Крестовоздвиженский храм в Самаре - 07.10.12-13.10.12 Неделя 18-я по Пятидесятнице
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

07.10.12-13.10.12 Неделя 18-я по Пятидесятнице

 

в началоСобор отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах Апостольское чтение (2Кор.9:6-11) наставляет нас о благотворительности: «кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет». Апостол Павел призывает нас к тому, чтобы благотворительность укоренилась в сердце нашем, и мы помогали ближним «по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог». И не стоит бояться впасть через это в бедность, «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью». Не от благотворения и дел милосердия разоряются и приходят в бедность, a от потакания своим прихотям и слепоте к нуждам окружающих. К благотворящим же всегда приходит своевременная помощь. Для этого благотворение должно удовлетворять определённым условиям.
1. Благотворить надо ради Иисуса Христа и из любви к Нему, а не для своей славы или выгоды.
2. Совершать дела милосердия надо своими силами и из своего имущества. Вознаграждается именно твой вклад.
3. Совершать их надо свободно и с радостью.
4. Помощь должна быть должна быть благоразумна и сообразна, как с нашим состоянием, так и с нуждами нуждающихся.

Савватий СоловецкийА в евангельском чтении недели (Лк.5:1-11) мы слышим о том, как приходит Божья помощь, о чудесной ловле рыбы. Всю ночь безрезультатно трудился будущий апостол Пётр, но вот пришёл к нему Господь, и Пётр принял Его и послужил Ему, услышал Его слово и поступил по слову Его, - и получил обильный плод. И принял эту награду в великом потрясении (ужасе) и великом смирении, осознавая свою греховность. Так Евангелие наставляет нас, в каких случаях наш труд вознаграждается значительным успехом, и как к успеху относиться. Условиями благодатной помощи являются принятие слова Божия и следование ему, труд, оживляемый верой и упованием на Бога («по слову Твоему»). Условиями же сохранения благодати является осознание чуда, глубокое смирение и понимание незаслуженности такого благоволения.

Святитель Тихон На этой седмице мы славим в понедельник преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, а в четверг - его родителей преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии.
Сергий Радонежский завещал: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную...».
В тот же день мы славим Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах (преподобного Антония) почивающих.

Петр Крутицкий Во вторник мы славим апостола и евангелиста Иоанна Богослова, любимого ученика Господа.
В тот же день мы славим Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, призванного на Патриаршество в 1917 г. Своим исключительно высоким нравственным и церковным авторитетом Патриарх Тихон собирал воедино церковные силы.

В среду мы славим преподобного Савватия Соловецкого, положившего начало Соловецкой обители.
И в тот же день славим священномученика Петра, митрополита Крутицкого, ставшего ближайшим помощником Патриарха Тихона, а после его смерти - Патриаршим Местоблюстителем.

В пятницу мы славим святителя Иоанна (Максимовича), епископа Шанхайского и Сан-Францисского, чудотворца.

Михаил, первый митрополит Киевский и всея РоссииВ субботу мы славим святителя Михаила, первого митрополита Киевского и всея России. В 989 г. он прибыл из Корсуни вместе с другими священнослужителями к святому равноапостольному князю Владимиру, незадолго до этого принявшему Крещение.

И, конечно, в течение недели ещё многих и многих. «Дивен Бог во святых Своих».

в началовверхвнизФеофан Затворник. Неделя 18-я по Пятидесятнице. (1Кор.9:6-11; Лк.5:1-11).

Целую ночь трудились рыбари и ничего не поймали; но когда Господь вошел в их лодку и после проповеди велел забросить мрежу, поймалось столько, что вытащить не могли и мрежа прорвалась. Это образ всякого труда без помощи Божией, и труда с помощью Божией. Пока один человек трудится, и одними своими силами хочет чего достигнуть — все из рук валится; когда приближится к нему Господь, — откуда потечет добро за добром. В духовно-нравственном отношении невозможность успеха без Господа осязательно видна: «без Меня не можете творити ничего же» — сказал Господь. И этот закон действует во всяком. Как ветка, если не сращена с деревом, не только плода не приносит, но иссыхая и живность теряет, так и люди, если не состоят в живом общении с Господом, плодов правды, ценных для жизни вечной, приносить не могут. Добро какое и бывает в них иногда, только на вид добро, а в существе недоброкачественно; как лесное яблоко и красно бывает с виду, а попробуй — кисло. И во внешнем, житейском отношении тоже осязательно видно: бьется, бьется иной, и все не в прок. Когда же низойдет благословение Божие, — откуда что берется. Внимательные к себе и к путям жизни опытно знают эти истины.

в началовверхвнизНеделя 18: Чудесный улов рыбы Митр. Антоний (Храповицкий). Неделя 18: Чудесный улов рыбы. (Лк. 5:1-11).

Не ловилась рыба у Петра и других Апостолов и только, когда сказал Господь снова закинуть сети, поймали великое множество. Это событие показывает пример нашей немощи и то, что при помощи Божией люди получают благо, большее, чем могли ожидать. И это одинаково в отношении как материальных, так и духовных благ.

Часто люди просят тех или других, преимущественно первых, и не получают. Опытный духовник понимает, почему Господь не дает просимых благ — этому человеку не полезно их иметь. Что бы было, если бы люди сразу и всегда все получали? Человек корыстолюбив и если бы сразу получал, что просит, то погиб бы остаток бескорыстия в людях и молитва стала бы источником обогащения и молящийся руководился бы соображениями выгоды. Не дает Господь просимого, как мать не дает ребенку того, чего ему не надо давать. В беде часто просят и молят, но по миновании беды скоро забывают о милости Божией, до другой беды.

Обычно Господь дает то или иное дарование или когда очень горячо просят или когда перестали верить и просить. В первом случае в ответ на очень горячую веру, во втором во внимание к предшествующей молитве и чтобы удержать от отчаяния. Господь хочет от нас веры крепкой и покорной и потому испытывает нашу преданность.

Когда не исполняется молитва, то мы должны постараться понять, какая спасительная причина лежит в неисполнении нашей просьбы. Ап. Павел молился о том, чтобы от него был отнят “пакостник плоти, ангел сатанин” — некая страсть, его внезапно мучившая — и не был услышан. И Ап. Павел понял причину — “да не превозношусь” (2 Кор. 12:7). Так и мы должны стараться понимать.

Но иногда блага даются по маленькой короткой молитве. В случае, о котором идет речь в сегодняшнем Евангелии, со стороны Апостолов не было даже просьбы, а было только согласие, после долгих, напрасных и утомительных трудов, по слову Спасителя снова закинуть сети. Ап. Петр и другие сумели оценить дары Божии и оставили рыбу и сети и пошли за Христом.

в началовверхвнизИоанн Богослов Митр. Антоний Сурожский. Апостол Иоанн Богослов.

Мы празднуем сегодня день святого Иоанна Богослова, учителя любви, Апостола любви. И кажется нам, что эта любовь должна быть так пламенна и возвышенна, что она должна нестись в небо, как бы даже не касаясь земли. А вместе с этим та любовь, о которой говорит святой тайнозритель Иоанн, написавший дивное Евангелие, имевший видение на острове Патмос, - это любовь конкретная, живая, реальная. И он настаивает на этом, подчеркивает, что если мы говорим, что любим Бога, но деятельной, конкретной, творческой любовью не любим человека, то мы лжем; ибо мы не можем по праву говорить, что любим невидимого нами Бога, когда реальный человек, чья нужда бросается в глаза, остается нам безразличен. И вот здесь тайна настоящей христианской любви: как бы она ни была возвышенна, как бы она ни уносила нас к Престолу Господню, как бы она ни пламенела небесным пламенем, она должна быть до конца конкретна и до конца выражена на земле. Если этого нет, то она - мечта, то она - ложь, то ее нет вообще!

И вот, перед лицом этого благовестия о любви, войдем в себя и вдумаемся в свою любовь: сколько людей вокруг нас, которых мы просто любим; и сколько людей, среди будто любимых нами, которые могут нас обойти своим вниманием - и мы не оскорбились бы, пройти мимо нас и забыть о нас - и не охладела бы наша любовь? Сколько людей среди любимых нами, о которых мы всегда помним без того, чтобы им нужно было напоминать о себе? И сколько таких людей, которые напомнят о себе - и встретят только радость, а не чувство раздражения?

Нам рано, большей частью, думать о том, что мы такое малое количество людей любим, а пора бы, пора задуматься над тем, как мы любим любимых, как мы любим тех, которые нам как будто дороги: если это любовь живая, творчески вдумчивая, если эта любовь способна выискивать случай, чтобы проявить себя, если она чуткая, если она тонкая, если она постоянно настороже, - тогда это любовь земная, достойная Неба. Иначе — нет.

Войдем в себя перед лицом этой красоты любви, которую нам описывает Иоанн, которая явлена в его жизни, которую Христос не только проповедовал, но и явил, вдумаемся в свою любовь и попробуем ЛЮБИТЬ: сначала по-человечески, но по-настоящему, достойно человека; а затем будем постепенно вырастать до того, чтобы любить еще одного человека, и еще лучшей любовью, ширить эту любовь, обнимать все большее и большее количество людей лаской, пониманием и жертвой нашей жизни. И тогда и мы вырастем постепенно до того, чтобы понять, что такое любовь Христова; и в какой-то день и нам, может быть, будет дано хоть одного человека, по слову Апостола Павла, принять так, как нас принимает Христос! Аминь.

в началовверхвнизСергий Радонежский Тропарь Сергию Радонежскому:

«Преподобный отец наш Сергий! Будучи во временной жизни подвижником добродетелей, ты, как истинный воин Христа Бога, сильно боролся со страстями, бывши для своих учеников образцом в прославлении Господа, бдении и посте, чрез что в тебя вселился Пресвятый Дух, действием Которого ты прославлен; посему, как имеющий дерзновение пред Святою Троицею, поминай в своих молитвах стадо, которое ты, премудрый, собрал, и не забудь посещать детей своих, как обещался».

в началовверхвнизСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Слово в День памяти преподобного Сергия Радонежского.

Всех вас, дорогие отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю с великим для всех нас праздником памяти святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца, к которому мы притекаем с верой и молимся пред его мощами. Преподобный слышит эту молитву и великой силой, которая дана ему от Бога, делится с нами. И получаем мы по нашим молитвам — именно на этом ответе Преподобного и основывается наше почитание его имени. Поэтому и собрались сегодня в Троице-Сергиевой лавре тысячи паломников — не потому, что кто-то получил приглашение, не потому, что кто-то кого-то заставил прийти, но вы прибыли сюда из града Москвы и других городов и весей, движимые только одним желанием — помолиться в этот день перед ракой Преподобного, точно зная, что он слышит вашу молитву.

прпп. схимм. Кирилл и МарияЧем же святой преподобный Сергий обрел такую великую силу? Ответ на этот вопрос содержался в Евангелии (Лк. 6:17-23), которое мы сегодня слышали за Литургией, а также и в апостольском чтении (Гал. 5:22-6:2), где апостол прямо говорит: «Если кто из братий согрешит, то вы такого исправляйте духом кротости». Исправление человека, исправление жизни нашей есть непременное условие развития человеческой личности, непременное условие совершенствования общественных отношений, жизни человеческого общества. Потому что именно грех, а не что иное, является причиной наших бед, скорбей, семейных неурядиц, нездоровья, проблем в обществе и государстве — грех, который гнездится внутри людей, толкает их на то, чтобы обманывать друг друга, полагать ложь в основание своей жизнедеятельности, стремиться к обогащению и власти за счет других, подавлять и преследовать тех, кто несогласен. Все это имеет своим корнем, своей причиной не внешнее неблагоустройство общественных отношений, не наличие тех или иных законов, не наличие тех или иных традиций в устроении общественной жизни, а имеет единственной своей причиной грех внутри человека. И никогда не станут лучше общество и человек, если не будет борьбы с грехом.

«А вы таковы, что и согрешивших исправляйте духом кротости» (см. Гал. 6:1). Грех не может покинуть человека под влиянием внешней силы — будь то сила государства или, как это бывало иногда в истории, внешняя принуждающая сила Церкви. Грех может исчезнуть только через внутренний труд и внутреннюю работу человека над самим собой; а если и может быть внешнее воздействие на личность, то только духом кротости. Потому что сам человек должен определить, что хорошо, а что плохо. Он сам должен отречься от греха. Он сам должен встать на путь спасения, и никакой властью и силой спасти человека невозможно. А для того чтобы помочь человеку понять свою ответственность и власть над самим собой, следует влиять на него духом кротости.

Почему собрались вокруг преподобного Сергия, в далеком XIV веке, на этой самой земле, на которой мы с вами стоим, многие ученики? Почему Преподобный стал центром притяжения всей Святой Руси? Почему склонил перед ним колена Димитрий Донской, отправляясь на Куликово поле? Почему склонил перед ним голову Олег Рязанский, не желавший быть вместе с Москвой в борьбе против иноземных захватчиков? Да потому, что Преподобный не силой человеческой власти, не силой принуждения, а силой кротости исправлял души людей, привлекал к ним молитвами своими Божественную благодать.

Каждый из нас в какой-то момент жизни призван кого-то учить. Родители — детей, педагоги — учеников, опытные люди — молодежь. Мы должны понять: если хотим исправить ближнего своего по закону Христову, по заповедям Его, то нет иной силы, как только духом кротости исправлять человека. Это имеет отношение и к духовенству, и особенно к духовникам, которые принимают исповедь людей. Не силой власти, не металлом в голосе, не устрашением, а силой кротости и любви призван духовник исправлять жизнь человека. И если будем жить по слову апостола, то и к нам Господь через угодников Своих, в лике которых особое место для нас занимает преподобный Сергий, приклонит милость Свою и исправит наше греховное житие, наполняя его Своей благодатью, силой и крепостью.

Молитвами святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, да сохранит Господь каждого человека, да поможет каждой мятущейся душе обрести смысл бытия! Его молитвами да сохранит Господь юное поколение от всякой скверны и научит тому, насколько благое и совершенное иго предлагает нам Господь словом Своим (см. Мф. 11:30)! Верим, что молитвами Преподобного Господь благословит и укрепит веру православную, а с ней и духовную жизнь народа на необъятных просторах Святой Руси. Аминь.

в началовверхИоанн Максимович Шанхайский Будущий архиепископ Иоанн Максимович родился 4/17 июня 1896 г. на юге России в селе Адамовка Харьковской губернии. При святом крещении он был наречён Михаилом в честь Архистратига Небесных Сил Михаила Архангела. С детства он отличался глубокой религиозностью. Святая и праведная жизнь ребёнка произвела такое глубокое впечатление на его французскую гувернантку – католичку, что она приняла православие.

После революции Промыслом Божиим Михаил оказался в Белграде, где поступил в университет на богословский факультет. В 1926 г. митрополитом Антонием (Храповицким) он был пострижен в монахи, приняв имя Иоанн в честь своего предка свт. Иоанна (Максимовича) Тобольского. Уже в то время епископ Николай (Велимирович), сербский Златоуст, давал такую характеристику молодому иеромонаху: «Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну». О. Иоанн постоянно молился, строго постился, каждый день служил Божественную литургию и причащался. Он с истинно отеческой любовью вдохновлял свою паству высокими идеалами христианства и Святой Руси. Его кротость и смирение напоминали те, что увековечены в житиях величайших аскетов и пустынников. Отец Иоанн был редким молитвенником. Он так погружался в тексты молитв, как будто просто беседовал с Господом, Пресвятой Богородицей, ангелами и святыми, которые предстояли его духовным очам. Евангельские события были известны ему так, как будто они происходили на его глазах.

В 1934 г. иеромонах Иоанн был возведён в сан епископа, после чего он отбыл в Шанхай. По свидетельству митрополита Антония (Храповицкого), епископ Иоанн был «зерцалом аскетической твердости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления». Молодой владыка любил посещать больных и делал это ежедневно, принимая исповедь и приобщая их Святых Тайн. Если состояние больного становилось критическим, Владыка приходил к нему в любой час дня или ночи и долго молился у его постели. Известны многочисленные случаи исцеления безнадежно больных по молитвам святителя Иоанна.

С приходом в Китае к власти коммунистов русские снова вынуждены были бежать, большинство – через Филиппины. В 1949 г. на острове Тубабао в лагере Международной организации беженцев проживало примерно 5 тысяч русских из Китая. Остров находился на пути сезонных тайфунов, которые проносятся над этим сектором Тихого океана. Однако в течение всех 27 месяцев существования лагеря ему только раз угрожал тайфун, но и тогда он изменил курс и обошёл остров стороной. Когда один русский в разговоре с филиппинцами упомянул о своём страхе перед тайфунами, те сказали, что причин для беспокойства нет, поскольку «ваш святой человек благословляет ваш лагерь каждую ночь со всех четырёх сторон». Когда же лагерь был эвакуирован, страшный тайфун обрушился на остров и полностью уничтожил все строения.

Русские люди, в рассеянии сущие, имели в лице Владыки крепкого ходатая пред Господом. Окормляя свою паству, святитель Иоанн делал и невозможное. Он сам ездил в Вашингтон, чтобы договориться о переселении обездоленных русских людей в Америку. По его молитвам совершилось чудо! В американские законы были внесены поправки, и большая часть лагеря, около 3 тысяч человек, перебрались в США, остальные в Австралию.

В 1951 г. архиепископ Иоанн был назначен правящим архиереем Западноевропейского экзархата Русской Зарубежной Церкви. В Европе, а затем с 1962 года в Сан-Франциско, его миссионерская деятельность, твердо основанная на жизни в постоянной молитве и чистоте православного учения, принесла обильные плоды. Слава Владыки распространялась как среди православных, так и среди инославного населения. Так, в одной из католических церквей Парижа местный священник пытался вдохновить молодежь следующими словами: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой Иоанн Босой». Владыку знали и высоко чтили во всём мире. В Париже диспетчер железнодорожной станции задерживал отправление поезда до прибытия "Русского Архиепископа". Во всех европейских больницах знали об этом Епископе, который мог молиться за умирающего всю ночь. Его звали к одру тяжело больного – будь он католик, протестант, православный или кто другой – потому что, когда он молился, Бог был милостив.

В парижском госпитале лежала больная раба Божия Александра, и свт. Иоанну сказали о ней. Он передал записку, что приедет и преподаст ей Святое Причастие. Находясь в общей палате, где было примерно 40-50 человек, она чувствовала неловкость перед французскими дамами, что её посетит православный епископ, одетый в невероятно поношенную одежду и к тому же босой. Когда он преподал ей Святые Дары, француженка на ближайшей койке сказала ей: «Какая Вы счастливая, что имеете такого духовника. Моя сестра живет в Версале, и когда её дети заболевают, она выгоняет их на улицу, по которой обычно ходит Епископ Иоанн, и просит его благословить их. После получения благословения дети немедленно поправляются. Мы зовём его святым».

Дети, несмотря на обычную строгость Владыки, были ему абсолютно преданы. Существует много трогательных историй о том, как блаженный непостижимым образом знал, где может быть больной ребенок, и в любое время дня и ночи приходил утешить его и исцелить. Получая откровения от Бога, он многих спасал от надвигающейся беды, а иногда являлся к тем, кому был особенно необходим, хотя физически такое перемещение казалось невозможным.

Обращаясь к истории и прозревая будущее, свт. Иоанн говорил, что в смутное время начала 17 в. Россия так упала, что все враги её были уверены, что она поражена смертельно. В России не было царя, власти и войска. В Москве власть была у иностранцев. Люди «измалодушествовали», ослабели и спасения ждали только от иностранцев, перед которыми заискивали. Гибель была неизбежна. В истории нельзя найти такую глубину падения государства и такое скорое, чудесное восстание его, когда духовно и нравственно восстали люди. Такова история России, таков её путь. Последующие тяжкие страдания русского народа есть следствие измены России самой себе, своему пути, своему призванию. Россия восстанет так же, как она восстала и раньше. Восстанет, когда разгорится вера. Когда люди духовно восстанут, когда снова им будет дорога ясная, твердая вера в правду слов Спасителя: «Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его и вся сия приложатся вам». Россия восстанет, когда полюбит Веру и исповедание Православия, когда увидит и полюбит православных праведников и исповедников.

Владыка Иоанн предвидел свою кончину. 19 июня (2 июля) 1966 г. в день памяти апостола Иуды, во время архипастырского посещения г. Сиэтла с Чудотворной иконой Божией Матери Курской-Коренной, в возрасте 71 года, перед этой Одигитрией Русского Зарубежья отошёл ко Господу великий праведник. Скорбь переполнила сердца многих людей во всём мире. После кончины Владыки голландский православный священник с сокрушенным сердцем писал: «У меня нет и не будет больше духовного отца, который звонил бы мне в полночь с другого континента и говорил: «Иди теперь спать. То, о чем ты молишься, получишь». Четырёхдневное бдение венчала погребальная служба. Проводившие службу епископы не могли сдерживать рыданий, слёзы струились по щекам, блестели в свете бесчисленных свечей подле гроба. Удивительно, что при этом храм наполняла тихая радость. Очевидцы отмечали, что, казалось, мы присутствовали не на похоронах, а на открытии мощей новообретённого Святого. Вскоре и в усыпальнице Владыки стали происходить чудеса исцелений и помощи в житейских делах. Время показало, что святитель Иоанн Чудотворец – скорый помощник всех сущих в бедах, болезнях и скорбных обстояниях.


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления