Крестовоздвиженский храм в Самаре - 06.01.13-12.01.13 Неделя 31-я по Пятидесятнице
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

06.01.13-12.01.13 Неделя 31-я по Пятидесятнице

 

в началоВ апостольском чтении недели (Евр.11:9-10,17-23,32-40 ) мы слышим о том, как множество ветхозаветных праведников с верою ожидало Пришествие Спасителя. Они «творили правду, получали обетования, <…> другие испытали поругания <…> И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного». И вот, на этой седмице мы празднуем это великое событие — Рождество Господа нашего Иисуса Христа! И в Евангельском чтении (Мф.1:1-25) мы слышим Его родословие и о Его Рождении.

Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава Тебе. Рождение Твое, Христос Бог наш, воссияло для мира светом знания. Ибо во время его служащие звездам были научены звездою (же) поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, Восток свыше. Господи слава Тебе!

«А́ще случи́тся на́вечерие Христо́ва Рождества́ в суббо́ту или Неде́лю, пост не быва́ет...». «По отпуще́нии же [Литурги́и] снеда́ем по уло́мку хле́ба, и от вина́ вкуша́ем ма́ло, и отхо́дим в ке́ллии своя́» ((Типикон, 25 декабря, 2-е «зри»). Это предписание Устава означает, что по совершении Литургии разрешается немного подкрепиться пищей без масла.

В воскресенье по окончании литургии совершается 9-й час и великая вечерня.

По отпу́сте великой вечерни на середине храма поставляется горящий светильник, и около него изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника Рождества Христова, глас 4-й: «Рождество Твое, Христе Боже наш...», «Слава, и ныне» – кондак праздника, глас 3-й: «Дева днесь Пресу́щественнаго раждает...». (Величание не поется.) Затем, по традиции, поются многолетны: «Великаго господина...».

«И вхо́дим в трапе́зу, и яди́м соверше́нно: ры́бы же не яди́м, но с древянома́слием, и со́чиво обварено́, или́ кутию́ с ме́дом: испива́ем же и вина́ в сла́ву Бо́жию» (Там же).

в началовверхвнизСвятых младенцев мучеников 14 тысяч, за Христа убиенных от Ирода в Вифлееме С 7 января / 25 декабря до 18 / 5 января - святки. Нет поста в среду и пятницу.

6 января /24 декабря Рождественский сочельник

7 января /25 декабря Рождество Христово.

8 января /26 декабря Собор Пресвятой Богородицы.

11 января /29 декабря Святых младенцев мучеников 14 тысяч, за Христа убиенных от Ирода в Вифлееме (2).

И конечно в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих».

в началовверхвнизИеромонах Мефодий. Рождественские праздники.

Приближаются дни рождественских праздников...

Еще недолго — и по милости Божией, все мы услышим, как Церковь будет торжественно прославлять явившегося в мир Богомладенца Христа, вспоминать плотское Его рождение.

Есть три рождения Христа. Первое — предвечное от Отца, второе — две тысячи лет тому назад в Вифлееме Иудейском и третье — до самой кончины века — в каждой христианской душе, возлюбившей закон Евангельский.

В литургийном евангельском чтении нынешнего воскресного дня, св. Матвей передает нам родословную Господа Иисуса Христа, явление Ангела праведному Иосифу Обручнику и повествует уже о Рождестве Христовом.

«Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся от Ней, есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь имя Ему Иисус (Иешуа — врач, исцелитель), ибо Он спасет людей Своих от грехов их». А сие все произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему — Еммануил, что значит: с нами Бог (Исаия, 7:14). Вот тайна третьего рождения... Тайна соединения с Богом человеческой души, избавленной от грехов своих.

Откроем же и мы свои сердца грядущему в мир Еммануилу. И, если не вертеп и ясли, то очищенное от грехов сердце свое принесем Богомладенцу.

Бог, по словам святого Иоанна Златоуста — «и намерения целует (приветствует)».

О, если бы и мы захотели послужить и поклониться Ему всем сердцем своим. Тогда бы и Он услышал нас в этом к Нему обращении и дал бы нам радость истинной жизни в Нем.

в началовверхвнизИеромонах Мефодий. Неделя перед Рождеством Христовым: Родословная Спасителя (Матф. 1:1-25).

К порогу рождественского праздника подводит нас Святая Церковь.

В предлагаемом нам Евангельском чтении слышим мы уже повествование святого евангелиста Матфея о чудесном рождении Спасителя мира.

Но, так как святой Матфей писал свое Евангелие для христиан из иудеев, он считал нужным в самом начале поместить родословную Сына Человеческого, ведущего свое начало от праотца народа Израильского, праведного Авраама. Всю родословную Евангелист разделяет на три периода — от Авраама до Давида, от Давида до переселения вавилонского и от переселения вавилонского до Христа. Из родословной выпущены имена нескольких нечестивых царей.

Отдана дань психологии иудея, для которого всегда имело значение правоверие отцов. Господь Иисус Христос — Сын Давида и Сын Авраама, плоть от плоти и кость от кости народа Израильского, которому первому надлежало услышать и принять весть о Боге, пришедшем во плоти.

Теперь Евангелист раскрывает нам священные страницы тайны Боговоплощения... И как всегда просто, и в этой простоте убедительно.

«Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее»... Естественные сомнения взволновали Иосифа — тайна воплощения была еще скрыта от него.

Он был уже готов осуществить созревшее решение — тайно отпустить Пресвятую Деву — но Божественная Десница удержала его. «Но, когда он помыслил это; се, Ангел Господь явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» ...

Вот пред нами тайна спасения... Не могущество, не слава, не всемирное владычество и удовлетворенная жажда почета и власти, а избавление от грехов.

Иисус — врач, исцелитель... Спаситель тех, кто истомился жаждою по живом Боге.

Кто доволен собой, кто не мучается и не обременен грехами, тот не поймет тайны спасения — она не откроется для него...

И дальше торжественно свидетельствует Ангел: «А все сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с Нами Бог».

В этих словах уже не только тайна спасения ... Здесь нечто большее ...

Здесь тайна Богочеловечества, тайна обожения исцеленных и свободных от греховного бремени человеческих сынов ...

«... Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус».

На путях исследования священного Писания, до конца не озаренных любовью и верой, человеческий ум всегда находил много «преткновенных камней».

Протестантские толкователи Нового Завета, и в их числе сектанты наших дней, из последнего приведенного нами евангельского стиха заключают, что Христос был чудесно родившимся первенцем у Пресвятой Девы, но что потом Она имела от Иосифа и других детей.

Православное сознание всегда с негодованием отвергало это толкование, в котором звучит нечто внутренне неправдоподобное и даже оскорбительное для христианского чувства ...

Разве мог праведный обручник Матерь Божию иметь обыкновенной своей женой, тем более, что тайна Боговоплощения Ангелом была открыта ему.

В словах «не знал Ее, как наконец (по славянски «дондеже») Она родила Сына Своего первенца» только подчеркивается сверхъестественность рождения Богомладенца Христа...

«Рождения Иисуса Христа было так»...

«Дева днесь Превечное Слово в вертепе грядет родити неизреченно: ликуй вселенная услышавши, прослави со ангелы и пастырми хотящаго явитися Отроча Младо, Превечнаго Бога»...

в началовверхвнизНеделя святых отец Митрополит Антоний (Храповицкий). Неделя святых отец. (Мф. 1).

Среди предков Господа Иисуса Христа, кроме праведников, есть и грешники. Недоумевают люди — как от грешников может родиться праведник?

На это есть два ответа: 1) то, что вера истинная, есть вера очистительная и 2) то, что наша жизнь проходит в постоянном чередовании добра и зла, но сила и значение добра не умаляется от этого чередования. Если уголь бросить в воду, то по виду вода станет вся черна, но уголь и вода не смешались и когда уголь отстоится, то вода станет по-прежнему чиста и даже чище. Так и в родословной Спасителя мы видим, что чередование добра и зла в Его предках не умалили добра и омыли зло. Праведность одного иногда очищает всех его близких и даже не подвигами праведности, а только желаниями таких подвигов. Такое прощение и очищение получил Закхей, “потому что и он сын Авраама.” В этих словах мы видим, что есть благословение на потомство — грешный, но покаявшийся Закхей сподобился, получить “ныне пришло спасение (или прощение) дому сему,” т.е всем его близким. Вода и уголь не смешались, и мы видим победную силу чистой воды.

Вся жизнь есть чередование добра и зла, но хотя было зло, доброта не потеряла своей силы и чистоты. Мы часто обещаем Богу отказаться от греха: «тьмами обещался Тебе, Иисусе, покаяния, но солгал окаянный» (Веч. молитв.). Часто срывается человек, но снова поднимается и тянется кверху. И пусть его падения не принимаются самим падшим, как доказательство бессилия в нем добра — добро никогда не теряет своей силы. «Тьмами обещался», но вот снова согрешил, и снова уголь греха омой водой покаяния. «Тьмами обещахся», но «да не горшая, о душе моя, явишися отчаянием» (Вел. Канон).

в началовверхвнизСв. Иоанн Кронштадтский. Слово перед Рождеством.

Вот, возлюбленные, близок праздник Рождества Христова. Позаботимся как бы встретить его по-христиански, духовно. Наперед знаю я, как вы намерены его встречать: вы скоро отправитесь на торжища и будете там пещись и молвить о мнозе, о многоразличных яствах в праздник, или будете заботиться только о том, как-бы украсить тело свое праздничными одеждами, а единое на потребу (Лук. 10:41), а мысль о том, как бы усладить в предстоящий праздник душу свою брашном духовным, как бы украсить ее мыслями светлыми, словом — как бы достойнее встретить и проводить праздник — и в голову редко кому приходит. А ведь брашна-то, возлюбленные, всегда с нами, и одежды-то наши также всегда с нами, а праздник Господень не всегда; поэтому о брашне и одежде не много будем заботиться, а позаботимся быть готовыми встретить Пречистого небесного Царя. Позаботимся же все о достойной, духовной всрече наступающего праздника. Давно уже поем мы: Христос раждается... и поем для того, чтобы заблаговременно вникнуть нам в великую тайну воплощения Сына Божия, т.е. о том, для чего Сын Божий сшел на землю; для чего воплотился от Духа Святого и Марии Девы и стал человеком, не переставая быть Богом?

Для чего же? — Сего ради высокий Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет*, говорит святая Церковь. Запомните же все и углубите в сердцах ваших эту мысль, что Сын Божий сошел на землю для того, чтобы нас спасти от греха и смерти вечной и возвести нас на небо, т.е. туда — где вечная жизнь, вечное блаженство. А если Христос сошел к нам для того, чтобы нас возвести на небо, то и мы должны заблаговременно чаще возноситься туда мыслями и сердечными желаниями, и отрешаться душами своими постепенно от всего, что привязывает нас к земле — к этой стране изгнания, в которой так много искушений, бедствий, болезней, скорбей, при всей ее скоротечности, где видим одни грехи и соблазны, и смерть со всеми ее ужасами.

И так, прежде чем настанет праздник Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, украсим души свои трезвенностью и чистотою сердец наших, — чтобы, когда с небес явится Христос — достойно всретить Его рождение. Будьте же внимательны к себе: вот скоро Христос будет на земли — вознеситесь тогда мыслями и сердцами от земли к Богу и веселием воспойте великое таинство Рождества Богочеловека. Когда с такими мыслями и с таким расположением сердца всретите праздник: то встретите его достойно, по христиански и с пользою для души своей. Аминь.

в началовверхвнизРождество Христово Еп. Митрофан (Зноско-Боровский). Рождество Христово.

Слава Господу, еще и в этом году привел нас Промыслитель поклониться с небес снизошедшей Любви Его к человеку, к нам, дорогие братья и сестры. Чтобы возвысить торжество и радость нашу, учредила Церковь пост перед Рождеством. Пройдя через теснины поста, мы чувствуем себя в день праздника светлого, как бы исходящими на свободу.

Однако, чтобы не забылся кто, веселясь в святые дни и вечера Рождества-Богоявления, чтобы не осквернил кто-либо святости прославляемого события, Церковь вложила в уста наши краткую песнь и этой песнью остепеняет плоть нашу, возвышает дух наш, указывая в этой песне достойный способ прославления праздника. Какая же это песнь? - «Христос рождается, славите! Христос с небес - срящите! Христос на земли - возноситеся! Пойте Господеви вся земля...»

Прославляют Христа, как с небес снизошедшую Любовь к нам, - дети; прославляют Его - юноши и девы; воспеваем с небес сошедшую Любовь и мы, убеленные сединой и умудренные опытом жизни, отцы и матери.

Дружным хором сердец должны мы славить Его, славить так, чтобы этим славословием усладились сердца наши, чтобы заглушился в них позыв — соблазн следовать за растленным духом века сего.

Дорогие мои, если вы, размышляя о Рождестве Христовом, невольно воскликните из глубины сердец ваших: слава Тебе, Господи, что сошел Ты к нам! Тебя ищущим и по истине и правде тоскующим, — это будет тихая песнь сердца вашего, которая соединит вас с Богом, говорит святитель Феофан Затворник.

Встречаясь, в дни Рождества-Богоявления друг с другом, мы бы должны были приветствовать друг друга словами: "Радуйся, ибо пришел Тот, в общении с Которым мы получаем подлинную свободу, мир душевный, в Ком обретаем мы смысл нашей жизни, наших земных усилий и борьбы. Радуйтесь, дорогие братья и сестры, радуйтесь дорогие детки! — ибо Свет в мир пришел!"

Но знаем мы, что человек, по рукам и ногам связанный плотским мудрованием, почитающий свое греховное состояние природным, не может, не в силах возрадоваться с нами, ибо он в плену у тьмы и мрака, которые являются для него привычным состоянием. Более того — такой человек не терпит от яслей Христовых исходящего света. Об этих жалких людях должны мы непрестанно совершать молитву, да не останутся они "во тьме и сени смертной".

Как хотелось бы всех вас, братия, видеть радующимися именно этой светлой радостью, радостью о любящем нас Боге-Отце, пославшем Сына Своего единородного, Иисуса Христа, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Это радость, осоляющая все наши дела, всю жизнь нашу, и с нею, как со знаменем победы, да шествует каждый из нас чрез теснины жизни, побеждая тоску и уныние, ибо с нами Бог. Аминь.

в началовверхвнизАнтоний Сурожский. Слово на Рождество Христово.

Христос в Евангелии Своем, говоря о самом великом, что может сделать человек, о самой высокой мере, до которой он может вырасти, дал нам заповедь любви: Никто большей любви не имеет, как тот, который душу свою положит за друзей своих... И вот, в эту таинственную рождественскую ночь, Сам Господь и Бог наш воплощением Своим исполнил этот закон победоносной жизни и любви.

Мы рождаемся во временную, преходящую жизнь, из ничего возникаем державным творческим словом Живого Бога, и через это временное существование становимся причастниками вечности и входим в жизнь вечную. Господь же и Бог наш, воплощением Своим, из полноты бытия, из торжествующей полноты жизни входит в область смерти; из полноты нетварного бытия Он заключается в узкие, подлинно тюремные рамки падшего мира; будучи вечным, рождается во времени, чтобы в этом мире, узком, тесном, оторванном от Бога, жить, показывая нам пример того, как изо дня в день можно отдавать жизнь за своих друзей, и умирает, показывая нам, что и смертью можно явить торжество жизни.

Одна из древних греческих икон представляет нам Вифлеемские ясли не в виде трогательных яслей, а в виде жертвенника, сложенного из камней, на которых лежит ребенок, предназначенный к смерти; но не к случайной, бессмысленной, бесцельной смерти, а к смерти жертвы, которая осмысленно, свободно приносится Богу во очищение грехов, ради победы над самой смертью, для соединения Неба и земли, для соединения отпадшей твари и Живого, любящего Бога.

Сегодня вечный Бог рождается во время. Бесплотный облекается плотью. Тот, Кто за пределами смерти, входит в область смерти; сегодня начинается крестный путь Господень; сегодня является нам жертвенная, крестная божественная Любовь. Сегодня ясли Вифлеемские предзнаменуют нам ту пещеру, куда будет положен Господь наш Иисус Христос, снятый со креста после мучительной смерти... И весь путь жизни Господней является ничем иным, как исполнением этой заповеди о любви, которая не знает ни границ, ни предела, о той любви, которая свою жизнь отдает за друзей своих.

Но за друзей ли одних? Кто был другом Господним, когда Он родился, кто дал приют Матери, ожидающей Ребенка, и сопровождающему их Иосифу? Выкинутые из человеческого селения, они нашли себе обиталище только среди зверей; и так в течение всей жизни Христовой; когда в завершение Его пути израильский народ, человечество, исключит Его из града людей, останется Ему только умереть одинокой смертью на Голгофской горе. Путь, начатый Господом “ради друзей своих”, есть путь любви — но кто такие эти друзья? Враги — это не те, кто нас ненавидит; это те, которых мы, по безумию, по слепоте сердца и отуманенности ума, называем врагами; Христос врагов не знал. Все люди, которых державное творческое слово Божие призвало к бытию, были Его братья и сестры, были возлюбленные Божии дети, которые потеряли свой путь и которых Он пришел взыскать.

Он Сам дал нам образ, когда сказал, что добрый пастырь оставляет девяносто девять овец, чтобы идти на розыски одной заблудившейся, потерянной овцы. Так и по отношению к нам: тех людей, которые называют себя врагами Христа, Христос признаёт за Своих братьев и сестер, за детей Живого Бога, Чьим Сыном Он является. Он врагов не знает, для Него нет врагов; и поэтому за всех и ради всех Он становится человеком, за всех и ради всех Он живет изо дня в день, отдавая все силы тела и души; и, наконец, за всех и ради всех, после Страстной седмицы, после страшной Гефсиманской ночи, после издевательств, поруганий, после того, как Он был предан близким учеником, оставлен другими, Христос умирает на кресте за всех и ради всех... И если мы — Христовы, то мы должны научиться в сегодняшнюю торжественную ночь этому Христову пути; сегодня можем мы покаянием, то есть переменой мысли и сердца, войти в путь Христов, можем новыми глазами осмотреться и с изумлением увидеть, что нет у нас врагов, а есть только дети Божии заблудшие, к которым нас посылает Господь жить и, если нужно, умирать, чтобы они ожили во веки веков.

Вот о чем говорят нам жизнь и смерть Христовы, вот о чем нам говорит сегодня Рождество — то есть рождение Живого Бога человеческой плотью. Оно такое таинственное: казалось бы, мы видим своего Бога, мы можем держать Его благоговейно и трепетно в своих объятиях. Но в этом Воплощении нам открывается Бог более таинственный, чем Бог небесный, непостижимый человеческому уму, а только чаемый человеческим сердцем, потому что в этом Младенце таится вся полнота невидимого, непостижимого Бога. Прикасаясь Ребенку, рожденному в Вифлееме, мы с ужасом познаём, что Он — Живой Бог, ставший живым Человеком нас ради; мера любви Божией к каждому из нас, к последнему грешнику и к самому святому праведнику — это жизнь и смерть Сына Божия, ставшего Сыном Человеческим...

Разве мы не обернемся к каждому, кто вокруг нас, с подобной любовью, разве мы можем перед лицом Воплощения Христова иначе отнестись к людям, чем Сам Бог, ставший Человеком? Заповедь новую Он нам дает, новую тем, что не только Он нас призывает любить, но призывает любить и друзей и врагов, призывает любить всех, и такой мерой любви, которая называется “положить жизнь свою за друзей своих”; признать друзьями тех, кто тебя другом не признаёт, жить для них изо дня в день, а если нужно — ради них умереть, с последней молитвой на устах: Господи, прости им — они не знают, что творят! Аминь.Вот о чем говорят нам жизнь и смерть Христовы, вот о чем нам говорит сегодня Рождество — то есть рождение Живого Бога человеческой плотью. Оно такое таинственное: казалось бы, мы видим своего Бога, мы можем держать Его благоговейно и трепетно в своих объятиях. Но в этом Воплощении нам открывается Бог более таинственный, чем Бог небесный, непостижимый человеческому уму, а только чаемый человеческим сердцем, потому что в этом Младенце таится вся полнота невидимого, непостижимого Бога. Прикасаясь Ребенку, рожденному в Вифлееме, мы с ужасом познаём, что Он — Живой Бог, ставший живым Человеком нас ради; мера любви Божией к каждому из нас, к последнему грешнику и к самому святому праведнику — это жизнь и смерть Сына Божия, ставшего Сыном Человеческим...

в началовверхвнизСобор Пресвятой Богородицы Собор Пресвятой Богородицы. На другой день по Рождестве Христове празднуется Собор Пресвятой Богородицы, память святого Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа) и святого Иакова, брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника.

Святой Иосиф Обручник происходил из рода царя Давида. В первом браке у него было четыре сына и две дочери. Овдовев, святой Иосиф жил в строгом воздержании. Восьмидесятилетним старцем святой Иосиф был избран первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы, давшей обет безбрачия. О воплощении через Неё Сына Божия ему возвестил Ангел. Святой Иосиф присутствовал при поклонении пастырей Новорожденному Богомладенцу и при поклонении Ему волхвов. По указанию Ангела он бежал с Матерью Божией и Богомладенцем Иисусом в Египет, спасая Их от гнева царя Ирода. В Египте он жил с Девой Марией и Богомладенцем, зарабатывая на Их пропитание трудом плотника. Скончался святой Иосиф в возрасте около ста лет.

Святой царь и пророк Давид был предком по плоти Иисуса Христа. Он отличался глубокой верой, ревностно исполнял волю Божию. Поэтому во время нашествия филистимлян он Божией помощью одолел в единоборстве великана Голиафа, что решило исход войны в пользу израильтян. Претерпев много обид от царя Саула, который видел в нём любимца народа и своего соперника, Давид явил незлобие и великодушие. Дважды имея возможность убить Саула, он не сделал этого. После гибели Саула и его сына Давид был провозглашён царём южной части израильского государства, а после убийства второго сына Саула – царём всего Израиля. Он устроил новую столицу – Иерусалим, а в нём – новую скинию; его великое желание построить вместо скинии храм не сбылось. Жизнь пророка Давида была омрачена тяжелым падением: он взял себе жену Урии, а самого Урию послал в сражение на смерть. Но он же дал и пример великого покаяния, смиренно, с верой неся в дальнейшем скорби, посланные в наказание за содеянный грех. Образец покаяния святой Давид дал в 50-м псалме. Умер царь Давид в глубокой старости с непоколебимой верой в пришествие в мир обещанного Богом Искупителя. В Богослужении и личной молитве широко употребляется его Богодухновенная Псалтирь.

Святой апостол Иаков, брат Господень, старший сын Иосифа Обручника от его первого брака с Соломонией. Апостол Иаков вспоминается в святые дни празднования Рождества Христова вместе со своим отцом Иосифом и святым царем и пророком Давидом, потому что, по преданию, сопровождал святое Семейство при бегстве в Египет и пребывал там вместе с Богомладенцем Иисусом, Богоматерью и Иосифом, и с ними же вернулся в Иудею. После Вознесения Господня Иаков был первым Иерусалимским епископом, пользовался великим уважением не только у христиан, но и среди иудеев. Принял мученическую смерть за Христа: его сбросили с крыши Иерусалимского храма за его проповедь о Богочеловечестве Иисуса Христа.

Праздник Бабьих каш. На Руси в этот день отмечали праздник бабьих каш. В этот день славили повивальных бабок и рожениц. Женщины брали своих детей и с подарками и поздравлениями шли к повитухам, которые помогали им при родах. Приходили и будущие мамы. Те угощали гостей кашей. В церковь женщины приходили с испечёнными пирогами, чтобы преподнести их Богородице. В этот день праздник Двинмкой и Исааковской икон Божией Матери.

в началовверхвнизЕп. Митрофан (Зноско-Боровский). «Се раба господня, да будет мне по глаголу Твоему»

Во Христе, возлюбленные сестры мои, прославляя в яслях Рожденного, чтит св. Церковь и Родившую Его, восхваляя в песнях и пениях святое материнство. Знаете вы, что рождение Богомладенца является чудом дивным, «бессеменного зачатия рождеством несказанным, безмужнем и безболезненным». Но в нем открывается и истинное человеческое материнство. Пресвятая Дева, это — образ истинного материнства. Она носит во чреве «Носящего вся»; родившегося Младенца повивает Она пеленами; питает Его млеком материнским; охраняет жизнь Его в бегстве в Египет; заботится о Нем в его отроческие годы; при Нем Она в Кане Галилейской, когда, принимая участие в радости человеческой, совершает Он первое чудо; когда же оставил Он Мать Свою ради служения Отцу Своему — для совершения искупительного подвига, — Она хочет видеть Его, и не оставляет Его при крестных страданиях; Она же, вместе с Иосифом Аримафейским, принимает со Креста Тело Сына Своего и, вместе с женами мироносицами, стремится помазать Тело Его.

Как мало говорит Евангелие о радостях Ее материнства. Однажды лишь сказано о Ней: «а Мария сохранила слова сии, слагая их в сердце Своем». Это были слова Архангела Гавриила, это были и слова Ангелов, возвестивших с небес о славе в яслях Рожденного. Пресвятая Дева стоит в радости материнства, поистине, во главе всего земного материнства. Стоит Она и во главе скорби материнской. Ибо значение слов об оружии, имеющем пройти Ее материнскую душу, и значение слов, вполне ясных, но суровых, Самого Отрока-Сына, в храме обретенного, — «зачем вам было искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?», — вскоре раскрылось во всей суровой действительности... Сын оставил Мать, чтобы отдать Себя Своему служению. И когда возжелала Она, однажды, видеть Его и говорить с Ним, то услышала строгое и неумолимое слово: указав рукою на учеников Своих, сказал Он: «вот матерь моя и братья мои», лишь слово «Жено» слышит Она от Сына Своего в Кане Галилейской и при последнем издыхании Его на Кресте. Сын оставил Матерь Свою на время Своего земного служения. Она не видела ни Его чудотворений, ни преображения во славе, ни Его царственного входа во Иерусалим. Но Она не была удалена от лобного места в стоянии у Креста, видела крестную муку и страшную смерть, от зрелища которой омрачилось солнце и земля потряслась. Материнская скорбь Приснодевы безмерно превышает всякую скорбь материнскую. Неизреченна скорбь Единого Безгрешного, до кровавого пота скорбевшего в Гефсимании о грехе человеческом, неизреченна скорбь и Матери Его о Нем Самом, об Его страданиях. Оружие пронзало сердце Ее при самом рождении Его в убогой скудности пещеры среди животных, когда люди отказали в жилище Сыну Человеческому; Ее сердце страдало и от слов праведного Симеона, и от неистовства кровавого Ирода, от всех трудов, горечей и опасностей, которыми так обильно был усеян путь Христа, ведущий к Голгофе. И, наконец, Голгофа.

Св. Церковь возвещает нам о «плаче Богоматери пред Крестом». Кто измерит страдания Матери от крестных мук Сына Ее, которые Она до конца созерцала? Кто измерит скорбное недоумение, которое придавило Мать, когда умолкли уста Того, о Ком возвещал Гавриил, Кого воспели ангельские хоры в Вифлееме? Мать-Приснодева переживала распятие бескровное... «Се раба Господня, да будет Мне по глаголу Твоему», рекла Пречистая некогда посетившему Ее с благой вестью Архангелу. И это слово рабы Господней звучит через всю Ее крестоносную жизнь. От Матери воплощенного Слова восхотел Бог жертвы материнской — самозаклания. И жертвенная покорность Богу, готовность и решимость принять все и все для Господа отдать, даже и самое рождение Свое, — вот сила, святость и величие Ее материнства. Ни ропота, ни жалобы, даже слез нет в Ее бесслезном материнском страдании. Она безмолвствует и у Креста, в Ее крестном страдании ясно слышится все тоже «се раба Господня».

Ежегодно, в день «Собора Пресвятой Богородицы», на второй день Рождества, собирает Она всех матерей христианских, собирает не только для прославления подвига святого материнства, но и как бы, на смотр зовет Она в сей день матерей-христианок. Она Мать матерей, Она — слава материнства. И вы, православные матери, скорбным путем идущие и крестом материнства призванные спасаться, к Ней, Владычице, притецыте. Вы приобщились не только радости, но и скорби материнства. Призванные отдать чад ваших для высшего в мире служения, служения Богу и Церкви, разве не стоите вы часто в бессилии перед лицом распинателей и растлителей душ детей ваших? Разве не скорбит и не обливается ли сердце ваше кровью при виде, как, одолеваемые соблазнами, в тину греха, плотского мудрования и сени смертной, погружаются дети ваши, часто вырастающие безвольными в борьбе за чистоту сердца и мысли? Разве не страдаем все мы при виде отсутствия у молодежи стремления к светлым идеалам служения Богу и Родине, при виде роста идолопоклонничества во всем разнообразии его форм, определяемых модами и духом времени, заменяющими ныне в человеке голос совести, этот орган Божия гласа в человеке? Скорбен ныне удел материнства, но и светел и славен он, если вы, матери, не сложили оружия в борьбе за ребенка вашего, пусть, даже, уже взрослого, но всегда, ведь, вашего, родного и любимого. Он — путь материнства — светел, если Свет Христов освещает ваше, матери, сердце, если сами вы бескомпромиссны к окружающему злу, если сами вы не подменили в себе голоса совести желанием жить по моде и следовать духу времени; он светел и закончится участием в славе чад ваших, если, с помощью Богоматери, настойчиво, пресекая капризы, малых и взрослых, детей ваших, будете вести их ко Христу, утверждая их в вере и в любви к молитве и к храму. Крестный-то путь. Но ваш крестный путь утопает в Кресте Богоматери. Она с вами в скорби вашей, Она вам состраждет и, несомненно, осеняет вас Своим небесным благословением. Не одиноки вы в подвиге материнства — с вами Пречистая Дева—Мати. Вверьте ваше сердце материнское Ее покрову, осеняя детей ваших, утром и вечером, в путь шествующих и к работе приступающих, молитвой и крестным знамением.

Поклонимся же в яслях возлегшему Младенцу и Матери Его, призывая Ее благословение и помощь на подвиг вашего материнства. Аминь.

в началовверхвнизПротоиер. Виктор Ильенко. О Братьях Христовых.

«Велия благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1Тим. 3:16).

Христова Церковь исповедует Господа Иисуса Христа Единородным Сыном Божиим, от века рожденным из сущности Отца и потому Ему совечным и единосущным. Нас же ради человек и нашего ради спасения Сын Божий сошел с небес, воплотился от Девы Марии и стал человеком. С этого времени у Господа Иисуса Xриста появляются Его родственники — братья и сестры. Евангелие нередко упоминает о них: Мф. 13:55-56; Мр. 6:3; Лук. 8:19-20; Ин. 2:12. Но это были не родные братья и сестры Иисуса Христа, а сводные, так что в Евангелии они ни разу не названы детьми Марии. И вся древность почитала это братство или братством двоюродным или братством по обручнику Иосифу и только законным, а не плотским. По мнению святых отцов, это были дети Иосифа обручника от первого брака его с Саломией.

«По преставлении же жены своей Саломии, — говорится в четьи-минеи на 26-ое дек. — святой Иосиф вдовствотавше лета довольна, в чистоте провождающи дни своя... Бывшу же ему стару, осмидесятолетну, обручена бе Пречистая Дева Мария и в хранение девства Ея ему дана... Пребысть же Иосиф святый всех лет жития своего 110 и скончася в мире».

Семейные отношения в святом семействе, согласно Евангельскому тексту, были таковы: Иосиф считался мужем Марии, но на самом деле был только обручником Ее. А Мария считалась женой его, на самом же деле была лишь обручницей. Иисус Христос считался сыном Иосифа и Марии, хотя Он был сыном только Марии. Дети Иосифа от прежней жены его назывались братьями и сестрами Иисуса Христа, а на самом деле они были Ему лишь сводными братьями.

При жизни Иисуса Христа Его братья не принадлежали к числу учеников Его и относились недоверчиво к своему Брату, что видно из Мр. 3:21.

Когда Господь Иисус Xристос был схвачен, обвинен в государственной измене и богохульстве и предан всенародной позорной казни, тогда, казалось бы, более чем когда нибудь Его братья должны были отвернуться от Него, отречься, как теперь отрекаются дети от своих родителей-лишенцев. А между тем происходит обратное: всего чрез 50 дней после крестной смерти их Брата они вместе с Марией, Матерью Его, и учениками Его участвуют в торжественном собрании, когда все они получили благодать Святого Духа (Деян. 1:14). Это значит, что в промежутке между крестной смертью Христовой и днем сошествия Святого Духа произошло какое-то событие исключительной важности и убедительности для братьев Христовых, которое совершенно перевернуло их отношения к проповеди Его и заставило признать в Нем Мессию, приняв на себя и весь смертельный риск такого исповедания.

Таким событием, перевернувшим всю жизнь и убеждения братьев Господних, было, несомненно, явление воскресшего Христа Его старшему брату Иакову, о чем свидетельствует апостол Павел (1 Кор. 15:7). Спустя много лет Иаков Праведный, старший из четырех братьев, перед всем народом исповедал Иисуса Христа, как истинного Мессию Сына Божия, и сброшенный за это с кровли храма, был забит до смерти. Апостол Иаков написал соборное послание и составил первую литургию.

Апостол Иуда написал также соборное послание; он проповедовал Евангелие в Месопотамии и повешенный на древе скончался, пронзенный стрелами.

Апостол Симеон (Симон) после святого Иакова Праведного был епископом Иерусалимским.

Про Иосию, четвертого из братьев, не сохранилось никаких сведений.

При императоре Римском Домициане (вступил на престол около 81 г.) возникло гонение на христиан, а иудеи, не вразумленные разрушением Иерусалима, продолжали производить смуты. Император, слыша, что они ожидают себе Мессию из дома Давидова, приказал вызвать в Рим всех потомков Давида. Привели двух внуков Иуды, брата Господня, людей бедных, с мозолистыми руками, почерневшими от работы. Увидев их бедность и услышав их речи о вечной жизни и о том, что тогда воздастся каждому по делам его, Домициан отпустил их с миром.

Это — последняя историческая справка о родственниках Господа Иисуса Χриста.

в началовверхСв. Иоанн Кронштадтский. Поучение на новый год.

Кто во Христе, тот новая тварь (2 Кор. 5:17)

Вот, возлюбленные братья и сестры, мы и новый год встречаем, 1880 от Рождества Христова. К разным новостям это еще новость. А мы все почти так сильно любим новости, каждый по своему характеру, наклонностям, привычкам, или по так называемой собственной специальности, по роду своих занятий, своей службы. Иной любит новые книги, новости газетные, журнальные, или новости по службе, иной обновки в одежде, дети любят новые игрушки, платья, гостинцы, — но перечтешь ли все новости, которые занимают каждого из нас в жизни? Весьма странна, удивительна в каждом из нас страсть к новенькому. Ну что у вас новенького, спрашивают обыкновенно при встрече со знакомыми или товарищами по службе?

Видно, что у нас у всех есть что-то старенькое, что очень, очень надоело всем нам, что гнетет и давит всех нас потомков адамовых и возбуждает сильную жажду к чему-то новому. Что же это старенькое, что всем нам надоело? Это старенькое, ветхое — мы сами, братия мои, суета наша, грехи да страсти наши, эта старая нелепость, старая пакость, старая прелесть, глубоконасажденная в нас древним человекоубийцей, древним пакостником и прелестником — диаволом и сатаной. Вот, что в нас старое, ветхое, что нам ужасно надоедает, при всей своей прелести, вот что повергает нас в нравственную дряхлость, немощь, апатию, и что сильно возбуждает в нас такую сильную жажду нового. Только не на те новости мы обращаем внимание, на которые должно, и не тех новостей ищем, которых надо: мы, будучи сами суетны, и за новостями гоняемся суетными, пустыми, ничтожными, которые или исчезают со своим появлением, или скоро наскучивают нам, переставая быть новостями. Какая же это действительная новость, которой мы должны искать, желать, которую должны действительно полюбить, к которой должны привязаться всем сердцем, всем существом нашим?

Эта новость есть благодать Божия, принесенная на землю воплотившимся Сыном Божиим, благодать обновления, примирения с Богом, прощения грехов, возрождения, освящения, обожения. Вот наша истинная, животворная, вечная новость, — благодать Господа нашего Иисуса Христа и обновление наших душ Божией благодатью. Мы должны возродиться, обновиться, обожиться, отбросить от себя с отвращением всякую прелестную нелепость и ветхость греховную, и жить в новости христианской жизни, свято, непорочно. Если кто во Христе, тот новая тварь, говорит святой апостол. Се, творю все новое, говорит Господь, (Апок. 21:5) т.е. делаю всех новыми людьми. Что же скажем, спрашивает апостол? Оставаться ли нам во грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. Мы умерли для греха, т.е. в крещении: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? И так мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни... Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху (Рим. 6:1-6). И так с нового года будем непременно трудиться, с Божией помощью, над обновлением самих себя, — сделаемся новым творением, с отторжением ветхости греха.

Итак, дальше от нас с нового года, всякий грех! Дальше низкое самолюбие, плотоугодие, сладострастие! Дальше гнев, ярость, ненависть, раздражительность, ругательства, хулы, ложь! Дальше пьянство, обжорство! Дальше любостяжание, скупость, жестокосердие! Дальше леность и нерадение о спасении душ своих, дальше леность и невнимание к молитве, леность и косность к добрым делам! Займемся с нового года хорошенько своими душами, своим вечным спасением, своею вечною судьбою, и — своим обновлением. Аминь.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления