Крестовоздвиженский храм в Самаре - 21.10.12-27.10.12 Неделя 20-я по Пятидесятнице
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

21.10.12-27.10.12 Неделя 20-я по Пятидесятнице

 

в началоВ апостольском чтении (Гал.1:11-19) мы слышим слова апостола Павла о его преображении из ревностного иудея и жестокого гонителя христиан в ревностного проповедника Евангелия. Апостол возвещает нам, что Евангелие - откровение Божие, а не учение человеческое. По откровению Иисуса Христа враг Евангелия стал великим его провозвестником. Мы все также призваны, как и Савл-Павел. Когда мы не слышим непосредственного зова Божия, Он обращается к нам через книги и через служителей Своих. И некоторые из нас призваны, как и Павел, из среды, враждебной христианству. Но далеко не все услышали призыв, и далеко не все услышавшие хоть в чём-то похожи на Павла, который «не стал тогда же советоваться с плотью и кровью», а последовал зову Господню. По недавно проведённому исследованию, к Русской Православной Церкви себя отнесли только 41.1% опрошенных, причём только 3% опрошенных сказали, что они являются прихожанами и участвуют в жизни общины. А 19% опрошенных сказали, что хотели бы верить в Бога больше.

Иаков Алфеев Евангельское чтение недели (Лк.7:11-16) повествует нам о воскрешении сына Наинской вдовы. Это чудо, как и все другие, Господь совершает из великой любви, во благо и наставление людям. Он не ждёт просьбы от плачущей вдовы, потерявшей единственного сына, а подходит и помогает. Помогает так, как подобает в данном случае и для конкретного человека - вдовы, оставшейся без близких, помощников и средств. Это наставление, что мы должны не медлить с состраданием и помощью по примеру Спасителя, и помощь должна соответствовать случаю. Это напоминание, что сами мы можем потерять близких. И что мы никогда не останемся без помощи Господней - любое испытание будет нам по силам и во благо.

диакон ФилиппНа этой седмице мы славим апостола Иакова Алфеева, брата евангелиста Матфея, завершившего своё апостольское служение мученической смертью (22/9 октября) и апостола от 70-ти Филиппа, одного из первых семи диаконов (24/11 октября). В числе других он крестил волхва Симона и евнуха царицы Ефиопской, которого встретил по повелению Ангела.

22/9 октября мы славим Праведного Авраама праотца и племянника его, святого Лота (ок. 2000 до Р. Х.).

23/10 октября мы славим прп. Амвросия Оптинского, за наставлениями к которому шли люди со всей России, в том числе Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, К. Н. Леонтьев (монах Климент), А. П. Толстой, Л. Н. Толстой, М. П. Погодин.

24/11 октября мы вспоминаем Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя в 1799 г. А 25/12 октября перенесение в Москву Иверской иконы Божией Матери в 1648 г.

Собор Оптинских старцев23/10 октября мы славим Собор преподобных Оптинских старцев. И в течение седмицы - ещё многих других. «Дивен Бог во святых Своих».

в началовверхвнизФеофан Затворник. Неделя 20-я по Пятидесятнице. (Гал.1:11-19; Лк.7:11-16).

Видит Господь мать плачущую о смерти сына и милосердует о ней; в другой раз позван был на брак и сорадовался семейной радости. Этим показал Он, что разделять обычные житейские радости и печали не противно духу Его. Так и делают христиане истинные, благоговейные, со страхом провождающие жизнь свою. Однако, они различают в житейском быту порядки от порядков; ибо в них много вошло такого, на чем не может быть Божия благоволения. Есть обычаи, вызванные страстями и придуманные в удовлетворение их; другими питается одна суетность. В ком есть дух Христов, тот сумеет различить хорошее от дурного: одного он держится, а другое отвергает. Кто делает это со страхом Божиим, того не чуждаются другие, хоть он и не поступает подобно им, ибо он действует всегда в духе любви и снисхождения к немощам братий своих. Только дух ревности меру преходящий колет глаза и производит разлад и разделение. Такой дух никак не может удержаться, чтоб не поучить и не обличить. А тот заботится лишь о том, чтобы себя и семью свою учредить по-христиански; в дела же других вмешиваться не считает позволительным, говоря в себе: “кто меня поставил судьею?” Такою тихостию он располагает к себе всех и внушает уважение к тем порядкам, которых держится. Всеуказчик же и себя делает нелюбимым и на добрые порядки, которых держится, наводит неодобрение. Смирение в таких случаях нужно, христианское смирение. Оно источник христианского благоразумия, умеющего хорошо поступать в данных случаях.

в началовверхвнизВоскрешение сына наинской вдовыМитр. Антоний Сурожский. Воскрешение сына наинской вдовы.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В чудесах Христовых открывается богатое и изумляющее нас отношение Бога к нашей земле и к нам, людям. С одной стороны, Его сострадание – не только способность любить и жалеть как бы извне, но сострадать вместе с нами, глубже нас (потому что Он бездонно глубок) пережить страдание, скорбь и, порой, ужас нашего земного бытия. В сегодняшнем рассказе мы слышим, что жалко стало Христу этой матери, вдовы, потерявшей единственного сына, жалко, больно, потому что не на то Он творил мир, не на то рождался человек, не на то мать его произвела на свет, чтобы преждевременно он умер. И в этой жалости Христовой, в этом сострадании Христа, способности вместе с нами страдать нашим страданием, открывается одна из сторон Божиего отношения к нам и к миру. Но с другой стороны, все эти чудеса, вся эта забота, тревога о мире не говорят ли о том, что Богу так же дорога земля, как Ему дорого небо? Мы всегда думаем о Боге как бы оторванном от земли, о Боге небесном. Но это неправда: земля Ему бесконечно дорога.

Один из отцов Церкви говорил, что имя «Отец» более значительно и более правдиво говорит о Боге, чем слово «Бог», потому что слово «Бог» указывает на различие, на расстояние, на то, что мы и Он разделены – природой, святостью; в слове же «Отец» указывается близость, родство. И вот во Христе, Христом, нам Бог открывается как Отец. Ничто земное Ему не безразлично, не чуждо. Он создал небо и землю равно, Он равно живет земной и небесной жизнью. Сначала творческой любовью и водительством, а затем и самим воплощением Слова Божия земля и небо соединились, Бог и тварь стали родными друг другу, мы стали для Бога своими и Он для нас стал свой. Христос по человечеству нам родной, Он нам брат, и отношение Божие к земле должно быть и нашим отношением: зоркой, зрячей любовью должны мы вглядываться в судьбу земли. Дела Божий на земле превосходят все, что мы можем совершить, все, что мы можем надеяться сотворить, и однако, в нас и через нас Он творит дела поистине Божественные.

В сегодняшнем рассказе мы слышим, как Спаситель воскресил, вернул к жизни земной, включил в земную трагедию и радость человека, который прошел через нее и теперь от нее почил. Он вернул человеку жизнь – временную, бурную, сложную, чтобы он в этой жизни творил: не просто прозябал, а творчески жил и действовал. Нам тоже дано, если только мы этого захотим искренним сердцем, если мы только приложим к тому творческое и, порой, крестное усилие, возвращать к жизни людей, которые для этой жизни умерли, людей, которые потеряли надежду и продолжают существовать, но больше не живут, людей, которые потеряли веру. в Бога, веру в других людей, веру в себя, и которые живут во мраке и отчаянии. Нам дано возвращать к жизни тех, которые жизнь потеряли, для которых осталось одно мертвое, серое, тусклое существование. Этим мы действуем вместе с Богом: и вернуть человеку веру в себя, веру в человека, веру в Бога, веру в жизнь так же важно, как его вернуть к жизни, подобно тому, как совершил чудо Христос. Аминь.

в началовверхвнизПротоиерей Иоанн Кронштадтский. Поучение в Неделю Двадцатую по Троице.

В сегодняшнем евангелии мы видим в божественном величии Господа нашего Иисуса Христа, воскрешающего словом мертвеца, несомого на погребение. Это было при входе Господа и учеников Его со множеством народа в город Наин. Выносили умершего, единственного сына y матери, a она была вдова; и много народа шло с ней.

«Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» (Лк.7:11-16). В какой простоте и доступности и вместе в каком величии Божества видим мы здесь Господа Иисуса Христа! Какая кротость и смирение! Всемогущий Творец мира и Царь всех веков в образе человека идет окружаемый учениками и теснимый необозримыми толпами народа, беседуя о царстве Божьем, исцеляя многоразличные болезни и творя бесчисленные чудеса. Неприступный для Ангелов, сделался по человеколюбию приступным для всех людей; от одного слова Его, - даже только от прикосновения к одежде Его - больные исцеляются; от одного слова Его воскресают мертвые; все дела и слова Его являют в Нем Всемогущего Бога и Творца тварей. Только некоторые люди, ослепленные гордостью, злобой и завистью, не хотят признать в Нем Творца и Искупителя людей.

Но, я слышу, многие из христиан говорят иногда: ах! как бы хотелось и нам видеть Господа, прикоснуться к Нему, слышать Его, получить от Heгo исцеление! A мы, говорят, лишены Его лицезрения. Он не творит теперь между нами таких чудес, какие творил тогда! На это отвечу и вам скажу: успокойтесь, Господь и теперь с нами и творит великие чудеса, хотя, впрочем, не в том видимом образе, как при апостолах, a в другом - в виде пречистого Тела и Крови Своей, или в виде таинственного хлеба и вина, также в святых Своих иконах и во Святом Кресте или невидимо - посредством молитвы веры. Впрочем, Сам Господь более ублажает тех, которые не видели Его и уверовали (Ин.20:29).

В самом деле, какое дивное чудо! В таинстве причащения Господь непосредственно, лично находится весь, Божеством и человечеством, и творит непрестанно дивные чудеса со всеми, истинно причащающимися: воскрешает души, умерщвленные грехами, творит мир в душах, исцеляет, очищает и освящает души и тела, утешает, укрепляет, обновляет - вообще, совершает дивные перемены в человеке, не мечтательно, не призрачно, a истинно, действительно, осязательно! Какое блаженство верующих в Господа!

Сыны человеческие! Зачем же вы умираете душевно грехами, когда Источник жизни столь близок к вам? Зачем мы коснеем во грехах? Вот y каждого из нас, как y той матери, упоминаемой в Евангелии, о которой ныне слышали, - y нас, говорю, как бы единственное чадо, душа наша - погибает во грехах, либо в пьянстве и сквернословии, либо в неверии, легкомыслии и суетности, либо в гневе, зависти, вражде, либо в ленности или в распутной жизни. Зачем же нам умирать? Вот, Сам Господь и Спаситель наш всегда с нами. И здесь, и во всяком храме течет изобильный, чистый и светлый источник живой воды, животворящее слово Его и источник жизни вечной, пречистая кровь Его, священнодействуемая на святом и страшном престоле Его: здесь «хлеб Божий, который сходит с небес и дает жизнь миру» (Ин.6:33). Здесь вы слышите ежедневно сладчайший глас вашего Господа, призывающий на тайную вечерю; возгласы на литургии: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое». и: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». (Мф.26:26-28). Вкушайте же, пейте от Источника бессмертия, живите и не умирайте духовной смертью.

«Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф.5:14). Спешите немедленно, возлюбленные брат и сестра, к покаянию, к покаянию внутреннему, тайному перед Богом, и в свое время к покаянию открытому, перед служителем алтаря: и вы воскреснете в душе. О вас печалятся святые Алгелы, о вас скорбит Божья Церковь, о том, что столь драгоценные души ваши, созданные по Божьему образу и по подобию, искупленные кровью Сына Божьего, погибают и делаются добычей диавола, - a вы нерадите. Воспряни, обратись к Богу - и спасешься. Отеческие объятия Его тебе открыты всегда. Вспомни притчу Спасителя о блудном сыне.

Итак, повторю, восстань, спящий грешник, через покаяние, и воскресни от мертвых дел, и осветит тебя Христос и оживит тебя. Аминь.

в началовверхвнизсв. отцы 7-ого Вселенского СобораВ эту неделю мы прославляем деяния святых отцов 7-ого Вселенского Собора.

Этот праздник отмечается в воскресенье, ближайшее к 11октября по церковному календарю (24 октября по гражданскому календарю). На седьмом Вселенском Соборе была осуждена иконоборческая ересь и раскрыто учение о правильном почитании святых икон (догмат иконопочитания): «подобно изображению честного и животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. …и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней».

в началовверхвнизМитр. Иларион (Алфеев). Память святых отцов седьмого вселенского собора. Неделя 20-я по Пятидесятнице.

Сегодня мы слышали чтение из Евангелия от Иоанна - слова, которые Христос произносил на Тайной Вечере за несколько часов до того, как был арестован и предан на распятие. Эти слова, эту молитву «о тех, которых Ты дал Мне» - о Своих учениках и будущих последователях -христианах - Иисус обращает к Своему Отцу (Ин. 17:9). В этой молитве Он просил Отца помочь христианам сохранить единство: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21). Христиане последующих веков это богозаповеданное единство не сохранили, и сейчас, спустя двадцать столетий, мы видим, что множество христиан в мире по-разному воспринимают Христа и Его Евангелие. Проблема отсутствия единства среди христиан является вызовом для всей христианской Церкви. На этом я и хотел бы сегодня остановиться.

Слова Христа о единстве христиан - это Его заповедь, адресованная всем нам. И на каждом из нас лежит долг способствовать тому, чтобы разделение в среде христиан постепенно исчезало, а единство постепенно восстанавливалось. Чтобы соответствовать этой миссии, мы должны прежде всего быть сами истинно православными людьми - не на словах, а на деле. Мы должны знать учение нашей Церкви, изучать творения Святых Отцов, которые должны быть нашими настольными книгами, нашим ежедневным духовным питанием, духовной пищей, хлебом насущным. Мы не сможем свидетельствовать о христианстве, если не будем знать собственную православную традицию, если не будем во всем следовать тому, чему учили нас Отцы Церкви.

Мы должны относиться к нашим инославным братьям как братьям во Христе, помня: то, что нас объединяет, больше того, что разделяет. Ведь они, как и мы, веруют во Христа как Бога и Спасителя, и Христос является центром их христианской жизни. Среди верующих, которые принадлежат к другим христианским конфессиям, немало тех, кто всю свою жизнь отдает на то, чтобы верно следовать евангельскому идеалу, кто по образу жизни и делам бывает более христианином, чем мы, носящие имя православных христиан, потому что наша жизнь часто не соответствует этому высокому имени.

В то же время мы не должны относиться к христианским разделениям легкомысленно, так, как если бы их не существовало вовсе. Среди православных христиан бытует и такой взгляд: перегородки, воздвигнутые людьми, до неба не достигают. Даже если они и не достигают до неба, то, во всяком случае, они столь глубоко врыты в землю, что не в человеческих силах их разрушить. Но что невозможно людям, возможно Богу. Господь может восстановить утраченное единство, если мы будем соответствовать тому идеалу, который начертан Христом в Евангелии, - если мы будем чистыми сердцем, кроткими, смиренными, «алчущими и жаждущими правды», если будем вести евангельский образ жизни.

И последнее, что хотелось бы сказать на эту тему. Грех разделяет, а святость соединяет. Именно в результате человеческого греха, который был привнесен христианами в жизнь Церкви, возникли разделения. И до тех пор, пока у христиан сохраняется склонность к греховной жизни, будут сохраняться разделения. Разделения врачуются только любовью, стремлением к святости. Чем ближе христиане к Богу, тем ближе они друг к другу. Вся жизнь христианина должна быть евангельской, и о нашем православии должны свидетельствовать не слова наши, но дела. Преподобный Симеон Новый Богослов говорил: «Православный не тот, кто не вносит новый догмат в Церковь Божию, но тот, у кого жизнь соответствует евангельскому учению». А недавно почивший старец Софроний утверждал: «Православный христианин - это тот человек, который живет свято и который видит Бога, как Он есть». У православного человека вся его жизнь, каждое его слово и дело должны свидетельствовать об истинности православной веры. Если мы будем стремиться так жить, то исполним то, о чем Христос молился в последние часы своей жизни: «Да будут все едино». Аминь.

в началовверхвнизпраотец АвраамПраведные Авраам и Лот.

Бог велел Авраму уйти из дома его отца и следовать, куда укажет. И Авраам исполнил. Потом, много позже, Бог обещал что Авраам станет отцом множества потомков и народов, что у него родится сын и установил с Авраамом завет обрезания. Аврааму тогда было 99 лет, а жене его Сарре 90). Авраам исполнил. Вскоре после обрезания к Аврааму явился Бог в виде трёх мужей, и Авраам с радостью служил Ему. Бог открыл Аврааму Свой замысел: испытать греховность Содома и Гоморры. И Авраам торговался с Богом, не желая, чтобы в тех городах погибли праведные вместе с неправедными. Снизив число праведных, при котором эти города будут пощажены, с пятидесяти до десяти, Господь ушёл. Господь сдержал своё слово, и Сарра родила сына. Столетний Авраам назвал его Исааком и обрезал. И потом, когда Исаак подрос, Бог велел принести его в жертву. Авраам и это стал исполнять. Когда он уже занёс руку с ножом, чтобы заколоть сына, Бог через ангела остановил его. Такой крепкой и нерассудительной была вера Авраама. «Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим» (Иак.2:23; Рим.4:3; Гал.3:6).

Лот и его семья — единственные кто спасся из Содома. Не было там других праведников. Лот же принял ангелов Божиих, пришедших в Содом, как гостей. И чтобы защитить их, готов был даже своих дочерей отдать на поругание. Только ослепление, насланное ангелами, спасло тогда семейство Лота и его самого. Но и спасаясь из Содома, Лот, с согласия Божия, укрылся в городе Сигоре, чем спас его от разрушения.

в началовверхвнизАмвросий ОптинскийПреподобный Амвросий Оптинский (в миру Александр) родился 23 ноября 1812 г. в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в многодетной семье пономаря Михаила Федоровича (отец которого был священником и благочинным) и Марфы Николаевны Гренковых. В 1836 г. окончил Тамбовскую Духовную Семинарию. Тяжело заболев в 1835 г., Александр дал Богу обет в случае выздоровления пойти в монастырь и быстро поправился. Обет не был исполнен, но последовало вразумление Божие. В 1839 г. Александр поступил во Введенскую Оптину пустынь Калужской губернии к старцу иеросхимонаху Льву (Наголкину). В 1842 г. был пострижен в монашество с именем в честь святителя Медиоланского Амвросия. По рукоположении епископом Калужским Николаем во иеромонаха в 1845 г. и после тяжелой болезни, последствия которой не проходили уже до конца жизни, иеромонах Амвросий начал помогать старцу Макарию (Иванову) в его трудах как духовник, принимал посетителей, участвовал в издании и переводах творений святых отцов и книг духовного содержания. После кончины старца иеросхимонаха Макария преподобный Амвросий становится духовным наставником братии. За наставлением к нему шли тысячи верующих и неверующих людей со всей России. К нему приезжали за советом или для беседы Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, К. Н. Леонтьев (монах Климент), А. П. Толстой, Л. Н. Толстой, М. П. Погодин и многие другие. Прп. Амвросий никогда не позволял себе пустого или гнилого слова и говорил лишь с целью исправления и назидания.Он имел дар прозорливости, он исцелял больных, помогал нуждавшимся и бедным. Для оказания помощи старец являлся людям на расстоянии, наяву или во сне. Им была устроена Казанская Шамординская женская община (обитель), куда он посылал жить или нуждавшихся больных, или бедных благочестивых женщин, девушек и сирот. Прп. Амвросий был великим молитвенником за всю Россию. Во время молитвы его лицо иногда видели преображенным.

Скончался преподобный Амвросий 10 октября 1891 года в Шамординской обители и похоронен в Оптиной пустыни рядом с могилой старца Макария. После кончины старец Амвросий являлся многим людям в разных концах России, исцеляя больных, помогая страждущим. Святость жизни старца Амвросия явлена в его деятельной любви к ближним, всегда было глубоким почитание его православным народом.

в началовверхвнизФилермская икона Божией МатериПеренесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя.

Эти святыни хранились на острове Мальта у рыцарей католического ордена святого Иоанна Иерусалимского.

В 1798 г., когда французы захватили остров, мальтийские рыцари обратились к защите и покровительству России. 12 октября 1799 г. они преподнесли эти древние святыни императору Павлу I, который в это время находился в Гатчине. Осенью 1799 г. святыни перевезены в Петербург и помещены в Зимнем дворце в церкви в честь Нерукотворенного Образа Спасителя. Праздник этому событию установлен в 1800 г.

По древнему преданию, Филермская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Из Иерусалима она была принесена в Константинополь, где находилась во Влахернском храме. В 13 в. была взята оттуда крестоносцами и с тех пор хранилась у рыцарей ордена Иоаннитов.

в началовверхИверская икона Божией МатериИверская икона Божией Матери, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России. Патриарх Никон (тогда еще Новоспасский архимандрит) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию (который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей) с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Афонский инок Иамвлих написал копию с Иверского образа, и через год икона, в сопровождении афонских монахов, прибыла в Москву. 13 октября 1648 г. она была торжественно встречена жителями столицы. Великая святыня Русской Православной Церкви Московская Иверская икона прославлена от Господа многими чудесами.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления