Крестовоздвиженский храм в Самаре - 16.12.12-22.12.12 Неделя 28-я по Пятидесятнице
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

16.12.12-22.12.12 Неделя 28-я по Пятидесятнице

 

в началоАпостольское чтение недели (Кол.1:12-18) напоминает нам о необходимости благодарности Богу за великие блага искупления и изображает высокое Лицо Искупителя.

В евангельском чтении недели (Лк.18:18-27) мы слышим о том, что необходимо, чтобы войти в жизнь вечную: исполнение заповедей, дела милосердия и нестяжание. Привязанность к богатству часто оказывается непреодолимым препятствием на пути к Богу. Эта привязанность полагает предел добродетели. «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». Человек оказывается не готов отказаться от тех возможностей и комфорта, которые даёт богатство, не готов полагаться не на богатство, а на Бога. Господь же говорит о спасении, что его невозможно достичь своими делами и своими силами: «невозможное человекам возможно Богу».

Наставление о необходимости борьбы с сребролюбием очень злободневно звучит в эти дни поста, тем более что на этой седмице, 19 декабря, в день памяти Николая Чудотворца, помощника нуждающимся, мы отмечаем Международный день помощи бедным.

в началовверхвнизНа этой седмице мы славим:

17/4 декабря
 великомученицу Варвару и мученицу Иулианию Илиопольских (ок. 306г.),


 преп. Иоанна Дамаскина (ок. 780г.).
великомученица Варвара
18/5 декабря
 преп. Савву Освященного (532г.)  и свт. Гурия, архиепископа Казанского (1563г.).


Савва Освященный - великий подвижник, основатель семи монастырей, был поставлен начальником и блюстителем всех палестинских лавр, создатель Иерусалимского богослужебного устава, которым пользуются по сей день. В нашей и некоторых других православных церквях принят Типикон, сложившийся в своём современном виде к концу 17в на основе Иерусалимского устава.
Савва Освященный
Святитель Гурий был первым архиепископом учреждённой в 1555 г. Казанской епархии. Гурий Казанский
19/6 декабря
 свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (ок. 345)
 и свт. Максима, митрополита Киевского и всея Руси (1305).

В этот же день отмечается Международный день помощи бедным, установленный ООН.



Свт. Максим установил у нас правило о постах, назначив, кроме Великого поста, Апостольский, Успенский и Рождественский посты, и определил, когда разрешается пост среды и пятка. Особым попечением святого митрополита было утверждение законного брака: «Пишу и о том затем, чтобы вы, чада мои, рожденные в купели, новосвященныя, принимали жен от святой Соборной и Апостольской Церкви, жена для спасения человеческого. Если же держите их в блуде, без венчания: что за помощь тебе? Нет, упрашивай и понуждай их, пусть, стары ли или молодые оне, венчаются в церкви».
Максим, митрополит Киевский
20/7 декабря
 свт. Амвросия, епископа Медиоланского (397)
 и преп. Нила Столобенского (1554).



 22/9 декабря мы празднуем Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.




 И конечно в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих».
Нил Столобенский

в началовверхвнизМитр. Иларион (Алфеев). Ходатай о нашем спасении. Память святителя Николая Чудотворца.

Николай ЧудотворецКаждый святой проживает как бы три жизни. Одна — это его реальная жизнь. Другая — его житие. Третья — это «посмертная» жизнь святого, то есть его жизнь в многовековом опыте Церкви, включающем различные чудеса, исцеления и случаи помощи этого святого людям.

О первой, реальной жизни святого мы иногда знаем кое-что, иногда — очень мало, иногда — почти ничего. Мы знаем о жизни святого больше, если он оставил автобиографические сочинения (как например, святитель Григорий Богослов), или если он совершил такие деяния, о которых сохранились сведения в исторических источниках (например, в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, где упомянуты многие святые), или, наконец, если святой близок к нам по времени и память о нем еще жива среди наших современников (например, преподобный Силуан Афонский, многие мученики XX века).

Вторая жизнь святого — это его житие, написанное в некоторых случаях много столетий спустя и нередко лишенное исторической достоверности. Житие святого — это его словесная икона, некий идеализированный образ: оно всегда пишется в соответствии с каноном, за пределы которого автор позволяет себе выйти лишь в исключительных случаях. Житийный канон заключается в том, что из одного жития в другое переходят одни и те же словесные штампы, одни и те же эпизоды, описания чудес. Едва ли не каждый герой агиографической литературы рождается от благочестивых родителей и уже в раннем детстве проявляет признаки особого христианского благочестия, избегает обычных детских игр. Едва ли не каждый святой прилежно учится в школе, но отказывается от высшего образования; претерпевает искушения от диавола, но всегда их преодолевает; борется с какой-либо злостной ересью своего времени и одерживает над ней победу; совершает многочисленные чудеса и исцеления.

Лишь в редких случаях — например, если житие написано одним из ближайших учеников святого, знавшим его при жизни — оно сохраняет черты фактической и исторической достоверности (как например, Житие преподобного Симеона Нового Богослова, написанное его учеником Никитой Стифатом, или житие преподобного Сергия Радонежского, написанное Епифанием Премудрым). Однако во многих случаях житие даже и не претендует на историческую достоверность, как не претендует икона святого на портретное сходство. Если мы сравним житие Григория Богослова, составленное в VII веке, с его автобиографическими сочинениями, то без труда увидим разницу между его реальным и идеализированным образами. Нередко написанное в житии даже противоречит той информации о жизни святого, которую мы имеем из других источников.

Что знаем мы о реальной земной жизни святителя Николая? Почти ничего. Есть его житие с рассказами о различных чудесах, однако многие из этих рассказов заимствованы из жития другого святого, Николая Сионского, жившего в VI веке. Ни один исторический источник IV века не упоминает о Николае, архиепископе Мир Ликийских. В житии святителя Николая рассказывается о том, как он принимал участие в I Вселенском Соборе (325 г.), на котором он ударил еретика Ария, за что был лишен сана, но впоследствии восстановлен в епископском достоинстве. Этот эпизод отсутствует в дошедших до нас документах Собора. Более того, среди подписей 153-х участников Собора нет подписи архиепископа Мир Ликийских Николая. Можно, конечно, предположить, что подписи собирались как раз в тот момент, когда святитель Николай был лишен сана Отцами Собора. Но, как бы там ни было, какого-либо документального подтверждения эпизода с Арием мы не имеем.

Означает ли все сказанное, что житиям вообще нельзя верить? Вовсе нет. Хотя бы потому, что от житий не всегда можно требовать исторической достоверности, на которую они и не претендуют. Житие говорит нам в первую очередь о значимости святого для Церкви и церковного народа, рисует нам его духовный образ. Что же касается исторического облика святого, то в некоторых случаях он остается как бы «за кадром».

И здесь важно сказать о той третьей жизни каждого святого, которую он проживает в опыте верующих на протяжении многих столетий, протекших после его смерти. Речь идет об исцелениях и чудесах, совершающихся у мощей или гробницы святого, о многообразной помощи, которую оказывает святой, когда к нему обращаются с молитвой. И во многих случаях оказывается, что таинственным образом эта жизнь святого в опыте Церкви соответствует тому, что мы можем узнать о святом из его жития. И житие, лишенное исторической достоверности, оказывается безусловно достоверным на каком-то глубинном и опытном уровне. И чудеса, описанные в житии, затем многократно повторяются в опыте других людей.

Из жития святителя Николая мы узнаем, что он заботился о бедных и спасал людей, попавших в тиски острой материальной нужды. Рассказывается, например, что он положил три мешочка с золотом на окно дома одной разорившейся семьи. Но сколько людей в наши дни могут засвидетельствовать, что по молитве к святителю Николаю они получили неожиданную материальную помощь. Из жития мы узнаем, что святитель помогал бедствующим на море. Но и в наши дни немало случаев, когда потерпевшие кораблекрушение видели святителя Николая, приходящего им на помощь. В житии говорится о том, как святитель Николай явился во сне императору, приговорившему трех неповинных людей к смертной казни. Но и сейчас известны случаи, когда святитель Николай спасает людей от внезапной смерти. Над человеком уже занесен меч, он теряет последнюю надежду на спасение, как вдруг появляется благообразный старец, который приносит весть об избавлении.

Этим и объясняется тот феномен, что человек, о котором мы не знаем почти ничего в историческом плане, давно уже стал самым популярным святым христианского Востока и Запада. Может ли Рождество на Западе пройти без присутствия Санта-Клауса, приносящего подарки и радость детям? Даже многие нехристиане обращаются к святителю Николаю с молитвой — и получают помощь. До сего дня нетленные мощи святого, покоящиеся в городе Бари на юге Италии, источают благоуханное и целебное миро, и тысячи людей получают от него исцеления.

Будем молиться святителю, чтобы он никогда не оставлял нас своим благодатным присутствием. Будем обращаться к нему не только в критические моменты, но и в повседневной жизни. Опыт верующих показывает, что святитель Николай откликается даже на просьбы о ничтожных и малозначительных вещах. Он, несомненно, один из самых действенных наших помощников, стоящих у престола Божия и ходатайствующих о нашем спасении.

в началовверхвнизИоанн ДамаскинПреп. Иоанн Дамаскин родился около 680 г. в столице Сирии, Дамаске, в христианской семье. Его отец был казначеем при дворе халифа. Иоанн получил прекрасное образование и после смерти отца занял при дворе должность министра и градоправителя.

В то время в Византии возникла и быстро распространялась ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом III Исавром. Став на защиту православного иконопочитания, Иоанн написал три трактата «Против порицающих святые иконы». Чтобы избавиться от Иоанна, по приказанию императора от имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором дамасский министр будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и свой лицемерно-льстивый ответ на него Лев Исавр отослал халифу. Тот немедленно приказал отстранить Иоанна от должности, отрубить ему кисть правой руки и повесить её на городской площади. В тот же день к вечеру Иоанну вернули отрубленную руку. Преподобный стал молиться Пресвятой Богородице и просить исцеления. Заснув, он увидел икону Божией Матери и услышал Её голос, сообщивший ему, что он исцелен, и вместе с тем повелевший без устали трудиться исцелённой рукой. Проснувшись, он увидел, что рука его невредима.

Узнав о чуде, свидетельствовавшем о невиновности Иоанна, халиф просил у него прощения и хотел вернуть ему прежнюю должность, но преподобный отказался. Он раздал своё богатство и поступил простым послушником в монастырь Саввы Освященного. Его духовный наставник запретил Иоанну писать, полагая, что успехи на этом поприще станут причиной гордыни. Однажды он послал преподобного в Дамаск продавать корзины, изготовленные в монастыре, причём поручил продать их гораздо дороже их настоящей цены. Но Иоанна на рынке узнал его бывший домоправитель и скупил все корзины по назначенной цене.

Однажды в монастыре скончался один из иноков и брат покойного попросил Иоанна написать что-нибудь в утешение. Иоанн долго отказывался, но из милосердия, уступив просьбам удручённого горем, написал свои знаменитые надгробные тропари. За это непослушание старец изгнал его из своей келлии. Все монахи начали просить за Иоанна. Тогда старец поручил ему одно из самых тяжелых и неприятных дел – убирать из монастыря нечистоты. Преподобный и здесь явил образец послушания. Через некоторое время старцу в видении было указано Пресвятой Богородицей снять запрет с писательства Иоанна. О преподобном узнал Иерусалимский Патриарх, рукоположил его во священника и сделал проповедником при своей кафедре. Но преподобный Иоанн вскоре вернулся в Лавру преподобного Саввы, где до конца своих дней проводил время в писании духовных книг и церковных песнопений, и покинул монастырь только для того, чтобы обличить иконоборцев на Константинопольском Соборе 754 года. Его подвергли тюремному заключению и пыткам, но он всё перенёс и по милости Божией остался жив. Преставился около 780 г., в возрасте 104 лет.

Иоанн Дамаскин написал фундаментальный труд о христианском вероучени, который изучают до сих пор - «Источник знания», включающий в себя философский («Диалектика»), обличительный («О ересях») и догматический («Точное изложение православной веры») разделы. Кроме того, Иоанну принадлежит ряд проповедей о Богородице. Иоанн написал ряд канонов, в т.ч. Канон Пасхе, Рождеству и ряду других христианских праздников. Считается, что Иоанн составил «Октоих».

в началовверхвнизАмвросий МедиоланскийСвятитель Амвросий, епископ Медиоланский, родился в 340 году в семье римского наместника Галлии. После смерти отца семья Амвросия переселилась в Рим, где будущий святитель получил блестящее юридическое образование. Около 370 г. Амвросий был назначен наместником областей Лигурии и Эмилии, но жил в Медиолане.

В 374 г. умер епископ Медиолана Авксентий, и это повлекло за собой раздоры между православными и арианами, так как каждая сторона хотела поставить своего епископа. Амвросий, как первый градоначальник, отправился в церковь для поддержания порядка. Когда он обратился с речью к толпе, какой-то ребенок вдруг крикнул: «Амвросий – епископ!» Возглас был подхвачен народом. Амвросий, который в это время был еще в числе оглашенных, почитая себя недостойным, стал отказываться. Он даже пробовал бежать из Медиолана. Дело дошло до императора, приказа которого Амвросий не посмел уже ослушаться. Он принял святое Крещение у православного священника и, пройдя за семь дней все ступени церковной иерархии, 7 декабря 374 г. был рукоположен в сан епископа Медиоланского и сразу же раздал всю свою собственность, деньги и имение на украшение храмов, пропитание сирот и нищих, сам же обратился к строгой подвижнической жизни. Суровое воздержание, долгие бдения и труды Амвросий сочетал с исполнением обязанностей пастыря.

Проповедь святого Амвросия в защиту Православия оказывала глубокое воздействие. Так, благодаря его проповеди обратился в христианство и крестился блаженный Августин.

Святитель принимал деятельное участие и в государственных делах. Исполненный пастырского дерзновения, святитель наложил на Феодосия Великого суровую епитимию за истребление невинных жителей города Солуни. Разрешив Феодосия от епитимии, святитель не допустил императора причащаться в алтаре, а заставил стоять вместе со всей паствой.

Строгость сочеталась у святителя с необыкновенной добротой. Наделённый даром чудотворения, он многих исцелил от болезней. Однажды во Флоренции, пребывая в доме Децента, он воскресил умершего мальчика.

Ревностный проповедник и мужественный защитник христианской веры, святой Амвросий получил особую известность и как замечательный церковный писатель. Святитель Амвросий был также преобразователем церковного пения. Он ввёл в Западной Церкви антифонное пение, составил 12 гимнов. Его благодарственный торжественный гимн «Тебе, Бога, хвалим» вошел в Богослужение Православной Церкви.

Амвросий Медиоланский - один из четырёх великих латинских учителей церкви.

в началовверхЗачатие Пресвятой БогородицыЗачатие святой Анны, "егда зачат святую Богородицу".

Об этом событии известно из Протоевангелия Иакова.

У благочестивой семейной пары — Иоакима и Анны долгое время не было детей.

Св. АннаКогда первосвященник отказал Иоакиму в праве принести Богу жертву так как он «не создал потомства Израилю», то он удалился в пустыню, а его жена осталась дома в одиночестве. В это время им обоим было явление архангела Гавриила, возвестившего, что «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире».

После этого Иоаким и Анна встретились, Анна зачала и когда «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила».


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления