но Сын Божий. И ради того, чтобы сохранить девство Марии, - ибо мы веруем, что Мария осталась Девой и в браке Своем, и мы исповедуем Ее приснодевство, - ради того, чтобы сохранить жизнь Младенца, Иосиф берет на себя роль главы семейства. Они бегут от гнева Ирода в Египет, и Иосиф охраняет и защищает Марию и Младенца. Позже, узнав о смерти нечестивого царя, они возвращаются в Иудею и поселяются в пределах вифлеемских.

Таким образом, в прочитанном евангельском отрывке перед нами два примера. Один человек живет без Бога, для него не существует ничего, кроме его эгоистичных устремлений и желания во что бы то ни стало удержать все, чем он в этом мире обладает. Другой человек готов отречься от всего и принести в жертву даже свою жизнь за Младенца Христа.

Священное Писание говорит нам, что у каждого из нас есть выбор: избрать путь жизни или путь смерти, путь верности Богу или путь отречения от Него. «Жизнь и смерть предложил я тебе, -говорится во Второзаконии, - благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30:19). Перед таким выбором иногда оказываются и целые народы. Народ иудейский стоял перед лицом Христа. Он мог принять Его как своего Спасителя, а мог отвергнуть. И он отверг Его. Но и каждый конкретный человек, каждая душа человеческая часто стоит перед выбором, пожертвовать ли собою, посвятить ли себя Христу или жить так, будто Бога и вовсе не существует. Миллионы людей оказываются перед подобным выбором, и одни избирают жизнь, а другие смерть.

Скоро, в преддверии Великого поста мы услышим притчу Иисуса о Страшном суде, о том, как Господь отделяет «овец» от «козлищ» и одни наследуют Царство Божие, а другие - «геенну огненную». Будем помнить, что разделение на «овец» и «козлищ» происходит уже в земной жизни. Страшный суд начинается уже здесь. И выбор делаем мы сами. Не столько Господь будет определять, идти ли нам в жизнь в вечную или в муку вечную, сколько мы сами определяем свою судьбу, когда избираем жизнь или смерть, благословение или проклятие.

в началовверхвнизИосиф Обручник Святой Иосиф Обручник происходил из рода царя Давида. В первом браке у него было четыре сына и две дочери. Овдовев, святой Иосиф жил в строгом воздержании. Восьмидесятилетним старцем святой Иосиф был избран первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы, давшей обет безбрачия. О воплощении через Нее Сына Божия ему возвестил Ангел. Святой Иосиф присутствовал при поклонении пастырей Новорожденному Богомладенцу и при поклонении Ему волхвов. По указанию Ангела он бежал с Матерью Божией и Богомладенцем Иисусом в Египет, спасая Их от гнева царя Ирода. В Египте он жил с Девой Марией и Богомладенцем, зарабатывая на Их пропитание трудом плотника. Скончался святой Иосиф в возрасте около ста лет (вторая память его в Неделю праотец).

царь ДавидСвятой царь и пророк Давид был предком по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Младший сын Иессея, в юности Давид пас стада овец, принадлежавшие отцу. Он отличался глубокой верой, ревностно исполнял волю Божию. Поэтому во время нашествия филистимлян он Божией помощью одолел в единоборстве великана Голиафа, что решило исход войны в пользу израильского народа. Претерпев много обид от царя Саула, который видел в нем любимца народа и своего соперника, Давид явил свое незлобие и великодушие. Дважды имея возможность убить Саула, он не сделал этого. После гибели Саула и его сына Давид был провозглашен царем южной части израильского государства, а после убийства второго сына Саула – царем всего Израиля. Он устроил новую столицу – Иерусалим, а в нем – новую скинию; его великое желание построить вместо скинии храм не сбылось. Ему было предсказано, что храм построит его сын.

Иаков, брат Господень Жизнь пророка Давида была омрачена тяжелым падением: он взял себе жену Урии, а самого Урию послал в сражение на смерть. Но он же дал и пример великого покаяния, смиренно, с верой неся в дальнейшем скорби, посланные в наказание за содеянный грех. Образец покаяния святой Давид дал в 50-м псалме. Умер царь Давид в глубокой старости с непоколебимой верой в пришествие в мир обещанного Богом Искупителя – Мессии, Господа нашего Иисуса Христа. В Богослужении и личной молитве широко употребляется его Богодухновенная Псалтирь.

Святой апостол Иаков, брат Господень, старший сын Иосифа Обручника от его первого брака с Соломонией. Апостол Иаков вспоминается в святые дни празднования Рождества Христова вместе со своим отцом Иосифом и святым царем и пророком Давидом, потому что, по преданию, сопровождал святое Семейство при бегстве в Египет и пребывал там вместе с Богомладенцем Иисусом, Богоматерью и Иосифом, служа им, и с ними же вернулся в Иудею. После Вознесения Господня Иаков был первым Иерусалимским епископом, пользовался великим уважением не только у христиан, но и среди иудеев. Принял мученическую смерть за Христа: его сбросили с крыши Иерусалимского храма за то, что он публично проповедовал народу о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа (вторая память апостола 23 октября).

в началовверхвнизОбрезание Господне Феофан Затворник. Новый год. Обрезание Господне. Св. Василия Великого. (Кол.2, 8-12; Лк.2, 20-21,40-52).

Как новый год есть начало дней лета, то в день этот надлежит набрать в душу такие помышления, чувства и расположения, которые могли бы, достойно христианина, заправлять всем ходом дел его в продолжение года. Это мы тотчас найдем, как только возьмем в мысль, что есть новый год в духовной жизни. В духовной жизни новый год есть, когда кто из живущих в нерадении начинает ревновать о спасении и богоугождении: ибо когда кто решается на это, тогда у него внутри и вне все перестраивается заново и на новых началах, — древнее мимоходит и все бывает ново. Если у тебя есть это, — понови; а если нет, — произведи, — и будет у тебя новый год.

К этому же подойдет и достойное празднование обрезания Господня и памяти св.Василия Великого. — Сущность сказанного изменения состоит в том, что человек начинает с этого момента жить единственно для Бога во спасение свое, тогда как прежде жил исключительно для себя, уготовляя себе пагубу. Тут бросает он прежние привычки, все утехи и все, в чем находил удовольствие; отсекает страсти и похотные расположения и воспринимает дела строгого самоотвержения. А такое изменение точь-в-точь представляет то, чем, по Апостолу, должно быть обрезание сердца, — о котором напоминает и к которому обязывает нас празднование обрезания Господня, и пример которому представляет в лице своем св. Василий Великий. Так все предметы, теснящиеся в сознание в новый год сходятся в одном — внутреннем обновлении нашем чрез обрезание сердца. Если благоволит Господь кому настроиться в новый год таким образом, т.е. не только подумать так, но и в жизнь ввести все это, тот наисовершеннейшим образом по-христиански спразднует Новый год и приготовится к христианскому препровождению всего лета. В следующий новый год, ему надо будет только поновить и оживить воспринятое ныне.

в началовверхвнизВасилий Великий Иеромонах Мефодий. Святитель Василий Великий.

В сегодняшний день Cвятая Церковь молитвенно вспоминает и торжественно прославляет общим церковным прославлением одного из самых замечательных своих архиереев — святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской.

Эпоха, в которую пришлось жить и подвизаться в своем пастырском подвиге святому Василию, одна из самых ярких, красочных, но вместе с тем бурных и тревожных эпох церковной истории. Начало 4-го века ознаменовалось радостным для Церкви событием.

В 313 г. равноапостольный Император Константин Великий издал Миланский эдикт, дарующий христианам право свободно исповедывать свое упование. Символ христианства — животворящий Крест Христов — увенчал и освятил государственное знамя Римской Империи.

Но за этим временным утешением скоро настало время еще более тяжелой и сложной борьбы — той борьбы, которую предвидел еще святой апостол Павел: «наша брань не против крови и плоти, но против начальства, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12).

В этой новой борьбе противоборствовала вечной истине Христовой уже не внешняя сила язычества, а древний дух заблуждения, философия лжеименного знания, посягавшая стать на место этой вечной истины.

На Церковь легла великая и ответственная задача — создание «философии по Христу», а не по мирским стихиям, введение человеческого ума в блаженную и святую жизнь Христовой Церкви. И среди подвизавшихся на многотрудном и многосложном поприще отцов и учителей Церкви, одно из первых мест, несомненно, принадлежит вспоминаемому ныне нами великому Кесарийскому архиепископу.

Святой Василий родился в гор. Кесарии около 330 г. Он происходил из богатого и знатного рода. Отец его был ритором. Большое влияние на ход и развитие религиозного склада святого Василия имела благочестивая бабка его — Макрина.

Образование свое святой Василий начал в Кесарии, продолжал в Константинополе, а затем в Афинах. Пребывание в этом городе эллинской мудрости тяготило его, и он, «желая жития совершенного», удалился на родину. На родине святой Василий сначала выступает, как ритор, но скоро отрекается от мира и принимает крещение. Желая ознакомиться с жизнью подвижников того времени, он предпринимает путешествие в Сирию и Египет. Тяжелое впечатление произвело на него это путешествие. Везде видел он смуты и ссоры, везде единство церковное раздиралось расколами. По возвращении из путешествия, святой Василий удаляется в пустыню около Неокесарии. Туда приходит к нему друг его, святой Григорий Богослов, и там основывают они первое общежитие. Недолго, однако, продолжается этот пустыннический покой святого Василия.

На престол восходит Император-арианин Валент. Церковь зовет святой Василия на подвиг. Не без колебания покидает он свою пустыню, принимает священническое посвящение в Кесарии в 364 г. и сразу же становится правой рукой Кесарийского епископа Евсевия. Через шесть лет Евсевий умирает, и святой Василий становится архиепископом Кесарийским.

Редко-неблагоприятные условия ожидали нового архипастыря. Император поддерживал еретиков. Ариане старались захватить в свои руки все епископские кафедры Востока. Много мудрости и проникновения в окружающую обстановку проявил святой Василий на поприще своего нового служения. Целью деятельности святого Василия в Кесарии было удержать Кесарийскую кафедру в своих руках, не дать ее в руки еретиков. Труды его не оказались напрасны: — из всех православных епископов Востока остался на кафедре только он один. По выражению святого Григория Богослова, Промысл Божий «чрез один град Кесарию возжигает святого Василия для всей вселенной».

Церковные смуты, ереси, расколы, — все это близко принимал к сердцу и болезненно переживал святой Василий. В борьбе с арианством он оказал Церкви неоценимую услугу. Он первый дал церковной догматике точное определение Троической веры.

В тяжелой борьбе святой Василий рано истощил свои, и без того слабые, физические силы. Он скончался 1 января 379 г., не достигнув пятидесятилетняя возраста.

Девять лет сиял он, как яркий светильник Православия, на Кесарийской кафедре, и за этот срок принес Церкви все, что мог и что сумел принести. Это «все» было оценено Церковью в том наименовании, с которым святой Василий вошел в историю. Святой Василий Великий поистине оправдал свое имя (Василий — царственный). Он явился, здесь, на земле, проповедником благословенного Царства Отца и Сына и Святого Духа и, рано уйдя из юдоли смуты и суеты в это Царство, не перестал царствовать в умах и сердцах последователей и хранителей Православия всех последующих веков.

в началовверхвнизАрхиеп. Василий (Кривошеин). Святитель Василий Великий (память 1/14 января).

Сегодня мы празднуем память святителя Василия Великого. Святой, ученый, он оставил нам свои труды - послания и диалоги - которые были изданы и которые мы высоко ценим. Но мы воздаем ему ещё иную хвалу, потому что для нас он всегда присутствует в литургии, которую он составил, и в которой продолжает молиться за нас. Божественная Евхаристия является беседой с Богом, истинным Православием и тем единством Церкви, за которую так боролся святой, несмотря на все препятствия. Папа Дамасий, с которым он встречался, никогда не пожелал войти с ним в евхаристическое общение и даже порвал всякую связь. И вообще он подвергался всевозможным нападкам. Однако II-й Вселенский Собор встал на сторону cв. Василия.

Всё это доказывает, что разногласия в церкви происходят от поведения личностей. Святой Василий нас учит, как мы можем поддерживать единство и потому мы особо молимся ему. Во времена святого, единство было поколеблено ересью Ария. А в наше время оно страдает не только от безбожников, но и от равнодушия тех, кто именует себя христианами. Мы должны всегда помнить, что наше участие в борьбе за единство заключается в смирении и молитве, как смирялся и молился св. Василий.

в началовверхвнизИеромонах Мефодий. Новый Год.

Год большой период в жизни человека... И особенно теперь, в наши дни.

В повседневных заботах, в сутолоке, в суете проходят дни человеческой жизни.

«И не заметил я, как жизнь моя промелькнула», — горько признавался один из тургеневских героев на смертном одре.

Значение и смысл каждого Нового Года именно в том, чтобы мы задумались над тем, как идет время и как пользуемся мы им в жизни своей. Новый Год — это прежде всего оценка прошлого перед судом христианской совести, часто заглушаемой в жизненной суете. Один из самых ценных способов духовной работы над собой — это самонаблюдение, так называемый самоконтроль.

В этой духовной самооценке полезно и необходимо ежедневное чтение Евангелия и проверка по прочитанному своих чувств, своих намерений, поступков, самых мыслей своих.

И как раз Новый Год при духовном понимании его самый удобный момент для того, чтобы в жизни своей положить «начало благое», стать на путь бдительного наблюдения за собой.

Да подаст же и нам всем Господь, по молитвам святого Василия Великого — истинного подвижника в словах и делах — подлинного приятия Нового Года не для того, чтобы ожидать от него туманно представляемого «нового счастья» при старых грехах, а для того, чтобы самим стать кузнецами Божьего счастья, с избытком подаваемого всякой «познавшей свои согрешения» и ищущей избавления от них, живой человеческой душе.

в началовверхвнизСерафим Саровский Иеромонах Мефодий. Преподобный Серафим Саровский: Подвижник целомудрия.

Святая Церковь Православная прославила одного из великих своих святых — преп. Серафима Саровского Чудотворца.

Многоразличны и сложны типы духовной жизни. По извилистым путям возвращается человеческий дух к покинутым обителям Небесного Отца, к утраченной чрез грех Его святыне. И часто у последних бездн падения, у отверстой пропасти греха чувствует человек весь ужас отвержения от Бога и начинает искать спасения от вечной гибели, в последний момент опознанной, бессмертной души своей. Это путь пришельцев последнего часа (евангельская притча о работниках, нанятых в разное время), путь мытарей, блудных сынов, прелюбодеев и грешников, в какой-то момент нечистой жизни своей узревших и устремившихся к чистоте и святыне подлинной, в Боге устрояемой жизни. Это горький путь греховного опыта, в последних обнажениях своих или духовно уничтожающий человека, или, наоборот, духовно его отрезвляющий.

Но есть еще и иной путь, путь целомудрия, путь духовной чистоты, с начала до конца в непорочности соблюденной и раскрытой, выявленной и приумноженной непрестанным подвигом жизни. Это путь подвижников с молодых лет, не внешне, конечно, только, но всем сердцем Его возлюбивших, в Нем одном положивших радостное упование спасения своего. Преподобный Антоний Великий услышал Евангельский призыв не покоряться заботам и попечениям житейским, и не стал совещаться с плотью и кровью, но все оставил и последовал за Христом. Сонмы угодников Божиих вменили в «прах и уметие вся красная мира сего», ради мощного и нераздельного стремления ко Храму истинной и совершенной небесной красоты. Таков был путь преподобного Серафима. «От юности Христа возлюбил еси, блаженне», — поет Церковь, прославляя великого Чудотворца Саровского.

От юности возлюбил и до конца, до кончины в маститой старости своей, сохранил Преподобный эту любовь. Его образ — целостный образ подлинного, в широком смысле этого слова, духовного целомудрия, чуждого шатаний, чуждого отклонения от прямого пути. Преподобный Серафим по преимуществу подвижник целомудрия в этом смысле. Он олицетворение духовного здоровья, подлинной духовной простоты.

И в наше время особенно назидателен пример его жизни, особенно необходимо его молитвенное предстательство. Мир запутался в сложности, утонул в противоречиях, уклонился от «простоты во Христе».

И на утраченную Божию дорогу зовет его всем жизненным подвигом своим великий Саровский подвижник... Возлюбить Христа, обратить к Нему сердце, Ему служить, а не себе и своим прихотям — вот путь жизни христианской ...

Братие, как страшно сознавать (а как часто это приходится), что себя любишь больше, чем Бога. Ведь, в последнем развитии своем это конец духовный, смерть вторая... И единственный выход здесь — взыскать простоту, «отвергнуть себя», взять крест свой (как бы тяжел он ни был) и последовать за Христом.

Преподобие отче Серафиме, моли Бога о нас!

в началовверхвнизСобор 70 апостолов Собор святых семидесяти апостолов был установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в почитании их. Они были избраны Господом Иисусом Христом, чтобы благовествовать Евангелие всей вселенной.

Кроме празднования Собора святых апостолов, Церковь совершает память каждого из них в течение года: апостола Иакова, брата Господня (23 октября), Марка, евангелиста (25 апреля), Луки, евангелиста (18 октября), Клеопы, брата Иосифа Обручника, Симеона, сына его (27 апреля), Варфоломея (11 июня), Варнавы (11 июня), Иосии, или Иосифа, называемого Варсавою или Иустом (30 октября), Фаддея (21 августа), Анании (1 октября), Стефана, архидиакона (27 декабря), Филиппа из 7 диаконов (11 октября), Прохора из 7 диаконов (28 июля), Никанора из 7 диаконов (28 июля и 28 декабря), Тимона из 7 диаконов (28 июля и 30 декабря), Пармена из 7 диаконов (28 июля), Тимофея (22 января), Тита (25 августа), Филимона (22 ноября и 19 февраля), Онисима (15 февраля), Епафраса, Архиппа (22 ноября и 19 февраля), Силы, Силуана, Крискента, или Криска (30 июля), Криспа и Епенета (30 июля), Андроника (17 мая и 30 июля), Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия (10 сентября и 31 октября), Аристовула (31 октября и 16 марта), Иродиона, или Родиона (8 апреля и 10 ноября), Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта (8 апреля), Ерма (5 ноября и 8 марта), Патрова (5 ноября), Ермия (8 апреля и 31 мая), Лина, Гаия, Филолога (5 ноября), Лукия (10 сентября), Иасона (28 апреля), Сосипатра (28 апреля и 10 ноября), Олимпа или Олимпана (10 ноября), Тертия (30 октября и 10 ноября), Ераста, Куарта (10 ноября), Евода (7 сентября), Онисифора (7 сентября и 8 декабря), Климента (10 сентября и 25 ноября), Сосфена (8 декабря и 30 марта), Аполлоса (30 марта и 8 декабря), Тихика, Епафродита (8 декабря), Карпа (26 мая), Кодрата (21 сентября), Марка, он же Иоанн (27 сентября), Зины (27 сентября), Аристарха (15 апреля и 27 сентября), Пуда, Трофима (15 апреля), Марка, племянника Варнавы, Артема (30 октября), Акилы (14 июля), Фортуната, Ахаика (4 января). По сошествии Святого Духа апостолы проповедовали в разных странах, и некоторые сопутствовали апостолам из 12-ти, как святые евангелисты Марк и Лука, сподвижник святого апостола Павла Тимофей, ученик святого евангелиста Иоанна Богослова святой Прохор и другие. Многие из них были узниками за Христа, многие приняли венец мученической смерти.

К 70-ти апостолам причислены еще два – святые апостолы Кифа, которому явился Господь по Воскресении (1 Кор. 15, 5-6) и Симеон, по прозванию Нигер (Деян. 13, 1), так как они тоже прославились апостольской проповедью.

Особо Церковь почитает и восхваляет 70 апостолов за то, что они научили почитать Троицу Единосущную и Нераздельную.

в началовверхвнизКрещение Господне Феофан Затворник. Богоявление. (Тит.2,11-14;3,4-7; Мф.3,13-17).

Крещение Господа названо Богоявлением, потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог, в Троице покланяемый: Бог Отец — гласом с неба, Бог Сын — воплотившийсякрещением, Бог Дух Святой — нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святой от Отца исходит и в Сыне почивает, а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатию Св. Духа, по благоволению Отца. Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца, с верою совершающих это великое празднество. Приидите, востечем умно горе и погрузимся в созерцание этих таин спасения нашего, поя: во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение, — спасение тройчески нам устрояющее и нас тройчески спасающее.

в началовверхвнизИларион (Алфеев) Человеческий лик Бога (Проповеди) Праздник воды и света. Крещение Господне

Господь создал воду как стихию жизни, но грех человеческий сделал ее источником смерти. Когда Господь создавал воду, Дух Божий «носился над водою», наполняя воду Своей животворной энергией. Но когда грех человеческий умножился на земле, вода жизни стала водой смерти. В водах Великого потопа погибло ветхое человечество, чтобы дать жизнь человечеству новому, обновленному этими страшными водами.

Перед пришествием Христа на землю, Иоанн Предтеча крестил людей в водах Иорданских. Люди сходили в эти воды ветхими, а выходили новыми, обновленными покаянием, потому что грех человеческий омывался водою. Но затем на Иордан к Иоанну пришел Сам Господь Иисус Христос, чтобы погрузиться в воды Иордана - не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить их, преобразить, наполнить жизнью. Иисус пришел на землю, чтобы взять на Себя грех мира: «Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни» (Ис. 53:4). И в воды Иорданские Он сошел, чтобы взять на Себя тяжесть греха и смерти и водную стихию вновь сделать стихией жизни.

С тех пор ежегодно мы освящаем воду, и вода эта становится великой святыней. Эта вода, в которой присутствует Сам Бог, освящает все, что ею окропляют, она исцеляет людей от болезней.

В Евангелии описаны случаи исцеления при помощи воды. В купальню, называемую Вифезда, время от времени сходил ангел и «возмущал» воду; тот, кто первым входил в воду после «возмущения», выздоравливал (Ин. 5 2-9). Сам Господь использовал воду для исцеления. Когда Иисус увидел слепого от рождения, Он сказал ему: «Пойди, умойся в купальне Силоам» (Ин. 9:7); тот пошел, умылся и прозрел. Господь делает воду источником жизни, она действительно становится для нас живоносной, потому что Дух Божий присутствует в ней и потому что Сам Христос Своей человеческой плотью сходил в нее и наполнил ее Своим Божеством. Причащаясь этой воды, мы приобщаемся Духа Святого и Господа Иисуса Христа, соединяемся с Самим Богом.

Праздник Крещения Господня называется Богоявлением, потому что в момент Крещения Иисуса впервые в истории человечества все три Лица Святой Троицы были явлены людям. Господь Иисус Своею плотию погрузился в воду, Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, а голос Бога Отца говорил: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:13-17). В церковном уставе праздник Крещения Господня называется также Днем Светов, потому что это не только праздник воды и Духа, но это и праздник божественного света, который озаряет внутренние очи человека, просвещает его сердце и преображает все его естество. Это тот свет, который дает нам Господь в таинстве Святого Причащения, в других таинствах Церкви, а также и в освящении воды.

Ведь освящение воды - не просто обряд. Хотя оно и не входит в число семи таинств, но как и в каждом таинстве, в нем происходит преображение материи, ибо обыкновенная вода, которую мы наливаем из крана, преображается и становится святой. Как и в каждом таинстве, здесь происходит встреча человека с Богом, а значит, его освящение и обновление. Происходит нечто гораздо большее, чем то, что случалось с людьми, приходившими к Иоанну Крестителю.

Приходя к Иоанну, люди принимали крещение покаяния и получали оставление грехов. А через приобщение к святой воде мы не только получаем прощение грехов, но и соприкасаемся с Богом Живым.

Будем молиться о том, чтобы в День Светов и мы, участвующие в великом водоосвящении, приобщились божественного света, чтобы изменились и преобразились. Ибо именно в этом, в конечном итоге, состоит цель всех таинств, всех обрядов церковных, цель всей нашей христианской жизни.

в началовверхБогоявление. (Святого Иоанна Кронштадтского).

Сегодня, братия возлюбленные, святая Церковь предложила нам весьма назидательное чтение из Апостола, именно — из послания святого апостола Павла к Титу. Вот это чтение: «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя. Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам. Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни». (Тит. 2:11-15; 3:1-7).

Вот сегодняшнее чтение из Апостола. Апостол говорит о благодати или милости и силе Божией, т.е. Христовой, спасительной для всех человеков, не исключая никого, кто бы только ни принял эту благодать. Если бы не явилась эта спасительная благодать чрез Иисуса Христа и только в Нем, — то не спасся бы никто, ни один человек, и все погибли бы на веки во грехах, ибо грех естественно рождает смерть — временную и вечную. Но теперь явилась спасительная благодать всем человекам, — и все верующие и покорные ей могут спастись; никто не может отговариваться невозможностью или неспособностью. Эта спасительная благодать находится в Церкви Христовой; держись ее, исполняй ее предписания и заповеди, участвуй в ее таинствах и Богослужении, — и ты непременно спасешься.

Итак, спасительная благодать Божия требует от нас, чтобы мы отвергнув нечестие, т.е. холодность и отчужденность от Бога, самолюбие и всякие мирсие и плотские похоти, старались жить праведно, целомудренно и благочестиво в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Говоря о нынешнем веке, апостол имеет в виду другой век, будущий, конца не имеющий, как видно это в конце нынешнего чтения, да и в слудующих сейчас словах; ибо далее он говорит, что мы все должны ожидать блаженного упования, т.е. воскресения мертвых, всеобщего суда, жизни будущего века и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, разумея под явлением славы Христовой второе Его пришествие в страшной славе Отца небесного, когда вечную славу Его увидят все народы и племена земные и не могут не признать Его Богом, хотя тогда Он будет для многих только Богом Мстителем и грозным Судиею. Апостол далее говорит, что Иисус Христос отдал Себя за нас, т.е. явившись в мир в образе человека, исполнил за нас всякую правду Божию, научил нас благочестию, пострадал, умер и воскрес для нас и дал нам все силы к жизни праведной для того, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.

Вот и мы с вами, братия и сестры, имеем счастие быть особенным народом — народом Христовым. Но, спрашиваю, особенный ли мы в самом деле по жизни и по делам народ, ревностны ли мы к добрым делам? Не бываем ли спешны и ретивы на грех? — Весьма часто. — Но да сохранит Бог впредь нас от поспешности на грех, да не быдет этого ни с кем из нас; напротив будем спешны на всякое доброе дело. Далее апостол напоминает о добрых делах, кои должны исполнять христиане, а именно о повиновении начальству и властям, о готовности на всякое доброе дело, например на самоотвержение из любви к Богу и ближнему, на милосердие и взаимную помощь, — о том, чтобы не злословить, не браниться, не поносить ближних ругательными словами в гневе и злобе, — не быть сварливыми или вздорными, неуступчивыми, но тихими и кроткими ко всем. За сим богомудрый апостол исповедует над собою великую милость Божию, что и его Господь спас не за дела праведности, которые он прежде сотворил, ибо и он был некогда несмыслен, т.е. когда был еще гонителем Церкви Божией, непокорен, заблуждший, раб похотей и различных удовольствий, жил в злобе и зависти, был гнусен и ненавидел христиан, — но по Своей милости извлек его Господь из бездны погибели и омыл банею возрождения, т.е. крещения и обновления Святым Духом, Которого излил на него обильно Отец небесный чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего — дабы, оправдавшись Его благодатию, как ему, так и всем христианам сделаться, по упованию, наследниками жизни вечной. И так прочь от нас темная несмысленность в делах благочестия, свойственная непросвещенным язычникам, ходящим во тьме и тени смертной, отринем от себя далече непокорность, похоти и различные непозволенные глупые и грубые удовольствия, злобу и зависть, всякие гнусные дела и ненависть друг ко другу; и будем жить в любви и взаимопомощи и во всяком благочестии и чистоте; будем народом особенным, ревностным к добрым делам. Будем всегда помнить, что от нас требуется святая жизнь, — наша жизнь должна разниться от жизни магометан и евреев, как небо от земли; мы должны жить на земле небесно, как чада Божии; наша любовь к Богу и ближнему должна быть горячая, нелицемерная, бескорыстная, твердая, постоянная; мы должны постоянно хранить чистоту и целомудрие, воздержание, творить всякую правду, ненавидеть ложь; являть кротость и терпение ко всем.

Мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа (Евр. 12:14). Аминь.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления