09.12.12-15.12.12 Неделя 27-я по Пятидесятнице
Идёт Рождественский пост. И апостольское чтение этой недели (Еф.6:10-17) наставляет нас, что наша жизнь - непрестанная борьба «против козней диавольских», особенно во время поста. Чтобы найти в себе волю и силы, апостол Павел призывает укрепляться Господом и могуществом силы Его. По слову апостола, главным оружием и защитой в Боге для нас являются: истина, праведность, вера и меч духовный - Слово Божие. И каждый из нас должен быть готов к благовествованию - исповеданию своей веры.
Евангельское чтение недели (Лк.13:10-17) рассказывает о чудесном исцелении недужной женщины в субботу и разъясняет вопрос об истинном праздновании дней воскресных и праздничных. Евангелие учит нас участвовать в общественном богослужении, по своим средствам и возможности делать добро и прославлять Бога за Его благодеяния. Фарисейское благочестие часто порицает дела благотворения в дни воскресные, но дела во славу Божию всегда угодны Богу, и не только не противны Его заповеди, но, наоборот, спасительны для людей. Поэтому будем сердечно прославлять Бога в воскресные и праздничные дни и благотворить по примеру Иисуса Христа. Это, конечно, очень подходит и ко всему времени поста.
10 декабря / 27 ноября - Празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой "Знамение" (Новгородская, 1170). На этот же день приходится День прав человека.
12 декабря мы празднуем День Конституции.
13 декабря / 30 ноября мы славим апостола Андрея Первозванного.
И, конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих».
Прот. Родион Путятин. Поучение в Неделю Двадцать Седьмую по Троице.
В одной из иудейских синагог Иисус Христос учил народ в субботу. Тут была одна женщина, восемнадцать лет одержимая недугом от нечистого духа, она была скорчена и не могла стоять прямо. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: «женщина! ты освобождаешься от недуга твоего». И возложил на нее руки, и она тотчас воспрямилась, и стала славить Бога.
Итак, Иисус Христос Сам усмотрел женщину, одержимую недугом. Сам отыскал ее, Сам вызвался подать ей помощь. Так и мы, слушатели, всегда должны поступать; мало того, что должны помогать в нужде другим, мы должны сами высматривать и отыскивать нуждающихся в нашей помощи. Особенно же мы должны этим заниматься в праздничные дни. Эти святые дни и освящаются делами милосердия. Ты ради праздника сходишь в церковь, принесешь дар алтарю, а нуждающимся не окажешь помощи — у тебя еще не полный будет праздник. И потому, когда наступает какой-либо праздник, то, приготовив нужное для себя и для своих домашних, смотри, нет ли у тебя кого-нибудь нуждающегося из родных — родные наши прежде всех имеют право на нашу помощь.
Если из родных такого не найдешь, то смотри не нуждается ли кто из живущих около тебя. Бог для того и поселяет бедных около нас, чтобы мы помогали. Если же около себя не найдешь никого, кому бы ты мог оказать помощь, то выйди па улицу, на переулки, и посмотри там, нет ли каких-нибудь нищих, увечных, слепых, хромых. Если же ты так будешь несчастлив, что и тут не встретишь никого, то проси Бога, чтобы Он послал тебе такого человека, которому бы ты мог оказать помощь ради праздника. Да, слушатели, нуждающихся в нашей помощи посылает нам Бог. Милость к нам Божья, когда открывается случай оказать милость другим. Нищий, бедный, просящий y нас помощи, есть посол к нам от милующего нас Бога. Таким образом, убегать и скрываться от просящих y нас, значит, убегать и скрываться от Божьей милости к нам.
Так будем всегда, особенно же в праздники, стараться сами высматривать и отыскивать нуждающихся. Кто не делает другим праздника, y того самого не может быть праздника. Окажи помощь ради праздника хотя бы одному кому-нибудь, хоть малым чем-нибудь, и у тебя будет праздник. Если же бы тебя сподобил Господь помочь всем нуждающимся — и своим, и чужим, и ближним, и больным, — о, тогда у тебя был бы праздник праздников, торжество торжеств! Счастлив в жизни тот, кто имеет средства делать других счастливыми, кто может помогать и действительно помогает всем, имеющим нужду в его помощи: y такого человека всякий день праздник, и на всяком шагу торжество.
Знаю, благочестивые слушатели, что многие из вас рады бы подавать помощь в нужде другим, если бы имели к тому средства. Да подаст же вам Господь Бог эту радость — помогать нуждающимся. Аминь.
Еп. Митрофан (Зноско-Боровский). Неделя 27-я по Пятидесятнице (Лук. 13:10-17).
«Женщина! ты освобождаешься от недуга твоего, — и возложил на нее руки». И скорченная женщина, 18 лет страдавшая этим недугом, «тотчас же выпрямилась и стала славить Бога». Произошло это в субботу, в синагоге в присутствии множества народа.
Исцеленная женщина прославляет Бога, а начальник синагоги негодует. В возложении Христом рук на страдавшую от тяжкого недуга женщину, он видит нарушение Закона, нарушения покоя субботнего! Лицемером назвал Христос начальника синагоги.
О лицемерии и хочу сказать вам несколько слов. Лицемерие — это тяжкий недуг, который сурово обличал Христос. И среди христиан имеются лицемеры. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры... вожди слепые, оцеживающие комара», но попирающие «важнейшее в законе: суд, милость и веру». Вы «очищаете внешность чаши и блюда... а внутри полны хищения и неправды». Так обличал Христос религиозное лицемерие.
Лицемеры — это те, кто обманывает других с целью завоевать их уважение посредством внешне благочестивых поступков, не сопровождающихся чистотой намерений. Лицемер как будто делает для Бога, во имя Божие; в действительности же, он действует для себя самого: добрыми делами он питает свои самолюбие и тщеславие, а часто и житейский расчет. Старанием «показать себя» лицемер извращает даже такие похвальные и спасительные поступки, как милостыня, молитва и пост. Лицемер подобен театральному актеру.
Отличительным свойством лицемера является разобщенность сердца и уст. И это постоянное разобщение сердца и уст, приучает лицемера скрывать свое лукавство за невинным видом, за видимостью благочестия. Стремясь «сохранить свое лицо», лицемер умеет выбирать и приспосабливать из св. Писания те предписания, которые ему подходят.
Иисус Христос называет лицемеров слепцами. И действительно, стараясь притворством, — часто неосознанным, так как притворство стало его натурой, — обмануть других, лицемер в конце концов обманывает самого себя и становится слепым в отношении своего личного нравственного и душевного состояния, он становится неспособным видеть и Свет — Христа, просвещающего всякого человека.
Лицемеры — эти духовные водители народа, о которых много повествуют и пророки и Сам Спаситель, — заменили Закон Божий человеческими преданиями, как бы себя поставив на место Самого Бога. Ослепленные лукавством, они не приняли благости и любви к человеку Иисуса Христа, Сына Божия и Сына Человеческого, ссылаясь на закон субботы. Современные лицемеры — театральные актеры, на мировой сцене — это гуманисты всех мастей.
И христианина, дорогие мои, на его пути ко Христу подстерегает опасность впасть в лицемерие. И он впадает в этот страшный недуг, когда стремится «себя людям показать», когда оцеживает комара, осуждая других, когда раздвоены в нем уста и сердце. Тот, дорогие мои, кто ищет Бога, кто живет во Христе, тот избегает и похвалы и двоедушия, он живет в простоте сердца и в смиренной вере, каковые и являются отличием детей Божиих. «Где просто, там ангелов со сто», — говорил Оптинский старец Амвросий. Да сохранит же нас Господь от страшного недуга лицемерия и лукавства! Аминь.
Юрьев день, 9 декабря / 26 ноября.
Князь Ярослав Мудрый, во святом Крещении Георгий, положил начало храму и мужской обители в честь своего Ангела-хранителя – великомученика Георгия (память 23 апреля). 26 ноября храм был освящен святителем Иларионом, митрополитом Киевским и было установлено ежегодное празднование в честь этого события (ок. 1051-1054) — Юрьев (Георгиев) день.
С этим праздником был связан определённый законом срок - неделя до и неделя после - , когда в Московской Руси крестьянин, поселившийся на господской земле и заключивший с владельцем «порядную», имел право уйти от хозяина, если выполнил по отношению к нему все свои обязательства. Это было единственное время в году, по окончании осенних работ, когда зависимые крестьяне могли переходить от одного владельца к другому. Постепенно это право само собой перестало действовать. Подавляющее число крестьян оставалось в долгу перед помещиком. Для сильных же крестьян помещики устраивали такие праздники, что крестьяне приходили в себя только по окончании срока. Постепенно, начиная с указов 1592 г., и окончательно к Соборному уложению 1649 г. это право было отменено. В связи с этим появилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Ныне поговорка употребляется в связи с разочарованием от невыполненных обязательств. Так как Святого Георгия в народе также называли Егорием, в народе появилось также выражение «объегорить» - «обмануть, надуть, не выполнить своего обещания».
В этот же день Екатерина Великая учредила в 1769 г. орден Святого Георгия Победоносца. Этим орденом награждались воины, проявившие в бою доблесть, отвагу и смелость. Орден Святого Георгия имел 4 степени отличия, из которых первая была наивысшей. До 1917 г. в этот день в России отмечался праздник георгиевских кавалеров. После Октябрьской революции 1917 г. орден был упразднён. И снова восстановлен Указом Президента РФ № 1463 от 8 августа 2000 г. «Об утверждении статута ордена Святого Георгия, положения о знаке отличия — Георгиевском кресте». Федеральным законом Российской Федерации № 22-ФЗ от 28 февраля 2007 г. «О внесении изменения в статью 1-1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» внесено дополнение о том, что «В Российской Федерации устанавливаются следующие памятные даты России: ... 9 декабря - День Героев Отечества; ...».
В пояснительной записке к законопроекту говорилось: «мы не только отдаем дань памяти героическим предкам, но и чествуем ныне живущих Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы». Там же авторы законопроекта выражали надежду, что новая памятная дата России будет способствовать «формированию в обществе идеалов самоотверженного и бескорыстного служения Отечеству».
9 декабря также отмечается Международный день борьбы с коррупцией (International Day Against Corruption). День установлен ООН. В этот день в 2003 г. была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Средства необходимо возвращать в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции. Россия в числе первых стран подписала Конвенцию. Глава российской делегации замминистра иностранных дел РФ Алексей Мешков тогда подчеркнул, что «Россия ведет с коррупцией бескомпромиссную борьбу и готова к конструктивному взаимодействию на антикоррупционном фронте со всеми государствами и соответствующими международными организациями». Это так злободневно сейчас, на новом витке попыток этой самой борьбы. Вместе с тем, понятно, что без участия в этой борьбе граждан страны, силами одного только правительства (каким бы оно не было) борьба бесполезна.
Икона Божией Матери, именуемая «Знамение».
Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение» относятся к числу самых первых Её иконописных образов, они были уже в 4в. На Руси они появились в 11-12 веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.
Тогда соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Её истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободрённые Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили. В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует Русская Церковь.
Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 г. для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.
Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.
Еп. Митрофан (Зноско-Боровский). Память святого апостола Андрея Первозванного.
Сегодня св. Церковь отмечает память св. ап. Андрея Первозванного. Имя Андрей означает «мужественный», и св. ап. Андрей вполне оправдал свое имя.
Придя в возраст совершенный, он оставил полный изобилия родительский дом и вступил в число учеников Иоанна Крестителя.
Многие израильтяне, ожидая Мессию, представляли Его в виде героя, который освободит свой народ от иноземного ига и создаст непобедимое иудейское царство. В этом смысле и ожидали они от Иоанна Крестителя свидетельства о Мессии. Но, к их разочарованию, Иоанн призывал их к крещению покаяния, к подвигу смирения, к очищению сердца, предуказывая тем, что грядущий Мессия не герой народный, а Искупитель, духовный возродитель человечества, открывающий человечеству утерянный им путь к радости и единству всех в Боге.
И вот Андрей, чуждый законнической фарисейской закваски, услыхав слова Предтечи: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира», сразу последовал за Иисусом, назвал Его Учителем и пробыл у Него целый день. Таким образом, сын рыбака Ионы, Андрей, стал первозванным учеником Сына Божия. Он привлек за собой ко Христу брата своего Симона, которому Иисус дал имя Кифа-Петр.
Но это еще не было окончательное избрание Андрея и Петра. После первой встречи со Христом они вернулись в родное селение и, размышляя о Божественном Учителе, занимались, вместе с отцом, ловлей рыбы на море Галилейском. Проходя, после 40-дневного пребывания в пустыне и искушений от диавола, по берегу моря, Христос учил народ и исцелял больных. В один из этих дней Он вновь увидел Симона-Петра и Андрея, закидывающих сети в море, и сказал им: «Следуйте за Мной и Я сделаю вас ловцами человеков». Не задумываясь, и Симон-Петр и Андрей оставили сети, оставили отца своего и приняли призыв к всемирному апостольскому служению.
Ап. Андрей, всегда сосредоточенный, самоуглубленный, решительный и смелый, выступает в Евангелиях в особо важных, ответственных случаях.
«Пришел час прославиться Сыну Человеческому... Кто Мне служит, Мне да последует». Слушая эти Христовы слова, Андрей знал, что он, не колеблясь, последует за Божественным Учителем — и в крестном подвиге, и в благовестии. А заповедь Вознесшегося: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам», — побудила ап. Андрея пойти с Благой Вестью о Распятом и Воскресшем к тем народам, которые менее других могли надеяться на приход к ним благовестителей.
Ап. Андрей посещает Ефес, сопровождает Приснодеву Марию на гору Афон, проповедует в Малой Азии, в греческих областях Римской Империи, в скифских городах Кавказа, в Грузии, в Херсоне. Посетил он необозримые пространства Великой Скифии — современной южной России, приходит на Киевские высоты, где водрузил св. Животворящий Крест, сказав своим спутникам, что «на сих горах воссияет благодать Божия», и достигает Севера России, где расположится дивный Валаам. Так наша Русская Земля была озарена светом Христовым первозванным Апостолом Андреем, свидетелем всей земной жизни Спасителя нашего, Его Голгофских страданий за род человеческий и Его Воскресения. От ап. Андрея ведет свое начало Христова Церковь на Руси.
Мучеником закончил свой жизненный на земле подвиг Апостол Андрей. Взирая на крест (в форме буквы «X»), приговоренный к распятию, ап. Андрей возгласил: «Радуйся, Крест, плотию Христовой освященный... Прежде ты был страшен для людей, ныне ты любим и принимаешься с охотой... Посему я иду к тебе с радостью... Возьми меня от людей и отдай меня моему Учителю, чтобы тобою меня принял Тот, Кто искупил меня Тобою».
«Послушание лучше жертвы», — говорили ветхозаветные пророки. И Господь наш Иисус Христос всей Своей жизнью освятил подвиг послушания, «послушлив был даже до смерти крестной». Образ такого послушания Богу дает нам и св. Апостол нашей Родины — Андрей Первозванный, хранитель страждущей Церкви Российской и покровитель верующего народа нашего.
К его и наших Новомучеников Российских молитвенному заступлению прибегаем мы с горячей сердечной мольбой: да возродит Промыслитель Русь Православную чрез воскресение Христа в наших и всего страждущего народа нашего сердцах, Христа Спасителя, к Коему привел впервые Андрей Первозванный наших отдаленных прародителей. Аминь.
10 декабря. День прав человека.
4 декабря 1950 г. Генеральная Ассамблея ООН установила отмечать 10 декабря День прав человека (Human Rights Day). Дата 10 декабря была выбрана в честь принятия и провозглашения Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав человека (Universal Declaration of Human Rights, UDHR). Указанная Декларация стала первым мировым документом, сформулировавшим положения о правах человека.
Права человека — одна из важных и злободневный тем, мнения по которой значительно разнятся между собой. Одним из крупных специалистов по этой теме является Святейший Патриарх Кирилл, который этой темой занимался в течение многих лет, ещё до Патриаршества. Он написал книгу «Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности». Книга переведена и издана на основных языках мира, продолжает переводиться и издаваться.
Как пишет Патриарх, концепция прав и свобод человека несёт на себе «отблеск Божественной истины». Теперь сосуществуют два основных отличных друг от друга подхода к пониманию свободы и ответственности — либеральный и традиционный. Первый считает человеческую свободу самодостаточной категорией мира. В этой концепции вообще нет понятия греха. Как отметил митр. Иларион (Алфеев), «Из этого подхода следует отрицание вклада религии в общественную жизнь, попытки строить мир без Бога — то есть мир, мерилом которого является человек. Продукты подобного мышления мы видим вокруг нас: это господство страстей, несправедливости, войн и произвола. По нашему мнению, только таким может быть человечество, оторванное от духовной традиции». Патриарх (тогда - митрополит) Кирилл отстаивает другой, традиционный подход: свобода приобретает ценность, только тогда, когда она работает на спасение человека, на его жизнь по правде Божией. Без ответственности, без нравственной направленности свобода превращается в пустую форму, наполняемую вседозволенностью и грехом. Книга рассматривает пути построения свободного общества, развитие которого было бы направлено на рост добродетели в человеке. Свобода (во Христе) — это огромный дар, данный Богом человеку, как Своему образу. И дар этот надо использовать так, чтобы он принёс достойный плод.
Патриарх Кирилл предостерегает от либерального отношения к правам и свободе: «Новый постиндустриальный образ жизни основывается на личной свободе человека от каких-либо условностей, кроме ограничений, налагаемых законодательством». «В комплекс прав и свобод человека постепенно интегрируются идеи, противоречащие... моральным представлениям о человеке». Борьба за права человека, революционные изменения в науке, образовании, медицине, технике, в индустриальной, социальной активности человека привели к кризису нравственности, а кризис личности к деградации общественных отношений.
С православной же точки зрения нельзя говорить о нравственной автономности человека, о том, что человек сам изберёт добро, если ему обеспечить свободу и наделить правами. Христианство говорит об откровении Бога и о Его помощи в различении добра и зла.
Патриарх пишет, что «Если у нас либеральная идея полагается ныне в основу государственно-общественной модели развития страны, то ей... должно противопоставить политику утверждения в сфере воспитания, образования и формирования межличностных отношений систему традиционных для России ценностей». Такой подход принят в таких официальных документах Русской Православной Церкви, как «Основы социальной концепции» и «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека».
-
Патриарх считает, что:
- Общество должно строиться по законам, учитывающим нравственные нормы, господствующие в обществе: «в законодательстве должны быть отражены нравственные нормы, разделяемые большинством общества».
- Человека надо научить пользоваться своей свободой и своими правами, чтобы страна не превратилась в царство вседозволенности, "должен быть заполнен вакуум нравственного воспитания". Воспитанием граждан должно заниматься государство, привлекая общественные институты (школу, религиозные организации - «в той мере и в том объеме, который соответствует их представительству в обществе»).
- Средства массовой информации должны представлять «положительные примеры использования свобод», не насаждая ради рейтинга и финансовой выгоды те «идеалы», которые наиболее востребованы падшей человеческой природой.
12 декабря. День Конституции Российской Федерации.
12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Полный текст Конституции был опубликован в «Российской газете» 25 декабря 1993 г.
С 1994 года указами президента России («О Дне Конституции Российской Федерации» и «О нерабочем дне 12 декабря») день 12 декабря был объявлен государственным праздником.
24 декабря 2004 г. Госдума приняла поправки в Трудовой кодекс РФ, в числе которых выходной день в День Конституции был отменён. День конституции 12 декабря причислен к памятным датам России.
Конституция — основной закон государства — является ядром всей правовой системы России и определяет смысл и содержание других законов.
В 1918 г. была принята конституция РСФСР. В 1924 г. принята первая Конституция СССР, закрепившая победу социализма в советском государстве. На смену пришли Конституция 1936 г., День Конституции стал праздноваться 5 декабря. После принятия следующей Конституции 1977 г., действовавшей до распада Советского Союза, праздник отмечался 7 октября.
Назад к списку
Новости
- Календарь: Неделя 17я по Пятидесятнице
- 25 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 18й по Пятидесятнице.
- Календарь: Неделя 16я по Пятидесятнице
- 18 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 17й по Пятидесятнице.
Объявления
- Храму срочно требуются
- 03 Февраль 2016
Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.
Обращаться к настоятелю о. Владимиру
- Внимание!
- 18 Май 2012
Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.