Крестовоздвиженский храм в Самаре - 14.10.12-20.10.12 Неделя 19-я по Пятидесятнице
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

14.10.12-20.10.12 Неделя 19-я по Пятидесятнице

 

в началоГлавная истина, раскрываемая нам апостольским чтением (2Кор.11:31-12:9) - смирение христианина в самовосхвалении. Христианин вообще не должен хвалиться никакими своими преимуществами, потому что самохваление - плод гордости. Но если того требуют долг и совесть, чтобы принести пользу ближнему и поддержать успех доброго дела, христианин может говорить о своих достоинствах. Самохваление в этом случае есть радение о деле и любовь к ближнему. Поэтому самохваление тогда только получает истинно-христианский характер, когда оно (1) не переступает пределов, указываемых долгом и пользой дела, (2) отличается глубоким смирением и искренним сознанием не столько своих достоинств, сколько своих немощей, в которых проявляется совершенство Божьей силы, (3) есть плод не самолюбия, а любви к ближнему.

Евангельское чтение недели (Лк.6:31-36) наставляет нас, как относиться к ближним. Наше отношение к ближним должно начинаться с наименьшего: «как хотите, чтобы поступали с вами другие, так и вы поступайте с ними», правила простого, естественного, понятного даже ребенку. Это правило напоминает нам строчку из нашей ежедневной молитвы: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». И даже это правило мы часто не выполняем. У нас, если что и получается, то «как со мной поступают, так и я с ними». А Спаситель сразу же указывает на недостаточность даже первого правила, и наставляет: «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд». Господь наставляет нас в такой любви Своим примером. Примером в такой любви нам являются Богородица, апостолы, перводиакон Стефан и многие другие. Некоторых мы вспоминаем на этой седмице.

Роман Сладкопевец В воскресенье мы празднуем Покров Пресвятой Богородицы, праздник явления Её любви. Над всеми нами простирает Она Свой омофор, как простирала его над Царьградом, землёй русской и неисчислимым числом разных людей и мест. Об этом мы соборно молим Её в этот праздник: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрой нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».

В этот же день мы славим преподобного Романа Сладкопевца, получившего свой дар от Божией Матери. Он первый ввёл в песнопения кондаки и икосы, им было составлено до тысячи песнопений, многими из которых христиане и доныне прославляют Господа. И в тот же день мы славим апостола от 70 Ананию. Это он крестил обратившегося гонителя христиан Савла, будущего апостола Павла. В последствии он принял мученическую кончину в молитве за своих истязателей и убийц, исполнив заповедь Господа «любите врагов ваших», которую мы слышим в евангельском чтении в этот день.

В понедельник мы славим св. Андрея, Христа ради юродивого. Это он увидел, как Богородица осенила Своим Покровом Константинополь. В этот же день мы славим славного защитника нашего Отечества св. воина Феодора (Ушакова) Санаксарского.

апостол от 70 Анания Во вторник мы славим священномученика Дионисия Ареопагита, ученика апостола Павла и первого епископа Афин. Он оставил богословско-философские работы о богопознании, которые изучаются до сих пор. Он сочетал глубокую веру со способностью раскрыть её в точном и глубоком философском рассуждении. Его жизнь служит нам примером того, как глубокая вера и глубокие знания сочетаются и помогают друг другу. А в пятницу славим св. Фому, апостола сомнения. Он безоговорочно верит Господу. Когда Иисус Христос перед воскрешением Лазаря решил идти в Иудею, именно он сказал другим апостолам: «Пойдем и мы. Умрем с Ним». Он хочет предельно точно и полно понять слова Иисуса: «Господи! Не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?». Поэтому в важнейшей истине Православия Фоме необходимо было удостовериться самому и со всем тщанием. Таково «Доброе неверие Фомино», пример для нас. Именем Фомы называется восьмой день по Пасхе, приходящийся на воскресенье - Фомина неделя (или Антипасха). Давайте же возрастать к тому, чтобы все важнейшие истины Православия были нами усвоены со всем тщанием, а наша вера и наши знания помогали нам возрастать дальше к богопознанию. И сподоби нас, Боже, усвоить всем сердцем своим, и всем разумением, что путь в Царствие Небесное лежит через любовь к ближнему и дела милосердия.

В четверг мы славим Святителей Московских и всея России. И конечно, в течение седмицы и многих других. «Дивен Бог во святых Своих».

в началовверхвнизФеофан Затворник. Неделя 19-я по Пятидесятнице.(2Кор.11,31-12,9; Лк. 6, 31-36).

Коренная, источная заповедь — люби. Малое слово, а выражает всеобъятное дело. Легко сказать — люби, но не легко достигнуть в должную меру любви. Не совсем ясно и то, как этого достигнуть; потому-то Спаситель обставляет эту заповедь другими пояснительными правилами: «люби, как самого себя; и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Тут указывается мера любви, можно сказать, безмерная; ибо есть ли мера любви к самому себе и есть ли добро, которого не пожелал бы себе кто от других? Между тем, однако, это предписание не неисполнимо. Все дело стоит за тем, чтобы войти в совершенное сочувствие с другими так, чтобы их чувства вполне переносить на себя, чувствовать так, как они чувствуют. Когда это будет, нечего и указывать, что в каком случае надо сделать для других: само сердце укажет. Ты только позаботься поддерживать сочувствие, а то тотчас подойдет эгоизм и возвратит тебя к себе и заключит в себя. Тогда и пальцем не пошевелишь для другого и смотреть на него не станешь, хоть умри он. Когда сказал Господь: люби ближнего, как самого себя, то хотел, чтобы вместо нас, стал в нас, т.е. в сердце нашем, ближний. Если же там по-старому будет стоять наше «я», то не жди добра.

в началовверхвнизМитр. Антоний Сурожский. Неделя 19-я по Пятидесятнице. О христианской любви.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В сегодняшнем евангельском чтении Христос говорит о христианской любви не общими словами, а конкретно и очень просто и доступно. Любовь делается христианской, Божественной, когда человек, любя, забывает себя. Забыть себя до конца дано святым, но любить, не ища награды, не прося, не требуя, не вымогая любви за любовь, не вымогая благодарности за ее проявление – начало христианской любви. Она расцветает в любовь Христову, когда свободный дар любви достигает не только до любимых (это умеют делать все), но до нелюбимых, до тех, которые нас ненавидят, которые нас считают врагами, которые для нас считаются чужими. Если мы не умеем нашей любви распространить на тех, которые нам враги, это значит, что мы еще помним только себя и что все наши действия, все наши чувства исходят от непреображенного еще человеческого сознания, которое находится вне тайны Христа. Мы призваны любить щедрым сердцем, а щедрость, даже природная, заключается в том, что человек жаждет давать, ликует, когда он может отдать не только ему ненужное, но самое ему драгоценное, в конечном итоге – свое сердце, свою мысль, свою жизнь. Мы не умеем любить, но вся жизнь – школа любви, или наоборот, страшное время темного, холодного отчуждения.

И вот Христос нам открывает путь, как научиться любви: каждый раз, как на пути любви я себя самому вспомнюсь, каждый раз, как я встану преградой между своим живым, истинным движением сердца и действием, я должен обернуться к себе и сказать: Отойди от меня, сатана (Мк. 8, 33): ты помышляешь о земном, а не о небесном... Каждый раз, как, проявляя любовь, я буду требовать ответной любви, благодарности за благодеяния, я должен обратиться к Богу и сказать: Прости, Господи, я осквернил тайну Божественной любви... Каждый раз, когда в ответ на чужую ненависть, на клевету, на отвержение, на отчуждение я замкнусь и скажу: Этот человек мне чужой, он мне враг, – я должен знать, что для меня – не только во мне, но для меня самого – закрылась тайна любви, я вне Бога, я вне тайны человеческого братства, я не ученик Христов.

Вот путь; Христос не напрасно говорит, что путь в Царство Небесное – узкий, что врата узкие: очень узок этот путь, очень требовательна заповедь Христова, беспощадно требовательна, потому что она относится к области любви, а не закона. Закон определяет нам правила жизни, но он всегда где-то кончается, и за этим пределом мы от него свободны. Любовь же предела не знает; она требует нас до конца, всецело. Мы не можем только какой-то частью души согреться; если мы это допустим, мы потухнем, охладеем. Мы должны запылать всем нашим сердцем, и волей, и телом, и превратиться в купину неопалимую, в тот куст, который видел Моисей в пустыне, – который горел всем своим существом и не сгорал. Человеческая любовь, когда она не освящена Божественной тайной, поедает вещество, которым питается. Божественная любовь горит, превращает все в живое пламя, но не питается тем, что горит; в этой Божественной любви сгорает все, что не может жить вечно; остается чистое и светлое пламенение, которое превращает человека в Бога, как Ветхий Завет говорит, как Христос повторяет. Будем учиться ценой ожога любви, ценой отвержения от себя, ценой жертвы – будем учиться этой любви. И только тогда сможем мы сказать, что мы стали учениками Христа. Аминь.

в началовверхвниз Покров Божьей Матери Покров Божьей Матери. «Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога».

14/1 октября мы празднуем Покров Пресвятой Богородицы в память события, произошедшего в 911 г. в Константинополе, во Влахернском храме, где хранилась риза Богоматери, Её головной покров (мафорий) и часть пояса. Тогда Константинополь был окружён неприятелем. В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озарённую небесным светом и окружённую Ангелами и сонмом святых. Её сопровождали Креститель Господень Иоанн и апостол Иоанн Богослов. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростёрла его над молившимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Её заступлению. «Царю Небесный, – глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, – приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан». Святые Андрей и его ученик Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Её, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там». Заступничеством Пречистой Девы враг был отогнан от стен Константинополя, а память о чудесном явлении Богородицы осталась в народе.

На Руси праздник Покрова был введён святым князем Андреем Боголюбским в 12 в. В русском Прологе 12 в. содержится запись о его установлении: «Се убо, егда слышах – помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества... восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: «С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя».

в началовверхвнизИеромонах Мефодий. Покров Пресвятой Богородицы.

Праздник Покрова Божией Матери установлен по случаю чудесного Ее явления в Влахернском храме Константинополя. Во внутреннем своем значении это как бы праздник всех праздников, посвященных Богоматери после вспоминаемых событий земной Ее жизни.

В празднике Покрова — прославление Царицы Небесной за все Ее милости, явленные миру, за простертый над миром Ее омофор.

«Мы молимся Всеблагой и Всенепорочной Матери Божией — и Она молится о нас, — говорит устами пламенной веры своей пастырь и молитвенник русской земли, о. Иоанн Кронштадтский. - «Мы прославляем Ее — высшую всякой славы, и Она уготовляет нам самим вечную славу. Мы говорим Ей часто: «радуйся», и Она у Сына Своего и Бога просит: «Сын Мой возлюбленный, дай им вечную радость за приветствие Меня радостью

«Владычица Богородица! Ты, Коей любовь к христианам превосходит любовь всякой матери земной, всякой жены, внемли нам в молитвах наших и спаси нас! Да памятуем мы о Тебе постоянно».

«Да молимся Тебе всегда усердно! Да прибегаем всегда под кров Твой неленостно и без сомнения».

И еще: «Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы. А они проходят больше с грехом, как и встречаются неразумно маловерным, холодным сердцем, часто вовсе не приготовленным к чувству тех великих благодеяний Божиих, которые Бог даровал через известное празднуемое событие».

в началовверхвнизПротоиер. Виктор Ильенко. Покров Пресвятыя Богородицы.

Снова мы собрались ради праздника Пречистой Богоматери; снова услышим Евангелие, столь знакомое, знаемое наизусть о встрече двух обрадованных матерей - Марии и Елисаветы, снова вместе с Пречистой воскликнем: «Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе, Спасе моем», снова радостно отверзем уста наша и воспоем радуяся Тоя чудеса.

И это - чудо милости Божией, что так легко нашему сердцу открываться для песнопений Матери Божией, что мы не только не тяготимся этими частыми праздниками Пречистой, но после каждого прошедшего с нетерпением ждем следующего, и когда он приходит, то вот это одно ваше множество свидетельствует, как мы любим Ее, честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим.

У сегодняшнего праздника есть свои особые черты, которыми нам он особенно дорог. Пречистая распростерла свой омофор над городом, находившимся в беде, над народом, у которого не осталось иной надежды, кроме Царицы небесной; и Она явила ему свое заступление. И вот от этого далекого исторического факта в душу христианскую вошла уверенность, что когда нет заступника, нет утешения, нет отрады, когда в сердце готова поселиться горькая мысль, что ты одинок, забыт и никому не нужен, то стоит только вспомнить, что есть у нас добрая, милосердная и сострадательная Мать, которая видит наши нужды, слышит наши воздыхания и всегда готова помочь нам, поддержать, утешить; стоит вспомнить и к Ней, Пречистой и Преблагословенной, всем сердцем своим обратиться и поплакать пред Ней, пожаловаться Ей на свою судьбу - и тогда совершится чудо: пройдет скорбь, и тихая, умиленная радость и примиренность с волей Божией поселится в душе.

Эти духовные переживания - и скорби и последующие радости - суть факты, реальности, действительность. Мы знаем, откуда приходит скорбь, что ее рождает; нам следует точно знать откуда приходит радость, чтобы не думать о ней, как о случайности, которая сама собой, от перемены душевных настроений происходит.

Разобраться нам в душе своей, увидеть источник радости помогает нам Церковь. Вот сегодня Она в кондаке укажет нам, что «Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу».

Разве может быть грустно и скорбно там, где Царица небесная распростирает свой молитвенный покров? Где люди обращаются к Ней с мольбой? Разве можно сомневаться в Ее невидимом здесь пребывании, сомневаться нам, которые две недели тому назад так явственно почувствовали присутствие блаженных сил и веяние благодати Божией в храмепамятнике, когда Пречистая Владычица своей чудотворной иконой пребывала там, вселяя радость в наши души? То была духовная действительность! Сейчас она снова повторяется здесь и степень ее напряжения зависит всецело от нас. Если мы очистим чувствия, чтобы никакое житейское пристрастие не владело нашим сердцем, то Христова радость, за молитвы Пречистой Матери, снова охватит нас и будет источником последующих духовных утешений. Аминь.

в началовверхвниз Дионисий Ареопагит Митрополит Антоний (Храповицкий). Вера и разум.

Сегодня память Дионисия Ареопагита, непосредственного ученика апостола Павла и великого греческого ученого. Его личность, жизнь и деятельность навсегда служат живым опровержением глубоко теперь вкоренившегося предрассудка, что будто бы вера является лишь уделом наивных сердец, немогущих разумом проверить предметы своей веры.

Апостол Павел и его ученик Дионисий, просвещеннейший философ, дело Христовой проповеди обставили обстоятельными научными соображениями, доказывая тем, что врагом веры является не разум, а глупость, суеверия и грехи. Истинно же просвещенный разум, основанный на объективном и всестороннем исследовании и изучении мира и его естественных законов, только подтверждает положения нашей веры о бытии Бога, о бессмертии души, о небесном воздаянии.

В наш век, несравненно более, чем в средневековую эпоху, широко распространены мрачные суеверия, разум людей омрачен грехами, поэтому-то и современная общественная жизнь находится как бы в заколдованном кругу, из которого она не может выбраться. Пусть же отвергающие религию не ссылаются на науку или свой ум, не они им мешают, а мешают им понимать веру их глупость и суеверия.

Дионисий Ареопагит был замечательным философом. Он оставил Христовой Церкви два творения - «О небесной иерархии» и «О церковной иерархии». Он разъяснил, что на небесах, в духовном мире, имеется иерархия и чиноначалие и, подобно этому, должны существовать иерархия и чиноначалие и в Церкви земной.

Позже Дионисия в Церкви был другой великий ум - Иустин Философ, который также ярко доказывал, что мудрость - дщерь Христовой веры, проповедь которой он также утверждал на началах разума и на постоянном исповедании своих грехов, служащих единственным препятствием к Богопознанию.

Последнее же греховное время является временем не торжества разума и наук, как то напрасно предрекали 20-му веку, а временем всеобщего торжества пороков, суеверий и грехов, глубоко помрачивших людской разум и подавивших в человеческих сердцах веру.

в началовверхвниз Андрей Христа ради юродивый Блаженный Андрей, Христа ради юродивый был славянин и жил в 10 в. в Константинополе. С юных лет он полюбил храм Божий и Священные книги. Однажды во сне блаженный увидел два войска. В одном были мужи в светлых одеждах, в другом – черные и страшные бесы. Ангел Божий, который держал в руке чудесные венцы, сказал Андрею, что венцы эти – не украшение земного мира, а небесное сокровище, которым Господь награждает Своих воинов, побеждающих черные полчища. «Иди на добрый подвиг, – сказал Ангел Андрею, – будь юродив ради Меня и много получишь в день Царства Моего». Понял блаженный, что Сам Господь призывает его на подвиг. С этого времени Андрей начал ходить по улицам города в рубище, как будто разум его помутился. Многие годы терпел святой насмешки, оскорбления. Благодушно сносил он побои, голод и жажду, стужу и зной, прося милостыню и отдавая ее другим нищим. За свое великое терпение и смирение святой получил от Господа дар пророчества и прозорливости, спас многих от душевной погибели и обличил многих нечестивцев.

Во время молитвы во Влахернском храме святой Андрей сподобился узреть Пресвятую Богородицу, покрывающую молящихся Своим омофором.

Скончался блаженный Андрей в 936 году.

в началовверхвниз Московские святители Московские святители

Празднование в один день в честь всероссийских святителей Петра, Алексия и Ионы установлено патриархом Иовом 5 октября 1596 года. Святитель Филипп причислен к ним в 1875 году, по ходатайству святителя Иннокентия, митрополита Московского (память 31 марта и 23 сентября), а святитель Ермоген – в 1913 году. Празднуя память святителей в один день, Церковь воздает каждому из них равную честь, как небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество.

Дни памяти святителей: свт. Петра (1326) – 21 декабря, свт. Алексия (1378) – 12 февраля, свт. Ионы (1461) – 31 марта, свт. Макария (1563) – 30 декабря, свт. Филиппа (1569) – 9 января, свт. Иова (1607) – 19 июня, свт. Ермогена (1612) – 17 февраля, свт. Филарета (1867) – 19 ноября, свт. Иннокентия (1879) – 31 марта, свт. Тихона (1925) – 25 марта, свт. Макария (1926) – 16 февраля и свт. Петра (1937) – 27 сентября.

в началовверхвниз апостол Фома Святой апостол Фома был родом из галилейского города Панеады и занимался рыболовством. Услышав благовестие Иисуса Христа, он все оставил и последовал за Ним. Апостол Фома входит в число Двоенадесятицы святых апостолов, 12 учеников Спасителя.

По свидетельству Священного Писания, святой апостол не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа: «Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры». На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. «Господь мой и Бог мой!» воскликнул святой апостол.

По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Партии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу, претерпел пытки, и, наконец, пронзенный копьями, отошел ко Господу. Части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне.

в началовверхСвятой праведный воин Феодор Санаксарский (Ушаков).

Феодор Ушаков родился 13 февраля 1745 года в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской губернии. Происходил из небогатого древнего дворянского рода. Родители его – Фёдор Игнатьевич и Прасковья Никитична были людьми благочестивыми и глубоко верующими, главным условием воспитания детей они считали развитие в них религиозных чувств и высокой нравственности. Этому же способствовал и пример родного дяди – монаха Феодора, подвизавшегося в Санаксарском монастыре в далекой Мордовии.

Феодор Ушаков Фёдор Ушаков окончил Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге, сначала служил на Балтийском флоте, потом был переведён в Азовскую флотилию и затем в Севастополь.

В ходе русско-турецкой войны 1787-1791 гг. Ф.Ф.Ушаков одержал ряд блестящих побед над превосходящими силами противника и внёс значительный вклад в развитие тактики парусног флота. Адмирала Ф. Ф. Ушакова по праву можно считать основателем русской тактической школы в военно-морском искусстве. Черноморский флот одержал решительную победу, приведя Оттоманскую Порту «в чрезвычайный страх и ужас». 45-летний Федор Ушаков, получив чин контр-адмирала, в начале 1790 г. был назначен командующим Черноморским флотом. Князь Потёмкин-Таврический писал императрице: «Благодаря Бога, и флот и флотилия наши сильней уже турецких. Есть во флоте Севастопольском контр-адмирал Ушаков. Отлично знающ, предприимчив и охотник к службе. Он мой будет помощник». Полгода спустя Потёмкин докладывал Екатерине о Керченском сражении: «Бой был жесток и для нас славен тем паче, что… контр-адмирал Ушаков атаковал неприятеля вдвое себя сильнее… разбил сильно и гнал до самой ночи… Контр-адмирал Ушаков отличных достоинств. Я уверен, что из него выйдет великий морской предводитель». За этой победой последовала победа при Тендре. По возвращении в Севастополь командующим Черноморским флотом Федором Ушаковым был отдан приказ: «Выражаю мою наипризнательнейшую благодарность и рекомендую завтрашний день для принесения Всевышнему моления за столь счастливо дарованную победу. Всем, кому возможно с судов, и священникам со всего флота быть в церкви святого Николая Чудотворца в 10 часов пополуночи, и по окончании благодарственного молебна выпалить с корабля “Рождество Христово” из 51 пушки». Через четыре года русско-турецкая война завершилась четвертой блистательной победой контр-адмирала Ушакова у мыса Калиакрия, за которую ему был пожалован орден святого Александра Невского. Один из сильнейших по тем временам турецкий флот был полностью уничтожен, и 29 декабря 1791 года в Яссах турки подписали мирный договор. Российское государство «твердою ногою встало на завоеванных им берегах Черного моря».

С начала войны Фёдор Ушаков принял руководство над портом и городом Севастополем. В мирное время он организовал здесь ремонт боевых кораблей, строительство разных мелких судов, по его распоряжениям и при неустанном личном участии на берегах бухт строились пристани, перестраивалась соборная церковь святителя Николая – покровителя мореплавателей. Эти и другие работы часто оплачивал он сам из своего жалованья. Сохранилось свидетельство, что прославленный контр-адмирал, который «к вере отцов своих оказывал чрезвычайную приверженность», «каждый день слушал заутреню, обедню, вечерню и перед молитвами никогда не занимался рассматриванием дел военно-судных».

В начале 1793 г. Екатерина II за заслуги перед престолом и Отечеством поднесла ему в дар золотой складень-крест с мощами святых угодников и пожаловала чин вице-адмирала.

В 1798—1800 годах Ф. Ф. Ушаков императором Павлом I назначен командующим российскими военно-морскими силами в Средиземном море. Его задачей была поддержка на море действий войск антифранцузской коалиции. Во время этого похода Ушаков проявил себя как крупный флотоводец, искусный политик и дипломат при создании греческой Республики Семи Островов под протекторатом России и Турции. Показал образцы организации взаимодействия армии и флота в различных совместных операциях. Так, при взятии Ионических островов он обратился с письменным воззванием к жителям островов – православным грекам, призывая их содействовать в «низвержении несносного ига» безбожников-французов и обеспечил повсеместную вооруженную помощь населения. После взятия Корфу командующий сошёл на берег, «торжественно встреченный народом, не знавшим границ своей радости и восторга, и отправился в церковь для принесения Господу Богу благодарственного молебствия… А 27 марта, в первый день Святой Пасхи, адмирал назначил большое торжество, пригласивши духовенство сделать вынос мощей угодника Божиего Спиридона Тримифунтского. Народ собрался со всех деревень и с ближних островов». За победу при Корфу император Павел I произвел Фёдора Ушакова в полные адмиралы. Это была последняя награда, полученная им от своих государей.

В то же время в Северной Италии русские под предводительством славного Александра Суворова громили «непобедимую» армию французов. Суворов просил адмирала Ушакова оказывать ему всемерную поддержку с юга. И два великих сына России, находясь в теснейшем взаимодействии, били французских республиканцев на суше и на море. Русские моряки и десантники взяли город Бари, где отслужили благодарственный молебен у мощей святителя Николая Чудотворца, затем Неаполь и 30 сентября 1799 года вошли в Рим.

Неаполитанский министр Мишуру восторженно писал адмиралу Ушакову: «За 20 дней небольшой русский отряд возвратил моему государству две трети королевства. Конечно, не было другого примера подобного события: одни лишь русские войска могли совершить такое чудо. Какая храбрость! Какая дисциплина! Какие кроткие, любезные нравы! Здесь боготворят их, и память о русских останется в нашем отечестве на вечные времена».

Когда на Российский престол взошёл Александр I, политика России резко изменилась, было принято решение о ненужности большого флота для «сухопутной» России, Фёдор Ушаков был переведен в Санкт-Петербург. Продолжая нести службу в должности главного командира Балтийского гребного флота и начальника Петербургских флотских команд, Федор Ушаков и эти обязанности исполнял с ревностью и усердием. Кроме того, адмирал широко занимался благотворительностью. В 1806 г. он подал императору прошение об отставке: «Душевные чувства и скорбь моя, истощившие крепость сил, здоровья, Богу известны – да будет воля Его святая. Все случившееся со мною приемлю с глубочайшим благоговением». Некоторое время он жил в Санкт-Петербурге, а в 1810 г. переехал в деревню Алексеевка Темниковского уезда, вблизи Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря. По свидетельству тогдашнего настоятеля монастыря иеромонаха Нафанаила, «адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обители… вел жизнь уединенную… по воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службам… В Великий пост живал в монастыре, в келлии… по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал… По временам жертвовал… обители значительные благотворения; также бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения».

В Отечественной войне 1812 г. Фёдор Ушаков не смог принять прямое участие по слабости здоровья. Вместе с тем на свои средства он устроил госпиталь для раненых, внёс две тысячи рублей на формирование 1-го Тамбовского пехотного полка.

Остаток своих дней адмирал провёл «крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну святой Церкви 1817 года октября 2-го дня и погребен по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора по фамилии Ушакова же».

Фёдора Фёдоровича Ушакова прозвали «морской Суворов».

«Без дисциплины никак нельзя и никакой пользы в делах быть не может». Адмирал Ф. Ушаков.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления