Крестовоздвиженский храм в Самаре - 10.06.12-16.06.12 Неделя 1-я по Пятидесятнице, всех святых
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Самарская епархия, Безымянское благочиние

Крестовоздвиженский храм в Самаре

10.06.12-16.06.12 Неделя 1-я по Пятидесятнице, всех святых

 

Заговенье на Петров пост и начало поста.

В евангельском чтении недели (Мф.10:32-33, 37-38, 19:27-30) изображаются свойства истинного последователя Христова. Он должен: исповедовать свою веру, любить Господа больше всего на свете, нести свой крест Христа ради и по примеру Его и смиренно уповать на Бога, Который сторицей вознаграждает последователей Своих, как в настоящей, так и в будущей жизни. Апостольское чтение (Евр.11:33-12:2) примером ветхозаветных праведников побуждает нас к приобретению той силы веры, при помощи которой каждый христианин может достичь святости.

"Хвалите Бога во святыне Его" (Пс.150:1).

В эту неделю Церковь славит всех святых, ветхозаветных и новозаветных, прославленных между нами и известных только Богу. Они "Верою побеждали царства, творили правду, получали обетования". И к этому призван каждый из нас. Мы должны не только удивляться святым и почитать их, но и подражать им. Мы должны идти их путём, а этот путь есть путь к небу. Велики препятствия на этом пути: наши страсти и грехи. Но велика и награда - встреча с Христом.

Апостол Пётр призывает: "Будьте святы" (1Петр.1:16). Апостол Павел наставляет: "Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, : с терпением будем проходить предлежащее нам поприще" (Евр.12:1). Будем помнить об этом, вступая в пост, установленный в честь первоверховных апостолов. "Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе" (Фил. 4:13) - исповедует апостол Павел. "Довольно для тебя благодати Моей" (2 Кор. 12:9) - отвечает ему Господь.

"Просите, и дано будет вам" (Матф. 7:7) - обещает Христос. Радостного вам поста.

в начало Неделя всех святых.

Господа моего вся пою други:
Аще же кто хотя ко всем да идет
Господа нашего всех воспеваю друзей я.
Коль изволение есть, всяк пусть вступит в их сонм

Неделя всех святых продолжает собой празднование Пятидесятницы. Мы праздновали день рождения Церкви, и вот, подошёл восьмой день. В ветхозаветные времена на восьмой день мальчику делали обрезание и давали имя. Так на него налагали печать Завета с Богом. Святые - это те, кто явил на себе миру печать Нового Завета.

В День Святой Троицы, осиянные Духом Святым, люди были едины в любви и вновь понимали друг друга. По благодати Святого Духа просиял по всему миру в разное время сонм святых. И День всех святых соединяет всех нас нашими общими именинами. Если в другие дни мы вспоминаем святых поимённо, по отдельности, то в этот день мы вспоминаем всех святых всех времён и всех народов в их соборности в единой святой соборной апостольской Церкви. Велика и обильна наша Церковь святыми, каждый день мы их славим. Но много ещё и тех, кто послужил и угодил Богу, но по разным причинам и обстоятельствам остался неизвестным или забытым людьми. В этот день мы славим и их. Сегодня наш общий праздник - у всех у нас именины! Давайте же постараемся быть едины в любви ко Христу, как наши святые, хотя бы в этот день.

Этот день - заговенье на Петров пост. Славя святых, возьмём их за пример в грядущем посте и всей дальнейшей жизни, молитвенно обратимся к их ходатайству перед Богом, постараемся остаться в единстве с ними и друг с другом, утвердиться на пути, ведущем нас в их святой собор. Святость - это не удел отдельных личностей, а цель жизни каждого христианина.

в начало Феофан Затворник. Неделя Всех Святых. (Евр.11, 33-12, 2; Мф.10, 32-33, 37-38; 19, 27-30).
Святая Церковь всякий день творит память святых. Но так как были угодники Божии, безвестно подвизавшиеся, не явленные Церкви, то, чтобы не оставить и их без чествования, св. Церковь установила день, в который прославляет всех от века угодивших Богу, чтобы не осталось никого не прославляемого ею. Творить же это тотчас после сошествия Святого Духа узаконила она потому, что все святые соделались и соделываются святыми благодатью Святого Духа. Благодать Святого Духа приносит покаяние и оставление грехов, она же вводит в борьбу со страстями и похотями и венчает этот подвиг чистотою и бесстрастием. И таким образом является новая тварь, годная для нового неба и новой земли. Поревнуем же и мы идти вслед святых Божиих. Как это делать - учит нынешнее Евангелие: оно требует небоязненного исповедания веры в Господа, преимущественной любви к Нему, поднятия креста самоотвержения и сердечного от всего отрешения. Положим же начало по этому указанию.
[Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. http://days.pravoslavie.ru/Days/today.htm#feofan]

в начало Протоиерей Родион Путятин. Поучение в Неделю Всех Святых.
Какой-то иудейский законник спросил однажды Иисуса Христа: Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Вопрос, кажется, самый простой, но ответить на него, слушатели, нелегко. В самом деле, как спастись, как наследовать жизнь вечную? Что мы должны для этого делать, как мы должны для этого вести себя? Примеры святых, конечно, всего лучше могли бы нам помочь в этом случае; но эти примеры так бесчисленны и разнообразны, что не знаешь, которому последовать: один жил так, другой иначе; один делал то, другой совсем другое. Один спасался в пустыне, другой среди городского шума; один в храме, другой на поле брани; один проводил дни и ночи в посте, другой пил и ел; один принимал всех к себе, a другой никого не пускал. Словом сказать, жизнь святых и разнообразна, и часто одна другой противоположна.

Итак, слушатели, что же мы должны делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус Христос разрешил этот вопрос таким образом. Он сказал законнику: люби Бога более всего, a ближнего, как самого себя. Так поступай, и будешь жить, т. е. спасешься.

Но как можем мы исполнить этот закон? Как можем доказать нашу любовь к Богу и ближним? Разрешим, слушатели, этот вопрос. Не с тем, впрочем, чтобы только узнать и забыть; но чтобы поступать так, как разрешим. Разрешим же его в коротких словах, чтобы было памятнее и понятнее.

Живите так, как велит совесть и закон Божий. Что совесть запрещает и закон Божий не видит, - того никогда не надобно делать; напротив, что совесть одобряет и закон Божий повелевает, - то непременно надобно делать. Слушайтесь своей совести и закона Божия.

Кто слушается закона Божьего и своей совести, тот непременно спасается, где бы он ни был и как бы он ни жил. Ты в мире живешь, живи; только живи так, как тебе велит закон и совесть, и ты спасешь свою душу; ты отказался от мира, хорошо, - живи по совести и закону: иначе и в пустыне не спасешься; ты пьешь и ешь: пей и ешь; только пей и ешь, что одобряет совесть и закон; ты постишься, постись; только ничего не делай против совести и закона: иначе и пост тебя не спасет; ты занимаешься торговлей, торгуй; только торгуй так, как велит совесть и закон Божий, и ты не погубишь своей души. Ты служишь и работаешь; знай свое дело, работай и служи так, как велит совесть и закон, и ты спасешься. Вообще, делайте и поступайте по вашему званию и состоянию; но делайте, как велит совесть.

Оттого и происходит, слушатели, что жизнь святых так разнообразна, так, по-видимому, одна другой противоположна; они находились в различных обстоятельствах, занимали различные должности, были различных званий, жили в различных местах, - потому то и делали различное, поступали неодинаково; но поступали всегда и делали все по своей совести и по закону Божьему. Оттого все и наследовали жизнь вечную.

Итак, слушатели, чтобы вы ни делали, как бы вы ни жили, где бы ни находились, - поступайте только по своей совести и по закону Божьему, - и вы спасетесь.

Что совесть и закон одобряет, то всегда свято. Аминь.

[Путятина, P., прот. Полн. собр. поучений, стр. 94.]

в начало Петров (Апостольский) пост.
С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед церковным празднованием памяти святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла (12 июля, 29 июня с.с.). Таким образом, его продолжительность различна и зависит от дня празднования Пасхи. В этом году пост продолжается 31 день.

Название поста связано с тем, что 1) он совершается по примеру апостолов, постом и молитвою готовивших себя к всемирной проповеди Евангелия после получения даров Святого Духа, 2) установление его восходит к апостольским временам, 3) продолжается до дня, в который Церковь воспевает "Петрову твердость и Павлов разум". Бл. Семион Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, "потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания... и воздержания".

Как пишет св. Лев Великий, "После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа".

По уставу наиболее строгие ограничения в пище (сухоядение) налагаются на православных по средам и пятницам. В понедельник разрешается употреблять горячую пищу без елея. В остальные дни позволяются рыба, грибы, крупы с растительным маслом. [Официальный сайт Московского Патриархата http://www.patriarchia.ru ]

Много интересного о Петровом посте и постах вообще Вы можете узнать на сайтах Православный пост (http://www.pravpost.org.ua/) и Прапославные посты и праздники (http://www.pasxa.eparhia.ru/oposte/).

в начало Прот. Виктора Гурьев. Пролог в поучениях: пост духовный.(http://www.pagez.ru/prolog/)
Некоторые из простецов-христиан думают, что пост должен состоять в воздержании от пищи и пития, и только. Не есть в пост рыбы или не вкушать масла и вина - этим, по их мнению, и исчерпывается вся заповедь о посте. Но так ли? Нет. Поститься, правда, и телесно должно, но с воздержанием телесным непременно должен быть соединен и пост духовный. Так учит и святая Церковь. "Постящеся, говорит она, братие, телесне, постимся и духовно". Что же это за духовный пост, и почему необходим он?

Св. Отцы так определяют его. "Если постишься, покажи от дел твоих. Каких? Видев нищего, помилуй; с врагом помирись; человеку, находящемуся в счастье, не завидуй; на жену, сияющую красотою, не гляди. Постись нелицемерно; постись и очами, и сердцем, и ушами, и руками, и всеми твоими членами... Руки воздержи от присвоения того, что тебе не принадлежит, ноги от хождения на игрища; слух удержи от слышания оклеветания и лжи, и пусть постятся и уста твои, воздерживаясь от осуждения (Прол. Апр. 9).

Таков, братие, пост духовный. Он нам необходим, потому что без него пост телесный теряет всякое значение. "Что пользы, говорит, истончевать тело воздержанием, когда дух гордостью распыхается? Какую похвалу получим за бледность от поста, когда мы бледнеем от зависти? Какая добродетель не пить вина, а гневом и ненавистно упиваться?" (Посл. 14, том. 2). - "Ничтоже бо есть, говорится в Прологе, - еже не ясти мяс или рыб, снедати же плоти братий оклеветанием" (Прол. Апр. 9).

Итак, постящеся телесно, постимся и духовно, т.е. внешние действия поста сообразим с внутренними. Очищая тело воздержанием, очистим и ум от помыслов суетных, и сердце от желаний лукавых. Умерщвляя тело постом, умертвим и страсти: гнев, похоть злую, жадность к наживе и тому подобное зло. Украшая тело телесным постом, украсим и душу добродетелями: милосердием, кротостью, смирением, с врагами примирением, милостынею. Вот это и будет истинный пост, и Богу приятный, и для нас, следовательно, спасительный. Аминь.

в начало Преподобный Серафим Саровский о посте.
Подвигоположник и Спаситель наш Господь Иисус Христос пред выступлением на подвиг искупления рода человеческого укрепил Себя продолжительным постом. И все подвижники, начиная работать Господу, вооружали себя постом и не иначе вступали на путь крестный, как в подвиге поста. Самые успехи в подвижничестве измеряли они успехами в посте. К строгому посту святые люди приступали не вдруг, делаясь постепенно и мало-помалу способными довольствоваться самою скудною пищею. Преподобный Дорофей, приучая ученика своего, Досифея, к посту, постепенно отнимал от стола его по малой части, так что от четырех фунтов меру его ежедневной пищи низвел до восьми лотов хлеба.

При всем том святые постники, к удивлению других, не знали расслабления, но всегда были бодры, сильны и готовы к делу. Болезни между ними были редки, и жизнь их текла чрезвычайно продолжительно. В той мере, как плоть постящегося становится тонкою и легкою, духовная жизнь приходит в совершенство и открывает себя чудными явлениями. Тогда дух совершает свои действия как бы в безтелесом теле. Внешние чувства точно закрываются, и ум, отрешаясь от земли, возносится к небу и всецело погружается в созерцание мира духовного.

Однако ж не всякий сможет наложить на себя строгое правило воздержания во всем или лишить себя всего, что может служить к облегчению немощей. "Могий вместити да вместит"(Мф.19,12).

Пищи употреблять должно кмждый день столько, чтобы тело, укрепясь, было другом и помощником душе в совершении добродетели; иначе может быть и то что при изнеможении тела и душа ослабеет. По пятницам и средам, особенно же в четыре поста, пищу, по примеру отцов, употребляй один раз в день,- и Ангел Господень прилепится к тебе.

в начало День России. Отмечается 12 июня, в день принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР, с 1992 г. Как сказал В. В. Путин, "С этого документа начался отсчет нашей новой истории. Истории демократического государства, основанного на гражданских свободах и верховенстве закона. А его главный смысл - это успех, достаток и благополучие граждан". Сначала праздник и назывался "Днём принятия Декларации о государственном суверенитете России". С 2002 года праздник получил название "День России".

Подробнее о празднике Вы можете узнать на сайте "День России" (http://denrossii.ru)

в начало Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908). В четверг, 14 июня мы вспоминаем Праведного Иоанна Кронштадтского (прославление 1990).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился в семье Сергиевых, в роду потомственных священников. Окончил Архангельскую Духовную семинарию первым по успеваемости и Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Женился на дочери протоиерея Константина Несвитского Елизавете. Супруги приняли на себя подвиг девства. По рукоположении молодой священник был назначен в собор апостола Андрея Первозванного в Кронштадте. Пастырский долг отец Иоанн видел в непрестанной молитве, в духовно-нравственном врачевании людей, облегчении участи нищих, бездомных, сирот. Его благотворительность и бескорыстие были безграничны. "У меня своих денег нет, - говорил отец Иоанн. - Мне жертвуют, и я жертвую". Им были основаны "Дом трудолюбия" с детской библиотекой, бесплатной начальной школой и мастерскими, попечительства для помощи бедным, ночлежный и странноприимный дома, монастыри и храмы в разных епархиях.

Истинной здравницей скорбящих душ отец Иоанн считал храм Христов, а самым действенным средством исцеления - Божественную литургию. К нему на исповеди, длившиеся иногда по 12 часов, приходило до 6 тысяч человек. Отец Иоанн совершал Литургию почти каждый день. Ревность о Боге и людях Божиих стяжала ему дар дерзновенной молитвы и исцеления. Имя отца Иоанна было широко известно: со всей России, из Европы, Индии, Америки ему присылали тысячи писем и телеграмм с просьбами о молитве. Святитель Феофан Затворник писал: "Отец Иоанн Кронштадтский - Божий человек. Молитва его доходит к Богу по великой вере его".

Похоронен отец Иоанн в нижнем храме основанного им в декабре 1902 года Иоанновского женского монастыря на р. Карповке в Петербурге. Ныне монастырь возрожден и с 1992 г. является ставропигиальным.

Прославлен святой праведный Иоанн Кронштадтский Собором 1990 года. Память празднуется 1 (14) июня и 20 декабря (2 января).

в начало Преподобный Варлаам Хутынский (+ 1192 г.). В 1-ю пятницу Петрова поста (переходящее празднование) мы славим преподобного Варлаама Хутынского.

Преподобный Варлаам Хутынский жил в ХII веке, был сыном знатного новгородца и свои детские годы провел в Новгороде. В юношеском возрасте, удалившись в подгородний Лисичий монастырь, преподобный Варлаам принял постриг. Затем он поселился на уединенном холме над Волховом, в урочище, называвшемся Хутынь, в 10 верстах от Новгорода. В уединении преподобный Варлаам проводил суровую жизнь, совершая непрестанные молитвы и соблюдая очень строгий пост. Он ревностно подвизался в трудах: cам рубил лес, пилил дрова, пахал землю, исполняя слова Священного Писания: "Аще кто не хощет делати, ниже да яст" (2Сол.3:10).

Да будут эти слова назиданием всем нам.

К нему собрались некоторые из жителей Новгорода, желавшие разделить с преподобным труды и подвиги. Поучая приходивших, преподобный Варлаам говорил: "Чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям. Будьте всегда кротки и ко всем относитесь с любовью. Сия добродетель - начало и корень всякого добра".

Вскоре была воздвигнута церковь в честь Преображения Господня и основан монастырь. Господь ниспослал преподобному для служения ближним дар чудотворений и прозорливости. Когда дни его приближались к концу, по Божию изволению прибыл из Константинополя священноинок Антоний - сверстник и друг преподобного. Блаженный, обращаясь к нему, сказал: "Возлюбленный брат мой! Божие благоволение почивает над сею обителью. Ныне я передаю в твои руки сей монастырь. Блюди его и заботься о нем. Я уже отхожу к Царю Небесному. Но не смущайся этим: телом я покидаю вас, духом же всегда буду с вами". Преподав наставление своей братии, заповедав хранить православную веру и постоянно пребывать в смирении, преподобный Варлаам преставился ко Господу 6 ноября 1192 года.

в начало В субботу мы вспоминаем перенесение святых мощей благоверного царевича Димитрия.

Перенесение святых мощей благоверного царевича Димитрия, убитого 15 мая 1591 года, из Углича в Москву совершилось в 1606 году. Побуждением к этому было желание, по выражению царя Василия Шуйского, "уста лжущия заградить и очи неверующия ослепить глаголющим, яко живый избеже (царевич) от убийственных дланей", ввиду появления самозванца, объявлявшего себя истинным царевичем Димитрием. Торжественно были перенесены святые мощи и положены в Архангельском соборе Московского Кремля, "в приделе Иоанна Предтечи, идеже отец и братья его". После многочисленных чудесных исцелений от святых мощей в том же 1606 году "составиша празднество царевичу Димитрию трижды в год - рождение (19 октября), убиение (15 мая), перенесение мощей к Москве (3 июня)".


Назад к списку

Новости

Все новости


Объявления

  • Храму срочно требуются
  • 03 Февраль 2016
  • Храму срочно требуются: чтец, певчие, алтарник.

    Обращаться к настоятелю о. Владимиру

  • Внимание!
  • 18 Май 2012
  • Начал работать сайт нашего прихода. Будем рады любой помощи в создании и функционировании сайта. Ждём Ваших советов - как и что необходимо отражать на сайте.

Все объявления