Крестовоздвиженский храм в Самаре - 08.07.12-14.07.12 Неделя 5-я по Пятидесятнице
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

08.07.12-14.07.12 Неделя 5-я по Пятидесятнице

 

в начало Евангельское чтение недели [Мф.8:28-9:1] рассказывает о чудесном исцелении двух бесноватых в стране Гергесинской. Мы видим страну, находящуюся во власти бесовской. Это и два бесноватых, и все горожане. Люди ничего не могут сами противопоставить силе зла, но перед Иисусом бесы бессильны, и подчиняются Его слову. По слову Его одержимые исцеляются, избавляются от власти бесов и готовы идти за Христом. Но большинство горожан не хочет обратиться к Спасителю. Они видят и слышат о Его делах, но их устраивает то рабство, в котором они находятся, и они просят Господа оставить их. И вот, Спаситель их оставляет. Подобное часто повторяется среди нас. Как много тех, кто предался своим повседневным заботам, привык к жизни плотской и чувственной и равнодушен к духовному просвещению и спасению. Они думают преимущественно о том, «что нам есть? или что пить?» [Мф. 6:31], a не о том, что «... делать, чтобы наследовать жизнь вечную» [Мк.10:17]. Им тяжело в присутствии Господа, потому что это или мешает обычной беспечности, или заставляет изменить заведенный порядок греховной жизни. И они молят, «чтобы Он отошел от пределов их». И получают то же, что и гергесинские жители: Спаситель «переправился обратно и прибыл в Свой город». - «Се, оставляется вам дом ваш пуст» [Мф.23:38].

«... они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи» [Мк.4:12]. На то бывают разные причины. Некоторые не видят истины и не признают её. Другие хотя и видят истину, но не принимают её и не повинуются ей, или быстро её оставляют. Об одной важной и распространённой причине говорится в апостольском чтении недели [Рим.10:1-10]. Апостол Павел пишет о тех, кто «не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, ... не покорились праведности Божией». О тех, кто слепую ревность человеческим правилам и своему мнению ставит выше живой истины и любви Христа.

На воскресение приходится замечательный праздник. Накануне мы славили величайшего из пророков, аскета и девственника, Предтечу и Крестителя Иоанна. А в воскресенье мы празднуем День семьи, любви и верности, ибо любовь - великий подвиг, а семья - малая Церковь. И Господь в своих поучениях прямо указывает своим ученикам эти два пути в Царство Небесное. В наше время всеобщего кризиса, разрушения и разобщения нам очень важно вспомнить о семье, лежащей в основе человеческого общества.

Первоверховные апостолы Петр и Павел На этой седмице кончается пост. В четверг, 12 июля (29 июня с.с.) мы славим cвятых, славных и всехвальных, и первоверховных апостолов Петра и Павла, а на следующий день празднуем Собор 12 апостолов.

Апостолы Пётр и Павел именуются первоверховными, и не потому, что другие апостолы или Господь их утвердили на эту должность, а за их великие труды, это их крест и заслуженная честь. Каждый из апостолов явил великую веру и великие дела во имя Господне, но Пётр и Павел больше других сделали для утверждения и просвещения Церкви. Они проповедовали и утверждали в вере людей (именно Пётр проповедовал в День Пятидесятницы), они рукополагали пресвитеров и епископов. Они, по преданию, пострадали в один и тот же день. Апостол Петр был распят на кресте, апостол Павел был усечен мечом. Один - рыбак, другой - ученик известнейшего иудейского законоучителя. Один рядом с Иисусом с самого начала. Другой - ревнитель закона иудейского и сначала один из главных гонителей христиан. В апостоле Петре Церковь видит образ человека, отвергшегося от Бога и потом покаявшегося. В апостоле Павле - образ человека, сопротивлявшегося вере в Христа и затем уверовавшего.

в начало вверх вниз Свт. Феофан Затворник. Неделя 5-я по Пятидесятнице. (Рим.10:1-10; Мф.8:28-9:1).

Гадаринцы видели дивное чудо Господне, явленное в изгнании легиона бесов и, однако же, всем городом вышли и молили Господа, "чтобы Он отошел от пределов их". Не видно, чтобы они враждебно относились к Нему, но не видно и веры. Их объяло какое-то неопределенное страхование, по которому они желали только: иди мимо, куда знаешь, только нас не касайся. Это настоящий образ людей, которые мирно в имениях своих живут. Сложился около них порядок вещей не неблагоприятный; они привыкли к нему, ни помышлений, ни потребности нет, чтобы изменить, или отменить что, и боятся они сделать какой-либо новый шаг. Чувствуя, однако, что если придет повеление свыше, то страх Божий и совесть заставят их отказаться от старого и принять новое, - они всячески избегают случаев, могущих довести их до таких убеждений, чтоб прикрываясь неведением, жить покойно в старых привычках. Таковы те, которые боятся читать Евангелие и отеческие книги, и заводить беседу о духовных вещах, из опасения растревожить свою совесть, которая пробудившись, начнет понуждать одно бросить, другое принять.

в начало вверх вниз Память благоверных князя Петра (в иночестве Давида) и княгини Февронии (в иночестве Евфросинии), Муромских чудотворцев (? 1228). День семьи, любви и верности.

Благоверные Петр и Феврония Пётр и Феврония канонизированы Русской Православной Церковью в 1547 г. Вскоре после их канонизации широкую известность получила «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма. Тогда же начали праздновать день их памяти как день семьи, любви, верности. Пётр и Феврония почитаются как православные покровители семьи и брака, а их супружеский союз считается образцом христианского брака.

В этот день принято посещать храмы и молиться о любви и семейном согласии. Посвятите этот день семье как малой Церкви, пусть утвердятся в вашей семье любовь и верность, пусть родители и дети радуют друг друга, и да пребудет с вашей семьёй Божья благодать.

Идея возродить древний праздник возникла у жителей Мурома, где в 13 в. святые супруги правили, являли образец любви и верности, жили долго и счастливо и умерли в один день (эта известная фраза именно о них!), и остались неразлучны и после смерти - и душами, и чудотворными мощами. Мощи святых покоятся в Муроме, на территории Свято-Троицкого женского монастыря. Они уже помогли многим верующим найти свою настоящую любовь, создать и сохранить семью, родить детей до того бездетным парам. В монастыре ведут книгу, в которую записывают случаи чудесного исцеления.

Инициатива об учреждении (восстановлении) Дня Семьи, любви и верности 8 июля, в день памяти святых Петра и Февронии была единогласно одобрена 26 марта 2008 г. в Совете Федерации России. Идею праздновать День семьи, любви и верности поддержали все традиционные религиозные российские конфессии. Символом Всероссийского Дня семьи, любви и верности стала ромашка, а центром празднования - Муром. В 2008 г. началась кампания по установке памятников Петру и Февронии в российских городах. Такой памятник есть и в Самаре.

Мы советуем всем прочесть «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Это шедевр древнерусской повествовательной литературы и увлекательнейшая история. В ней есть о том, что браки заключаются на небесах, и о подвигах князя, об исцелении его простолюдинкой - его будущей супругой, и о колебаниях князя: брать ли в жёны простолюдинку, и о смуте бояр против князя (из-за его выбора), и о том, что князь предпочёл княжению семью, про их возвращение на престол и про их детей, пришедших князю на смену. Там есть о любви и верности, о монашеском постриге в преклонном возрасте, о том, что их мощи соединились после смерти и их не смогли разлучить.

в начало вверх вниз Собор святых славных и всехвальных 12-ти Апостолов Христовых.

Собор 12 апостолов Церковь, чествуя каждого из 12-ти апостолов отдельно, с давних времен установила общее празднование им на следующий день после памяти славных и первоверховных апостолов Петра и Павла (? ок. 67): ап. Петру (? ок. 67; память 29 июня); ап. Андрею Первозванному (? 62; память 30 ноября); ап. Иакову Зеведееву (? 44; память 30 апреля); ап. евангелисту Иоанну Богослову (? нач. 2в.; память 26 сентября); ап. Филиппу (1в; память 14 ноября); ап. Варфоломею (1в; память 11 июня); ап. Фоме (1в.; память 6 октября); ап. евангелисту Матфею (? 60; память 16 ноября); ап. Иакову Алфееву (1в.; память 9 октября); ап. Иуде, брату Господню (? ок. 80; память 19 июня); ап. Симону Зилоту (1в; память 10 мая); ап. Матфию (? ок. 63; память 9 августа). (Даты приведены по старому стилю).

в начало вверх вниз Протоиерей Артемий Владимиров - Любовь и верность.

Вот уже несколько лет, как в нашем Отечестве утверждён государственный праздник семьи, любви и верности, приуроченный к церковному дню памяти святых супругов Петра и Февронии. Отрадно, что в век крайнего легкомыслия и развращённости нравов мы слышим по крайней мере слова, призывающие нас к семейному идеалу!

Вспоминая добродетельных мужей и жён русского средневековья, их отдалённые потомки сегодня испытывают самые различные чувства. Живущие по совести укрепляются в благом намерении донести свечу супружеской взаимной любви до победного конца. Колеблющиеся и слабые, падкие на всевозможные соблазны, внутренне ободряются и обретают в себе силы преодолевать препятствия, вырастающие на пути к семейному счастью. Циничные и развращённые с иронией усмехаются и мрачнеют, угнетаемые сознанием собственных преступлений против истинной и высокой любви. Равнодушными остаются только невежды, закрывшиеся от света Божия в душном мирке омрачённых суетой сердец, которые чужды и «Божества, и вдохновенья, и слёз, и жизни, и любви»:

И всё-таки не может не дрогнуть человеческая душа, когда слышит о супружестве гармоничном, о счастье нерушимом, о любви, чуждой предательства и измен! Почему? Потому что «подвиг есть и в сраженьи», среди стрел и пуль, но есть подвиг сокровенный и незримый, под внешним покровом обыденной, спокойной жизни.

Подлинная человеческая любовь отличительным своим достоинством имеет верность и постоянство! Эти качества красной нитью проходят через все лучшие произведения русской литературы - от древнего «Плача Ярославны» до вдохновенных страниц «Войны и мира», семейной хроники, выросшей в роман-эпопею вселенского масштаба.

Противостоит семейному идеалу лукавая похоть, которую мы даже затрудняемся назвать животной: Ведь в мире безсловесных так много удивительных примеров верности до самопожертвования! Не так просто русских женщин именовали в старину «лебёдушками», столь грациозными в их величественной скромности! «Гуси-лебеди», эти чудо-птицы, найдя себе пару, никогда ей не изменяют; а длинноногие, белокрылые аисты, говорят, падают с высоты наземь в случае непредвиденной смерти своей половины.

Вспомним, друзья, к нашему разговору один замечательный эпизод из жития святых Петра и Февронии. Однажды, во время путешествия по реке, добродетельная княгиня поймала на себе страстный и жадный взгляд вельможи, входившего в круг ближайших соратников муромского князя. Обратившись к боярину, праведная Феврония попросила его наклониться и, зачерпнув пригоршней воды с левого борта, выпить её. Тот безмолвно повиновался. Затем мудрая женщина повелела своему тайному воздыхателю испить речной влаги, взятой справа от ладьи. «Какова вода на вкус?» - спросила угодница Божия. «Совершенно одинакова». - «Как же ты безстыдно взираешь на чужую жену, хотя доподлинно знаешь, что женское естество всегда одно и то же?» - строго спросила святая Феврония, усрамив и тотчас остудив пыл похотливца.

Горе же «очам завидущим и рукам загребущим»! Сколько же их ныне на Руси, заживо уловленных диаволом в сеть погибели, охотников до чужой плоти! Молнией с небес разит несчастных слово Божие, вещающее через святого апостола Павла: Брак (...) честен и ложе [супругов] непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог (Евр. 13, 4).

Видели ли вы среди последних хотя бы одного спокойного, мирного, счастливого? Иные и хотели бы представить себя таковыми на людях, однако шила в мешке утаить не могут. Это шило - преступная блудная страсть, адским огнём выжигающая совесть без остатка и постоянно влекущая свою жертву на поиски новых срамных приключений, завершающихся по обыкновению неизлечимыми болезнями либо злой и безотрадной кончиной. Но довольно об этом.

Любовь супружеская, освящённая верой в Небесного Отца и скреплённая благодатью венчания, прекрасна: Спору нет: она требует целожизненного подвига и взаимных жертвенных трудов для своего охранения и возрастания. Однако и награда велика! Мы имеем в виду не только «мзду на небесах», но и земное воздаяние. В чём оно? Во-первых, в самой любви, которая подобна чудному соцветию. Далеко вокруг себя оно распространяет тонкие ароматы радости, нежности, верности, деликатности и внутренней стыдливости; взаимопонимания, единодушия, проницательности, чуждой подозрительности и недоверия. Во-вторых, в детях, если их даёт Бог. Блудники озабочены только собой и своими нечистыми удовольствиями, чуждыми призвания отцовства и материнства. Любящие супруги с христианским самосознанием благоговеют пред даром жизни и видят в продолжении рода чудо Божьего благословения. Любовь есть неоспоримое свидетельство истины. Как бы ни было ныне сложно взрослым воспитывать своих детей, последние, ещё не обладая ни опытом, ни мудростью, всегда почувствуют сердцем внутреннюю правоту родителей и в конце концов придут к осмысленной признательности им за дар жизни. Нелицемерная привязанность и почтительность со стороны детей - это ли не награда, это ли не венец счастья на украшенных сединами главах родителей?

«Блажен, кто верует, тепло ему на свете!» Блажен, кто ещё верует в любовь в наши «окаянные дни»! Эта вера основана не на грёзах и мечтах, но на незыблемом основании Любви распятой и воскресшей - Господе нашем Иисусе Христе, Который вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8).

«Чем ночь темней, тем ярче звёзды...» Отмечая в эти июльские дни празднество семьи, я бы назвал верных и любящих друг друга христианских супругов «исповедниками». Вопреки всем враждебным вихрям, реющим над Русской землёй, они крепко держат свечу «негасимой любви» и устремляются по стопам своих благочестивых предков в тихую пристань спасения, не обращая внимания на вой и улюлюканье продажных средств массовой информации и на отсутствие вдохновляющих жизненных примеров.

Пусть же, друзья, ярко и жарко разгорается огонёк радостного служения семье и друг другу в наших сердцах, разгоняя мрак холодности, развращённости и вероломства! Претерпевший (...) [в любви] до конца спасётся, - обетует православным супругам Сам Бог (Мф. 10, 22).

Источник: Русский дом

в начало вверх вниз Преподобный Амвросий Оптинский (23.11.1812-10.10.1891), в миру Александр Михайлович Гренков.

Преподобный Амвросий Оптинский Во вторник, 10 июля (27 июня с. с.) мы вспоминаем обретение мощей прп. Амвросия Оптинского (1998 г).

Александр в 1836 г. окончил Тамбовскую Духовную Семинарию, в 1839 г. поступил во Введенскую Оптину пустынь Калужской губернии к старцу иеросхимонаху Льву (Наголкину), в 1842 г. был пострижен в монашество с именем в честь святителя Медиоланского Амвросия, в 1845 г. рукоположен во иеромонаха.

После тяжелой болезни, последствия которой не проходили уже до конца жизни, иеромонах Амвросий начал помогать старцу Макарию (Иванову) в его трудах как духовник, принимал посетителей, участвовал в издании и переводах творений святых отцов и книг духовного содержания. После кончины старца прп. Амвросий стал духовным наставником братии.

За наставлением к нему приходили тысячи верующих и неверующих людей со всей России, в числе которых Ф. М. Достоевский, К. Н. Леонтьев (монах Климент), М. П. Погодин, В. С. Соловьев, А. П. Толстой, Л. Н. Толстой и многие другие.

Преподобный никогда не позволял себе пустого или гнилого слова и говорил лишь с целью исправления и назидания. Он был великим молитвенником за всю Россию, имел дар прозорливости, исцелял больных, помогал нуждавшимся и бедным. Для оказания помощи старец являлся людям на расстоянии, наяву или во сне. Прп. Амвросием была устроена Казанская Шамординская женская обитель.

Прп. Амвросий похоронен в Оптиной пустыни, память старца празднуется 10 (23) октября. После кончины старец Амвросий являлся многим людям в разных концах России, исцеляя больных, помогая страждущим.

в начало вверх вниз Святые мученики, чудотворцы и бессребреники Косма и Дамиан (? 283-284)

Святые мученики, чудотворцы и бессребреники Косма и Дамиан В субботу, 14 (1) июля мы славим святых мучеников, чудотворцев и бессребреников братьев Косму и Дамиана. Они были воспитаны родителями-христианами в правилах благочестия, вели строгую, целомудренную жизнь и были удостоены от Бога благодатного дара исцеления болезней. Своим милосердным и бескорыстным отношением к людям и действенной помощью братья многих обращали ко Христу. Они говорили больным: «Не своей силой мы врачуем болезни, а силой Христа, Истинного Бога. Веруйте в Него и будете здоровы». За бескорыстное лечение недугующих святых братьев называли «безмездными врачами».

Их деятельность привлекла внимание к братьям римских властей. Святые братья открыто исповедали перед римским императором и судом свою веру во Христа и решительно отказались принести жертву языческим богам. Они настаивали, что никому не причинили зла и не занимаются волшебством и чародейством, исцеляют же силой Господа и Спасителя Иисуса Христа и не берут за помощь вознаграждения, потому что Господь завещал Своим ученикам: «Даром получили, даром давайте» [Мф.10:8]. Промыслом Божиим император Карин, возводивший обвинения на целителей и хулу на Духа Святого, был в это время поражён внезапной болезнью. Это вразумило многих, включая императора, который просил святых врачей исцелить его и обещал обратиться ко Христу. Братья исцелили его и были с честью отпущены. И вновь принялись за врачевание болезней.

Успехи братьев вызвали страшную зависть у их прежнего наставника, обучавшего их врачебному искусству. Он пригласил святых братьев с собой, как бы для собирания редких лекарственных трав и, заведя их в горы, убил, а тела бросил в реку.

Господь прославил Своих угодников. И ныне по молитвам святых бессребреников получают от Бога исцеление все, с верою прибегающие к их святому заступничеству.

в начало вверх вниз Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии.

8 июля 2011 года, в день памяти святых благоверных Петра и Февронии, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Покровском соборе Марфо-Мариинской обители. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к молящимся с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня Церковь празднует память святых благоверных Петра и Февронии Муромских. Их житие являет нам пример чистоты, святости, красоты семейной жизни и счастья от общения двух любящих сердец. Неслучайно в этот день нашему вниманию предлагается Евангелие от Матфея - в той части, где повествуется о заповедях блаженства (Мф. 4, 25 - 5, 12). Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские в жизни своей осуществили этот возвышенный христианский идеал, что раскрывается нам в заповедях блаженства.

Замечательно, что в стране нашей день памяти святых муромских князей стал праздником семьи, любви, верности. Эта замечательная инициатива, обращенная к современным людям, очень своевременна, потому что в переживаемое нами время как никогда испытывается на прочность сам институт семьи, само понятие брака.

Опасная тенденция, направленная на разрушение семейных отношений, началась во второй половине XX века. Ее окрестили странным наименованием «сексуальная революция». На самом деле то была не революция, а если революция, то в самом плохом смысле этого слова. То была попытка - удавшаяся попытка - раскрепостить человеческий инстинкт, поставить его над разумом, над человеческой свободой, над человеческим достоинством, создать культуру поклонения этому инстинкту, ввести его как некую норму жизни, как некое правило общения между мужчиной и женщиной.

Если бы еще сто лет назад кому-то сказали, что люди сами, своими руками, в том числе опираясь на государственную поддержку, на поддержку общества, могущественных средств массовой информации, будут разрушать семью, - то никто бы в это не поверил, как еще совсем недавно никто бы не поверил в то, что во многих странах будет законодательно закрепляться возможность устраивать «семью» на основе греховных отношений между людьми одного пола. Никакой «продвинутостью», никаким интеллектуальным развитием невозможно объяснить движение людей в бездну. А ведь там, где разрушаются основополагающие принципы человеческого бытия, - там бездна, там гибель.

А почему так? А потому, что Бог создал человека и этот мир. Кто-то в это верит, как в непреложную истину, кто-то сомневается, а кто-то эту истину отвергает. Но от этого сама истина не исчезает. И Богу было угодно положить в основу бытия этого мира законы и правила. Именно так функционирует физический мир - по законам и правилам. Некогда эти законы были скрыты от человеческого разума, но затем человек проник в их смысл - нередко это проникновение приводило людей к отрицанию Самого Законотворца, Бога, Творца мира. Однако проникновение в законы бытия, физические законы, ни перед кем не ставит задачу отменить эти законы, разрушить их - хотя бы потому, что нет такой силы в мире, которая могла бы это сделать. А если бы это удалось сделать, то мир бы разрушился, - все это хорошо понимают. Никому ведь в голову не придет испытать закон тяготения на своем собственном опыте, спрыгнув с десятого этажа, - разве только человеку в состоянии умопомрачения или разрушительного стресса.

Но Бог положил в основу человеческой жизни и нравственные законы, нарушение которых так же опасно, как игнорирование законов физических. И один из этих законов связан с созданием человеческой семьи: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене, и будут два в одну плоть. И то, что Бог соединил, человек да не разлучает» (см. Мф. 19, 5-6). Это Божественное слово - это не человеческое слово, это не человеческая мудрость. И если, опираясь на человеческие знания, человеческий опыт, люди пытаются эту истину и эту мудрость отменить, то результат - гибель, потому что в них - один из основополагающих законов человеческого общежития.

А почему же так? А потому, что именно в жизни двух людей, соединяющихся в одну плоть, проявляется как ни в чем больше любовь одного человека к другому - до полного соединения, до жертвенного служения друг другу. И если разрушить семью - ту самую, где проявляется сила Божественной любви, - то и сама любовь исчезнет. Она будет заменена некими эрзацами, которые уже сегодня нам пытаются предложить в качестве опасной подмены семейных отношений.

Господу было так угодно, и именно поэтому семейные отношения, брак с апостольских времен благословляются Церковью. Первое свидетельство о благословении брака мы находим в письмах святого Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского, жившего во второй половине I - самом начале II века. Он пишет, что желающие соединить свои жизни должны прийти и получить благословение епископа. Зачем же это нужно? На этот вопрос замечательно ответил Григорий Богослов. Размышляя о браке и вспоминая то, что произошло в Кане Галилейской, когда Господь претворил воду в вино, чтобы порадовать участников брачной трапезы (см. Ин. 2, 1-11), Григорий Богослов говорит: там, где Христос, там все обретает достоинство, - и вода претворяется в вино, и все изменяется к лучшему.

Эти замечательные слова отца Церкви, проникновенного богослова и духовного учителя, помогают нам многое понять. И на вопрос, почему нужно благословение Церкви на семейные отношения, мы отвечаем: там, где Христос, там все обретает достоинство. Там особое достоинство обретают личности мужа и жены. Там особое достоинство обретает сам брачный союз, и все меняется к лучшему, подобно тому, как вода в Кане Галилейской преложилась в вино.

Именно в браке рождаются дети. Размышляя на эту тему, святитель Иоанн Златоуст сказал удивительные, проникновенные слова: человеколюбивый Бог, чтобы исцелить человека от страха смерти, даровал деторождение, в котором является нам образ воскресения. Действительно, даже неверующие люди, когда их спрашиваешь: «а вы действительно предполагаете, что с концом вашей жизни прекращается все?», - и то говорят обычно: «нет, я верю, что я буду продолжаться в своих детях».

Действительно, деторождение, по слову Златоуста, являет нам образ воскресения, потому что уходящие в неведомое будущее поколения людей как бы переносят каждого, кто им предшествовал, в это будущее, навстречу грядущему Спасителю. Великое таинство брака и деторождения не может быть отменено злой человеческой волей и человеческой мыслью, потому что эта отмена означала бы прекращение жизни рода человеческого. Как бы ни были соблазнительны тот образ жизни, та модель поведения, которые предлагают нам сегодня средства массовой информации, художественная литература, кинематограф, раскрепощая инстинкт человека, поставляя его не на службу, не на созидание, не во образ воскресения, а в гибель человеческую, - брак и деторождение, несомненно, всегда сохранятся в роде человеческом, потому что так восхотел Господь. И те, кто будет склонять главу свою в послушании перед этой великой тайной единства двух людей в одну плоть, кто со смирением и надеждой будет принимать благословение Божие на эту жизнь, - всегда, даже в скорбях, будут обретать радость и силу и продолжать род человеческий.

Сегодня перед людьми стоит и другая проблема. Безбожный XX век с его страшными гражданскими конфликтами и войнами, с морем крови, что принес он роду человеческому, утвердил в сознании людей и другую греховную мысль - о том, что законно и возможно проливать кровь неродившихся младенцев. Ничего более чудовищного люди придумать не могли - чтобы во имя каких-то прагматических целей, чаще всего связанных с обеспечением более комфортной жизни, идти на то, чтобы убивать исчадия своя.

Сегодня Церковь призывает законодателей, на чьих столах в Государственной Думе лежат поправки, которые могут хотя бы символически сократить количество невинно убиенных детей, - проникнуться сознанием ответственности пред Богом. А уж если этого не дано - то перед народом своим! Для чего нам экономика, для чего модернизация, для чего продвинутая инфраструктура, для чего социальное обеспечение, если народа не будет? Какое освоение сибирских пространств и Дальнего Востока, Севера и моря, когда людей не будет, или их будет недостаточно, или они будут больны? И потому Церковь возвышает свой голос - не как политическая сила, не как участник политической борьбы, а как община, сохраняющая веру в Бога-Творца, заложившего нравственный закон в природу человеческой жизни.

И сегодня Церковь обращается к народу нашему, молодым мужчинам и женщинам, с призывом принять на себя ответственность за рождение детей - возможно, принимая вместе с тем и скорби, и лишения. Но разве от этих скорбей кто-то становился несчастным? Разве от этих лишений кто-то становился еще более ограниченным в своих возможностях? Вся история народа нашего свидетельствует о том, что это не так; и даже при невысоком жизненном уровне люди, имея большие семьи, радовались каждому рождаемому младенцу. Величие страны нашей, величие всей исторической Руси невозможно в условиях резкого сокращения рождаемости и опасности вымирания нации.

Пусть Господь всех нас вразумит: верующих людей укрепит в страхе Божием, в желании исполнять заповеди, а у неверующих - хотя бы разовьет инстинкт самосохранения, потому что состояние семьи и рождение детей есть непременный залог успеха национальной жизни и государственного развития.

Мы вспоминаем сегодня святых благоверных Петра и Февронию Муромских, в жизни которых было все: и сильная любовь, и чистота взаимных отношений, и судьбоносная помощь жены мужу, и взаимные испытания, и даже гонения - все то, о чем говорит сегодняшнее Евангелие в заповедях блаженства. Они умерли в один день и в один час, и жизнью, и смертью являя нам пример любви. И, размышляя на тему любви, семьи и верности, мы должны также сказать и о тех людях, у кого нет семьи или детей. Это не означает, что такие люди являются Богом обиженными. Бог каждому определяет путь в жизни и каждому дает свое призвание. Люди, лишенные семьи и детей, не лишены любви Божией. И на них проливается милость Божия, и чаще всего эти люди становятся способными нести жертвенное служение ради ближних, исполняя слова апостола Павла из послания к Галатам, которые мы сегодня слышали: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов» (Гал. 6, 2).

У Бога нет детей первого и второго сорта. Бог каждого призывает к служению, Бог каждого призывает к жизни по Его заповедям. Нам же остается лишь откликнуться на этот призыв и идти навстречу Богу, утверждая любовь, мир и правду в своей жизни и в жизни окружающего нас мира. Аминь.

Источник: Официальный сайт Московского Патриархата

в начало вверх вниз Напутствие Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии.

8 июля 2011 года, в день памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев, отмечаемый как День семьи, любви и верности, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Покровском соборе Марфо-Мариинской обители. По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился с Первосвятительским напутствием к участникам I съезда глав социальных отделов епархий и духовников сестричеств Русской Православной Церкви.

Ваше Преосвященство, владыка Пантелеимон! Ваше Преосвященство, владыка Сергий! Многоуважаемая Татьяна Алексеевна! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас я еще раз сердечно поздравляю с днем памяти святых благоверных Петра и Февронии Муромских. Хотел бы обратить особое слово приветствия в адрес первого съезда глав и представителей епархиальных социальных отделов, а также в адрес собравшихся здесь духовников и главных сестер сестричеств и участников фестиваля «За жизнь-2011».

Радостно, что все мы сегодня вместе в этом храме. С особым чувством я совершал сегодня Божественную литургию. Потому что дела милосердия, которые мы призваны совершить в своей жизни, - это не сверхдолжные дела, это не те дела, которые следует совершать по остаточному принципу, когда все уже есть. Когда всего много, становится уж совсем неудобно, - надо хоть что-то от своего немножечко отщипнуть, самую малость, и кому-то дать. Но дела милосердия совершаются не так. Недаром две лепты вдовицы были в очах Божиих более приемлемы и более значимы, чем многие средства, отпускаемые людьми от их богатств. Лишь тогда, когда мы совершаем дела милосердия не от жира, не от излишества, но с сознанием того, что дела милосердия - это важная часть нашей жизни, вне зависимости от того, являемся ли мы богатыми или бедными, - вот тогда эти дела милосердия и делают нашу веру живой, ибо вера, по слову апостола, мертва есть без добрых дел (см. Иак. 2:17).

Церковь всегда совершала дела милосердия. Я вспоминаю полуголодный послевоенный Ленинград - у каждого храма выстраивались сотни нищих. Это была страшная картина, если взглянуть на нее глазами современного человека, но тогда она нас не пугала. Я получал от родителей копеечки, чтобы, идя в храм, раздать всем нищим, и переживал, когда кому-нибудь этой копеечки не хватало. То была просто наша жизнь: когда в результате войны столько людей лишились кормильцев, оказались за гранью прожиточного минимума (хотя и понятия такого в то время не было), Церковь совершала дела милосердия, никогда не отталкивая таких людей, но разделяя свои крохи с ними.

Сегодня мы живем в другом обществе. У Церкви появились новые возможности, и в первую очередь это интеллектуальные силы. Наверное, если не считать начала века двадцатого, времени перед революцией, в нашей Церкви никогда не было такого количества просвещенных образованных людей - архиереев, священнослужителей, мирян, которые при этом находятся не где-то за пределами общественного бытия, но трудятся на высоких должностях и в политике, и в деловом мире, и в общественной сфере. Все они и есть наша Церковь, поэтому сегодня церковные усилия должны быть правильно организованы.

Иногда люди, которые не хотят ничего делать, обвиняют нас в излишней бюрократизации церковной жизни. Так говорят те, кто хочет просто кормиться от храма, не задумываясь о последствиях. Церковь сегодня призвана организовать помощь, - ибо у нее у самой средств очень мало, - помощь тем, кто в этом нуждается; призвана стать надежным, честным распределителем национальных богатств от богатых бедным. Если хотите, Церковь всегда была этим механизмом распределения национального продукта, национального дохода от богатых к бедным.

Конечно, сегодня существует государственная система социальной поддержки, поэтому Церковь не является единственной на этом поле. Но у нее особая ответственность, и строить свою работу она должна, опираясь как на собственные силы, - ибо сегодня эти силы велики, - так и на содействие государства, в сотрудничестве с общественными организациями. Мы должны совместно умножать добро в нашем народе, добро в нашем обществе и через это гуманизировать общественные отношения, делать их действительно отношениями с человеческим лицом.

Сегодня у меня особое слово к руководителям епархиальных отделов. Помните, что вы совершаете не десятое, не двадцатое дело в повестке дня Церкви, а одно из самых важных и первых дел. И, может быть, на этом этапе, после Архиерейского Собора в феврале этого года, когда был дан старт общецерковной организованной работе в области социального служения и благотворительности, самое главное дело - в хорошем смысле слова говорить, пропагандировать, убеждать людей в необходимости подкреплять свои христианские убеждения добрыми делами, потому что без любви, по слову апостола, мы медь звенящая и кимвал бряцающий (см. 1 Кор. 13:1), побрякушка, пустота, яркий фантик, внутри которого ничего нет.

Если бы все христиане жили так, как заповедал Христос, сегодня мы бы жили в другом мире, в другой цивилизации. Особая ответственность на каждом, кто выходит из купели Крещения, кто входит в сознательный возраст, кто сохраняет связь с Церковью, - умножать добро в этом мире. Всегда найдутся люди, которые будут нас за это критиковать - и с точки зрения неправильно понятого, лицемерного благочестия, и с точки зрения опасений, что Церковь таким образом приобретет слишком большое влияние на общество. И те, и другие имеют своей целью помешать делать то, что мы призваны делать как община любви, созданная Самим Господом Иисусом Христом.

Но мои слова сегодня не будут касаться частностей вашей работы. Вы обсудите их на пленарных заседаниях и в рабочих группах. Уверен, вы подготовите важные документы, которые мы сможем распространить по всей Церкви. Но самое главное, что вы должны сегодня вынести из нашей встречи, - это то, что вы на передней линии борьбы за души людей, за действенное христианство по образу христианства первенствующей Церкви. Пусть Господь всем вам помогает, в том числе преодолевать и церковную бюрократию, и бесчувствие в нашей среде, а иногда и недостаточное внимание вышестоящих руководителей.

Никогда не останавливайтесь, идите вперед. Помните, что ваш путь сегодня - это тот путь, который благословила Церковь историческими решениями Архиерейского Собора. С вами Патриарх своей молитвой и своей любовью. Трудитесь не покладая рук. Будьте сильны, мужественны, смиренны, исполняйте честно, не по принуждению, не из-за корыстных соображений, а по глубочайшим своим убеждениям то, к чему вы призваны. И тогда Господь даст вам силы, ведь спасаемся мы, совершая добрые дела, и неизвестно, кто больше получает, - тот, кому мы несем доброе дело, или те, кто это дело совершает, потому что только так и можно обрести спасение, только так и можно привлечь благодатную силу Святаго Духа. Пусть эта сила сегодня укрепляет всю нашу Церковь, ставшую на путь деятельного совершения добрых дел, вместе с нашими братьями и сестрами, к Церкви еще не принадлежащими, но разделяющими те же убеждения. Пусть Господь хранит всю историческую Русь, страну Российскую, Церковь нашу и всех, кто вере своей споспешествует добрыми делами. Аминь.

Источник: Официальный сайт Московского Патриархата

в начало вверх вниз Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.

2 июля 2011 года, в праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в центральной церкви Покровского собора (храма Василия Блаженного) на Красной площади. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви совершил молитвенное поминовение погибших в результате недавнего кораблекрушения на Волге, а затем славление первоверховных апостолов, после чего обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство! Ваше Преосвященство! Дорогие отцы, братия и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла, завершением Апостольского поста, а также с особым событием в жизни нашего Первопрестольного града и всей Церкви - с 450-летием освящения храма Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, который в народе известен как храм Василия Блаженного. Именно в этом уникальном произведении средневекового русского архитектурного искусства мы празднуем сегодня и память святых апостолов, и эту замечательную дату.

Апостолы заложили основу церковной жизни, но они сформировали этот фундамент не от ветра главы своея, не от человеческой мудрости, не от фантазии, не от больного воображения, не из корыстных целей, как иногда лжеименные исследователи истории пытаются это объяснить. Апостолы заложили фундамент церковного бытия на основании всего того, чему они были научены от Спасителя. Многое из слов Христа, Господа нашего, было самими же апостолами положено на бумагу и сохранилось до наших дней как евангельское повествование. Но не все вошло в это повествование - было и устное предание, столь важное для формирования Церкви. Святые апостолы заложили фундамент, и сегодня, празднуя имена первоверховных из них - Петра и Павла, мы вспоминаем это великое деяние, совершенное апостолами. Оно не было простым, ибо основание бытия Церкви, формирование первых христианских общин вводило святых апостолов и Церковь в соприкосновение с окружавшим их миром. То был мир иудейской и греко-римской культуры, и мы знаем, что этот мир с трудом принимал апостольское слово.

Сегодня церковным служителям иногда кажется, что они живут в самое трудное время, ибо непросто усваивается слово Божие, обращенное к сознанию и сердцу современного человека. Но достаточно вспомнить апостольское время - хотя бы по тому, что мы слышали сегодня в чтении из Второго послания к Коринфянам. Апостол Павел рассказывает о себе: о том, что он был побиваем палками - пятикратно по 40 ударов без одного, побиваем камнями, изгоняем из городов и селений, терпел голод, и холод, и стужу, дважды тонул при кораблекрушениях, терпел скорби - и не только от внешних, но и от лжебратьев (см. 2 Кор. 11, 24-27). Это была жизнь, исполненная страданий и муки. Фундамент Церкви созидался не в тиши профессорских кабинетов, не за хорошую зарплату, не в комфортных условиях жизни - фундамент Церкви сформировался в борьбе и страданиях. А сколько апостолов - большинство из них - были умерщвлены и засвидетельствовали верность Христу не только подвигом жизни, но и самой смертью! И апостол Павел, усеченный мечом в Риме как римский гражданин, и первоверховный апостол Петр, распятый вниз головой во времена правления Нерона, символизируют все то, что было принесено на алтарь дела человеческого спасения.

Апостолы сформировали тот фундамент, на котором стала возрастать Церковь. Постепенно по милости Божией, огромным духовным напряжением преемников и продолжателей апостольского служения навстречу Христу стала открываться и внешняя культура. Многие из народа израильского стали первыми христианами, в том числе мучениками; и многие язычники, в том числе просвещенные хранители устоев греко-римской цивилизации, стали христианскими мучениками. А происходило это потому, что фундамент, созданный апостолами, был фундаментом не человеческим, но Божественным. Все великие мысли, великие учения, система ценностей, которые к этому фундаменту относятся, были определены не мудростью человеческой, а мудростью Божественной. Потому и знаем мы из слова Божиего, что врата ада не одолеют Церковь (см. Мф. 16, 18), никогда не разрушат этот фундамент.

И сегодня, вспоминая святых первоверховных апостолов, мы молимся им, чтобы они были ходатаями и молитвенниками и за нашу Церковь-мученицу, Церковь-исповедницу, за народ наш пред Престолом Божиим, чтобы сохранялась наша национальная жизнь в этих Божественных границах, что были очерчены святыми апостолами как система нравственных и духовных ценностей. Мы знаем, что когда национальная жизнь развивалась, не вступая в конфликт с этой системой ценностей, то мы достигали великих результатов, в том числе в созидании нашей культуры. Каким замечательным тому свидетельством является исторический храм Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади, этот шедевр архитектурного искусства! Трудно даже представить себе, каким богатым воображением, каким вкусом, каким стилем обладали те средневековые мастера, что положили на бумагу чертежи этого храма, а затем возвели его в кирпиче, в красках, поражающих сегодня весь род человеческий.

Но храм сей является памятником не только той духовной системе ценностей, в которых он родился как произведение культуры, но и неким свидетельством истинности слов Господа о том, что врата ада не одолеют Церковь. По крайней мере дважды этот храм должен был быть уничтожен. Первый раз - когда Наполеон устроил здесь конюшню, после чего просвещенный западноевропейский император приказал взорвать храм, но не успели захватчики совершить это зло. И второй раз страшная угроза нависла над храмом, когда был принят генеральный план развития города Москвы: на чертеже Красной площади, подготовленном в соответствии с тем планом, нет храма Василия Блаженного - его должны были уничтожить. Существуют разные легенды, почему это не произошло, кто-то в них верит, кто-то нет; но мы являемся свидетелями тому, что на главной площади Руси стоит незыблемо сей святой храм, являющий красоту духа апостольского предания, являющий силу духа нашего народа и силу его веры.

Как часто бывает в жизни, праздники и радость соседствуют с горем. Вот и сегодня мы молились о тех, кто в результате кораблекрушения на Волге лишился жизни. Если бы это было одиночным, из ряда вон выходящим событием - так ведь нет! Совсем недавно мы оплакивали невинных жертв авиационной катастрофы в Петрозаводске. Сколько же было таких жертв? А сколько было так называемых техногенных катастроф? А прошлое жаркое лето, унесшее жизни многих в результате пожаров? И ведь если присмотреться ко всем этим страшным бедам, то везде - так называемый человеческий фактор. Даже ссылка на устаревшую технику - разве это не ссылка на человеческий фактор? А если техника устарела, разве можно использовать ее с риском для человеческой жизни только для того, чтобы получить деньги?

И неслучайно, что все эти катастрофы сопровождаются, с одной стороны, примерами мужества, беззаветного подвига, и примерами трусости и безразличия - с другой. Как в случае с упавшим в Петрозаводске самолетом, так и в случае утопающих в Волге людей мы знаем, что были свидетели, которые фотографировали эти катастрофы на свои мобильные телефоны. Это значит, что в душе этих людей ничто не дрогнуло. Через что мы еще должны пройти как народ? Казалось бы, все было, включая грохот водопада на Саяно-Шушенской ГЭС, унесшего десятки человеческих жизней; не буду вспоминать и повторять - все эти трагедии на нашей памяти.

То, что сегодня происходит, - это вызов власти, обществу, всему народу. И мы не должны воспринимать случившееся прекраснодушно - мол, еще одна авария. Мы должны собрать силу духа, мобилизовать волю, финансовые средства, для того чтобы предотвратить возможные катастрофы в будущем. Но самое главное, народ наш должен понять, что не отсидеться никому в стороне, что горе может постигнуть каждого. Мы знаем, как это происходит и в катастрофах, и в террористических актах; а потому нормальной реакцией народа является сосредоточение сил, концентрация мысли на главном, воспитание своей воли и нравственного чувства. Но если доминантой нашей жизни будет по-прежнему стремление как можно больше заработать любыми путями, то нас ждут еще большие катастрофы.

Я обращаюсь сегодня ко всем, кто меня слышит, с амвона исторического храма Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади: соберем силы как народ, соберем их так, как собирали наши предки, выигрывая войны, продвигаясь на огромные расстояния, осваивая сибирские и дальневосточные земли, отражая врага, развивая свою национальную духовную и культурную жизнь. У России нет другого пути, как быть великим государством, потому что в противном случае России не будет.

Пусть поможет нам в этот день Господь, молитвами святых апостолов, осознать нашу общую ответственность за жизнь народа и страны, личную ответственность каждого - от малого до самого большого, с тем чтобы мы могли уже в пределах своей жизни сделать все для того, чтобы Отечество наше жило мирно, спокойно и благополучно. Да хранит вас всех Господь.

Источник: Официальный сайт Московского Патриархата

в начало вверх Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Собора славных и всехвальных двенадцати апостолов.

13 июля 2011 года, в праздник Собора славных и всехвальных двенадцати апостолов, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Двенадцати апостолов Патриарших палат Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с праздником Двенадцати апостолов. На второй день после прославления имен первоверховных апостолов Петра и Павла мы молимся Двенадцати апостолам, ближайшим ученикам Спасителя, тем, которые, разойдясь по вселенной, провозгласили весть о Христе Воскресшем, были свидетелями Его Воскресения, Его посланниками, Его апостолами.

Эта весть дошла и до нашей земли. По преданию, один из Двенадцати, апостол Андрей, проповедовал в южных рубежах исторической Руси, и именно с его именем связывается становление христианства на территории исторической Святой Руси. И неслучайно мы сегодня совершаем Божественную литургию в Кремле, в Патриаршем дворце - исторической резиденции Патриархов Московских и всея Руси, где домовый храм посвящен памяти святых Двенадцати апостолов. Апостолы - основатели Церкви. Они заложили фундамент, на котором постепенно стало воздвигаться здание Вселенской Церкви.

Если бы те, кто жил в апостольское время, увидели совершаемую нами сегодня Литургию, они бы многого не поняли. Так, как облачено ныне духовенство, апостолы не облачались. Песнопения, которые мы совершаем, молитвы, которые мы произносим, были, за редкими исключениями, неизвестны апостольскому веку. Что же означает это последующее развитие церковной жизни? Может быть, мы что-то делали неправильно? Может быть, и не следовало облачать духовенство в ризы, а следовало оставаться на молитве в обычной одежде, как оставались апостолы, приходя с улицы в евхаристическое собрание?

Ответ на этот вопрос очень важен, потому что в определенный период времени некоторые христиане вознамерились вернуться к простоте апостольского времени. Отказались от богослужений - тех, что сложились на протяжении тысячелетий, от облачений, от канонического, то есть законодательного, порядка в жизни Церкви, думая, что подобным «приближением» к простоте апостольского века они обновятся, помогут людям понять Церковь, сделают ее более открытой, понятной, а в результате храмы наполнятся людьми.

Но произошло все с точностью до наоборот - люди стали уходить из этих храмов, потому что попытка восстановить I век в контексте века девятнадцатого, двадцатого, а тем более двадцать первого невозможна. И, наверное, если бы жили апостолы, они бы немедленно осудили такие попытки. Потому что уже тогда, в апостольское время, проповедуя Христа, они обращались к каждому со своим словом. «Для всех я был всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых», - говорит апостол Павел (1 Кор. 9, 22).

Чудо исторического бытия Церкви на протяжении 2000 лет, сопровождавшихся гонениями, расколами, разделениями, чудо того, что Церковь сегодня существует и мы собираемся для молитвы, для совершения Таинства Евхаристии, для причащения Тела и Крови Господних, - свидетельствует о том, что Сам Бог Духом Своим присутствует в той общине, которая именуется Церковью и основания которой были положены апостолами. Апостолы действительно заложили фундамент. Они не могли, да и не должны были пытаться предвидеть все последующее культурное, интеллектуальное развитие рода человеческого. И даже если бы они могли все это предвидеть, они бы никогда не смогли создать общину, актуальную для каждого последующего времени, а тем более для каждого народа и каждой культуры. Это сделать невозможно, и не к этому их призвал Господь. Он призвал их к тому, чтобы они шли и были свидетелями Ему, Воскресшему, даже до края земли; чтобы они учили народ тому, чему Он их научил (см. Мф. 28, 19-20). И на этом фундаменте сами же апостолы стали возводить здание Святой Единой Соборной и Апостольской Церкви. И нельзя сказать, что в то время это здание было недостроенным. Оно достроено в каждый момент времени. В каждый момент времени в Церкви - полнота Святого Духа; в каждый момент времени в ней - полнота истины, которую не могут преодолеть никакая человеческая лжемудрость и даже врата ада (см. Мф. 16, 18).

Так на фундаменте, заложенном апостолами, стали возводиться дивные храмы. Их созидание шло в соответствии со всеми законами культурного развития рода человеческого, потому что люди привносили в созидание Церкви лучшее, что они имели, - высочайшие образцы своей культуры, своих знаний. Неслучайно мы совершаем сегодня службы не в катакомбах, как первые римские христиане, не в частных домах, как апостолы, а в дивных храмах, которые народ наш и христиане по всему миру строили и строят для того, чтобы своими делами, своими культурными достижениями прославить Бога, воздать Ему должное.

Вот так мало-помалу и развивалась историческая жизнь Церкви - на едином фундаменте, положенном Самим Господом и святыми апостолами. Развивалась применительно к каждой последующей эпохе, к каждой культуре, к каждой нации. И сегодня Вселенская Церковь есть некое Божие чудо, где объединяются люди разных национальностей и культур, молодые и старые, где стираются границы между национальностями, возрастом, материальным положением, значением человека с точки зрения его отношения к власти. Все человеческое, вторичное стирается в Церкви, и сохраняется только то, что ведет человека ко спасению.

Богу было угодно словно завести этот дивный механизм, который работает на протяжении 2000 лет, никогда не находясь в благоприятной обстановке. Не было такой эпохи за 2000 лет, когда обстановка, в которой жили христиане и развивалась церковная жизнь, была бы абсолютно благоприятной. И через эти тернии, через тучи и облака люди устремлялись к цели, к звездам - и ведь достигали этих звезд! И достигают сегодня неба как символа Божественного Царства:

Верим, что врата ада никогда не поколеблют Церковь. Верим в то, что фундамент, созданный святыми апостолами, выдержит любые самые страшные землетрясения. Но, веря в это, мы должны принять и ответственность за то, чтобы Церковь, живущая ныне, сохранила свою духовную силу, способность обращаться к народам с апостольской проповедью. Это требует от верующих людей, всех от мала до велика, способности защищать Церковь, оберегать ее, активно участвовать в ее жизни, дабы через внутреннюю, в том числе умственную работу мы освобождали церковную жизнь от возможных недостатков, несовершенства, становясь общиной горячей веры, общиной единомышленников, продолжающих в истории служение святых апостолов. Верим, что их молитвами Господь благословит апостольское служение нашей Церкви. Аминь.

Источник: Официальный сайт Московского Патриархата

в начало вверх


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления