22.07.12-28.07.12 Неделя 7-я по Пятидесятнице
В евангельском чтении [Мф.9:27-35] говорится о чудесном исцелении двух слепых и одного немого-бесноватого по вере их. Так Господь исцеляет нас по нашей вере - и телесно, и духовно. Это чудо напоминает нам о постоянстве и твёрдости веры. Часто эту твёрдость мы обретаем только через беды наши, когда наконец осознаём, как много проявил Бог милости и любви к нам и к другим. Проявляется наша вера в полном уповании на Бога, в стремлении к Нему, в открытом исповедании своей веры и постоянных смиренных и настойчивых молитвах к Нему. И тогда вера вознаграждается исполнением просимого и обретением благодатной благодарности к Богу в сердце нашем.
Помощь Божия ищется с верой и получается по любви Его. Ожесточившиеся же сердцем, упёршиеся в свои страсти, наоборот, хулят Бога в ослеплении своём. Для слепоты телесной как бы нет солнца. Так и в слепоте духовной человек не видит «Солнца правды» - Христа. Страсть делает человека слепым и в поступках, и в суждении о ближних и самом себе, и в суждении о Божьем Промысле.
Слепота, хоть телесная, хоть духовная - болезнь, немощь. Апостольское чтение [Рим.15:1-7] наставляет нас, что более сильный в вере должен помогать более слабому: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных». Мы должны сами жить по совести и другим помогать, наставлять их, быть им примером. К более немощным, слабым надо иметь не презрение, а терпение. Не о себе и своих обидах думать, а с любовью и мудростью печься о ближнем. Но печься во благо, а не потакать во вред. В том нам главный пример - Иисус Христос, Который во всех Своих делах искал не Своего, но ради нас перенёс поношения, преследования и смерть.
Среди окружающей озлобленности и нетерпимости нам надо сохранить своё единство и согласие во Христе. Как в добром семействе один заботится о другом и старший помогает младшему, так и в обществе христиан, составляющих единое семейство единого Отца небесного, каждый из членов должен заботиться не о себе только, но и о других. «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию». Ненависть и вражда непристойны христианам.
Мы, христиане, на этой седмице празднуем крещение Руси. С крещением Руси неразрывно связаны имена равноапостольной Великой княгини Ольги и её внука равноапостольного Великого князя Владимира. Ко времени Владимира относится и вспоминаемый нами исповеднический подвиг первомучеников российских Феодора Варяга и его сына Иоанна.
Бабушки, вспоминайте княгиню Ольгу, воспитывая внуков! Кроме Владимира Крестителя Руси она воспитала и Ярополка, который «был муж кроткий, милостивый ко всем, любил христиан. Сам не крестился народа ради, но никому не запрещал».
Одним из прямых продолжателей дела святых Ольги и Владимира является преп. Антоний Печерский, начальник всех русских монахов. Его мы славим в понедельник, 23/10 июля, в тот же день, когда празднуем Положение ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625).
И ещё, в течение недели, мы вспоминаем и славим многих и многих святых. Велика и обильна святыми земля Русская.
Свт. Феофан Затворник. Неделя 7-я по Пятидесятнице. (Рим.15:1-7; Мф.9:27-35).
«По вере вашей да будет вам», сказал Господь двум слепцам, и тотчас отверзлись очи их. Насколько веры, настолько привтечения Божеской силы. Вера — приемник, уста и вместилище благодати. Как легкие у одного бывают большие, а у другого маленькие, и те больше принимают воздуха, а эти меньше, — так и вера у иного большая, у другого маленькая, и та больше принимает даров от Господа, а эта меньше. Бог всюду есть, все объемлет и содержит, и любит обитать в душах человеческих; но входит в них не насильно, хоть всемогущ, а как бы по приглашению, ибо не хочет нарушать дарованной Им человеку власти над собою или права хозяйства в себе. Кто отворяет себя верою, того преисполняет Бог, а кто затворился неверием, в того не входит хоть и близ есть. Господи! приложи же нам веру, ибо и вера —Твой же дар. Из нас же всякий должен исповедать: «я же беден и нищ». (Пс.69, 6).
Иеромонах Мефодий. Неделя 7-я по Пятидесятнице ( Мф.9:27-35).
В предлагаемом в нынешний воскресный день евангельском чтении услышали мы, братие, повествование Евангелиста о чудесном исцелении Господом Иисусом Христом двух слепцов. Как не раз уже слышали мы и видели в Евангелии, главным условием всякого чуда, всякой исполняемой молитвы является, прежде всего, живая и действенная вера. Так и здесь Господь, прежде, чем совершить исцеление, обращается к слепцам с вопросом: «веруете ли, что Я могу это сделать?» И только получив от сердца идущий ответ: «ей, Господи», возвращает Он им угасшее зрение.
«В молитве», - говорит о. Иоанн Кронштадтский, - «главное, о чем надо прежде всего позаботиться - это живая ясновидящая вера в Господа: представь Его живо пред собою и в себе самом, - и тогда, еже хощеши, проси о Христе Иисусе в Духе Святом, и будет тебе. Проси просто, ничто же сумняся, и тогда Бог твой будет все для тебя, во мгновение совершающий великие и чудные дела, подобно тому, как крестное знамение совершает великие силы. Проси не для себя одного, но и для всех верных, для всего тела Церкви благ духовных и вещественных, не отделяя себя от прочих верующих, но находясь в духовном единении с ними, как член единого великого тела Церкви Христовой (Примеч.: а в наши дни — прискорбный обычай служить «отдельные» молебны, «отдельные» панихиды), и любящий всех, как чад своих во Христе, Отец Небесный исполнит тебя великим миром и дерзновением».
«В молитве дышит надежда, и молитва без надежды - греховная молитва».
«Когда молишься, будь уверен крепко, что Господь тут, у тебя и в тебе и слышит каждое слово, хотя и про себя, хоть только мысленно говоришь, говори от всего сердца, искренно, осуждай себя также искренно, без малейшего оправдания себя, имей веру, что Господь помилует тебя — и не останешься не помилованным».
«Верь и уповай, что как легко тебе дышать свежим воздухом и жить им или есть и пить, так и еще легче вере твоей получать от Господа все духовные дарования. Молитва есть дыхание души, молитва есть духовная пища и питие».«Молитва надеется все получить. Трисиятельная Любовь (Любовь Cвятой Троицы), помилуй мя!»
Святая равноапостольная княгиня Ольга (ок. 890 - 11 июля 969). Правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, с 945 до 962 г. Первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси, первая русская святая. Крестилась во время визита в Константинополь, где крестили её Патриарх и император. В крещении ей было наречено имя Елена в честь святой равноапостольной Елены, обретшей Честное Древо Креста Господня. Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 женщин (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и Просветительница Грузии Нина).
Княгиня Ольга с самого начала правления провела важную реформу государственного управления. Она ввела систему погостов и уроков, посадила тиунов, ввела штрафы в возмещение ущерба потерпевшему либо его семье. Погост - финансово-административный, культурный и судебный центр, центр торговли, обмена и сбора дани. Тут находился тиун - княжеский управляющий. Тут останавливался князь. По погостам стали строить храмы (впоследствии от существовавших возле храмов кладбищ развилось словоупотребление «погост» в смысле «кладбище»). Урок - фиксированный размер дани или каких-либо работ, которые должны были быть выполнены к определённому сроку. Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси, занималась благоустройством подвластных Киеву земель. Во время визита в Константинополь она добилась успеха в вопросах о русской торговле в пределах империи и подтверждении мирного договора с Византией, заключенного Игорем в 944 г.
Став христианкой, св. Ольга ревностно занималась христианским благовестием среди язычников и церковным строительством, воздвигала храмы. Главной святыней новосозданного Софийского храма в Киеве стал Святой Крест, принесенный новой Еленой из Царьграда, и полученный ею в благословение от Константинопольского Патриарха. Крест, по преданию, был вырезан из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же прияла Ольга, благоверная княгиня».
Св. Ольга много сделала для увековечения памяти первых русских исповедников Христа. Воспитывала внуков, в том числе, князя Владимира.
Бог прославил святую труженицу Православия, «начальницу веры» в Русской земле чудесами и нетлением мощей. В честь княгини Ольги назван залив Ольги Японского моря. В 1915 г. императором Николаем II учреждён Знак отличия Святой равноапостольной княгини Ольги. В 1888 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви, одновременно с орденами апостола Андрея Первозванного и князя Даниила Московского, учреждён Орден святой равноапостольной Великой княгини Ольги, предназначенный исключительно для награждения женщин.
Святой равноапостольный великий князь Владимир Святославович (ок. 960-15 июля 1015). Креститель Руси. Владимир Красное Солнышко. Сел на киевский престол в 980 г. В 988 г. крестился, в крещении получил имя Василий. Сделал Православие государственной религией Руси и крестил Русь.
Память этого священного события празднуется 1 августа вместе с Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и русским церковным празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В этом соединении праздников хорошо видно русское богословское сознание, для которого неразрывны Крещение и Крест.
При св. Владимире на Руси появилось священноначалие и епархиальное деление, началось русское церковное летописание. По всей Руси стали креститься, уничтожать языческие капища и воздвигать православные храмы. Князь Владимир много сделал для обучения и распространения грамотности. Уже через поколение на Руси были свои замечательные мастера слова. Св. князь распространял христианство и за пределы Руси.
Князь укрепил военную мощь государства. Им построена первая в русской истории «засечная черта» - линия оборонительных пунктов против кочевников. Благодаря военной мощи Руси, Владимир смог заключить договор с Византией и настоять на его выполнении. По этому договору Владимир оказал Византии военную помощь, в награду же за это получил в жёны сестру императоров Анну. После женитьбы он породнился с византийской династией, получил титул цесаря, стал чеканить монеты по византийским образцам, где изображался со знаками императорской власти.
Князь Владимир имел 13 сыновей и не менее 10 дочерей, среди них мученики-страстотерпцы Борис и Глеб. Борис был его любимым сыном, ему он доверил свою дружину.
Св. Владимир почитается и католиками. В честь князя Владимира назван залив Владимира Японского моря. Владимир основал в 990 г. и назвал в свою честь город Владимир. В 10 в. имя Владимира приобрёл город Владимир-Волынский, ныне в Волынской области Украины. В 1782 г. императрица Екатерина II учредила Императорский орден Святого Равноапостольного Князя Владимира в 4 степенях. В 1957 г. Русская Православная Церковь учредила орден Святого равноапостольного великого князя Владимира в 3 степенях.
Святые мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн жили в Киеве в 10 в., в то время, когда власть в Киеве захватил князь Владимир, тогда ещё ревностный язычник, реформировавший языческую веру.
В летописи сказано о поставленных Владимиром кумирах: «И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот». К тому времени часть варягов крестилась, часть ещё оставалась язычниками. Опытный воин Феодор и его сын Иоанн были христианами. По случаю языческого торжества бросили жребий, чтобы выбрать, кого принести в жертву идолам. Жребий пал на христианина Иоанна.
Когда посланные к Феодору сообщили, что его сына «избрали себе боги, да принесем его им в жертву», воин решительно ответил: «не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Не едят они, не пьют и не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же Един, Ему служат греки и поклоняются. Он сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека, и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам». Толпа вооружённых язычников окружила дом Феодора и после длительной ожесточённой борьбы убила отца и сына.
Варягов-исповедников почитали уже при преп. Несторе, менее чем через сто лет после их кончины. Первыми «русскими гражданами небесного града» назвал их списатель Киево-Печерского Патерика, епископ Симон, святитель Суздальский. Последняя из кровавых языческих жертв в Киеве стала первой святой христианской жертвой – мученическим исповеданием Христа. Впоследствии на месте гибели варягов св. князь Владимир воздвиг Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы, куда были перенесены мощи святой равноапостольной Ольги, а потом и самого св. Владимира, и останки его братьев Ярополка и Олега. Что удивительно, во время раскопок в Киеве, у алтаря Десятинной церкви в 1908 г. были обнаружены остатки нижнего сруба дома святых варягов-мучеников.
Преподобный Антоний Киево-Печерский (983-1073) почитается Русскою церковью как «начальник всех Российских монахов». С юности стремясь к монашеству и мечтая увидеть места земной жизни Иисуса Христа, он совершил путешествие в Палестину, а на обратном пути принял постриг на Афоне. По внушению Божьему, предвидя в Антонии будущего великого подвижника, игумен отправил его на Родину с наставлением: «Антоний! Иди обратно в русскую землю, — пусть и там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской; да будет с тобою благословение святой горы!». Вернувшись в 1028 г. на Русь, Антоний нигде не нашел такой строгой жизни, как на Афоне. Тогда он отшельником предался духовным подвигам в пещере на Берестовой горе на берегу Днепра. Люди начали приходить к подвижнику за благословением, советом, а иные решались навсегда остаться со святым. Когда около преподобного собралось 12 человек братии, общими усилиями была выкопана большая пещера и в ней устроена церковь и келлии для иноков. Св. Антоний, поставил над братией игуменом бла. Варлаама, а сам удалился из обители в затвор, выкопав себе новую пещеру. Но и там вскоре начали селиться иноки. Так образовались Ближний и Дальний пещерные монастыри. Впоследствии над Дальней пещерой была выстроена иноками небольшая деревянная церковь в честь Успения Божией Матери. Со временем Великий киевский князь Изяслав подарил инокам гору, на которой был выстроен большой храм и келлии, а вокруг поставлен частокол. Так образовалась славная Киево-Печерская обитель.
За святую жизнь Бог прославил преп. Антония даром прозрения и чудотворений. Сама Пресвятая Богородица предстала ему и преп. Феодосию во Влахернском храме, куда они были восхищены, не отлучаясь от Печерского монастыря. Получив от Матери Божией золото, святые наняли мастеров-каменщиков, которые, по повелению Царицы Небесной, пошли в Русскую землю для построения храма в Печерской обители. Богородица предсказала близкую смерть преп. Антония.
Положение честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625).
Риза Господня, вернее, одна из её частей, срачи?ца, оказалась в Грузии. Риза хранилась в сокровищнице собора Светицховели до 17 в., когда персидский шах Аббас I, разграбивший Грузию, вывез её вместе с другими сокровищами. В 1625 г. шах прислал Ризу Господню шах прислал в дар Патриарху Филарету и царю Михаилу Феодоровичу. Подлинность Ризы была засвидетельствована Нектарием, архиепископом Вологодским, патриархом Иерусалимским Феофаном, прибывшим из Византии, и Иоанникием греком, в особенности же чудесными знамениями, явленными Господом над больными через принесенную святыню. Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась в Успенском соборе в Москве и малые частицы – в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других храмах. В Москве ежегодно 10 июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора и полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.
Собор Архангела Гавриила празднуется 26 марта, на следующий день после Благовещения, и 13 июля.
Архангел Гавриил (евр. - крепость (сила) Божия) - один из высших ангелов, в Ветхом и Новом Заветах является, как носитель радостных благовестий. Архангел Гавриил был избран Господом для того, чтобы благовестить Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о Воплощении Сына Божия. Он вдохновлял пророка Моисея при написании книги Бытия. Он возвещал Пророку Даниилу о грядущих судьбах еврейского народа. Он явился священнику Захарии, предсказав рождение Предтечи Господня – Иоанна Крестителя. Он явился праведной Анне с вестью о рождении от нее Преблагословенной Девы Марии. Он возвестил Приснодеве в Назарете о рождении Спасителя мира. Господь посылал его к св. Иосифу Обручнику: он явился ему во сне, чтобы открыть ему тайну воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии, предупредил о замыслах Ирода и повелел бежать в Египет с Младенцем и Богородицей. Святой Архистратиг Гавриил неотступно пребывал со святой Отроковицей Марией в Иерусалимском храме и впоследствии охранял Её во все время земной жизни. Когда Господь перед Своими страданиями молился в Гефсиманском саду до кровавого пота, на укрепление Его, по Церковному Преданию, был послан с Небес Архангел Гавриил. Жены-мироносицы услышали от Архистратига радостную весть о Воскресении Христовом.
Вспоминая в этот день многократные явления святого Архистратига Гавриила и его ревностное исполнение Божественной воли, исповедуя его ходатайство пред Господом о христианах, Православная Церковь призывает своих чад с верой и усердием прибегать в молитвах к великому Ангелу.
Иконы Божией Матери, именуемой Троеручица (25/12 июля, среда).
Император Лев III Исавр оклеветал преп. Иоанна Дамаскина († ок. 780; память 4 декабря) перед Дамасским калифом в государственной измене. Калиф приказал отсечь кисть руки преподобного и повесить её на рынке. К вечеру св. Иоанн, испросив у калифа отрубленную кисть, приложил её к суставу и пал ниц и долго и усердно молился перед иконой Божией Матери, прося Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту Православия. Он задремал и увидел во сне, что Пречистая обращается к нему, обещая скорое исцеление. При этом Матерь Божия повелела ему без лени трудиться этой рукой. Пробудившись от сна, преп. Иоанн увидел, что рука невредима. В благодарность за исцеление святой приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего икона и получила название «Троеручица». Св. Иоанн Дамаскин принял иночество в Лавре преподобного Саввы Освященного и передал туда чудотворную икону. Лавра даровала икону Троеручицы в благословение святителю Савве, архиепископу Сербскому. Во время нашествия турок на Сербию христиане, желая сохранить икону, поручили её попечению Самой Матери Божией. Они возложили её на осла, который без погонщика пришёл на Афон и остановился перед Хилендарским монастырём. Иноки поставили икону в соборном храме. Во время разногласий при выборе настоятеля Матерь Божия благоволила Сама принять настоятельство, и Её святая икона заняла игуменское место в храме. С тех пор в Хилендарской обители избирается только наместник, а иноки, по монастырскому обычаю, получают от святой иконы благословение на все послушания.
«Самонаписавшаяся» икона Божией Матери (25/12 июля, среда).
Икона Божией Матери Самонаписавшаяс находится в афонском ските святого Иоанна Предтечи, в Лавре Святого Афанасия. История её названия такова. В 1863 г. икону заказали благочестивому мастеру Григорию Николаеву из города Яссы. Когда икнописцу осталось только написать лики Божьей Матери и Иисуса Христа, всякая его попытка сделать это оканчивалась неудачей. Он отложил работу и провёл ночь в усердной молитве. Когда утром мастер собрался продолжить работу, он обнаружил, что лики уже написаны. Ему осталось лишь покрыть икону лаком. Во время передачи иконы в афонскую обитель от неё совершались многочисленные чудесные исцеления больных. Исцеляет этот афонский образ и до настоящего времени.
Всем епархиальным Преосвященным Русской Православной Церкви.
28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, братские народы России, Украины и Белоруссии отмечают памятную дату - День Крещения Руси. Радость празднования этого события с нами разделяют и все те, кто неравнодушен к славянской истории и культуре, для кого опыт христианских подвижников древней Руси и подвиг новомучеников и исповедников веры XX столетия являются зримым воплощением образа Святой Руси - нашего единого духовного Отечества.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в этот памятный день надлежит ежегодно совершать торжественные богослужения во всех храмах Русской Православной Церкви с совершением по окончании Литургии молебна по особому чину. Последование молебного пения в праздник св. равноап. кн. Владимира - воспоминания Крещения Руси.
Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий.
(Циркулярное обращение ко всем епархиальным Преосвященным Русской Православной Церкви. Последование молебного пения в праздник святого равноапостольного князя Владимира - воспоминания Крещения Руси. 15 июля 2011 г.)
Назад к списку
Новости
- Календарь: Неделя 17я по Пятидесятнице
- 25 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 18й по Пятидесятнице.
- Календарь: Неделя 16я по Пятидесятнице
- 18 Сентябрь 2015
В раздел "Календарь" добавлено обозрение событий седмицы 17й по Пятидесятнице.
Объявления
- Храму срочно требуются
- 03 Февраль 2016
Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.
Обращаться к настоятелю о. Владимиру
- Внимание!
- 18 Май 2012
Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.