Крестовоздвиженский храм в Самаре - 02.12.12-08.12.12 Неделя 26-я по Пятидесятнице
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

02.12.12-08.12.12 Неделя 26-я по Пятидесятнице

 

в началоИдёт Рождественский пост.

И вот, апостольское чтение недели (Еф.5:8-19) наставляет нас в том, как христиане должны себя вести, будучи чадами света: «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». Наставляя нас в благоразумии, апостол Павел пишет: «поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы». Особо апостол отмечает: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу».

Будем же познавать, что благоугодно Богу, изучая Священное Писание и Предание Церкви. Будем дорожить временем, избегая излишеств в еде и питье, постясь и молясь.

В евангельском чтении этой недели (Лк.12:16-21) мы слышим притчу о любостяжательном богаче, в которой раскрывается истина: «смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения». Богач, о котором говорится, не принадлежал к числу людей, наживающих себе состояние разными неправедными средствами. Он разбогател от урожая своих полей. Тем не менее он назван безумным. Его жизнь протекает в постоянном стремлении обеспечить себе наслаждения «завтра», и это «завтра» всегда остаётся в недостижимом будущем. Сегодня же полно забот, а в их отсутствие — в душе пустота. Богачу надо как-то занять душу свою, но он ничего не способен ей предложить, кроме простого чувственного удовлетворения: ешь, пей, веселись. А что завтра — неизвестно. Всё богатство — только на земле, его с собой в иной мир не возьмёшь. А тут его оставлять и жалко, и некому.

Господь же наставляет нас «богатеть в Бога». Т.е., употреблять богатство во славу Божью и для добрых дел.

Время поста особенно подходит для того, чтобы в Бога богатеть.

в началовверхвнизВ воскресенье, 2 декабря / 19 ноября мы славим пророка Авдия (9 в. до Р.Х.) и свт. Филарета, митрополита Московского и Коломенского (1867). Книга пророка Авдия содержит предсказания о Церкви Новозаветной. Свт. Филарет много сделал для Русской Православной Церкви. С его именем связан перевод Свщ. Писания на русский язык.

4 декабря / 21 ноября мы празднуем Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

6 декабря / 23 ноября мы славим благоверного великого князя Александра Невского (1263) и свт. Митрофана, первого епископа Воронежского (1703). И князь, и святитель были великими патриотами и многое сделали для нашего Отечества и для укрепления воинства его.

7 декабря / 24 ноября мы славим великомученика Меркурия (ок. 249-259) и мученика Меркурия Смоленского (1239). Оба они были мужественными и умелыми воинами. Великомученик Меркурий принял смерть за веру от язычника-императора, гонителя христиан. Меркурий Смоленский принял смерть, защищая Смоленск от ордынцев, осадивших Смоленск и является святым заступником этого города.

И конечно в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих».

На эту седмицу приходится несколько светских памятных дней, которые напоминают нам о посте.

2 декабря - Международный день борьбы за отмену рабства. Этот день посвящён борьбе с рабством плотским. Это, конечно, важно. Но всем нам, христианам, он должен напоминать о необходимости борьбы с рабством духовным.

3 декабря - Международный день инвалидов. Это напоминание нам о необходимости дел милосердия и о возможности стяжания Духа Святого в состоянии любой телесной немощи.

5 декабря Международный день добровольцев (волонтёров). Ещё одно напоминание о необходимости дел во славу Божию и на помощь людям, перекликающееся с Международный день инвалидов.

5 декабря также День воинской славы России — День начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой.

в началовверхвнизСвт. Феофан Затворник. Неделя 26-я по Пятидесятнице. (Еф.5:9-19; Лк.12:16-21).

Сказав притчу о разбогатевшем, который собирался только есть, пить и веселиться, и за то поражен был смертию, не дожив до предположенных утех, Господь заключил: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». «Так», то есть, таковы бывают, или такая участь постигает и тех и других. Богатеющие с богозабвением только и думают о плотских утехах. Желающие избежать этой горькой участи пусть“собирают не себе, а богатеют только в Бога”. А так как богатство от Бога, то, когда оно течет, и посвящай его Богу, и выйдет святое богатство. Все избытки разделяй с нуждающимся: это будет то же, что данное Богом возвращать Богу. Кто бедному дает, Богу дает. Истощая как будто богатство, таковой истинно богатеет, богатясь добрыми делами, — богатеет ради Бога, в видах угождения Ему, богатеет Богом, привлекая Его благоволение, богатеет от Бога, Который верного вмале поставляет над многими; богатеет в Бога, а не себе, ибо не считает себя хозяином, а только приставником и расходчиком, вся забота которого состоит в том, чтобы удовлетворить всех приходящих к нему с нуждою, а что-либо особенно истратить на себя боится, считая это неправым употреблением вверенного ему достояния.

в началовверхвнизЕп. Митрофан (Зноско-Боровский). Неделя 26-я по Пятидесятнице.

притча о безумном богачеГосподь Иисус Христос поучает народ: «Всякого, кто исповедует Меня пред людьми, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими». — «Когда приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь как или что отвечать, или говорить; ибо Св. Дух научит вас, что должно говорить»... И вдруг один из слушателей прерывает Его и обращается с просьбой помочь ему в достижении выгодного для него раздела имущества с несговорчивым братом. «Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство».

Такая просьба ясно показала до какой степени этот человек был жалким рабом мира сего. И чтобы показать ненадежность и суетность излишней привязанности к благам мира, Спаситель сказал притчу о богаче, который, получив чрезвычайно большой урожай, не знал что ему делать с этим богатством. Все, что он придумал, — это расширить свои житницы, чтобы тогда в грубом самодовольствии «многие годы» наслаждаться этим богатством. «Скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей и веселись!» Он забыл, что самая жизнь человеческая находится в руке Божией, и так как он думал обосновать свое счастье исключительно на богатстве, то и прогремел ему грозный приговор Божий: «безумный! в эту ночь душу твою возьмут от тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?»

Евангельский богач не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства. И что же, богатство заглушило совесть его и совесть его стала бесплодной, он стал безумным.

«Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца», — поучает нас человек большого житейского опыта — царь и псалмопевец Давид. Действительно, дорогие, богатство и благополучие через край часто служат источником искушения для человека. Оно ведет к надменности и самодовольству. Мудрый человек просит у Господа только хлеба насущного, т.е. самого необходимого для жизни, о котором нам заповедано просить в молитве Господней.

В окружающей нас среде мы часто наблюдаем, как человек, достигший полного материального благополучия, теряет простоту, теряет чувство подлинного творческого чистого добра и начинает скользить в полуправде. «В Бога богатеть» призван каждый из нас. «В Боге богатеющий» не замыкается в своей самости, в эгоизме, он чист сердцем и милосердствует, он благотворит, всегда отзывчив к нуждам братий, милует и взаимно дает.

Господь увещевает нас не предаваться суете мира, чрезмерным заботам о теле, а заботиться более о своем духовном состоянии. Тело есть низшая, составная часть человека. И для удовлетворения потребностей тела нет надобности всецело отдаваться заботам о нем. «В человеке более всего «божественно» то, что он может благотворить», — говорит св. Григорий Богослов. Аминь.

в началовверхвнизВведение во Храм Пресвятой БогородицыВведение Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм христиане празднуют с первых веков. Введение во храм Пресвятой Богородицы совершилось по Свщ. Преданию следующим образом.

Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу. С самого раннего возраста они внушали Ей, что Она смогла родиться только благодаря их усердным молитвам Богу и поэтому ещё до рождения была Ему посвящена. Поэтому Её место — в храме Божием, где Она будет воспитываться по закону Господню.

Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, настало время выполнить обетование. Святые родители, собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением псалмов, с зажжёнными свечами в руках привели Её в Иерусалимский храм. Там встретил отроковицу первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней, по числу степенных псалмов. Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице. Но как только Её поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем священник Захария, по внушению свыше, ввёл Пресвятую Деву в Святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью.

Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Оставшись жить при храме, святая Дева Мария находилась под надзором и руководством благочестивых наставниц, обучавших Ее, как Священному Писанию, так и разным рукоделиям. Она жила, представляя собой образец жизни лучшей и чистейшей Девы. Бдительность в молитве, скромность, смирение и кротость были Её отличительными качествами. Изучая Свщ. Писание, Пресвятая Дева Мария обратила особое внимание на пророчество Исаии, написавшего относительно Мессии: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». Размышляя об этом тексте, Она горела желанием увидеть Ту благословенную Деву, Которая удостоится стать Матерью Спасителя человечества.

Ещё будучи совсем юной, Пречистая Дева лишилась Своих родителей. Оставшись сиротой, Она всецело предалась Богу, став первой давшей обет девства. Когда Пресвятой Деве Марии исполнилось 15 лет, первосвященник и священники стали советовать Ей оставить храм и, как полагалось тогда, выйти замуж. На это Пречистая поведала им о Своём обете остаться навсегда девою, чем очень удивила их. По учению раввинов, каждая израильтянка и каждый израильтянин должны вступить в брак. Закон не разрешал девице, достигшей зрелого возраста, оставаться при храме. С другой стороны нельзя было принуждать святую Деву нарушить данный Ею обет. Поэтому Ей выбрали опекуна из престарелых родственников. Этим опекуном стал Иосиф. Чтобы исполнить закон, он должен был формально обручиться с Нею, но на деле — стать хранителем Её обета.

в началовверхвнизВведение во Храм Пресвятой БогородицыИеромонах Мефодий. Введение во Храм Пресвятой Богородицы: Матерь Незаходимого Света.

Много бесценных жемчужин хранится в духовной сокровищнице Церкви. Радость и Свет несут они тому, кто приступает к ним с любовью и верой.

Но едва ли ни самой драгоценной из них является Пречистая и Преблагословенная Матерь Незаходимого Света, «теплая заступница мира холодного», Мария Дева, Богородица.

Трудно понять церковное почитание Богоматери тому, кто далек от Церкви, кто принадлежит к овцам, «яже не суть от двора сего». Только в Церкви возможно узреть сияние Ее Пречистого Лика. Только в живом Предании церковном живет и вечно будет жить светозарный Ее образ... И наш нынешний праздник — Введения во Храм Пресвятой Богородицы — поистине является праздником Предания Церковного. Свершается таинство веры …

Трехлетней отроковицей приводится Дева Мария благочестивыми родителями в священные пределы Иерусалимского Храма. Озаренный Духом Божиим, вводит Ее первосвященник во «святая святых», прообразуя этим введением грядущее воплощение.

«Пречистый Храм Спасов, многоценный Чертог и Дева, священное сокровище Славы Божия, днесь вводится в Дом Господень, Благодать совводящи» — торжественно поет в этот день Святая Церковь.

И в этот же день, в первый раз в богослужебном году, поет Она торжественный гимн Христу грядущему: «Христос раждается — славите, Христос с небес — срящите, Христос на земли — возноситеся»... Христос и Богородица... Как неразрывно связаны Сын Человеческий и Матерь Божия в сознании и сердце церковного мира.

Он, — грядущий в мир «грешные спасти»... Она, — то лучшее и священнейшее, что могла принести земля своему Искупителю. И не только там, «в шатре лазурном и за пределами бесчисленных миров», но и здесь, в юдоли скорбной, продолжает стоять Благословенная у Креста Голгофы. Идут века... Падают царства и сокрушаются троны, а Она все стоит и предстательствует за тех, кто с верою и любовью прибегает к Ней.

Вечно живет в Церкви Богородица, вечно простирает над скорбящим и озлобленным миром Свой Омофор … Сама Смиренная, среди смиренных ищет Она истинных чтителей, в Духе и Истине поклоняющихся Ей.

«Нищ и болящ есмь аз»... поведал Богу «сокровенная сердца своего» ветхозаветный псалмопевец... «Спасение Твое, Боже, да приимет мя»... Я — нищий и больной... Только Твое спасение может привести меня в Твои вечные кровы... А кто, братие, как не Она — Пречистая и Благословенная — ведет нас под эти вечные кровы?

Одному святому в видении представлены были светоносные обители райские. Явлена была ему и неизреченная слава торжествующего Лика Святых. Видел он там и пророков, и апостолов, и преподобных, и бесчисленные сонмы угодников Божиих. Только Матерь Божию не нашел он в этом сияющем мире... «Где же Пречистая?» — в недоумении вопросил он... «Она там, на земле, среди скорбящих и страждущих,» — послышался ответ небожителя...

Да, поистине, братие, недалека от всех нас Божия Матерь... Она около нас, здесь в бурлящем потоке жизненных тревог... Только надо перейти какие-то грани, надо отрешиться от нашего обычного «полуверия», надо взыскать приобщения к тому миру, где чистые сердца чистым оком зрят Лице Божие...

пророк АвдийПусть же, среди повседневной нашей сутолоки и постоянной житейской суеты, радостным и ободряющим напоминанием о совершенной радости грядущего века будет настоящий наш праздник, посвященный Введению во Храм Пречистой Богоматери.

Пусть в скорбях, болезнях и частых озлоблениях своих всегда будет иметь пред собою христианин образ Той, сердце Которой «пронзило оружие». И пусть постоянной, от сердца исходящей молитвой каждого из нас будет:

«Не отрини Меня до конца от Лица Твоего, Света Незаходимого Мати».

в началовверхвнизСвятой пророк Авдий (из 12-ти, 9 в. до Р. Х.) служил домоправителем у нечестивого израильского царя Ахава. В то время, как почти весь Израиль стал приносить жертвы Ваалу, Авдий втайне неизменно служил Истинному Богу. Когда нечестивая и беспутная Иезавель, жена Ахава, истребляла всех пророков Господних, Авдий давал им приют и кормил. Наследник Ахава царь Охозия послал 3 отряда, чтобы схватить пророка Илию. Один из этих отрядов возглавлял Авдий. По молитве святого Илии, два отряда были уничтожены небесным огнем. Авдия и его отряд Господь пощадил. С этого времени святой Авдий оставил воинскую службу и последовал за пророком Илией. Впоследствии он и сам получил дар пророчества. Книга пророчеств святого Авдия содержит предсказания о Церкви Новозаветной. Святой пророк Авдий погребен в Самарии.

в началовверхвнизСвятитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский (в миру Василий Михайлович Дроздов) родился 26 декабря (второй день Рождества) 1782 года в семье диакона Успенского кафедрального собора в Коломне. Все предки его по отцу и матери были духовного звания. Василий Дроздов был крещён в Богоявленской церкви 1 января 1783 г., в день памяти свт. Василия Великого и наречён в его честь. Окончил семинарию в Сергиевом Посаде в 1803 г. 16 ноября 1808 г. в Трапезной церкви Троице-Сергиевой лавры наместником Лавры архимандритом Симеоном был пострижен в монашество с именем Филарет, в честь праведного Филарета Милостивого. В 1811 г. возведён в сан архимандрита. В 1812 г. определён ректором Санкт-Петербургской Духовной академии и профессором богословских наук; оставался в должности до 1819 г. Коренным образом преобразовал программу преподаваемых дисциплин. В 1817 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры был хиротонисан во епископа. В 1819 г. был назначен на Тверскую кафедру в сане архиепископа; тогда же стал членом Святейшего Синода. В 1821 г. был назначен на Московскую кафедру. 22 августа 1826 г. в Москве участвовал в совершении чина Священного коронования императора Николая I; в тот же день был возведён в сан митрополита.

Филарет МосковскийБыл сопричислен к ордену Св. Ап. Андрея Первозванного и к ордену Св. Равноапостольного князя Владимира первой степени Большого креста, пожалован алмазными знаками ордена Св. Андрея Первозванного.

С его активной деятельностью и непосредственным участием связан перевод на русский язык Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Внёс важный вклад в выработку принципов перевода. Полная русская Библия вышла из печати уже после его кончины.

Член, потом директор, потом вице-президент Российского Библейского общества.

В последние годы святительства митрополит Филарет пользовался огромным авторитетом в Церкви.

в началовверхвнизСвятой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в Переславле-Залесском. Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил его отец Ярослав Всеволодович. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) прошёл в Спасо-Преображенском соборе Переславля. С ранних лет святой Александр сопровождал в походах отца.

В 1227 г. князь Ярослав, по просьбе новгородцев, был послан братом, великим князем Владимирским Юрием, княжить в Новгород Великий. В 1236 г. Ярослав уезжает в Киев, посадив Александра самостоятельно княжить в Новгороде. В 1239 г. Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава, в святом Крещении Александру. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери (в Крещении отца звали Феодор). Эта икона постоянно была потом при святом Александре, как его моленный образ.

Александр НевскийВоспользовавшись нашествием Батыя, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы в 1240 г. Александр после долгой молитвы в храме Святой Софии, Премудрости Божией укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были». Архиепископ Спиридон благословил святого князя и воинство его на брань, и с небольшой дружиной, уповая на Святую Троицу, Александр выступил на врагов. Было им чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгуй, в святом Крещении Филипп, видел на рассвете ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». Святой Александр, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьем». Ангел Божий незримо помогал православному воинству: когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти воины святого Александра, обнаружено было множество перебитых врагов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 г., народ назвал святого Александра Невским.

Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241 г. молниеносным походом Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. В 1242 г. немцы захватили Псков и зимой Александр освободил его. А 5 апреля 1242 г. полностью разгромил Тевтонский орден на льду Чудского озера разгромлены. Этим западные пределы Русской земли были ограждены, настало время оградить Русь с Востока. В 1242 г. Александр Невский со своим отцом, Ярославом, получив благословение митрополита Кирилла, выехал в Орду. Священную миссию защитников Русской земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Заключив союз с ханом Батыем, он должен был, однако, ехать в 1246 г. в далекую Монголию, в столицу всей кочевой империи. Положение самого Батыя было трудным, он искал поддержки у русских князей, желая отделиться со своей Золотой Ордой от дальней Монголии. А там, в свою очередь, не доверяли ни Батыю, ни русским. Князь Ярослав был отравлен. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой, необходимый для предотвращения нового разгрома Руси, продолжал крепить святой Александр Невский. Его побратимом стал сын Батыя, принявший христианство Сартак, заведовавший в Орде русскими делами. Обещав свою поддержку, святой Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи, а на престол в Монголии возвести вождя татар-христиан, хана Мункэ.

Не все русские князья обладали прозорливостью святого Александра Невского. Многие в борьбе с татарским игом надеялись на помощь Европы. Переговоры с Римским папой вели святой Михаил Черниговский, князь Даниил Галицкий, брат святого Александра, Андрей. Но святой Александр хорошо знал судьбу Константинополя, захваченного и разгромленного в 1204 г. крестоносцами. И собственный опыт учил его не доверять Западу.

Даниил Галицкий за союз с папой, ничего ему не дававший, заплатил изменой Православию – унией с Римом. Но помощи не получил. Святой Александр не желал этого родной Церкви и отказался от унии, когда к нему в 1248 г. явились послы Римского папы.

В 1252 г. многие русские города восстали против татарского ига, поддержав Андрея Ярославича. Разбитый Андрей бежал в Швецию искать помощи у тех самых разбойников, которых с помощью Божией громил на Неве его великий брат. Александру Невскому пришлось ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар.

Святой Александр стал единовластным великим князем всей Руси: Владимирским, Киевским и Новгородским. Великая ответственность перед Богом и историей легла на его плечи. В 1253 г. он отразил новый немецкий набег на Псков, в 1254 г. заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 г. ходил походом в Финскую землю. В тьму язычества святой Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими. В 1256 г. умер хан Батый, а вскоре был отравлен его сын Сартак, побратим Александра Невского. Святой князь в третий раз поехал в Сарай, столицу Золотой Орды, и подтвердил мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. В 1261 г. стараниями святого Александра и митрополита Кирилла в Сарае была учреждена епархия Русской Православной Церкви. В 1262 г. во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов – баскаки. Александр Невский вновь поехал в Орду и смог договориться с ханом. Ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав её тем самым заслоном для Руси с Востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти все наследие Чингисхана до берегов Тихого океана.

Эта поездка святого Александра Невского в Сарай была четвёртой и последней. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог. Не доезжая до Владимира, в Городке, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 г., приняв иноческую схиму с именем Алексий.

Митрополит Кирилл, духовный отец и сподвижник в служении святого князя, сказал в надгробном слове: «Знайте, чада моя, яко уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле». Тело Александра Невского девять дней несли к Владимиру, и оно оставалось нетленным. 23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно». Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. «И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время». Так прославил Бог своего угодника – святого воина-князя Александра Невского.

в началовверхвнизСвятитель Митрофан, епископ Воронежский.

Митрофан ВоронежскийСвятитель Митрофан, в миру Михаил, родился 8 ноября 1623 г. в семье потомственных священников. До сорокалетнего возраста святитель жил в миру: был женат, имел сына Иоанна и служил приходским священником в селе Сидоровском, недалеко от города Шуи (ныне Владимирская область). Лишившись супруги, священник Михаил принял постриг с именем Митрофан в Золотниковской пустыни в 1663 г. Через три года иноческой жизни иеромонах Митрофан был избран во игумена Яхромской Косминой обители. В 1675 г. он был возведён в сан архимандрита знаменитого в то время Макариево-Унженского монастыря. Когда на Московском Соборе 1681-1682 гг. было решено открыть новые кафедры, в том числе Воронежскую, св. Митрофан был посвящён во епископа Воронежского.

Во время 20-летнего святительства святителя Митрофана количество храмов в епархии возросло с 182 до 239, было основано 2 монастыря. В существовавших монастырях он заботился об искоренении нестроений и беспорядков и утверждении строгой жизни по иноческому уставу. Первый Воронежский святитель ревностно заботился о нуждах паствы. Он утешал бедных и богатых, был покровителем вдов и сирот, заступником обиженных. Его дом служил гостиницей для странников и лечебницей для больных. Молился святитель не только о живых, но и об усопших христианах, и особенно о воинах, павших за Отечество, вписывая их имена в синодик.

Святитель Митрофан, человек высокого патриотизма, своим авторитетом, милосердием и молитвами содействовал преобразованиям Петра I, в частности, постройке в Воронеже флота для похода на Азов. Святитель оказывал и материальную поддержку государственной казне, нуждавшейся в деньгах для строительства флота, и отдавал все свои средства, сознавая, что они идут на благо Родины.

Скончался святитель Митрофан в 1703 году в глубокой старости, приняв перед смертью схиму с именем Макарий. Погребение совершено было 4 декабря. Царь Петр I сам нес гроб святителя от собора до усыпальницы. Прощаясь, он сказал: «Не осталось у меня больше такого святого старца. Ему же буди вечная память».

Одним из замечательных памятников жизни и деятельности святителя Митрофана является его Духовное завещание. В нем говорится:

«Судьбами Божиими дошел я до состарения и ныне изнемогаю естественной моею силою. Сего ради судил я написать сие последнее мое писание... Когда душа моя грешная разрешится от союза плоти, вручаю ее благоутробию Премудрого Бога, ее создавшего, да приимет ее милостиво, как дело рук Своих, а кости грешные предаю матери всех, чая оттуда воскресения мертвых».

Далее, обращаясь к пастырям и пасомым, святитель говорит:

«Простец согрешивший за одну только свою душу даст ответ Богу, а иереи будут истязаны за многих, как нерадевшие о овцах, с которых собирали млеко и волну (шерсть)...

Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни мерность – богат будеши; воздержно пий, мало яждь здрав будеши; твори благо, бегай злаго – спасен будеши».

в началовверхвнизвеликомученик МеркурийСвятой великомученик Меркурий, скиф по происхождению, служил воином в римской армии. В те времена христиаская вера была запрещена, а все граждане Римской империи обязаны были участвовать в жертвоприношениях языческим богам.

Во время военного похода, в одном из сражений Меркурию явился Ангел Господень и подал ему меч со словами: «Не бойся, смело иди на врагов. Когда победишь, не забудь Господа Бога твоего». С этим мечом святой воин прошёл сквозь вражеские полчища, уничтожил множество врагов и убил самого их царя, обеспечив победу римлянам. Император щедро наградил Меркурия за храбрость и сделал его военачальником. Воину, получившему великие почести и богатство, вновь явился Ангел Господень, напоминая ему, Кем была дарована победа, и призывая к служению Господу. Св. Меркурий вспомнил, что и отец его, Гордиан, исповедовал христианскую веру, крестился и всей душой устремился ко Христу. Он отказался участвовать в торжественном жертвоприношении языческим богам и был призван к грозному императору. Открыто назвав себя христианином, Меркурий бросил к ногам императора воинский пояс и мантию и отказался от всех почестей. В темнице св. Меркурию снова явился Ангел Господень, укрепил его и призвал мужественно претерпеть все страдания за Христа. После продолжительных мучений св. Меркурий был обезглавлен в Кесарии Каппадокийской.

Его тело приносило исцеления многим больным. Уже по смерти своей воин Христов, соединившийся с Церковью Небесной, сослужил воинскую службу на благо Церкви земной. По молитве святителя Василия Великого перед иконой Пресвятой Богородицы об освобождении христиан от гонителя христианской веры Юлиана Отступника (361-363) Заступница рода христианского послала святого воина Меркурия в помощь от Церкви торжествующей к Церкви воинствующей. Образ святого великомученика Меркурия, изображенный на иконе рядом с образом Пречистой Богородицы, стал невидимым, а затем вновь показался с окровавленным копьем.

В этот самый момент Юлиан Отступник был пронзен на Персидской войне копьем неизвестного воина, тотчас ставшего невидимым. Окаянный Юлиан, умирая, воскликнул: «Ты победил, Галилеянин!»

в началовверхвнизМеркурий СмоленскийСвятой мученик Меркурий Смоленский служил в войске смоленского князя. Святой воин тайно вел подвижническую жизнь – был строгим постником, девственником, проводил ночи в молитве, духовно уготовляя себя к страданиям за веру Христову. В 1239 г. ордынское войско, захватившее уже много русских городов, подошло к Смоленску. Пономарь, молившийся ночью в Смоленском соборе перед чудотворным образом Божией Матери, услышал глас Небесной Владычицы, повелевшей ему разыскать святого воина и сказать ему: «Меркурий! Иди к брани военной, Владычица зовет тебя». Воин пришел в собор и сам услышал глас Пречистой Девы, посылающий его на брань с врагом и обещающий Небесную помощь.

Воин Христов той же ночью отправился во вражеский стан в Долгомостье. Там он сразился с предводителем ордынского войска, великаном, обладавшим громадной силой, убил его и вступил в единоборство с вражеским полчищем. Призывая Имя Господа и Пречистой Богородицы, святой воин истребил множество врагов. Ордынцы с ужасом видели, что святому Меркурию помогают в битве молниеносные мужи и лучезарная Жена и, не в силах устоять против воина Христова, обратились в бегство. Сам святой Меркурий принял смерть в бою от сына убитого им исполина. Жители Смоленска, спасенные чудесным заступлением Господа и Пресвятой Богородицы, с честью погребли тело святого воина-мученика в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Вскоре после своей кончины, святой Меркурий явился в видении тому же пономарю и велел повесить над гробом его оружие, обещая смолянам постоянную помощь и заступничество во всех скорбях и бранях. Уже в 16 в. жители Смоленска называли его своим главным заступником.

в началовверхвниз2 декабря - Международный день борьбы за отмену рабства (International Day for the Abolition of Slavery). Он связан с датой принятия Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами.

Из выступления Генерального секретаря ООН: «... мы все еще не сумели устранить рабство полностью. Современные формы рабства — от крепостного труда до торговли людьми — процветают в результате дискриминации, социального исключения и уязвимости, усиленной бедностью. Сегодня мы должны продолжить борьбу». Тут речь идёт о рабстве плотском.

Мы же должны помнить о том, что помимо рабства плотского есть рабство духовное. Спаситель принёс нам свободу от греха и смерти, Церковь — Тело Христово — предоставляет нам для этого все нужные благодатные средства, и мы все призваны эту свободу стяжать, стяжать Духа Святого. Нынешний пост — тоже действенный инструмент освобождения от греха, будем же им пользоваться.

в началовверхвниз3 декабря - Международный день инвалидов (International Day of Persons with Disabilities). Его установила Генеральная Ассамблея ООН в 1992 г. Проведение 3 декабря Международного дня инвалидов направлено на привлечение внимания к проблемам инвалидов, защиту их достоинства, прав и благополучия, обеспечение им возможности участия в жизни общества.

Будем внимательны, проявим милосердие и любовь к людям с ограниченными возможностями, окажем помощь.

Будем также помнить, что болезнь и телесная немощь не являются препятствием для служения Богу и стяжания Духа Святого.

в началовверхвниз5 декабря Международный день добровольцев (International Volunteer Day). Предложен Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 г. Добровольцы (волонтёры) — это люди, которые тратят своё свободное время на благо общества. Области деятельности добровольцев многочисленны и разнообразны. В первую очередь — это оказание помощи тем, кто в этом нуждается — людям с ограниченными возможностями, больным, престарелым, детям, в местах стихийных бедствий. Вокруг нас так много тех, кто нуждается в помощи! Участвуют в благоустройстве местности от детской площадки перед домом, газона, до уборки общественной территории. И тут есть, где развернуться. Участвуют в общественных мероприятиях. Можно легко найти ещё множество направлений деятельности, где можно применить способности, умения, талант, время, энергию, милосердие и любовь во славу Божию и на благо людям.

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». И не только во время поста.

в началовверх5 декабря День воинской славы России — День начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой. Установлен Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы (победных днях) России». Контрнаступление началось 5—6 декабря 1941 г. на фронте от Калинина (Твери) до Ельца. Несмотря на отсутствие превосходства в живой силе и технике (по пехоте, артиллерии и танкам оно было в 1,5-1,8 раза в пользу противника), на сильные морозы, глубокий снежный покров, войска левого крыла Калининского и правого крыла Западного фронтов уже в первые дни контрнаступления прорвали оборону противника южнее Калинина и северо-западнее Москвы, перерезали железную дорогу и шоссе Калинин — Москва и освободили ряд населенных пунктов. Одновременно с войсками, наступавшими северо-западнее Москвы, перешли в контрнаступление войска левого крыла Западного и правого крыла Юго-Западного фронтов. В результате сильных ударов Красной Армии фашисты были отброшены от Москвы на 100-250 км.

Разгром немецких войск под Москвой ознаменовал окончание долгого периода неуверенности и растерянности в порабощённых нацистами странах и в странах, находившихся в зависимости от держав гитлеровской оси.

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй об этом дне сказал: «Знаменательно, что фашистские полчища остановили своё неумолимое продвижение под стенами священной столицы России, что переломный момент в Московской битве совершился в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского - небесного защитника Русской Земли... Наверное, в этом и есть... великое значение православной Москвы, хранящей в своей священной земле корни древа российской государственности, за нравственное и духовное здоровье и процветание которой каждый из нас несёт ответственность пред Богом и Историей!»


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления