29.07.12-04.08.12 Неделя 8-я по Пятидесятнице
В евангельском чтении воскресенья [Мф.14:14-22], начала седмицы, говорится о чудесном насыщении пяти тысяч народа. В евангельском чтении конца седмицы, субботы [Мф.15:32-39], рассказывается о повторном чудесном насыщении (четырёх тысяч, кроме женщин и детей). Так вся седмица проходит под знаком того, как Иисус Христос телесно и духовно насыщает тех, кто пришёл к Нему, заботится о них во всякой нужде. Мы видим, как весь народ собирается вокруг Него в порядке, указанном Им, и Спаситель посылает помощь Свою через учеников и служителей Своих. Мы видим прообраз Церкви Христовой. На каждой Евхаристии мы вновь переживаем не только Тайную вечерю, но и это чудо насыщения и единения вокруг Христа и, затем, Его служителей. Евангельское чтение наставляет нас бережно относиться к дарам Того, кто назвал Себя хлебом жизни. Каждый день в молитве мы просим: «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Давайте же не забывать поблагодарить Бога за то, что Он нам посылает — перед каждой трапезой, перед отходом ко сну, после всякого дела.
Литургия — значит, «общее дело». Апостольское чтение недели [1Кор.1:10-18] подчёркивает необходимость нашего единства в нашей вере и в нашей Церкви, Глава Которой — Иисус Христос. Недопустимы никакие, казалось бы, несущественные, религиозные несогласия. «Разве разделился Христос?», «разве Павел распялся за вас?» - спрашивает апостол. Господь завещал нам любовь и установил союз любви. Ребята, давайте жить дружно! Там, глядишь, с Божьей помощью, и до любви дорастём.
Единство и чистоту веры и Церкви отстаивали святые отцы на Вселенских Соборах. В это воскресение мы славим святых отцов шести Вселенских соборов, а также, отдельно, святых отцов Четвёртого Вселенского собора, и ещё Собор Российских чудотворцев, прославленных святителем Макарием.
В среду мы вспоминаем обретение в 1903 г. мощей преподобного Серафима, Саровского и всея России чудотворца в день рождения святого.
В четверг славим пророка Илию. В тот же день мы славим праведного первосвященника Аарона, брата и сподвижника пророка и Боговидца Моисея. А на следующий день славим пророка Иезекиля.
В субботу мы славим мироносицу равноапостольную Марию Магдалину.
И ещё, в течение седмицы, мы вспоминаем и славим многих и многих святых. «Дивен Бог во святых Своих».
Свт. Феофан Затворник. Неделя 8-я по Пятидесятнице. (1Кор.1:10-18; Мф.14:14-22).
Пред чудным насыщением пяти тысяч человек, ученики Господни хотели, чтобы народ был отпущен, но Господь сказал им: «не нужно им идти, вы дайте им есть». Заучим это слово, и всякий раз как враг будет внушать нам отказать просящему, будем говорить от лица Господа: «не нужно им идти, вы дайте им есть» — и дадим, что найдется под рукою. Много отбивает враг охоты благотворить, внушая, что просящий может быть не стоит, чтоб ему подано было, а вот же Господь не разбирал достоинства возлежащих: всех одинаково угостил, а конечно не все были одинаково Ему преданы; были, может быть, и такие, которые потом кричали: «распни!». Таково и общее Божие промышление о нас: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45). Если бы Господь помог нам хоть мало-мало быть милосердыми, «как Отец наш небесный милосерд!».
Иларион (Алфеев). Чудо умножения Хлебов. Неделя 8-я по Пятидесятнице.
Чудо умножения хлебов, о котором мы сегодня слышали в евангельском чтении, научает нас нескольким вещам. Прежде всего, тому, что Господь может напитать, насытить нас, даже если по человечески у нас ничего - или почти ничего - нет. Наша жизнь и смерть в руках Божиих, и наша пища - то, что мы называем хлебом насущным, - тоже в Его руках. Иногда у нас бывает «двенадцать коробов полных», наш дом переполнен хлебом и пищей; но иногда у нас остается лишь пять хлебов и две рыбки. Господь же всегда здесь и готов напитать нас, у Него всегда достаточно щедрости, чтобы никто из нас не ушел алчущим, чтобы каждый был насыщен.
Это справедливо в отношении пищи не только телесной, но и духовной. Человеку недостаточно одного материального благополучия, чтобы быть счастливым, чтобы душа его была наполнена; ему необходим Сам Бог. И Господь создал человека таким, что душа его всегда стремится к Нему. Только Бог может душу человеческую наполнить и насытить Собою. И до тех пор, пока Господь не пришел к нам, не вселился в нас, мы алчем и жаждем. Но когда Он приходит, мы ощущаем полноту жизни - то, о чем Христос сказал: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком». Жизнь с избытком возможна только во Христе и через Христа.
Хлеб, которым питает нас Господь, - это не только хлеб земной, дающий жизнь нашему земному телу, но это и Хлеб, сходящий с небес, т. е. Сам Господь, Которого мы причащаемся в таинстве Евхаристии за Божественной Литургией. Евхаристия - это то самое чудо умножения хлебов, которое происходит всякий раз, когда мы собираемся в храме Божием на Литургию, всякий раз, когда мы причащаемся Святых Христовых Тайн. В Причастии Сам Господь входит в нас, Он становится единым телом и единой кровью с нами, Его Тело становится нашим телом, Его Кровь - нашей кровью.
Готовясь к причащению, мы должны «испытывать себя», чтобы Причастие не было для нас «в суд или во осуждение», чтобы не получилось, как говорит апостол Павел, что мы тела наши, которые «суть члены Христовы», отнимаем у Христа, «чтобы сделать их членами блудницы» (1 Кор. 6:15). А это происходит, когда человек, причащающийся Святых Христовых Тайн, ведет жизнь не евангельскую, живет не по заповедям Божиим. Когда мы причащаемся, мы принимаем в себя не только Христа под видом хлеба и вина, но весь евангельский закон, все нравственные, духовные и иные нормы, содержащиеся в Евангелии.
Пусть каждый из нас испытывает себя, дабы представать перед страшным судом собственной совести еще до того, как наступит последний Страшный суд. Пусть каждый воскресный и праздничный день даст нам возможность проверить свою жизнь на соответствие евангельскому идеалу, очиститься от грехов в таинстве исповеди, в молитве покаяния и благодарности Богу за то, что Он удостаивает нас этого таинства. Пусть причащение Святых Христовых Тайн поможет нам, обновившись духовно и телесно, соединиться с Богом, потому что только жизнь в Боге может нас насытить и наполнить. Нет иного хлеба и иной рыбы, которая могла бы напитать нас, кроме Самого Христа. И до тех пор, пока мы не соединились с Ним, душа наша продолжает алкать и жаждать. Но после этого соединения душа приобщается к тому блаженному покою, тому внутреннему миру, который есть Царство Небесное. И этого Царства мы приобщаемся прежде всего через причащение Святых Христовых Тайн. Будем как можно чаще прибегать к Причастию с мыслью и молитвой о том, чтобы Он помог нам жить по Евангелию и достичь того духовного состояния, о котором апостол Павел говорил: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Аминь.
[Иларион (Алфеев) Человеческий лик Бога (Проповеди)]
Святая равноапостольная мироносица Мария Магдалина - первая из шести женщин, причисленных к лику равноапостольных. Кроме неё - ещё первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная, просветительница Грузии Нина и княгиня Ольга (которую мы славили на прошлой седмице). В Евангелии говорится, что Господь изгнал из Марии семь бесов. С момента исцеления Мария начала новую жизнь. Она стала верной ученицей Спасителя. Она следовала за Господом и вместе с благочестивыми женщинами (Иоанной, женой Хузы (домоправителя Иродова), Сусанной и другими), служила Ему от имений своих. Она была у Креста, присутствовала при погребении и с другими мироносицами принесла ароматы, чтобы помазать Тело Господне. Ей первой явился Господь по Воскресении, и она первая принесла апостолам эту радостную весть. Это была первая в мире проповедь о Воскресении. Благодаря Марии Магдалине распространился обычай дарить пасхальные яйца (что отмечено в некоторых древних монастырских уставах). По преданию, она поднесла красное яйцо императору Тиверию, как символ Воскресения, рассказав о жизни, осуждении, распятии и воскресении Иисуса. По преданию, яйцо покраснело после слов императора: «скорее это яйцо покраснеет, чем мёртвый воскреснет». С проповедью Евангелия она обошла всю Италию, говоря те же слова, что когда-то апостолам: «Я видела Господа Воскресшего».
Когда-то великая грешница, получив от Господа исцеление, она искренне и бесповоротно начала новую, чистую жизнь. Мария Магдалина возлюбила Господа, призвавшего её к новой жизни и осталась Ему верна навсегда. Да будет это примером всем нам.
Иеромонах Мефодий. Преподобный Серафим Саровский.
Преподобный Серафим Саровский один из последних (если не считать сонма мучеников революции) великих праведников Русской Церкви.
Он скончался в конце первой трети 19-го века. И в образе его открывается живая проповедь вечной жизненности, высоты и благодатности святого Православия. 19-ый век в русской жизни был по преимуществу временем торжества западных идей, далеких от Церкви, чуждых Православию и основанных на безверии.
На Церковь смотрели только как на форму и на "обрядность." Русский интеллигент в душевных драмах и терзаниях своих не хотел искать под сенью церковной тихой пристани разрешения своих сомнений.
И вот в это самое духовно скудное время из толщи боголюбивого русского народа, из здоровой духовно и телесно купеческой семьи, явился миру преподобный Серафим.
Прямо и просто прошел его жизненный путь. Еще недавно беседуя о преподобном Сергии Радонежском, говорили мы об образе целомудрия в жизни этого святого, в смысле целостности духовного его облика. В таком же смысле целомудренным был и преподобный Серафим.
Один из русских писателей и публицистов в почти кощунственной, отвратительной форме обвинял преподобного в том, что во дни мировых потрясений и катастроф он молился в одиночестве тысячу дней на камне, уйдя от человечества и его тревог.
Кто знает, быть может, именно эта, на серафимских крыльях возносившаяся к Богу, молитва продлила сроки окончательной гибели мира.
Ведь молитва тоже сила, и как раз сила, в которой более всего бессилен мир.
Провидя близкую свою кончину преподобный Серафим, оставил нам посмертный завет свой, в котором поистине открывается великое в любви своей, весь мир объемлющее его сердце: "Для вас я всегда живой," - говорил он, обращаясь к духовным своим детям, - "когда меня не станет, вы ко мне на гробик приходите ... все, что есть у вас на душе, что бы с вами ни случилось; придите ко мне, да все горе с собой-то и принесите на мой гробик. Припав к земле, как живому, мне все и расскажите. И услышу я вас, и скорбь ваша отойдет и пройдет. Как вы с живым со мной говорите, так и тут. Для вас я всегда живой буду вовеки."
С чем придти нам к преподобному Серафиму, если не ко гробу его, то к святой его иконе? Часто приходится слышать жалобы на великий преизбыток скорбей и испытаний в той обстановке, которая нас окружает. Но еще чаще бывает, что забываем мы главную свою скорбь - неумение скорбеть во имя Христово.
Отец не ищет от сына жертвы, как лишения, он ищет любви...
И эта в тайне сокровенная любовь к нам Бога раскрывается тогда, когда мы не только эгоистично жаждем Божией Любви, но и сами хотим Его полюбить и засвидетельствовать эту любовь не словом, а жизнью.
Будем же просить у великого и благостного Саровского Старца этой любви, которую носил он в своем сердце и которую обещал и по смерти своей изливать на души с верою притекающих к нему. Она важнее и ценнее всего. С ней не страшны никакие искушения.
Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!
Из наставлений преп. Серафима Саровского.
Проведя всю жизнь в подвигах, непосильных для большинства людей, преподобный советовал идти святоотеческим «царским (средним) путем» и не брать на себя чрезмерно трудных деяний: «выше меры подвигов принимать не должно; а стараться, чтобы друг – плоть наша – был верен и способен к творению добродетелей».
«Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему; вот престол, на котором Он любит восседать и являться в полноте Своей пренебесной Славы. «Сыне, даждь Ми сердце твое, – говорит Он, – а все прочее Я Сам приложу тебе», – ибо в сердце человеческом Царство Божие вмещаться может».
«Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но... молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять».
«Душу снабдевать надобно Словом Божиим. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным».
Батюшка Серафим строго указывал, что молитва должна идти из сердца, а не быть формальной. «Те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву со внутренней, не монахи, а черные головешки!» Широко известно Серафимово правило для тех мирян, которые в силу жизненных обстоятельств не могут читать обычные утренние и вечерние молитвы: утром, перед обедом и вечером трижды читать «Отче наш», трижды – «Богородице Дево, радуйся», единожды «Верую». Занимаясь дневными делами, с утра до обеда творить молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного» или просто «Господи, помилуй», а от обеда до вечера – «Пресвятая Богородице, спаси мя грешного» или «Господи, Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного».
«Нет хуже греха и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния». Сам святой Серафим всегда светился тихой, мирной радостью духовной и каждого приветствовал словами: «Радость моя! Христос воскресе!»
«Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи». «Kто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары». «Для сохранения мира душевного... всячески должно избегать осуждения других... Чтобы избавиться от осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему мертву».
«Мир душевный приобретается скорбями».
«Писание говорит: «мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу» (Псал. 65:12). Хотящим угодить Богу путь лежит через многие скорби».
«Ничто так не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание и сколько возможно непрестанная беседа с собою и редкая с другими. Ничто же лучшее есть во Христе мира, в нем же разрушается всякая брань воздушных и земных духов. Признак духовной жизни есть погружение человека внутрь себя и сокровенное делание в сердце своем».
«Мы должны все свои мысли, желания и действия сосредотачивать к тому, чтобы получить мир Божий и с Церковью взывать: «Господи! Ты даруешь нам мир» [Ис.26:12]».
«Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других. Снисхождением сохраняется мир душевный, чтобы не впадать в осуждение ближних, должно внимать себе, ни от кого не принимать дурных вестей и быть ко всему мертвым».
«Должно снисходить и к душе своей в ее немощах и несовершенствах, и терпеть свои недостатки, как терпим недостатки ближних, но не облениться и непрестанно побуждать себя к лучшему».
«Всякий успех в чем либо, мы должны относить ко Господу и говорить с пророком: «не нам, Господи, не нам, имени Твоему даждь славу» [Пс.113:9]».
Из Беседы о цели христианской жизни.
... Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель нашей жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего. Только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но награды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Христос сказал: «всяк иже не собирает со мною, той расточает.
... Стяжание все равно, что приобретение ...
... Цель жизни мирской обыкновенных людей есть наживание денег. Стяжание Духа Божьего есть тоже капитал, но только благодатный и вечный, и он, как денежный, приобретается одними и теми же путями, очень сходственными друг с другом. Бог Слово, Господь наш, Богочеловек, Иисус Христос уподобляет жизнь нашу торжищу и дело жизни нашей на земле именует куплей и говорит всем нам: «купуйте дондеже приду, искупующе время, яко дни лукавы суть», т.е., выгадывайте время для получения небесных благ, через земные товары. Земные товары это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятого Духа. «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется Тройческим единством священнотайне». Сам Дух Святый вселяется в души наши, и это то самое вселение в души наши Его, Вседержителя, и сопребывание с духом нашим Его Тройческого Единства и даруется нам лишь чрез всемерное с нашей стороны стяжание Духа Святого, которое и предуготовляет в душе и плоти нашей Престол Божиему всетворческому с духом нашим сопребыванию, по непреложному слову Божиему «вселюся в них и похожду и буду им в Бога, и тии будут в людие Мои».
Святой пророк Илия – один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета – родился за 900 лет до Воплощения Бога Слова. С малых лет он посвятил себя Единому Богу, поселился в пустыне и проводил жизнь в строгом посте, Богомыслии и молитве.
Призванный к пророческому служению при израильском царе Ахаве, пророк стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия. Он боролся с язычеством, обличал царя Ахава и его жену за их уклонение в язычество и пороки.
За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на Небо живым в огненной колеснице. По преданию Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.
В силе Илии приходил Иоанн Креститель. Во время Преображения Господня пророк Илия беседовал со Спасителем на горе Фавор.
Со дня огненного вознесения на Небо пророка Илии его почитание в Церкви никогда не прерывалось. Русская Православная Церковь свято чтит пророка Илию. Первая церковь, построенная в Киеве при князе Игоре, была во имя пророка Илии. После крещения святая равноапостольная княгиня Ольга построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты.
Архимандрит Иоанн Крестьянкин. Слово в день праздника пророка Божия Илии.
Сегодня, возлюбленные, мы с вами прославляем одного из ветхозаветных пророков, жившего за 900 лет до Рождества Христова, — славного пророка Илию! Среди других пророков Ветхого Завета он является самым пламенным проповедником веры и обличителем идолопоклонства. На древних пророков Промыслом Божиим было возложено будить человеческую совесть, спасать погибающее человечество, впавшее в идолопоклонство, приводить людей через покаяние к праведности.
Во времена пророка Илии большая часть богоизбранного иудейского народа оставила веру своих отцов и, перейдя в идолопоклонство, образовала Израильское царство. Пророк Илия, будучи великим ревнителем о славе Божией, не мог терпеть, что его единоплеменники поклоняются деревянным и каменным идолам. Он имел горячее сердце и бесстрашно выступал с обличениями. Но этим он навлек на себя гнев царя Ахава и нечестивой царицы язычницы Иезавели, которые решили убить его. Пророку пришлось скрываться в пустыне, в пещере. Терпеть голод и жажду. Терпеть и великие душевные страдания оттого, что его горячие призывы не приносят желаемых результатов. Так велики были его душевные страдания, что он даже просил у Бога себе смерти.
Но Бог любил Своего верного служителя и не дал ему смерти. Бог незримо подкреплял его... Птицы приносили ему пищу, необходимую для поддержания жизни. И прожил Илия еще ряд лет в трудах проповеди истинной веры. По повелению Божию вернулся пророк Илия из своего изгнания и посрамил языческих жрецов, всенародно показав ложность их веры и суетность упования на идолов. Народ вразумился, когда по краткой молитве пророка Илии на его жертвенник сошел с неба огонь. А жрецы долго взывали к своим идолам, но на их жертвенник так и не сошел огонь. К сожалению, царь Ахав не вразумился этим явным чудом, показавшим, что Бог, в Которого верит Илия, есть, действительно, истинный Бог. И пришлось пророку Илии опять скрываться в пустыне.
Многие ветхозаветные праведники, в том числе и пророк Илия, не могли понять долготерпения Божия. В их душе возникало вполне естественное недоумение: «Почему Бог не наказывает нечестивых людей? Долго ли смрадом их греховной жизни будет оскверняться земля Божия?» Но, мои дорогие, долготерпит Бог по неизреченной Своей любви к людям. Ведь в каждой человеческой душе отпечатлен образ Божий. И пока не исчезнет хоть самая малая надежда на покаяние человека, Господь не поражает его смертью, а с надеждой ждет его раскаяния. Ждет потому, что и в душе самого отчаянного грешника есть хотя бы крупица сделанного им добра. И вот за это-то малое добро, за этот лучик света в душах богоотступников Бог терпеливо ждет, что, быть может, придут и они в сознание и оставят свое нечестие.
Еще в дни Ветхого Завета Господь сказал людям: «Обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам,» - читаем мы у пророка Малахии (Мал. 3:7). Бог только зовет к Себе. Он никого не заставляет насильно веровать в Себя. Ни от кого из нас не отнимает того дара, которым Он наградил нашу бессмертную душу, - ее свободной воли. Он ждет, что мы своим сердцем обратимся к Нему.
«Сын Мой! отдай сердце твое Мне...» - говорит человеку Господь (Притч. 23:26). Ждет Господь, терпеливо ждет обращения людей, потерявших веру... Поверь в Бога - Творца твоего. Открой перед Ним твое сердце, быть может, исстрадавшееся, изболевшее за годы богоотступничества. И ты почувствуешь, как обильно потечет в него поток благодати Божией. Почувствуешь, как радует, утешает и подкрепляет Господь верующее в Него сердце.
Но знайте - Богу нужна не мертвая вера, а та, которая живет во всем внутреннем существе человека. Когда все наши мысли направлены к Господу. Когда сердце наше жаждет жить с Богом, не разлучаясь с Ним. Когда воля наша хочет исполнять заповеди Божий, идти за Господом до конца дней своих. Такая живая вера вдохновляет, является движущей силой на всем нашем жизненном пути, спасает нас, составляет счастье нашей жизни.
Вот такую веру имел пророк Илия. И мы все, дорогие мои, должны трудиться над тем, чтобы вера наша была именно такой, если мы считаем себя детьми Божиими. Святой пророк Илия принадлежит к числу избранных великих мужей благочестия, которые, подобно звездам, сияли на тверди ветхозаветной церкви, прообразуя пришествие .. мир Солнца Правды - Христа Спасителя. И своей ревностью о славе Божией поучает нас всегда помнить о своем призвании - быть истинными последователями Господа нашего Иисуса Христа, строгими исполнителями Его святой воли.
Мы должны приучить себя к исполнению заповедей Божиих. Воспитать в себе такое настроение, при котором жизнь вдали от Бога просто немыслима для нас. Этим мы будем приближаться к той жизни, которую вел пророк Илия.
Ныне ублажаемый праведник именуется пророком. Но был он и великим чудотворцем. По его молитвам для вразумления нечестивцев небо заключалось - не давало дождя... По его голосу в нужный момент и дождь проливался на землю целыми потоками... Молитва его низводила огонь с неба для сожжения жертвы, дабы посрамить идольских жрецов. Но ведь был он таким же человеком, как и все мы. Значит, его подвиги и действия доступны каждому верному рабу Божию. Ведь Бог Илии (4 Цар. 2:141) есть и Бог всех нас. Хотя пророк Илия в своих дивных делах показал себя превыше всей природы, мы знаем, что возможность подражать ему дана всем людям, верующим в Бога. Для всех Господь произнес слова: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им...» (Мар.16:17-18). И, если человек верует так, как нужно, ему обещано Богом, что он сможет делать не только великие дела, которые творил при земной жизни Сам Христос Спаситель, но еще и большие. «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Иоан.14:12). Значит, какие великие возможности даны верующему человеку! Господь сказал: «Все, что попросите в молитве с верою, получите». И еще: «Все возможно верующему».
Но мы, дорогие мои, так далеки от христианского совершенства. И, конечно, не способны творить даже малые чудеса. Нам хотя бы в полной мере сознавать, какой великий дар Божий наша православная Христианская вера, и не переставать от всего сердца благодарить Бога.
Вера - это наш светильник, который светит нам на жизненном пути. Она, как духовное солнце, согревает нас. Учит, как надо жить, чтобы достигнуть вершин доступного человеческим силам духовного совершенства. Вера открывает перед нашими духовными очами небесный духовный мир. Дает нам знание о Боге - Боге Вечном, Всемогущем, Вездесущем, Всевидящем. Вера наша говорит нам о том, что мы имеем бессмертную душу и что обычная для всех людей телесная смерть не есть уничтожение нашей личности, а только переход в жизнь вечную, не имеющую конца. Наша искренняя вера - это то духовное солнце, которое согревает нас, если мы унываем или скорбим, когда посещают нас несчастия. Вера учит всему возвышенному, благородному, чистому, светлому. Живая вера, проникающая все наше внутреннее существо, помогает нам жить так, что первой нашей мыслью является мысль о Боге и основное наше желание - быть ближе к Нему.
Пророк Божий Илия, проповедуя веру в Бога, знал своим верующим сердцем, что вера - это лучшее украшение, лучшее богатство, лучшая драгоценность для человека, поэтому так тяжело переносил он, что богоизбранный народ, забыв веру в истинного Бога, стал поклоняться идолам. Бог, утешая Своего верного раба, открыл ему, что не весь Израиль отступил от Него. Что есть еще достаточно (7 тысяч) верных Его рабов, не поклоняющихся идолам.
Много чудесного связано с жизнью пророка Илии. Но самое поражающее наш ум чудо произошло при конце его жизни. Как все мы хорошо знаем, он был вознесен на небо живым на огненной колеснице. В жизни своей пророк Илия выделялся среди других ветхозаветных праведников особой любовью к Богу. Его ревность о Боге была так велика, что весь он представляется нам как бы объятый пламенем. И в конце его земной жизни пламенный вихрь на огненной колеснице унес его на небо. Подобного не было ни до него, ни после него. И, вероятно, такое уже больше не повторится.
Когда мы, возлюбленные, думаем о святых,- мы думаем о их величии, они представляются нам героями духа. Но «сила Божия в немощи совершается».
Дерзнем и мы, по силам нашим, в чем-либо подражать ныне прославляемому пророку Божию. Велика была верность Богу и сила молитвы пророка Илии. Вот и возьмем себе за правило в жизни своей подражать ему в этом. А прежде проверим себя, живем ли мы по вере нашей. Еще за полторы тысячи лет до Рождества Христова было сказано: «Внимай себе, если хочешь спастись!»
Проверим, живем ли мы так, что в конце жизни не будет у нас горького раскаяния, что шли мы всю жизнь не той дорогой? Использовали ли мы те дни, годы, дарованные нам Господом, для подготовки себя к вечности? Стремимся ли мы украсить свою душу той красотой, в которой мы должны предстать пред Богом? Напомним себе, что Бог потребует от нас дел любви, смирения и кротости, и терпения в трудах во имя вечной жизни.
Дорогие мои, земная жизнь дается каждому из нас только один раз. Проверяйте себя, пока еще есть время сбившемуся с пути найти верную дорогу.
Постараемся жить так, чтобы узнал Господь в нас Своих детей и не отвернулся от нас.
Праздники в честь святых помогают нам делать такие проверки. Нам не по силам их жизнь. Но стремиться к их подвигам мы должны. Прославляя сегодня пророка Божия Илию, будем просить его, чтобы по его молитвам иметь нам веру непоколебимую, надежду несомненную, любовь нелицемерную, молитву пламенную и ревность о славе Божией.
Будем просить угодника Божия, чтобы он помог нам укрепить наши веру, и молитву, и желание жить по правде Божией.
«Величаем тя, святый пророче Божий Илие, и почитаем еже на колеснице огненней преславное восхождение твое!»
2 августа н.с. (20 июля с.с.) 1986 г.
Святой пророк Иезекииль жил в 6 веке до Рождества Христова. Пророку было явлено от Бога семь видений, среди которых есть следующие замечательные и важные пророческие видения о судьбах человечества.
Знамением призвания Иезекииля было видение сияющего облака славы Божией, в середине которого был пламень, а в нём - подобие движимой духом колесницы и четырех крылатых животных, имевших вид человека с четырьмя лицами: человека, льва, тельца и орла. Перед их лицами находились колеса, усеянные очами. Над колесницей возвышался как бы кристальный свод, а над сводом - подобие престола, на котором восседал как бы Человек, Осенённый радугой. По толкованию святых отцов, Иезекииль увидел Иисуса Христа. Колёса, усеянные очами, символизировали части света со всеми народами земли. Животные были прообразами четырёх евангелистов, просветивших мир евангельской проповедью с разумом человека, с силою львиною, с покорностью тельца, с высоким пареньем духа, подобном орлиному. Символы этих животных были усвоены евангелистам: Матфею - человек, Марку - лев, Луке - телец, Иоанну - орёл.
В другом видении Иезекиилю был явлен прообраз всеобщего воскресения мертвых и новой вечной жизни искупленных Иисусом Христом. Пророк увидел поле, покрытое сухими костями, и Господь Бог оживил их. «...так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших...» [Иез.37:12].
В другом видении Иезекиилю был явлен прообраз искупления рода человеческого Сыном Божиим, воплотившемся от Пресвятой Девы Марии, именуемой пророком «вратами затворенными», которыми прошел только Один Господь Бог.
За обличение в идолопоклонстве одного еврейского князя, св. Иезекииля предали казни.
Свт. Димитрий Ростовский обращал внимание верующих на следующие слова в книге пророка Иезекииля: если праведник, надеясь на свою праведность, дерзнет грешить и в грехе умрет - будет отвечать за грех и подлежит осуждению; а грешник, если покается, и умрет в покаянии - его прежние грехи не воспомянутся перед Богом [Иез.3: 20; 18: 21-24].
Назад к списку
Новости
- Календарь: Неделя 17я по Пятидесятнице
- 25 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 18й по Пятидесятнице.
- Календарь: Неделя 16я по Пятидесятнице
- 18 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 17й по Пятидесятнице.
Объявления
- Храму срочно требуются
- 03 Февраль 2016
Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.
Обращаться к настоятелю о. Владимиру
- Внимание!
- 18 Май 2012
Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.