12.08.12-18.08.12 Неделя 10-я по Пятидесятнице
В евангельском чтении воскресенья (Мф.17:14-23) говорится об исцелении Иисусом бесноватого юноши, которого не смогли исцелить Его ученики. Причиной этого является, по словам Иисуса, слабая их вера: «Ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас». Эти слова по-прежнему злободневны. По мнению святых отцов и подвижников, молитвенников и старцев, на протяжении всей истории Церкви и в наше время - главная беда - маловерие. Отсюда наше бессилие в борьбе со злом — в нас и вокруг нас. И Господь указывает нам средство к нашему укреплению: «... только молитвою и постом». Апостольское чтение (1Кор.4:9-16) особо предостерегает нас от гордыни, тщеславия и самомнения о наших христианских якобы совершенствах. Апостол указывает нам путь духовного развития: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу».
Таков путь стяжания Духа Святого, и мы как раз вступаем на этой седмице в Успенский пост. Пост начинается с Происхождения (изнесения) древ Животворящего Креста Господня, празднования Всемилостивому Спасителю и Пресвятой Богородице и Воспоминания крещения Руси. Пусть наставлением к твёрдости в посте и в вере послужит нам пример ветхозаветных Маккавеев, вспоминаемых Церковью в первый день поста. А на следующий день мы славим первомученика архидиакона Стефана (перенесение мощей), а также Блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1557).
В четверг мы славим св. Саломию мироносицу, вспоминаем вместе с ней всех свв. мироносец и поздравляем всех наших милых женщин.
Подвиг семи братьев Маккавеев перекликается с подвигом семи Ефесских отроков, новозаветных мучеников, которых мы вспоминаем в пятницу. Они тоже отказались принести жертву языческим богам и были заживо замурованы в пещере. Но Господь навёл на них сон, продолжавшийся почти два века.
И в течение седмицы славим ещё многих и многих.
«Дивен Бог во святых Своих».
Начинается же седмица нашим общим праздником: в воскресенье, 12 августа, мы славим Собор Самарских святых. На этот же день приходится Международный день молодежи. Да светит пример святых нашей молодёжи и всем нам, да звучат через них слова апостола: «подражайте мне, как я Христу».
Свт. Феофан Затворник. Неделя 10-я по Пятидесятнице. (1Кор.4:9-16; Мф.17:14-23).
«Сей род изгоняется только молитвою и постом». Если сей род изгоняется молитвою и постом другого лица, то тем более войти не может в того, у кого есть собственный пост и молитва. Вот ограда! Хоть бесов бездна и весь воздух набит ими, но ничего не смогут сделать тому, кто огражден молитвою и постом. Пост — всестороннее воздержание, молитва — всестороннее богообщение; тот совне защищает, а эта извнутрь устремляет на врагов всеоружие огненное. Постника и молитвенника издали чуют бесы и бегут от него далеко, чтобы не получить болезненного удара. Можно ли думать, что где нет поста и молитвы, там уже и бес? Можно. Бесы, вселяясь в человека, не всегда обнаруживают свое вселение, а притаиваются, исподтишка научная своего хозяина всякому злу и отклоняя от всякого добра; так что тот уверен, что все сам делает, а между тем только исполняет волю врага своего. Возьмись только за молитву и пост — и враг тотчас уйдет и на стороне будет выжидать случая, как бы опять вернуться, и действительно возвращается, как только оставлены бывают молитва и пост.
Митрополит Антоний (Храповицкий). Неделя 10: Исцеление бесноватого юноши.
Беснование не грех, а испытание. В бесновании действие не зависит от человека. В нем две воли: одна служащая бесам, а другая противящаяся этому служению. Если сравнить бесноватого со многими теперь признаваемыми здоровыми, то мы должны признать, что бесноватый ближе к Богу, чем эти, так называемые нормальные люди. Он мучился и страдал от власти диавола над ним, а эти не страдают, хотя они одержимы бесом гордости и прочих страстей. Теперь бесноватых в этом смысле, упорно одержимых страстями, не меньше, а больше, чем раньше. И они не плачут и не страдают от этой страшной власти. Бесноватых, как этот юноша, меньше среди теперешнего грешного общества потому, что последнее само служить диаволу и одержимый бесом не есть всем бросающееся в глаза исключение.
«Изыди из него и к тому не вниди». Диавол входит в человека и выходит и снова входит в него. Против него средство — молитва и пост.
Как силен пост. И как сильна молитва. Вдумайтесь в страшное явление одержимости человека бесом и сообразите, как далеки от истины и действительности осуждающие молящихся. Установление постов, это не расписание жизни и еды, но указание значения поста. Каждый должен помнить, что и он может впасть в руки диавола, и молиться, чтобы его не постигло беснование.
Успенский пост установлен в память Успения Пресвятой Богородицы. Он длится две седмицы, с 14 по 27 августа (1 - 14 августа с.с.) включительно и завершается праздником Успения. По церковному уставу, в эти дни строгость трапезы такая же, как и в Великий пост. Согласно некоторым монастырским уставам, предписывается:
- в понедельники, среды и пятницы - сухоядение;
- по вторникам и четвергам - варёная пища без масла;
- по субботам и воскресениям допускаются растительное масло и вино.
- В праздник Преображения Господня (19/6 августа) разрешается рыба (растительное масло и вино).
- В праздник Успения Божией Матери (28/15 августа), если он приходится на среду или пятницу, разрешается рыба, а разговение переносится на следующий день. Если приходится на другие дни недели, как в этом году, поста нет.
В Успенский пост, как и в любой другой, духовный пост важнее телесного. Пост направляет нас к покаянию, праведному поведению, мирному состоянию духа, делам милосердия и любви к ближнему. Телесный же пост должен быть посильным и разумным.
Церковный день начинается с вечера. Поэтому, накануне, 13 августа, перед началом вечернего богослужения иерей износит из сосудохранилища честны́й Крест, полагает его на жертвенник на блюде, покрытом покровцем, и украшает Крест венком из живых цветов. На утрене после великого славословия - вынос Креста и поклонение ему по чину Крестопоклонной Недели. По обычаю, после вынесения Креста совершается помазание елеем. Крест относится в алтарь вечером (14 августа) по отпу́сте вечерни. В праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня (14 августа), совершается чин малого освящения воды. Обычно освящение воды совершается после литургии.
Успенский пост на сайте Православие.Ru.
Три Спаса связывают весь Успенский пост. В эти праздники мы приносим в дар плоды нового сбора, Церковь освящает через них весь урожай, и мы все вместе благодарим Бога за Его милость и благословение. Освящение проводится в конце праздничной литургии. На эту седмицу приходится Первый Спас, а следующая седмица начинается в воскресенье Вторым Спасом.
- Первый Спас - 14 августа. В этот день мы празднуем Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
- Второй Спас - 19 августа, Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
- Третий Спас - 29 августа. Перенесения из Эдессы в Константинополь в 944 г. Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа.
Первый Спас называют «медовым», «маковым» и «Спасом на воде». «Спасом на воде» он называется в честь малого водосвятия. Традиционно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на водоёмы и родники для освящения воды. После крестного хода купались и купали скот, чтобы смыть грех и быть здоровее.
Второй Спас называют «яблочным». Согласно Типикону, в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет, - яблоки.
Третий Спас называют «орешным», «ореховым» и «хлебным», так как к этому времени созревает лесной орех и завершается уборка хлеба. Он также называется «Спас на холстах», «Спас на полотне». Народные пословицы гласят: «Третий Спас хлеба припас», «Хорошо, если Спас - на полотне, а хлебушко в гумне!».
Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Тропарь Кресту Господню: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».
В греческом часослове 1897 г. так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии – Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».
Воспоминание Крещения Руси. В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 г. Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах 16 в.: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими булгарами в 1164 году.
Иеромонах Мефодий. Успенский Пост.
По Божией милости вступаем ныне мы, братие, в дни Успенского Поста.
Пост для христианина, принявшего его в подлинном его значении — время духовного очищения, связанного с добровольным ограничением требований телесной своей природы и обновлением совести в святых Таинствах Покаяния и Причащения.
Но, увы, такое отношение к посту — сравнительная редкость даже и для тех кто почитают себя находящимися в ограде церковной. Легкомысленное отношение к посту — тяжелое бремя для человеческой совести. И не только потому, что здесь очевидно нарушается послушание Церкви, но и потому, что тот, кто не соблюдает пост, грешит против самого себя, в смысле небрежного отношения к собственному духовному деланию.
Человек садовник души своей, а душа его дикий, невозделанный сад. Задача жизни — обратить энергию души на эту несовершенную и часто даже порочную природу и по мере сил усовершить ее. В осуществлении этой задачи одно из мощных средств — подлинный пост христианский. Он полагает пределы требованиям суетной и капризной человеческой плоти. Он воспитывает самодисциплину. Он делает человека не рабом, а владыкою своих страстей.
Он так же нужен христианину, как воину или атлету необходимы упражнения.
С материнской настойчивостью еще раз предлагает нам ныне эту возможность поработать над собой Святая Церковь. Откроем же сердца для Ее призыва. Оглянувшись на жизнь нашу, представим себе, сколько постов мы в ней потеряли, и постараемся, пока есть еще время, исправить свой грех перед Церковью и перед собою.
Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, мать их Соломония и учитель их Елеазар пострадали в 166 г. до Р.Х. от сирийского царя Антиоха Епифана. Антиох Епифан ввёл в Иерусалиме и всей Иудее язычество. Он поставил в храм Господень статую языческого бога Зевса и принуждал иудеев приносить перед ней жертвы. Многие тогда отпали от Истинного Бога. Но были и те, кто предпочёл телесные мучения и смерть смерти духовной. Среди них и прославляемые мученики. Они отказались приносить жертву и бесстрашно публично исповедовали перед царём свою веру. Начиная со старшего, на глазах остальных, братьев предавали мучениям до смерти. Когда остался седьмой, самый младший, Антиох предложил св. Соломонии склонить отрока к отречению, чтобы ей остался хотя бы последний сын. Но мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. После смерти всех детей св. Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась. Подвиг мучеников воодушевил Иуду Маккавея, он поднял восстание против Антиоха Епифана и с Божией помощью одержал победу. Об этих событиях рассказывается в Библии, во 2-й Книге Маккавейской.
Мощи семи святых мучеников Маккавеев хранятся в базилике святого апостола Андрея в Кёльне (Германия). Мощи Соломонии - в стамбульском Соборе Святого Георгия.
Собор Самарских святых. Память - 12 августа/30 июля:
Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России, чудотворец.
Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий.
Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский.
Священномученик Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский.
Священномученик Александр (Трапицын), архиепископ Самарский.
священник Александр Иванов (1866-1938);
священник Александр Органов (1873-1938);
священник Василий Витевский (1873-1938);
священник Вячеслав Инфантов (1883-1938);
священник Иаков Алферов (1878-1938);
священник Иоанн Смирнов (1873-1938);
священник Иоанн Сульдин (1880-1938);
священник Трофим Мячин (1888-1938).
Священномученик Алексий (Орлов), архиепископ Омский
Священномученик Августин (Беляев Александр Александрович), архиепископ Калужский и Боровский.
Священномученник Константин Сухов.
Священномученик Нифонт (Выблов), иеромонах.
Мученик Александр Антонович Медем.
Преподобный Варсонофий Оптинский (Плеханков Павел Иванович).
Святой праведный Александр Чагринский.
Святой праведный Петр Чагринский.
Тропарь: «Приидите возрадуйтеся вернии, небесные силы ликовствуйте, собори святых светло торжествуйте, яко днесь наста память святых земли Самарския, подвигом веры путь ко спасению нам указующих и заступниками земли нашея пред Господом являющих».
Величание: «Величаем вас, святии земли Самарския, и чтим святую память вашу, вы бо молите за нас Христа Бога нашего».
Святой Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
В 16 лет святой пришел в Москву и начал подвиг юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били Блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, квас приготовлен негодным. Почитание Блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды.
Однажды царь Иоан Грозный сказал ему: «Что-то я не видел тебя на богослужении». На что блаженный ответил: «А я тебя видел. Только не в храме, а на Воробьёвых горах». Так он упрекнул царя, что тот во время богослужения был занят мыслями о постройке дворца.
Один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к Блаженному, а он направил его в Киев: «Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь». Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. «Кого ты качаешь?» – спросил купец. «Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание». Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощение и достроил церковь.
Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду.
Сурово осуждал Блаженный тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а надеясь легким путем привлечь благословение Божие на свои дела. Однажды Блаженный увидел беса, который принял облик нищего. Он сидел у Пречистенских ворот и всем, кто подавал милостыню, оказывал немедленную помощь в делах. Блаженный разгадал лукавую выдумку и прогнал беса. Ради спасения ближних Блаженный Василий посещал и корчмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть зерно добра, подкрепить их лаской, ободрить. Многие замечали, что, когда Блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. Юродивого спрашивали, что это значит, и он отвечал: «Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников».
Очистив великими подвигами и молитвой свою душу, Блаженный сподобился и дара предвидения будущего. В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы; молитвой угасил пожар в Новгороде.
Скончался Блаженный Василий 2 августа 1557 года. Святитель Московский митрополит Макарий с собором духовенства совершил погребение святого. Его тело было погребено у Троицкой церкви, что на рву, где в 1554 году был пристроен Покровский собор в память покорения Казани. Прославлен Блаженный Василий Собором 2 августа 1588 года, который возглавил Святейший Патриарх Иов.
В описании облика святого сохранились характерные подробности: «наг весь, в руке посошок». Почитание блаженного Василия всегда было настолько сильным, что Троицкий храм и пристроенная Покровская церковь и доныне именуются храмом Василия Блаженного.
Вериги святого хранятся в Московской духовной академии.
Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей святого первомученика архидиакона Стефана было около 428 г.
После того, как Стефан был побит иудеями камнями, тело его бросили без погребения на съедение зверям и птицам. Однако на вторую ночь знаменитый иудейский законоучитель Гамалиил, склонявшийся к вере в Иисуса Христа и защитивший апостолов в синедрионе, предал тело архидиакона погребению на своей земле, в пещере, недалеко от Иерусалима. Когда скончался Никодим, тайный ученик Господа, приходивший к Нему ночью, Гамалиил и его похоронил близ гроба архидиакона Стефана. Затем и сам Гамалиил, принявший святое Крещение вместе со своим сыном Авивом, был погребен при гробе первомученика Стефана и святого Никодима. В 415 г. мощи святых были чудесным образом обретены и торжественно перенесены в Иерусалим архиепископом Иоанном вместе с епископами Елевферием Севастийским и Елевферием Иерихонским. С того времени от мощей начали совершаться исцеления.
При святом благоверном царе Феодосии Младшем (408-450), мощи святого первомученика Стефана были перевезены из Иерусалима в Константинополь и положены в церкви в честь святого диакона Лаврентия, а по создании храма в честь первомученика Стефана перенесены туда 2 августа.
Семь Ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин, жили в 3 в.
Св. Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, остальные шесть юношей – сыновьями других знатных ефесских граждан. Юноши были друзьями с детства, и все состояли на военной службе. Когда император Декий прибыл в Ефес, он повелел всем гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам. Непокорных ожидали мучения и смерть. Были призваны и семь ефесских отроков. Представ перед императором, они исповедали свою веру во Христа. С них немедленно были сняты знаки воинского отличия – военные пояса. Однако Декий отпустил их на свободу, надеясь, что они изменят решение за то время, пока он находится в походе. Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон, где проводили время в молитвах, готовясь к мученическому подвигу. Самый младший из них – св. Иамвлих, одеваясь в нищенское рубище, ходил в город и покупал хлеб. В один из таких выходов в город он услышал, что император вернулся, и их ищут, чтобы представить на суд. Св. Максимилиан воодушевил друзей выйти из пещеры и добровольно явиться на суд. Узнав, где скрываются отроки, император велел заложить вход в пещеру камнями, чтобы отроки умерли в ней от голода и жажды. Присутствовавшие при этом тайные христиане, желая сохранить память о святых, вложили среди камней запечатанный ковчежец, в котором находились две оловянные дощечки. На них были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.
Но Господь навел на отроков чудный сон, продолжавшийся почти два века. К тому времени гонения на христиан прекратились. При святом благоверном царе Феодосии Младшем снова стали распространяться ереси, отвергавшие воскресение мертвых. Тогда Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семь отроков.
Владелец участка земли, на которой находилась гора Охлон, начал каменную постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая о прошедшем времени. Готовясь принять мучения, отроки поручили св. Иамвлиху ещё раз купить им хлеба в городе для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест. Услышав свободно произносимое Имя Иисуса Христа, он стал сомневаться, что пришёл в свой город. Расплачиваясь за хлеб, юноша подал торговцу монету с изображением императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Святого Иамвлиха привели к градоначальнику, у которого в то время находился ефесский епископ. Слушая ответы юноши, епископ понял, что Бог открывает через него какую-то тайну, и сам отправился вместе с народом к пещере. У входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его. Он прочёл на оловянных дощечках имена семи отроков и обстоятельства замурования пещеры по повелению императора Декия. Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мертвых. Вскоре сам император прибыл в Ефес и беседовал с юношами в пещере. Тогда же святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, уже до всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле.
Вторично память семи отроков празднуется 22 октября. По заметке греческой минеи 1870 г., они в первый раз уснули 4 августа, а пробудились 22 октября. Святые отроки упоминаются и в службе церковного новолетия – 1 сентября.
12 августа Международный день молодежи (International Youth Day) установлен Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1999 года по предложению Всемирной конференции министров по делам молодежи, состоявшейся в Лиссабоне 8—12 августа 1998 года. Первый раз Международный день молодежи праздновался 12 августа 2000 года.
Конференция рекомендовала организовать информационно-пропагандистские мероприятия в поддержку Дня в целях повышения информированности, особенно молодежи, о Всемирной программе действий, касающихся молодежи, до 2000 года и на последующий период, принятой Ассамблеей в 1995 году.
День молодежи отмечается и во многих других странах мира, для которых каждое государство установило свои даты. В России это 27 июня.
Назад к списку
Новости
- Календарь: Неделя 17я по Пятидесятнице
- 25 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 18й по Пятидесятнице.
- Календарь: Неделя 16я по Пятидесятнице
- 18 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 17й по Пятидесятнице.
Объявления
- Храму срочно требуются
- 03 Февраль 2016
Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.
Обращаться к настоятелю о. Владимиру
- Внимание!
- 18 Май 2012
Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.