Крестовоздвиженский храм в Самаре - 25.11.12-01.12.12 Неделя 25-я по Пятидесятнице
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

25.11.12-01.12.12 Неделя 25-я по Пятидесятнице

 

в началоВ апостольском чтении этой недели (Еф.4:1-6) говорится о духовном единении христиан «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира», ибо все мы - члены одной Церкви.

Евангельское чтение недели (Лк.10:25-37) очерчивает круг христианского милосердия: оно распространяется на всех людей без исключения, а не только на своих. Выражается же милосердие в деятельном сострадании - «увидев его, сжалился» и тут же, сразу, сделал всё, что мог. Но не забыл и о том, что помощь может понадобиться и в будущем: «когда возвращусь...».

«Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же».

Это, конечно, не значит, что мы со всеми должны обращаться одинаково.

Наша любовь должна распространяться на всех, на врагов и грешников даже больше, ведь они в этом больше нуждаются. Наша помощь должна быть направлена на всех нуждающихся.

Но наше уважение должно относиться к благочестивым, а наша дружба принадлежать добрым, - тем с кем мы едины духом в союзе мира.

в началовверхвнизОбразцы же дел милосердия и поведения являют нам святые.

25/12 ноября память свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (620). Он прозван Милостивым за то, что дела милосердия считал важнейшим своим делом. Иоанн Милостивый
26/13 ноября память свт. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского (407), одного из трёх Вселенских святителей. Большую часть года служится Литургия, составленная им. Он прославился не только как великий проповедник и духовный писатель, но и как борец с распущенностью нравов богатых и власть имущих и защитник бедных. За это он и пострадал. Иоанн Златоуст
27/14 ноября память апостола Филиппа (ок. 81-96) и свт. Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского (1360).
Филипп прославился как знаток Священного Писания, чудотворец, проповедник Христа и принял мученическую смерть.
апостол Филипп
Свт. Григорий Палама внёс огромный вклад в развитие святоотеческого учения (о нетварном Фаворском свете и умной молитве) и прославился как великий подвижник и проповедник. Помимо этого, будучи архиепископом, он боролся за снижение податей с бедняков, с бесчинствами чиновников, знати и солдат. Он смог «умирить» под своё слово Фессалоники, где бушевал мятеж и бандитские войны, причём никто из участников не был наказан. Григорий Палама
28/15 ноября память преп. Паисия Величковского (1794) Он составил первый славянский свод Добротолюбия, переводил сочинения преп. Исаака Сирина, Феодора Студита, преп. Варсонофия, свт. Григория Паламы, преп. Максима Исповедника, свт. Иоанна Златоуста и многое другое. По его трудам учились на Руси умной молитве. Непосредственно с ним связаны Оптина пустынь и Саров. Паисий Величковский
29/16 ноября память апостола и евангелиста Матфея (60). евангелист Матфей

30/17 ноября память преп. Никона, игумена Радонежского (1426), ближайшего ученика и преемника преп. Сергия Радонежского.

Никон Радонежский

И конечно в течение седмицы мы вспоминаем и славим ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих».

27/15 ноября - заговенье на Рождественский (Филиппов) пост и с 28/15 ноября начинается сорокадневный Рождественский пост.

В этом году на 25 ноября приходится День Матери. Он празднуется в последнее воскресенье ноября.

26 ноября отмечается Всемирный день информации, а 28 ноября — Международный день защиты информации.

27 ноября отмечается День морской пехоты.

1 декабря мы празднуем День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием адмирала Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп в 1853 г.

в началовверхвнизМитр. Антоний Сурожский. Неделя 25-я по Пятидесятнице. Притча о милосердном самарянине.

Притча о милосердном самарянинеВо имя Отца и Сына и Святого Духа.

Я хочу обратить ваше внимание на две или три черты сегодняшней притчи. Нам сказано, что некий человек шел из Иерусалима в Иерихон. В Ветхом Завете Иерусалим был местом, где пребывает Бог: это было место поклонения Богу, место молитвы. Человек этот был на пути в низину, с горы видения он спускался туда, где протекает человеческая жизнь.

На этом пути на него напали, сняли его одежду, ранили и бросили при дороге. Три человека, один за другим, шли этой дорогой. Все трое побывали там, где живет Бог, все трое были в месте служения Богу, поклонения Ему, в месте молитвы. Двое из них прошли мимо раненого. Текст так ярко описывает, что священник просто прошел мимо: нам даже не сказано, что он хоть взглянул на него. Он был человек обеспеченный, ему дела не было (так, во всяком случае, он думал) до человеческой нужды: он ничему не научился из молитвы Богу, Который – сама Любовь. Затем прошел следующий, левит, человек сведущий в Писании, но не знающий Бога. Он подошел, постоял над умирающим раненым – и пошел дальше. Его ум – казалось ему – поглощен более высокими вещами, чем человеческая жизнь, человеческое страдание.

И наконец, прошел человек, который в глазах иудеев был презренен в самом своем бытии: не за свои личные, нравственные или иные недостатки, а просто потому что он был самарянин – отверженный; в Индии его назвали бы парией. Этот человек остановился над раненым, потому что он-то знал, что такое – быть отверженным, что такое – быть одиноким, что значит, когда мимо тебя проходят с презрением, а порой и с ненавистью. Он склонился над раненым, сделал, что мог, для облегчения его страданий, отвез его в покойное место: и все это он сделал ценой собственной. Он не только оплатил гостиннику уход за раненым: он отдал свое время, свою заботу, свое сердце. Он заплатил всеми возможными способами, какими мы можем заплатить, оказав внимание окружающим нас людям.

Мы провели целое утро в присутствии Самого Бога, в месте, где Он обитает: мы слышали, как Его голос говорил нам о любви: мы провозглашали, что мы верим в этого Бога, Который – сама Любовь, в Бога, Который отдал Своего Единородного Сына ради того, чтобы каждый из нас – не все мы коллективно, но каждый из нас лично – мог получить спасение. Мы сейчас выйдем из этого храма: в течение предстоящей недели или до следующего посещения храма мы встретим много людей. Окажемся ли мы подобными священнику? или левиту? Пойдем ли мы, размышляя о том, что мы здесь узнали, храня в сердце изумление и радость, но проходя мимо каждого встречного, потому что мелкие заботы могут нарушить наш покой, отвести наш ум и сердце от чуда встречи с Богом, от Его присутствия? Если так мы поступим, то мы мало что поняли (если вообще что-то поняли) о Евангелии, о Христе, о Боге. А если мы, подобно юноше, подобно книжнику, спросим: «Но кто мой ближний? Кто тот, ради которого я должен быть готов расстаться с глубочайшими переживаниями моего сердца, с самыми возвышенными размышлениями, с наилучшими моими чувствами?» – ответ Христа прост и прям: Всякий! Всякий человек, кто нуждается в тебе, на любом уровне: на простейшем уровне пищи или крова, чуткого внимания, заботливости, дружелюбия.

А если однажды (этот день может и никогда не наступить, но может прийти в любой момент) от нас потребуется больше, мы должны быть готовы любить нашего ближнего, как нас тому учит Христос: с готовностью жизнь нашу положить за него. «Положить жизнь» не означает умереть; речь идет о том, чтобы изо дня в день отдавать нашу заботу всем тем, кто в ней нуждается; тем, кто в печали и нуждается в утешении: тем, кто в растерянности и нуждается в укреплении и поддержке; тем кто, голоден и нуждается в пище; тем, кто обездолен и, может быть, нуждается в одежде: и тем, кто в душевном смятении и, может, нуждается в слове, которое изольется из той самой веры, которую мы черпаем здесь и которая составляет самую нашу жизнь.

Выйдем же отсюда, вспоминая эту притчу не как одну из самых прекрасных сказанных Христом вещей, но как прямой путь, на который Он призывает нас встать. Она учит нас относиться друг ко другу, оглядеться вокруг внимательным взором, помня, что порой малейшая ласка, одно теплое слово, одно внимательное движение может перевернуть жизнь человека, который в одиночестве стоит перед лицом собственной жизни. Пусть поможет нам Бог быть подобными милосердному самарянину на всех уровнях и по отношению ко всем людям. Аминь!

в началовверхвнизФеофан Затворник. Неделя 25-я по Пятидесятнице.(Еф.4:1-6; Лк.10:25-37).

Вопрошавшему о том, как спастись, Господь с Своей стороны дал вопрос: «в законе что написано? как читаешь?» Этим Он показал, что за разрешением всех недоразумений надо обращаться к слову Божию. А чтоб и самих недоразумений не было, лучше всего всегда читать Божественное Писание со вниманием, рассуждением, сочувственно, с приложением к своей жизни и исполнением того, что касается мыслей — в мыслях, что касается чувств —в чувствах и расположениях, что касается дел — в делах. Внимающий слову Божию собирает светлые понятия о всем, что в нем, и что около и что выше его: выясняет свои обязательные отношения во всех случаях жизни и святые правила, как драгоценные бисеры, нанизывает на нить совести, которая потом точно и определенно указывает, как когда поступить в угодность Господу, укрощает страсти, на которые чтение слова Божия действует всегда успокоительно. Какая бы ни волновала тебя страсть, начни читать слово Божие и страсть будет становиться все тише и тише, а наконец и совсем угомонится. Богатящийся ведением слова Божия имеет над собою столп облачный, руководивший израильтян в пустыне.

в началовверхвнизМитрополит Антоний (Храповицкий). Св. Иоанн Златоуст.

Иоанн Златоуст может быть назван сверхчеловеком. Со времени его кончины прошло 1500 лет, однако, он и доныне и, вероятно, до Второго Пришествия принадлежит всем народам и всем племенам, и память о нём будет жива до тех пор, пока в человечестве будет жить стремление к Богу. Особенность прославления Иоанна Златоуста заключается в том, что тропарь в его честь, не отменяется на какой бы праздник не приходился день его памяти, не исключая и Св. Пасхи. Такой чести не удостоился никто из святых, даже Иоанн Креститель. Вторая особенность в том, что имя его поминается за каждой литургией по всей земле. Все другие святые были специалистами в известного рода подвижничестве: преподобные учили преимущественно о покаянии, воины защищали св. веру, мученики исповедывали учение Христа.

Иоанн же стоит в самом центре громадного христианского моря. Церковь воспевает — Златоустовы уста — Павловы уста, Павловы уста — Христовы уста, посему Златоустовы уста — Христовы уста. Особенность Златоуста заключается в том, что он раскрывает нравственную правду применительно ко всем положениям человеческого общества, ничего в жизни не оставляя без своего нравственного поучения. Творения святых обычно проверяются с другими священными книгами, поучения же Иоанна Златоуста настолько ясны, что они ни в каких подтверждениях не нуждаются. Он говорит, как сам Христос Господь. Он человек вне истории, вне народов. Он буквально сверхчеловек. Он также близок всему миру, как и Св. Евангелие. «Златокованые уста», «златая труба» — так величает его св. Церковь. Он взбудоражил всю жизнь нескольких народов и всем народностям на земле был одинаково близок. Пришли к нему из Египта и он, начав спокойно своё поучение, сейчас же взволнованно взывает к ним: «дети мои, народ мой». Столь трогательное проявление его всеобъемлющей любви завистники сейчас же вменили ему в вину и оклеветали его, будто бы он желает захватить власть над чужими епархиями.

В своей жизни он был жертвой такой же клеветы, как и Христос Спаситель. Его невозможно было осудить непосредственно, поэтому его оклеветали за поучение, произнесённое в день усекновения главы Иоанна Крестителя, за слова, принятые царицей Евдоксией на свой счёт, хотя конечно, этот великий святитель не стал бы полемизировать с несчастной женщиной. Слова эти и теперь мы можем читать: «Паки Иродиа бесится, паки смущается, паки требует главу Иоанна».

Его два раза судило беззаконное сборище. Второй раз он был сослан в дальний город Кукуз. При известии о ссылке Константинопольский народ поднял восстание и в самом Константинополе возник пожар, в котором хотели обвинить Иоанна, но обвинение было столь нелепо, что само собой отпало. Великий благодетель народа был осуждён на изгнание, а окружающие, как всегда это бывает, разбежались, за исключением нескольких благочестивых верных друзей, среди которых была духовная дочь, Олимпиада. Он писал ей письма из ссылки, утешая своих друзей. Эти письма сохранились и теперь в виде особой книжки.

Иоанн Златоуст неподражаемый толкователь Св. Писания. В то время как другие писатели преимущественно полемизируют с еретиками, центр внимания Иоанна — раскрытие нравственной стороны Христова учения. Великий знаток св. Библии, обладающий могущественным синтетическим умом, он быстро переходит от одной идеи к другой, и трудно угнаться за его светлой мыслью. В своих поучениях он как бы играет на музыкальном инструменте, извлекая все новые и новые духовные волны и наполняет ими ум и сердце слушателя, создавая прекрасную симфонию идей.

Ему, между прочим, принадлежит мысль, за которую впоследствии пострадал и наш великий Никон, о превосходстве священнической власти над царской, духовной над светской. Но, конечно, эти великие мыслители говорили не о подчинении царя духовенству, а о нравственном превосходстве духовной власти, открывающей людям врата вечности.

И вот этот сверхчеловек, принесший неисчислимые дары миру, был подвергнут избиению, изгнанию, поруганию. Накануне мученической кончины ему явился Священномученик Василиск, б. епископ г. Кукуз и сказал: «мужайся, брат Иоанн, сегодня будешь со мной», как бы повторив слова Христа Спасителя на кресте: «днесь со Мною будеши в раю».

в началовверхвнизРождественский пост - последний многодневный (40 дней) пост в году. Он начинается 28/15 ноября и продолжается до 7 января (25 декабря). Т.к. заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа, этот пост называют также Филипповым. Пост установлен, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, и с чистым сердцем, душой и телом благоговейно встретили явившегося в мир Сына Божия, принесли Ему в дар наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», - заповедует Церковь. Как пишет свт. Иоанн Златоуст, «ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».

Устав о пище следующий. В понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей, и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные дни - вторник, четверг, суббота и воскресенье - разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

Со 2 по 6 января нового стиля (20-24 декабря с.с.) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.

В сочельник (6 января) нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво (коливо) - варёные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

в началовверхвнизИеромонах Мефодий. Рождественский пост.

По милости Божией вступили мы в дни рождественского поста.

Пост — время, когда христианин должен задуматься над своей жизнью, должен представить себе цель жизни и практическое ее осуществление. Пост, это время, когда предоставляется нам возможность поработать над собой, как-то внутренне встряхнуться.

Человеческая жизнь коротка. Незаметно исчезают — день за днем, месяц за месяцем, год за годом, а ведь не сделано ничего. Страшно бывает оглянуться на жизнь. Время прошло, а дел «непочатый угол». Смерть человека всегда кажется преждевременной. Человек всегда умирает, что-то недоделав, что-то не окончив. И, конечно, различно бывает это «что-то». Один подвижник умирал и плакал о том, что он еще не начинал покаяния. Это было возвышающим смирением, вытекавшим из глубокого сознания недостоинства каждого человека в действительной жизни пред той великой задачей, которую должен он совершить.

Один из тургеневских героев, умирая, с горькой усмешкой, признавался: «незаметно жизнь моя пролетела». Это страшное признание, увы, может быть признанием и многих из нас, если внезапно придет на нас страшный час смертный.

Помни «последняя», христианин! Бойся смерти и конца своего земного бытия не животным или неврастеническим страхом. Бойся его ради постоянного памятования о грядущем ответе за дела твои, за данные тебе от Бога таланты.

Помни, что не безвестность и тьма ждет тебя за гробом. Там ждет тебя радость, свет и упокоение от тяжких трудов, которые понес ты во имя Христово. Там до бесконечности будет развиваться в тебе и блаженством наполнять содержание твоей будущей жизни все то доброе, что насадил и возрастил ты здесь, на земле.

Помни слова псалмопевца: «Сеющие со слезами пожнут с радостью». Здесь на земле — время сеяния. И каждый церковный пост есть как раз то время, в которое можем бросить добрые семена в душу свою.

в началовверхвнизМитрополит Антоний Сурожский о Рождественском посте.

Сейчас наступает время поста и собранности, которое приведет нас и поставит лицом к лицу перед Богом, пришедшим во плоти, чтобы спасти нас. Но Его приход - также и суд, потому что нельзя встретить Бога и не оказаться перед судом. И вот, найдется ли в нас что-либо общее, роднящее нас с Сыном Божиим, Который по жертвенной, распинающейся любви отдает Себя в наши руки? Или придется нам встать перед Ним и сказать: я получил все Твои дары, но не принес плода, - как человек из притчи, который получил талант и схоронил, закопав в землю? Будем ли мы, как приглашенные на брачный пир царского сына, которые отказались прийти: один - потому что купил поле; он хотел стать землевладельцем, но земля поработила его; или другой, у которого было дело на земле, и ему некогда было отвлечься от своих занятий ради Бога, ради того, чтобы побыть с Ним. Или как тот, который нашел себе жену по сердцу, и в его сердце не осталось места, чтобы разделить радость царственного жениха?

Притча эта будет читаться в конце рождественского поста, перед самым приходом Спасителя, и как мы к ней подготовимся? Будем копить дальше и дальше, не принося плода?

в началовверхвнизДень Матери празднуется в России в последнее воскресенье ноября. В этом году праздник пришёлся на 25 ноября. День установлен Указом Президента Российской Федерации № 120 «О Дне матери» от 30 января 1998 г. Текст Указа предельно краток: «В целях повышения социальной значимости материнства постановляю: 1. Установить праздник - День матери и отмечать его в последнее воскресенье ноября. 2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования». С инициативой учреждения Дня Матери выступил Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи.

Поздравим наших мам и сугубо, более, чем каждый день, помолимся о них Господу!

в началовверхвниз26 ноября отмечается Всемирный день информации (World Information Day). Он проводится по инициативе Международной академии информатизации, имеющей генеральный консультативный статус в Экономическом и Социальном советах ООН.

Информация, в широком смысле, — сведения, передаваемые каким-либо способом одними людьми другим людям, а также сам процесс передачи или получения этих сведений.

Благодаря развитию информационных технологий и технических средств мы имеем интернет, в частности, можем с вами встречаться на этом сайте.

Информация всегда играла в жизни человечества очень важную роль, и эта роль бурно растёт до сих пор. Одновременно с ролью информации бурно растёт количество всякого информационного мусора. Информационный мусор давно уже стал и лучшим средством завалить действительно важную информацию, и способом просто заработать, не задумываясь над действительными нуждами людей.

С ростом роли информации растёт и необходимость её защиты - от искажения, уничтожения, хищения.

30 ноября отмечается Международный день защиты информации (Computer Security Day). Этот день установлен в 1988 г. Американской Ассоциациацией компьютерного оборудования. 1988 год выбран потому, что на него пришлась первая массовая компьютерная эпидемия «червя Морриса». Тогда широко стала понятна необходимость комплексного подхода к обеспечению информационной безопасности, хотя первые вирусы появились более, чем на пять лет раньше. В рамках Международного дня защиты информации проводятся конференции и различные другие мероприятия.

Важной мерой защиты информации является совершенствование соответствующих программно-технических средств. Но наиболее важной стороной защиты информации является личная деятельность пользователей, направленная на эту защиту, включая и использование соответствующих средств. Сюда относится установка антивирусных программ и сетевых экранов (Firewall), использование трудно определимых паролей, физическая защита информационных носителей и средств передачи, контроль за кругом лиц, имеющих доступ к информации и т.д.

в началовверх27 ноября День морской пехоты России. Праздник отмечается в соответствии с приказом Главнокомандующего ВМФ Российской Федерации № 253 от 15 июля 1996 г. «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности». День выбран в память Указа Петра I о создании первого в России «полка морских солдат», изданном 27 ноября 1705 г.

Войска морской пехоты входят в состав всех флотов России. Морская пехота используется для ведения боевых действий в составе морских десантов, как самостоятельно, так и совместно с другими родами войск. В задачи морской пехоты входит также оборона побережья (военно-морских баз, портов).

Морские пехотинцы показали свою доблесть и прекрасные боевые качества в огромном количестве войн и битв. В частности, они участвовали и в победе у мыса Синоп.

в началовверхвниз1 декабря - День воинской славы России, день победы русской эскадры под командованием адмирала П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп в 1853 г. День отмечается в соответствии с Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 г. «О днях воинской славы (победных днях) России». Сражение у мыса Синоп было одним из первых сражений Крымской войны, начинавшейся как конфликт России и Турции.

Эскадра П. С. Нахимова заблокировала в Синопской бухте турецкий флот под командованием Осман-паши. В битве были уничтожены 15 из 16 турецких кораблей, одному удалось спастись бегством. Было убито и ранено более трёх тысяч османских моряков против 38 убитых и 235 раненых в эскадре Нахимова. Осман-паша, два его командира корабля и 200 матросов попали в русский плен.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления