Крестовоздвиженский храм в Самаре - 09.12.12-15.12.12 Неделя 27-я по Пятидесятнице
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

09.12.12-15.12.12 Неделя 27-я по Пятидесятнице

 

в началоИдёт Рождественский пост. И апостольское чтение этой недели (Еф.6:10-17) наставляет нас, что наша жизнь - непрестанная борьба «против козней диавольских», особенно во время поста. Чтобы найти в себе волю и силы, апостол Павел призывает укрепляться Господом и могуществом силы Его. По слову апостола, главным оружием и защитой в Боге для нас являются: истина, праведность, вера и меч духовный - Слово Божие. И каждый из нас должен быть готов к благовествованию - исповеданию своей веры.

Евангельское чтение недели (Лк.13:10-17) рассказывает о чудесном исцелении недужной женщины в субботу и разъясняет вопрос об истинном праздновании дней воскресных и праздничных. Евангелие учит нас участвовать в общественном богослужении, по своим средствам и возможности делать добро и прославлять Бога за Его благодеяния. Фарисейское благочестие часто порицает дела благотворения в дни воскресные, но дела во славу Божию всегда угодны Богу, и не только не противны Его заповеди, но, наоборот, спасительны для людей. Поэтому будем сердечно прославлять Бога в воскресные и праздничные дни и благотворить по примеру Иисуса Христа. Это, конечно, очень подходит и ко всему времени поста.

На это воскресенье, 9 декабря / 26 ноября, приходится несколько праздников. В их числе знаменитый Юрьев день, день памяти освящения храма великомученика Георгия в Киеве (ок. 1051-1054). В этот день мы празднуем День Героев Отечества. На этот же день приходится Международный день борьбы с коррупцией — такая популярная сейчас тема!

10 декабря / 27 ноября - Празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой "Знамение" (Новгородская, 1170). На этот же день приходится День прав человека.

12 декабря мы празднуем День Конституции.

13 декабря / 30 ноября мы славим апостола Андрея Первозванного.

И, конечно, в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих».

в началовверхвнизПрот. Родион Путятин. Поучение в Неделю Двадцать Седьмую по Троице.

В одной из иудейских синагог Иисус Христос учил народ в субботу. Тут была одна женщина, восемнадцать лет одержимая недугом от нечистого духа, она была скорчена и не могла стоять прямо. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: «женщина! ты освобождаешься от недуга твоего». И возложил на нее руки, и она тотчас воспрямилась, и стала славить Бога.

Итак, Иисус Христос Сам усмотрел женщину, одержимую недугом. Сам отыскал ее, Сам вызвался подать ей помощь. Так и мы, слушатели, всегда должны поступать; мало того, что должны помогать в нужде другим, мы должны сами высматривать и отыскивать нуждающихся в нашей помощи. Особенно же мы должны этим заниматься в праздничные дни. Эти святые дни и освящаются делами милосердия. Ты ради праздника сходишь в церковь, принесешь дар алтарю, а нуждающимся не окажешь помощи — у тебя еще не полный будет праздник. И потому, когда наступает какой-либо праздник, то, приготовив нужное для себя и для своих домашних, смотри, нет ли у тебя кого-нибудь нуждающегося из родных — родные наши прежде всех имеют право на нашу помощь.

Если из родных такого не найдешь, то смотри не нуждается ли кто из живущих около тебя. Бог для того и поселяет бедных около нас, чтобы мы помогали. Если же около себя не найдешь никого, кому бы ты мог оказать помощь, то выйди па улицу, на переулки, и посмотри там, нет ли каких-нибудь нищих, увечных, слепых, хромых. Если же ты так будешь несчастлив, что и тут не встретишь никого, то проси Бога, чтобы Он послал тебе такого человека, которому бы ты мог оказать помощь ради праздника. Да, слушатели, нуждающихся в нашей помощи посылает нам Бог. Милость к нам Божья, когда открывается случай оказать милость другим. Нищий, бедный, просящий y нас помощи, есть посол к нам от милующего нас Бога. Таким образом, убегать и скрываться от просящих y нас, значит, убегать и скрываться от Божьей милости к нам.

Так будем всегда, особенно же в праздники, стараться сами высматривать и отыскивать нуждающихся. Кто не делает другим праздника, y того самого не может быть праздника. Окажи помощь ради праздника хотя бы одному кому-нибудь, хоть малым чем-нибудь, и у тебя будет праздник. Если же бы тебя сподобил Господь помочь всем нуждающимся — и своим, и чужим, и ближним, и больным, — о, тогда у тебя был бы праздник праздников, торжество торжеств! Счастлив в жизни тот, кто имеет средства делать других счастливыми, кто может помогать и действительно помогает всем, имеющим нужду в его помощи: y такого человека всякий день праздник, и на всяком шагу торжество.

Знаю, благочестивые слушатели, что многие из вас рады бы подавать помощь в нужде другим, если бы имели к тому средства. Да подаст же вам Господь Бог эту радость — помогать нуждающимся. Аминь.

в началовверхвнизЕп. Митрофан (Зноско-Боровский). Неделя 27-я по Пятидесятнице (Лук. 13:10-17).

«Женщина! ты освобождаешься от недуга твоего, — и возложил на нее руки». И скорченная женщина, 18 лет страдавшая этим недугом, «тотчас же выпрямилась и стала славить Бога». Произошло это в субботу, в синагоге в присутствии множества народа.

Исцеленная женщина прославляет Бога, а начальник синагоги негодует. В возложении Христом рук на страдавшую от тяжкого недуга женщину, он видит нарушение Закона, нарушения покоя субботнего! Лицемером назвал Христос начальника синагоги.

О лицемерии и хочу сказать вам несколько слов. Лицемерие — это тяжкий недуг, который сурово обличал Христос. И среди христиан имеются лицемеры. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры... вожди слепые, оцеживающие комара», но попирающие «важнейшее в законе: суд, милость и веру». Вы «очищаете внешность чаши и блюда... а внутри полны хищения и неправды». Так обличал Христос религиозное лицемерие.

Лицемеры — это те, кто обманывает других с целью завоевать их уважение посредством внешне благочестивых поступков, не сопровождающихся чистотой намерений. Лицемер как будто делает для Бога, во имя Божие; в действительности же, он действует для себя самого: добрыми делами он питает свои самолюбие и тщеславие, а часто и житейский расчет. Старанием «показать себя» лицемер извращает даже такие похвальные и спасительные поступки, как милостыня, молитва и пост. Лицемер подобен театральному актеру.

Отличительным свойством лицемера является разобщенность сердца и уст. И это постоянное разобщение сердца и уст, приучает лицемера скрывать свое лукавство за невинным видом, за видимостью благочестия. Стремясь «сохранить свое лицо», лицемер умеет выбирать и приспосабливать из св. Писания те предписания, которые ему подходят.

Иисус Христос называет лицемеров слепцами. И действительно, стараясь притворством, — часто неосознанным, так как притворство стало его натурой, — обмануть других, лицемер в конце концов обманывает самого себя и становится слепым в отношении своего личного нравственного и душевного состояния, он становится неспособным видеть и Свет — Христа, просвещающего всякого человека.

Лицемеры — эти духовные водители народа, о которых много повествуют и пророки и Сам Спаситель, — заменили Закон Божий человеческими преданиями, как бы себя поставив на место Самого Бога. Ослепленные лукавством, они не приняли благости и любви к человеку Иисуса Христа, Сына Божия и Сына Человеческого, ссылаясь на закон субботы. Современные лицемеры — театральные актеры, на мировой сцене — это гуманисты всех мастей.

И христианина, дорогие мои, на его пути ко Христу подстерегает опасность впасть в лицемерие. И он впадает в этот страшный недуг, когда стремится «себя людям показать», когда оцеживает комара, осуждая других, когда раздвоены в нем уста и сердце. Тот, дорогие мои, кто ищет Бога, кто живет во Христе, тот избегает и похвалы и двоедушия, он живет в простоте сердца и в смиренной вере, каковые и являются отличием детей Божиих. «Где просто, там ангелов со сто», — говорил Оптинский старец Амвросий. Да сохранит же нас Господь от страшного недуга лицемерия и лукавства! Аминь.

в началовверхвнизЮрьев день, 9 декабря / 26 ноября.

Георгий Победоносец Князь Ярослав Мудрый, во святом Крещении Георгий, положил начало храму и мужской обители в честь своего Ангела-хранителя – великомученика Георгия (память 23 апреля). 26 ноября храм был освящен святителем Иларионом, митрополитом Киевским и было установлено ежегодное празднование в честь этого события (ок. 1051-1054) — Юрьев (Георгиев) день.

С этим праздником был связан определённый законом срок - неделя до и неделя после - , когда в Московской Руси крестьянин, поселившийся на господской земле и заключивший с владельцем «порядную», имел право уйти от хозяина, если выполнил по отношению к нему все свои обязательства. Это было единственное время в году, по окончании осенних работ, когда зависимые крестьяне могли переходить от одного владельца к другому. Постепенно это право само собой перестало действовать. Подавляющее число крестьян оставалось в долгу перед помещиком. Для сильных же крестьян помещики устраивали такие праздники, что крестьяне приходили в себя только по окончании срока. Постепенно, начиная с указов 1592 г., и окончательно к Соборному уложению 1649 г. это право было отменено. В связи с этим появилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Ныне поговорка употребляется в связи с разочарованием от невыполненных обязательств. Так как Святого Георгия в народе также называли Егорием, в народе появилось также выражение «объегорить» - «обмануть, надуть, не выполнить своего обещания».

В этот же день Екатерина Великая учредила в 1769 г. орден Святого Георгия Победоносца. Этим орденом награждались воины, проявившие в бою доблесть, отвагу и смелость. Орден Святого Георгия имел 4 степени отличия, из которых первая была наивысшей. До 1917 г. в этот день в России отмечался праздник георгиевских кавалеров. После Октябрьской революции 1917 г. орден был упразднён. И снова восстановлен Указом Президента РФ № 1463 от 8 августа 2000 г. «Об утверждении статута ордена Святого Георгия, положения о знаке отличия — Георгиевском кресте». Федеральным законом Российской Федерации № 22-ФЗ от 28 февраля 2007 г. «О внесении изменения в статью 1-1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» внесено дополнение о том, что «В Российской Федерации устанавливаются следующие памятные даты России: ... 9 декабря - День Героев Отечества; ...».

В пояснительной записке к законопроекту говорилось: «мы не только отдаем дань памяти героическим предкам, но и чествуем ныне живущих Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы». Там же авторы законопроекта выражали надежду, что новая памятная дата России будет способствовать «формированию в обществе идеалов самоотверженного и бескорыстного служения Отечеству».

9 декабря также отмечается Международный день борьбы с коррупцией (International Day Against Corruption). День установлен ООН. В этот день в 2003 г. была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Средства необходимо возвращать в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции. Россия в числе первых стран подписала Конвенцию. Глава российской делегации замминистра иностранных дел РФ Алексей Мешков тогда подчеркнул, что «Россия ведет с коррупцией бескомпромиссную борьбу и готова к конструктивному взаимодействию на антикоррупционном фронте со всеми государствами и соответствующими международными организациями». Это так злободневно сейчас, на новом витке попыток этой самой борьбы. Вместе с тем, понятно, что без участия в этой борьбе граждан страны, силами одного только правительства (каким бы оно не было) борьба бесполезна.

в началовверхвнизИкона Божией Матери, именуемая «Знамение».

Икона Божией Матери Знамение Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение» относятся к числу самых первых Её иконописных образов, они были уже в 4в. На Руси они появились в 11-12 веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.

Тогда соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Её истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободрённые Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили. В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует Русская Церковь.

Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 г. для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.

в началовверхвнизЕп. Митрофан (Зноско-Боровский). Память святого апостола Андрея Первозванного.

Андрей Первозванный Сегодня св. Церковь отмечает память св. ап. Андрея Первозванного. Имя Андрей означает «мужественный», и св. ап. Андрей вполне оправдал свое имя.

Придя в возраст совершенный, он оставил полный изобилия родительский дом и вступил в число учеников Иоанна Крестителя.

Многие израильтяне, ожидая Мессию, представляли Его в виде героя, который освободит свой народ от иноземного ига и создаст непобедимое иудейское царство. В этом смысле и ожидали они от Иоанна Крестителя свидетельства о Мессии. Но, к их разочарованию, Иоанн призывал их к крещению покаяния, к подвигу смирения, к очищению сердца, предуказывая тем, что грядущий Мессия не герой народный, а Искупитель, духовный возродитель человечества, открывающий человечеству утерянный им путь к радости и единству всех в Боге.

И вот Андрей, чуждый законнической фарисейской закваски, услыхав слова Предтечи: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира», сразу последовал за Иисусом, назвал Его Учителем и пробыл у Него целый день. Таким образом, сын рыбака Ионы, Андрей, стал первозванным учеником Сына Божия. Он привлек за собой ко Христу брата своего Симона, которому Иисус дал имя Кифа-Петр.

Но это еще не было окончательное избрание Андрея и Петра. После первой встречи со Христом они вернулись в родное селение и, размышляя о Божественном Учителе, занимались, вместе с отцом, ловлей рыбы на море Галилейском. Проходя, после 40-дневного пребывания в пустыне и искушений от диавола, по берегу моря, Христос учил народ и исцелял больных. В один из этих дней Он вновь увидел Симона-Петра и Андрея, закидывающих сети в море, и сказал им: «Следуйте за Мной и Я сделаю вас ловцами человеков». Не задумываясь, и Симон-Петр и Андрей оставили сети, оставили отца своего и приняли призыв к всемирному апостольскому служению.

Ап. Андрей, всегда сосредоточенный, самоуглубленный, решительный и смелый, выступает в Евангелиях в особо важных, ответственных случаях.

«Пришел час прославиться Сыну Человеческому... Кто Мне служит, Мне да последует». Слушая эти Христовы слова, Андрей знал, что он, не колеблясь, последует за Божественным Учителем — и в крестном подвиге, и в благовестии. А заповедь Вознесшегося: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам», — побудила ап. Андрея пойти с Благой Вестью о Распятом и Воскресшем к тем народам, которые менее других могли надеяться на приход к ним благовестителей.

Ап. Андрей посещает Ефес, сопровождает Приснодеву Марию на гору Афон, проповедует в Малой Азии, в греческих областях Римской Империи, в скифских городах Кавказа, в Грузии, в Херсоне. Посетил он необозримые пространства Великой Скифии — современной южной России, приходит на Киевские высоты, где водрузил св. Животворящий Крест, сказав своим спутникам, что «на сих горах воссияет благодать Божия», и достигает Севера России, где расположится дивный Валаам. Так наша Русская Земля была озарена светом Христовым первозванным Апостолом Андреем, свидетелем всей земной жизни Спасителя нашего, Его Голгофских страданий за род человеческий и Его Воскресения. От ап. Андрея ведет свое начало Христова Церковь на Руси.

Мучеником закончил свой жизненный на земле подвиг Апостол Андрей. Взирая на крест (в форме буквы «X»), приговоренный к распятию, ап. Андрей возгласил: «Радуйся, Крест, плотию Христовой освященный... Прежде ты был страшен для людей, ныне ты любим и принимаешься с охотой... Посему я иду к тебе с радостью... Возьми меня от людей и отдай меня моему Учителю, чтобы тобою меня принял Тот, Кто искупил меня Тобою».

«Послушание лучше жертвы», — говорили ветхозаветные пророки. И Господь наш Иисус Христос всей Своей жизнью освятил подвиг послушания, «послушлив был даже до смерти крестной». Образ такого послушания Богу дает нам и св. Апостол нашей Родины — Андрей Первозванный, хранитель страждущей Церкви Российской и покровитель верующего народа нашего.

К его и наших Новомучеников Российских молитвенному заступлению прибегаем мы с горячей сердечной мольбой: да возродит Промыслитель Русь Православную чрез воскресение Христа в наших и всего страждущего народа нашего сердцах, Христа Спасителя, к Коему привел впервые Андрей Первозванный наших отдаленных прародителей. Аминь.

в началовверхвниз10 декабря. День прав человека.

4 декабря 1950 г. Генеральная Ассамблея ООН установила отмечать 10 декабря День прав человека (Human Rights Day). Дата 10 декабря была выбрана в честь принятия и провозглашения Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав человека (Universal Declaration of Human Rights, UDHR). Указанная Декларация стала первым мировым документом, сформулировавшим положения о правах человека.

Права человека — одна из важных и злободневный тем, мнения по которой значительно разнятся между собой. Одним из крупных специалистов по этой теме является Святейший Патриарх Кирилл, который этой темой занимался в течение многих лет, ещё до Патриаршества. Он написал книгу «Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности». Книга переведена и издана на основных языках мира, продолжает переводиться и издаваться.

Как пишет Патриарх, концепция прав и свобод человека несёт на себе «отблеск Божественной истины». Теперь сосуществуют два основных отличных друг от друга подхода к пониманию свободы и ответственности — либеральный и традиционный. Первый считает человеческую свободу самодостаточной категорией мира. В этой концепции вообще нет понятия греха. Как отметил митр. Иларион (Алфеев), «Из этого подхода следует отрицание вклада религии в общественную жизнь, попытки строить мир без Бога — то есть мир, мерилом которого является человек. Продукты подобного мышления мы видим вокруг нас: это господство страстей, несправедливости, войн и произвола. По нашему мнению, только таким может быть человечество, оторванное от духовной традиции». Патриарх (тогда - митрополит) Кирилл отстаивает другой, традиционный подход: свобода приобретает ценность, только тогда, когда она работает на спасение человека, на его жизнь по правде Божией. Без ответственности, без нравственной направленности свобода превращается в пустую форму, наполняемую вседозволенностью и грехом. Книга рассматривает пути построения свободного общества, развитие которого было бы направлено на рост добродетели в человеке. Свобода (во Христе) — это огромный дар, данный Богом человеку, как Своему образу. И дар этот надо использовать так, чтобы он принёс достойный плод.

Патриарх Кирилл предостерегает от либерального отношения к правам и свободе: «Новый постиндустриальный образ жизни основывается на личной свободе человека от каких-либо условностей, кроме ограничений, налагаемых законодательством». «В комплекс прав и свобод человека постепенно интегрируются идеи, противоречащие... моральным представлениям о человеке». Борьба за права человека, революционные изменения в науке, образовании, медицине, технике, в индустриальной, социальной активности человека привели к кризису нравственности, а кризис личности к деградации общественных отношений.

С православной же точки зрения нельзя говорить о нравственной автономности человека, о том, что человек сам изберёт добро, если ему обеспечить свободу и наделить правами. Христианство говорит об откровении Бога и о Его помощи в различении добра и зла.

Патриарх пишет, что «Если у нас либеральная идея полагается ныне в основу государственно-общественной модели развития страны, то ей... должно противопоставить политику утверждения в сфере воспитания, образования и формирования межличностных отношений систему традиционных для России ценностей». Такой подход принят в таких официальных документах Русской Православной Церкви, как «Основы социальной концепции» и «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека».

    Патриарх считает, что:
  • Общество должно строиться по законам, учитывающим нравственные нормы, господствующие в обществе: «в законодательстве должны быть отражены нравственные нормы, разделяемые большинством общества».
  • Человека надо научить пользоваться своей свободой и своими правами, чтобы страна не превратилась в царство вседозволенности, "должен быть заполнен вакуум нравственного воспитания". Воспитанием граждан должно заниматься государство, привлекая общественные институты (школу, религиозные организации - «в той мере и в том объеме, который соответствует их представительству в обществе»).
  • Средства массовой информации должны представлять «положительные примеры использования свобод», не насаждая ради рейтинга и финансовой выгоды те «идеалы», которые наиболее востребованы падшей человеческой природой.

в началовверх12 декабря. День Конституции Российской Федерации.

12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Полный текст Конституции был опубликован в «Российской газете» 25 декабря 1993 г.

С 1994 года указами президента России («О Дне Конституции Российской Федерации» и «О нерабочем дне 12 декабря») день 12 декабря был объявлен государственным праздником.

24 декабря 2004 г. Госдума приняла поправки в Трудовой кодекс РФ, в числе которых выходной день в День Конституции был отменён. День конституции 12 декабря причислен к памятным датам России.

Конституция — основной закон государства — является ядром всей правовой системы России и определяет смысл и содержание других законов.

В 1918 г. была принята конституция РСФСР. В 1924 г. принята первая Конституция СССР, закрепившая победу социализма в советском государстве. На смену пришли Конституция 1936 г., День Конституции стал праздноваться 5 декабря. После принятия следующей Конституции 1977 г., действовавшей до распада Советского Союза, праздник отмечался 7 октября.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления