12.08.12-18.08.12 Неделя 10-я по Пятидесятнице

В евангельском чтении воскресенья (Мф.17:14-23) говорится об исцелении Иисусом бесноватого юноши, которого не смогли исцелить Его ученики. Причиной этого является, по словам Иисуса, слабая их вера: «Ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас». Эти слова по-прежнему злободневны. По мнению святых отцов и подвижников, молитвенников и старцев, на протяжении всей истории Церкви и в наше время - главная беда - маловерие. Отсюда наше бессилие в борьбе со злом — в нас и вокруг нас. И Господь указывает нам средство к нашему укреплению: «... только молитвою и постом». Апостольское чтение (1Кор.4:9-16) особо предостерегает нас от гордыни, тщеславия и самомнения о наших христианских якобы совершенствах. Апостол указывает нам путь духовного развития: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу».
Таков путь стяжания Духа Святого, и мы как раз вступаем на этой седмице в Успенский пост. Пост начинается с Происхождения (изнесения) древ Животворящего Креста Господня, празднования Всемилостивому Спасителю и Пресвятой Богородице и Воспоминания крещения Руси. Пусть наставлением к твёрдости в посте и в вере послужит нам пример ветхозаветных Маккавеев, вспоминаемых Церковью в первый день поста. А на следующий день мы славим первомученика архидиакона Стефана (перенесение мощей), а также Блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1557).
В четверг мы славим св. Саломию мироносицу, вспоминаем вместе с ней всех свв. мироносец и поздравляем всех наших милых женщин.
Подвиг семи братьев Маккавеев перекликается с подвигом семи Ефесских отроков, новозаветных мучеников, которых мы вспоминаем в пятницу. Они тоже отказались принести жертву языческим богам и были заживо замурованы в пещере. Но Господь навёл на них сон, продолжавшийся почти два века.
И в течение седмицы славим ещё многих и многих.
«Дивен Бог во святых Своих».
Начинается же седмица нашим общим праздником: в воскресенье, 12 августа, мы славим Собор Самарских святых. На этот же день приходится Международный день молодежи. Да светит пример святых нашей молодёжи и всем нам, да звучат через них слова апостола: «подражайте мне, как я Христу».
![]()
![]()
Свт. Феофан Затворник. Неделя 10-я по Пятидесятнице. (1Кор.4:9-16; Мф.17:14-23).
«Сей род изгоняется только молитвою и постом». Если сей род изгоняется молитвою и постом другого лица, то тем более войти не может в того, у кого есть собственный пост и молитва. Вот ограда! Хоть бесов бездна и весь воздух набит ими, но ничего не смогут сделать тому, кто огражден молитвою и постом. Пост — всестороннее воздержание, молитва — всестороннее богообщение; тот совне защищает, а эта извнутрь устремляет на врагов всеоружие огненное. Постника и молитвенника издали чуют бесы и бегут от него далеко, чтобы не получить болезненного удара. Можно ли думать, что где нет поста и молитвы, там уже и бес? Можно. Бесы, вселяясь в человека, не всегда обнаруживают свое вселение, а притаиваются, исподтишка научная своего хозяина всякому злу и отклоняя от всякого добра; так что тот уверен, что все сам делает, а между тем только исполняет волю врага своего. Возьмись только за молитву и пост — и враг тотчас уйдет и на стороне будет выжидать случая, как бы опять вернуться, и действительно возвращается, как только оставлены бывают молитва и пост.
![]()
![]()
Митрополит Антоний (Храповицкий). Неделя 10: Исцеление бесноватого юноши.
Беснование не грех, а испытание. В бесновании действие не зависит от человека. В нем две воли: одна служащая бесам, а другая противящаяся этому служению. Если сравнить бесноватого со многими теперь признаваемыми здоровыми, то мы должны признать, что бесноватый ближе к Богу, чем эти, так называемые нормальные люди. Он мучился и страдал от власти диавола над ним, а эти не страдают, хотя они одержимы бесом гордости и прочих страстей. Теперь бесноватых в этом смысле, упорно одержимых страстями, не меньше, а больше, чем раньше. И они не плачут и не страдают от этой страшной власти. Бесноватых, как этот юноша, меньше среди теперешнего грешного общества потому, что последнее само служить диаволу и одержимый бесом не есть всем бросающееся в глаза исключение.
«Изыди из него и к тому не вниди». Диавол входит в человека и выходит и снова входит в него. Против него средство — молитва и пост.
Как силен пост. И как сильна молитва. Вдумайтесь в страшное явление одержимости человека бесом и сообразите, как далеки от истины и действительности осуждающие молящихся. Установление постов, это не расписание жизни и еды, но указание значения поста. Каждый должен помнить, что и он может впасть в руки диавола, и молиться, чтобы его не постигло беснование.
![]()
![]()
Успенский пост установлен в память Успения Пресвятой Богородицы. Он длится две седмицы, с 14 по 27 августа (1 - 14 августа с.с.) включительно и завершается праздником Успения. По церковному уставу, в эти дни строгость трапезы такая же, как и в Великий пост. Согласно некоторым монастырским уставам, предписывается:
- в понедельники, среды и пятницы - сухоядение;
- по вторникам и четвергам - варёная пища без масла;
- по субботам и воскресениям допускаются растительное масло и вино.
- В праздник Преображения Господня (19/6 августа) разрешается рыба (растительное масло и вино).
- В праздник Успения Божией Матери (28/15 августа), если он приходится на среду или пятницу, разрешается рыба, а разговение переносится на следующий день. Если приходится на другие дни недели, как в этом году, поста нет.
В Успенский пост, как и в любой другой, духовный пост важнее телесного. Пост направляет нас к покаянию, праведному поведению, мирному состоянию духа, делам милосердия и любви к ближнему. Телесный же пост должен быть посильным и разумным.
Церковный день начинается с вечера. Поэтому, накануне, 13 августа, перед началом вечернего богослужения иерей износит из сосудохранилища честны́й Крест, полагает его на жертвенник на блюде, покрытом покровцем, и украшает Крест венком из живых цветов. На утрене после великого славословия - вынос Креста и поклонение ему по чину Крестопоклонной Недели. По обычаю, после вынесения Креста совершается помазание елеем. Крест относится в алтарь вечером (14 августа) по отпу́сте вечерни. В праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня (14 августа), совершается чин малого освящения воды. Обычно освящение воды совершается после литургии.
Успенский пост на сайте Православие.Ru.
![]()
![]()
![]()
Три Спаса связывают весь Успенский пост. В эти праздники мы приносим в дар плоды нового сбора, Церковь освящает через них весь урожай, и мы все вместе благодарим Бога за Его милость и благословение. Освящение проводится в конце праздничной литургии. На эту седмицу приходится Первый Спас, а следующая седмица начинается в воскресенье Вторым Спасом.
- Первый Спас - 14 августа. В этот день мы празднуем Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
- Второй Спас - 19 августа, Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
- Третий Спас - 29 августа. Перенесения из Эдессы в Константинополь в 944 г. Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа.
Первый Спас называют «медовым», «маковым» и «Спасом на воде». «Спасом на воде» он называется в честь малого водосвятия. Традиционно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на водоёмы и родники для освящения воды. После крестного хода купались и купали скот, чтобы смыть грех и быть здоровее.
Второй Спас называют «яблочным». Согласно Типикону, в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет, - яблоки.
Третий Спас называют «орешным», «ореховым» и «хлебным», так как к этому времени созревает лесной орех и завершается уборка хлеба. Он также называется «Спас на холстах», «Спас на полотне». Народные пословицы гласят: «Третий Спас хлеба припас», «Хорошо, если Спас - на полотне, а хлебушко в гумне!».
![]()
![]()
![]()
Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Тропарь Кресту Господню: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».
В греческом часослове 1897 г. так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии – Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».
Воспоминание Крещения Руси. В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 г. Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах 16 в.: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими булгарами в 1164 году.
![]()
![]()
Иеромонах Мефодий. Успенский Пост.
По Божией милости вступаем ныне мы, братие, в дни Успенского Поста.
Пост для христианина, принявшего его в подлинном его значении — время духовного очищения, связанного с добровольным ограничением требований телесной своей природы и обновлением совести в святых Таинствах Покаяния и Причащения.
Но, увы, такое отношение к посту — сравнительная редкость даже и для тех кто почитают себя находящимися в ограде церковной. Легкомысленное отношение к посту — тяжелое бремя для человеческой совести. И не только потому, что здесь очевидно нарушается послушание Церкви, но и потому, что тот, кто не соблюдает пост, грешит против самого себя, в смысле небрежного отношения к собственному духовному деланию.
Человек садовник души своей, а душа его дикий, невозделанный сад. Задача жизни — обратить энергию души на эту несовершенную и часто даже порочную природу и по мере сил усовершить ее. В осуществлении этой задачи одно из мощных средств — подлинный пост христианский. Он полагает пределы требованиям суетной и капризной человеческой плоти. Он воспитывает самодисциплину. Он делает человека не рабом, а владыкою своих страстей.
Он так же нужен христианину, как воину или атлету необходимы упражнения.
С материнской настойчивостью еще раз предлагает нам ныне эту возможность поработать над собой Святая Церковь. Откроем же сердца для Ее призыва. Оглянувшись на жизнь нашу, представим себе, сколько постов мы в ней потеряли, и постараемся, пока есть еще время, исправить свой грех перед Церковью и перед собою.
![]()
![]()
![]()
Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, мать их Соломония и учитель их Елеазар пострадали в 166 г. до Р.Х. от сирийского царя Антиоха Епифана. Антиох Епифан ввёл в Иерусалиме и всей Иудее язычество. Он поставил в храм Господень статую языческого бога Зевса и принуждал иудеев приносить перед ней жертвы. Многие тогда отпали от Истинного Бога. Но были и те, кто предпочёл телесные мучения и смерть смерти духовной. Среди них и прославляемые мученики. Они отказались приносить жертву и бесстрашно публично исповедовали перед царём свою веру. Начиная со старшего, на глазах остальных, братьев предавали мучениям до смерти. Когда остался седьмой, самый младший, Антиох предложил св. Соломонии склонить отрока к отречению, чтобы ей остался хотя бы последний сын. Но мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. После смерти всех детей св. Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась. Подвиг мучеников воодушевил Иуду Маккавея, он поднял восстание против Антиоха Епифана и с Божией помощью одержал победу. Об этих событиях рассказывается в Библии, во 2-й Книге Маккавейской.
Мощи семи святых мучеников Маккавеев хранятся в базилике святого апостола Андрея в Кёльне (Германия). Мощи Соломонии - в стамбульском Соборе Святого Георгия.
![]()
![]()
![]()
Собор Самарских святых. Память - 12 августа/30 июля:
Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России, чудотворец.
Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий.
Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский.
Священномученик Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский.
Священномученик Александр (Трапицын), архиепископ Самарский.
священник Александр Иванов (1866-1938);
священник Александр Органов (1873-1938);
священник Василий Витевский (1873-1938);
священник Вячеслав Инфантов (1883-1938);
священник Иаков Алферов (1878-1938);
священник Иоанн Смирнов (1873-1938);
священник Иоанн Сульдин (1880-1938);
священник Трофим Мячин (1888-1938).
Священномученик Алексий (Орлов), архиепископ Омский
Священномученик Августин (Беляев Александр Александрович), архиепископ Калужский и Боровский.
Священномученник Константин Сухов.
Священномученик Нифонт (Выблов), иеромонах.
Мученик Александр Антонович Медем.
Преподобный Варсонофий Оптинский (Плеханков Павел Иванович).
Святой праведный Александр Чагринский.
Святой праведный Петр Чагринский.
Тропарь: «Приидите возрадуйтеся вернии, небесные силы ликовствуйте, собори святых светло торжествуйте, яко днесь наста память святых земли Самарския, подвигом веры путь ко спасению нам указующих и заступниками земли нашея пред Господом являющих».
Величание: «Величаем вас, святии земли Самарския, и чтим святую память вашу, вы бо молите за нас Христа Бога нашего».
![]()
![]()
![]()
Святой Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
В 16 лет святой пришел в Москву и начал подвиг юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били Блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, квас приготовлен негодным. Почитание Блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды.
Однажды царь Иоан Грозный сказал ему: «Что-то я не видел тебя на богослужении». На что блаженный ответил: «А я тебя видел. Только не в храме, а на Воробьёвых горах». Так он упрекнул царя, что тот во время богослужения был занят мыслями о постройке дворца.
Один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к Блаженному, а он направил его в Киев: «Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь». Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. «Кого ты качаешь?» – спросил купец. «Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание». Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощение и достроил церковь.
Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду.
Сурово осуждал Блаженный тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а надеясь легким путем привлечь благословение Божие на свои дела. Однажды Блаженный увидел беса, который принял облик нищего. Он сидел у Пречистенских ворот и всем, кто подавал милостыню, оказывал немедленную помощь в делах. Блаженный разгадал лукавую выдумку и прогнал беса. Ради спасения ближних Блаженный Василий посещал и корчмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть зерно добра, подкрепить их лаской, ободрить. Многие замечали, что, когда Блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. Юродивого спрашивали, что это значит, и он отвечал: «Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников».
Очистив великими подвигами и молитвой свою душу, Блаженный сподобился и дара предвидения будущего. В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы; молитвой угасил пожар в Новгороде.
Скончался Блаженный Василий 2 августа 1557 года. Святитель Московский митрополит Макарий с собором духовенства совершил погребение святого. Его тело было погребено у Троицкой церкви, что на рву, где в 1554 году был пристроен Покровский собор в память покорения Казани. Прославлен Блаженный Василий Собором 2 августа 1588 года, который возглавил Святейший Патриарх Иов.
В описании облика святого сохранились характерные подробности: «наг весь, в руке посошок». Почитание блаженного Василия всегда было настолько сильным, что Троицкий храм и пристроенная Покровская церковь и доныне именуются храмом Василия Блаженного.
Вериги святого хранятся в Московской духовной академии.
![]()
![]()
Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей святого первомученика архидиакона Стефана было около 428 г.
После того, как Стефан был побит иудеями камнями, тело его бросили без погребения на съедение зверям и птицам. Однако на вторую ночь знаменитый иудейский законоучитель Гамалиил, склонявшийся к вере в Иисуса Христа и защитивший апостолов в синедрионе, предал тело архидиакона погребению на своей земле, в пещере, недалеко от Иерусалима. Когда скончался Никодим, тайный ученик Господа, приходивший к Нему ночью, Гамалиил и его похоронил близ гроба архидиакона Стефана. Затем и сам Гамалиил, принявший святое Крещение вместе со своим сыном Авивом, был погребен при гробе первомученика Стефана и святого Никодима. В 415 г. мощи святых были чудесным образом обретены и торжественно перенесены в Иерусалим архиепископом Иоанном вместе с епископами Елевферием Севастийским и Елевферием Иерихонским. С того времени от мощей начали совершаться исцеления.
При святом благоверном царе Феодосии Младшем (408-450), мощи святого первомученика Стефана были перевезены из Иерусалима в Константинополь и положены в церкви в честь святого диакона Лаврентия, а по создании храма в честь первомученика Стефана перенесены туда 2 августа.
![]()
![]()
Семь Ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин, жили в 3 в.
Св. Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, остальные шесть юношей – сыновьями других знатных ефесских граждан. Юноши были друзьями с детства, и все состояли на военной службе. Когда император Декий прибыл в Ефес, он повелел всем гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам. Непокорных ожидали мучения и смерть. Были призваны и семь ефесских отроков. Представ перед императором, они исповедали свою веру во Христа. С них немедленно были сняты знаки воинского отличия – военные пояса. Однако Декий отпустил их на свободу, надеясь, что они изменят решение за то время, пока он находится в походе. Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон, где проводили время в молитвах, готовясь к мученическому подвигу. Самый младший из них – св. Иамвлих, одеваясь в нищенское рубище, ходил в город и покупал хлеб. В один из таких выходов в город он услышал, что император вернулся, и их ищут, чтобы представить на суд. Св. Максимилиан воодушевил друзей выйти из пещеры и добровольно явиться на суд. Узнав, где скрываются отроки, император велел заложить вход в пещеру камнями, чтобы отроки умерли в ней от голода и жажды. Присутствовавшие при этом тайные христиане, желая сохранить память о святых, вложили среди камней запечатанный ковчежец, в котором находились две оловянные дощечки. На них были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.
Но Господь навел на отроков чудный сон, продолжавшийся почти два века. К тому времени гонения на христиан прекратились. При святом благоверном царе Феодосии Младшем снова стали распространяться ереси, отвергавшие воскресение мертвых. Тогда Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семь отроков.
Владелец участка земли, на которой находилась гора Охлон, начал каменную постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая о прошедшем времени. Готовясь принять мучения, отроки поручили св. Иамвлиху ещё раз купить им хлеба в городе для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест. Услышав свободно произносимое Имя Иисуса Христа, он стал сомневаться, что пришёл в свой город. Расплачиваясь за хлеб, юноша подал торговцу монету с изображением императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Святого Иамвлиха привели к градоначальнику, у которого в то время находился ефесский епископ. Слушая ответы юноши, епископ понял, что Бог открывает через него какую-то тайну, и сам отправился вместе с народом к пещере. У входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его. Он прочёл на оловянных дощечках имена семи отроков и обстоятельства замурования пещеры по повелению императора Декия. Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мертвых. Вскоре сам император прибыл в Ефес и беседовал с юношами в пещере. Тогда же святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, уже до всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле.
Вторично память семи отроков празднуется 22 октября. По заметке греческой минеи 1870 г., они в первый раз уснули 4 августа, а пробудились 22 октября. Святые отроки упоминаются и в службе церковного новолетия – 1 сентября.
![]()
12 августа Международный день молодежи (International Youth Day) установлен Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1999 года по предложению Всемирной конференции министров по делам молодежи, состоявшейся в Лиссабоне 8—12 августа 1998 года. Первый раз Международный день молодежи праздновался 12 августа 2000 года.
Конференция рекомендовала организовать информационно-пропагандистские мероприятия в поддержку Дня в целях повышения информированности, особенно молодежи, о Всемирной программе действий, касающихся молодежи, до 2000 года и на последующий период, принятой Ассамблеей в 1995 году.
День молодежи отмечается и во многих других странах мира, для которых каждое государство установило свои даты. В России это 27 июня.
Назад к списку
Новости
- Календарь: Неделя 17я по Пятидесятнице
- 25 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 18й по Пятидесятнице.
- Календарь: Неделя 16я по Пятидесятнице
- 18 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 17й по Пятидесятнице.
Объявления
- Храму срочно требуются
- 03 Февраль 2016
Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.
Обращаться к настоятелю о. Владимиру
- Внимание!
- 18 Май 2012
Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.